Президент РФ Владимир Путин осматривает презентацию организаций в сфере беспилотных авиационных систем во время посещения индустриального парка «Руднево» в Москве.
Россия потратит более 300 млрд рублей на развитие беспилотных авиационных систем в 2024–2026 годах
Также на площадке форума состоялось подписание соглашения о подготовке и повышении квалификации специалистов по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения между Ульяновским авиационным колледжем и одним из крупнейших производителей беспилотных средств — компанией «Геоскан». Форум посетили представители ведущих компаний производителей беспилотников: «Финко», «Геоскан», «Транспорт будущего», «Агримакс. Аэро», «Консорциум БАС». Опытом поделились и белорусские коллеги — «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» Национальной академии наук Беларуси.
В совещании приняли участие представители Центра военно-спортивной подготовки «ВОИН», некоммерческой организации «Федерация гонок дронов России» и других организаций. Справочно По поручению Президента России разработан национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Он включает пять федеральных проектов. Нацпроект направлен на развитие в стране отрасли беспилотных авиационных систем, их разработку и серийное производство, а также подготовку соответствующих кадров. Подписаться на новости.
Реализация национального проекта позволит максимально эффективно использовать тот потенциал, который у нас имеется для беспилотной техники самых разных классов, - отметила Юлия Швакова. Генеральный директор ООО «Флай Дрон» Никита Данилов затронул актуальные вопросы цифровой инновации, внедряемой в рамках экспериментального правового режима, отметив, что компания создала уникальный проект, включающий в себя ряд персонализированных онлайн-сервисов, включающий быструю регистрацию пользователя, формирование запроса на полет беспилотника в картографическом сервисе, автоматическое определение инстанций для согласования полета на основе географического местоположения пользователя. В ходе обсуждения и. Приоритетная задача, решаемая в рамках экспериментального режима в республике - снятие ограничений эксплуатации беспилотных авиационных систем массой более 30 кг. Программа включает в себя четыре основных направления апробации и использования беспилотных летательных аппаратов. Таким образом, беспилотники смогут участвовать в перевозке грузов, что позволит обслуживать удаленные и труднодоступные территории, проведении аэрофотосъемок, выполнять авиахимические работы для борьбы с вредителями в сельском хозяйстве, а также в лесном хозяйстве, включая борьбу с пожарами и незаконную вырубку, - рассказал Марс Аминов.
Механизмы для практической реализации обозначенных шагов сосредоточены в рамках следующих инициатив. Вызовы развития Беспилотная авиация функционирует в условиях воздействия вызовов внешней и внутренней среды, в том числе технологических, геополитических и экономических. Технологическая сфера характеризуется переходом к цифровой экономике и к стандартам Индустрии 5. В геополитической сфере отмечается выраженная санкционная нагрузка на промышленность - ограничиваются не только прямые поставки готовой продукции, но и элементов компонентной базы, комплектующих и материалов, существенно ограничены или отсутствуют возможности трансфера зарубежных технологий. Все перечисленное усложняет реализацию бизнес-процессов отрасли беспилотной авиации. Экономические условия для участников отрасли проявляются в динамике потребительского спроса на непродовольственные товары, который подвержен снижению на фоне неопределенности. Возможности и риски развития отрасли беспилотной авиации Перспективы развития беспилотной авиации связаны как с возможностями, так и с рисками, которые учтены при формировании сценариев развития отрасли беспилотной авиации. Принципиальным вопросом является поиск и внедрение технических решений, обеспечивающих безопасное выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов, установление правил выполнения таких полетов. В настоящее время воздушное законодательство Российской Федерации позволяет выполнять одновременные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов в ограниченном воздушном пространстве. Помимо вопросов организации безопасного воздушного движения существенными условиями для устойчивого развития рынка беспилотных авиационных систем в Российской Федерации являются создание современной инновационной инфраструктуры проектирования, производства, испытаний беспилотных авиационных систем, обеспечение текущего спроса на финансирование высокотехнологичных проектов в сфере беспилотных авиационных систем, подготовка высококвалифицированных кадров различной специализации для рынка беспилотных авиационных систем, развитие информационных технологий и совершенствование нормативно-правового регулирования производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Сложившиеся в 2020 - 2022 годах внешнеторговые условия дополнительно усложнили доступ к зарубежным технологиям, оборудованию и материалам, что затрудняет проектирование и реализацию отдельных производственных процессов. Вместе с тем стремительное расширение рынка беспилотных авиационных систем несет риски неправомерного использования беспилотных воздушных судов, а также результатов, полученных с их применением. Кроме того, с повышением интенсивности использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами растет и риск нанесения ущерба пилотируемой авиации, наземной инфраструктуре и гражданам. В целях минимизации этих рисков необходимо создание условий, обеспечивающих интеграцию беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации и предусматривающих наличие: средств инфраструктуры мониторинга и контроля за эксплуатацией беспилотных авиационных систем, средств противодействия противоправному применению беспилотных авиационных систем; информационных систем обеспечения полетов беспилотных авиационных систем, в том числе бортовых средств и систем связи, обеспечивающих постоянную двухстороннюю радиосвязь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения; интеграционных решений, предусматривающих взаимодействие с системами уполномоченных государственных органов, а также коммерческими информационными системами. Важным фактором развития системы образования по направлению беспилотных авиационных систем будет являться снижение административных барьеров, препятствующих повсеместному применению беспилотных авиационных систем, в том числе в рамках реализации программ дополнительного образования детей. Цели, задачи, приоритеты и целевые индикаторы реализации Стратегии 1. Цель, ключевые направления и задачи развития беспилотной авиации Целью реализации Стратегии является создание в Российской Федерации новой конкурентоспособной на внутреннем и глобальном рынках отрасли российской экономики в секторах разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем и опционально пилотируемых систем, выполнения авиационных работ и воздушных перевозок, оказания услуг, обеспечения потребителей геопространственной информацией и аналитическими сервисами. Достижение указанной цели потребует введения мер финансового и нефинансового стимулирования промышленности и науки, определяющих эффективность разработок и перехода к производству беспилотных авиационных систем и их компонентов, в том числе тех, у которых есть импортные аналоги. Указанные меры также должны быть ориентированы на повышение уровня готовности общества к роботизации, перспективной аэромобильности и иным технологиям, необходимым для повсеместного применения беспилотных авиационных систем в Российской Федерации. Внедрение беспилотных авиационных систем в повседневную эксплуатацию потребует опережающего развития инфраструктуры взлетно-посадочных площадок, аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов, предоставляющих наземное и техническое обслуживание беспилотных авиационных систем, а также инфраструктуры для целей интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в районах и на маршрутах их применения. При этом необходимо обеспечить оптимальный баланс обязательных государственных требований, скорости и стоимости процедур их подтверждения, при котором безопасность полетов и авиационная безопасность будут поддерживаться на приемлемом уровне, а эффективность применения беспилотных авиационных систем способствовать ускоренному развитию рынка. Учитывая разнообразие компетенций, применимых в отрасли беспилотных авиационных систем, система подготовки кадров в Российской Федерации должна содержать полный комплекс необходимых образовательных модулей с их включением в образовательные программы общего образования, дополнительного образования детей, среднего профессионального и высшего образования, а также соответствующую образовательную инфраструктуру, что в совокупности должно обеспечивать отрасль квалифицированными и мотивированными кадрами. Ключевыми направлениями развития беспилотной авиации являются следующие направления: "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", включающее создание конкурентоспособных российских беспилотных авиационных систем, принимая во внимание опыт и стандарты Международной организации гражданской авиации; "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих", в том числе в рамках создания крупных производственных центров, обеспечивающих разработку и внедрение новых технологий в области беспилотных авиационных систем; "Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем"; "Подготовка кадров для отрасли беспилотной авиации"; "Фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем". В соответствии с базовым сценарием целевыми значениями показателей развития отрасли беспилотной авиации к 2030 году являются: объем российского рынка беспилотных авиационных систем, выражающийся в прямом спросе, а также спросе на такие системы в рамках оказания услуг с учетом образовательных беспилотных авиационных систем в период 2023 - 2030 годов нарастающим итогом - более 1 млн. В рамках Стратегии предусмотрено создание системы подготовки специалистов для эксплуатации беспилотных авиационных систем, относящихся к категории авиационного персонала, в том числе лиц, эксплуатирующих беспилотные воздушные суда массой более 30 килограммов внешних пилотов , на базе сертифицированных уполномоченным органом в сфере гражданской авиации авиационных учебных центров. Достижение установленной цели и целевых значений показателей развития отрасли будет обеспечено за счет комплексного решения задач по ключевым направлениям развития отрасли. Мероприятия и целевые индикаторы реализации Стратегии Целевые индикаторы Стратегии достигаются в результате реализации национального проекта "Беспилотные авиационные системы" и мероприятий входящих в него федеральных проектов. По ключевому направлению "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы" предусматривается формирование новых сегментов рынка с приоритетом использования российских беспилотных авиационных систем и комплектующих. Дополнительно ожидается реализация инструментов стимулирования спроса, в том числе субсидирование части стоимости летного часа беспилотного воздушного судна и запуск механизма льготного лизинга таких систем, а впоследствии - и объектов наземной инфраструктуры. По ключевому направлению "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих" предусматриваются: развитие разработки и серийного производства беспилотных авиационных систем; развитие серийного производства унифицированных элементов наземной инфраструктуры обеспечения эксплуатации беспилотных авиационных систем; развитие индустрии средств производства беспилотных авиационных систем и их компонентов, производства материалов; создание и развитие российской цифровой платформы в целях оптимизации методик проектирования беспилотных авиационных систем и их компонентов; переход на российские протоколы управления беспилотными авиационными системами, телеметрии, создание собственных протоколов связи для замены ELRS и Crossfire, необходимых для управления беспилотными авиационными системами FPV; формирование и актуализация ИТ-ландшафта потребностей в области беспилотной авиации. Дополнительно ожидается создание новых и развитие существующих малых технологических компаний беспилотной авиации в рамках реализации программ деятельности инновационных институтов развития. Сценарии развития отрасли беспилотной авиации Исходя из макроэкономических и отраслевых предпосылок рассматриваются два сценария развития отрасли - базовый и прогрессивный. Ключевые различия сценариев состоят в прогнозируемой динамике достижения технологического суверенитета отрасли, спроса на беспилотные авиационные системы и услуги с их применением, внедрения проектов локализации производства беспилотных авиационных систем и критических комплектующих изделий на территории Российской Федерации, развития инфраструктуры для беспилотной авиации в субъектах Российской Федерации, совершенствования системы сертификации и системы непрерывного образования и подготовки кадров для беспилотной авиации. В Стратегии за основу берется базовый сценарий развития отрасли беспилотной авиации. Как базовый, так и прогрессивный сценарии реализуемы исключительно в условиях снятия регуляторных ограничений в области интеграции беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации и старта проектирования уже на этапе внедрения Стратегии процесса перехода к услугам с использованием беспилотных авиационных систем. Базовый сценарий характеризуется стабильной ситуацией и ростом продуктового рынка беспилотных авиационных систем в среднем на 14 процентов в год. Ожидается, что наибольший рост объемов производства беспилотных авиационных систем будет достигнут в 2025 - 2027 годах. Прогрессивный сценарий предполагает усредненный 25-процентный прирост в период реализации Стратегии, а также повышение доли российских беспилотных авиационных систем в общем объеме российского потребления. Допускается вероятность организации экспортных поставок беспилотных авиационных систем в дружественные государства. Показатели Стратегии, в том числе объемы спроса и производства беспилотных авиационных систем, могут быть уточнены по мере ее реализации и снятия регуляторных ограничений в области применения беспилотных авиационных систем, в том числе отдельных отраслей, направлений, сегментов применения беспилотных авиационных систем. Подходы к реализации Стратегии 1. Этапы реализации Стратегии Стратегия реализуется в рамках следующих двух этапов. Второй этап 2025 - 2035 годы включает реализацию мер, направленных на стимулирование перехода участников рынка к массовому созданию беспилотных авиационных систем, а также активизации применения услуг с их использованием. В том числе предполагается расширение апробированных при реализации первого этапа инструментов и технологий на все эксплуатируемые типы беспилотных авиационных систем, на дополнительные сценарии и регионы оказания услуг с использованием беспилотных авиационных систем. Реализация Стратегии связана с наличием макроэкономических, социальных и операционных рисков. Развитие инфраструктуры отрасли беспилотной авиации Магистральным вектором развития промышленности в сфере беспилотных авиационных систем является формирование соответствующих инфраструктурных субъектов, направленных на обеспечение достижения стратегических целей развития отрасли. Такими субъектами призваны стать научно-производственные центры испытаний и компетенций, которые обеспечат решение полного спектра методологических, научно-исследовательских и производственных задач. Научно-производственные центры испытаний и компетенций позволят создать научно-производственную инфраструктурную среду для реализации проектов по разработке, испытанию, производству, выводу на рынок и развитию беспилотных авиационных систем, а также смежных отраслей в состав таких центров могут входить образовательные и научные организации, разработчики компонентной базы и программного обеспечения, производители изделий, институты развития и иные заинтересованные российские организации. В целях комплексного развития отрасли беспилотных авиационных систем научно-производственные центры испытаний и компетенций необходимо масштабировать в сеть региональных центров, обеспечивающих равномерное развитие инфраструктуры и рынков беспилотных авиационных систем на всей территории Российской Федерации, учитывая экономическую специфику регионов страны. В целях реализации методологического обеспечения деятельности и разработки модельной инфраструктуры, транслируемой на региональные научно-производственные центры испытаний и компетенций, на базе индустриального парка "Руднево" г. В рамках деятельности сети научно-производственных центров испытаний и компетенций будет создана единая цифровая платформа проектирования беспилотных авиационных систем, функциями которой будут являться накопление данных о цифровых испытаниях изделий, валидация и верификация методик расчетов, реализованных в рамках развития специализированных программных продуктов, интегрированных в указанную платформу в целях снижения количества натурных испытаний и упрощения процедур сертификации беспилотных авиационных систем и комплектующих создание сертифицированных виртуальных испытательных полигонов и модуля цифровой сертификации беспилотных авиационных систем. В целях устойчивого развития беспилотной авиации научно-производственные центры испытаний и компетенций будут взаимодействовать с отраслевыми лидерами и экспертно-аналитическими центрами в рамках практического применения беспилотных авиационных систем. Научно-производственные центры испытаний и компетенций будут связаны единой научно-технической политикой в области развития беспилотных авиационных систем. Их деятельность будет способствовать снижению издержек на проектирование, прототипирование, сертификацию и организацию серийного производства перспективных видов техники и технологий. Основные задачи создаваемых региональных научно-производственных центров испытаний и компетенций будут связаны с планированием создания результатов интеллектуальной деятельности, методическим сопровождением, размещением заказов на производство и выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизацией, содействием в субсидировании, управлением межрегиональной кооперацией и интегрированием инициатив по нормативному регулированию отрасли. Потенциальными пользователями научно-производственных центров испытаний и компетенций будут являться организации авиационной промышленности, выпускающие беспилотные авиационные системы, "стартапы" и команды разработчиков беспилотных авиационных систем, разработчики элементов беспилотных авиационных систем и инфраструктуры обеспечения полетов беспилотных авиационных систем, разработчики систем противодействия незаконному применению беспилотных авиационных систем, Министерство обороны Российской Федерации федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", организации - участники Военного инновационного технополиса "Эра" и компании из дружественных государств.
Другие новости
- Гендиректор «БАС» отметил важность развития отрасли беспилотных авиационных систем
- Нацпроект по дронам стоимостью 900 млрд рублей заработает в следующем году - Ведомости
- Глобальная программа развития беспилотников будет запущена в 2024 году
- Фонд НТИ выделит 30 млрд рублей на поддержку создателей коммерческих БПЛА
- Беспилотные авиационные системы получат отдельную программу стандартизации
Глобальная программа развития беспилотников будет запущена в 2024 году
Но со мной тут же согласились, что очень консервативная оценка, скорее всего, если мы все вместе и государство тоже будем работать активно, то это будет триллион, вот такой будет объем", — сообщил Путин. Сколько проработает дрон и как далеко он долетит, зависит от мощности его аккумулятора. В России уже создают собственные накопители энергии, которые вскоре обеспечат нам полную независимость от экспорта. Одна из важнейших сфер деятельности и по другим направлениям развития", — рассказал российский президент. Это чистое производство, поэтому находиться здесь можно только в спецодежде. В этом технопарке создают русскую электронику, все из наших материалов — чипы и микросхемы. Это новейшая российская разработка, что в разы увеличит память любого компьютера, в том числе и дрона. Этот тот случай, когда несчастье помогло: санкции и гибридная война с Западом вынудили бизнес вкладываться в отечественное производство. Итог: высокие технологии, которых у нас не было десятилетиями, появляется прямо сейчас в разных уголках страны. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
Как я уже рассказал, мы активно работали над финмоделью и государственным гражданским заказом и поняли, что именно такая форма лучше всего подходит для обучения представителей регионов в части планирования потребностей в услугах с применением дронов. Придумали ее эксперты нашей компании. Для написания кода привлекли партнеров, и, так как у нас уже была идея по среде разработки, программу удалось создать очень быстро — за пару месяцев. На самом «Архипелаге» нам помогали игра-практики, эксперты Национальной технологической инициативы. Почему нужна игра? Потому что она максимально приближена к «полевым» задачам. Вот вы, например, чиновник, которому нужно заказать какую-либо услугу с использованием дронов. В этой игре вы можете вбить все параметры необходимой услуги: площадь полей или площадь лесных насаждений — и тут же посмотреть, что вам программа предлагает: какие технические решения уже придуманы, во сколько они обойдутся, каковы сроки реализации. Или, например, вы — эксплуатант и хотите понять, за какие деньги вы можете региону предложить ту или иную услугу.
Заходите, выясняете, что площадь лесов там такая-то, понимаете, какие ваши беспилотники подходят под эти цели, как выстроить логистику, как часто нужно будет передислоцировать временные базы и каковы в целом принципы организации вашей собственной услуги. Или, например, вы — производитель БАС и хотите понимать, какие вообще сейчас услуги есть на рынке и как вам изменить параметры ваших беспилотников под требования рынка. Это одинаково полезный для всех универсальный игровой справочник. Первое — мониторинг лесного хозяйства например, кейсы с лесными пожарами, подсчетами особей диких животных , второе — перевозка и доставка грузов, третье — сельскохозяйственные работы например, кейс с химобработкой угодий от вредителей. Участники учились подсчитывать площади лесов и протяженность маршрутов, ограничения грузов по весу — в общем, большой простор для творчества. Всё это имеет прикладной характер, потому что именно сейчас оператор-эксплуатант решает, какие конкретно задачи будут решать регионы с помощью беспилотников на этапах нацпроекта. Кто имеется ввиду — это команды администраций, какие-то профильные специалисты? Я бы сказал, что в игре приняли участие элиты регионов. Все эти люди надели футболки и с удовольствием погрузились в игру. Благодаря своему большому опыту они достигли хороших результатов.
Какой информацией нужно обладать, чтобы стать победителем в вашей деловой игре? Можно ли случайно выиграть? Но способность мыслить нестандартно, нешаблонно, как показала практика, стала большим преимуществом. Лучше всех справились те, кто осилил большой объем справочной и обучающей информации. Отмечу, что несправившихся у нас не было.
В ближайшие годы беспилотные авиасистемы должны в значительной степени взять на себя контроль промышленных объектов", — рассказал Путин. Тут же, на заводе, Владимир Путин проводит совещание с руководителями компаний-производителей и министрами. Для многих из них это непростой разговор. Пусть раньше любой проект и продирался к конвейеру через сотни бумаг, теперь так нельзя, особенно с беспилотниками. Это четко показала спецоперация. Для меня это такой хороший вариант, я обязательно встречусь", — отметил министр транспорта РФ Виталий Савельев. Потому что если "Росавиация" будет работать в том же режиме, как сегодня, как по самолетам, по рейсовым, то никакого развития беспилотной авиации в России не будет", — сказал Путин. Сделать предстоит немало: избавиться от бюрократии, упростить технологические цепочки, создать систему налоговых льгот для производителей. В самых разных областях", — подчеркнул российский президент. Развитие беспилотной авиации Полгода как развитие беспилотной авиации — это национальный проект. И он уже дает свои плоды: производство растет.
Речь о БВС грузоподъемностью от 40 кг до тонны, которые могут осуществлять перелеты дальностью до 500 км. Стандартный грузовой маршрут, к примеру в районе Салехарда, составляет около 180 км. После разгрузки вертолет возвращается без дозаправки. Эти БВС развозят, в основном, почту, медикаменты, нетяжелое технологическое оборудование для добывающей отрасли. В Башкортостане, к тому же, начали использовать беспилотные вертолеты с рассеивателем жидкости для обработки сельскохозяйственных угодий. Впрочем, как выяснилось на совещаниях, которые Владимир Путин провел в "Руднево", фермеры могут использовать беспилотники на своих угодьях во всех регионах, достаточно лишь зарегистрировать БВС в Росавиации и согласовать порядок работы летающей техники. В остальных регионах регулярных грузовых рейсов беспилотных летательных аппаратов пока нет, а режим работы БВС согласовывается на уровне губернатора и Министерства обороны. Когда 500 миллиардов мало, то 50 не слишком много В "Руднево" Владимир Путин провел два совещания: на первом было предоставлено слово производителям БВС, а второе, которое завершилось глубоко за полночь, касалось детальной проработки той помощи, которую государство может оказать в развитии отрасли. Встречу с производителями БВС Владимир Путин начал информацией о ключевом для отрасли решении: "Я видел нарисованную цифру: на ближайшее время объем финансирования - 500 миллиардов рублей. Но это - очень консервативная оценка: скорее всего, если мы все вместе - и государство тоже - будем работать активно, то это будет триллион рублей". Президент принимает участие в развитии отрасли как минимум с 2020 года, когда он дал поручения создать правительственную комиссию по развитию беспилотных авиационных систем сейчас ее возглавляет вице-премьер правительства Андрей Белоусов , разработать национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем до 2030 года и наладить регистрацию Росавиацией ВБС весом свыше 250 граммов и высотой полета более 30 метров. Сейчас в России, по информации, которую озвучил в четверг заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрий Ядров, зарегистрировано около 78 тысяч таких беспилотников. Ведется учет и нарушений правил полета: с 1нваря 2022 года по апрель 2023 года нарушителей выявлено чуть более 200 120 - в 2022 году. Обращаясь к участникам совещания, Путин отметил: "Отрасль не только очень важная - она очень интересная, потому что, во-первых, за ней будущее, во-вторых, здесь концентрируются самые последние разработки по целому ряду направлений". По мнению президента, "направления использования беспилотных летательных аппаратов, оно просто необозримое: практически, наверное, нет такой сферы деятельности и сферы экономики, где невозможно было бы применять беспилотные летательные аппараты". И попросил выступить представителей компаний по производству и эксплуатации БВС. В 2022 году начали применять вертолеты с возможностью перевозки груза до 300 кг и сейчас готовим к эксплуатации беспилотники грузоподъемностью 1 тонна, аналогов которым нет в мире", - продолжил предприниматель. Однако, по мнению Шевченко, наиболее востребованными из грузовых беспилотников останутся вертолеты небольшой грузоподъемности для тех поселков, куда не требуется перевозка большого количества грузов, но требуется регулярность доставки. В "Аэромаксе" создан пока единственный в стране учебный центр, где можно получить профессию по управлению гражданскими БВС.
Кадры решают: как в России реализуется программа по развитию отрасли беспилотных авиасистем
Наибольший потенциал для применения беспилотников отмечается в сельском хозяйстве, строительном надзоре, создании геопространственных баз данных, а также доставке грузов в труднодоступные районы. Сейчас они уже применяются для инспекции состояния энергосетей, что позволяет сократить сроки проверок в пять раз и снизить риск возникновения аварий в восемь раз. По поручению Президента РФ Владимира Путина разработана Стратегия развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года.
Кроме того, политик заявил, что необходимо было решить вопросы, касающиеся создания современной комфортной системы сертификации, а также обеспечения безопасности полетов и использования систем. Со слов Белоусова, нацпроект по развитию данной сферы необходимо утвердить до 1 сентября текущего года. Ранее замминистра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков заявил, что ведомство планирует полностью легализовать использование дронов в 2023 году.
