Командующий американскими войсками в Европе генерал Эйзенхауэр отдавал себе отчет, что, в случае неудачи при высадке в Нормандии, второго шанса не будет. Спустя 70 лет после высадки союзников на побережье Нормандии фотограф агенства Reuters — Крис Хельгрен — приехал во Францию, чтобы отыскать и сфотографировать те самые места с военных архивных кадров, на которых запечатлены драматические события. Эйзенхауэр добавил, что сразу после высадки десанта он как командующий операцией сделает обращение к народу Франции, призывая его принять участие в освобождении своей страны.
Капитан Америка. Как Дуайт Эйзенхауэр спасал мир
За несколько месяцев до вторжения в Нормандию была проведена операция Fortitude по дезинформации противника, и немцы были уверены, что высадка произойдет в другом месте — в регионе Па-де-Кале. Верховный Главнокомандующий союзными войсками в Европе генерал Эйзенхауэр ведёт беседу с десантниками роты «Е» 502-го парашютно-десантного полка перед началом воздушно-десантной операции в Нормандии. Кн. 4. Вторая мировая война Из воспоминаний Д. Эйзенхауэра о высадке союзных войск в Нормандии. Задержка высадки в Нормандии из-за погоды.
Операция «Оверлорд». Высадка в Нормандии и открытие Западного фронта
Главная» Новости» Высадка в нормандии операция. В этот день командование американских экспедиционных сил в Европе решило провести генеральную репетицию предстоящей высадки десанта в Нормандии с привлечением 30 тысяч солдат, нескольких сотен единиц техники и множества транспортных судов. Даже после того, как начались высадки в Нормандии, немецкие командиры были убеждены, что они были просто отвлекающей тактикой. На Западном фронте в 1944 г. решающее значение имела высадка союзников в Нормандии.
«День Д» или как происходила Высадка в Нормандии
Практически это был уже последний возможный срок, когда операция могла осуществляться при участии крупных военно-морских соединений, так как последние вышли в море из североанглийских баз еще 3 июня и имевшегося у них запаса топлива могло хватить лишь до б июня включительно. Прогноз погоды, ко всеобщему облегчению, был значительно лучше, но только на ближайшие 36 часов. Затем должно было вновь наступить периодическое ухудшение погоды: продолжительность этих периодов не поддавалась определению, и вследствие этого могла оказаться под угрозой высадка последующих эшелонов. Поставленный перед дилеммой — решиться на операцию, несмотря на эти осложняющие факторы, или же отложить ее на целых четыре недели, — Эйзенхауэр решился отдать приказ о проведении высадки на следующий день. Тем самым было положено начало крупнейшей, отлично подготовленной и во всех подробностях согласованной по времени операции. Свыше 6 тыс. Пока они, пользуясь темнотой, приближались к французскому берегу, парашютно-десантные части трех специально выделенных воздушно-десантных дивизий поднялись в воздух и вскоре после полуночи высадились выбросились в намеченных пунктах. Для немцев это был безошибочный, хотя и не первый тревожный сигнал. Еще накануне в рядах французского Движения сопротивления было отмечено заметное оживление.
В полосе 15-й армии радиоразведкой был перехвачен подозрительный пароль, который мог быть истолкован как намек на предстоящее именно здесь вторжение. Однако этот признак был скорее ложным, чем показательным; он лишь отвлекал внимание, что по-видимому и преследовалось противником. Первые поступившие в штаб группы армий «Б» донесения о высадке воздушных десантов противника в районе Кана и на полуострове Котантен отличались неопределенностью, а их значение оценивалось весьма осторожно. Воздушные десанты из отрядов «коммандос», забрасываемые для усиления Движения сопротивления или для снабжения его оружием, не представляли ничего необычного. Тем не менее командующий 7-й армии получил приказ привести свои войска в боевую готовность. В течение последующих часов количество донесений о воздушных десантах возросло, а когда было доложено об интенсивных бомбардировках и приближении с моря большого количества самолетов, не оставалось больше никакого сомнения в том. Пока еще не представлялось возможности определить район высадки, ибо противник с целью маскировки наносил бомбовые удары и по 15-й армии. Лишь когда действительно началась высадка и о ней поступили точные донесения, можно было определить замыслы противника.
Находившаяся в распоряжении командующего группой армий «Б» 21-я танковая дивизия, которая к этому времени била сосредоточена в районе юго-восточнее Кана, получила приказ подготовиться к маршу. Пока в вышестоящих немецких штабах, вплоть до ставки фюрера, с понятным беспокойством воспринимались и изучались вое поступавшие донесения, первые высадившиеся парашютно-десантные части противника между 1 час. Высадившиеся на сравнительно небольшом участке английские войска закрепились восточнее реки Орн, захватив переправы через эту реку. Кроме того, для прикрытия своего восточного фланга они взорвали мосты через реку Див.
Ее проведение означало открытие Западного так называемого второго фронта в Европе.
На Тегеранской конференции 1943-го западные союзники утвердили сроки - они обязались открыть второй фронт в мае 1944 года. Нормандская десантная операция началась 6 июня 1944-го. Ее проводили вооруженные силы США и Великобритании при участии канадских, французских, чехословацких и польских войск. Целью операции было крупными силами, сосредоточенными на Британских островах, форсировать Ла-Манш, осуществить высадку на побережье Нормандии Франция и образовать стратегический плацдарм для дальнейшего наступления к границам Германии. Для проведения операции англо-американское командование привлекло союзные экспедиционные силы верховный главнокомандующий - американский генерал Дуайт Дэвид Эйзенхауэр в составе 39 дивизий, 12 отдельных бригад, 10 отрядов "коммандос" и "рейнджерс" английские и американские десантно-диверсионные части , крупные силы авиации и флота.
Общая численность экспедиционных сил составляла свыше 2876 тыс. Сухопутные войска, участвовавшие в операции, были объединены в 21-ю группу армий английский генерал Бернард Монтгомери в составе 1-й американской, 2-й английской и 1-й канадской армий 32 дивизии и 12 отдельных бригад.
Их поддерживали 3-й воздушный флот около 160 самолётов , часть военно-морских сил ВМС командования Запада 259 кораблей и катеров. На участке побережья залива Сены, намеченном союзным командованием для высадки, занимали оборону 3 германские пехотные дивизии две из них стационарные — без автотранспорта.
Высадка в ходе операции «Оверлорд» и последующие боевые действия в Северной Франции. Для проведения операции «Оверлорд» на территории Великобритании были сосредоточены союзные экспедиционные силы верховный главнокомандующий — американский генерал армии Д. Эйзенхауэр , включавшие 21-ю группу армий [британский генерал Б. Монтгомери ; американская 1-я армия, британская 2-я армия, канадская 1-я армия; всего около 1,6 млн человек, 6 тыс.
Ли-Мэллори; американская 9-я воздушная армия, британская 2-я тактическая воздушная армия , союзную стратегическую авиацию британское бомбардировочное командование, американская 8-я воздушная армия стратегической авиации , союзные экспедиционные ВМС английский адмирал Б. Всего в них насчитывалось около 2,9 млн человек, около 10,9 тыс.
Точка в дискуссии была поставлена на Тегеранской конференции «Большой тройки» в ноябре — декабре 1943 года, когда Сталин с Рузвельтом смогли убедить Черчилля в необходимости скорейшей высадки войск союзников во Франции. Она протянулась от Скандинавии до испанской границы и получила наименование «Атлантический вал».
Также по теме Безоговорочная капитуляция: почему Запад не может простить Красной армии взятие Берлина 16 апреля 1945 года советские войска начали наступление на столицу нацистской Германии. Красная армия проводила операцию без участия... По его словам, это стало одним из факторов, склонивших командование союзников в пользу Нормандии при выборе места высадки в Западной Европе. Также в Лондоне и Вашингтоне приняли во внимание то, что Нормандия находится достаточно близко от британских портов, а её обширные песчаные пляжи идеально подходили для высадки морских десантов.
Путём распространения слухов, передачи информации через двойных агентов, строительства макетов военной техники они убедили нацистов в том, что собираются высаживаться в районе Па-де-Кале. Им это удалось настолько хорошо, что даже после начала высадки в Нормандии германское командование некоторое время считало, что имеет дело всего лишь с отвлекающим манёвром», — подчеркнул Кнутов. Операция «Оверлорд» Операция союзников получила кодовое название «Оверлорд» в переводе с английского — «повелитель». Изначально высадка была запланирована на май 1944 года, однако из-за задержки с разработкой планов её перенесли на начало июня.
Эйзенхауэр отдает приказ парашютистам о наступлении AFP Общее командование операцией осуществлял верховный главнокомандующий силами союзников Дуайт Эйзенхауэр. Сухопутными войсками руководил командующий 21-й группой армий Бернард Монтгомери. Кроме того, к силам союзников присоединились отряды из стран, находившихся под нацистской оккупацией: Франции, Нидерландов, Польши, Бельгии, Чехословакии и Греции. Основную массу нацистского контингента составляли либо солдаты, негодные к службе в мирное время и мобилизованные за неимением лучших, либо коллаборационистский сброд.
Боеспособность немецких войск во Франции была на крайне низком уровне. Лучшие силы находились на Восточном фронте», — рассказал Юрий Кнутов. Также по теме Историк: Германия была бы разбита и без вмешательства союзников На роль главной битвы Второй мировой войны претендуют многие события, однако в Европе не сомневаются, что ей стала Нормандская...
Орденами «Победа» награждены командующие союзников Эйзенхауэр и Монтгомери
Высадка в Нормандии – стратегическая операция союзников по высадке войск в Нормандии (Франция), начавшаяся рано утром 6 июня года и закончившаяся 31 августа года. Информагентство AP в подборку фотографий ветеранов, участвовавших в высадке в Нормандии 6 июня 1944 года, включило и снимок бывшего гитлеровца. Главная» Новости» Высадка в нормандии год. Высадка войск в Нормандии войдет в военную историю как одна из самых неудачных благодаря доблестной немецкой армии». «Высадка союзников в Нормандии означала полноценное открытие второго фронта. Эйзенхауэр активно выступал против коммунизма, поэтому стремился привлечь союзников на сторону США в наиболее непростой период международных отношений.
Дуайт Эйзенхауэр - биография, новости, личная жизнь
Сильное волнение на море, шквалистый ветер и низкая облачность. Никто и не догадывался, что невиданная армада кораблей уже покинула английские порты. Великие битвы. Высадка в Нормандии Операцию по высадке в Нормандии союзники назвали «Оверлорд». В дословном переводе это означает «властелин». Она стала самой крупной десантной операцией в истории человечества. Высадка союзных войск в Нормандии происходила с участием 5000 боевых кораблей и десантных судов. Главнокомандующий союзными силами генерал Дуайт Эйзенхауэр не мог отложить высадку из-за погоды. Только три дня - с 5 по 7 июня - была поздняя луна, и сразу после рассвета - малая вода.
Условием переброски парашютистов и десанта на планерах было тёмное небо и восход луны во время приземления. Отлив был необходим, чтобы морской десант видел прибрежные заграждения. В штормовом море тысячи десантников страдали от морской болезни в тесных трюмах катеров и барж. Несколько десятков судов не выдержали штурма и утонули. Но уже ничто не могло остановить операцию. Высадка в Нормандии начинается. Войска должны были высадиться в пяти местах побережья. Начало операции «Оверлорд» В 0 часов 15 минут 6 июня 1944 года властелин вступил на землю Европы.
Операцию начали парашютисты. Восемнадцать тысяч десантников рассыпались по землям Нормандии. Однако далеко не всем повезло. Примерно половина попала в болота и на минные поля, но другая половина свои задачи выполнила. В немецком тылу началась паника. Были разрушены линии связи, и, главное, были захвачены неповреждённые стратегически важные мосты. К этому времени морские десантники уже дрались на побережье. Высадка американских войск в Нормандии была на песчаных пляжах Омаха и Юта, англичане и канадцы высаживались на участках Сворд, Джуна и Голд.
Боевые корабли вели дуэль с береговой артиллерией, стремясь если не подавить, то хотя бы отвлечь её от десантников. Тысячи самолётов союзной авиации одновременно бомбили и штурмовали немецкие позиции. Один английский пилот вспоминал, что главной задачей было не столкнуться друг с другом в небе. Преимущество союзников в воздухе было 72:1. Воспоминания немецкого аса Утром и днём 6 июня люфтваффе не оказали войскам коалиции никакого сопротивления. Только два немецких пилота показались в районе высадки, это командир 26-й истребительной эскадры - знаменитый ас Йозеф Приллер, и его ведомый. Йозеф Приллер 1915-1961 устал слушать путаные объяснения того, что происходит на берегу, и сам вылетел на разведку. Увидев тысячи судов на море и тысячи самолётов в воздухе, он иронически воскликнул: «Сегодня поистине великий день для пилотов люфтваффе».
Действительно, ещё никогда военно-воздушные силы Рейха не были столь бессильны. Два самолёта пронеслись на бреющем полёте над пляжем, стреляя из пушек и пулемётов, и скрылись в облаках. Это всё, что они могли сделать. Когда механики осмотрели самолёт немецкого аса, оказалось, что в нём более двухсот пулевых пробоин. Штурм союзных войск продолжается Нацистские военно-морские силы добились чуть большего. Три торпедных катера в самоубийственной атаке флота вторжения сумели потопить один американский эсминец. Высадка войск союзников в Нормандии, а именно англичан и канадцев, не встретила серьёзного сопротивления на своих участках. К тому же им удалось в целостности переправить на берег танки и орудия.
Американцам же, особенно на участке Омаха, повезло куда меньше. Здесь оборону у немцев держала 352-я дивизия, которая состояла из обстрелянных на разных фронтах ветеранов. Немцы подпустили десантников на четыреста метров и открыли ураганный огонь. Почти все лодки американцев подошли к берегу восточнее заданных мест. Их снесло сильное течение, да и густой дым от пожаров мешал ориентироваться. Сапёрные взводы были почти уничтожены, так что проходы в минных полях было некому делать. Началась паника. Тогда несколько эсминцев подошли вплотную к берегу и начали бить прямой наводкой по позициям немцев.
Гитлер предполагал что это хитроумный маневр, которым Эйзенхаур хочет отвлечь Германию от атаки к северу от Сены и отказался направить близлежащие дивизии, для контратакующих действий. Подкрепления находились слишком далеко, что вызвало бы задержку. Он также колебался, подтягивать ли на помощь танковые дивизии. Эффективная авиационная поддержка наступления союзников, не давала немцем поднять головы, а подрыв ключевых мостов заставил немцев сделать крюк в несколько сотен километров.
Огромную помощь оказала корабельная артиллерия, которая беспрестанно утюжила берег. В последующие дни и недели союзная армия с боями пробивались через залив Нормандии, фашисты уже тогда понимали всю плачевность своего положения, поэтому сопротивлялись невероятно отчаянно. К концу июня союзники захватили жизненно важный порт Шербур, что позволило им беспрепятственно перебрасывать войска, в Нормандии дополнительно прибыло 850 тысяч человек и 150 тысяч автомобилей. Армия была готова продолжить свое победное шествие.
Вторжение в Нормандию стало важным событием в войне против нацистов. Атака США позволила свободнее вздохнуть советским войскам на восточном фронте, Гитлер был психологически сломлен. Следующей весной, 8 мая 1945 года, союзники официально приняли безоговорочную капитуляцию нацистской Германии.
Вечер 5 июня 1944 года. Архивные фото Карта высадки в Нормандии, или Операция «Нептун» 6 июня 1944 г. Архивные фото Слайд 4 Погрузка на корабли, июнь 1944 года. Архивные фото Слайд 5 Американские войска первого эшелона приближаются к сектору Омаха. Архивные фото Слайд 6 Высадка войск первого эшелона. Сектор Омаха, 6 июня 1944 года.
Он следовал в ставку фюрера, чтобы лично доложить ему о ситуации на Западном фронте. Сам же Гитлер получил информацию о вторжении англо-американских войск в Нормандию спустя несколько часов после его начала, во время традиционного послеобеденного доклада Йодля. На этапе наращивания сил транспортировка личного состава и военных грузов из США и Канады в Англию производилась главным образом морским путем, через Атлантику.
Для этой цели использовался десантно-танковый корабль ДТК , сравнимый с легким крейсером длиной 100 м и водоизмещением 4 тыс. Куда более трудной задачей представлялись форсирование Ла-Манша и высадка личного состава с боевой техникой и вооружением на французский берег, который почти на всем протяжении был буквально начинен минными полями, за которыми находились огневые точки противника и его фортификационные сооружения с мощными орудиями. Поэтому основная задача союзного командования заключалась в том, чтобы обеспечить войска такими плавучими средствами, которые были бы способны подойти прямо к берегу, дабы непосредственно с них осуществить высадку пехоты, танков и бронемашин.
Такие суда могли пересекать большие водные пространства. Носовой частью они должны были лечь на береговую полосу, быстро освободиться от груза личного состава или боевой техники и, развернувшись, быстро уйти в открытое море. И такого рода плавучие средства были созданы.
ДПС имело корпус длиной 48 м. На нем можно было разместить роту численностью до 200 человек с полным вооружением. Однако наибольшую популярность в годы второй мировой войны в экспедиционных силах союзников имело изобретение новоорлеанского инженера Э.
Еще в 1930-х он строил специальные плавсредства для нефтяников. Эти деревянные, мелкосидящие боты под названием «Эврика» были способны в условиях болотистой местности выбрасываться на берег и самостоятельно сходить с него. Носовая часть его «Эврики» стала квадратной, одновременно служа рампой, то есть приспособлением для выгрузки или погрузки войск и техники на берег или с берега.
Скажем прямо, находившимся на его борту во время транс- портировки приходилось туго: даже при слабом волнении бот раскачивало и вода захлестывала борта. Изобретение Э. Хиггинса, сумевшего создать собственное производство, где работало около 30 тыс.
Спустя 20 лет Эйзенхауэр так отозвался о Хиггинсе: «Этот человек обеспечил нам победу в войне» «Берегись, Гитлер! Мы идем! Эйзенхауэр посетил 101-ю американскую воздушно-десантную дивизию, личный состав которой готовился к погрузке на 2-моторные самолеты «С-47» «Дакота».
На борт «Дакот», машин, отличавшихся надежностью и прочностью, попадали элитные войска. Большинство парашютистов 101-й ВДД были добровольцами, прошедшими специальное обучение, отличавшимися физической силой и мастерски владевшими оружием. Им предстояло участвовать в Нормандской десантной операции.
Когда Эйзенхауэр уже покидал взлетно-посадочную полосу, по которой должны были подняться в воздух «С-47» элитной дивизии, его взгляд задержался на солдате небольшого роста, буквально навьюченном разного рода снаряжением. Десантник лихо отдал честь верховному главнокомандующему и, повернувшись лицом на восток, воскликнул: «Берегись Гитлер! На них возлагалась основная задача по форсированию Ла-Манша, высадке в Нормандии и созданию плацдарма на французском берегу.
Всего численность армии вторжения достигала 1 600 тыс. Было подготовлено 11 тыс. На территории Франции союзникам противостояло 58 немецких дивизий, а непосредственно для противодействия силам вторжения выделялось 49 дивизий численностью свыше 1,5 млн.
Побережье северной Франции обороняла группа армий «Б» генерал-фельдмаршала Э. Роммеля 7-я и 15-я армии, отдельный корпус, всего 38 дивизий. Основные силы этой группировки были сосредоточены на побережье пролива Па-де-Кале, где, как казалось Гитлеру и его генералам, с наибольшей вероятностью следовало ожидать высадки союзного десанта.
На обширном же участке морского залива Сены, который англо-американское командование реально наметило для вторжения на континент, к обороне готовилось всего 3 дивизии. В портах Бискайского залива, в проливах Па-де-Кале и Ла-Манш находилось около 130 боевых кораблей, около 300 тральщиков, 34 торпедных катера и 42 артиллерийские баржи. Для отражения англо-американского десанта предназначалось также 49 немецких подводных лодок, которые базировались в портах на побережье Бискайского залива.
Переход транспортных судов через Ла-Манш происходил в штормовую погоду и оказался для немцев совершенно неожиданным. Соединения немецкой танковой группы «Запад» дислоцировались вдали от побережья и в условиях непрерывных массированных атак англо-американских ВВС по коммуникациям не приняли участия в отражении нападения с моря. В целом союзники умело использовали все преимущества внезапного вторжения на континент.
По данным, приведенным американским историком С. Амброзом, в течение первого дня Нормандской десантной операции через Ла-Манш удалось перебросить 175 тыс. Эта беспрецедентная высадка была осуществлена с привлечением свыше 5 300 кораблей, разного рода транспортных средств и 11 тыс.
Месяц спустя, 5 июля, в Нормандии уже находилось около 1 млн. Эта операция явилась самой крупной морской десантной операцией второй мировой войны.
День «Д» — время «повелителя»
Победа в Нормандии Во время Второй мировой войны 1939-1945 с июня 1944 года по август 1944 года происходила битва за Нормандию, которая освободила союзников Западной Европы от контроля нацистской Германии. Операция носила кодовое название «Оверлорд». Она началась 6 июня 1944 года, этот день назвали День-Д , когда около 156 тысяч американских, британских и канадских сил высадились на пять пляжей, растянувшихся на 50 миль укрепленного побережья французского региона Нормандия. Это была одна из самых больших военных операций в мире и потребовала масштабного планирования.
До Дня-Д союзники провели крупномасштабную операцию по дезинформации противника, призванную ввести в заблуждение немцев о предполагаемой цели вторжения. К концу августа 1944 года вся северная Франция была освобождена, и к следующей весне союзники победили немцев. Высадку в Нормандии считают началом конца войны в Европе.
Американцы вступили в войну в декабре 1941 года, а к 1942 году вместе с англичанами которые были эвакуированы с пляжей Дюнкерка в мае 1940 года, когда немцы отрезали их во время битвы за Францию рассматривали возможность крупного вторжения союзников на Ла-Манш. В следующем году планы союзников по перекрестному вторжению начали нарастать. В ноябре 1943 года Адольф Гитлер 1889-1945 , который знал об угрозе вторжения на северное побережье Франции, поставил Эрвина Роммеля 1891-1944 возглавить оборонительные операции в регионе, хотя немцы точно не знали, куда ударят союзники.
Гитлер обвинил Роммеля в том, что тот потерял Атлантический вал, 2400-километровую линию укреплений бункеров, наземных мин и пляжных и водных препятствий.
Сталин Тегеран 28 ноября — 1 декабря 1943 года Однако Гитлер и его союзники ещё контролировали всю материковую Европу, за исключением нейтральных Испании, Португалии, Швейцарии и Швеции. Нацистская экономика лидировала по некоторым направлениям в военном производстве и превосходила как Великобританию, так и Советский Союз, за исключением танковых и авиационных отраслей. Без прямого вмешательства западных союзников на континенте освобождение Европы от нацистов могло сильно затянуться и значительно увеличило бы потери СССР. Поэтому проблема второго фронта заняла важное место во внешнеполитической деятельности и дипломатии главных союзников СССР по антигитлеровской коалиции — Великобритании и США. Это был один из самых сложных и спорных вопросов межсоюзнических отношений военного периода [2]. Открытие второго фронта представлялось союзникам невозможным не только в 1941, но и в 1942 и 1943 г.
Весной-летом 1942 г. Были разработаны несколько планов, и после их всестороннего обсуждения в конечном итоге было решено главное внимание уделить высадке союзников в Северо-Западной Африке. Именно этот план операция «Torch» от англ. В связи с этим американские военачальники планировали провести операцию «Следжхаммер» «Кувалда» , предусматривавшую высадку в оккупированной Европе в кратчайшие сроки. Однако их британские коллеги считали, что такой сценарий действий приведёт к катастрофическим последствиям. Вместо этого была предложена высадка во французскую Северную Африку, в качестве возможных результатов которой назывались освобождение Северной Африки от сил стран оси, улучшение контроля над Средиземным морем и подготовка вторжения в Южную Европу в 1943 году. Несмотря на подозрения американского президента Франклина Рузвельта о том, что операция в Северной Африке исключает высадку в Европу в 1943 году, США поддержали британский план.
Это была позиция союзников в вопросе открытия второго фронта после вступления США во Вторую мировую войну [3]. В первый раз в полном составе «большая тройка» собралась в Тегеране 28 ноября — 1 декабря 1943 года рис. На конференции четко обозначилось стремление Рузвельта и Сталина договориться. Сталин и Ф. Рузвельт нашли взаимопонимание относительно высадки в Европе. Они считали Северную Францию единственно пригодным местом для открытия второго фронта. Черчилль в качестве альтернативы предлагал Балканы, но И.
Сталин заподозрил, что премьер-министр Великобритании в очередной раз бойкотирует второй фронт, встретился с ним наедине и только после этого было договорено, что второй фронт будет открыт в Северной Франции в мае 1944 года. Фельдмаршал Герд фон Рундштедт справа — главнокомандующий германскими аккупационными войсками на Западе На советско-германском фронте к маю 1944 г. За ними обычно крылись очень слабые соединения, имевшие большой недокомплект личного состава, вооружения и транспорта. Целая дивизия 70-я пехотная дивизия формирования 1944 г. Был батальон тугих на ухо и т. Когда с большими усилиями удавалось создать боеспособную дивизию, из Берлина, как правило, поступал приказ перебросить ее на Восточный фронт. Рундштедт главнокомандующий германскими оккупационными войсками в Европе с марта 1942 года до начала июля 1944 года , — являлись угрозой и срывали подготовку операций во Франции» [4].
Другой бывший гитлеровский генерал-лейтенант Б. Циммерман возглавлял оперативный штаб главнокомандующего на Западе свидетельствует: «Можно сказать без преувеличения, что Восточный фронт настойчиво выкачивал из немецких армий, находившихся на Западе, всю боеспособную живую силу и боевую технику. Вследствие этого тактические и организационные мероприятия на Западе сводились к затыканию дыр. Командиры, войска и боевая техника, откровенно говоря, стали второразрядными. С 1943 г. Наконец, военный теоретик Гейнц Гудериан — генерал полковник, инспектор бронетанковых войск 1943 , начальник Генерального штаба сухопутных войск 1945 — пишет: «Тяжелые кровопролитные зимние бои совершенно выбили из колеи главное командование сухопутных войск. Не могло быть и речи о подготовке сил для Запада, где весной 1944 г.
У германского генерального штаба не было никаких сомнений в том, что открытие второго фронта состоится. И 1944 год — крайняя дата, когда это событие могло состояться, причем, зная основные американские технические приёмы, трудно было предположить, что союзники СССР начнут наступление в неблагоприятные осенние или зимние месяцы. Весной вторжение также считалось маловероятным из-за неустойчивости погодных условий. Разведданные, предоставленные Абвером, подтверждали массированную транспортировку технических средств. Бомбардировщики Б-17 и Б-24 в разобранном виде доставлялись на острова судами «Либерти», как и танки «Шерман», а в дополнение к этим наступательным вооружениям из-за океана прибывали и другие грузы: продовольствие, медикаменты, горюче-смазочные материалы, амуниция, транспортные морские средства и многое другое. Скрыть столь масштабное перемещение военной техники и личного состава было практически невозможно [7]. В мае Гитлер чисто умозрительно, без каких-либо оснований, указал на Нормандию, побережье которой обороняла более слабая, 7-я армия.
Штаб Г. Рундштедта рис. В основу этих оценок легло преувеличенное представление гитлеровцев о военных возможностях западных союзников, возникшее в результате межведомственной борьбы в германской разведке [8]. С весны 1944 г. В «день «Д»», 6 июня 1944 г. Американо-английская авиация действовала достаточно активно. С 1 апреля по 5 июня она совершила 200 639 самолётовылетов, сбросила 195 380 тонн бомб.
При этом её потери по различным причинам составили 1987 самолётов. Своими действиями авиация ослабила систему обороны противника, его авиационные силы, нарушила работу тыла и коммуникаций, что, безусловно, способствовало успеху вторжения американо-английских войск в Нормандию рис. При этом союзная авиация уделяла основное внимание разрушению железнодорожной сети. В результате к началу высадки индекс перевозок по французским железным дорогам снизился до 38 за 100 принимается январь — февраль 1944 г. Если учесть, что германские войска во Франции были в основном лишены транспорта, отправленного на советско-германский фронт, то это было внушительным достижением.
Пехота, десант и морские силы сделали все возможное в их силе. Любая ответственность и вина за эту попытку лежит на мне лично». Письмо было по ошибке подписано 5 июля, вместо 5 июня; предположительно, он был несколько занят в этот момент. В любую погоду Изначально высадка в Нормандии планировалась на 5 июня, но когда день пришел, плохая погода заставил Генерала Эйзенхауэра отложить операцию на 24 часа. Согласно Библиотеке ВМС США немецкое военное командование ожидало, что союзники начнут вторжение в конце мая, когда была полная луна, высокий прилив и слабый ветер.
Когда погода ухудшилась в начале июня, немцы стали понемногу расслабляться, но синоптики союзников предсказали небольшое окошко, и операция была проведена. Синоптиков союзников чествовали за их решение, основанное на этой погодной карте. В гениальной машине было более 200 миллиардов возможных буквенных комбинаций, и ее коды считались неподдающимися расшифровке. Однако, ближе ко дню высадки, неведомо для немецкого вермахта, союзники взломали код при помощи польских криптографов. Прорыв был бесценен для планирования дня высадки, потому что союзники смогли собрать важную информацию из расшифрованных сообщений. Это также позволило им узнать, поверили ли немцы в обманную операцию. Но кто этот Эндрю Хиггинс? Хиггинс — это человек, разработавший и построивший десантные катера типа LCVP, амфибийные катера, что позволили силам союзников пересечь Ла Манш.
Автомашины с грузом, после разгрузки с транспортных средств, ехали по «наплавному» мосту, что соединял свайные причалы, на берег. С первых дней высадки и до окончания строительства портов «Малберри», для обеспечения временной стоянки транспортных судов, предполагалось создать в сравнительно мелководных районах Ароманша и Сен-Лорана пять искусственных гаваней «Гузберри». Эти укрытия, созданные путём затопления старых судов, защищали гавань от ветра и волн, предназначались для стоянки и разгрузки большого количества малых судов и одновременно должны были служить продолжением портов «Малберри». Для затопления было выделено 60 судов в том числе старые линкоры и крейсеры , которые образовали волнолом длиной около 7300 м [22]. Прибуксированные и установленные в районе высадки кессоны создавали гавань, равную по размерам гавани Дувра. С целью обеспечения горюче-смазочными материалами войск, которые должны высаживаться на побережье Нормандии, была подготовлена, а с началом высадки осуществлена прокладка по дну моря через пролив Ла-Манш 20 нефтепроводов для бесперебойного питания войск горючим. Операция «Плуто» была реализована британскими учёными, экспертами нефтяных компаний и представителями вооружённых сил. Создание трубопроводной системы, которая пролегала по дну Ла-Манша прямо на плацдармы, позволяло избавиться от необходимости привлекать в угрожающих условиях боевых действий танкеры, очень уязвимые для уничтожения немецкими подводными лодками. Десант готовится для посадки на десантные корабли. Десантные формирования проходили специальную подготовку в нескольких районах: английские — в юго-восточной части Англии, американские — в юго-западной. Районы сосредоточения войск, в которых проводилась боевая подготовка этих войск, располагались за 100—150 км от южного побережья. При этом тренировки войск осуществлялись в нескольких различных по характеру ландшафта районах. Для сокрытия намерений вторжения лишь один из 10 районов по своим географическим свойствам был похож на настоящий район высадки. После трёх месяцев напряжённой подготовки, в конце мая — в начале июня, войска были передислоцированы в районы сбора — по 20—25 км от пунктов посадки на транспортные судна. Около 7 тысяч зенитных пушек и свыше 1 тысячи аэростатов защищали это огромное скопление людей и машин от нападений с воздуха [23]. В лагерях каждый солдат получал соответствующий приказ и после этого уже не мог оставлять лагерь. Дополнительно с целью сохранения операции в тайне, за 10 дней до высадки была задержана вся почта, адресованная воинским частям, иностранным посольствам, временно запрещена посылка шифрованных телеграмм, задерживалась даже дипломатическая почта [24]. Меры введения в заблуждение В разделе не хватает ссылок на источники см. С целью достижения внезапности вторжения во Францию командование западных союзников широко применяло меры дезинформирования и дезориентации противника для введения его в заблуждение относительно времени и района проведения операции. Кампания по дезинформации получила название «Бодигард» [25]. Союзники всячески поддерживали и распространяли слухи о том, что наиболее вероятным районом вторжения будет район Кале - Булонь. Англо-американская авиация наносила массированные удары по средствам противодесантной обороны именно в этом районе, усилив интенсивность ударов непосредственно перед самой высадкой 30 мая — 5 июня. Для дезинформации противника использовались различные средства: радио, пресса как собственные, так и нейтральных стран , сооружение ложных макетов районов высадки [25] , возведение целых городков и специальных аэродромов, которые могли бы ввести в заблуждение воздушную или агентурную разведку противника. Широко практиковались многочисленные демонстративные выходы сил в море, чем снижалась бдительность Вермахта. Различными источниками внимание противника концентрировалась на один и тот же район высадки — Кале-Булонь. Июнь 1944 года В то же время, союзники практически отказались от преждевременного ослабления сил и средств противодесантной обороны противника в настоящем районе высадки; впервые побережья Нормандии подверглось массированному удару авиации только за 9 часов до начала операции, то есть тогда, когда противник уже практически не имел возможности выдвинуть резервы с глубины, даже правильно оценив район высадки. Имея информацию о точном расположении немецких радиолокационных станций в районе высадки, союзники не трогали их до начала операции и только непосредственно перед вторжением вывели большинство из них из строя воздушными ударами. За несколько часов до фактического вторжения для отвлечения внимания противника союзники провели две демонстративные высадки десантов в районах Булони и Сен-Мало , в которых было задействовано большое количество катеров, барж и самолётов. Все меры дезинформации, дезориентации и маскировки в определённой степени дали желаемый результат. Немецкое командование до 6 июня сосредоточило почти всю 15-ю армию, ранее разбросанную по побережью, в район Кале-Булонь. Даже тогда, когда началась высадка в Нормандии, немцы считали, что это масштабная демонстрация, а главнокомандующий немецкими войсками на Западном фронте генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт долгое время не решался передислоцировать в районы высадки крупные силы для скорейшего разгрома десанта. Более того, только через 10 дней — 16 июня 1944 года Гитлер отдал приказ передислоцировать с Восточного фронта 2-й танковый корпус СС , а также 86-й армейский корпус из Южной Франции и соединения из состава 15-й армии , что прикрывали Па-де-Кале от несуществующей угрозы вторжения американской 1-й группы армий. Однако, вновь прибывшие дивизии прибывали ослабленными, без нужного запаса топлива и боеприпасов и дезорганизованными от воздушных ударов союзной авиации и не смогли переломить ситуацию в свою пользу. Благодаря этому союзникам удалось добиться огромного преимущества в силах и средствах в районах высадки в первый и решающий день вторжения. Планирование перевозки войск и техники морем [ править править код ] Важным вопросом в подготовке вторжения в Нормандии была доставка из Англии огромного количества грузов, их распределение по складам и перевозки на плацдарм. На каждого солдата экспедиционных войск приходилось примерно 10 тонн различного снаряжения и, кроме этого, одна тонна дополнительного груза на каждые 30 дней операции. Предметы снаряжения составляли около 1 млн наименований [26]. В основу расчётов и планирования перевозок были положены следующие основные требования: максимальная нагрузка всех средств в первые трое суток десантной операции, чтобы добиться переброски на континент как можно большего количества войск и боевой техники; неукоснительное выполнение графика ежедневных перевозок для осуществления равномерного и быстрого накопления войск на плацдарме. Так, согласно плану, за первые четыре дня до района высадки морского десанта должны были подойти 47 конвоев, затем ежедневно по 15 средних конвоев около 250 судов , не считая нескольких сотен кораблей охраны и малых десантных средств.
Эйзенхауэр
Ранним утром 4 июня Эйзенхауэр должен был решить, предпримет ли он высадку утром следующего дня – первого из трех намеченных для этой цели дней. Сегодня высадка в Нормандии выдается Западом как самое важное, чуть ли не решающее сражение Второй мировой войны. Высадка союзников в Нормандии. Оценивая успех высадки союзников в Нормандии, Сталин писал Черчиллю, что история войн не знает другого подобного предприятия по широте замысла, грандиозности масштабов и мастерству выполнения. Под общим командованием американского генерала Дуайта Эйзенхауэра 6 июня года войска союзников численностью 2 миллиона тысяч человек начали высадку в Нормандии на береговом участке Шербур-Кан.