В юности Надежда Крупская была чем-то схожа с современной голливудской актрисой Скарлетт Йоханссон. Надежда Крупская, 1936 год / 27 февраля 1939 года, на следующий день после своего 70-летия, в Кремлевской больнице из-за «паралича сердечной деятельности» умирает вдова вождя мирового пролетариата Владимира Ленина Надежда Константиновна Крупская. Биография революционерки Надежды Константиновны Крупской: личная жизнь, профессия матери, образование в гимназии, отношения с мужем Владимиром Лениным, базедова болезнь, улица ее имени.
Что изъяли из квартиры Надежды Крупской при обыске после ее смерти
Надежда Крупская родилась 26 февраля (по новому стилю) 1869 года в Санкт-Петербурге в небогатой дворянской семье. советский государственный и партийный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. Судьба лишила Надежду Крупскую здоровья, женской привлекательности и возможности иметь детей. Надежда Крупская, бывшая его жена, впоследствии пошла жить с Лениным. 26 февраля 1869 года родилась Надежда Константиновна Крупская – участница революционного движения, советский государственный и партийный деятель, жена и соратник В.И. Ленина.
Надежда Крупская: идеолог советского образования и ее вклад в развитие страны
Он был создан на основе офицерских полковых, батальонных, бригадных кружков, появившихся после Крымской войны и активизировавшихся в 1860-1861 годах. Идейно и организационно был связан с польскими революционными демократами, поддерживал тесную связь с русскими революционными центрами в Лондоне «Колокол» и Петербурге; в конце 1862 влился в состав «Земли и воли». После ареста Каплинского в феврале 1862 года организацию возглавил поручик Шлиссельбургского пехотного полка Андрей Потебня. В руководство входили также Я. Домбровский, З. Падлевский и другие.
Вот среди «других» вполне мог быть Крупский. В 1861-62 годах комитет развернул агитационно-пропагандистскую деятельность, выпустив большими тиражами свыше 16 прокламаций. В период восстания 1863-64-го оказывал помощь повстанцам всеми доступными средствами. К середине 1863 года деятельность комитета замерла в связи с арестами и перемещениями отдельных военнослужащих, а также изменением политической ситуации в стране. Следствие против отца Крупской длилось десять лет.
В это время у него родилась дочь Надежда. И кто мы мог тогда знать, что он - будущий тесть нового «царя» не России даже, а целой новой империи — СССР! Или все-таки была какая-то в этом предопределенность? Такое предположение возникает, когда знакомишься с истинной биографией Надежды Константиновны. Точнее — с ее родословной.
Начну с фамилии Крупский. Она происходит от приставки к личному имени шляхтичей, наследственно владевших родовым гнездом Крупе, родоначальников рода Крупских, согласно документальным текстам латынью и на польском - «де Крупэ». В XV веке под влиянием славянской культуры в текстах на польском появляется окончательно современная форма фамилии - «Крупский», по-польски Jan Krupski Krupskij. Акт надела земли Иеронима Крупского, относящийся к 1534 году, содержит запись на латыни «Crupsky». Акт окончания учёбы в Краковском Университете Крупского Валерия, датированный 1550 годом - «Crupski».
В рукописи авторитетного историка Польши римо-католического епископа Яна Длугоша 1415—1480 гг. Первый известный предок герба Корчак - русин Крупский Ежи 1472-1548. В период Российской империи близкие родственники Надежды Константиновны Крупские признаны в российском дворянстве по Могилевской губернии 16 марта1799 года и 12 ноября 1811 года как «древний благородный дворянский род», со внесением в 6-ю часть Дворянской Родословной Книги. Довольно значительная часть рода не была утверждена в российском дворянстве и записана в податные сословия. Были представители рода и в Австро-Венгерской империи.
В Российской империи после репрессий по отношению к униатскому вероисповеданию некоторые стали православными священниками и прихожанами. Но во многих странах мира до сих пор потомки рода исповедуют Католичество. Вследствие влияния протестантизма и атеизма в последний исторический период появились некоторые представители рода исповедующие протестантизм или вовсе не практикующие Христианство. Персоны этого периода: 1. Крупский Бонифаций Урбанович - российский дворянин, поляк, римо-католик, участник польского восстания 1863 года против Российской империи за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года; 2.
Кирилл Кириллович Крупский 1811-1896 - капеллан, протоиерей, священник Русской Православной Церкви с 24. Крупский Н.
Страсть к марксизму быстро приобрела в ней черты фанатизма. С Владимиром Ульяновым она познакомилась благодаря подруге Аполлинарии Якубовой, которая привела Надю на марксистскую сходку, организованную под благовидным предлогом блинов. Уже не очень молодой Ульянов ему тогда перевалило за двадцать шесть сватался к Якубовой, однако встретил вежливый, но твердый отказ.
Судя по ряду косвенных признаков, неудачное сватовство не стало заметной драмой будущего вождя российских якобинцев…» Владимир Ильич сразу поразил Надежду своими лидерскими задатками. Девушка попыталась заинтересовать будущего вождя — во-первых, марксистскими разговорами, которые обожал Ульянов, а во-вторых, стряпней своей матушки. Елизавета Васильевна, увидев его у себя дома, была счастлива. Она считала дочь непривлекательной и счастья в личной жизни ей не пророчила. Можно предположить, как обрадовалась она за свою Наденьку, когда увидела в своем доме приятного молодого человека из хорошей семьи!