Темпы внедрения технологий беспилотной авиации опережают возможности системы образования по подготовке кадров в этой области. Создаются зоны "разрыва компетенций" ситуации, когда квалификация персонала не соответствует изменившимся условиям и требует повышения , устранение которых критически важно для кадрового сопровождения применения беспилотных авиационных систем. Важно выстроить систему непрерывного образования специалистов и систему подтверждения квалификации для сферы беспилотных авиационных систем. Начинать введение граждан в сферу беспилотных авиационных систем возможно уже с младшего возраста в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности. В настоящее время в детских и мобильных технопарках "Кванториум" реализуются дополнительные общеразвивающие программы по направлениям "беспилотные авиационные системы проектирование, сборка, программирование и др. В рамках общеразвивающих программ осуществляются изучение устройства беспилотной авиационной системы, моделирование и конструирование беспилотной авиационной системы, разработка полезной нагрузки, программирование беспилотной авиационной системы, а также изучение основ картографии и сбора данных на местности, основ дистанционного зондирования земли, применения беспилотной авиационной системы для съемки территорий и др. Таким образом, представляется целесообразным продолжать развивать систему дополнительного образования детей как начальную ступень в подготовке кадров для отрасли беспилотной авиации и создавать необходимую инфраструктуру во всех общеобразовательных организациях под эти цели. Понимание основ беспилотной авиации и беспилотных авиационных систем начиная со школьного возраста способствует упрощению и ускорению подготовки кадров в сфере беспилотных авиационных систем на уровнях среднего профессионального образования, обеспечивая потребность отрасли в специалистах средней квалификации с последующим повышением уровня образования по желанию специалиста, в том числе в образовательных организациях высшего образования. Одной из специальностей, по которой до 2023 года велась профессиональная подготовка, является "оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом". По состоянию на 2021 год спрос на подготовку по указанной специальности в рамках основных программ профессионального обучения составляет почти 2,5 тыс. В рамках среднего профессионального образования по специальности "эксплуатация беспилотных авиационных систем" в 2021 году принято на обучение не более 2 тыс. Однако с учетом возникшего спроса со стороны работодателей в 2023 году подготовка по указанным профессиям и специальностям является актуальной, что делает необходимым для образовательных организаций среднего профессионального образования не только разработку образовательных программ, но и обеспечение соответствующей инфраструктурой включая полигоны , оснащенной материально-технической базой, отвечающей достаточным требованиям для подготовки квалифицированных кадров. Также важным аспектом является расширение работы по развитию системы подготовки квалифицированных педагогических кадров в рамках повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам технической направленности для усиления компетенций в преподавании учащимся школ и студентам образовательных организаций среднего профессионального образования специальных знаний в сфере беспилотных авиационных систем. Для удовлетворения кадровых потребностей в области применения беспилотных авиационных систем наряду с запуском программ высшего и среднего профессионального образования со сроком реализации 3 - 5 лет необходима реализация комплекса мер по созданию системы повышения квалификации действующих работников транспортной отрасли, а также для переподготовки специалистов, уже обладающих прикладным опытом деятельности в иных отраслях, включая геодезистов, маркшейдеров, агрономов и строителей. Средний возраст сотрудников в отрасли беспилотной авиации составляет 40 - 50 лет. Доля молодых специалистов в общей численности не превышает 10 процентов. Реализация программы подготовки специалистов в области беспилотных авиационных систем базируется на системном интегрированном подходе на основе федерального проекта "Кадры для беспилотных авиационных систем". Участие большого числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предполагает необходимость гармонизации и координации совместной деятельности, которая может быть реализована на базе образовательной организации - координатора. По экспертным оценкам спрос на кадры в отрасли беспилотной авиации может достичь миллиона специалистов в области разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем к 2030 году. Из них 60 процентов - операторы беспилотных авиационных систем, руководители проектных команд, специалисты прикладных научно-производственных и технических направлений в том числе в области строительства, геодезии и др. Более 30 процентов кадров приходится на разработчиков, технологов и профильных программистов. Наиболее востребованными являются специалисты инженерно-технического профиля. Одним из прогнозируемых в рамках Стратегии трендов является увеличение количества лиц, которые получат квалификацию или компетенцию в сфере беспилотных авиационных систем в смежных профессиях на разных уровнях образования и в разных видах образовательных программ. В число востребованных профессий в период реализации Стратегии предполагается включить такие профессии, как "проектировщик интерфейсов беспилотной авиации", "инженер производства малой авиации", "аналитик эксплуатационных данных", "технолог рециклинга летательных аппаратов", "проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания", "программист систем автоматизированного управления", "техник по эксплуатации беспилотных авиационных систем", "специалист по системам "антибеспилотные авиационные системы", "проектировщик наземной инфраструктуры для эксплуатации беспилотных авиационных систем", "специалист по разработке беспилотных воздушных судов космического назначения", "разработчик систем автоматической навигации беспилотных воздушных судов", "разработчик интеллектуальных робототехнических систем", "технолог аддитивного производства беспилотных воздушных судов" и др. Подготовка специалистов для гражданской авиации должна начинаться с уровня среднего профессионального образования для обеспечения потребности отрасли в профильных специалистах среднего уровня квалификации с последующим повышением уровня образования, в том числе в образовательных организациях высшего образования. Вместе с тем подготовка лиц, относящихся к специалистам авиационного персонала, в том числе лиц, эксплуатирующих беспилотные воздушные суда массой более 30 килограммов внешних пилотов , должна вестись по разработанным и утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации программам в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил на базе сертифицированных указанным уполномоченным органом авиационных учебных центров. Востребованы и программы профессиональной переподготовки для специалистов, уже обладающих прикладным опытом деятельности в иных отраслях, включая геодезистов, маркшейдеров, агрономов и строителей. Научно-техническое развитие Сложившаяся ситуация характеризуется автономным проведением перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в заявительной форме по различным направлениям технологий беспилотной авиации при поддержке органов власти и институтов развития, а также инициативных внутренних научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с участием научных и коммерческих организаций. Первоочередные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на условиях государственно-частного партнерства должны быть направлены на повышение уровня готовности продуктов, для выпуска которых изготовителями уже сформирован задел. Российские изготовители обладают компетенциями по таким направлениям, как "организация командных линий С3 управление, контроль и обмен сообщениями ", "пульты дистанционного управления, системы предупреждения столкновения беспилотных воздушных судов в воздухе", "рулевые винты", "пилотажно-навигационное оборудование" и другие. Данные продукты и технологии, необходимые для их выпуска, критичны в том числе для безопасности полетов, обеспечиваемой качеством оборудования. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы должны способствовать увеличению уровня локализации производства беспилотных авиационных систем, комплектующих изделий компонентов и изделий и средств защиты от противоправного применения таких систем. В настоящее время недостаточный уровень технологий и производства наблюдается по более сложным, высокотехнологичным компонентам, таким как двигатели, электронная компонентная база, системы управления, полезные нагрузки. Для указанной продукции требуется централизованная постадийная локализация. Организация производства Ключевой проблемой производственно-технологического характера для развития отрасли беспилотной авиации является недостаточное развитие производства российской электронной компонентной базы для систем управления и навигации, эффективных источников энергии на основе литий-ионных и водородных технологий, высокотехнологичных материалов для изготовления планера и двигателей, основных комплектующих изделий, что оказывает влияние на освоение производства. Вместе с тем имеются проблемы обеспечения организаций-разработчиков российскими средствами автоматизированного проектирования, программно-аппаратными комплексами и программным обеспечением. Мелкосерийное производство не отвечает запросам на необходимое количество готовой продукции и ее стоимости. Необходимо создавать крупные центры по разработке и производству беспилотных авиационных систем, что позволит значительно сократить путь от разработки до внедрения новых технологий в производство. Решение проблемы ограниченных заказов, штучного и мелкосерийного производства возможно через реализацию роли базового заказчика, консолидирующего спрос на беспилотные авиационные системы и размещающего в производство, по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, укрупненные заказы на наиболее востребованные модели беспилотных авиационных систем, в том числе в рамках утвержденного государственного гражданского заказа. В период реализации Стратегии проектирование и развитие производств беспилотных авиационных систем, а также комплектующих изделий и компонентов должны основываться в том числе на признанных Российской Федерацией положениях международных стандартов в сфере поддержания летной годности беспилотных воздушных судов и авиационной электросвязи, установленных приложениями 8 и 10 к Конвенции о международной гражданской авиации. В настоящее время отмечается тенденция роста потребности во внедрении в систему планирования отрасли беспилотной авиации информационных технологий. Организации - участники рынка беспилотных авиационных систем в своей деятельности активно используют различные информационные технологии - производственные технологии, технологии работы с большими данными, технологии робототехники и сенсорики, технологии беспроводной связи и другие. Важно развивать технологии, обеспечивающие интеграцию беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство, включая вопросы развития бортовых средств и систем связи, обеспечивающих зависимое наблюдение и связь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения, а также технологии наблюдения и идентификации беспилотных воздушных судов. Обеспечение зависимого управления беспилотных авиационных систем и пилотируемых воздушных судов на основе анализа больших баз данных с помощью использования искусственного интеллекта является ключевым в решении задачи выполнения полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов в одном районе воздушного пространства без установления запретов и ограничений и, соответственно, интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации уже сформирован определенный задел: на крупных предприятиях внедрены производственные технологии, осуществляется полный цикл аддитивного производства некоторых комплектующих для беспилотных авиационных систем; активно внедряются технологии работы с большими данными в ИТ-компаниях для оптимизации и автоматизации процесса работы с данными; на предприятиях рынка беспилотной авиации используются технологии синтеза информационно-управляющих систем, технологии робототехники и сенсорики для планирования движения и управления беспилотными воздушными судами, получения и обработки сенсорных данных; российскими организациями наращиваются компетенции в сфере защиты данных при их беспроводной передаче, необходимой для эффективной эксплуатации беспилотных авиационных систем. Одним из критериев оценки степени развития рынка беспилотной авиации является наличие достаточного количества центров разработки и производства беспилотных авиационных систем. В настоящее время такая инфраструктура дополняется центрами компетенций - центрами инженерных разработок, центрами коллективного пользования, иными инновационно ориентированными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную и или научную деятельность, и др. Функции данных центров должны быть дополнены сопровождением текущих и перспективных проектов по локализации на территории Российской Федерации производства беспилотных авиационных систем, критических комплектующих изделий, по которым в первую очередь идентифицируется дефицит. Организациям отрасли беспилотной авиации также необходимы элементы инфраструктуры, такие как аэродромы, центры обеспечения полетов, взлетно-посадочные полосы, сертифицированные полигоны для испытаний, административные и жилые помещения. Информационная безопасность Область информационной безопасности, определяемая потребностями рынка беспилотной авиации Российской Федерации, не подлежит системной координации и или централизованному планированию. На сегодняшний день функционирование систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации по большей части основано на иностранных технологиях, реализованных преимущественно на зарубежном оборудовании и программном обеспечении. Рост производительности и пропускной способности оборудования приводит к усложнению алгоритмов обработки данных и миграции их реализации из программной в аппаратную часть. В связи с этим существенно снижается эффективность применения наложенных средств защиты, повышается риск компьютерных атак. При этом необходимо отметить, что в настоящее время в информационном пространстве увеличивается не только число угроз компьютерной безопасности, но и усложняется их техническая структура, повышается скоординированность атак. Угрозы происходят в том числе от специальных служб иностранных государств, экстремистских и террористических организаций. Такие действия могут быть направлены на выведение полностью или частично из строя объектов беспилотной авиации, причинение ущерба государственному управлению, а также нарушение устойчивости экономики.
Игра дала толчок для развития беспилотной авиации в регионах. Соответственно, по итогам выполнения всех задач выстроился рейтинг. Какие качества, навыки, знания помогли регионам стать лидерами? Учитывалось, насколько доходчиво и четко подана информация о потребностях, насколько концептуально и грамотно сформулированы задачи, насколько возможна реализация — если кратко: подача, смысл, исполнение. Работало два жюри. Одно сформировали из представителей компаний-производителей, Ассоциации «Аэронекст», НТИ и двух экспертов нашей компании. В общем это люди, которые уже давно работают в отрасли. Второе жюри прямо на месте сформировалось из участников команд, и номинация Гран-при присуждалась как раз вторым жюри — здесь победила Башкирия. А по результатам оценок профессионального жюри выиграли Якутия I место , Санкт-Петербург и Псковская область. Победители продемонстрировали сплоченность и четкую административную работу внутри команды. Вот Якутия почему победила? Она пошла по очень простому, но эффективному пути. Они точно знают, что у них в республике можно с помощью дронов поправить и улучшить. Это и транспортная доступность, и доставка грузов в труднодоступные районы, и мониторинг природных ресурсов и пожаров. Представленный ими план — чёткий, с нормальными сроками и финансовым обоснованием. Всё было по делу, без фантазерства, без побочных задач. Что еще продумано в нашей игре? Каждый участник может заходить и создавать свой сценарий несколько раз, попытки не ограничены. Не понравился результат? Можно сбросить итоги, откатиться назад и пройти игру по новой, результаты тоже обновятся — как правило, улучшатся. Поэтому подсчеты корректные, никакого обмана тут нет. Мы со всеми работаем, всех проверяем. В реальной жизни мы оцениваем дроны по нескольким критериям. Во-первых, БАС должен производиться массово и серийно, иначе не просчитать срок службы его агрегатов и экономическую эффективность.
Ульяновская область готовится войти в новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы»
Владимир Путин на большом совещании по развитию беспилотной авиации заявил, что выполнение гражданского заказа должно быть основным для отрасли отечественных беспилотных летательных аппаратов, несмотря на их широкое применение в военной сфере. Формируется национальный проект «Беспилотные авиационные системы», несколько федеральных проектов курируются Минпромторгом. Минфин переадресует почти 200 млн рублей из бюджета национального проекта «Экология» на новый нацпроект «Беспилотные авиационные системы».
Россия потратит более 300 млрд рублей на развитие беспилотных авиационных систем в 2024–2026 годах
В 2025 году их число должно вырасти до 15, а к 2030 году - до 48. Есть один федеральный центр, который уже был создан на базе индустриального парка в "Руднево", будут созданы крупные и малые региональные центры", - рассказали "РГ" представители "Платформа НТИ". Уже в 2024 году три региона будут готовы обеспечивать полеты беспилотников Первый региональный НПЦ зарегистрирован в Самарской области. В рамках нацпроекта модули по БАС будут разработаны и внедрены в образовательные программы общего и среднего профессионального образования, а также основные программы профессионального обучения.
Будет разработано 20 различных учебных модулей с использованием цифрового образовательного контента для внедрения их в образовательные процессы. Для полноценного функционирования центров и кружков в стране будет организовано повышение квалификации педагогических работников. В 2024 году планируется подготовить 2 450 педагогов для школ и колледжей.
Второй блок сессии был посвящен госрегулированию рынка дронов в России и в целом перспективе развития отрасли БАС в России. В своем докладе Авиаэксперт Андрей Патраков отметил, что для решения проблем безопасности полетов в гражданской авиации РФ и проблем развития зарождающегося беспилотного сегмента БАС можно и нужно использовать рекомендации ИКАО международная организация гражданской авиации , которые позволяют довести риски безопасности полетов в РФ до приемлемого уровня и при этом убрать административные барьеры для развития отрасли БАС. Например, он предлагает снизить стоимость сертификации БАС до экономически оправданного уровня.
Регионы могут включиться в мероприятие, направив для участия в соревнованиях как индивидуальных участников, так и команды, представляющие технологические компании, образовательные учреждения. По итогам каждый регион может разработать проекты создания научно-производственных центров компетенций, ситуационных центров мониторинга полетов БАС; инвестиционную модель для развития отрасли, модели вовлечения школьников и молодежь в общественную инициативу в поддержки отрасли БАС. В совещании Правительственной комиссии приняли участие представители регионов, которые рассказали об опыте и планах применения БАС в субъектах РФ. Как сообщил губернатор Томской области Владимир Мазур, Томск стал одним из первых регионов, где был введен экспериментальный правовой режим эксплуатации БАС. Во-первых, это летно-испытательная работа, для ведения которой создан полноценный комплекс и инфраструктура для опытно-экспериментальной эксплуатации беспилотных воздушных судов. Во-вторых, на завершающей стадии находится создание наземной инфраструктуры для отработки технических и организационных решений по обеспечению полетов БАС различных производителей в едином воздушном пространстве. Развернута целая сеть станций для обеспечения полетов пилотируемой и беспилотной авиации для полетов в едином воздушном пространстве. В-третьих, у нас уже создана целая программа массового обучения, тестирования внешних пилотов дронов. Подготовлено уже более 3000 внешних пилотов и на выходе программа массовой подготовки коммерческих внешних пилотов», — подчеркнул глава региона. В свою очередь руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Владислав Овчинский рассказал, что на данный момент предлагается создание НПЦ двух типов. Второй уровень — это облегченный уровень НПЦ. Он содержит только центр коллективного пользования и сопутствующую инфраструктуру.
В России утвердили национальный проект "Беспилотные авиационные системы"
Ввиду этого, необходимо дальнейшее совершенствование и разработка данных систем, чему может способствовать утвержденный Правительством РФ Национальный проект “Беспилотные авиационные системы”. Нацпроект «Беспилотные авиасистемы» утвержден, на него выделят 696 млрд руб. до 2030 года. Главное событие года по запуску новых рынков, инициатив и отраслей — беспилотные авиационные системы, биотех, креативная экономика.
РЭО получил поддержку на облеты полигонов в рамках федпроекта по беспилотникам
В рамках национальной технологической олимпиады для школьников с 8 по 11 класс существует профиль «Беспилотные авиационные системы», который посвящен решению современных задач с помощью беспилотных летательных аппаратов самолетного типа (БЛА). Главное событие года по запуску новых рынков, инициатив и отраслей — беспилотные авиационные системы, биотех, креативная экономика. Объем финансирования национального проекта "Беспилотные авиационные системы" (БАС) составит 45,5 млрд рублей в 2024 году, 9,6 млрд рублей и 8,8 млрд рублей в 2025 и 2026 годы соответственно. На основе данных каталога моделей беспилотных авиационных систем показан текущий ландшафт российской отрасли беспилотной авиации: распределение по типам ЛА, весовым категориям, уровню технологической готовности и сферам применения. Напомним, что в начале этого года Республика Марий Эл вошла в число 30 субъектов Российской Федерации по реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы».
Россия потратит более 300 млрд рублей на развитие беспилотных авиационных систем в 2024–2026 годах
В ходе испытаний... ГТЛК совместно с Фондом национальной технологической инициативы в 2022-м уже создала собственного оператора дронов — ООО «Беспилотные авиационные системы». В мае прошлого года оператор получил сертификат эксплуатанта. В том же году компания приступила к первой коммерческой работе по мониторингу пожароопасной обстановки в Якутии в интересах «Якутлесресурса». Его проект был представлен на выставке «Транспорт России» в 2023 году. На маркетплейсе можно будет заказать как различные типы беспилотников, так и услуги с их использованием. Это может быть аэрофотосъёмка, оценка состояния ЛЭП, тепловизионная съёмка, создание 3D-модели территорий и другие задачи. Предполагается, что вместе с покупкой дрона на маркетплейсе можно будет сразу оформить все сопутствующие документы: поставить беспилотник на учёт, оформить страховку и зарегистрировать собственность. Так, в сельском хозяйстве внедрение беспилотников уже вдвое увеличило производительность труда при обработке растений средствами защиты.
В энергетическом секторе риск возникновения аварийных ситуаций уменьшился в восемь раз за счёт обследования линий электропередачи с помощью БАС. Причём, по словам Мишустина, скорость проведения таких инспекций выросла пятикратно. Аналогичные примеры можно привести и для целого ряда других отраслей: это строительство, картография, ведение кадастра, геологоразведка, экологический контроль и много других», — подчеркнул премьер-министр. По словам аналитиков, расширение применения БПЛА в гражданском секторе позволит развить эти тенденции. При этом эксперты отмечают, что критически важной для реализации столь масштабных планов будет именно подготовка специалистов.
Будут использоваться и композитные материалы, в частности углеродные, стеклянные волокна, а также термореактивные смолы для изготовления деталей фюзеляжей БПЛА. Ключевым элементом экосистемы станет федеральный центр беспилотных авиационных систем, расположенный в индустриальном парке «Руднево». Для эффективной работы вблизи индустриального парка будет создана особая зона свободных полетов площадью более 100 гектаров и до 500 метров высотой. Это будет полноценный испытательный полигон для тестирования БПЛА. Деятельность резидентов федерального центра сконцентрируется на разработке и создании новых моделей БПЛА различного назначения, совершенствовании авионики и внедрении технологий искусственного интеллекта.
На базе центра объединятся ведущие российские разработчики и производители БПЛА и цифровых геоинформационных платформ. Это будет способствовать сокращению отставания от мировых лидеров отрасли и снизит зависимость от импорта критических технологий. Основное ядро — это беспилотники. Лучшие предприятия страны размещаются здесь, начиная от стартапов, лабораторных исследований, опытно-конструкторских разработок и заканчивая уже серийным производством», — заявил Сергей Собянин. В числе первых резидентов — ООО «Аэромакс», одна из ведущих компаний отрасли. Производственный комплекс площадью более девяти тысяч квадратных метров, оснащенный современным оборудованием, включает участки композитных технологий, сварки, сборки и окончательной окраски. В частности, предприятие выпускает гражданские беспилотные авиационные системы вертолетного типа SH-450 грузоподъемность — 100 килограммов, дальность полета — 500 километров, время полета — шесть часов и SH-750 грузоподъемность — 300 килограммов, дальность полета — 600 километров, время полета — пять часов , предназначенные для грузоперевозок и полетов в сложных метеоусловиях. У них высокая степень сопротивляемости ветровой нагрузке, они оборудованы противообледенительной системой. На площадке «Руднево» компания «Аэромакс» работает над созданием новой модели гражданского грузового беспилотного вертолета SH-3000. Он будет весить более трех тонн и сможет поднимать в воздух до тысячи килограммов полезной нагрузки.
Беспилотной техники с подобными показателями взлетной массы и грузоподъемности в мире еще не существует. В планах компании — разместить производственные мощности еще в трех корпусах «Руднева», всего общая площадь составит около 28 тысяч квадратных метров, и увеличить объемы выпуска БПЛА. Инвестиции в реализацию проекта составят 5,4 миллиарда рублей, будет создано свыше двух тысяч рабочих мест. В начале апреля компания открыла поиск кадров — идет набор высококвалифицированных инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, инженеров по эксплуатации воздушных судов, а также внешних пилотов. До 2030 года компания «Аэромакс» планирует выпустить около 2500 гражданских беспилотных воздушных судов. В ближайшее время в «Рудневе» начнут работу: — ООО «Беспилотные авиационные системы» — настройка, испытание и тестирование беспилотных авиационных систем; — ООО «Сибирская навигационная компания» — проектирование и производство беспилотных летательных аппаратов; — ООО «Московский завод БПЛА» — производство и испытания беспилотных летательных аппаратов; — ПАО «Газпромнефть» — центр беспилотных технологий промышленного назначения, в том числе для тестирования инноваций, разработки новых решений и программных продуктов; — центр компетенций БАС МГТУ имени Н. Баумана — центр научно-исследовательских разработок в области авиационных систем, а также другие компании. Кроме того, на базе федерального центра беспилотных авиационных систем планируется организовать: — лабораторно-исследовательский центр для проведения аэродинамических и цифровых испытаний существующих и перспективных технологий беспилотников; — центр коллективного пользования для размещения опытного и мелкосерийного производства, реверс-инжиниринга, макетирования и прототипирования; — учебно-методический центр, где будут готовить высококвалифицированных специалистов, в том числе операторский и технический персонал, формировать кадровый резерв для проектирования беспилотников; — центр анализа и обучения, который будет оценивать бизнес-модели использования беспилотников, а также займется разработкой лучших практик; — высокотехнологичный колледж беспилотной авиации — филиал колледжа имени Н. Годовикова, который сможет ежегодно выпускать не менее 350 специалистов отрасли БАС. В «Рудневе» также планируется проведение национального чемпионата в сфере проектно-конструкторских решений в режиме соревнований «Кибердром», в которых ежегодно принимают участие свыше пяти тысяч школьников и студентов страны.
Таким образом, будет создана инфраструктура для привлечения талантливой молодежи начиная со школьного возраста. Тестирование беспилотников в реальных условиях «Руднево» — не единственная московская площадка развития беспилотных авиационных систем. Здесь проходят испытания отечественного наземного оборудования по контролю и мониторингу беспилотных воздушных судов. Кроме того, ведется работа по разработке экспериментально-правовых норм и оснащению территории необходимым оборудованием. Это позволит столичным инновационным компаниям в безопасном режиме тестировать свои технологии и бизнес-модели. Более 30 компаний уже подали заявки на работу в Зеленограде. Присоединиться к проекту можно, подав заявку на платформе Московского инновационного кластера. Кроме того, Правительство Москвы проводит тестирование технологий беспилотных авиационных систем на базе полигонов в Московской, Тверской и Белгородской областях. Поддержка инновационного бизнеса При поддержке городских властей в кластере «Ломоносов» — открытом в январе 2023 года флагмане инновационного научно-технологического центра Московского государственного университета имени М. Ломоносова «Воробьевы горы» — был собран пул разработчиков БАС.
Здесь локализуют свои конструкторские бюро 12 компаний-резидентов. Малые и средние компании в сфере БАС также могут претендовать на получение грантов Правительства Москвы на покупку оборудования.
Регион уже сейчас один из крупнейших центров российского гражданского авиастроения и подготовки кадров для авиации. Ульяновские компании регулярно презентуют свои разработки в сфере беспилотников» — сказал Губернатор. Кроме того, глава региона отметил, что по программе «Стимулирование спроса на отечественные БАС» подана заявка на установление экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиасистем в сельском хозяйстве. Его реализация позволит не только обеспечить внедрение самых современных цифровых технологий в стратегически важную отрасль народного хозяйства, но и укрепит продовольственную безопасность в регионе. Для координации всех процессов, связанных с развитием отрасли БАС в Ульяновской области, работает Центр беспилотных систем, создан коллегиальный орган в формате консорциума.
На данный момент одним из направлений является региональная работа. Принято решение о формировании научно - производственных центров по беспилотным авиационным системам. В ряде регионов, в том числе и в Республике Башкортостан, введены экспериментально правовые режимы.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Ткачев подчеркнул, что необходимо внедрять новые цифровые решения в рамках подготовки национального проекта по беспилотным авиационным системам. Национальный проект должен стать инструментом, с помощью которого можно будет адресно поддерживать бизнес на ключевых этапах жизненного цикла беспилотных авиационных систем как при производстве, так и при эксплуатации, - отметил Антон Ткачев. В рамках секции в режиме видеоконференцсвязи выступила заместитель Председателя Правительства Рязанской области Юлия Швакова.
Гендиректор «БАС» отметил важность развития отрасли беспилотных авиационных систем
Со следующего года стартует национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Вопросы создания в России отрасли по производству и использованию беспилотных авиационных систем обсуждали сегодня на совещании, которое провел первый вице-премьер Андрей Белоусов. По поручению Президента России разработан национальный проект «Беспилотные авиационные системы». В России стартовал пилотный проект по созданию системы непрерывной подготовки кадров для производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Нацпроект «Беспилотные авиасистемы» утвержден, на него выделят 696 млрд руб. до 2030 года.