Нет в иудействе такого обряда крещения, ибо этот обряд символизирует ритуальную смерть и воскресение. Кто придумал крещение? На это изначально и делался расчет теми, кто придумал и внедрил ритуал крещения. Популярные крещенские обычаи включают крещенское пение, меление двери мелом, благословение своего дома, употребление пирога "Три царя", зимнее купание, а также посещение церковных служб.[15]. На это изначально и делался расчет теми, кто придумал и внедрил ритуал крещения.
Крещение Руси: могло ли быть иначе?
Крещение отмечают и бойцы, которые сейчас находятся на передовой. Обряд крещения своим возникновением обязан, согласно Евангелиям, пророку Иоанну Крестителю, который погружал верующих в воды Иордана. Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в. 2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г. Они говорят, что крещение Господа последовало на 15-м году царствования Тиберия Цезаря в 15-й день месяца туби.
«Отправная точка нашей истории»: как Крещение способствовало объединению русских земель
Водное крещение – одно из главных действий, совершаемых человеком на пути следования за Христом. Крещение Господне в 2024 году отметят 19 января: история и традиции. как мог Иоанн Креститель крестить Иисуса тогда как сам обряд крещения – это уже следствие христианства, которое есть следствие событий распятия Христа, которые уж никак не предшествовали встрече Иисуса с Предтечей.
Откуда пошла традиция купаться в крещенской проруби?
Сюжет восполнения числа апостолов особенно важен тем, что еще раз подчеркивает тот авторитет, которым они обладали уже тогда, как непосредственные свидетели воскресения Иисуса Христа и как те, кого лично избрал Сам Бог: Не вы Меня избрали, но Я вас избрал Ин 15:16. Именно в этом раскрывался их совершенно особый, ни с чем не сравнимый статус, который поставил их впоследствии во главе Церкви. Избранные Самим Богом апостолы заложили в Церкви ее внутреннюю священническую иерархию: вся длинная череда последующих епископов непосредственно связана с учениками Христа через цепочку рукоположений. Избрание нового апостола воспринималось общиной как избрание Самим Богом: И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих твоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства Деян 1:23.
Тем временем приближался иудейский праздник Пятидесятницы — Шавуот, посвященный памятным событиям древности, когда на пятидесятый день после исхода евреев из Египта Бог даровал им закон Десять заповедей на горе Синай Исх 19. Накануне торжества огромные толпы паломников из разных уголков Римской империи наводнили Иерусалим. Однако никто, даже сами апостолы не подозревали, что как незадолго до этого ветхозаветная Пасха была упразднена Самим Христом и Им же была установлена новая, так и теперь «ветхий Шавуот» с восходом солнца должен будет упраздниться перед лицом нового.
Почему Пятидесятницу называют «днем рождения» Церкви? Когда наступило утро, апостолы вместе с Богородицей собрались в Сионской горнице, где незадолго до этого Христос совершил последнюю ветхозаветную Пасху и установил таинство Евхаристии. Возможно, в этой уже привычной и дорогой для них комнате они хотели вместе встретить праздник Шавуот.
Однако в девять часов утра произошло удивительное: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать Деян 2:2—4.
В тот же день после проповеди апостола Петра несколько тысяч человек, которые собрались в Иерусалиме на Шавуот, уверовали во Христа и приняли Крещение Деян 2:41 , образовав первую христианскую общину. Итак, Пятидесятница — это день, когда родилась Церковь. Потому что все семь церковных таинств, установленные Христом, совершаются Духом Святым — Его таинственным действием.
Апостолам была дарована новая сила, и по характеру своего действия она не имела земных аналогов. Она была дана не для властвования и устрашения, но для исправления искаженности человеческой природы, размыкания зацикленности на самом себе, преображения не только духовного, но и физического начала в человеке. Доказательством действенности этой особой силы Святого Духа, Который вот уже более двух тысяч лет действует в Церкви, являются тысячи и тысячи христианских святых.
Более того, внутри Церкви, образовавшейся на пятидесятый день после Воскресения Христова, снимаются границы, разделяющие человечество по национальной принадлежности. И говорящие на разных языках апостолы — символ того, что проповедь Евангелия касается каждого человека, где бы он ни жил и во что бы ни веровал. Отныне все искусственные стены, возведенные человеческими страхами, недоверием и ненавистью, оказались разрушены, как пишет об этом апостол Павел: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос Кол 3:8—11.
Такое бескомпромиссное снятие границ — как языковых и национальных, так и социальных — было совершенно немыслимым для тогдашнего мира. И проповедь, с которой апостолы впоследствии обратились к язычникам, в первую очередь поражала последних какой-то совершенно непривычной для них «нетерпимостью». Они не пытались комфортно ужиться с окружающими их культами, наоборот, радикально отвергали их, готовы были идти на муку и на смерть, но не принимали — даже хотя бы просто ради видимости — заблуждения других людей«».
Как же стало возможным принести настолько революционную проповедь всем народам в Римской империи и даже за ее пределами? Как ничтожно маленькая группа учеников Христа, помещавшаяся в одной комнате, сумела не раствориться в огромной массе всевозможных верований? Почему римским императорам — с их могуществом и силой!
Ответ на эти вопросы, дает апостол Лука: благодаря сошествию и действию Святого Духа. Какой была Церковь сразу после «рождения»? Церковь на начальном этапе своего существования внешне казалась скорее просто общиной друзей Иисуса, чем каким-то совершенно новым и уникальным религиозным явлением.
По сути, только исповедание Иисуса распятого и воскресшего как Бога и Мессии было той отличительной чертой, которая выделяла тогдашних христиан среди множества внешне схожих религиозных ответвлений иудаизма. Более того, если внимательно читать первые главы книги Деяний, можно заметить, что иерусалимская община пока никак не отделяла себя от иудеев. Апостолы продолжали в положенные часы совершать все полагавшиеся молитвы, сохраняли весь ветхозаветный религиозный уклад жизни, а сами христиане каждый день единодушно пребывали в храме Деян 2:46 , то есть в том самом единственном у иудеев Иерусалимском храме.
И в своей проповеди ученики Христа пока еще обращаются только к своим соотечественникам, надеясь, что они наконец примут Иисуса как Мессию и так же, как и они, войдут в установленную Богом Церковь. Однако такая верность первых христиан иудаизму была совсем не пережитком прошлого, от которого Церковь потом постепенно освободится. Наоборот, христиане считали, что они-то как раз и понимают истинный смысл Ветхого Завета и всей обрядовой жизни иудеев.
Что весь иудаизм только тогда имеет смысл, когда в центре него стоит вера в Иисуса Христа. Но только одним соблюдением ветхозаветных обрядов первые христиане, конечно, не ограничивались. Центром их религиозной жизни уже тогда — в самые первые дни — была евхаристия, которая совершалась каждый день и в которой участвовала вся община: преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца Деян 2:46.
Как совершались эти первые литургии, мы можем понять, если обратимся к одному раннехристианскому тексту — «Дидахе», датируемому концом I-го — началом II века по Рождеству Христову: «Что касается евхаристии, благодарите так. Тебе слава во веки! Что же касается преломляемого хлеба благодарите так : благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которое Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего.
Как этот преломляемый хлеб, быв рассеян по холмам и будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое. Ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. Никто же да не ест и не пьет от вашей евхаристии, кроме крещенных во имя Господне».
Само слово «литургия» с греческого языка переводится как «служение», «общее дело». Им обозначалось правомочное собрание граждан античного полиса, которое собиралось для решения важнейших экономических или политических задач.
Выход для освящения воды называется «хождением на Иордан». В современной практике вода освящается дважды: накануне праздника, в крещенский сочельник, и собственно в день праздника, после литургии великое водоосвящение. Традиция освящения воды накануне праздника, возможно, восходит к древней практике крещения в сам день Богоявления готовившихся принять это таинство — оглашенных. Традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к почитаемому месту крещения Спасителя. Перед крещенским сочельником завершаются т. Святые дни празднования Рождества Христова Святки.
В католической традиции праздник Богоявления Господа 6 января сохраняет древнюю тему явления Христа и просвещения язычников. Существует обычай освящения ладана и мела, которым священник пишет на дверях домов начальные буквы апокрифических имён евангельских волхвов — Каспара, Мельхиора, Бальтазара. Под влиянием богослужения католических церквей восточного обряда установлен не повсеместно обычай освящения воды. В мозаике Баптистерия православных в Равенне 5 в. Христос представлен уже в зрелом возрасте, а вписанную в круг композицию Крещения Господня окружают двенадцать ангелов. Иконографическая схема установилась к 10 в. Иисус Христос изображался обычно фронтально позднее в лёгком развороте, иногда со скрещёнными ногами — мозаики собора в Монреале, 12 в. К сирийской группе памятников с Христом, прикрывающимся руками, относятся: фрагмент триптиха начала 7 в.
Музей изобразительных искусств имени А. Пушкина , расписная крышка реликвария с пятью евангельскими сценами 6—7 вв. Иоанн Креститель обычно помещался на правом от Христа берегу Иордана: он возлагает правую руку на голову Иисуса; сверху обычно изображён сегмент неба иногда часть круга как символ открывающихся небес с благословляющей десницей, лучом и парящим белым голубем символ Святого Духа.
Кроме того, сойдя в Иордан, он освятил собой естество воды и положил основание христианского таинства крещения. Поэтому Крещение Господне иначе называется Богоявлением. С этого события начался период общественного служения Иисуса Христа. Происхождение праздника Церковный праздник Крещения Господня восходит к древнему восточнохристианскому, вероятно александрийского происхождения впервые упоминается Климентом Александрийским , празднику Епифании греч.
Теофания стала первым большим христианским торжеством, имеющим фиксированную календарную дату — 6 января. Первоначально Теофания включала в себя и празднование Рождества Христова , поэтому её богословский смысл содержал больше оттенков, нежели смысл праздника Крещения Господня. После принятия христианским Востоком в 4—5 вв. При этом в богослужебном уставе сохранилась связь Крещения Господня с Рождеством: оба праздника имеют предпраздничные сочельники, а праздничная литургия совершается по чину святителя Василия Великого. Некоторые церкви, например Армянская апостольская церковь , сохранили традицию одновременного празднования Крещения Господня и Рождества: в календарях этих церквей нет отдельного праздника Рождества Христова. Особенности богослужения Особенностью православного богослужения Крещения Господня является освящение воды, совершаемое как в храмах, так и на открытых водоёмах. Выход для освящения воды называется «хождением на Иордан».
В современной практике вода освящается дважды: накануне праздника, в крещенский сочельник, и собственно в день праздника, после литургии великое водоосвящение. Традиция освящения воды накануне праздника, возможно, восходит к древней практике крещения в сам день Богоявления готовившихся принять это таинство — оглашенных. Традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к почитаемому месту крещения Спасителя. Перед крещенским сочельником завершаются т. Святые дни празднования Рождества Христова Святки. В католической традиции праздник Богоявления Господа 6 января сохраняет древнюю тему явления Христа и просвещения язычников.
В Евангелии от Матфея есть четкие свидетельства не только об установлении таинства как такового, но и о том, во чье имя следует креститься. Так, Евангелие от Матфея заканчивается заветом Христа святым апостолом, в котором говорится, чтобы последние шли и научили все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Далее повествуется о необходимости научения людей всему тому, о чем возвестил Господь. После этого наставления Иисус Христос вознесся на небо.
Кто придумал крещение
Через два года, в 1987-м, в канун праздника Богоявления я принял крещение в Богоявленском храме Бостона. Крещение отмечают и бойцы, которые сейчас находятся на передовой. Ведя речь о Крещении Руси, главнейшем событии древней истории нашего Отечества, следует прежде заметить, что под этим следует понимать акт утверждения христианства, его победу над язычеством в политическом смысле. Кто изобрел крещение? Католическая церковь считает крещение, которое она совершила Иоанн Креститель как непосредственный прообраз того, что он считает таинством.
Принятие христианства на Руси
Летописец указывает, что после этого правитель призвал к принятию веры всех жителей столицы Руси. Таинство происходило массово, а вот о месте его существуют разные мнения: на реке Почайне — это приток Днепра, ныне практически исчезнувший с карты города. На месте бывшей реки проходит улица Набережно-Крещатицкая; непосредственно на Днепре. Обе версии содержат разные списки Повести временных лет, что, возможно, говорит о том, что мест могло быть несколько. Сам процесс летописи описывают, как вполне добровольный. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, 1896 г. Как была крещена вся Русь Судя по всему, при христианизации страны дело не обходилось без противостояния язычества с новой верой. Например, известно, что: жители Мурома категорически не приняли князя Глеба, сына Владимира, пытавшегося утвердить здесь христианство; он вынужден был устроить резиденцию вне городских стен; вятичи убили монаха-миссионера прп. Кукшу из Киево-Печерской обители; древляне, соседи полян на территории которых находился Киев , приняли веру самыми последними — они не могли забыть, как княгиня Ольга, еще будучи язычницей, жестоко мстила им за гибель мужа, Игоря. А вот случай действительно насильственного «крещения огнем и мечом» зафиксирован всего один — это Новгород, где, правда, для открытого бунта имелись серьезные политические причины — противостояние Киеву как лидеру страны, кроме того, неприязнь к Владимиру лично. Массовое же принудительное обращение русичей следует признать крайне маловероятным: слишком слаба была для этого тогдашняя великокняжеская власть.
Илья Глазунов. Бориса и Глеба — языческие, а крещены они как Роман и Давид ; с другой стороны, первые десятилетия христианизации стали временем такого взлета духовной жизни, что это даже вызывало некоторое недоумение византийцев: появился Киево-Печерский монастырь, без преувеличения, духовное сердце страны, а в одном только Киеве насчитывалось до 1000 церквей; наконец, не прошло нескольких десятилетий, как молодая Церковь получила первых святых, притом мучеников за веру — это те же свв. Борис и Глеб, которые предпочли погибнуть, но не участвовать в братоубийственной междоусобице. Поэтому можно сказать, что духовное перерождение страны происходило, может быть, не быстро, зато основательно. Показатель этого — судьба славянского язычества, о котором сейчас известно столь мало. Киево-Печерская Лавра, г. А уж попытки современных неоязыческих движений «возродить» «веру предков» с точки зрения большинства профессионалов — даже не историческая реконструкция, ведь материала для нее почти нет. Обвиняют, конечно, князя Владимира, якобы насильственно крестившего Русь. Правда куда неприятнее для противников христианства: никакое насилие не сравнится со своего рода «самоцензурой» русичей: принимая веру, пусть не сразу, не одномоментно, они столь решительно отказывались от прежних заблуждений, что через несколько поколений впору было собирать осколки «отеческой веры» — вот только христианам это было не нужно… За что князя Владимира назвали Красным Солнышком Князь с таким прозванием — герой былин. Специалисты считают, что это «не совсем» св.
Владимир: скорее «Красное солнышко» — собирательный образ.
Об одном из ключевых событий отечественной истории — в материале RT. Шаньков «Крещение Руси» Проникать на территорию будущего Древнерусского государства христианство начало задолго до князя Владимира — ещё в IX веке. В это время в этих землях царило язычество, причём свой пантеон был практически у каждого племени. Но, согласно некоторым источникам, прибывшие из Византии священники крестили даже князей Аскольда и Дира вместе с их боярами. Ориентировочно в 957 году в ходе официального визита в Константинополь христианкой стала и киевская княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, при крещении принявшая имя Елена. Однако при этом она не смогла добиться от басилевса монарха с наследственной властью в Древней Греции ряда торгово-экономических и политических преференций. Но после того как княгиня сделала вид, что задумалась над учреждением церкви на Руси по западному обряду, официальный Константинополь поспешил заключить с Русью крайне выгодный для Киева договор, подобный тем, которые в современной дипломатической практике называют «договорами о дружбе и сотрудничестве».
И уже примерно с середины Х века в погребениях на Руси стало появляться всё больше нательных крестов. Бруни «Прибытие в Киев епископа» 1839 Язычество мешало Руси в политическом и даже социально-экономическом смысле. Племенные культы служили препятствием на пути к созданию единого народа и мощного централизованного государства. Правитель Руси князь Святослав Игоревич принимать христианство не захотел и якобы заявил своей матери Ольге, что может потерять из-за этого авторитет в глазах дружины. Создать централизованную державу он не смог. Сын Святослава Ярополк, по словам историков, якобы испытывал симпатии к христианству, а вот победивший его в борьбе за власть брат Владимир сначала стал сторонником духовной «реакции» и даже попытался учредить в стране единый языческий пантеон, но ощутил, что это совсем не то, что нужно Руси. И тогда, согласно летописным повествованиям, князь озаботился «выбором веры». Выбор веры Согласно легенде, Владимир лично побеседовал с проповедниками ислама, иудаизма, христианства западного обряда, и лишь греческий философ убедил князя остановить выбор на христианстве восточного обряда.
Учёные видят в этой истории определённый символизм.
Именно из этой пустыни он и начал обращение к еврейскому народу. Первые его слова идентичны тому, что сказал Иисус, когда вышел на общественное служение: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Термин «покаяние» мы очень часто пониманием именно в современном церковном смысле. Покаяние для нас — это открытие своих грехов перед Богом, которое происходит в момент таинства Исповеди. Однако не так было в древности.
В древней христианской Церкви человек, осознав свои грехи и решив начать новую жизнь, уже в самом обряде крещения выражал раскаяние и очищался перед Богом. В древней Церкви не было регулярной исповеди. Христиане исповедовались только в отдельных случаях — если они согрешили смертным грехом. Очень часто такая исповедь была публичной, человек должен был перед членами всей общины открыть свой грех. Таким образом, особое, глубокое раскаяние человек обычно переносил раз в жизни — тогда, когда принимал крещение. Говоря «покайтесь», Иоанн Креститель использует древнееврейский глагол, который значит «разворот на 180 градусов», «обращение в другую сторону».
Тем самым он говорит, что необходимо полностью изменить свой образ жизни, и только в том случае, если вы пойдете в сторону добродетели, сможете войти в Царство Небесное. Евангелист Матфей использует именно термин Царство Небесное, поскольку в то время в первом веке н. Вполне вероятно, что во времена Иисуса Христа, имя Господа, известное из Ветхого Завета Яхве , употреблялось только духовенством. Однако использовались слова, заменяющие Его имя, и одним из них было слово «Небо», как место, которое символизирует пребывание Бога. Итак, выйдя на проповедь, Иоанн Креститель говорит, что необходимо полностью переменить свой образ жизни, потому что приближается Царство Мессии — Царство Божие. В третьем стихе евангелист Матфей дает оценку того, кем же был Иоанн Предтеча: «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
Исаия в своем пророчестве использует символику приготовления населения к приезду царя. И в древности, и в наше время перед приездом высокопоставленного лица в какой-либо населенный пункт, жители и местные власти тщательно, заранее осуществляют приготовления к приему. Очень важным элементом подготовительных работ является ремонт и укладка дорог. Исаия в своем пророчестве говорит, что скоро грядет царь, приготовьтесь, проложите ему прямой путь. Однако подготовка здесь требуется иного рода — не материальная, а духовная, поэтому и сам Иоанн Предтеча — не могучий строитель, но воин духовный. Об этом Матфей и говорит в следующем, четвертом стихе главы: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
Он жил подвижнечески, в пустыне, носил одежду из верблюжьего волоса такая одежда «кусает» тело, раздражая кожу, однако она практична для жизни в пустыне, где ночью очень холодно. На бедрах его был кожаный пояс что опять же практично. Известно, что люди «подпоясывались» надевали пояс , когда готовились к какой-то деятельности, работе. Пояс был символом готовности к действию, а Иоанн постоянно его носил, таким образом, всегда был наготове. Питался Предтеча акридами кузнечиками, саранчой и диким медом, что говорит о том, что он потреблял самую простую, самую аскетичную пищу, ту, что находил в пустыне. Многие скажут, что таких подвижников совсем немного, и не только сейчас, но и в то время такие люди были большой редкостью.
Однако это не совсем верно. Первый век после Рождества Христова — необычное время. В те времена в Римской империи очень широкое распространение получили философские учения. Тогда термин «философия» понимался как «путь». Человек выбирал систему мировоззрения именно этим философия отличается от религии, где мировоззрение дается от Бога , и, определившись, следовал данной системе на практике. Очень влиятельным философским течением эпохи Иисуса Христа являлся стоицизм.
Например, он говорит: «Физические упражнения малополезны». И ставит точку. Как это стоит понимать? В письмах Сенеки к Луцилию можно обнаружить достаточно развернутое обсуждение того, что для философа очень важно поддерживать бодрость тела, но лишь в той степени, в которой это необходимо для занятия философией, возвращения добродетелей и борьбы со страстями. Апостола Павла часто называют христианским стоиком или стоическим христианином, это никак его не умаляет. Источник учения у апостола Павла — это божественное откровение, но это говорит о том, что стоицизм, как и другие философские учения, подготовили в Римской империи почву, на которую затем пали семена христианства.
Благодаря тому, что почва была вспахана и удобрена философией, христианство дало такие обильные всходы. Философские учения того времени предполагали необходимость аскетических практик для тех, кто следует философии. Читая древних философов люди пытались, например, воздерживаться в пище. Покупали еду на самую маленькую сумму и в течение дня питались только ею. Сенека описывает, как это здорово, когда самая простая пища приносит, если ты голоден, не меньшее удовольствие, чем самые изысканные яства. При этом, тебе не нужно тратить много денег, а значит, много времени и сил на то, чтобы обеспечить себя едой.
У этих философских предтечей христианства уже были подобные опыты аскетического делания. Таким образом, на фоне той эпохи жизненный образ Иоанна Крестителя не выглядит чем-то совершенно вычурным и необычным. О нашем времени такого сказать нельзя, поскольку мы живем в обществе потребления. Сама мысль о том, что человек себя в чем-то ограничивает, кажется противоестественной. Деятельность Иоанна Крестителя конечно же выдающаяся: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» Мф 11:11. Однако эта деятельность в той или иной мере перекликалась с духовными и философскими запросами эпохи.
Таким образом, Иоанн креститель был величайшим подвижником, на которого смотрели не как на чудака, но с уважением, как на выдающегося человека. Тогда становится понятным пятый стих, который логически вытекает из четвертого: «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Подобное возможно только в том случае, если на него смотрели не просто как на необычного человека, а как на того, от которого исходит учение Божие, и, придя к которому, можно получить определенную пользу, благодать от пребывания рядом с ним. В русском языке глагол «креститься» появился как перевод греческого термина «баптизо» погружаться, погружаю и это не случайно. Креститься — церковное понятие, этот термин стал ассоциироваться с конкретным церковным таинством. Богословы — переводчики на церковно-славянский язык предлагают очень глубокое осмысление этого термина.
Креститься — взойти на крест и оставаться на нем. Апостол Павел говорит: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» Гал 5,24. Он свидетельствует, что борьба со грехом, взращивание добродетели, путь к Богу требуют колоссального усилия, которое предполагает преодоление своей греховной природы иногда настолько тяжелое, настолько болезненное, что его можно сравнить с восхождением на крест. В десятой главе Евангелие от Марка Господь Иисус Христос заранее предупреждает свих учеников о том, что произойдет в Иерусалиме. Это перевод греческого текста на русский язык, однако в самом оригинале написано не «убьют Его», а «будут убивать». К сожалению, в переводе этот смысл несколько утрачивается, однако переводчики прибегли к данному выражению для большей ясности.
Для читателя, незнакомого с той эпохой, непонятно, что значит «будут убивать». Будут убивать или все же убьют? Господь же, говоря так, имел в виду то, что Он будет подвергнут римскай казни распятия, которая предполагает медленную смерть.
Как празднуют Крещение Раньше — по «старому» стилю — праздник отмечали 6 января. Теперь эта дата приходится на 19 число. На Крещение всегда проходят богослужения и всенощное бдение, после этого купаются в прорубях — «иорданях». За день до праздника, в Сочельник, соблюдают строгий пост. Освящение воды Основная традиция праздника — освящение воды.
Кто придумал крещение?
Епископ собирал сведения о нравственных качествах его души, поведении в семейной и общественной жизни и заносил его имя в церковный «катастих» книгу. В этой книге содержался список оглашенных и членов общины. Оглашенные могли присутствовать на богослужении, однако во время Литургии, после чтения Евангелия и проповеди, они должны были выходить из храма. Желающие принять христианское Крещение проводили время в посте и молитвах и ежедневно посещали богослужения, каясь в своих грехах. Крещение совершалось в Великую Субботу. Современное Пасхальное богослужение содержит в себе элемент, сохранившийся с тех времен: наш ночной крестный ход был в те времена ходом вокруг храма новокрещенных, облаченных в белые одежды и держащих горящие свечи. Начиная с конца II века, епископы посвящали на особое служение в Церкви так называемых экзорцистов. Посвященные на это служение читали заклинательные молитвы, в которых именем Божьим запрещалось нечистым духам приближаться к новокрещенному. После заклинательных молитв человек, принимающий Крещение, отрекался от сатаны и свидетельствовал свое сознательное сочетание Христу.
В отличие от современного чина, где отрицание от сатаны совершается три раза, в этот период оно повторялось пятнадцать раз. В IV-V веках приступающие ко Крещению исповедовали свою веру «в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих». Блаженный Августин свидетельствует, что такой обычай существовал в его время в Риме. Тогда же утвердился обычай крестить по преимуществу взрослых с целью осознанного принятия ими Таинства. Однако, священники, отвергающие необходимость крестить младенцев, подвергались критики Собора.
После этого правитель потребовал руки красавицы-сестры византийского императора Анны, а в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь. Византийцы пошли на это условие, но взамен Владимир должен был принять христианство. Так, в 988 году Анна отправилась в Херсонес со свитой священников, которые крестили князя Владимира. Затем состоялась свадьба, и Владимир с новой законной супругой отправился в Киев.
Крещение русских городов После возвращения в столицу Владимир призвал славян отказаться от язычества и принять православие, последовав его примеру. Он приказал уничтожить все языческие святилища, а статуи богов изрубить топором. После этого князь приказал всем киевлянам собраться у берега Днепра, где и состоялось массовое крещение. Несколько сотен людей одновременно зашли в воду, где их крестили приехавшие из Херсонеса священники. После Киева православие было принято и в других городах Руси. Однако не везде крещение проходило мирно.
Вот этот обычно холодный крещенский вечерок Еще бы!
Знаменитые российские крещенские морозы! По правилам крещенские проруби вырубают во льду в виде креста, или же Крест ставится рядом. Воду в проруби обязательно освящают. Окунаться в такую купель ее еще называют иорданью - в честь реки Иордан, где крестился Иисус следует троекратно со словами "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". И хотя СМИ последние годы невероятно разрекламировали этот зимний и по виду вроде даже православный экстрим, Церковь подобных подвигов от верующих не ждет и уж тем более не требует: от того, что ты искупнешься в крещенский мороз, святым не станешь. Потому что народная забава имеет не христианские, а языческие корни. Дело в том, что на Святки - святые дни после Рождества, с 8 до 18 января, - наши предки, надо признать, часто просто бесчинствовали.
Бесчинством Церковь считала: гадания, загульное веселье с пьянством, переодеваниями мужчин в женскую или звериную одежды, "рычания звероподобным криком", непотребные пляски, скакание в масках и прочие шалости. Так вот, желая как-то смыть с себя грехи святочного загула, народ придумал - и это всего лишь поверье! Было ли это поверье обоснованным? Давайте разбираться. Да, многие считают, что в день Крещения Господня мистическим образом освящается все водное естество - подобно тому, как была освящена вода реки Иордан две тысячи лет назад, когда Иисус вошел в нее, чтобы креститься. Да, с XI-XII веков в церковной жизни закрепилась традиция в Крещенский сочельник и в день самого праздника Крещения Господня специальными молитвами освящать воду. Да, крещенскую воду почитают святыней, и она обладает особенными свойствами, где бы ни находилась - в бутылке, баклажке или даже в реке, если ее там освятили, но - и это крайне важно!
Купание в проруби в мороз не спасет.
Считается, что Анастас — священник, который потом стал настоятелем Десятинной церкви, — тоже из Херсонеса. Дух христианской веры, идя из Средиземноморья Восточного, из Византии, дошёл до Херсонеса—Херсона—Корсуни и стал мостиком, по которому вера пришла на Русь. А при Владимире уже произошло самое главное — это собирание русских земель единой духовной силой, православной верой», — рассказала в беседе с RT председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева. Возникновение русского народа Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси.
Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер. Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни. И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.
По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе. До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт. Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.
А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он. Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси.
988 год: кто и зачем крестил Русь?
в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня (Богоявление) - совершается так называемое великое освящение воды - великая агиасма ("агиасма" по-гречески значит "святыня"). Таинство крещения было установлено cамим Господом и Спасителем Иисусом Христом. В этот день РПЦ вспоминает Крещение Спасителя от Иоанна в Иордане.