С другой стороны, став невестой Ульянова, Надя не вызывала большого восторга у его семейства: там находили, что у нее уж очень «селедочный вид». Под этим утверждением подразумевалось прежде всего то, что у Крупской глаза были навыкате, как у рыбы, — один из признаков обнаруженной позднее базедовой болезни, из-за которой, предполагают, Надежда Константиновна не могла иметь детей. Сам Владимир Ульянов к «селедочности» Надюши относился с юмором, присвоив невесте соответствующие партийные клички: Рыба и Минога. Уже находясь в заключении, он предложил Наденьке стать его женой. Будучи сосланной на три года в Уфу за свою революционную деятельность, Надя решила, что отбывать ссылку с Ульяновым будет веселее.
Поэтому она попросила отправить ее в Шушенское Минусинского уезда, где уже находился жених, и, добившись разрешения полицейских чинов, вместе с матерью последовала за своим избранником. Крупская в детстве, 1876 год Первое, что будущая теща сказала Ленину при встрече: «Как вас разнесло-то! Жил будущий вождь в избе крестьянина Зырянова, но после приезда невесты стал приискивать другое жилье — с комнатой для тещи. Приехав в Шушенское, Елизавета Васильевна настояла, чтобы брак был заключен без промедления, причем «по полной православной форме». Ульянов, которому было уже двадцать восемь, и Крупская, старше его на один год, подчинились.
Началась долгая волокита с разрешением на брак: без этого Наде с матерью нельзя было жить вместе с Ильичем. Но разрешения на свадьбу не давали без вида на жительство, который, в свою очередь, был невозможен без брака… Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. Венчание происходило в Петропавловской церкви, на невесте были белая блузка и черная юбка, на женихе — обычный, весьма потертый коричневый костюм. Следующий свой костюм Ленин сшил только в Европе… На свадьбе веселились многие ссыльные из окрестных деревень, причем пели так громко, что хозяева избы заходили попросить утихомириться… «Мы ведь молодоженами были, — вспоминала Надежда Константиновна о жизни в Шушенском, — и это скрашивало ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…» Н.
Крупская, 1890 год Мужем Ильич оказался заботливым. В первые же послесвадебные дни нанял для Нади пятнадцатилетнюю девочку-помощницу: управляться с русской печью и ухватом Крупская так и не научилась.
Венчание с Лениным С Владимиром Ильичем, известным в революционной тусовке под кличкой «Старик», Крупская встретилась в 1894 году. Судьбоносная встреча состоялась на конспиративной квартире, где собирались революционно-настроенные молодые люди. В тот раз с 24-летним юношей Володей ушла не Надя, а другая девушка — Аполлинария Якубова. Они даже какое-то время встречались, пока революционера не арестовали. А вот в тюрьму к Ильичу ходила уже не Якубова, а Крупская. Надежда стала настоящей революционной подругой — нетребовательной, заботливой и идейной. На отношения пары не повлияли ни аресты Ленина, ни трехлетняя ссылка самой Крупской. Любящие сердца воссоединились тоже в ссылке, в сибирской деревне Шушенское в 1898 году.
Чтобы отбывать наказание вместе, Владимиру и Надежде пришлось венчаться в церкви. По законам Российской империи, политзаключенные могли жить под одной крышей, только если были супругами. Администрации поселений охотно шла навстречу пожеланиям ссыльных связать себя узами брака. Тогда считалось, что женатые люди быстрее остепенятся и забросят свои революционные глупости. Как же власти ошибались! Почему Крупская носила девичью фамилию Все знают Надежду Константиновну как Крупскую и никто даже не подумал называть ее Ульяновой или Лениной. Но сама Крупская во всех документах, оформленных после замужества, все-таки фигурировала как Ульянова. Среди революционеров же она была известна под разными партийными кличками: Онегина, Минога, Рыба. Фамилией мужа в жизни Надежда не называлась из идейных соображений. В революционных кругах считалось, что это помогает держаться на дистанции от мужа и проявлять себя независимой личностью.
Спустя 20 лет после венчания Ульянова стала снова Крупской и по документам — женщина обменяла паспорт на новый, советский, в котором указала свою девичью фамилию. Сейчас ходят слухи, что жена вождя оказалась недостойна его фамилии, так как изменила мужу в Шушенском. Это всего лишь очередной миф, не имеющий под собой никаких оснований. Политические ссыльные жили под таким строгим надзором, что не могли даже незаметно проскользнуть в туалет. Ни о каких шашнях на стороне не могло быть и речи.
Оно с каждым годом искажало ее внешность и влияло на здоровье. На пару с близкими Владимир Ильич давал Надежде обидные прозвища. Из-за характерных глаз навыкате ее называли: «селедкой», «рыбой», «миногой». Не нравилось родственникам Ульянова и само выражение лица его избранницы. Измученная Петербургским климатом невеста была бледна и нездорова. Детей иметь она не могла, крайне редко улыбалась и казалась им холодной. Надежда Крупская. Даже внешне вождю нравились другие женщины. Аристократичной Петербургской красоте он предпочитал дам из разряда «кровь с молоком». Однако с Надеждой ему было интересно и комфортно. Его привлекала в Крупской идейная близость.
6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР
Надежда Крупская. Женой так женой | Надежда Крупская. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Певец, народный артист России Валерий Яковлевич Леонтьев родился 19 марта 1949 года в селе Усть-Уса Коми АССР (ныне Республика Коми). |
Крупская, Надежда Константиновна — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Надежда Крупская, около 1890-х годов. |
Н.К. Крупская: революционер, просветитель, созидатель | Сталин ненавидел жену Ильича и начал её унижать, когда понял, что в Горках заточён человек уже больной и безвольный. А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду. |
Десятилетнюю карьеру двойника Ленина разрушила Надежда Крупская - МК | В 1920-1929 гг. Надежда Крупская занимала должность председателя Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвета) Наркомпроса РСФСР. |
Первая вдова СССР
Врач-исследователь Новосёлов: Надежда Крупская могла совершить суицид | В 1896 году Надежда Крупская оказалась в тюрьме как активистка созданного Ульяновым «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». |
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу | 27 февраля 1939 года, на следующий день после своего 70-летия, в Кремлевской больнице из-за «паралича сердечной деятельности» умирает вдова вождя мирового пролетариата Владимира Ленина Надежда Константиновна Крупская. |
Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина
Оболенской и педагогические классы при ней, получив право преподавать русский язык и математику. Позже поступила на Бестужевские высшие женские курсы, занималась историей, филологией и математикой. Однако обучение не закончила, переключившись на революционную борьбу. С 1890 года состояла в нескольких социал-демократических кружках, параллельно преподавая в вечерне-воскресной школе и на рабочих курсах, позволявших получить бесплатное общее образование для взрослых рабочих. В 1894 году Надежда познакомилась с Владимиром Лениным, с которым позднее обручилась, чтобы попасть в место его ссылки. Взяла его фамилию, но публично всегда выступала под своей. С 1901 по 1905 вместе с Лениным находилась в эмиграции, в это время была секретаркой в редакциях нескольких социал-демократических газет: "Искра" и "Вперёд". В этот период Надежда Константиновна работала на российское революционное подполье и преподавала в партийной школе. Крупская была личным секретарём Ленина, его переводчицей, стенографисткой и финансисткой.
Из-за границы они поддерживали революционеров на Родине: за это время Надежда зашифровала около 30 000 писем соратникам. В 1901 году был написан и издан труд "Женщина-работница" — первая в России марксистская работа по женскому вопросу.
В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России , принимала активное участие в работе большевистской прессы. В 1914 году выступила одним из инициаторов издания легального большевистского журнала для женщин « Работница », была членом его заграничной редакции. В годы Первой мировой войны разделяла позицию Ленина о необходимости военного поражения России , участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций в них участвовали социалисты — сторонники военного поражения своих стран. Надежда Крупская 1915—1916 годы в бархатном пальто и шляпке «таблетка» В книге Хелен Раппапорт «Заговорщик» [11] рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода — в частности, об отношениях с Инессой Арманд : «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась. На самом деле это неправда. Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами.
А Ленин к тому же писал огромное количество статей для политических изданий». После Октябрьской революции[ править править код ] Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию , была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации [12]. С 1917 года Крупская являлась членом управы Выборгского района Петрограда [ нет в источнике ] и Государственной комиссии по просвещению [13] , и, благодаря пропаганде и внедрению ею системы дошкольного образования , стали массово и повсеместно создаваться и обустраиваться оборудованные детские площадки , что было связано с началом развития всей государственной системы детских садов [14]. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения [15] ; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Квартира в Кремле Н.
Крупская с мужем В. Лениным, деверем Ульяновым и золовками Ульновой, Ульяновой-Елизаровой и её воспитанником. Сидят — В. Ленин , Н.
Фото: социальные сети Первый номер «Учительской газеты» вышел в свет 3 октября 1924 года.
Самое деятельное участие в ее создании принимала Крупская, возглавлявшая Главполитпросвет молодой Советской Республики. Надежда Константиновна не только основала первое педагогическое издание в стране, но и была его активным автором. Чуть ли не каждый номер газеты выходил с ее статьями, в которых Крупская откликалась на самые актуальные вызовы первых лет Советской власти. Страна еще не оправилась после глобальных потрясений Первой мировой войны, Революции, Гражданской войны , отчаянно боролась с разрухой, голодом, повальной безграмотностью, детской беспризорностью. Только новая революция, на этот раз культурная, могла вывести ее из нищеты и тотального невежества.
Любопытные факты. На одном из заседаний комиссии, которая рассматривала проект программы по педагогике, Крупская всех, мягко говоря, удивила. Она упрекнула составителей проекта в том, что те говорят о воспитании детей, начиная с периода Октябрьской революции.
Она становится учительницей на курсах для рабочих. Те наперебой провожают ее домой.
Тут из поклонников выделяется Иван Бабушкин, впоследствии известный революционер-подпольщик. Высокий, статный, усатый. Васильева: Ей был нужен тот, кто поведет за собой. Несмотря на маленький рост, Ленин умел зажечь женщин. С ним Крупскую познакомил все тот же Классон, он пригласил ее на блины в марксистский кружок — ждали «одного приезжего волжанина».
Она влюбилась не в Ленина, а в инструмент революции, увидела в нем лидера, вождя и готова была идти за ним до конца. Единственной любовью Крупской всегда была и оставалась революция. А с Лениным она поняла, что революция близка и возможна! Это и решило ее судьбу. Васильева: В течение нескольких лет они были просто товарищами, хотя, безусловно, нравились друг другу.
Крупская с ее косой и милым выражением лица выглядела вполне как тургеневская девушка. А Ильич в юные годы зачитывался «Дворянским гнездом». Предложение о замужестве Крупская получила в письме, когда сидела в тюрьме. Ее приговорили к ссылке, и Надежда попросила отправить ее в Шушенское. Причем вместе с матерью.
Сама она вспоминала то время, как самое счастливое в жизни. Щеки горели, тоненькая фигурка и скромные, но петербургские платья, длинные распущенные волосы вызывали восторженные взгляды. В Шушенском в ней проснулась страстная женщина. Крупская писала: «Мы ведь молодоженами были — и это скрашивало ссылку». Среди многих ссыльных она была самой привлекательной — конкуренток не было.
Все, кто встречал Крупскую в Шушенском, в один голос восхваляли ее прелести, а революционер Лепешинский говорил, что от ее очарования у всех дух захватывало. В нее влюблялись. Например, революционер Виктор Курнатовский — он был очень красив. Обычно скромная, молчаливая Крупская поразила его образованностью и остротой суждений. Между ними проскочила искра.
Позже она приезжала к уже больному Курнатовскому в Париж, похоже, без ведома Ильича. Вот воспоминания того периода: «Я заходила к нему несколько раз. Приносила ему газеты... Мы долго разговаривали с ним по душам». Васильева: Да, власти вынудили их повенчаться в 1898 году, что очень радовало ее мать — Елизавету Васильевну, она была очень набожной.
Да и сама Надежда писала, что в детстве проводила много времени перед иконами.
Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина
За всеми политзаключенными строго следили, да и не надо это было Надежде Константиновне, вышедшей замуж по любви. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской. Это случилось после Революции, когда она поменяла паспорт и взяла старую свою фамилию. Вся семья за одним столом Вся семья за одним столом Ревновала ли Крупская своего мужа? Когда супруги эмигрировали в Европу, Ленин познакомился с Инессой Арманд. У них были общие революционные интересы, и поэтому многие приписывали им роман. Крупская знала об этом, и вопреки надеждам сплетников, относилась спокойно к времяпровождению мужа и Инессы. Объяснялось это просто: отношения были платоническими, что доказывало единственное письмо Инессы, где она упоминает о «поцелуях, без которых могла бы и обойтись». Инесса уважала Надю и дружила с ней. После смерти Инессы Крупская хорошо относилась к ее детям, даже хотела удочерить одну из девочек.
Правда, было поздно — той уже исполнилось 22 года. Но всю жизнь Крупская проявляла участие в делах этой семьи, а внука Инессы даже звала своим «внучком». Из-за Базедовой болезни Надежда Константиновна не могла иметь детей, поэтому любила заботиться о чужих. А еще из-за отсутствия своих детей думали, что Надя была фригидной, и Ленин жил с ней, как с идейной подругой, но не как с женщиной. В наше время таких проблем бы не возникло — Базедову болезнь научились лечить, но тогда это был приговор. Черты лица Крупской постепенно менялись, делая ее непривлекательной в физическом плане, но она не переживала, и мужа своего ни к кому не ревновала. В ее личной жизни было все в порядке. Ленин и Н. Крупская в Горках.
С заботой о детях Хотя в жизни Надежды Крупской не было того женского счастья стать матерью, но о том, чтобы другие матери лучше воспитывали и ухаживали за младенцами, она позаботилась. Нарком здравоохранения Дмитрий Ильич Ульянов, брат вождя революции, вместе с Надеждой Константиновной провели большую работу по введению в жизнь матерей и малышей резиновых пустышек. Это спасло здоровье и даже жизнь миллионам советских детей. Сейчас мы даже не представляем, как малыши жили без пустышек, а тогда матери использовали вместо этого «успокоительного» средства мякиши хлеба. И в этом хлебе из-за недостаточной гигиены могла оказаться спорынья, которая вызывала тяжелейшее воспаление у детей. Еще Крупская настаивала на том, чтобы женщины перед тем, как покормить ребенка, мыли грудь. Личная гигиена каждого человека действительно в те годы принесла много пользы стране. Плакат в женских отделениях больниц начала ХХ века Плакат в женских отделениях больниц начала ХХ века Фантастическая работоспособность несмотря на болезнь Надя старалась не думать о прогрессирующей болезни, поэтому полностью погрузилась в идеи мужа и политическую деятельность.
Но и индивидуальность ребенка Крупская не отрицала: она считала, что индивидуальный подход к ребенку — один из важнейших принципов образования. Крупская считала, что индивидуальный подход к ребенку — один из важнейших принципов образования Детские дома для творчества и досуга детей — еще одна важная идея Крупской.
Современные центры развития — потомки тех самых домов, которые после стали Дворцами пионеров. Современные клубы, кружки, секции — этим мы тоже обязаны Надежде Константиновне, правда, сейчас бесплатных почти не осталось. Фото: А. Богданов, Государственный исторический музей Соски-пустышки Может, это смешно звучит, но появление сосок-пустышек было для многих матерей советской страны огромным подарком. Работу по внедрению сосок-пустышек Крупской помогал организовать младший брат вождя революции Дмитрий Ильич Ульянов, который был наркомом здравоохранения. До этого момента среди матерей был практика использовать мякиши из хлеба как «успокоительное» для детей, и это было чревато очень часто возникновением воспаления у детей, которое могло заканчиваться летально. Крупская огромное внимание уделяла личной гигиене матерей, ее усилия окупились с лихвой и помогли спасти тысячи жизней. Вот такая это была удивительная женщина: умница с большим сердцем и очень светлой головой. Очень жаль, что в большинстве своем современные поколения граждан нашей страны не знают, да и не хотят знать о ней больше того факта, что она была супругой Владимира Ильича Ленина, а люди, стоящие во главе современной системы образования, забыли многое из того, чтобы было внедрено Крупской и давало свои несомненные плоды. Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.
Ярую противницу угнетения рабочего класса совершенно не смущает, что у нее в прислугах практически ребенок. В ссылке, в Париже, вспоминал Попов, их бытом занимались квартирные хозяйки, знакомые, в том числе Инесса Арманд. Васильева: Она любила его как своего учителя. Мало кто знает, что книгу Ленина «Развитие капитализма в России» она прочла, еще будучи замужем за купцом Александром Армандом. С этого началось ее революционное прозрение. Она поверила Ленину. Пошла за ним.
Сначала заочно. Потом рядом. Свечку никто не держал, но слухов ходило много. В яркую, одухотворенную, деятельную Арманд трудно было не влюбиться. Есть документальные факты, которые можно трактовать по-разному. Инесса присылает женатому Ленину письмо из Парижа: «Дорогой, я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, говорить с тобой иногда было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание.
Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя». Ленин тоже пишет Инессе: «Пожалуйста, привези, когда приедешь, все наши письма посылать их заказным сюда неудобно: заказное письмо может быть легко вскрыто друзьями … Пожалуйста, привези все письма, приезжай сама, и мы поговорим об этом». Васильева: Конечно, как и любая другая женщина. Но главной ее целью была победа революции. А если для этого Ленину надо влюбиться в Арманд, она переживет. Ведь Арманд очень много делала для общей идеи: работала в партийной школе пропагандистов в Лонжюмо, где стала завучем, вела агитацию среди французских рабочих, переводила работы Ленина, издания ЦК партии. Когда Арманд неожиданно заболела на Кавказе холерой и умерла, Крупская шла с вместе с Лениным за ее гробом, поддерживая его. Васильева: Прежде всего жены и соратницы.
Крупская очень много работала — одна заменяла целый секретариат. Сумела показать себя не просто «приложением к Ленину». Серьезно занималась народным образованием, именно ей мы обязаны всеобщим обучением. Скольким помогла! Ни один человек из тех, кто встречался с нею, не мог сказать о ней дурного слова. А потом, с 1918 года у нее на руках больной Ильич. В него было выпущено три отравленные пули, а извлекли только две. Яд последней постепенно убивал его.
Но при этом он с декабря 1918-го по февраль 1920-го из 101 заседания Совета рабоче-крестьянской обороны не председательствует лишь на двух. В 1919 году руководит работой 14 пленумов ЦК.
При этом было бы неправильно говорить, что она отличалась глупостью и совершенно не разбиралась в политике. Крупская не была тенью своего мужа, а наоборот, неоднократно доказывала свою значимость. Это хорошо осознавал и сам Ленин, поскольку еще во время знакомства с ней обратил внимание на острый ум будущей супруги. Вызывает уважение и то, что когда Надежда поняла, что не сможет родить Ленину детей, она закрыла глаза на его отношения с Инессой Арманд. Более того, Крупская даже дружила с любовницей мужа. Возможно именно поэтому Ленин не захотел разводиться с Крупской, расставшись с Арманд, так как по достоинству оценил поступок жены. Личная жизнь В молодости Надежда Крупская была весьма привлекательной девушкой. Это уже позже у нее развилась Базедова болезнь, которая обезобразила ее внешность ниже вы увидите фото Крупской до и после болезни.
Неудивительно, что Крупская и Ульянов-Ленин сразу проявили друг к другу интерес. Крупская и Ленин Оба были поглощены идеями Маркса и делали все возможное, чтобы пропагандировать коммунизм. В итоге у них возник прекрасный союз, как в семейном, так и в политическом плане. Вступив в брак в 1898 г. И хотя у ее мужа были романы на стороне, она никогда не устраивала ему скандальных сцен, а всегда пыталась войти в его положение. Смерть Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года в Москве в возрасте 70 лет. Стоит отметить некоторые странности, связанные с ее кончиной. За день до смерти у нее неожиданно открылся перитонит. При этом операция почему-то не была сделана. Вследствие этого у многих возникли подозрения, что она умерла не естественной, а насильственной смертью.
Малоизвестные факты о Надежде Крупской, которые скрывали советские историки
Надежда Константиновна Крупская, так уж сложилось, ассоциируется больше с именем вождя революции Владимира Ульянова-Ленина. Брак Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской был во многих отношениях нестандартным. Дочь бывшего поручика и гувернантки петербурженка Надежда Константиновна Крупская в юности любила рисовать, обладала актерским талантом, прекрасно читала стихи и хотела стать актрисой. Ровно 150 лет назад, 26 февраля 1869 года в Петербурге родилась Надежда Крупская. Биография революционерки Надежды Константиновны Крупской: личная жизнь, профессия матери, образование в гимназии, отношения с мужем Владимиром Лениным, базедова болезнь, улица ее имени. Надежда Крупская родилась 14 (26 по новому стилю) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в бедной дворянской семье.
КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА
Неудивительно, что, по утверждению Ирины Сергиевской, автора книги «Пантеоны Кремля», после смерти Владимира Ильича у Надежды Крупской не единожды производились обыски. И Крупская была одним из тех, кто закладывал фундамент этого культа. Человек начинает искать Бога от одиночества — эта идея, высказанная Надеждой Константиновной Крупской, неоднократно повторяется в других ее статьях. Надежда Константиновна Крупская родилась в дворянской семье, получила хорошее воспитание и образование.
Крупская Надежда Константиновна: биография, фото
Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки.
Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать».
По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным.
Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского.
Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять.
Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом.
В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить».
Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы.
В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего.
Он не был красавцем — невысокий, лысоватый, картавый, но расположил девушку к себе своей увлеченностью марксистскими идеями и способностью убедить всех в своей правоте. Владимир тоже заинтересовался Надеждой, хотя среди его окружения были девушки намного привлекательнее, чем она. Крупская выделялась на фоне остальных высоким интеллектом, и неважно, что ее образование так и осталось неоконченным. Революционерка Надежду арестовали в 1896 году и отправили в ссылку в Уфу. Ульянова тоже сослали, но в Шушенское. Вместе с матерью Надежды Владимир писал письма властям, с просьбой перевести ее из Уфы в Шушенское, так как молодые люди решили пожениться. У матери невесты абсолютно не было денег, поэтому ей пришлось продать участок земли, не особо заботясь о том, что там похоронен ее муж. Владимир и Надежда обвенчались в церкви в 1898-м, хотя оба считали себя атеистами. Надежда Крупская на рабочем месте Вся последующая биография Надежды связана с революционной деятельностью. Она уезжает в эмиграцию вместе с Лениным, оказывает ему всяческую поддержку в делах партии. Крупская вела почтовую переписку, шифровала письма всего ею зашифровано более 30 000 писем , работала преподавателем в партийной школе, редактировала и переписывала статьи. В Россию Надежда вернулась в 1917-м, и сразу включилась в работу по подготовке Октябрьской революции. Спустя некоторое время инициировала создание пионерской и комсомольской организаций. Во время пребывания в Европе Крупская пристально изучала движение скаутов, и пришла к выводу, что можно и в России организовать нечто подобное, с небольшими изменениями под большевистские реалии. Не менее рьяно взялась революционерка и за образование. В 1917-м она вошла в состав Государственной комиссии по просвещению. Спустя шесть лет ее избрали в Центральный комитет партии, начиная с 1929-го, заняла должность заместителя наркома просвещения России, стояла у истоков создания советского образования. Надежда Крупская с детьми Но именно этот род деятельности Крупской чаще всего подвергается критике. Здесь нельзя однозначно сказать, чего было больше от действий пламенной революционерки — пользы или вреда. У нее никогда не было собственных детей, поэтому, ей было сложно судить, что для них хорошо, а что не очень. Крупская просто любила их, не делила по происхождению или национальности. Она заботилась о том, чтобы жизнь матери и ребенка стала легче, но при этом поддала жесткой критике систему педагога Макаренко , который утверждал, что лучшее воспитание — это труд. Надежде казалось, что в этом вопросе нет ничего важнее коммунистической идеологии. Ее возмущали сказки Чуковского , так как ей, взрослой женщине, казалось, что фантазии и волшебство ничего в этой жизни не значат.
Была ли причиной наследственная болезнь - заболевание щитовидной железы или застуженные в юности придатки, неизвестно. Она выплакала в подушку море слез, но затем нашла другой выход материнскому инстинкту. Надежда увлеклась педагогикой и стала первым в СССР доктором педагогических наук, а также заместителем наркома просвещения. Она стояла у истоков пионерии, придумала пионерские лагеря, в которых дети из рабочих семей получали возможность нормально питаться, соблюдать гигиену, просто играть на свежем воздухе или физически развиваться. Крупская лично спасала и многих «врагов народа», их детей. Известно, что она помогала оставшемуся без жилья Михаилу Булгакову. Но иногда ее симпатия не была объективной. Так, Надежда Крупская не любила педагога и писателя Антона Макаренко и мешала ему работать, а журнал «Крокодил» Корнея Чуковского назвала «буржуазной мутью», что означало для детского писателя запрет на издание всех его произведений. Работа и преданность идеологии помогали Крупской выстоять, когда ее супружеская жизнь потускнела, а у мужа появилась любовница. И не просто появилась. С Инессой Арманд Ленин даже познакомил свою «селедку». Так он называл супругу. Какое-то время они жили втроем под одной крышей. Надежда Константиновна не хотела мешать счастью мужа и предложила развод, но партия не одобрила. Нельзя запятнать светлый образ вождя мирового пролетариата. Крупской не оставалось ничего другого, как подружиться с соперницей. А когда в 1920 году Арманд умерла от тифа, верная «селедка» даже поддерживала мужа в его безутешном горе. Более того, она взяла под опеку детей Инессы, а ее внучку воспитывала, как родную. И все же главным ребенком для Надежды Константиновны оставался ее муж. Ходит история о том, что Крупская была плохой хозяйкой и кормила Ленина исключительно яичницей, а он сам пришивал себе пуговицы и чистил ботинки. Однако сохранилось письмо, в котором тот хвастается, что «селедка» умеет готовить восемь видов борща. Пожалуй, не так важно, насколько хорошо Надежда Крупская вела быт: в их семье вскоре появились кухарки и горничные. Важнее то, что именно она вернула мужа к жизни после покушения в 1918 году.
В 1887 году с отличием окончила частную женскую гимназию княгини Оболенской в Петербурге. Затем стала слушательницей Высших женских курсов и вступила в студенческий марксистский кружок. Она помогала будущему вождю мирового пролетариата в составлении и распространении революционных брошюр. Спустя год молодых людей арестовали. Надежда Константиновна стала верным помощником Ленина в революционной борьбе.
Поход на молодежь
Они поженились в июле 1898 года. Церемония бракосочетания была более чем скромной. Молодожены обменялись обручальными кольцами, сделанными из медного пятака. Семья жениха была против этого брака. Родственники Владимира Ильича сразу невзлюбили его избранницу, считая, что она сухая, некрасивая и неэмоциональная. Ситуация усугублялась еще и тем, что Крупская и Ленин так и не смогли обзавестись детьми. Но Надежда Константиновна вложила всю свою душу в любовь к мужу, став его товарищем, соратником и верным другом. Она вместе с Владимиром Ильичем стояла у истоков коммунизма и принимала активное участие в организации партийных дел, прокладывая дорогу к революции. Будучи в ссылке, Крупская Надежда Константиновна фото в молодости см.
Называлась она «Женщина-работница». В этой пронизанной идеями марксизма работе рассказывается о трудящейся женщине, о том, как тяжело ей живется сейчас, и как жилось бы, если бы удалось свергнуть самодержавие. В случае победы пролетариата женщину ждало освобождение от гнета. Автор выбрала себе псевдоним Саблина. Книгу нелегально издали за границей. Эмиграция Ссылка закончилась весной 1901 года. Последний год ее Крупская Надежда Константиновна провела в Уфе, откуда уехала к мужу. Ленин в то время находился за границей.
Супруга последовала за ним. Даже за границей партийная работа не прекращалась. Крупская ведет активную агитационную деятельность, работая секретарем в редакциях известных большевистских изданий «Вперёд», «Пролетарий» Когда началась революция 1905—1907 гг. Начиная с 1901 года Владимир Ильич стал подписывать свои печатные работы псевдонимом Ленин. Даже в истории его псевдонима, как и во всей жизни, важную роль сыграла жена - Крупская Надежда Константиновна. Настоящая фамилия «вождя» - Ульянов - на тот момент уже был известна в правительственных кругах. И когда ему нужно было выехать за границу, то, ввиду его политической позиции, появились оправданные опасения по поводу выдачи заграничного паспорта и выезда из страны. Выход из ситуации нашелся неожиданно.
Давняя подруга Крупской Ольга Николаевна Ленина откликнулась на просьбу о помощи. Она, движимая социально-демократическими идеями, тайно взяла паспорт у своего отца Николая Егоровича Ленина, помогла подделать некоторые данные дату рождения. Именно с этим именем Ленин выехал за границу. После этого случая псевдоним так и закрепился за ним на всю жизнь. Жизнь в Париже В 1909 супруги решили переехать в Париж. Там произошло знакомство с Инессой Арманд. Надежда и Инесса были немного похожи характерами, обе убежденно следовали коммунистическим канонам. Но, в отличие от Крупской, Арманд еще и была яркой индивидуальностью, многодетной матерью, прекрасной хозяйкой, душой компании и ослепительной красавицей.
Крупская Надежда Константиновна — революционерка до мозга костей. Но она также была мудрой и чуткой женщиной. И осознавала, что интерес ее мужа к Инессе далеко вышел за рамки партийной деятельности. Мучаясь, она нашла в себе силы принять этот факт. В 1911 году она, проявив максимум женской мудрости, сама предложила Владимиру Ильичу расторгнуть брак.
Она была единственной дочерью Константина Крупского и Елизаветы Тистровой. Отец служил в чине поручика царской армии, состоял в Комитете русских офицеров, оказывал активную поддержку участникам Польского восстания в 1863 году. Умер в 1883-м, не оставив семье никаких средств к существованию. Мама работала гувернанткой. Надежда Крупская в детстве Особым богатством Крупские не владели, но единственную дочь отдали учиться в престижную женскую гимназию княгини Оболенской. Хотя этот факт из биографии Крупской вызывает споры нескольких поколений историков. Всегда считалось, что Надежда окончила гимназию в 1887-м, и по итогам получила золотую медаль. Однако в книге самой Крупской «Моя жизнь» есть строки, посвященные именно этому периоду ее жизни, где она пишет, что процесс обучения был сложным, скучным и достаточно трудным. К тому же, никто не может сказать, что когда-либо видел ее золотую медаль, нет ни одного подтверждения от подруг по гимназии, которые подтвердили бы тот факт, что Надежда действительно окончила это учебное заведение. Поэтому некоторые историки пытаются утверждать, что никакой медали не было, хотя Крупская действительно училась в этой гимназии, а после окончания осталась там преподавать. После окончания гимназии Крупская стала студенткой Бестужевских курсов в Петербурге. В одних источниках написано, что она училась там на протяжении года, в других, что всего два месяца. Дело в том, что Надя увлеклась революционными идеями, стала активной участницей марксистского кружка, устроилась в вечернюю школу для рабочих преподавателем. На протяжении пяти лет она в полной мере отдавалась этой работе, пока ее не арестовали первый раз. В этом же кружке она и познакомилась с Владимиром Ульяновым. Он не был красавцем — невысокий, лысоватый, картавый, но расположил девушку к себе своей увлеченностью марксистскими идеями и способностью убедить всех в своей правоте. Владимир тоже заинтересовался Надеждой, хотя среди его окружения были девушки намного привлекательнее, чем она. Крупская выделялась на фоне остальных высоким интеллектом, и неважно, что ее образование так и осталось неоконченным. Революционерка Надежду арестовали в 1896 году и отправили в ссылку в Уфу. Ульянова тоже сослали, но в Шушенское. Вместе с матерью Надежды Владимир писал письма властям, с просьбой перевести ее из Уфы в Шушенское, так как молодые люди решили пожениться. У матери невесты абсолютно не было денег, поэтому ей пришлось продать участок земли, не особо заботясь о том, что там похоронен ее муж. Владимир и Надежда обвенчались в церкви в 1898-м, хотя оба считали себя атеистами. Надежда Крупская на рабочем месте Вся последующая биография Надежды связана с революционной деятельностью.
В 1919 г. В 1920-1929 гг. Главполитпросвет направлял агитационно-пропагандистскую работу в стране, ведал всеми библиотеками, клубами, школами для взрослых, советско-партийными школами, коммунистическими университетами и др. Под руководством Крупской в 1920-е гг. С 1921 г. Крупская возглавляла научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета, была редактором нескольких педагогических журналов "На путях к новой школе" и др. Являлась одним из инициаторов создания пионерской организации. В ноябре 1921 г. С 1924 г. В 1924-1927 гг. В 1925-1926 гг. Члены этой группировки выступали с критикой НЭПа, призывали вернуться к практикам "военного коммунизма" по отношению к крестьянству, заявляли об опасности "буржуазного перерождения" в рядах ВКП б. После того как сторонники Зиновьева и Каменева потерпели поражение во внутрипартийной борьбе, Крупская покинула ряды оппозиционеров. В 1930-х гг. С 1927 по 1939 г.
По окончанию ссылки, в феврале 1900 года Ленин по предписанию отправляется в Псков, а его Супруга вынуждена перебраться в Уфу где ей надлежало отбыть оставшийся год ссылки. Однако, на пути в Псков, Ленин нелегально остановился в Уфе вместе с супругой и ее матерью, что бы помочь ей устроиться на новом месте и провести встречи с местными революционерами. В следующий раз Ленин навестил супругу в июне 1900 года Владимир Ульянов вместе со своей матерью М. Ульяновой и старшей сестрой Анной Ульяновой. Они пробыли в Уфе около трех недель. Ульянова в письме младшей дочери Марии Ильиничне в Подольск так описала жилищные условия Крупской: «Приехали, наконец, в 12 часов. И здесь также льют дожди, так что и в город — 4 версты в гору — пришлось ехать, отчасти под дождем… Квартира у наших не нравится нам очень. Низкие комнаты, духота страшная и к тому же высокая крутая лестница, по которой приходится часто подниматься». Но хозяева затеяли ремонт дома, и ей накануне приезда Владимира Ильича пришлось сменить жилье. Здесь у домовладелицы Прасковьи Чеглоковой она сняла мезонин. Это две маленькие комнаты и кухонька. Простотой своего убранства, граничащей с аскетизмом, они впечатляют посетителей, особенно иностранцев. Крупская жила в Уфе до окончания срока ссылки в марте 1901 года, после чего, 1 апреля эмигрировала в Германию, где уже находился Ленин. После разгрома революции 1905—1907 года Крупская отправилась во вторую эмиграцию.
Крупская сводила с ума многих мужчин
Профессор МПГУ, доктор исторических наук Василий Цветков рассказал интересные факты о первой леди Страны Советов – Надежды Крупской, как она познакомилась с Лениным, конфликте со Сталиным и деятельности в партии. Смотрите BigPicture история 6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР. 26 февраля 1869 года родилась Надежда Константиновна Крупская, основавшая «Учительскую газету». В кабинете Крупской проводились постоянные негласные обыски, ее почта досматривалась, публикации цензурировались, Сталин продолжал воспринимать одряхлевшую грузную женщину как угрозу.