Новости митрополит филипп и малюта скуратов

Когда же приблизился к Твери, вспомнил о заключенном здесь митрополите Филиппе и послал к нему злейшего из своих опричников Малюту Скуратова как бы за благословением. Версия душегубства митрополита Московского и всея Руси святителя Филиппа Московского Малютой Скуратовым изображает традиционной в историографии, ее поддерживали таковские историки и историогрофы, будто Николай Карамзин и Сергей Соловьев, а также многие теологи. Во время новгородского похода в 1569 году царь направил в монастырь к Филиппу Малюту Скуратова попросить у него благословения на поход.

Путин напомнил главе Твери о других версиях жития Малюты Скуратова

Упоминание президентом Владимиром Путиным версии, согласно которой соратник Ивана Грозного Малюта Скуратов мог быть непричастен к убийству митрополита Московского и всея Руси Филиппа, стало поводом для исторической дискуссии на разных уровнях. сам Путин назвал убийство митрополита Филиппа (Колычева) Малютой Скуратовым всего лишь одной из версий. Из новостей: житие святителя Филиппа, митрополита Московского, можно отредактировать, если версия о том, что он не был убит Малютой Скуратовым, подтвердится. По словам Сванидзе, версия об убийстве Малютой Скуратовым митрополита Филиппа является канонической.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛУБ (обо всём понемногу)

Итак Малюта убивал Задушил митрополита подущкой за то что тот не благословил "спецоперацию" Ивана Грозного по сожжению части населенных пунктов. Малюта Скуратов (настоящее имя Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский) оклеветан в нашей истории так же как и Царь Иоанн Грозный. Владимир Путин предположил, что сведения из Жития святителя Филиппа об убийстве его опричником Малютой Скуратовым являются только одной из версий. Неблагодарный муж, Малюта Скуратов, не добившись желаемого, тотчас вышел из кельи, пронырливо начал говорить настоятелю обители и приставу (стражу Филиппа), что "из-за небрежения вашего умер митрополит Филипп от духоты келейной (угорел)". Филипп отказался благословлять Малюту, тот схватил подушку и задушил старика. Господу о смягчении Иоаннова сердца: тиран не забыл сего сверженного им митрополита и послал к нему своего любимца Малюту Скуратова, будто бы для того, чтобы взять у него благословение.

Путин усомнился, что Малюта Скуратов убил митрополита Филиппа

Его снесли при советской власти. Губернатор сказал, что это та церковь, где Малюта Скуратов задушил патриарха Филиппа. Однако Владимир Путин заметил, что это лишь одна из версий. Стенограмма их встречи приводится на сайте Кремля.

К делу подключились бояре Алексей и Федор Басмановы. Заговорщики сменили тактику.

Для поисков компромата в Соловецкий монастырь направилась комиссия под руководством Пафнутия и опричника князя Темкин-Ростовского. Игумен монастыря Паисий, которому был обещан епископский сан за клевету на своего учителя и девять монахов, подкупленные и запуганные, дали нужные показания. Остальное было делом техники. В ноябре 1568 года епископы-заговорщики собрали собор. Приговор собора, как и многие другие документы того времени, впоследствии был «утерян».

Но известно, что особенно яростно «обличал» святого архиепископ Пимен, надеявшийся стать митрополитом. Надо особо отметить, что «царь не вмешивался в решения собора, и противникам Филиппа пришлось самим обращаться к царю». Известный православный агиограф начала XX века Г. Федотов, несмотря на всю свою предубежденность против царя, отметил: «Святому исповеднику выпало испить всю чашу горечи: быть осужденным не произволом тирана, а собором русской церкви и оклеветанным своими духовными детьми». Из этого видно, что Иоанн добросовестно соблюдал подписанное соглашение о разграничении сфер деятельности церковной и светской власти.

Царь пытался защитить святителя, но не мог нарушить соборного постановления. Свергнутый митрополит был арестован лично участником заговора А. Басмановым и заточен в Тверской Отрочь монастырь под надзор еще одного заговорщика, «пристава неблагодарна» Стефана Кобылина. Изменник Курбский откликнулся на событие очередной клеветой. Авторы «Жития» вообще не упоминают об осудившем святого Освященном соборе, также перекладывая всю вину на царя.

Но самое интересное, что и Скрынников, в своей книге «Крест и корона», пишет: «Как бы ни складывались взаимоотношения монарха с первосвященником, в истории России не было случая низложения митрополита по решению светских судей», поддерживая, таким образом, версию Курбского. Такое заявление вдвойне непростительно для историка-профессионала: во-первых, Скрынников прекрасно знает о том, что святителя Филиппа осудил именно церковный собор, а во-вторых, как историк Скрынников должен помнить, что в XV веке Великий князь Василий Васильевич Темный своею светской властью низложил и арестовал принявшего Унию с католиками митрополита Исидора. Так что «случай низложения митрополита по решению светских судей» в России имел-таки место. Пимен не стал митрополитом — Иоанн был не так прост и призвал на место св. Филиппа игумена Троице-Сергиева монастыря Кирилла.

А в сентябре 1569 г. Святой стал очень опасным свидетелем и его решили убрать. Когда Скуратов-Бельский, руководивший расследованием, достиг Твери, святитель был уже мертв. Можно предположить, что царь послал к узнику своего доверенного слугу с просьбой вернуться на митрополию, а вовсе не с приказом удушить святого. Но возвращение митрополита Филиппа в Москву вовсе не входило в планы заговорщиков.

А тут, как на грех, один из них — пристав Кобылин — сторожил святого узника. И при этом стороже заключенный скончался — то ли от угара, то ли был задушен подушкой, то ли отравлен… Григорию Лукьяновичу оставалось только доложить обо всем Иоанну. Филиппа — В. Паисий был заточен на Валааме, Филофей лишен сана, пристав Кобылин, так неудачно «охранявший» святого, сослан в монастырь. Были казнены Басмановы и, после бездарной обороны Москвы в 1571 г.

Не ушли от расплаты и другие преступники, в первую очередь Пимен, заключенный в Веневский Никольский монастырь.

В 1566 году он стал во главе Русской Православной Церкви, около двух лет управлял ею, выступил против опричнины. Сначала увещевал государя тайно, затем публично отказал ему в благословении.

Был подвергнут суду, низвергнут с митрополичьего сана, оказался простым монахом. Впоследствии был убит одним из видных опричников, Малютой Скуратовым в 1569 году. При этом, митрополит Филипп преследовал только одну цель.

Он не хотел распространения злобы в христианском обществе. Он хотел сохранения любви. И главная фраза, которая наилучшим образом характеризует митрополита Филиппа, прочитывается в одном из его посланий.

Главная фраза его жизни «Бога ради живите любовно», пишет он. И именно за эту любовь он, как великий пастырь, как один из главнейших светочей нашего иночества положил свою жизнь.

Иногда мы совершаем что-то плохое, думая, что никто не видит, не слышит. Но Господь-то все видит и все слышит! Затевает что-то плохое муж в отношении жены, но так, чтобы она не видела и не слышала, — а Господь видит и слышит. Делает жена что-то плохое по отношению к мужу, думая, что он не узнает, — а Господь видит и слышит. И все это на Страшном суде будет открыто и послужит наказанию людей, которые, находясь в браке, совершали недоброе, злое, греховное друг против друга. Я привел пример брака, но ведь это можно отнести к любым отношениям со всеми, с кем нам приходится по жизни встречаться. Наученные этим событием, мы знаем, что никогда не надо добиваться своих целей злом, особенно таким, которое может нанести другому непоправимый ущерб.

Никакая карьера, никакая политическая выгода, никакие материальные приобретения за счет жизненной катастрофы не будут оправданы и не принесут никакой пользы. А если мы научены, то должны включить и этот урок в свое сознание, свою память и свой образ действий. Если же кто-то намерен причинить вред другому человеку, пусть вспомнит историю святителя Филиппа и Малюты Скуратова, то, что Малюта вошел в историю России как изверг и убийца, а митрополит Филипп — как святой человек. Всему этому мы учимся из истории нашей Церкви, но также и тому, какими нам следует быть, чтобы даже грех не сокрушил самое главное — наши убеждения, нашу веру.

Виновен ли царь Иван IV в смерти митрополита Филиппа Колычева?

Существует альтернативная версия гибели митрополита Филиппа, которая не связана с Малютой Скуратовым, напомнил президент России Владимир Путин. Владимир Путин усомнился, что приближенный царя Ивана IV Грозного, один из руководителей опричников Малюта Скуратов убил московского митрополита Филиппа. Считается, что Малюта Скуратов является убийцей Митрополит Филиппа II (в миру Фёдор Степанович Колычёв), известного обличением злодейств опричников Ивана Грозного. В РПЦ отреагировали на слова Владимира Путина о том, что митрополит Московский Филипп мог погибнуть и не от рук Малюты Скуратова.

Последние минуты митрополита Филиппа

Картина со сценой убийства митрополита Филиппа Малютой Скуратовым. Путин усомнился в версии убийства митрополита Филиппа Малютой Скуратовым в 1569 году. Выйдя от Филиппа, Малюта заявил монастырским властям, что митрополит умер по их небрежению, „от неуставного зноя келейного“. Житие митрополита Филиппа могут поправить, если подтвердится версия о том, что его не убивал помощник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Выйдя от Филиппа, Малюта заявил монастырским властям, что митрополит умер по их небрежению, „от неуставного зноя келейного“. Житие митрополита Филиппа II можно исправить, если подтвердится версия о том, что его не убивал глава опричников Малюта Скуратов. Об этом пишет РИА «Новости» со ссылкой на члена синодальной комиссии по канонизации РПЦ, протоиерей Владислава Цыпина.

