Новости научный парк спбгу

В Санкт-Петербургском государственном университете завершилось формирование научного парка, в состав которого входит 21 ресурсный центр.

Ученые университета выступили на международной научно-практической конференции

Научный парк СПбГУ – поистине уникальный центр коллективного пользования, мы гордимся, что такое значимое для развития науки пространство есть именно в университете. Проректор по научной работе СПбГУ Сергей Аплонов рассказал об уникальном оборудовании Научного парка и передовых исследованиях ученых в рамках визита в Санкт-Петербургский государственный университет вице-губернатора города Сергея Мовчана. В Санкт-Петербургском государственном университете на базе образовательного ресурсного центра по направлению "Физика" Научного парка СПбГУ состоялось открытие междисциплинарной площадки для школьников.

Экологические проблемы Арктики с высоты птичьего полёта

Начиная с 2017 года в СПбГУ образовано специальное подразделение, которое занимается производством массовых открытых онлайн-курсов, и еще до пандемии Университет занимал лидирующие позиции на рынке онлайн-образования России. Поэтому СПбГУ не просто встретил локдаун хорошо подготовленным, но и оказывал всестороннюю поддержку региональным вузам, помогая завершить семестр без потери качества обучения. СПбГУ первым в стране предоставил открытый доступ ко всем своим курсам для российских студентов. В итоге обучение прошли около 13 000 человек из 89 образовательных учреждений.

Последние годы мы не только занимались производством онлайн-курсов, но и внедряли их в образовательные программы СПбГУ, предлагали студентам осваивать онлайн-программы лучших мировых университетов. Накопленный опыт позволил Университету максимально быстро мобилизоваться и без потери качества обучения перевести весь образовательный процесс в онлайн-формат. Для многих педагогов именно подобная ситуация стала своеобразным моментом истины, помогла переломить негативное или скептическое отношение к дистанционному образованию и взять на вооружение новые педагогические подходы, которые, разумеется, сохранятся и после окончания пандемии, поскольку одна из тенденций современного образования — это гибридный формат обучения.

Кроме того, Университет продолжает наращивать темпы производства онлайн-курсов и теперь занимает первое место на национальной образовательной платформе «Открытое образование» по их количеству. Наши онлайн-продукты в том числе пользуются большим спросом за рубежом: СПбГУ входит в Топ-3 вузов — партнеров крупнейшей мировой образовательной платформы Coursera и является единственным российским вузом — соучредителем Всемирного союза МООК. К примеру, англоязычный онлайн-курс по нейролингвистике под руководством члена-корреспондента РАО, директора Института когнитивных исследований СПбГУ профессора Татьяны Черниговской всего за неделю после анонсирования запуска собрал более 50 000 слушателей из США, Германии, Великобритании и других стран.

Весь этот опыт помогает постоянно улучшать качество образования, учитывая преимущества онлайн-обучения и сохраняя гибридные формы учебного процесса в СПбГУ. С какими проблемами вы сталкиваетесь при внедрении в вузе такого формата? Как вы считаете, сможет ли в какой-то момент дистанционное обучение, онлайн-экзамены и цифровые дипломы заменить традиционные лекции и лабораторные работы?

А онлайн-конференции и встречи ученых — смогут ли вытеснить офлайн-форматы? Главными плюсами являются простота и удобство обучения с применением информационно-коммуникационных технологий, а гибкая настройка формата заданий усиливает качество проверки сформированности компетенций у будущих специалистов. В период пандемии возросла заинтересованность в обучении не только у российских студентов, но и у иностранных участников образовательного процесса.

Студенты из других стран смогли пройти обучение в СПбГУ, оставаясь дома и получая качественное образование, а иностранные преподаватели и научные работники из других регионов получили возможность дистанционно принимать участие в различных мероприятиях: лекциях, конференциях, проведении государственной итоговой аттестации и так далее. Стоит отметить, что учебный процесс, сочетающий традиционные аудиторные занятия и дистанционное обучение, проходит в полном соответствии с учебными планами образовательных программ и с соблюдением требований качества обучения, включая промежуточный контроль успеваемости и итоговую аттестацию. Конечно, есть и трудности: к ним можно отнести риск возникновения технических проблем и сбоев оборудования, программ, сети и прочих.

При онлайн-обучении корректная работа всех систем необходима, поэтому специалисты соответствующих служб Университета оказывают постоянную поддержку в случае возникновения сбоев и успешно решают проблемы технического характера. Как уже говорилось выше, отношение к онлайн-обучению в СПбГУ было и остается позитивным. Нам кажется, что речь в ближайшем будущем пойдет все-таки не о вытеснении аудиторного обучения дистанционным, а о применении смешанных форматов.

Пандемия показала, что нам важна социализация обучающихся, общение, совместная деятельность. При смешанном обучении все это есть, к тому же такой формат помогает рационально использовать время, отведенное под практические занятия, за счет того что многие теоретические аспекты студенты могут изучить вне аудитории, а во время контактной работы отработать практические навыки и разобрать сложные вопросы. Таким образом, сокращаются временные затраты преподавателя, а высвобожденное время может быть направлено, например, на конференции, для которых также предусмотрен дистанционный формат.

Конечно, ничто не заменит возможности поспорить с коллегой по цеху во время кофе-брейка, однако онлайн-формат встреч позволяет в прямом смысле слова стереть временные и географические ограничения. Научный сотрудник может утром принимать участие в конференции, организованной китайскими коллегами, а вечером — в мероприятии, которое проходит где-то в Европе или в Америке, и все это не выходя из дома, поэтому и здесь нас, скорее всего, ждет смешанный формат. Как выстраивается работа с бизнес-партнерами: сами ли вы предлагаете свою помощь компаниям, или же они чаще обращаются к вам?

В 2020 году на оборудовании Научного парка выполнялись исследования для 145 коммерческих организаций. Вся информация об услугах, ресурсных центрах, контактах, оборудовании и методиках представлена на странице Научного парка, она постоянно обновляется и актуализируется. Заказчики сами обращаются к нам, выбирая наиболее удобную для них форму взаимодействия: заполнение заявки через сайт или обращение любым удобным способом к директорам ресурсных центров или директору Научного парка.

Однако взаимодействие не ограничивается проведением исследований на нашем оборудовании. Наши бизнес-партнеры, работодатели наших студентов, принимают активное участие в работе экзаменационных комиссий, входят в советы образовательных программ Университета, ставят задачи для практик в рамках университетских «клиник» — уникальных площадок, которые позволяют студентам получать опыт реальной работы, не прерывая учебный процесс. Когда работодатель хорошо знаком с возможностями вуза, ему легче оценивать перспективы сотрудничества.

К тому же он получает возможность устанавливать планку, которой должны соответствовать молодые специалисты. С одной стороны, без хорошей науки и образование не будет на высоком уровне, с другой, немало денег стоят общежития, ремонт помещений университета — и без этого не получится привлекать талантливых студентов. Если направить на науку больше средств, чем может быть рационально потрачено, научное оборудование будет простаивать и сократится количество обучающихся.

Если на образование — распадутся уникальные научные коллективы и снизится уровень научно-технического обеспечения образовательных программ, что приведет к ухудшению качества образования. Для успешного решения этой задачи главное — организовать достоверный учет расходов по направлениям деятельности, а также оценку их эффективности. За последние годы Университет приобрел и разработал множество программных продуктов, которые образуют в СПбГУ единую информационную среду и обеспечивают наличие нужных статистических данных.

В частности, у нас внедрена система учета научного оборудования: от формирования заявок на его приобретение до оценки результативности его использования. Выгрузки из системы применяются при формировании учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин, а также при определении объемов расходов на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований. Располагая проверенными первичными данными об образовательном и научном применении оборудования, можно формировать оптимальные графики его использования.

Благодаря такой системе обеспечивается высокий уровень загрузки научного оборудования и, как следствие, затраты на его содержание снижаются. Например, по итогам 2019 года средняя его загрузка составила 14,6 часа в сутки. Прочие программные продукты обеспечивают учет заработных плат работников СПбГУ, коммунальных расходов и расходов на содержание имущества по объектам недвижимости, расходов на проведение ремонтных работ и так далее.

В целом СПбГУ сегодня может достаточно точно оценить сущностные и денежные последствия изменения структуры расходов по направлениям деятельности.

Заведующая кафедрой истории России ЛГУ им. Пушкина, доктор исторических наук, профессор Валентина Александровна Веременко представила доклад «Ребенок на рубеже столетий» об одноименной монографии Е. Бурлуцкой и Е. Абдрахмановой на заключительном пленарном заседании, посвященном презентации источников и новейших исследований по истории Оренбургского края. Историческая биографика».

Также с его помощью можно исследовать пределы термической устойчивости новых веществ и моделировать условия природных высокотемпературных процессов. Именно это является причиной того, что десятки научных организаций со всей РФ отправляют образцы на исследования в рамках научной коллаборации", - рассказали в пресс-службе. Ранее в комиссии Минобрнауки России были утверждены гранты для 89 научных организаций в 2020 году на получение средств в целях обновления приборной базы, общая сумма субсидий составила 4,2 млрд рублей. Согласно решению комиссии СПбГУ получит более 273,8 млн рублей. О нацпроекте Согласно целям нацпроекта "Наука", в 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.

Одним из последних открылся ресурсный центр "Развитие молекулярных и клеточных технологий". Здесь сосредоточено самое современное и сверхмощное оборудование для проведения исследований в различных областях молекулярной и клеточной биологии, что вывело работу петербургских ученых на принципиально новый уровень. Основные наши проекты направлены на ключевые проблемы современной биологии и медицины. Среди них можно выделить определение закономерностей и механизмов иммунных реакций, разработку основ регенеративной медицины, биологию злокачественных новообразований и разработку новых веществ, обладающих антимикробной активностью. То есть способность организма формировать заново утраченные после операции или несчастного случая ткани и даже части тела. Пока это звучит невероятно. Однако раз в животном мире есть примеры успешной регенерации, значит, должна быть и возможность запустить этот механизм у человека, уверен ученый. Просто по сравнению с тем, что есть у животных, они очень скудные. Кстати, говоря о регенерации, мы имеем в виду восстановление не только органов, но и функций.

Ученые университета выступили на международной научно-практической конференции

На Питерском форуме представили геополитическую обсерваторию по проблемам развития России Научный парк СПбГУ – поистине уникальный центр коллективного пользования, мы гордимся, что такое значимое для развития науки пространство есть именно в университете.
Научный парк СПбГУ. Биомедицина, экология, природопользование Переходите и смотрите реализованный проект ресурсный центр научного парка СПбГУ от Компании Хеликон на нашем сайте!
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан посетил Научный парк СПбГУ В СПбГУ действует Научный парк из 23 ресурсных центров, где реализуются научные и инновационные проекты.

Ректор СПбГУ: «Наш научный парк — один из лучших в мире»

Ресурсный центр Научного парка СПбГУ Стало известно, что студентов сразу нескольких факультетов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) перевели на дистанционное обучение до 17 мая из-за выявленных случаев кори.
СПбГУ открыл междисциплинарную площадку для школьников #НаукавФокусеКоллекция культур ресурсного центра «Культивирование микроорганизмов» Научного парка #СПбГУ.
Научный парк Студентов ряда факультетов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) перевели на дистанционное обучение из-за вспышки

Научный парк СПбГУ. Биомедицина, экология, природопользование

Школьники посетили научный парк СПбГУ Новости науки» География» Ученые СПбГУ открыли в вулканах два новых минерала с наноразмерными кластерами.
Проекты Научного парка СПбГУ Ректор Племяшов Кирилл Владимирович, доктор ветеринарных наук, член-корреспондент РАН выступил с докладом «Современные биотехнологические приемы в развитии племенного животноводства».

АФК «Система» поддержит создание инновационного центра СПбГУ

Состав участников геополитической обсерватории в будущем будет расширяться с учетом приоритетных направлений развития страны. Центр G. Эксперты планируют проводить мониторинг и анализ важнейших проблем в России и в мире, а результат своих исследований они хотят предоставлять органам власти. Руководитель центра, эксперт-аналитик в области энергетики и экс-министр иностранных дел Австрийской Республики Карин Кнайсль считает, что это поможет странам наладить отношения. Неважно какими бы мы проектами не занимались, будь это G.

НЕТ» Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей» Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.

Учредитель акционерное общество "Ленинградская областная телекомпания".

В расписании на сайте СПбГУ также указано, что учебные занятия и экзамены будут проводиться «с использованием информационно-коммуникационных технологий» вплоть до 15 мая. Как рассказали «Фонтанке» студенты, в общежитиях карантин пока не вводили. Сейчас по корпусам ПУНКа ходят врачи и просят проживающих показать прививочные сертификаты. Как указали в университете — для «проведения профилактических и дезинфекционных мероприятий».

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online».

Оно показало уникальный характер кристаллической структуры минералов — присутствие в них наноразмерных металл-кислородных кластеров. Не будь здесь хороших прецизионных приборов, это исследование не состоялось бы. Но это только половина дела. Вторая половина — высокая квалификация ученых СПбГУ и плодотворное сотрудничество минералогов и кристаллографов двух ведущих университетов страны и Кольского научного центра Российской академии наук.

На первый взгляд минералы практически неотличимы друг от друга и представляют собой скопления изумрудно-зеленых кристаллов. Только детальный анализ выявляет их различие. Оба состоят из полиоксометаллатных кластеров, в центре которых находится атом железа в арсмирандите или титана в леманните , которые окружены восемью атомами кислорода. Те, в свою очередь, окружены двенадцатью атомами меди, расположенными по вершинам кубооктаэдра. Сами кластеры уложены в структуре в трехмерном шахматном порядке и между ними располагаются атомы натрия и хлора.

Уникальный научный парк сформирован в Санкт-Петербурге

Сегодня Научный парк СПбГУ представляет собой комплекс из 23 ресурсных центров, оборудованных самым высокотехнологичным оборудованием. Ректор СПбГУ Николай Кропачев и директор Научного парка Сергей Микушев ознакомили главу петербургского парламента со структурой и принципами его работы, рассказали об особенностях ресурсных центров, входящих в состав парка. Новости. Видеоархив. Фотоархив.

ЦКП - Научный парк СПбГУ

В Санкт-Петербургском государственном университете завершилось формирование научного парка, в состав которого входит 21 ресурсный центр. Санкт-Петербургский университет провел публичную презентацию нового центра G.O.R.K.I. (The Geopolitical Observatory for Russia's Key Issues) на площадке ПМЭФ-2023. Научный парк Санкт-Петербургского Государственного Университета включает в себя 26 ресурсных центра по разным направлениям.

Студентов СПбГУ перевели на дистанционное обучение из-за вспышки кори

Отметим, что Научный парк СПбГУ функционирует по принципу открытого доступа: воспользоваться оборудованием для собственных разработок и исследований могут как обучающиеся и сотрудники Университета, так и лица, не работающие в СПбГУ. Использование оборудования возможно в рамках заключаемых соглашений о сотрудничестве с индивидуально прописанными условиями о разделении интеллектуальной собственности. Доступ для самостоятельной работы с оборудованием организуется по регламентам работы ресурсных центров, которые действуют в СПбГУ. Так, например, в 2020 году на оборудовании Научного парка выполнялись исследования для 128 организаций. Кроме того, чтобы оформить заявку на работу в ресурсных центрах, не обязательно приезжать в Университет — все можно сделать онлайн.

Сейчас сотрудничество в научной среде не просто распространено, оно является целевой установкой. Я уверен, что для обеспечения всех я подчеркиваю: всех государственных научных организаций и государственных вузов современной инфраструктурой необходимо обеспечить доступ этих научных организаций и вузов к публичной собственности: научному оборудованию, электронным научным ресурсам, библиотечным научным ресурсам и так далее. Все эти ресурсы, приобретаемые за бюджетные средства, не должны «переходить в собственность» конкретных организаций и вузов — для этого нет ни правовых, ни моральных оснований. Это публичное имущество, и оно должно быть по четким, установленным государством правилам, доступно для сотрудников всех государственных организаций и учреждений. Пока таких государственных правил нет, мы вынуждены устанавливать свои правила, которые придают нашим ресурсным центрам статус публичного имущества. Сегодня Научный парк СПбГУ представляет собой комплекс из 23 ресурсных центров, оборудованных самым высокотехнологичным оборудованием. Среди них — центр «Биобанк», Центр микроскопии и микроанализа, Центр по оптическим и лазерным исследованиям, Центр нейтронных исследований и многие другие. Общая площадь Научного парка — более 30 000 квадратных метров, а в штате работают более 280 высококвалифицированных инженеров, которые обеспечивают стабильную работу подразделения. Насколько велики различия в оформлении одного и того же научного проекта у вас и, к примеру, в каком-нибудь академическом институте? Что, на ваш взгляд, можно было бы улучшить? Такой формат отношений показал свою эффективность в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и вынужденного локдауна, обеспечив практически бесперебойное функционирование всей системы проведения научных исследований. Для организации подачи заявок, их обработки, контроля качества выполняемых работ и простоты доступа заказчика к результатам исследований в Научном парке СПбГУ с 2014 года действует единая электронная система приема заявок, позволяющая упростить и централизовать работу с ресурсными центрами. Она позволяет отслеживать изменения потребностей пользователей и анализировать их отзывы, чтобы постоянно совершенствовать инфраструктуру. Регистрация пользователей производится один раз, позволяя работать со всем Научным парком СПбГУ в рамках единого интерфейса. Благодаря системе уведомлений пользователи оперативно получают информацию обо всех операциях и измерениях в Научном парке, а также могут удаленно получать результаты выполненных работ. Созданная в экосистеме Научного парка СПбГУ цифровая среда — одна из самых развитых и эффективных среди инфраструктурных научных площадок России, поэтому мы часто принимаем у себя академических коллег и партнеров, которые хотят познакомиться с нашими IT-решениями и процессами в действии. Елена Шмелева, руководитель образовательного центра «Сириус», предложила создать механизм, при котором закупки сразу на государственном уровне совершает, например, грантовый фонд, а потом уже эти реактивы распределяются по научным учреждениям. Так ученым не пришлось бы ждать заказ для эксперимента несколько месяцев. Что вы думаете об этой идее? Помогло бы это научной работе в университетах? В СПбГУ есть минимальный необходимый запас наиболее востребованных реактивов, в остальном Университет ориентируется на конкретные потребности научных групп. Для масштабных закупок «про запас» необходимо наличие свободных финансовых средств, а также согласованные с фондами механизмы дальнейшего их распределения для возмещения ранее понесенных расходов. Для научных и образовательных организаций крайне необходимо увеличение лимитов на закупку расходных материалов и лабораторного оборудования, которые можно использовать без проведения конкурсных процедур. Не удивлюсь, если в ближайшее время будет издан отдельный закон о государственных закупках для научно-образовательных организаций, учитывая приоритетность вопроса о росте в России доли высокотехнологичной продукции и о переходе к экономике знаний. Однако идея создания грантового фонда, о котором вы упомянули, требует глубокой проработки: важно понимать, кто будет принимать решения относительно приоритетности, как будут учитываться интересы каждого конкретного заявителя организации или руководителя проекта. Спланировать закупки и результаты научных исследований заранее тяжело. Как подходит к этому вопросу ваш вуз? Как правило, руководители научных проектов заранее, еще на стадии формирования заявки, продумывают перечень расходных материалов. Ученые СПбГУ приобрели уже достаточный опыт по планированию и закупкам необходимых работ, услуг, материалов для успешного выполнения грантов и договоров, а административные службы Университета всегда готовы помочь с заказами и проведением конкурсных процедур на основании поступивших заявок от ученых. За 2014—2020 годы наши ученые выиграли 377 грантов Российского научного фонда. За это время по поручению руководителей грантов было израсходовано 455,45 млн рублей на закупку основных средств оборудование, вычислительная техника и др. Как, если не секрет, вам удалось найти и выделить такую сумму? Что бы вы посоветовали другим университетам, которые заинтересованы в создании собственных ресурсных центров? В Программе развития СПбГУ были определены основные направления развития Университета и четко зафиксированы показатели в том числе ежегодные , которых должен достичь коллектив Университета в учебной и научной деятельности. Для полного восстановления материальной научной базы Университета учебных и научных зданий, помещений библиотеки, музеев, общежитий, спортивных объектов необходимо более 60 миллиардов рублей. На восстановление материальной базы СПбГУ деньги практически не выделялись. А вот на развитие научных исследований и образовательной деятельности нам было выделено пять миллиардов рублей на три года без гарантии дальнейшего финансирования. Поэтому было решено сделать долгосрочные вложения в научное оборудование, обеспечение доступа к электронным базам научной информации, создание рабочих мест для ученых, обеспечение открытости жизни Университета. С началом реализации Программы развития в 2010 году началось формирование того мощного Научного парка, которым сегодня гордится СПбГУ. Конечно, создание и развитие научной материальной базы требует больших усилий — сегодня не время случайных и поспешных решений, поэтому можно рекомендовать делать ставку на сильные стороны и специфику научных коллективов организации, оценивать и развивать конкурентные преимущества будущего ресурсного центра и делать осмысленные вложения в материальную базу. По сути, эти начинания похожи. Как вы считаете, учреждение грантов подобного типа для ресурсных центров при университетах помогло бы их развитию? В частности, важными преимуществами такого рода конкурсов для центров коллективного пользования можно считать увеличение загрузки оборудования и расширение клиентской базы. По результатам объявленного в 2020 году конкурсного отбора четыре проекта будут базироваться в СПбГУ с использованием объектов инфраструктуры сторонних организаций, еще девять будут выполняться на базе сторонних организаций с использованием Научного парка СПбГУ. Среди поддержанных заявок — проекты по направлениям «Физика и науки о космосе», «Химия и науки о материалах», «Инженерные науки», «Биология и науки о жизни» и «Фундаментальные исследования для медицины». Конечно, такие грантовые инициативы не могут заменить системную поддержку развития научной инфраструктуры, объемы финансирования по ним способны покрывать текущие расходы и амортизацию оборудования. Но есть и положительные моменты: это развитие научной кооперации, популяризация ресурсных центров, распределение активности по всей карте объектов научной инфраструктуры России.

В состав центра G. Ректор вуза считает, что это настоящий прорыв для университета. И представить себе создание междисциплинарных проектов было очень трудно. И вот тот пример, что мы сейчас презентуем, это как раз тот пример междисциплинарного союза и поддержки. Центр уже начал работать и объединил коллег из разных факультетов.

Общая площадь Научного парка — более 30 тысяч квадратных метров. Его доступность обеспечена и штатом из более чем 250 высококвалифицированных специалистов и стопроцентным финансированием расходных материалов со стороны Университета. Современную науку, безусловно, делают люди — ведущие ученые, способные расширять горизонты, изобретать еще не существующее и решать проблемы, которые уже стоят перед человечеством.

Ученые СПбГУ открыли в вулканах два новых минерала с наноразмерными кластерами

Игорь Анатольевич Тихонович подчеркнул значимость научных школ. Только они могут помешать дилетантам выдавать себя за ученых, поскольку в научных школах не просто погружаются в знания, но и получают оценку. К сожалению, сейчас ученые мигрируют за грантами по всему миру, а это разрушает школы, формировавшиеся десятилетиями. Святослав Всеволодович Медведев выразил озабоченность тем, что наука перестает быть элитарной и исчезают люди, относившиеся к ней, как к чему-то священному. Это приводит к появлению псевдонаучных организаций, деятельность которых нельзя назвать даже профанацией. Серьезную опасность представляет и рост продолжительности жизни.

Когда человек становится старше, он теряет смелость, необходимую для развития науки. Что касается студентов, то они сейчас умны, но у них нет широты знаний. Они стремятся изучать только то, что нужно в работе. А научные прорывы происходят на пересечении различных областей знаний. Поэтому Университету необходимо сохранить традицию предельно широкого — универсального — образования.

Этот прибор всего за час позволяет выявлять и количественно определять несколько тысяч белков и метаболитов, проводить функциональные «срезы» во времени и отвечать на вопрос, что именно происходит в биологической системе. Он может использоваться для изучения практически любой биологической системы: от исследования редких арктических моллюсков до диагностики заболеваний человека. Также в распоряжении Университета есть хромато-масс-спектрометр высокого разрешения. Этот прибор позволяет по точной массе молекулы сделать вывод о ее элементном составе и таким образом понять механизм реакции или природу обнаруженного вещества. Современные исследования в области химии, биохимии, биологии, физики сложно представить без доказательства строения молекул с помощью масс-спектрометрии высокого разрешения.

Для изучения строения клетки в СПбГУ приобретен сканирующий электронный микроскоп VolumeScope 2 с возможностью серийной съемки и создания 3D-реконструкций. Технология, лежащая в основе работы микроскопа, была разработана для изучения контактов нервных клеток синапсов как одного из наиболее трудного в плане изучения структуры объекта, а сейчас становится доступна для решения большинства биомедицинских задач. Он позволяет расшифровывать атомное строение новых материалов и минералов при экстремальных температурных условиях. Новый прибор дает возможность моделировать поведение материалов в условиях, отличающихся от стандартных лабораторных, исследовать пределы термической устойчивости веществ, а также моделировать условия природных высокотемпературных процессов. Хочу отметить, что ни один из этих приборов сам по себе не редкость, как в России, так и за рубежом.

Но редкостью и даже уникальным явлением является их эффективная работа в реальном коллективном пользовании на площадке Научного парка одновременно в интересах сразу десятков исследовательских групп — всех научных коллективов СПбГУ и многочисленных партнеров из числа научных организаций и предприятий реального сектора экономики. У нас без преувеличения уникальные условия для использования всех приборов, в том числе вновь закупаемых; именно поэтому десятки научных организаций доверяют нам и отправляют образцы на исследования или используют его для своих исследований сами. Доступ для самостоятельной работы с оборудованием организуется по регламентам работы ресурсных центров, которые действуют в СПбГУ. Правила позволяют исследователям самостоятельно работать на оборудовании СПбГУ по решению директора ресурсного центра. Для каждой группы приборов есть свои правила работы и свой вариант допуска: вы можете использовать оборудование, которое нужно для вашего исследования, если имеете необходимые навыки для такой деятельности.

Разумеется, допущенный к самостоятельной работе пользователь понесет ответственность, если нарушит технику безопасности или будет неправильно выполнять инструкции. Для студентов программ магистратуры предусмотрено проведение занятия в ресурсных центрах Научного парка для знакомства с его возможностями в рамках учебной практики. Также они могут подавать заявки на выполнение исследований в Научном парке, необходимых для подготовки выпускной квалифицированной или курсовой работы. С какого курса начать, как вовлечь студентов — не все ведь хотят остаться в науке? Ученики Академической гимназии СПбГУ уже в 8—9 классе могут стать полноправными участниками исследовательских групп, состоящих из действующих ученых, аспирантов, научных сотрудников, студентов.

Мы создаем возможности для такой работы внутри Университета, научные задачи встроены в наши образовательные программы. Исследовательские проекты в том числе курсовые и выпускные работы студенты могут выполнять под руководством своих научных руководителей в ресурсных центрах Научного парка СПбГУ на уникальном оборудовании. В Университете также активно работает студенческое научное общество, а научную деятельность среди студентов поддерживает Совет молодых ученых СПбГУ. Также мы стараемся внедрять разработки обучающихся — уже шесть лет в СПбГУ проводится конкурс «Start-up СПбГУ», в рамках которого студенческие коллективы, включающие представителей разных программ и предметных областей, создают серьезные научные прикладные разработки, которые в дальнейшем могут быть поддержаны финансированием из Эндаумент-фонда Университета и реализованы в виде создания малого инновационного предприятия при СПбГУ. Существуют и другие способы вовлечения студентов в научную деятельность, поскольку современная университетская среда — это лучшая мотивация для развития научных интересов обучающихся.

Может быть, удалось получить полезный опыт по организации научной и учебно-исследовательской работы благодаря этому непростому периоду? В то же время вынужденные ограничения стимулировали отладку дистанционной работы, которая существенно расширила наши возможности по обмену научной информацией. В период действия ограничительных мер исследователи располагали всеми необходимыми ресурсами для выполнения научных работ: возможностью удаленного доступа к цифровым информационно-библиотечным ресурсам, включая зарубежные базы данных Web of Science и Scopus, возможностью автоматизированной регистрации заявок на конкурсы и отчетов с использованием информационной системы управления научной деятельностью PURE. Наличие инфраструктуры Научного парка с квалифицированным персоналом и централизованной электронной системой приема заявок на выполнение научно- исследовательской работы позволило значительно снизить необходимость очного присутствия исполнителей грантов и договоров. Также в период действия ограничений СПбГУ приобрел опыт проведения международных конференций в онлайн-формате.

При этом мы понимали, что не во всех ресурсных центрах можно полностью исключить присутствие людей, так как необходимо поддерживать работу оборудования, а также следить за уникальными коллекциями и животными. К примеру, в ресурсном центре «Обсерватория экологической безопасности» у нас живут чудесные аксолотли. Тем не менее во время первой волны эпидемии Университет организовал возможность работы таким образом, чтобы даже при очном посещении лабораторий минимизировать риски заражений внутри коллективов. Насколько решения были вынужденными из-за ограничений на очное обучение, а насколько вводились по собственной инициативе? Многие ли образовательные подходы, которые пришлось применять в экстренном порядке во время локдауна, теперь сохранятся на постоянной основе?

Начиная с 2017 года в СПбГУ образовано специальное подразделение, которое занимается производством массовых открытых онлайн-курсов, и еще до пандемии Университет занимал лидирующие позиции на рынке онлайн-образования России. Поэтому СПбГУ не просто встретил локдаун хорошо подготовленным, но и оказывал всестороннюю поддержку региональным вузам, помогая завершить семестр без потери качества обучения. СПбГУ первым в стране предоставил открытый доступ ко всем своим курсам для российских студентов. В итоге обучение прошли около 13 000 человек из 89 образовательных учреждений. Последние годы мы не только занимались производством онлайн-курсов, но и внедряли их в образовательные программы СПбГУ, предлагали студентам осваивать онлайн-программы лучших мировых университетов.

Накопленный опыт позволил Университету максимально быстро мобилизоваться и без потери качества обучения перевести весь образовательный процесс в онлайн-формат. Для многих педагогов именно подобная ситуация стала своеобразным моментом истины, помогла переломить негативное или скептическое отношение к дистанционному образованию и взять на вооружение новые педагогические подходы, которые, разумеется, сохранятся и после окончания пандемии, поскольку одна из тенденций современного образования — это гибридный формат обучения. Кроме того, Университет продолжает наращивать темпы производства онлайн-курсов и теперь занимает первое место на национальной образовательной платформе «Открытое образование» по их количеству. Наши онлайн-продукты в том числе пользуются большим спросом за рубежом: СПбГУ входит в Топ-3 вузов — партнеров крупнейшей мировой образовательной платформы Coursera и является единственным российским вузом — соучредителем Всемирного союза МООК. К примеру, англоязычный онлайн-курс по нейролингвистике под руководством члена-корреспондента РАО, директора Института когнитивных исследований СПбГУ профессора Татьяны Черниговской всего за неделю после анонсирования запуска собрал более 50 000 слушателей из США, Германии, Великобритании и других стран.

Весь этот опыт помогает постоянно улучшать качество образования, учитывая преимущества онлайн-обучения и сохраняя гибридные формы учебного процесса в СПбГУ. С какими проблемами вы сталкиваетесь при внедрении в вузе такого формата?

Так, например, в 2020 году на оборудовании Научного парка выполнялись исследования для 128 организаций. Кроме того, чтобы оформить заявку на работу в ресурсных центрах, не обязательно приезжать в Университет — все можно сделать онлайн. На территории Научного парка действует сквозная единая цифровая система приема заявок и управления научными проектами Research Information Management System RIMS , которая позволяет исследователям даже в условиях пандемии COVID-19 продолжать разработки и наблюдения. Благодаря системе уведомлений пользователи отслеживают информацию обо всех операциях и измерениях в рамках своего проекта, а также могут удаленно получать результаты выполненных работ в Научном парке. Но редкостью и даже уникальным явлением является их эффективная работа в реальном коллективном пользовании на площадке Научного парка одновременно в интересах сразу десятков исследовательских групп — всех научных коллективов СПбГУ и многочисленных партнеров из числа научных организаций и предприятий реального сектора экономики».

XIII Петербургский международный образовательный форум пройдёт с 27 по 31 марта 2023 года. Организатор форума — Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, оператор — Центр регионального и международного сотрудничества. Программа форума включает 12 тематических треков, более 400 образовательных событий.

Основная тема дискуссий — обсуждение новых реалий современного образования, первостепенная роль учителя и наставника в системе образования.

Ректор СПбГУ: «Наш научный парк — один из лучших в мире»

Так, за время существования Научного парка СПбГУ было одобрено более 12 000 заявок на проекты. В Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) завершилось формирование научного парка, в состав которого входит 21 ресурсный центр. Научный парк СПбГУ функционирует на основе принципа общего доступа, кото-рый подразумевает возможность использования возможностей и оборудования ресурсных центров всеми заинтересованными лицами, вне зависимости от того, являются ли они сотрудниками. СПбГУ презентовал геополитическую обсерваторию G.O.R.K.I., которая будет изучать проблемы экономического развития. В Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) завершилось формирование научного парка, в состав которого входит 21 ресурсный центр.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий