Между тем сестра констатировала: «Врубель затеял картину «Гензель и Гретель», на которой изображал Надю и Любатович под видом детей. Михаил Александрович Врубель работал два года, чтобы создать это полотно, и завершил его в 1901-м. Еще ни разу творчество Михаила Врубеля не было представлено с такой исчерпывающей полнотой, с таким экспозиционным размахом, с таким безупречным вкусом и совершенной сценографией. Михаил Врубель Vrubel, Mikhail (1856-1910). Альбом Работы Михаила Врубеля — Серебряный век русской культуры — 80 фотографий.
Самые знаменитые картины Врубеля
На выставку-блокбастер Михаила Врубеля впервые за 60 лет в Петербург прибыли работы художника из Третьяковской галереи. Трагический гений живописи Михаил Врубель. Выставка произведений Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) / Гос. Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. Михаил Врубель принимал участие в оформлении более десяти спектаклей в Русской частной опере, большинство его произведений связаны с произведениями Н. А. Римского-Корсакова.
Один во всей Вселенной: гид по выставке Михаила Врубеля в Русском музее
Новая Третьяковка знакомит публику с творчеством Михаила Врубеля. Для Михаила Врубеля, потрясённого дивными голосами певцов и самой постановкой, это стало рубежом, через который он с лёгкостью перешагнул. Михаил Врубель (1856–1910) — русский художник, скульптор, театральный декоратор. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой.
Работы Михаила Врубеля
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой. 3 июня в Русском музее, в Корпусе Бенуа открылась выставка одного из, пожалуй, самых неоднозначных художников 19-20 веков – Михаила Врубеля. Михаил Александрович Врубель — первый русский художник, сделавший высшим смыслом именно саму живопись.
Русский модерн: на пути к синтезу искусств
Под конец жизни Врубель пишет картину Шестикрылый Серафим, это ангел высшего ранга. Просмотрите доску «Михаил Врубель» в Pinterest пользователя Аня Север, на которую подписаны 145 человек. Биография художника Михаила Александровича Врубеля: личная жизнь, болезнь сына, книги о знаменитости.
Русский музей собрал известные картины Врубеля на выставке к 165-летию художника
В невероятном возбуждении он отправляет записку своему почитателю, господину фон Мекку, который покупал его картины: «Помогите и поскорее достаньте где-нибудь фотографии гор, лучше Кавказских. Я не засну, пока не получу их». В одну ночь на холсте за фигурой Демона выросли пустынные горные хребты. Неземной холод и неживой покой этого пейзажа. Человеческое здесь невозможно. В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, явлено чувство катастрофы, преддверие конца. Кажется, что-то возникло на полотне помимо воли самого Врубеля: может быть, то, что и несет вслед за собой «освободившийся» человек—нигилист.
Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений. Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!
А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны. Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка.
Демоны уже позади. Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции. В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя.
И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами! Хотя вовсе не отделался. А разве Печорин не демоничен? И разве не демоничны насмешки над недалеким Мартыновым? Вот и Врубель не отделался. Картина «Демон летящий» осталась незаконченной. Но образ Демона вновь полностью владеет художником, взывая к своему новому воплощению.
В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный». Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге. На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело. Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. Врубель был в бешенстве. Потеряв всякий такт, он откровенно оскорблял Серова, Остроухова и даже свою жену. Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, писал по этому поводу: «Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть еще его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками...
Он не следовал анатомической правильности. Реализм был не важен для него. Наконец он нашел того, кого искал, — своего подлинно трагического Демона. Его вывернутое, изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. В нем нет примирения, и в душе собираются силы для нового восстания.
Врубель намеревается ехать в Париж и там выставить своего «Демона» под названием «Икона». В работе над этой картиной Михаил Александрович впадет в настоящее духовное помрачение. Те, кто видел его в те дни на выставке в Петербурге, были потрясены происходящим. Впрочем, лучше предоставить слово очевидцам. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее». Но кажется, дух, которым Врубель пленился и которого возвеличил, насмеялся над ним самим.
После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам, и, конечно, изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона.
Многие из его работ становились пророческими. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря, изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными».
Удивительно, но церковь, в которой Врубель трудился над своей, пожалуй, первой монументальной работой, находилась на территории психоневрологического диспансера, а в годы советской власти была и вовсе передана больнице. Так, пророчески, первые серьезные творческие шаги Врубель сделал там, где закончил свой путь — в клинике для душевнобольных. Портрет сына В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник - Саввушка. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша — его детское личико искажает «заячья губа». Врубель винит в беде себя. Мучившие художника головные боли усиливаются. Депрессии сменяются вспышками ярости, которые Врубель нередко выплескивает на незнакомых людей.
Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется, искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. В его усталых и не по-детски мудрых глазах отражается горечь от встречи с этим миром и отблеск трагической судьбы, о которой мальчик будто догадывается. Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Уставшая душа Желание создать своего Демона, такого, какой он есть на самом деле, одолевало Врубеля на протяжении всей жизни.
Я знаю чего ты боишься "Реальная" мистика в жизни. Вся его живопись была наполнена тайной. Редкий дар граничил с безумием. И за свой талант художник заплатил немалую цену. Он дал на своих полотнах пристанище демонам, а быть может, это демоны захватили его. Но, так или иначе, именно Михаил Врубель создал реальные демонические образы обитателей потустороннего мира. Автопортрет с раковиной. Всё странно в творчестве Врубеля. Свой крестный путь профессионального художника он начинал с иконописных росписей Кирилловского храма в Киеве. Он, животворивший демонов, писал с такой же одержимостью иконы, творил в красках Христа и Богоматерь, и многочисленных святых. Эти судорожные метания от Христа к демонам мрака будут сопровождать Михаила Врубеля всю жизнь. Сошествие Святого Духа на Апостолов. Примечательно, что в качестве натуры для апостолов с фрески «Сошествие Святого Духа» Врубель срисовал лица больных из психиатрической больницы. В истощённых силуэтах, в смятенных взглядах умалишённых он улавливал некое запретное знание, недоступное «нормальному» и, следовательно, ограниченному разуму. Врубель считал, что сумасшедшие знают нечто такое, чего не ведают здоровые, что они, отрезанные безумием от всего обыденного, способны пережить истинное духовное просветление. Строительный комитет, который заказал Врубелю роспись на тему «Воскресения Христова» стены северного придела алтаря Владимирского собора в Киеве, работу художника не принял. Не была принята и роспись плафона на тему «Пятого дня сотворения мира — отделения воды от тверди». Не хорош, по мнению заказчиков, оказался и набросок «Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора». И когда творческие неудачи наложились на личные проблемы, когда алкоголь сделался спасением и бедствием, демоническое стало тонкой змеистой струйкой втекать в душу художника, искушать, беспокоить, требовать своего воплощения. Демон и Тамара А затем была опера А. Рубинштейна «Демон».
Впрочем, стоит принять к сведению, что рисунок был сделан в клинике «Фантазия», 1903—1904. Надеемся, не будет большой натяжкой и такое предположение, что и серия с растрепанным, вихревым узором из ветвей и цветов сирени создавалась Врубелем как раз в ожидании того, когда оттуда проявится, в конце концов вынырнет таинственное женское лицо. Можно еще вспомнить о ранней «Девочке на фоне персидского ковра» и многих других вещах. Примеры можно множить, и, как говорил Поль Валери, дальше идите сами. Век модерна, art nouveau, буквально присягнул на верность орнаменту и декору. От огромных живописных панно и мозаик до чугунных вьюнов Эктора Гимара для парижского метро, а также книжных заставок и пригласительных билетов самых разных типов — от Вены до Лондона, всюду царила эта украшательская вакханалия. Но все же нечто существенное отличало его на тогдашней европейской карте художеств, что не позволяет безоговорочно причислить художника к какому-либо из германских или австрийских подразделений Сецессиона. Взять тот же узор. Например, если салонные богини и светские дамы Густава Климта, на которых австриец накидывал прозрачные занавеси или мантии, отделанные золотом, выглядели роскошно задрапированными femmes fatales, то героини Врубеля если их так можно назвать , кажется никогда не знавшие кроя портного, просто родились из девственной природы — из переливов перламутра, морской воды, играющих самоцветов и трепета перьев вспомним «Царевну Лебедь» или «Жемчужину». У русского художника, кажется, и в мыслях не было никакой фривольности что-то отдаленно похожее на эротику появилось у него во время пребывания в клинике, да и то ненадолго. И если у героинь Климта узор — это только примета альковной игры, то у персонажей Врубеля — это знак их места в природе, в мире. Врубель, пренебрежительно относившийся к искусству служения высокой социальной миссии то есть отторгавший «передвижнический содержательный проект» , был все же исполнен идеи высокого служения опять же некой Истине, под которой нужно подразумевать Искусство и Мастерство. Возможно, отсюда его бесконечные графические штудии, которые своей сложностью свели бы с ума любого другого художника, но которые Врубеля именно что спасли, удерживали над пропастью безумия, они должны были быть свидетельствами его неугасающего мастерства. Русское искусство почти никогда не могло жить без надрывного служения. А маэстрия художественного исполнения была как раз тем, к чему отечественные мастера стремились и в то же время к чему боялись приблизиться.
Михаил Врубель — художник, видевший ангелов и демонов
На нём отчётливо видно, как могуч был талант художника, сумевшего в особом мозаичном стиле передать потустороннюю мощь Люцифера. Сильными, но дробными мазками создаёт Врубель третью часть своей художественной эпопеи — «Демона поверженного». В то время он уже страдает от глубокой депрессии и вынужден лечиться. Несмотря на приступы, Врубель продолжает работу над полотном «Шестикрылый Серафим». Именно на этой картине хорошо заметно, как искусно художник владеет цветом и формой, создавая мистический образ библейского существа с напряжённым взглядом пронзительных голубых глаз. Несмотря на то, что тематика и цветопередача Врубеля гармонировали с эпохой модерна, в которую он жил, полностью поняли художника лишь спустя полвека. До сих пор его полотна, решённые во всём их цветном многообразии, заставляют вспомнить Врубеля с его непростой и трагической судьбой.
В течение пяти лет, с 1884 по 1889 годы, Врубель жил в Киеве, изредка выезжая оттуда. В Киеве Михаил Александрович ярко проявил себя в монументальной, станковой живописи и в графике. Молодой художник создавал эскизы для реставрации фресок, делал настенные росписи, а для мраморного иконостаса храма им были написаны четыре иконы: «Богоматерь c Младенцем», «Христос», «Кирилл» и «Афанасий». Здесь же он воспроизвёл главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» по маленькому эскизу, действуя как старинный мастер. Художник настолько виртуозно овладел рисунком, что многофигурные композиции рисовал без поправок, не отрывая руки. По иронии судьбы, спустя двадцать один год, Врубель вновь попадет сюда, но уже в качестве пациента психиатрической клиники, располагавшейся на территории Кирилловской церкви. В 1885 году Михаил Врубель отправился в Италию для изучения византийской и поздней римской живописи, средневековых витражей и мозаики в церквях Равенны и Венеции, а в 1889 году он переезжает в Москву. Возвращение в гущу художественной жизни стало началом нового этапа творчества художника. В этот период стал вырабатываться особый авторский стиль Врубеля: полотна он писал филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику. В Москве вместе с известными художниками — Ильей Репиным, Иваном Айвазовским, Иваном Шишкиным Врубель работает над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова, среди которых его знаменитые рисунки к поэме «Демон».
Цветы кажутся магическими кристаллами. Беспомощный падший ангел Врубеля словно зажат в раме в неестественной позе, но в его глазах виден отблеск горделивой натуры и готовность к борьбе. На выставке, организованной объединением «Мир искусства» в Петербурге, это полотно произвело сенсацию. Любопытно, что художник дорабатывал картину, когда она уже стала достоянием публики. Александр Бенуа, художник: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре». Портрет Валерия Брюсова 1906 Фото: muzei-mira. Это одна из последних осмысленных работ мастера, который в 1906 году уже с трудом приходил в сознание. Портрет считается незавершённым. И в этом его особый шарм. Валерий Брюсов, поэт: «...
Подписка Отписаться можно в любой момент. Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900 г. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, — это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов — о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что — вымысел? Демон сидящий , 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г. Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника.
12 главных шедевров Михаила Врубеля
Огромных размеров полотно «Утро» издали похоже на один большой переливающийся самоцвет. Здесь и густая тёмная зелень, и цветы глубокого синего цвета, и акцентная бирюза. Портрет Н. Забелы-Врубель кисти Врубеля «Портрет Н. Забелы-Врубель» напоминает оникс, полюбивший розовый кварц. Картина лёгкая, воздушная, отличается от остальных своей нежностью и большим обилием светлых тонов. Демон сидящий, Врубель В «Сирени» использовано множество оттенков фиолетового и розового. Благодаря отрывистым мазкам они переливаются и напоминают аметист.
Дух природы предстаёт перед зрителем в образе тёмной нимфы, вышедшей из сумрака ночи. Оформители выставки в Петербурге виртуозно поработали с цветом! Они взяли самые часто встречающиеся оттенки с картин и сделали их фоном, благодаря чему полотна стали ещё более яркими и выразительными.
По словам собеседницы «ВМ», эти картины в 1995 году были переданы в Третьяковку для проведения экспертизы и последующего временного хранения. При этом с того момента никто не заявлял о праве собственности на эти картины. Документы, указывающие на их принадлежность кому-либо, также отсутствуют. В связи с этим прокуратура направила в суд иск о признании картин бесхозяйными и передаче их в собственность государства.
Оформители выставки в Петербурге виртуозно поработали с цветом! Они взяли самые часто встречающиеся оттенки с картин и сделали их фоном, благодаря чему полотна стали ещё более яркими и выразительными.
Выставка в Русском музее Так, выкрашенные в ярко-синий цвет стены по сторонам от «Демона сидящего» подсветили буйство красок, использованных Врубелем. Этот ход выглядит очень современным, свежим и уместным. Шестикрылый серафим, Врубель И, конечно, апофеозом экспозиции стал «Шестикрылый серафим», представленный по центру последнего зала на фиолетовой стене. Цвет, свет, расположение картины сделали её фокусной точкой, к которой стремишься, едва переступив порог. Выставка Врубеля в Русском музее — это праздник цвета и высокого искусства! Если Вы ещё не успели открыть для себя гений Врубеля, то это ваш шанс узнать его сразу с лучшей стороны и влюбиться без оглядки. А для тех, кто давно знаком с творчеством мастера, это будет свидание со старым другом, которого Вы как будто случайно встретили в чужом городе, и отлично провели вместе время, ностальгируя по делам давно минувших дней. Выставка продлится до 2 августа 2022 года. Купить билеты можно здесь.
Иконописец и реставратор В университетские годы будущий художник подрабатывал гувернерством и репетиторством. Так он попал в семью сахарозаводчиков Папмелей: стал репетитором их сына, с которым вместе учился. Папмели ни в чем себе не отказывали, и все у них было не похоже на строгий и скромный уклад в семье самого Врубеля; дом был полной чашей, даже в излишне буквальном смысле» , художник Папмели поддерживали увлечение Михаила Врубеля рисованием. Осенью 1883 года Павел Чистяков порекомендовал Врубеля историку искусства Адриану Прахову — он искал художника для реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве. После окончания учебного года Врубель переехал в Киев. Он создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы. Во время путешествия Михаил Врубель много работал: делал эскизы, рисовал акварели, за одну ночь создал стофигурную композицию «Орфей в аду». Ученый посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы уберечь их от влаги.
Выставка Михаила Врубеля пройдёт в Русском музее со 2 июня до 2 августа
Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой. Врубль экспериментирует с красками на фосфорической основе. Ему хочется, чтобы его картина буквально светилась. Публика впервые увидит её на выставке 1902 года.
Но какого же будет удивление посетителей, когда перед ними предстанет не только полотно, но и мастер, дописывающий его. Михаилу Врубелю до самого последнего момента не нравился итоговый результат. Краски на картине становились всё ярче, но взгляд Демона тускнел и принимал все более и более гневное выражение.
Демон был повержен, но повержен в блеске своего триумфа. Картина буквально светилась. Розовый венец на голове героя пылал ярким огнем, павлиньи перья мерцали и переливались.
Но художник не рассчитал. Яркость красок была феноменальной, но они оказались недолговечны. В день закрытия выставки они уже начали темнеть.
Картина и сейчас эффектна. Но это только бледная тень того, что было раньше. Сразу после выставки он попал в психиатрическую больницу.
Было небольшое улучшение после года лечения, но потеря единственного сына окончательно сломила живописца. Он все реже бывал в ясном сознании, а к концу 1906 года полностью ослеп. Но до этого, уже лежа в больнице, он создал ещё два шедевра.
Это «Шестикрылый серафим» и «Видение пророка Иезекииля». Врубель снова вернулся к христианству, но теперь работы его пугали. Художнику казалось, что религиозность и соблюдение строгого поста помогут ему исцелиться.
Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Несмотря на оправдательный вердикт присяжных, знаменитый меценат не сможет оправиться от удара. Константин Коровин так отзывался о манере письма лучшего друга: «Когда он писал на холсте или на бумаге, мне казалось, что это какой-то жонглер показывает фокусы... Отмерив размер, держа карандаш или перо, или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Меня и Серова поражало это... Даже будучи уже тяжело больным Врубель великолепно передавал портретное сходство и продолжал демонстрировать великолепную технику. Александр Бенуа, современник Врубеля, говорил о прямой связи не поддающегося пониманию Врубеля-творца с Фаустом: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его».
Заключительным штрихом в легенде о Врубеле-Фаусте стало мучительное чувство вины, которые съедали художника в последние годы жизни. Ангел смерти На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, в моменты болезни — тема становится почти навязчивой. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» - последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления.
Михаил Александрович Врубель работал два года, чтобы создать это полотно, и завершил его в 1901-м. Так, уже более ста лет картина «Сирень» обретает всё новых поклонников и вызывает очень разные трактовки написанного на полотне. В субботу, 27-го мая с 15:00 до 22:00, будем ждать всех в сквере у Пермского дома народного творчества на «Сиреневом фестивале»!
Среди них - Государственная Третьяковская галерея, главный музей национального искусства России. В залах Третьяковки экспонируется одна из самых известных картин, посвящённых сирени. Михаил Александрович Врубель работал два года, чтобы создать это полотно, и завершил его в 1901-м.
Михаил Александрович Врубель
В 18 лет Врубель поступает в Петербургский университет на юридический факультет. Хотя с детства он увлекался рисованием, судя по всему, никаких мыслей о том, чтобы профессионально заниматься живописью, тогда ещё у него не было. Говорят, что на решение Врубеля поступить после окончания университета в Академию художеств повлияло его увлечение философией Канта, в частности, кантианской эстетикой. Уже в ранние годы Врубель довольно высоко ставил своё дарование, а у гения, по Канту, должна быть особая миссия: он должен творить, поскольку инстинктивно сознаёт сущность искусства. Впрочем, есть и более просто объяснение того, как Врубель стал профессиональным художником. Ещё будучи студентом, он был вовлечен в творческую среду, царившую в доме его дяди по мачехе — мать Врубеля умерла, когда Михаилу было три года. Известный педагог Николай Вессель был знаком со многими представителями творческой интеллигенции. Особенно много знакомых среди них, например, Мусоргский было в музыкальной и театральной среде. Во многом это наложило отпечаток на художественный вкус Врубеля — в его картинах, сюжетах, действительно, много театральности.
Царевна-Лебедь, 1900 Поскольку богемная жизнь требовала немалых расходов, Михаил был вынужден подрабатывать репетитором и гувернёром. Правда, в хороших семействах. В течение пяти лет он служил в богатой семье сахарозаводчиков Папмелей и, как говорят, фактически жил там на положении члена семьи: ездил вместе с ними в оперу, отдыхал на даче, не отказывал себе в вине. Врубель вообще был довольно экспансивным человеком, часто непрактичным и разбросанным. Он мог месяцами трудиться над одной картиной, начинал и не оканчивал работы, дарил их, уничтожал или продавал за копейки. Бывало, что новые работы он писал на том же холсте, на котором была написана старая. К примеру, знаменитый «Пан» был написан поверх соскобленного портрета жены, а «Гадалка» — на неоконченном портрете Н. Так просто кому-то.
И купил себе белые лайковые перчатки. В возрасте 24 лет Врубель поступает в Императорскую Академию художеств. Хотя в 80-е годы XIX века в России по-прежнему царила неоакадемическая салонная живопись, это время не было периодом упадка. Творили передвижники, в эти же годы начинали свой путь звёзды уже следующего поколения — Левитан, Серов, Коровин, Нестеров. И в то же время с самого начала в его живописи появляется особая романтическая нота, которая стала его отличительной чертой, — вспомним его демонов, «Принцессу Грёзу», «Царевну-Лебедь». Во многих работах Врубеля есть монументальность. Дело тут даже не в размерах полотен, хотя обычного зрителя большего всего поражают, конечно, его гигантская «Принцесса Грёза» и другие внушительные по размерам работы, которые мы видим во врубелевском зале Третьяковской галереи. Тут, скорее, важна особая монументальная пластика его картин, особый врубелевский мазок.
Вряд ли это случайность. Первой серьёзной работой молодого Врубеля, не принесшей тогда ему особой известности, но по достоинству оценённой впоследствии, стала роспись старинной Кирилловской церкви в Киеве. Древний Киев Врубель любил, правда, жил он там довольно скромно. Вынужден был подрабатывать рисованием орнаментов — второстепенной работой во Владимирском соборе — и преподаванием. В гуще художественной жизни он оказывается в Москве, куда Врубель приехал в 1889 году ненадолго — повидать знакомых, да так и остался там на 12 лет. В это время в Москве вокруг мецената Саввы Мамонтова формируется художественный кружок, и Врубель становится его полноправным членом.
Савва Иванович по достоинству оценил талант Врубеля, после чего пригласил его в Москву жить в своем доме. Демон сидящий. Иллюстрация к поэме М. Лермонтова «Демон» 1890-1891 Пляска Тамары. Лермонтова «Демон» 1890-1891 «Несется конь быстрее лани…» Иллюстрация к поэме М. Лермонтова «Демон» 1890-1891 Кроме иллюстраций к «Демону», Врубель создал рисунки к собранию сочинений, но данные издания вызвали возмущение читателей, напуганных иллюстрациями. И только такие мастера, как В. Поленов, И. Репин и В. Суриков понимали, что в художественном мире появился новый гений. Михаил Александрович продолжал жить у Мамонтовых и отправился с ними в путешествие по Италии, Франции и Греции, что поспособствовало созданию «европейских» работ. Заказ на эти панно — со свободным выбором темы — был передан Врубелю. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Размер заказа — 100 квадратных метров — и срок исполнения — три месяца — обескураживали, но Михаил Александрович согласился. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович» — как выражение силы русской земли, для другой — «Принцессу Грёзу» Ростана — как символ общей для всех художников мечты о прекрасном. Бенуа сообщил руководству Академии художеств, что во вверенном ему павильоне ведутся несогласованные работы, и потребовал от Врубеля эскизы предполагаемых панно. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. Беклемишева, К. Савицкого, П. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича» не сохранился. Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались, и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Принцесса Грёза. Через несколько месяцев после скандала на Нижегородской выставке влюбленные уехали в Женеву и там поженились, вопреки неодобрению родителей невесты смущала разница в возрасте — художнику на тот момент было 40 лет, Надежде Ивановне — 28, и сомнительная репутация Михаила Александровича. Женитьба на актрисе и любовь к театру стали толчком для создания работ, посвященных любимой жене, музыкальным и литературным произведениям. Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н. Римского-Корсакова «Садко». С 1899 года художник колебался между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный» и на первых порах выбрал первый, но картина так и осталась недописанной. Тема лермонтовского Демона переплеталась с темой пушкинского «Пророка», по мотивам которого Врубель написал картину и сделал несколько иллюстраций. Демон поверженный. Ребёнок был крепкий, хорошо сложённый, но с характерным дефектом — «заячьей губой». В разгар работы над «Демоном» художник написал большой акварельный портрет шестимесячного сына в коляске. Портрет сына художника. Забела-Врубель отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Содержание жены и ребёнка целиком пало на плечи Михаила Александровича, и уже с сентября — октября 1901 года он постепенно впадал в депрессию, одновременно увеличивая число рабочих часов. С ноября работа над «Демоном поверженным» вошла в стадию исступления. Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» в современной терминологии — третичный сифилис. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали, и он отправился в Москву. В старой столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Ф. Первый кризис Сумасшествие художника привлекло к нему внимание прессы. Переменил мнение о Врубеле и А.
Художник посчитал это злым роком и повторял слова об «испорченной крови». С этого момента в душе творца навсегда поселилась печаль, отвратившая его от творческих поисков и вернувшая к теме демонов. Этой работе он посвящал большую часть суток, порой не отходя от мольберта по двадцать часов. Лицо главного персонажа постоянно менялось, автор продолжал переписывать его даже тогда, когда «Мир искусства» включил картину в выставку. При этом на создателя с бешеной силой давил груз ответственности, что постепенно разрушало хрупкое душевное состояние Михаила. Он говорил, что несет наказание за преступление перед Богом, так как осмелился писать как Иисуса Христа, так и демонов. Ситуацию усугубляло ежедневно выпиваемое художником вино, и вскоре он погрузился в тяжелейшую депрессию. Смерть Весной 1902 года мастера госпитализировали в одну из столичных клиник. Доктора Сербский и Бехтерев поставили больному неутешительный диагноз — прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции. В больнице живописец провел почти год, и с наступлением ремиссии был выписан. Однако, улучшение состояния оказалось недолгим: вскоре после выписки в семью художника пришла трагедия — умер единственный сын. На фоне этого печального события Врубель погрузился в страшное депрессивное состояние, и уже через несколько месяцев его вновь положили в клинику. Неделями художник находился в бреду, а улучшения длились всего по несколько часов. В эти моменты Михаил просил врачей позволить ему рисовать, ведь только так он мог успокоить израненную душу. Доктора разрешали, но с условием — никаких демонов и другой фантастики. Памятник Михаилу Врубелю Болезнь с каждым годом прогрессировала, и в 1906-м творец лишился зрения. Последние годы Михаила Александровича прошли в психиатрической больнице Санкт-Петербурга в полном мраке. Четыре года гений кисти испытывал физическую боль от того, что не может видеть жизнь и переносить свои впечатления на полотно. Попыток суицида Врубель не предпринимал, но умышленно выходил раздетым на мороз, чтобы приблизить конец. В апреле 1910 года мастер скончался после перенесенного в тяжелой форме воспаления легких. Похоронили Михаила Александровича на Новодевичьем кладбище, куда в день прощания пришло множество деятелей искусств и простые горожане. Многим запомнилась вдохновенная речь Александра Блока , который назвал Врубеля «Вестником иных миров». Надежда пережила своего мужа всего на три года и была похоронена рядом с ним.
К экспозиции работу отреставрировали, приблизив колорит к первоначальному сиянию, которое современникам напоминало перламутровые переливы. А плафоны решено было разместить на пьедестале, «словно блюда на столе», комментирует Ирина Шуманова, чтобы зритель мог детально рассмотреть сложный рисунок и затеянную художником игру с перспективой. Если же все-таки захочется представить, как это выглядело на потолке, то над плафоном разместили зеркала. Впрочем, заказчики так и не оценили задумку Врубеля и отвергли «ренессансный» триптих. Взамен художник предложил новый — «барочный», но выполнить из этого проекта смог лишь одну композицию «Венеция», которая находится на выставке по соседству с триптихом. Самая новаторская часть экспозиции — это цикл больничных рисунков, которому кураторы отдали целых два этажа. Именно в рисунке Врубель опередил свою эпоху. Во время болезни художнику не разрешали использовать масляные краски, поэтому поздний период творчества весь графический. По зарисовкам можно определить, как протекала его болезнь: это были бесконечные перепады от черного безумия к светлому просветлению отсюда у архитекторов возникла идея чередовать залы черного и белого цвета. Врубелю повезло с врачами. Он сменил 4 клиники: Поморского, Введенского, Карпова и Усольцева — и везде он находил понимание, и каждый лечащий врач в нем видел не только пациента, но и могучего художника. Главный объект последнего цикла — это большая перламутровая раковина, не виденье или греза, а вполне реальный объект, привезенный на выставку из петербургского собрания Русского музея. Врубель создал десятки зарисовок с так называемой «жемчужиной», с нимфами и без, но чем больше он ее рисовал, тем больше он уходил в абстракцию, расчерчивая лист на две плоскости — белого и черного цвета. Художник показал раковину и на одном из последних автопортретов, созданном после выхода из клиники Усольцева. В нем художник хотел заявить о своем возрождении, возвращении к нормальной жизни и к работе. Вместо традиционной палитры Врубель держит схожую по форме раковину, которая была для него символом творящей энергии.