Сегодня широко распространено мнение, что культура безопасности в компании оказывает решающее влияние на показатели соблюдения безопасности в тех или иных условиях. Культура безопасности – это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности АС, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание. Правильное отношение к безопасности в компании начинается с правильных установок и лидерства топ-менеджмента. В организации определяющим фактором являетсякорпоративная культура, поскольку она носит воспитательную функцию.
Похожие статьи
- Как начать внедрять культуру безопасности?
- Один за всех и все за одного
- Подход к внедрению практик развития культуры безопасности
- Влияние культуры безопасности на производительность труда
- Как превратить сотрудников в борцов за ESG? | Инсайты TSQ Consulting
- Ключевые слова
Культура производственной безопасности – надёжный проводник
Ксения Степанова справедливо отмечает, что лидер этой функции является неким буфером между топ-менеджментом и людьми. Я очень часто рассказываю коллегам, какие возможности есть в компании. Ко мне приходят с разными запросами. Кто-то хочет перейти в другую команду и не понимает, что для этого нужно сделать, кто-то стремится получать новые знания. Я направляю коллег: подтянуть компетенции — сюда, обучиться новому — туда. Это одна из самых трудоёмких и важных задач в работе менеджера по внутренним коммуникациям, она отнимает много времени, зато любой сотрудник знает, что найдет здесь ответ. Это упрощает жизнь и работу всем. Его задача — подтолкнуть работника к принятию решения или к действиям. Вместе с тем это всегда незаметная коммуникация, которая не про лобовую атаку, а про витающие в воздухе идеи, лёгкие и прозрачные смыслы.
В последнее время мы делаем рассылки, в которых говорим об экономических показателях компании. Всё из-за усложняющейся ситуации на рынке. Мы пошли на это сознательно, чтобы сотрудники понимали, как они влияют на бизнес-результат. Если всё идет хорошо — могли увидеть в этом часть своего вложенного труда, если вдруг начинается стагнация платежей, обращений — делали всё возможное, чтобы помочь. Хотя не каждый СЕО готов признать, что сила слова может повлиять как на настроения в компании, так и на финансовые результаты. Влияние на бизнес Внутренние коммуникации — это всегда игра вдолгую, нельзя провести единичный опрос или сессию вопросов и ответов с топ-менеджментом компании и разрешить все противоречия. После стадии анализа, как правило, и начинается основная работа как отдела коммуникаций, так и HR. Напрямую оценить влияние внутрикома на бизнес-показатели довольно сложно, это понимают все.
Как и то, что наём высококвалифицированных специалистов с каждым годом становится всё дороже, конкуренция за звёзд — всё выше, а высокая текучесть негативно сказывается не только на прибыли компании, но и на людях. Именно поэтому многие, несмотря на кризис, направляют фокус внимания на удержание. Откуда такие цифры? Достаточно взглянуть на путь сотрудника в компании — сначала он адаптируется, понимает направление движения компании, начинает развиваться, строит планы и реализует их. На протяжении всего этого маршрута его сопровождают внутренние коммуникации. То, на что ещё влияет внутриком и что сложно поддаётся оценке, — корпоративная культура. В одних компаниях она буквально насаждается, и в офисах зачастую можно увидеть плакаты с ценностями а-ля «Мы любим клиентов», но большинству сотрудников не всегда ясно, как это проявляется на практике. В других есть внутренний tone of voice от англ.
Иначе говоря — определены простые правила, которым все безоговорочно следуют. Один из отличных примеров, как можно оценить корпоративную культуру — определить культурный код компании. И это тоже одна из задач внутрикома. Мы запустили опрос о культурных особенностях нашей компании. В нём было два ключевых вопроса. Смысл в том, чтобы сотрудник выбрал из перечисленных культурных особенностей наиболее близкие ему самому, а потом — близкие компании. Сравнивая эти параметры, мы находим культурные базисы, которые выделяют hh. Так мы понимаем, что люди видят и что хотят видеть в нашей компании.
Другое дело — по каким параметрам их оценивать. Онлайн- и офлайн-мероприятия. По итогам мероприятий следует проводить опросы удовлетворённости, из которых можно узнать, насколько они важны сотрудникам, чем полезны, что нового узнали люди. Новости и информационные дайджесты.
В процессе исследования практик развития культуры безопасности наша команда определила две оси, на которые поместились все практики. Первая ось — популярность фактически говорит о том, сколько компаний на рынке применяет данные практики , вторая ось — эффективность фактическое субъективное мнение тех, кто применяет практики и видит их пользу для своей компании. У нас получилось выделить четыре четко определенные зоны на данных осях: практики с низкой популярностью и низкой эффективностью, практики с высокой популярностью, но низкой эффективностью, мало популярные, но эффективные практики, популярные практики с высокой эффективностью. В этой статье мы хотели бы рассказать подробнее лишь о некоторых из практик в каждой зоне.
Но прежде объясним интерпретацию результатов. Так, практики, которые попали в зону с низкой популярностью и эффективностью - это те, про которые считается, что их можно не применять, так как большинство специалистов признает, что они не работают. Но по факту есть отдельные компании, в которых именно эти же практики работают и очень эффективно, поскольку как оказалось, все зависит от способа реализации каждой практики. Поэтому будет неверным сразу списывать со счетов практики, которые считаются большинством из участников исследования неэффективными, так как очень важно каким образом мы внедряем нашу практику в деятельность компании. Именно этому мы посвятили исследование 2019 года, к которому еще можно присоединиться до конца июня. Все участники исследования получат полноценный отчет о результатах и смогут увидеть сравнительную картину своего предприятия со всеми остальными. Практики с низкой популярностью и низкой эффективностью В этой зоне находятся «Письменные публичные обещания руководства компании в области культуры безопасности» - это письма с обещаниями, призывы, которые вывешиваются на стендах и информируют о том, что руководитель компании обращает особое внимание на вопросы безопасности. Нам стало интересно, почему личные обещания руководства имеют низкую эффективность.
В рамках исследования был отдельно задан вопрос: «Кто считает, что топ-команда сформировала письменные личные обещания? И в такой ситуации оказывается важна не столько форма личных обязательств, сколько вопрос непосредственной коммуникации между сотрудниками. Мы задавали еще один вопрос: «Кто считает, что личное участие топ-менеджеров в мероприятиях по культуре безопасности является исключительно полезным? Практики с высокой популярностью, но низкой эффективностью Сюда вошли, как не странно, комитеты по культуре безопасности и охране труда, на которых топ-менеджмент и высшее руководство предприятия совещается и разбирает различные ситуации. На наш взгляд, респонденты присваивают этой практике низкую эффективность, так как считают, что наиболее эффективно работает лишь открытая коммуникация между всеми уровнями - от рабочего до топ-менеджера. На границе по эффективности практик находится «Поведенческий аудит безопасности», который в целом широко применим. На наш взгляд, в тех компаниях, где он внедрен формально и проводится лишь с целью заполнения бумаг, которые затем складируются на полку, эта практика признается слабо эффективной. В других же компаниях, в которых нормы на количество поведенческого аудита безопасности не установлены, и каждый руководитель понимает, для чего он это делает.
Четвертое - на предприятии должна быть создана система безопасности и гигиены труда. Работодатель должен обеспечивать безопасность на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием - и это пятое правило. Шестое - сотрудники должны иметь возможность развивать свои профессиональные навыки через повышение квалификации. И седьмое - инвестировать в кадры, мотивировать сотрудников личным участием, чтобы им хотелось следовать культуре безопасности. А если сотрудники просто будут игнорировать эти правила и действовать, как им удобно? Петр Тищенко: Не существует волшебной таблетки, позволяющей в одночасье внедрить культуру безопасности на предприятии, это долгая и кропотливая работа.
Например, на железной дороге не только проводят обучающие мероприятия, там внедряется новое оборудование, которое позволяет людям в принципе не попадать в опасные зоны. Многие корпорации внедряют системы контроля доступа, используя компьютерное зрение и видеоаналитику. Когда работник попадает в опасную зону, работодатель может проконтролировать, надета ли каска, используются ли другие средства защиты - в противном случае система может просто заблокировать доступ, подать сигнал тревоги. Также есть механизм поощрения, когда сотрудник, в точности выполняющий все правила, получает премию, дополнительные дни к отпуску или какие-нибудь другие привилегии. Ну а, соответственно, тот, кто попался на нарушении, получает взыскание. А предусмотрена ли на уровне законодательства ответственность для работника, который не использует средств защиты?
Петр Тищенко: В Трудовом кодексе есть статья, раскрывающая обязанности работника по охране труда, там прописано, что сотрудник обязан выполнять все мероприятия, касающиеся безопасности на рабочем месте. Но основную ответственность за выполнение правил охраны труда несет работодатель. Законодательство достаточно сурово, прописаны и высокие штрафы, в случае гибели сотрудника на производстве или при серьезных травмах в отношении руководителей предприятия может быть возбуждено уголовное дело, то есть топ-менеджмент несет в том числе и личную ответственность. Работника же могут привлечь в исключительных случаях, например, если из-за каких-то его действий кто-то еще пострадал. Но доказать, что трагедия произошла именно по причине игнорирования требований безопасности линейным специалистом, очень сложно. Требования к работодателям и так суровы.
Зачем им еще культура безопасности? Петр Тищенко: Для себя.
Экологически чистая защита — Сейчас в Европе набирает силу тренд производства средств индивидуальной защиты СИЗ из экологически чистых или переработанных материалов.
Как вы считаете, придет ли этот тренд и в Россию? Уже сейчас в рамках международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда» БИОТ 2021 года крупные российские поставщики демонстрируют СИЗ из экологически чистых или переработанных материалов. Экологичность — важное направление работы современных компаний, тем более если в этих компаниях реализуются программы устойчивого развития.
Когда подобные СИЗ появятся на российских предприятиях? Об этом сказать пока сложно. На мой взгляд, это зависит от динамики внедрения на предприятиях принципов ESG, готовности российских производителей к переходу на производство СИЗ из переработанных материалов и в целом от темпов развития экономики в России.
Стать лидером по охране труда — Компания Юнипро — один из лидеров по инновациям в охране и безопасности труда. Что еще нового удалось внедрить в области охраны труда на производственных предприятиях Юнипро в последнее время? Несколько примеров.
Система позволяет в онлайн-режиме получать информацию о местонахождении работника, контролировать параметры его жизнедеятельности. Это информационно-справочный документ, который содержит информацию о личных данных владельца, отдельных требованиях охраны труда, включая информацию о жизненно важных правилах по охране труда, требованиях о допуске работников и организации работ в филиале, действиях в чрезвычайных ситуациях, а также раздел для регистрации благодарностей за безопасный труд и нарушений жизненно важных правил. Паспорт безопасности выдается всем работникам филиала и подрядных организаций.
Находясь на территории предприятия, работники должны иметь паспорт при себе. Паспорт безопасности внедрен для повышения личной ответственности и мотивации работников по охране труда, развития осведомленности работников, информирования работников о действиях в чрезвычайной ситуации. В 2022 году документ будет внедрен во всех филиалах компании.
Еще одна важная инициатива: на всех станциях Юнипро проведены психологические исследования по охране труда.
Популярные
- Что такое культура безопасности?
- «ЕвроСибЭнерго» начало новый проект «Культура безопасности»
- Контакты редакции:
- Контакты редакции:
- Специалистов по охране труда познакомили с концепцией культуры безопасности «Газпрома»
Вы точно человек?
Развитие и совершенствование культуры безопасности является приоритетным направлением деятельности Топливной компании Росатома «ТВЭЛ» и рассматривается в качестве одного из ресурсов обеспечения безопасности на предприятиях. Формирование позитивного уровня культуры безопасности является первоочередной задачей управления организации в рамках реализации концепции сохранения человеческих ресурсов. Как культура безопасности влияет на финансовое состояние компании.
Как развивается культура безопасности на предприятиях: взгляд ГИТ и сотен специалистов по ОТ
Николай Кривозерцев отметил, что первостепенная задача центра состоит в переходе из плоскости теоретических рассуждений в практическую: разработка гайдов, инструктажей, практичных инструментов. Экспертный центр помогает бизнесу понять, как каждый из них может встроиться в ESG-повестку, концентрируя внимание на блоке Social. А охрана труда при этом стала неотъемлемой частью ESG-концепции. Первым спикером конференции стала Лариса Курылева, старший менеджер отдела услуг в области устойчивого развития «Группа компаний Б1». В своем выступлении она рассказала о тесной взаимосвязи охраны труда, пожарной безопасности и факторов ESG. Также Лариса Курылева обратила внимание на то, как изменение климата влияет на бизнес: «Климат у нас меняется, это факт.
И для каждой компании особенно важна адаптация к этим изменениям. Мы работаем только с предприятиями промышленного сектора, но очень важно смотреть и на финансовую отрасль, так как они несут большие риски при инвестициях. Например, экологические риски цепочек поставок: внимание инвесторов, кредиторов, рейтинговых агентств и т. И требования к поставщикам, и цепочки поставок имеют большое значение, чтобы нивелировать риски. У нас в России должна быть собственная стратегия в рамках изменения климата».
Следующим выступил Александр Кручинин, вице-президент по охране труда, промышленной безопасности, экологии и устойчивому развитию золотодобывающей компании «Полюс». Спикер отметил необходимость создания рейтингов внутри страны, ориентируясь на перечень 17 глобальных целей ООН.
Мы изменили многие наши привычки, образ питания, покупок, развлечений и конечно же работы. Всему этому сопутствовал один важный призыв, звучащий со всех экранов и каналов — соблюдайте социальную дистанцию. Кто из вас задумывался, к каким последствиям приведёт эта рекомендация? Насколько увеличение физической дистанции которую теперь принято называть «социальной» между родственниками, коллегами и просто прохожими, повлияет на отношения между людьми, внутри семей, трудовых коллективов, между организациями и государствами? Не приведёт ли это к разрыву более глубинных связей и разделению общества, которым теперь станет управлять ещё проще, поскольку мы теперь все всегда «онлайн» и «на связи». С сожалением приходится признать, что к предыдущему образу жизни и работы мы скорее всего уже не вернемся никогда.
И вот два аргумента. В IT-мире есть постоянная угроза киберкриминала, который зарабатывает хорошие деньги на жертвах. В США за 2022 год хакеры украли только у компаний из финансовой сферы 4 миллиарда долларов. А по всему миру компании потеряли 10 миллиардов. Рынок шифровальщиков и кибервымогателей тоже процветает.
Сегодня хакеры наслаждаются тем, что страны не могут взаимодействовать друг с другом так же эффективно, как раньше, чтобы ловить преступников. И всё это приводит к денежным потерям. Хакеры внедряют вирусы в компании, шифруют данные и сливают их. Затем компанию начинают шантажировать, пока она не заплатит выкуп. И тут всего два варианта: либо платить, либо смириться, потерять данные и понести репутационный ущерб, когда пользователи узнают о факте утечки.
С недавнего времени даже появились политические хакеры, которые целенаправленно проводят акции против компаний и правительств. А еще есть случаи, когда некоторые сотрудники перед уходом решают нанести компании ущерб — например, слить какие-нибудь секретные данные или саботировать работу компании. Поэтому очень важно выстраивать кибербезопасность системно. Какие есть стратегии для повышения уровня безопасности Когда компании начинают думать о безопасности, они обычно скатываются к двум радикальным сценариям: закрутить все гайки или не закручивать их вообще. И на самом деле обе крайности опасны — они создают больше проблем, чем пользы.
Компания решает, что нужно использовать по максимуму все способы: поставить средства защиты, контролировать всю коммуникацию, проверять работников на полиграфе. Менеджмент думает, что так закроется от рисков. Такой подход сильно влияет на бизнес-процессы. Чем больше вы следите за каждым шагом сотрудников и добавляете новые системы контроля, тем сложнее людям работать. Это банально неудобно, поэтому люди хуже выполняют задачи и пытаются создать более комфортные условия.
Некоторые сотрудники даже пытаются обойти средства защиты — особенно технические специалисты. Они могут думать: «Я же не дурак, повешу-ка здесь какой-нибудь скрытый VPN, чтобы удобнее работалось, а тут хитрым образом упрощу себе жизнь». При этом они могут случайно нанести вред компании и создать дыру в безопасности. Массово гонять людей через полиграф — тоже не выход, особенно если это делают на этапе отбора сотрудников. Многие грамотные специалисты просто не доходят до финального офера и предпочитают избегать таких компаний, которые сильно перебарщивают.
Мне кажется, что полиграф уместно использовать, когда вы исследуете какой-нибудь инцидент — например, кражу или слив данных. Тогда это действительно поможет найти человека, но проводить через него всех сотрудников кажется какой-то паранойей. Вы только создадите атмосферу недоверия в команде и настроите людей против вас. Гарантирует ли это полную безопасность с точки зрения сотрудников? На самом деле нет.
Этот процент не зависит от уровня осознанности, обучения и самоконтроля. Я даже лично проверял это. Мы с коллегами делали тестовые рассылки, чтобы проверить, насколько сотрудники способны противостоять фейк-фишинговым письмам.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить понятие «культура безопасности», в том числе влияние национальной культуры на культуру безопасности на предприя- тии; 2. Проанализировать статистику производственного травматизма на предприятии, в том числе выявить причины опасных действий ра- ботников; 3.
Провести обзор существующих инструментов по развитию куль- туры безопасности и выявить инструменты, применяющиеся на предприятии для снижения опасных действий работников; 4. Разработать инструмент по обучению работников с помощью VR- технологий. Таким образом, стремление к безопасности — это коллективная работа с участием каждого. Она должна начаться с четкого осознания каждым работни- ком, вне зависимости от его положения, как его действия и решения могут по- влиять на безопасность всего коллектива. В ходе написания работы было изучено понятие «культура безопасно- сти», в том числе рассмотрены этапы развития культуры безопасности.
Культ безопасности: как обучить людей сознательности
Новости профсоюзных организаций. Эффективная культура безопасности Культура безопасности не может быть построена в компаниях, которые обращают внимание на вопросы безопасности только в рамках общего расследования инцидентов например, в компаниях. Культура безопасности в многопрофильных компаниях способствует развитию и применению передовых технологий и методов работы, что повышает эффективность бизнеса и делает компанию более конкурентоспособной. То, на что ещё влияет внутриком и что сложно поддаётся оценке, — корпоративная культура. Более 500 специалистов и руководителей из различных отраслей, таких как строительство, ЖКХ, нефтяная промышленность и сельское хозяйство, поделились своим опытом и мнением о культуре безопасности в своих компаниях. Эксперты обсудили развитие культуры безопасности на российских предприятиях в рамках Всероссийской Недели Охраны Труда-2022 (ВНОТ-2022).
БМЗ стал лучшим предприятием в Брянске по охране труда
Собравшиеся обсудили различные аспекты влияния изменений климата на организацию охраны труда, рабочих мест на предприятиях и возникающие профессиональные риски. Организации, в которых есть психологическая безопасность, реже совершают ошибки и порождают больше инноваций. Отражены цели процесса внедрения культуры безопасности на предприятиях, в числе которых: обеспечение здоровой, системной работы сотрудников; обеспечение непрерывности производственных процессов; организация непрерывных информационных потоков. Запуск на предприятиях инструментов проективной культуры безопасности всегда вызывает волну обсуждения у сотрудников предприятий, и не всегда внедрение этих инструментов заканчивается успехом. Культура безопасности определяется как последовательно проводимый руководителем организации принцип приоритета безопасности во всех без исключения ситуациях конфликта интересов.
Формирование культуры безопасности у сотрудников с помощью DLP-системы
Что движет личной ответственностью высшего руководства? Ledcor — крупная канадская строительная компания, получившая множество наград за безопасность. Что привело к такой ответственности? Личная трагедия.
Основатель Уильям Лед умер в 1980 году, когда на стройплощадке на него обвалилась куча гравия. Когда его сыновья Дейв и Херб вступили во владение компанией, они со всей искренностью и страстью стали бороться за улучшение охраны труда. Стоит прочитать впечатляющий плакат безопасности Ледкора: «Обязательства по безопасности компании Ledcor.
Думай о безопасности, работай безопасно. Мы думаем о безопасности и работаем безопасно, заботясь друг о друге. Я делаю свою работу безопасно.
Никакая работа не является настолько срочной или важной, чтобы ее нельзя было выполнить безопасно. Мы работаем вместе, чтобы повысить безопасность. Мы работаем с нашими коллегами, нашими подрядчиками и партнерами, делясь идеями и разрабатывая новые методы безопасной работы.
Мы всегда идем вперед вместе. Мы заботимся друг о друге. Если я позабочусь о себе и других, бизнес позаботится о себе сам.
Мы уделяем основное внимание профилактике травматизма. Благодаря реализации нашей программы охраны труда мы можем предотвращать инциденты и предотвращать травмы людей. Я планирую свою работу для безопасного производства.
Я использую инструменты и обучение по охране труда и здоровья для безопасного планирования своей работы. Я действую, когда вижу что-то небезопасное. Я вмешиваюсь, исправляю или открыто обсуждаю любые проблемы с охраной труда и здоровья.
Я верю в безопасность всё время. Безопасность — на работе, вне работы и всегда. Генеральный директор не должен видеть трагический несчастный случай в своей семье или стоять на рабочем месте, когда работник теряет руку, чтобы лично стать приверженцем безопасности.
Если вы генеральный директор, читающий эту книгу, я, конечно, надеюсь, что ничего подобного с вами не случится. Тем не менее, похоже, что требуется момент осознания, когда человек говорит: «Хорошо, я собираюсь измениться. Я собираюсь сделать это своим приоритетом».
Вопреки распространенному мнению, этот момент, как правило, наступает не при взгляде на кучу графиков по возврату на инвестиции, сравнивающих затраты на безопасность и сокращение затрат на рабочую силу, хотя такие графики, безусловно, имеют значение.
Сейчас в Ростове можно купить все, в крайнем случае, заказать из другого региона. N: — Где проводятся занятия? Курсы выживания проводятся непосредственно в дикой природе. Позже, когда закончится СВО, планируется создать собственный удобный полигон. Первое время мы работали в городе, но однажды был курс для офицеров Росгвардии, очень хорошо проходил, увлеклись. Утром из новостей узнали, что ростовчане беспокоились, с тех пор в черте города больше не шумим, уезжаем подальше. N: — Со стороны правоохранительных органов нет излишнего внимания? Мы участвуем в социально значимых проектах, в патриотической работе.
Сотрудники у нас проходят обучение. Не единожды получали от правоохранительных органов и военных благодарственные письма. Сейчас в тренировочной деятельности используем охолощенное оружие, а на специализированных полигонах работаем только с сотрудниками МО, МВД, Росгвардии. Мы строго придерживаемся законодательства РФ, следим за правовым полем, поэтому соблюдать правила несложно. N: — Ваши услуги — это дорого? Такой же курс по такому же протоколу в Москве стоит около 50 тысяч, у нас сейчас 10. Будем поднимать цену и расширять материально-техническую базу. Очень много расходников требуется — тут нельзя экономить. N: — Можно ли назвать академию состоявшимся бизнесом?
В самом начале главным вложением стал профессионализм инструкторов, а сейчас у нас полностью оснащенный учебный класс со всем необходимым оборудованием для проведения занятий по тактической медицине и тактической подготовке. Не готов говорить о конкретных цифрах, но вложения были достаточно крупные. Только один из тренажеров, которых в России в свободном доступе всего несколько штук, стоил около миллиона. Привлекать инвесторов не пришлось, спрос в прошлом году был очень высокий, вся выручка шла на развитие материально-технической базы. И я очень благодарен своей супруге за понимание в этот период, когда постоянно на работе, а денег особо не приношу. Для понимания масштаба — раньше курс набирался один раз в два месяца, а год назад мы проводили за неделю три. Потом ослабел интерес, но запрос в обществе сформировался. Мы поднимаем вопрос о культуре безопасности, о готовности оказать помощь.
Стоит отметить, что компании стремятся проводить обучение как для высшего руководства, так и для линейных руководителей и работников.
Отраслевая специфика В части различий в практиках повышения зрелости культуры безопасности среди всех рассмотренных секторов следует выделить строительную отрасль. По сравнению с горнодобывающей отраслью, где большинство респондентов применяли схожие практики развития культуры безопасности, строительный сектор выделился отсутствием унифицированного подхода в этой сфере. Причина таких различий может крыться в том, что в строительной отрасли внедрение лучших международных практик является повесткой последних лет, в то время как в горнодобывающей и нефтегазовой отраслях такие решения имеют продолжительную историю внедрения. Кроме того, более низкий уровень внедрения практик в области повышения зрелости культуры безопасности может быть следствием влияния таких факторов, как большая текучесть кадров, характерная для строительного сектора, относительно небольшой масштаб строительных компаний, широкое привлечение подрядных организаций с более низким уровнем зрелости управления вопросами ОТиПБ. Подход к внедрению практик развития культуры безопасности Выводы Сложности внедрения изменений Большинство респондентов запланировали или внедрили практики по повышению зрелости культуры безопасности в период до одного года. Изменение культуры безопасности — это длительный процесс, поэтому ожидания компаниями быстрых результатов можно назвать нереалистичными. Изменение мышления Проблема изменения мышления работников была выделена респондентами как основное препятствие при реализации программ повышения зрелости культуры безопасности при этом такое же число респондентов не выделили никаких препятствий. Хотя с трудностями при изменении поведения и мышления работников сталкиваются многие компании, зачастую при планировании руководители не уделяют этому аспекту должного внимания. Также неожиданным оказалось отношение руководства к повышению зрелости культуры безопасности: ни один участник исследования не выделил низкую вовлеченность высшего руководства в качестве препятствия.
Привлечение внешних экспертов По результатам опроса становится понятно, что многие компании привлекают сторонние организации для внедрения практик развития культуры безопасности. Сюда относится также обучение работников и руководителей в области культуры безопасности и разработка документации в рамках системы управления ОТиПБ. Это может свидетельствовать об отсутствии у компаний достаточных ресурсов для самостоятельного внедрения изменений, в том числе необходимого опыта. При этом треть респондентов отметили, что инициативы в области культуры безопасности их компании реализовали своими силами. Источник лучших практик Развитие культуры безопасности — это повестка большинства крупнейших мировых производственных компаний, а также ряда ведущих российских компаний, применяющих международные практики для повышения уровня зрелости культуры безопасности. Несмотря на это, для значительной части респондентов основным источником лучших практик является не мировой опыт, а требования законодательства Российской Федерации. Наша практика показывает, что для появления значительных и устойчивых перемен в культуре безопасности требуется время. Понимая это, одна из австралийских горнодобывающих компаний разработала долгосрочную программу развития зрелости культуры безопасности.
Он поделится эффективными инструментами достижения показателей ESG, а также результатами их применения. В портфеле компании есть корпоративные программы для проверки руководящего состава.
Они позволяют выявить такие важные качества, как самооценка, экспертность, склонность к лидерству. По результатам получили хороший отклик, так что в прошлом году начали обучать и своих руководителей, в том числе бригадиров и мастеров», — поделился опытом обучения сотрудников Дмитрий. Следующим спикером стал Иван Шевченко, руководитель департамента охраны труда EcoStandard group. Он рассказал об опыте выстраивания с клиентами культуры безопасности труда. По мнению Ивана, для полноценного функционирования системы безопасности ее стоит придерживаться не только на работе, но и в повседневной жизни. Можно выделить 4 основных трека, где необходимо обратить на это внимание: безопасный способ работы, использование СИЗ, здоровье и спорт в рабочих процессах и в быту. В конце выступления Иван резюмировал: «Культура — вещь неосознанная, очень сложно работать с правилами и стандартами, поэтому важен очень чуткий подход. Не надо отвечать на этот вопрос, но, когда поедете сегодня вечером домой — посмотрите, пристегнулись ли вы? Это и есть культура». Завершающим стало выступление Артема Крылова, главного редактора EcoStandard.
В своем выступлении спикер поделился практиками по выстраиванию культуры безопасности.
Культура безопасности на производстве
В первую очередь, это отношение к людям,- делится опытом технический директор компании «3M» Россия Сергей Дмитрук. Это когда руководитель компании своим собственным примером демонстрирует культуру безопасности во всем». Сергей Дмитрук рассказал об опыте компании в подборе для работников СИЗ органов дыхания. Так, каждому сотруднику 3М подбирают СИЗ индивидуально, примеряют на хорошее прилегание и только после того, как сотрудник будет уверен, что именно в этом респираторе или маске он чувствует себя хорошо и комфортно, он получает этот СИЗ. Мало, кто из российских компаний позволяет себе такой индивидуальный подход. Но в компании 3М уверены, что это и есть часть культуры безопасности, в основе которой забота о людях. Также в компании стараются применить всевозможные наглядные инструменты, позволяющие увидеть уровень опасности. Так, к примеру, на рабочих местах установлены счетчики пыли, которые дают возможность работнику увидеть, в какой среде он работает, какой процент частиц может попасть в его легкие, если он не будет использовать СИЗ.
И тогда человек готов менять свое поведение. Рабочий тоже человек, или Каждый должен нести ответственность Эксперты сходятся во мнении, что в основе внедрения культуры безопасности — система ответственного менеджмента, которая строится на принципах персональной ответственности. Я бы стремился уменьшить уровни менеджмента внутри компании. Опыт подсказывает, что во многих российских компаниях существует слишком много уровней управления и слишком много контролирующих людей. Поэтому происходит аутсорсинг процесса ответственности. Важно воспитывать в людях их персональную ответственность». Штефан Хенш привел примеры японских компаний, где в последние 40 лет произошли кардинальные изменения в сфере передачи полномочий и повышении личной ответственности рабочего.
Обычный менеджер или рабочий, обнаруживший неполадку на конвейере и предугадывающий тем самым риски, в результате которых может произойти несчастный случай, наделен полномочиями остановить производственную линию. В японских компаниях такой уровень доверия является стимулом к росту специалистов. Воспитание личной ответственности Штефан Хенш сравнил с воспитанием ребенка. Никто и никогда не предоставляет родителям никаких стандартов и ГОСтов по воспитанию. Если ребенок воспитывается в среде постоянного контроля и надзора, то из такого ребенка вряд ли получится ответственный лидер. Но если родители предоставляют ребенку больше личной ответственности и выбор, то тем самым они закладывают «зерна» более ответственного поведения. В качестве положительного примера реализации принципа «больше ответственности плюс осведомленность» г-н Хенш привел пивоваренную компанию Efes в Молдове, которая в свое время испытывала проблемы в сфере охраны труда.
Происходит это потому, что сотрудники осознанно не нарушают требования безопасности, а не принудительно из-за страха наказания. Руководителям не приходится в круглосуточном режиме следить за подчиненными и тратить время на выговоры. Работники сами замотивированы избегать опасных ситуаций и купировать любые потенциальные риски, а главное, уверены, что все травмы можно предотвратить. Все это позволяет избежать как прямых экономических потерь: оказание медицинской помощи; зарплата пострадавшего в день несчастного случая; оплата работы комиссии по расследованию и пр.
А главная цель всей этой работы — дать каждому сотруднику понимание того, что безопасность на рабочем месте превыше всего. Не нужно бояться гнева начальства — надо открыто заявлять о проблемах, предлагать пути их решения и даже принимать ответственность на себя.
При этом возможные проблемы уже учтены и прописаны в Кардинальных правилах безопасности, утвержденных в компании для предупреждения несчастных случаев. В них речь не только о факторах риска при проведении работ на производстве, они касаются деятельности сотрудников в бытовых и офисных зданиях и при использовании любого вида транспорта. Любые производственные совещания начинаются с обсуждения факторов риска в быту и на работе, а главное, способов их устранения — с так называемого «контакта по безопасности». Провести беседу может любой сотрудник — важно, что он обращает внимание своих коллег на определённое рисковое поведение, повторять которое не стоит ни в каких случаях. Каждый месяц внимание коллектива будет фокусироваться на определенном практическом вопросе: например, как улучшить систему защитных ограждений — где требуется установить дополнительные, где лишние, какие именно нужно, снижают ли они риски. Что касается третьего «кита» — обучения персонала, то здесь и занятия по безопасному вождению для водителей корпоративного транспорта, и тренинги для руководителей — от линейных до топ-уровня — по выявлению причин происшествий и их предупреждению.
Потому что важно не только исправить ошибку, но и больше ее не повторять. Чтобы знать, чего допускать нельзя, важно глубоко разобраться в ситуации — найти первопричину и бороться именно с ней, а не с последствиями. В Туапсинском морском торговом порту тоже делают ставку на обучение, причем процесс непрерывный и долгоиграющий. Мало окончить курсы «докера-механизатора» или «матроса-моториста» и сдать два экзамена — по промышленной безопасности и охране труда. Эти знания потом будут расширять и освежать каждый год на обязательной переаттестации. Примечательно, что в группе риска по несчастным случаям на производстве не только новички с опытом работы менее 3 лет, но и старожилы — они считают, что все знают, и могут пренебрегать требованиями безопасности.
Вот почему нужны повторные проверки знаний если экзамен не сдан, сотрудника отстраняют от обязанностей. В порту говорят, что спокойно работать можно только тогда, когда и ты сам, и твои коллеги ставят вопросы безопасности в приоритет.
Более 6 тыс. В итоге на совещании было принято решение рекомендовать всем руководителям дивизионов рассмотреть возможность внедрения института уполномоченных менеджеров по культуре безопасности. Клуб лучших практик Глава «Росатома» в заключительном слове подчеркнул, как важно при развитии культуры безопасного поведения поощрять неформальный подход, вести поиск самых разных методов вовлечения людей. Он предложил создать неформальное объединение предприятий отрасли, которые будут заниматься развитием культуры безопасного поведения.
Культура безопасного поведения в отрасли будет на высоком уровне только тогда, когда сотни, а может быть, тысячи неправильных действий, мелких нарушений не будут скрываться, уверен гендиректор. Алексей Лихачев также предложил разработать отдельную программу признания для специалистов, которые занимаются развитием культуры безопасного поведения. Будь лидером. Твой пример внимательного применения безопасных способов выполнения работ помогает сохранить здоровье тебе и коллегам. Открыто говори о проблемах и действуй. Незамедлительно сообщай руководителю о травмах и происшествиях, чтобы разобрать причины и не допустить повторения.
Анализируй действия товарищей. Сигнализируй об опасности. Помоги устранить опасность. Оценивай риски, действуй безопасно.
К сотрудникам с любовью: как в компаниях заботятся о команде
Культура безопасности на производстве | Главная» Новости» Кто в компании является носителями культуры безопасности. |
Корпоративная культура безопасности – главная задача | Это когда руководитель компании своим собственным примером демонстрирует культуру безопасности во всем». |
Что такое культура безопасного поведения и как ее повысить | В организациях дивизиона на ежемесячной основе реализуются несколько полезных практик, которые проводят уполномоченные по культуре безопасности. |
Культ безопасности: как обучить людей сознательности
Инструмент развития культуры безопасности в организации. Эксперт рассказал об основных этапах, которые проходит компания в ходе развития культуры безопасности, о ключевых методах ее оценки и важности приверженности руководства в данном процессе. Мы поднимаем вопрос о культуре безопасности, о готовности оказать помощь. Для определения уровня развития культуры безопасности предприятия используют кривую Брэдли. Инструмент развития культуры безопасности в организации. В организациях дивизиона на ежемесячной основе реализуются несколько полезных практик, которые проводят уполномоченные по культуре безопасности.
Культ безопасности: как обучить людей сознательности
Многие компании в России и СНГ уже прошли значительный путь развития культуры безопасности, и сегодня перед нами открывается новый горизонт развития. Формирование позитивного уровня культуры безопасности является первоочередной задачей управления организации в рамках реализации концепции сохранения человеческих ресурсов. Форум «Культура безопасности» завершился ещё одним круглым столом, во время которого участники обменялись мнениями и получили рекомендации по повышению культуры безопасности на своих предприятиях. Роль культуры безопасности в многопрофильных компаниях Во-первых, наличие культуры безопасности позволяет создать осведомленную и ответственную рабочую среду. Культура безопасности – это нормы и правила, а также принятые способы их выполнения, которые влияют на поведение и отношение работников к обеспечению собственной безопасности и безопасности других людей на производстве.