Торпеда советской эпохи “Шквал” произвела революцию в подводной войне, пишет TNI. Модернизация суперкавитационной торпеды "Шквал" заложена в российскую госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы. В статье отмечается, что торпеда «Шквал» была одним из самых инновационных видов подводного оружия, разработанного Советским Союзом.
Самая быстрая торпеда в мире: название, скорость и разрушительные последствия
Скорость движения — 45 узлов. Имела два канала наведения: акустический и по кильватерному следу. Единственное достоинство — глубина пуска до 1000 м. На этом фоне "Физик" был настоящим прорывом.
Максимальная дальность — 50 км. Наводится на цель при помощи двухканальной головки самонаведения. Есть возможность управлять ходом торпеды по кабелю.
Еще одно достоинство по сравнению с торпедами предыдущих поколений: в качестве движителя на нем используются не гребные винты, а водомет. Это существенно снижает шумность хода торпеды. По некоторым данным, "Футляр" обладает еще более совершенными характеристиками.
Как говорят специалисты, новая отечественная торпеда не только более малошумная и быстрая, но и более дальнобойная. Внешне это зеленая труба длиной 7,2 м со сплющенным носовым обтекателем и раскрытыми "плавниками" — рулями управления. Главное ноу-хау внутри — аксиально-поршневой двигатель.
По принципу действия он похож на обычный мотор автомобиля. Но поршни торпедного двигателя ходят не вертикально или под углом относительно вала, а параллельно. В качестве движителя на торпеде также стоит водомет.
По первому параметру он превосходит самую современную американскую торпеду Mk48 mod. До настоящего времени торпедами "Физик" оснащали корабли проекта 955 типа "Борей" и 885 типа "Ясень". Боезапас на них составляет 40 и 30 единиц соответственно.
Таким образом сопротивление жидкости стремится к нул ю, а подводный аппарат соприкасается с ней только через кавитатор, устройство, смонтированное в носовой части. Он имеет особую конструкцию, помогающую быть облаку газа или пара более стабильным. Во время такого движения высвобождается значительная энергия, а скорость движения объекта также значительно возрастает. Однако, кавитация отрицательно сказывается на ресурсе основных деталей торпеды, а шум ее винтов становится более заметным для гидроакустических систем. Интересно, что при достижении кавитации, ни форма, ни физические размеры торпеды уже не имеют значения и не влияют на ее путь к цели. Эта концепция стала базой для создания нового поколения подводного оружия, работающего на сверхскоростях. Разработка «Шквала» была начата в 1963 году, а в 1977 году проект финишировал. Торпеда получила реактивные двигатели. Обычные двигатели не могли обеспечить тягу, которая бы позволила развить скорость под водой в 100 метров в секунду.
Таких скоростных показателей разработчикам удалось добиться благодаря снижению сопротивления оружия. Для этого был применен режим суперкавитации, когда вокруг снаряда образуется пар. Фактически, торпеда движется в своей плоскости, похожей на пузырь. По мнению автора статьи, эта торпеда может «в одночасье покорить весь мир».
Эти сообщения считались спланированной дезинформацией. А ученые СССР спокойно заканчивали испытания высокоскоростной самодвижущейся подводной мины. Торпеда «Шквал» всеми военными экспертами признана оружием, которое не имеет аналогов в мире. Она уже много лет стоит на вооружении ВМФ. Тактика применения торпеды Комплекс «Шквал» снабжен нестандартной тактикой применения для торпед. Носитель, на котором она находится, обнаружив вражеский корабль, производит обработку всех характеристик: направление и скорость движения, расстояние.
Вся информация заносится в автопилот самодвижущейся мины. После пуска она начинает движение строго по заранее рассчитанной траектории. У торпеды отсутствуют система самонаведения и корректировки заданного курса. Этот факт с одной стороны является преимуществом, а с другой — недостатком. Никакие помехи, встретившиеся на пути, не помешают «Шквалу» отклониться от заданного курса. Он на громадной скорости стремительно приближается к цели, и у противника не остается ни малейших шансов на совершение маневра. Но если вдруг вражеское судно неожиданно изменит направление своего движения, то цель не будет поражена. Описание устройства и двигателя При создании высокоскоростной ракеты использовались фундаментальные исследования российских ученых в области кавитации. Реактивный двигатель сверхзвуковой торпеды «Шквал» состоит из: Стартового ускорителя, используемого для разгона торпеды. Он работает четыре секунды, используя жидкое топливо, а потом происходит отстыковка.
Маршевого двигателя, доставляющего мину к цели. В качестве топлива применяются гидрореагирующие металлы — алюминий, литий, магний, которые окисляются забортной водой.
Российская торпеда ВА-111 «Шквал» вызвала обеспокоенность у Пентагона
Что за суперторпеды «Шквал» стоят на вооружении российских подлодок? | Пресса в России сообщает, что российская ВА-111 «Шквал» – это суперкавитирующая торпеда, способная развивать скорость в 370 километров в час, что более чем в четыре раза превышает. |
Российская торпеда «Шквал» напугала ВМС США - Оборона - | Торпеда «Шквал» способна продвигаться под водой с феноменальной скоростью – 500 км/ч. |
В США рассказали об уникальности российской подводной ракеты «Шквал»
С тех пор торпеды и пусковые аппараты всё больше распространялись и модернизировались. Со временем возникли особые военные корабли — миноносцы, для которых торпедное оружие было основным. Первые торпеды оснащались пневматическими либо парогазовыми двигателями, развивали относительно небольшую скорость, и на марше оставляли за собой отчетливый след, заметив который военные моряки успевали сделать маневр — увернуться. Создать подводную ракету на электродвигателе удалось только германским конструкторам перед Второй мировой. Необходимость совершенствования подводных лодок и торпедного оружия Советскому Союзу диктовали США с их отличной системой ПВО, делавшей американский морфлот почти неуязвимым для бомбардировочной авиации. Проектирование торпеды, превосходящей существующие отечественные и зарубежные образцы скоростью благодаря уникальному принципу действия, стартовало в 1960-е годы.
Руководил разработкой, давно и надолго откомандированный в Москву с Украины Г. Логвинович — с 1967 г. По другим данным, группу конструкторов возглавлял И. В 1965 новое оружие было впервые испытано на озере Иссык-Куль в Киргизии, после чего система «Шквал» более десяти лет дорабатывалась. Перед конструкторами была поставлена задача сделать ракету-торпеду универсальной, то есть рассчитанной на вооружение как подлодок, так и надводных кораблей.
Угроза Дальность действия «Шквала» также вызывает беспокойство, поскольку она указана на уровне 7000 метров. Если, конечно, подводные лодки, запускающие торпеды, не были замечены и не были уничтожены до того, как заняли позицию для ведения огня, или просто не смогли обнаружить сверх «тихие» ударные подводные лодки ВМС США и подводные лодки с баллистическими ракетами. Суперкавитация обеспечивается так называемой «газовой полостью», поддерживаемой коническим диском. Четыре выдвижных цилиндра в задней части носовой части обеспечивают устойчивость корпуса торпеды и отсутствие контакта со стенками пузыря, в котором она движется. В задней части торпеды расположены отклоняемые рули. Основную ракету-носитель окружают восемь малых ракет. Главный двигатель включается, когда оружие достигает суперкавитационной скорости», — пишут авторы упоминаемого эссе.
Иранский фактор Если российские суперкавитационные торпеды сами по себе в США не вызывают достаточного беспокойства, то Пентагону пора обратить внимание на сообщения Ирана, что его военно-морской флот также имеет такое оружие. В отчете Forbes многолетней давности объясняется, как Иран испытал свою суперкавитационную торпеду Hoot в Ормузском проливе в 2017 году.
Данное явление имело название суперкавитация. Это существенно затрудняет манёвры, так как при изменении курса движения некоторая часть торпеды выходит за пределы кавитационной области, что влечёт за собой гидроудар за счёт столкновения с жидкостью на скорости 370 километров в час. Из-за ограничения манёвренных возможностей, первые версии "Шквала", практически не имели системы наведения, и атаки должны были быть довольно прямолинейными, буквально.
Однако, торпеду планировалось оснастить ядерной боевой частью, а это несколько нивелировало слабую точность и практически нулевую манёвренность. Инфографика Изначально "Шквал" задумывался как оружие для быстрой атаки подлодок НАТО, доставляющее ядерный заряд к цели на невиданных ранее скоростях. Торпеда имеет стандартный диаметр 533 миллиметра и несёт боеголовку весом 210 килограммов 150 килотонн в тротиловом эквиваленте для ядерной версии. Максимальная дальность стрельбы составляет скромные по современным меркам 7 километров 13 км у обновлённой версии. Но как и у любого вооружения, у него есть недостатки.
Например, ракетный двигатель и кавитационный пузырь издают много шума. Любая подводная лодка, выпустившая кавитирующую торпеду, быстро будет обнаружена радарами противника. Однако такое быстрое оружие может уничтожить врага ещё до того, как он успеет воспользоваться полученной информацией.
Возможно, именно ее имел в виду Борис Обносов, говоря о "перспективных изделиях". О "Футляре" известно немного: это преемник торпеды "Физик", которая в свою очередь заменила принятую на вооружение в 1980 году 533-мм торпеду УЭСТ-80. Последняя действительно устарела.
Дальность хода — всего 18 км. Скорость движения — 45 узлов. Имела два канала наведения: акустический и по кильватерному следу. Единственное достоинство — глубина пуска до 1000 м. На этом фоне "Физик" был настоящим прорывом. Максимальная дальность — 50 км.
Наводится на цель при помощи двухканальной головки самонаведения. Есть возможность управлять ходом торпеды по кабелю. Еще одно достоинство по сравнению с торпедами предыдущих поколений: в качестве движителя на нем используются не гребные винты, а водомет. Это существенно снижает шумность хода торпеды. По некоторым данным, "Футляр" обладает еще более совершенными характеристиками. Как говорят специалисты, новая отечественная торпеда не только более малошумная и быстрая, но и более дальнобойная.
Внешне это зеленая труба длиной 7,2 м со сплющенным носовым обтекателем и раскрытыми "плавниками" — рулями управления. Главное ноу-хау внутри — аксиально-поршневой двигатель. По принципу действия он похож на обычный мотор автомобиля. Но поршни торпедного двигателя ходят не вертикально или под углом относительно вала, а параллельно.
Ракета-торпеда «Шквал» — уникальная разработка советских оружейников
Образованию кавитационного пузыря способствует специальное устройство в носовой части ракеты-торпеды — кавитатор. Кавитатор на «Шквале» представляет собой наклоненную плоскую шайбу, в центре которой размещено отверстие для забора воды. Через это отверстие вода поступает в двигательный отсек, где происходит окисление топлива. На краях же шайбы кавитатора и образуется кавитационный пузырь. В этом пузыре ракета-торпеда буквально летит. Модернизированная версия «Шквала» может поражать корабли противника на дальности до 13 километров.
По сравнению с дальностью обычных торпед 30—140 километров это немного, и в этом заключается главный недостаток боеприпаса. Дело в том, что в полете ракета-торпеда издает сильный шум, демаскирующий позицию подлодки, запустившей ее. Ракета-торпеда, летящая в кавитационном пузыре, не может маневрировать. Это вполне понятно: в кавитационной полости боеприпас не может взаимодействовать с водой, чтобы изменить направление. Кроме того, резкая смена траектории движения приведет к частичному схлопыванию кавитационной полости, из-за чего часть ракеты-торпеды окажется в воде и на большой скорости разрушится.
Изначально «Шквал» оснащался ядерной боевой частью мощностью 150 килотонн, которую позднее заменили обычной фугасной боевой частью с взрывчатым веществом массой 210 килограммов. Сегодня, помимо России, кавитирующие торпеды имеют на вооружении Германия и Иран. В 2014 году Технологический институт Харбина представил концепцию подводной лодки, способной перемещаться под водой на около- или даже сверхзвуковой скорости. Разработчики объявили, что такая подводная лодка сможет доплывать от Шанхая до Сан-Франциско около десяти тысяч километров примерно за один час и 40 минут. Перемещаться подлодка будет внутри кавитационной полости.
Новый подводный корабль получит кавитатор в носовой части, который будет начинать работать на скорости более 40 узлов. Затем подлодка сможет быстро набрать маршевую скорость. За движение подлодки в кавитационной полости будут отвечать ракетные двигатели. Скорость звука в воде составляет около около 5,5 тысячи километров в час при температуре 24 градуса и солености 35 промилле. Представляя свою концепцию, разработчики отметили, что прежде, чем создать новую подлодку, необходимо решить несколько проблем.
Одной из них является нестабильность кавитационного пузыря, внутри которого должна лететь подлодка. Кроме того, необходимо найти надежный способ управлять кораблем, движущимся под водой со сверхзвуковой скоростью. В качестве одного из вариантов рассматривается возможность сделать рули, которые бы выдвигались за пределы кавитационной полости. Между тем в начале 2000-х годов Центральное конструкторско-исследовательское бюро спортивного и охотничьего оружия тульского Конструкторского бюро приборостроения решило использовать явление кавитации при создании нового автомата для боевых пловцов. Речь идет об АДС автомат двухсредный специальный — автомате, способном одинаково эффективно вести огонь как на воздухе, так и под водой.
Оружие выполнено по схеме булл-пап ударно-спусковой механизм расположен в прикладе и имеет интегрированный гранатомет.
Скопировано Фото: Минобороны РФ Революцию в подводной войне произвела российская ракета-торпеда ВА-111 «Шквал», развивающая скорость до 370 километров в час. Как правило, для движения в торпедах применяются гребные винты или насосно-компрессорные установки. В «Шквале» же от этой идеи отказались и поставили туда ракетный двигатель, а также использовали суперкавитацию.
Конструкция торпеды Шквал Разработчики Шквала стремились воплотить в жизнь замысел подводной ракеты, от которой никаким маневром не сможет увернуться большой вражеский корабль. Посмотрите также Читать Схема гидрореактивной ракеты Шквал Коллективу конструкторов удалось реализовать казавшееся невозможным — создать подводно-торпедное оружие на реактивной тяге, успешно преодолевающее сопротивление воды за счет движения в суперкавитации. Уникальные скоростные показатели стали былью в первую очередь благодаря двойному гидрореактивному двигателю , включающему стартовую и маршевую части. Первая дает ракете максимально мощный импульс при пуске, вторая — поддерживает быстроту движения.
Стартовый двигатель — жидкотопливный, он выводит Шквал из торпедного комплекса и сразу отстыковывается. Маршевый — твердотопливный, использующий морскую воду в качестве окислителя-катализатора, что позволяет ракете двигаться без винтов в задней части. Суперкавитацией называется перемещение твердого предмета в водной среде с образованием вокруг него «кокона», внутри которого только водный пар. Такой пузырь значительно снижает сопротивление воды. Надувается и поддерживается он специальным кавитатором, содержащим газогенератор для наддува газов. Самонаводящаяся торпеда поражает цель с помощью соответствующей системы управления маршевым двигателем. Без самонаведения Шквал попадает в точку согласно заданным на старте координатам.
М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды. ВА-111 «Шквал» — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г. ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г.
Торпеда предположительно может оснащаться системой самонаведения и иметь массу БЧ 350 кг. СМИ, 17. Судя по всему модернизация будет вестись заводом-изготовителем — то есть ПО «Дагдизель» г. Каспийск, генеральный конструктор — Шамиль Алиев. Технические характеристики.
В США назвали российскую торпеду «Шквал» угрозой американским кораблям
Когда отрезали под водой носовой отсек специальными тросами, иностранные специалисты были крайне удивлены,что прочный корпус подлодки,так легко поддался этой операции. И второе-торпеда МК48 с урановой головкой,как раз и предназначена для поражения подобных целей. Статья 2001 года, там тоже сказано что мк-48 пробить прочный корпус не может, но она была выпущена с донной установки типа как заложенная мина и шла на звук открытой крышки торпедного аппарата при подготовке к торпедной стрельбе, автор пишет что в это время оттуда идёт серия звуков, мк-48 вошла в торпедный аппарат до выстрела нашей торпеды и подорвала своим взрывом, нашу торпеду с боезопасом 2000кг. Вообщем сложно, я не спец но вот интересно, сколько времени открыта крышка ТА, если мк-48 смогла запеленговать звук, выстрелила из своей установки и успела дойти до Курска до того как Курск выстрелил свою торпеду. Вот ссылка zavtra.
Вик 15 марта 2012, 23:58 читал эту статью..... Так же эти торпеды оборудованы системой многократной атаки, которая применяется при потере цели. Торпеда самостоятельно осуществляет поиск, захват и атаку цели. Электроника торпеды настроена таким образом, чтобы поражать лодку в конце торпедного отсека, в районе командного поста,но может наводиться акустикой по записанным шумам лодок,шахт,....
Степан 17 марта 2012, 11:07 Адресовано олег35 да но резка металла и разрушение его ударом -разные вещи! Вы легко распилите не закаленную сталь обычной ручной ножовкой, но пробить её же гвоздём будет трудно из-за вязкости.
При этом он не уточнил, как долго Курбанов прожил у них.. Работник общежития добавил, что Курбонов проживал в комнате на четвертом этаже. Вместе с ним проживали еще десять человек. По версии следствия, Курбонов предоставил средства на подготовку теракта, обеспечил своих сообщников средствами связи, организовал и оплатил телефонные переговоры.
До середины 1990-х годов проект был засекречен. Торпеда получила прямоточный гидрореактивный двигатель, а для снижения лобового сопротивления, которое создает вода, использовали суперкавитацию. Горячий выхлоп двигателя направляли вперед для превращения воды в пар. При движении «Шквал» создает перед собой пузырь пара, поэтому торпеда сталкивается с меньшим лобовым сопротивлением.
Со временем возникли особые военные корабли — миноносцы, для которых торпедное оружие было основным. Первые торпеды оснащались пневматическими либо парогазовыми двигателями, развивали относительно небольшую скорость, и на марше оставляли за собой отчетливый след, заметив который военные моряки успевали сделать маневр — увернуться. Создать подводную ракету на электродвигателе удалось только германским конструкторам перед Второй мировой. Необходимость совершенствования подводных лодок и торпедного оружия Советскому Союзу диктовали США с их отличной системой ПВО, делавшей американский морфлот почти неуязвимым для бомбардировочной авиации. Проектирование торпеды, превосходящей существующие отечественные и зарубежные образцы скоростью благодаря уникальному принципу действия, стартовало в 1960-е годы. Руководил разработкой, давно и надолго откомандированный в Москву с Украины Г. Логвинович — с 1967 г. По другим данным, группу конструкторов возглавлял И. В 1965 новое оружие было впервые испытано на озере Иссык-Куль в Киргизии, после чего система «Шквал» более десяти лет дорабатывалась. Перед конструкторами была поставлена задача сделать ракету-торпеду универсальной, то есть рассчитанной на вооружение как подлодок, так и надводных кораблей. Также требовалось довести до максимума скорость движения.
Есть ли торпеда опаснее "Шквала"? (ФОТО, ВИДЕО)
При движении торпеды вода у головной части будет нагреваться и испаряться. Данное явление имело название суперкавитация. Это существенно затрудняет манёвры, так как при изменении курса движения некоторая часть торпеды выходит за пределы кавитационной области, что влечёт за собой гидроудар за счёт столкновения с жидкостью на скорости 370 километров в час. Из-за ограничения манёвренных возможностей, первые версии "Шквала", практически не имели системы наведения, и атаки должны были быть довольно прямолинейными, буквально. Однако, торпеду планировалось оснастить ядерной боевой частью, а это несколько нивелировало слабую точность и практически нулевую манёвренность. Инфографика Изначально "Шквал" задумывался как оружие для быстрой атаки подлодок НАТО, доставляющее ядерный заряд к цели на невиданных ранее скоростях. Торпеда имеет стандартный диаметр 533 миллиметра и несёт боеголовку весом 210 килограммов 150 килотонн в тротиловом эквиваленте для ядерной версии. Максимальная дальность стрельбы составляет скромные по современным меркам 7 километров 13 км у обновлённой версии. Но как и у любого вооружения, у него есть недостатки. Например, ракетный двигатель и кавитационный пузырь издают много шума. Любая подводная лодка, выпустившая кавитирующую торпеду, быстро будет обнаружена радарами противника.
В США оценили опасность российской скоростной торпеды «Шквал» для своего флота Эта торпеда в 4 раза быстрее других Американский военный аналитик Крис Осборн в статье для американского издания 19FortyFive объяснил опасность российской скоростной торпеды ВА-111 «Шквал». В силу этого увеличиваются риски для кораблей и субмарин, которые пытаются уйти от обнаружения. При этом стоит учитывать и дальность стрельбы «Шквалом».
Он резко снижает сопротивление, позволяя быстро перемещаться по воде, отметили обозреватели. Основное преимущество торпеды — огромная маршевая скорость 100 метров в секунду. Ранее украинский военнослужащий назвал самое страшное российское оружие, применение которого он видел на поле боя.
Однако, кавитация отрицательно сказывается на ресурсе основных деталей торпеды, а шум ее винтов становится более заметным для гидроакустических систем. Интересно, что при достижении кавитации, ни форма, ни физические размеры торпеды уже не имеют значения и не влияют на ее путь к цели. Эта концепция стала базой для создания нового поколения подводного оружия, работающего на сверхскоростях. Разработка «Шквала» была начата в 1963 году, а в 1977 году проект финишировал. Торпеда получила реактивные двигатели. Обычные двигатели не могли обеспечить тягу, которая бы позволила развить скорость под водой в 100 метров в секунду. После пуска первые четыре секунды работает стартовый ракетный двигатель, выводящий ее на максимальный скоростной режим. Затем, включается маршевый двигатель, тоже реактивный. Он поддерживает заданную скорость до столкновения с целью.
В США суперкавитационную торпеду «Шквал» назвали секретным оружием России
Торпеда «Шквал» всеми военными экспертами признана оружием, которое не имеет аналогов в мире. Специалисты из Саратова разрабатывают новую уникальную ракето-торпеду «Хищник», которая должна заменить прежние изделия ВА-111 «Шквал» как на подлодка. Советская ракета-торпеда 1970 годов ВА-111 «Шквал» до сих пор остается революционным оружием в подводной войне. ВМС США на данный момент нечем ответить на созданную советскими специалистами торпеду «Шквал», способную двигаться со скоростью в 200 узлов.
В России создадут торпеду-рыбку и торпеду-черепаху
Специалисты из Саратова разрабатывают новую уникальную ракето-торпеду «Хищник», которая должна заменить прежние изделия ВА-111 «Шквал» как на подлодка. Скоростные показатели торпеды «Шквал» способны перевернуть образ боевых действий в море, считает National Interest. По словам автора, американские корабли, скорее всего, просто не смогут увернуться от этой торпеды, если до момента запуска «Шквала» не будет заменена подводная лодка.
«TNI»: российская торпеда «Шквал» произвела революцию в подводной войне
19FortyFive: Российская торпеда "Шквал" должна вызывать обеспокоенность у США | В отечественных НИИ, велись работы над перспективными вооружениями для подводных лодок, в том числе торпедой “Шквал”. |
«Курск» потопила американская торпеда | В отечественных НИИ, велись работы над перспективными вооружениями для подводных лодок, в том числе торпедой “Шквал”. |
СМИ: Российская торпеда «Шквал» произвела революцию в подводной войне
Издательство 19FortyFive заявило, что российская скоростная торпеда ВА-111 "Шквал" представляет угрозу кораблям и подлодкам ВМС США. Первые опытные пуски реактивных торпед "Шквал" начались летом 1964 года на полигоне озера Иссык-Куль со специального плавучего стенда. Военный эксперт Крис Осборн в статье для 19FortyFive заявил, что российская скоростная торпеда ВА-111 «Шквал» угрожает кораблям и подлодкам военно-морских сил США. Одним из самых инновационных подводных вооружений, разработанных Советским Союзом, была суперкавитирующая торпеда ВА-111 «Шквал».