Историк и политолог рассказали, почему Путин не доверяет версии убийства митрополита Скуратовым

Малюта Скуратов был послан к Филиппу якобы за благословением для царя, но бывший митрополит отказался его дать. Тогда главный опричник задушил Филиппа. Вероятно, как считают многие историки, он заранее получил на это полномочия от царя. Все они написаны с заведомо враждебных по отношению к Ивану Грозному позиций, поэтому их «свидетельства» вряд ли объективны и в данном случае.

Что писали о смерти святителя Филиппа сами русские? Об этом же говорит и «Житие Филиппа митрополита», написанное в 1590-е годы на Соловках, где его хорошо помнили. Как сообщается в литературоведческом комментарии к «Житию», «источниками для написания его служили устные рассказы очевидцев».

То есть, убиение бывшего митрополита Малютой Скуратовым было достаточно распространённой на Руси историей уже во времена Ивана Грозного. Правда ли это была на самом деле — нам уже никогда не удастся выяснить. Иван Грозный очень любил соловецкого игумена.

Союз царя и уважаемого на Руси архипастыря был чрезвычайно опасен врагам Русского государства. Они приложили все усилия, чтобы рассорить царя и митрополита, разрушить этот союз.

Макаркин рассказал, что есть историческая школа, которая Ивана Грозного оправдывает и прославляет. Другое дело, ей трудно ответить на вопрос, как совместить прославление государственного деятеля и одобрение деятельности человека, который совершил такое убийство. По словам политолога, если речь идёт о светских историках, то это вполне можно сделать, так как они исходили из того, что митрополит Филипп был реакционным церковником, союзником реакционных бояр. Но для православного человека такой аргумент совершенно не актуален, считает Макаркин. А раз так, то и Скуратов тоже не убивал, потому что сложно представить, что Малюта что-то сделал по своей инициативе", — заявил собеседник агентства. Такая версия распространена и среди тех, кто предлагал канонизировать Ивана Грозного за его военно-политические успехи и благочестие, сообщил политолог.

Он, я думаю, возможно слышал об этой версии и мог ею заинтересоваться. В том контексте, что она позволяет, сохраняя прославление митрополита Филиппа, в то же время уважать и почитать Ивана Грозного как государственного деятеля", — заметил Макаркин. Он также добавил, что в высказывании Путина не было большого замысла или политтехнологического хода, приуроченного, например, к выборам.

Он родился в 1507 году. До тридцати лет он служил при дворе московского великого князя, но презрел мирскую суету и решил удалиться в обитель, основанную на островах Белого моря святыми Савватием и Зосимой. Там он прошёл школу иночества от скромного послушника до игумена монастыря и прославился на всю Русь своим праведным житием.

Его популярность была настолько велика, что в 1566 году сам Иван IV рекомендовал его собору епископов поставить на вакантное место митрополита. Царская рекомендация, понятно, была равносильна избранию. Согласно всем источникам, Филипп поставил условием своего избрания уничтожение царём Опричнины, но в итоге согласился с её сохранением. Более того, обязался не вступаться в мирские политические дела и не мешать царю казнить крамольников, а заниматься только духовными делами. На основе этой договорённости между царём и митрополитом вначале царили мир да любовь. Но в конце концов Филипп не сдержал условий договора, стал вступаться за казнимых и опальных, мотивируя это святейшей архипастырской обязанностью.

Тогда царь инициировал смещение митрополита соборным судом, вроде бы не зависящим от царской воли. В вину Филиппу было лицемерно вменено его якобы неблаговидное поведение в бытность ещё соловецким игуменом. По некоторым источникам, Филиппа пытались обвинить ещё и в колдовстве, но обвинение, очевидно, не было поддержано собором, иначе бывшего митрополита просто бы сожгли заживо.

Путин в ответ заметил, что это лишь одна из версий. Речь шла о событии, которое произошло в 1569 году — во времена Ивана Грозного. Филипп II был митрополитом Московским в 1566-1568 годах. В Отроч монастырь он был сослан после того, как выступил с критикой жестокостей опричнины. Согласно его житию, он был задушен Малютой Скуратовым, рассказал историк, кандидат исторических наук института славяноведения РАН Борис Морозов "В истории вообще с XVI века, да и не только, в российской истории есть много событий, ставших мифами.

Малюта Скуратов был монахом. Святитель Филипп не был им убит.

Житие митрополита Филиппа можно поправить, если подтвердится, что он не был убит Малютой Скуратовым, заявил РИА Новости член синодальной комиссии по канонизации протоиерей Владислав Цыпин. Версия душегубства митрополита Московского и всея Руси святителя Филиппа Московского Малютой Скуратовым изображает традиционной в историографии, ее поддерживали таковские историки и историогрофы, будто Николай Карамзин и Сергей Соловьев, а также многие теологи. Известна фраза Малюты Скуратова, которую он кинул на счет митрополита Филиппа. Опричник Малюта Скуратов мог быть непричастен к смерти митрополита Филиппа в XVI веке. Об этом заявил российский президент Владимир Путин в ходе выступления на ВЭФ, отвечая на вопрос модератора пленарного заседания о версиях гибели опального священнослужителя.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий