Новости политика автаркии

Президент РФ Владимир Путин заявил, выступая на ПМЭФ, что Россия никогда не пойдет по пути самоизоляции автаркии, несмотря на мечтания Запада.

Россия в глобальной политике

«Важно не допустить в сложившихся условиях усиления экономической изоляции и тем более скатывания в автаркию, так как это приведет к снижению благосостояния и замедлит. Это станет поводом пересмотреть миграционную политику в сторону ужесточения и переориентироваться на местных тружеников. Тем не менее, автаркия остается важной концепцией для понимания истории экономического развития и влияния экономической политики на благосостояние страны. бросая все силы на обеспечение государства всем необходимым, она рискует быть неспособной сконцентрировать силы на чём-то одном, чтобы. По замыслу фашистских руководителей, политика автаркии должна была осуществляться путем выработки у итальянцев «автаркического духа», перестройки промышленности. бросая все силы на обеспечение государства всем необходимым, она рискует быть неспособной сконцентрировать силы на чём-то одном, чтобы.

Кургинян: победный ответ России на санкции Запада — автаркия

Цель состоит в том, чтобы создать в мире режимы, живущие по американскому образцу. Сформировать гражданские общества, пронизанные сетью правозащитных некоммерческих организаций, через которые так легко влиять на внутреннюю и внешнюю политику стран. Наконец, перевоспитать население, взрастить в них пиетет и обожание к американскому образу жизни — и тем самым гарантировать то, что это население будет лояльным американцам. Эта система мер распространяется в рамках глобального процесса образования и переформатирования общественного сознания. В России, где со времен М. Горбачева процессы в образования оказались сознательно интегрированным в глобализацию достаточно привести примеры того, как представители фонда Сороса возглавляли и, до настоящего времени, возглавляют некоторые институты , этот процесс исключительно болезнен потому, что непосредственно касается многих ученых и преподавателей, особенно наиболее престижных школ и университетов. Его смысл в том, что силовые но не военные средства и меры политики глобализации стали более эффективными, чем просто военные. Военные интервенции в последние десятилетия не просто не приводили к этим результатам, но и, по сути, противоречили главным целям американской внешней политики. Именно поэтому Байден в период президентства меняет подход и «инструмент демократизации». Отказывается от страха военной угрозы в пользу самого эффективного в истории стимула — соблазна.

Прежде всего, достижениями глобализации. Соединенные Штаты возвращаются к классической концепции мягкой силы — будут «демократизировать» режимы не бомбами, а через экономическое, идеологическое и культурное влияние. Влияние, с помощью которого они, напомним, взяли под контроль Восточную Европу, ряд государств постсоветского пространства, часть Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Так, многочисленные ошибки США в Афганистане носили преимущественно военный характер. Специальный представитель США в этой стране Дж. Доббинс вычленил, например, некоторые из них, имеющие для понимания корректив в американской стратегии большое значение: «Население Афганистана было значительно больше, чем население любой другой страны, участвовавшей в интервенции США после Второй мировой войны: в 2001 году в Афганистане было почти вдвое больше людей, чем в Южном Вьетнаме во время войны. Как правило, соотношение численности войск и населения является важным фактором, определяющим успех операции по стабилизации. За два года до вторжения в Афганистан, в 1999 году, Соединенные Штаты и их союзники по НАТО развернули 50 000 военнослужащих для стабилизации Косово, страны с населением 1,9 млн человек. Население Афганистана в 2001 году составляло 21,6 млн.

На земле просто не хватило американских ботинок, чтобы обезопасить страну, захваченную Соединенными Штатами. Одна из причин относительно небольшого развертывания заключалась в том, что администрация Буша не намеревалась, чтобы американские силы брали на себя обязанности по поддержанию мира или общественной безопасности — скорее, они сосредоточились исключительно на отслеживании остаточных элементов Аль-Каиды за счет фундаментальной безопасности, необходимой для создания рабочего состояния государства. Администрация Буша также пренебрегла выделением необходимых финансовых ресурсов для стабилизации ситуации в Афганистане. В Боснии Соединенные Штаты и другие доноры предоставили экономическую помощь в размере 1600 долл. Сопоставимая цифра в Афганистане составила 50 долл. Администрация Буша допустила и другие критические ошибки, ограничивавшие возможность успешной стабилизации. На начальном этапе не было никаких существенных усилий по созданию национальной афганской армии или полиция, которая оставила безопасность в руках хищных местных полевых командиров и затруднила противостояние возвращающимся боевикам Талибана. Не было единой точки руководства международными усилиями по восстановлению, которым, следовательно, не хватало согласованности. И, что, пожалуй, наиболее важно, официальным лицам США потребовалось несколько лет, чтобы понять, что, хотя Пакистан отказался от поддержки правительства Талибана, он не отказался от Талибана как организации.

После того, как они были изгнаны из Афганистана, руководство Талибана и оставшиеся члены группировки получили убежище в Пакистане, где они выздоравливали, переквалифицировались, пополняли запасы и позже возобновили повстанческое движение в Афганистане. Учитывая эти просчеты, шансы на успех в Афганистане к началу 2003 года значительно снизились. А затем, конечно же, администрация Буша вторглась в Ирак, страну размером с Афганистан, с еще большим количеством внутренних конфликтов и с еще более враждебными соседями, где Буш и его официальные лица также недооценили масштабы постконфликтной стабилизации и восстановления, которые им предстоит предпринять. Жестокое сопротивление вторжению США материализовалось в Ираке намного быстрее, и к тому времени, когда талибы вновь превратились в серьезную угрозу в Афганистане, силы США находились там под серьезным давлением.

Полное 100-процентное «самоудовлетворение» он называет «идеей ума». Для подавляющей части стран в начале ХХ века эта «идея ума» никогда не сможет превратиться в реальность. По той причине, что полное «самоудовлетворение» требует большого населения, широкого набора природных ресурсов, обширных плодородных земель, трудолюбивых граждан, удобного рельефа для перемещения товаров в рамках внутреннего рынка и др. На начало ХХ века САСШ несмотря на значительные абсолютные масштабы внешней торговли , по мнению Тихомирова, ближе всего приближались к тому, что он называл «самоудовлетворением», доля импорта в покрытии внутренних потребностей Нового Света составляла всего несколько процентов. А что Россия? Она, по мнению Тихомирова, также имеет все предпосылки для полного самоудовлетворения, но ими пока пользуется плохо: «Такова Россия, которая, напротив, доселе не может выбраться на эту торную дорогу экономического развития».

Здравая экономическая политика государства должна быть направлена на максимальное замещение внешнего рынка внутренним: «Внутренний рынок… есть рынок экономически наивыгоднейший и в то же время наиболее обеспеченный от случайностей. Сверх того, он может быть наилучше изучаем промышленностью и торговлей, а потому наиболее безопасен от кризисов перепроизводства». Тихомиров обращает внимание, что внутренний рынок как опора национальной экономики также должен удовлетворять ряду требований. В частности, на внутреннем товарном рынке не должно быть иностранного капитала. В России в начале ХХ века тогдашний министр финансов Сергей Витте вроде бы стал поощрять развитие внутреннего рынка, введя высокие импортные пошлины. Но одной рукой он поощрял внутренний рынок, а другой — приток иностранного капитала в российскую экономику. И иностранцы, находясь за высоким таможенным забором, очень активно осваивали внутренний рынок, получали большие прибыли и выводили их страны. Тихомиров писал о необходимости вытеснения иностранного капитала из России: «Другое условие промышленности, рассчитанной на внутренний рынок, составляет национальный характер капитала. Это значит, что для производства требуется иметь капитал, принадлежащий самим гражданам данной страны, с возможным сокращением иностранного капитала, в ней оперирующего». В данном фрагменте я усматриваю половинчатость предложений Тихомирова.

Да, иностранный капитал надо вытеснять. А сохранение национального капитала разве не таит в себе опасности для России?

В этом, инструментальном, качестве автаркия позволяет показать, в какой точке между двумя полюсами — открытой экономикой и автаркией — должна находиться конкретная национальная экономика с позиций устойчивого экономического роста. Доказано, например, что к полюсу «открытая экономика» должны тяготеть малые страны — они получают более ощутимые выгоды от внешних связей. Большие же страны с их огромным внутренним рынком тяготеют ближе к полюсу «автаркия». Поэтому смысл автаркии оказывается неразрывно связан с размером страны. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной самостоятельно обеспечить себя всем необходимым, но в этом и заключается её потенциальная неэффективность: бросая все силы на обеспечение государства всем необходимым, она рискует быть неспособной сконцентрировать силы на чём-то одном, чтобы улучшить его качество и свою производительность. Развитие автаркии в стране, по мнению некоторых экспертов, идёт вразрез с трендом развития современной мировой экономики, что в некоторых случаях приводит к экономической и, порой, технологической отсталости страны. Политика стремления к автаркии как самоцели отражает, как правило, нездоровое состояние экономики, основывается на болезненно обострённом чувстве патриотизма, не имеющем ничего общего с подлинным патриотизмом, желании избежать превращения экономики в придаток мировой экономики.

В разные годы некоторые страны стремились к автаркии примеры: Германия , Италия , СССР , Япония и некоторые другие , но это было обусловлено вынужденными обстоятельствами. В период Второй мировой войны правящие круги Германии, Италии, Японии использовали политику автаркии как средство в борьбе за передел мира, СССР же — как средство защиты от внешнего давления. Тоталитарные режимы использовали политику автаркии ради милитаризации экономики и реализации экономической власти над населением.

Здравая экономическая политика государства должна быть направлена на максимальное замещение внешнего рынка внутренним: «Внутренний рынок… есть рынок экономически наивыгоднейший и в то же время наиболее обеспеченный от случайностей. Сверх того, он может быть наилучше изучаем промышленностью и торговлей, а потому наиболее безопасен от кризисов перепроизводства». Тихомиров обращает внимание, что внутренний рынок как опора национальной экономики также должен удовлетворять ряду требований. В частности, на внутреннем товарном рынке не должно быть иностранного капитала. В России в начале ХХ века тогдашний министр финансов Сергей Витте вроде бы стал поощрять развитие внутреннего рынка, введя высокие импортные пошлины. Но одной рукой он поощрял внутренний рынок, а другой — приток иностранного капитала в российскую экономику.

И иностранцы, находясь за высоким таможенным забором, очень активно осваивали внутренний рынок, получали большие прибыли и выводили их страны. Тихомиров писал о необходимости вытеснения иностранного капитала из России: «Другое условие промышленности, рассчитанной на внутренний рынок, составляет национальный характер капитала. Это значит, что для производства требуется иметь капитал, принадлежащий самим гражданам данной страны, с возможным сокращением иностранного капитала, в ней оперирующего». В данном фрагменте я усматриваю половинчатость предложений Тихомирова. Да, иностранный капитал надо вытеснять. А сохранение национального капитала разве не таит в себе опасности для России? Во-первых, сохранение капитализма в России означает, что российская экономика будет продолжать развиваться по капиталистическим законам, будут по-прежнему возникать кризисы перепроизводства. Во-вторых, любой капитал обычно рождается и делает первые шаги как «национальный», но через некоторое время так называемый национальный капитал неизбежно размывает внутренний рынок и экономическую автаркию. Несмотря на некоторые противоречия и нестыковки в концепции «экономического самоудовлетворения» Тихомирова, его взгляды на проблему автаркии были учтены при подготовке концепции индустриализации СССР.

Практическое воплощение идей перехода страны на модель экономической автаркии произошло в 1930-е годы. Советская экономика автаркического типа стала первым в новой и новейшей истории прецедентом. Российская Федерация может и должна его повторить.

Что такое автаркия и стоит ли к ней стремиться

26) Политика автаркии Используя сайт , Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки Персональных данных.
РФ не стремится к технологической автаркии - Чернышенко / Интерфакс - Высшее образование в России НОВОСТИ ЧАСА. Путин подписал закон, устанавливающий штрафы за спам-звонкиГубернатор Оренбургской области Паслер увеличил все выплаты пострадавшим от прорыва дамбы в.

Чем будем харчеваться?

  • Путин заявил, что Россия никогда не пойдет по пути автаркии
  • Навигация по записям
  • О компании
  • Алексей Йесод. Никакой могучей восточной автаркии не существует — Росбалт
  • Автаркия - Что такое Автаркия? - Техническая Библиотека

Что такое автаркия. Объясняем простыми словами

Автаркия и её проявления в современном мире В истории эволюции внешнеторговой политики государства насчитывается три основных формы: свободная торговля, протекционизм и автаркия.
Экономическая автаркия, советский прецедент — Фонд стратегической культуры Мотивы принятия политики автаркии могут варьироваться в зависимости от политической структуры и экономических целей страны.
Автаркия - что это? Суть, определение и особенности «Во-первых, я бы оценил вероятность наиболее оптимистического сценария («Борьба за рост») не в 40%, а значительно ниже – не выше чем варианта автаркии (т.е. 13%).

Экономическая автаркия, советский прецедент

Политические отношения между центром и регионами должны быть сбалансированы, что предполагает наличие сильной региональной и федеральной властей, четкое определение их полномочий, закрепленное юридически и последовательное выполнение нормативно-правовых актов, направленных не на закрепление приоритетов одной из сторон противоречия, а на аффективное развитие каждой из них. При этом создаются условия против политической автаркии, поскольку развитие центра способствует развитию регионов и наоборот. В нынешних условиях российской действительности при формальной федерации расширяются возможности политической автаркии, что, в конечном счете, может привести к конфедерации и развалу российского государства.

Лишь в последние десятилетия существования Советского Союза модель дала сбой. Это произошло не по причине засилья иностранной жвачки и джинсов, а потому что наша внутренняя промышленность не сумела уверенно перестроиться на выпуск товаров народного потребления. Производство группы Б, особенно после того как Н.

Хрущев ликвидировал кооперативы, обеспечивающие население товарами народного потребления, либо было не самым качественным, либо ушло в подполье — теневой сектор расплодившихся цеховиков. Вернуться к модели автаркии будет непросто. Но очевидно, что по аналогии с Китаем, мы достаточно быстро сможем переориентировать свою психологию на внутреннее производство качественных товаров народного потребления. Психологический фактор первый и главный в любой экономике, но помимо него очень важно учитывать фактор открытых границ России.

В этих государствах проживают миллиарды адекватно настроенных людей, которые нас ценят, любят и ждут. Для взаимодействия с ними открыты ультрасовременные музеи современного искусства на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии», — написал Медведев 11 апреля в телеграм-канале. Он выразил надежду на то, что власти и профильные организации вышеупомянутых стран помогут молодым представителям творческих профессий из России «не выпасть из международной обоймы».

Это означает, что страна стремится минимизировать импорт и максимизировать использование своих собственных ресурсов для производства товаров и услуг. Таким образом, страны, преследующие политику автаркии, обычно ограничивают иностранный торговый обмен и прямые иностранные инвестиции. Автаркия в истории Автаркия была популярна в различных странах и эпохах. Например, во время Великой депрессии 1930-х годов многие страны попытались защитить свои экономики, ограничив импорт. В более современные времена, некоторые страны, такие как Северная Корея, также применяли политику автаркии. Преимущества и недостатки автаркии Преимущества автаркии включают защиту от международных экономических кризисов, поддержку местного производства и снижение зависимости от импорта. Это может также способствовать сохранению культурного наследия и традиционных производственных методов. Однако автаркия также имеет свои недостатки.

Россия не стремится к технологической автаркии

PDF | Статья обосновывает стремление к экономической автономии и автаркии как ее крайнему проявлению как естественное направление национального | Find, read and cite all the research. однако рекомендуется отказываться от закрепления рынка за монополиями. Европейские колониальные державы, проводившие меркантилистскую политику в XVII-XVIII веках, тоже можно отнести к ограниченным автаркиям. По замыслу фашистских руководителей, политика автаркии должна была осуществляться путем выработки у итальянцев «автаркического духа», перестройки промышленности. это экономическая политика, направленная на самообеспечение страны, минимизацию ее зависимости от внешнего мира.

Почему для России невозможен сценарий «публикационной автаркии» - мнение аналитика

Потому что автаркия, то есть закрытие своего экономического пространства от внешних рынков, РИА Новости, 19.08.2023. Если говорить об автаркии как о некоей крайности, то протекционизм выступает как частный и вполне умеренный случай такой политики. Это явление шире любых санкций, это не политика государств, это политика западного общества. Нынешнее антизападничество, идеология автаркии, ревизия истории, весь этот «пентабазис» Кириенко и «русская цивилизация» Патрушева — впитывается в почву. Политика автаркии ведет к резкому ухудшению положения трудящихся: растет дороговизна, из-за сокращения ввоза не хватает продовольствия, хорошие товары заменяются суррогатами.

Ментально Россия всегда готова к автаркии

На практике означает переход к натуральному хозяйству. Отрицая необходимость международных экономических связей государства. В чистом виде имела место в докапиталистическом обществе. Отрицание международных хозяйственных связей, ведет к отставанию экономического развития и отнюдь не обеспечивает хозяйственную независимость государства. В ряде государствпридерживались А. Хотя А.

При этом необходимо отличать политику протекционизма, которую используют отдельные страны для защиты внутреннего рынка от внешних конкурентов. Теория А. Бизнес-словарь АВТАРКИЯ экономическое обособление данной страны от других стран, создание самоудовлетворяющегося замкнутого хозяйства в рамках отдельного государства. В чистом виде А.

Сегодня реализация такого варианта маловероятна, но при эскалации конфликта и переходе к военной экономике он может оказаться едва ли не единственно возможным, пишут авторы доклада. Предполагается, что власти, осознавая скорость изменения ситуации, не будут пытаться реализовать хоть сколько-нибудь целостную политику развития. Вместо этого будут стараться сохранить то, что есть: поддерживать макроэкономическую стабильность.

Такая политика хорошо знакома россиянам по последним 15 годам, говорится в докладе. Отставание в сферах технологий, уровне и качестве жизни, национальной безопасности будет постепенно нарастать. Третий сценарий в докладе отмечен как целевой — борьба за рост. Россия должна заимствовать технологии и максимально активно выходить на доступные рынки, говорится в исследовании.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей. Основные виды протекционизма Селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или против конкретного государства; Отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли; Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран; Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов; Местный протекционизм — протекционизм продукции и услуг местных компаний; Зеленый протекционизм — протекционизм при помощи норм экологического права; Коррупционый протекционизм" - когда политические деятели действуют в интересах не массового избирателя, а организованных бюрократических и финансовых групп.

Первый желает побольше поиметь, вторыми практически распоряжается капитал, а не народ... Третья сторона постоянно хочет "прибывки" к зарплате, боится потерять работу, вынуждена раболепствовать перед "благодетелем".

Как это существовало в современной России до 2007 года, когда усилился процесс отхода от доминирования западной глобализации над национальными интересами России.

Представляется, что суверенитет союзников США по коалиции во многом ограничен именно их зависимостью от американского лидерства в глобализации, прежде всего, финансового, технологического и военного. Понятно, что такое условное деление не может точно характеризовать политического курса и степени зависимости от внешних сил хотя с точки зрения внешней зависимости от торговли и технологий это вполне можно оценить количественно. Россия, например, двигалась по этому пути очень осторожно с 2000 года, освобождаясь, как совершенно справедливо говорит бывший разведчик А.

Безруков, от «колониальной зависимости», и ускоряясь в независимом развитии после 2007 года, еще больше, — после 2014 года и особенно после 2022 года. Феномен — 2023-2024 годы — которые стали своего рода «рывком» в автаркии. Начало СВО, таким образом, дало мощный толчок, когда Россия совершила вынужденный рывок, расставаясь с глобальной зависимостью.

В 2024 году уже можно говорить, что эта зависимость примерно 50 на 50, причем тенденция к концу 2024 года может изменить пропорцию в отношении в пользу автаркии 70 к 30 — из-за позиции США и их союзников, занятой в этом году по усилению эскалации давления на Россию. Иными словами, «доля глобализации» во многом зависит не столько от политики России, сколько от политики Запада, к которой Россия была вынуждена приспосабливаться в последние два десятилетия. Примечательно, что после начала СВО и естественного роста расходов страны, в конце 2022 года перспективы бюджета на 3 года оценивались как нарастающий дефицит: то есть предполагалось, что плановых поступлений не хватит на утвержденный перечень расходов.

Так, в 2023 году дефицит планировался на уровне 2,9 трлн. Считалось, что чтобы закрыть все потребности, правительству придется искать дополнительные источники финансирования. В реальности, однако, дефицит за 2023 год составил 1,3 трлн.

Вполне вероятно, что рост ВВП и промышленной продукции России в итоге приведет к тому, что бюджет в 2024 году вообще будет бездефицитный. Это невероятно — страна воюет, под жуткими санкциями, а дефицита нет. Другой важнейший вопрос соотношения пропорций глобализации и автаркии — степень независимости государственных и не государственных институтов развития национального человеческого потенциала НЧК.

В условиях нарастающего хаоса в МО, исключительно важное значение приобретают институты государства, не только государственные, но и не государственные, а также такой институт, как национальная стратегия. Их слабость или уничтожение означают уничтожение государства. В 2024 году именно такая цель стала приоритетной целью политики США и западной коалиции в отношении России.

Уничтожение «авторитарного режима В. Путина» было публично заявлено целью агрессии против России. Соответственно, ответ России мог быть, прежде всего, в усилении институтов государства и общества, противодействии западным институтам, в том числе НКО и «иностранным агентам», в конечном счете — развитии авторитарных тенденций в политике, общественной жизни и экономике.

Примечательно, что авторитаризм в «демократических» странах — лидерах глобализации — настолько усилился что было видно в 2023-2024 годах на примере США, Франции и других стран , что фактически превратил эти государства в авторитарные режимы. Но даже при такой тенденции в развитии России говорить о её полном отказе от глобализации нельзя. В том числе и потому, что она пока нередко неизбежна и просто выгодна нашей стране, в частности, из-за поставок компонентов для промышленности, в том числе ВВСТ и боеприпасов.

Весной 2024 года ведущий американский исследовательский центр — Center for Strategic and International Studies CSIS , — анализирующих военный экспорт и развитие торговли между странами, опубликовал отчёт, сделанный по результатам анализа спутниковых снимков. Есть и третий, очень важный, аспект соотношения глобализации и автаркии, имеющий жизненно важное значение для России. Россия — как один из мировых центров силы, испытывает острый недостаток в объеме рынка — экономического и технологического, — который сегодня ориентирован на 150 миллионов жителей.

Тем самым перспектива развития резко ограничена. Ей обязательно нужно, как и другим ЛЧЦ, насчитывающим численность 1500 миллионов человек западной, китайской, индийской, исламской, индонезийской, африканской и некоторым др. Широкая пророссийская антиамериканская или «антиглобалистская» коалиция жизненно необходима России, которая расположена на огромной территории и контролирует слишком ограниченный экономический и технологический рынок.

Это неизбежно отражается не только на развитии России, но и степени её влияния в мире, возможностях оказывать воздействие на правящие элиты других стран.

Что такое автаркия?

Власть государства, если оно проводит политику автаркии, за счет завоевания рынков и источников сырья, экономической агрессии и заключения неравноправных экономических соглашений. Обособленное экономическое пространство такого государства защищается запретительными пошлинами, валютными ограничениями, монопольными ценами и государственными субсидиями. Автаркия всеми способами поддерживает национальный капитал, но, обычно, сильно бьет по рядовым гражданам государства.

Это никоим образом не коррелирует с требованиями свободы торговли, в том числе и свободы торговли собственной рабочей силой. Скорее, речь в данном случае идет о защите внутреннего рынка труда, протекционизме и ограниченной автаркии. Все большее число стран с теми или иными оговорками вынуждены перейти к протекционизму и автаркии. На смену наивной и прямолинейной оптимизации приходит осознание необходимости сохранять резервные мощности, ресурсы. Избыточность таких резервов равноценна страховке, и ее очевидные издержки связаны с затратами на сохранение работоспособности всей экономической системы, которая в условиях глобальной зависимости может оказаться легко уязвима. Как показывает история природных объектов, в полном соответствии с концепцией видовой плотности большие популяции делаются еще больше за счет мелких.

Так, на маленьких островах больше видов флоры и фауны на квадратный метр, чем на островах покрупнее. Аналогичным образом и в человеческом обществе глобализация ведет к уничтожению традиционных ремесел, культур, социальных отношений, деградации и исчезновению национальной культуры и науки. С другой стороны, сохранение национальной науки и культуры также ведет к сокращению экспортного потенциала страны, ведь издержки содержания науки и культуры ложатся на всю экономику, а национальный культурный и научный продукт зачастую затруднительно экспортировать, его потребление ограничено национальными, языковыми границами. Страны, достигшие определенной степени благосостояния и не стесненные идеологическими рамками, вместо закупки иностранного продукта, начинают активно продвигать и развивать собственное производство культурных и научных ценностей, также сокращая международный спрос на такие ценности у традиционных поставщиков. Однако одна из основных характеристик истории — изменчивость. Задачей науки является не поиск средства Макропулоса для сохранения стабильности, а изучение и определение новых возможностей для обеспечения победы в конкурентной борьбе наций и регионов. Непредвиденные последствия пандемии коронавируса как стимула для автаркии От начавшегося в результате пандемии кризиса мы можем ожидать экономические и социально-политические последствия, аналогичные тем, которые произвела Великая депрессия — усиление национализма, протекционизма и автаркических тенденций. Несмотря на разговоры о международном сотрудничестве, общая угроза необязательно сплачивает.

Особенно это имеет место в том случае, если размер выгод и издержек не распределяется равномерно среди участников процесса. Развивающаяся конкуренция в погоне за вакциной от COVID-19 является ярким примером отказа от сотрудничества в пользу получения наибольших выгод от изобретения вакцины. Одновременно можно ожидать закрытия части рынков для производителей вакцин тех или иных стран, как это сейчас происходит с лекарствами от коронавируса, использование которых обусловлено зачастую не эффективностью, а наличием национального производителя или промоутера. Как и после Великой депрессии, возрастает уровень недоверия между странами и производителями. Закрытие производств в отдельных странах показало уязвимость производственных цепочек, зависящих от разного национального регулирования и транспортных издержек. Осознание уязвимости ведет к созданию дублирующих или резервных мощностей, увеличивая расходы и снижая экономическую эффективность вне кризисных состояний, одновременно стимулируя отказ от свободы торговли и создание барьеров для конкурирующих товаров. Социальное дистанцирование подразумевает, что каждый не может полагаться на другого в плане обеспечения общей безопасности. Последствия этой психологической травмы в том, что любой предпочтет как на личном уровне, так и на уровне своего бизнеса, отдельной страны обеспечить себя всем необходимым.

Это может привести к всплеску слияний и поглощений и созданию конгломератов. Одновременно в рамках отдельных стран способна возобладать точка зрения, что значительная часть чувствительной инфраструктуры и производства чувствительных товаров должны находиться внутри страны, чтобы избежать рисков, связанных с остановкой производства или поставок. Вероятно, мы можем стать свидетелями глобального изменения парадигмы: от идеала свободной торговли в рамках союза равных независимых государств к практической регионализации и раздробленности больших государств и образований, продолжению и интенсификации процессов децентрализации и демонополизации, начавшихся еще до коронавируса. Мы являемся свидетелями обострения регионализации крупных государств — в соседних регионах оказываются различные условия карантина, выхода из него и ведения бизнеса, что оказывает мощное влияние на социально-политическую и экономическую активность населения и ведет к все более активному проявлению автаркических тенденций. Социальное дистанцирование подразумевает сокращение интенсивности социальных контактов и, соответственно, взаимодействия между представителями различных страт населения. Это, в свою очередь, ведет к закреплению новой кастовости отношений, недопущению новичков в уже закрепленные сферы, сокращению количества и качества социальных лифтов и переходу к неофеодализму с кастовой структурой разделенного общества. Остановка транспортных коммуникаций и сокращение передвижений приведут к сокращению мобильности населения еще один довод в пользу автаркии и снижению потребления энергоресурсов транспортом сокращение торговли. Заключение Признание того, что автаркия, протекционизм — это нормально и нам предстоит жить в этой новой, более автаркической нормальности, является свидетельством взросления экономической науки и человечества.

В определенном смысле отношение общества к автаркии сходно с отношением к гомосексуализму — в какой-то исторический период стало правильным отрицать существование этого явления, поставить его вне закона, преследовать его всеми возможными средствами, рассматривать как отклонение или извращение, но его биологическая обусловленность и существование на протяжении всей истории человечества не могли не взять верх над искусственно созданными идеологическими конструкциями. Поэтому приходится признать объективное существование стремления к автаркии как экономической самообеспеченности этноса, государства или региона как естественный путь развития, и уже рассматривать свободу торговли как возможность расширить экономический потенциал в тех областях, где достижение самообеспеченности неразумно или отрицательно влияет на социальную среду и долгосрочные перспективы. Необходимо понимание, какой цели служит каждая из концепций — автаркия и свобода торговли — и насколько обе они укоренены в экономической активности человечества и в психологии человека. С одной стороны, инициативность и заинтересованность в получении дополнительных выгод за счет имеющихся ресурсов. С другой — потребность в безопасности жизнедеятельности и собственного обеспечения ключевых потребностей для свободы принятия решений и независимого функционирования при любом развитии ситуации. Ни один из этих принципов не может функционировать самостоятельно, независимо от другого [40] Torkanovskiy, 2019. Опираясь на объективный экономический анализ, без идеологических ограничений нам в Российской Федерации следует определить, какая экономическая политика нам требуется и адекватна текущему состоянию народного хозяйства, каковы будут ее социально-политические последствия и кто, какие классы, страты населения, в том числе и в количественном разрезе, являются основными интересантами в сохранении статус-кво или изменении ситуации. Экономика Российской Федерации, оставаясь одной из крупнейших и наиболее обеспеченных собственными ресурсами на планете, сохраняет свою привлекательность для многих мировых и транснациональных акторов.

Необходимость определения приоритетов национального развития становится в этой связи не только потребностью, но и сутью сохранения государства. Источники: Gans, J. Economics in the Age of Covid-19. Полтерович В. Cпасение от коронавируса может невольно вызвать резкий рост смертности. Успенский В. Национальная самодостаточность: актуальны ли еще предложения Дж. Ильюхов А.

Бурцева Т. Пелих С. Брагинская Н. Mises, Ludwig von. Money, Method and the Market Process. Selected by Margit von Mises and edited with an introduction by Richard M. Knox, MacGregor. Evans, Richard J..

The Third Reich in Power. Saraiva, Tiago, and M. Norton Wise. Галактионов И. Сколько стоит добыча нефти в России. Фихте И. Замкнутое торговое государство. Перевод с немецкого Э.

Лист, Ф..

Корпоративная система была призвана решить две задачи, которые имели важнейшее социальное и политическое значение: доказать способность фашизма «обновить» старую схему капиталистических отношений и в то же время противопоставить новую схему социалистической системе, успехи которой в Советском Союзе были очевидны. Корпорации изображались как надклассовые организации, призванные осуществить «социальную справедливость», преобразование классовых отношений в «постоянное и гармоническое сотрудничество». Тозарелли в 1940 г. Другой апологет корпоративной системы, А. Пальяро, приписывал корпорации способность не только преодолеть классовые противоречия, но и уничтожить классы как таковые: «Фашизм мощной воспитательной работой ликвидировал всякую оппозицию и разделение между различными категориями труда... Сейчас в Италии понятия «буржуазия», «пролетариат», «мелкая буржуазия» и тому подобные являются словами, которые не содержат ничего, кроме исторической реминисценции»[168]. Социальная действительность была прямо противоположной тому, что утверждала фашистская пропаганда.

Так называемым «классовым миром», который выражался в отсутствии массовых выступлений трудящихся, фашистский режим был обязан в первую очередь своему репрессивному полицейскому аппарату, тотальному подавлению всякой оппозиции. Что касается «сотрудничества труда и капитала» внутри корпоративной системы, то здесь дело свелось к подчинению интересов трудящихся интересам частного капитала и использованию представителями монополий корпоративных органов в своих целях. Промышленники имели полную возможность решать в свою пользу вопросы условий труда и экономических отношений между работодателями и трудящимися. Паритетное начало, формально принятое в корпоративных органах, было сплошной фикцией: в то время как промышленники представляли в них реальную силу, от имени трудящихся в них выступали профсоюзные чиновники, назначаемые фашистскими властями. Профессиональное объединение промышленников — Конфиндустрия — продолжало играть видную роль в системе фашистского государства. Что же касается эффективности корпоративных органов в разрешении трудовых конфликтов, то об этом красноречиво говорят цифры, опубликованные в печати: в 1936 г. Однако, по заявлениям фашистской пропаганды, корпоративное устройство должно было знаменовать собой не только «социальную революцию», но и установление «нового типа руководства экономической жизнью». По словам фашистских экономистов, он заключался в преодолении антитезы между либеральной свободой и социалистической централизацией.

Роль арбитра в производственном процессе отводилась государству, которое должно было вносить в него плановое начало. Государственная власть приобретает характер государственной диктатуры, противоположной классовой диктатуре, присущей социалистической системе»[170]. На деле итальянский фашизм был весьма далек от установления эффективной государственной диктатуры в области экономики, поскольку он не только не покушался на принцип частной собственности па средства и орудия производства, но и постоянно подчеркивал его незыблемость. Вмешательство фашистского правительства в экономические дела, усилившееся в годы мирового экономического кризиса, имело главной целью помочь крупным капиталистическим объединениям. При этом роль корпорации была весьма скромной, поскольку эта помощь осуществлялась или традиционными путями, или специально созданными органами. В тексте закона о принудительном картелировании предприятий одной отрасли, принятого в 1932 г. Решение о принудительном картелировании принималось большинством голосов промышленников данной отрасли, иначе говоря — волею Конфиндустрии. В новом издании закона о картелировании, который вышел в 1937 г.

Так, они должны были контролировать слияние промышленных предприятий, и новые консорциумы обязывались отчитываться в своей деятельности перед корпорациями. Однако председателями корпораций, к которым направлялись эти отчеты, были представители тех самых консорциумов, которые они должны были контролировать. Нет ничего удивительного в том, что эти отчеты никогда не приводили их к каким-либо решениям. Как пишет итальянский экономист Дж. Гуалерни, подробно исследовавший деятельность корпоративных органов, «эта документация никогда не служила для глубоких и серьезных исследований деятельности отдельных консорциумов, а те обзоры, которые делались, ограничивались простой регистрацией, без какой-либо оценки их влияния на экономику страны»[172]. Важной прерогативой, которую получили корпорации по закону 1937 г. Однако на практике и в этом случае решение попадало в руки руководителей Конфиндустрии. Если они не были заинтересованы в открытии нового предприятия, то проходили месяцы и даже годы, прежде чем корпоративные органы давали подобное разрешение, и, наоборот, дело шло необычайно легко и быстро, если этому способствовали могущественные промышленные группы.

Система выдачи корпорациями лицензий на постройку новых предприятий оказалась еще одним средством в руках монополий для удушения какой-либо конкуренции. Это приняло столь широкие масштабы, что даже находило отражение в официальных документах того времени. Так, во время обследования хода строительства новых предприятий, проведенного в 1939 г. В то время как корпорации объявлялись «основой государства», в действительности они часто были лишены возможности воздействовать на экономическую и социальную жизнь страны, ограничиваясь выработкой различного рода рекомендаций и проектов. Заседания корпоративных органов проводились редко, проходили сумбурно и носили чисто теоретический, а иногда схоластический характер.

Поэтому смысл автаркии оказывается неразрывно связан с размером страны. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной самостоятельно обеспечить себя всем необходимым, но в этом и заключается её потенциальная неэффективность: бросая все силы на обеспечение государства всем необходимым, она рискует быть неспособной сконцентрировать силы на чём-то одном, чтобы улучшить его качество и свою производительность. Развитие автаркии в стране, по мнению некоторых экспертов, идёт вразрез с трендом развития современной мировой экономики, что в некоторых случаях приводит к экономической и, порой, технологической отсталости страны. Политика стремления к автаркии как самоцели отражает, как правило, нездоровое состояние экономики, основывается на болезненно обострённом чувстве патриотизма, не имеющем ничего общего с подлинным патриотизмом, желании избежать превращения экономики в придаток мировой экономики. В разные годы некоторые страны стремились к автаркии примеры: Германия , Италия , СССР , Япония и некоторые другие , но это было обусловлено вынужденными обстоятельствами. В период Второй мировой войны правящие круги Германии, Италии, Японии использовали политику автаркии как средство в борьбе за передел мира, СССР же — как средство защиты от внешнего давления. Тоталитарные режимы использовали политику автаркии ради милитаризации экономики и реализации экономической власти над населением. Нацистская доктрина автаркии была изложена Герингом речь 17 декабря 1936 на заседании Прусского ландтага в Берлине и нашла отображение в четырёхлетнем плане , который был утверждён правительством Германии в 1936 году. Политика автаркии является экономической политикой государств, которые готовятся к войне, и характеризуется консервированием экономики, его отделением от экономики других государств и «замыканием» её самой на себе. Идея полной автаркии на практике является утопической.

РФ не стремится к технологической автаркии - Чернышенко

Как невозможен и компромисс между автаркией и глобализацией, который может быть выражен в достижении частных договоренностей, не более того, в принципиальных областях, например. «Во-первых, я бы оценил вероятность наиболее оптимистического сценария («Борьба за рост») не в 40%, а значительно ниже – не выше чем варианта автаркии (т.е. 13%). Несмотря на серьезные экономические издержки политики автаркии, у нее есть и некоторые позитивные моменты. Идеи перехода к экономической автаркии и переориентации с внешнего на внутренний рынок содержатся в его работах: «Земля и фабрика» (1899 г.), «Вопросы экономической политики». Как невозможен и компромисс между автаркией и глобализацией, который может быть выражен в достижении частных договоренностей, не более того, в принципиальных областях, например.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий