Перфекционисты стараются ради идеального результата, а люди с синдромом отличника – высокой оценке самих действий. Перфекционисты стараются ради идеального результата, а люди с синдромом отличника – высокой оценке самих действий. Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. Синдром отличника – это сочетание психологических специфик личности, характеризующееся тяготением достичь значительных результатов и обрести одобрение окружающих.
Что делать, если у тебя синдром отличника
Обычно это комплексы по поводу своей внешности, отсутствия друзей, недостаточно высокого, по мнению ребенка, статуса семьи. Ребенок также может полагать, что родители недостаточно его любят. В этом случае стремление получать хорошие оценки может стать способом привлечь к себе внимание взрослых и доказать им свою значимость. Нередко дети становятся продолжением амбиций своих родителей.
Многие из них считают, для того чтобы сын или дочь чего-то достигли в жизни, нужно полностью посвятить себя ребенку. Детские психологи давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье. Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника».
При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну». Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи.
Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим — это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни.
У них возникают проблемы в общении со сверстниками.
Они боятся не оправдать ожидания Поскольку самооценка отличника во многом зависит от внешних факторов одобрения и похвалы учителей или родителей, зависти одноклассников и так далее , им важно соответствовать тому образу, который они создали. Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам. Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют. Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего полностью обесценит их и все их предыдущие достижения.
Если родители и педагоги говорят ребенку о том, как важно, чтобы ребенок сдал экзамен на высший балл, напряжение становится еще больше. Во многом поддержка и психологическое сопровождение перед экзаменами нужны именно отличникам. У троечников и хорошистов, во-первых, нет таких высоких требований к себе, во-вторых, они в меньшей степени зависят от одобрения окружающих, в-третьих, чаще дети со средними способностями способны найти выход в нестандартной ситуации или попросить о помощи. По всем этим пунктам отличники более уязвимы. Depositphotos Как поддержать отличника Конечно, мы не сможем переделать ребенка за один день или изменить его отношение к себе.
Это долгая работа, начинающаяся с родителей, которые должны пересмотреть свои приоритеты и изменить отношения с ребенком. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, а сын или дочь отвергают любую вашу помощь, стоит найти хорошего подросткового психолога, который поможет проработать ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями. Необязательно обращаться к очному психологу. Многие специалисты консультируют онлайн. Как родители могут помочь отличнику Но если найти психолога не получается, постарайтесь помочь ребенку своими силами.
Используйте матрицу Декарта Расчертите лист на 4 части. Назовите их так: верхний левый — «Что будет, если это случится»; верхний правый — «Чего не будет, если это случится»; нижний левый — «Что будет, если этого не случится»; нижний правый — «Чего не будет, если это не случится». Пропишите все возможные сценарии. Отличники во многом очень рациональны, поэтому такой разбор снизит у них уровень тревожности. Рассмотрите все варианты После того, как вы разобрали все варианты по матрице Декарта, вы можете найти выход из каждой ситуации.
Выполняя работу, никогда не выйдет за указанные рамки. Люди, не имеющие «синдром отличника», не нуждаются в оценке своей деятельности окружающих, они сами в состоянии организовать работу коллектива и распределить обязанности между подчинёнными, проявлять инициативу и творческий подход в решении поставленной задачи. Таким образом, важнейшие различия людей с «синдромом отличника» и без него — это организация работы в команде и творческая составляющая. Критика[ править править код ] В последние 20 лет[ прояснить ] перфекционизм подвергается интенсивным эмпирическим исследованиям зарубежной клинической психологии. Первая теоретическая статья [5] на эту тему была написана американским психоаналитиком К. В настоящее время большинство известных учёных-психоаналитиков согласны с тезисом об опасности стремления к идеалу.
Это приводит к депрессии и к нарушению психики , снижает интеллектуальные и творческие способности. Лидерами в разработке эмпирических исследований в области перфекционизма являются две группы исследователей: группы британских клинических психологов под руководством Фроста и группа канадских учёных во главе с Хьюиттом. Группа Фроста разработала многомерную шкалу перфекционизма — это шкала позволяет тестировать различные параметры перфекционизма: личные стандарты, озабоченность ошибками, сомнения в собственных действиях, родительские ожидания, родительская критика, организованность.
Постоянная напряженность отнимает силы и снижает мотивацию стоит ли делать дело, если можно ошибиться. Агрессия и контроль. Синдром отличника, с одной стороны, ведет к заниженной самооценке. А с другой — провоцирует угождающее и зависимое поведение. Иногда происходит обратное: высокие требования и стандарты направляются на окружающих.
В командных играх детей по этой причине могут происходить стычки, а взрослый руководитель, не умеющий отдыхать сам, не дает это делать подчиненным. Сотрудник с синдромом отличника стремится переделывать за коллег их работу, после чего ждет благодарности и играет роль жертвы. Как справиться с синдромом отличника Во-первых, необходимо снизить градус ожидания. Не стоит заставлять ребенка получать отличные оценки по всем предметам, не следует также отпускать комментарии по этому поводу. Постоянное обсуждение академических успехов лучше заменить на интерес к школьной жизни ребенка: с кем он познакомился, что нового успел узнать, что ему понравилось, а что не понравилось. Это позволит сформировать здоровый интерес не только к результату, но и к процессу. Не нужно зацикливаться на оценках — ни на высоких, ни на низких. Аттестат не даст гарантии успеха в работе и счастья в жизни.
Стоит хвалить школьника не за полученный балл, а за сам процесс. Не сравнивайте ребенка с другими. Нельзя создавать идеальный образ соседа или приятеля, у которого всегда все получается лучше: учеба, работа, личная жизнь. Иначе ребенок всю жизнь будет стараться доказать родителям, что он лучше кого-то. Если уж показывать его прогресс, то только по сравнению с самим собой — с его прошлыми успехами. Демонстрируйте ребенку безусловность вашей любви к нему. У каждого случаются ошибки, не всегда все получается идеально. Не нужна победа любой ценой.
Ошибка не заставит родителей отвернуться.
«Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей
Основная задача родителей таких детей — это понять и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью. Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Обратите внимание, к чему ребенок проявляет наибольшие способности и помогайте ему развиваться в этом направлении. Не нужно убеждать ребенка в его уникальности. Не для всех детей эти слова являются поддержкой, это может причинить и вред. Дайте понять ребенку, что вы будете любить его всегда, и на это не повлияют оценки. Если ребенок полностью погружен в учебу, нужно научить его отдыхать и расслабляться.
Чаще отпускайте его гулять или приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите с ним, можете отправиться в лес, прогуляться в парке, посетить детский развлекательный центр. Видя, что ребенок старается, не забывайте его подбадривать и хвалить, даже если у него не все получается. Пусть он знает, что для вас важны его желание учиться и старание, а не результат. Если он поставит перед собой цель стать круглым отличником, чтобы заслужить похвалу, это не приведет к чему-то хорошему.
Тем не менее, серьезно изучать такое явление, как гиперответственность, западные ученые начали лишь в 80-е гг. Первые русскоязычные работы на эту тему и вовсе датируются второй половиной 90-х гг. График Google Ngrams демонстрирует историю развития этого понятия в русском языке. До начала 1980-х гг. Хорни его миновали. В 80-е гг. Однако, с середины 90-х гг. Может ли рост популярности "синдрома отличницы" быть объяснен повышенным вниманием к движению феминизма к феминитивам в частности в последние годы? Мы смеем предположить, что влияние этих обстоятельств не может считаться критически значимым. Чтобы доказать это, обратимся к Национальному корпусу русского языка Left Right Эти графики демонстрируют, что слова "отличник" и "отличница" появились в один исторический период и тенденции по их употреблению, в общем и целом, схожи. Слово "отличница" не является таким же спорным феминитивом, как "авторка"; оно кажется естественным для русского языка. Однако, разумеется, вышеупомянутый фактор популяризации нельзя списывать со счетов.
Такой человек старается делать все на «отлично», и речь пойдет уже не только об учебе. Эту особенность можно перепутать с перфекционизмом, но есть отличия. Если перфекционист стремится сделать все идеально для себя, то «отличник» хочет получить соответствующую оценку авторитетов родственников, учителей и т. Со временем ребенок начинает зависеть от оценки всех вокруг. Такие дети остро реагируют на критику, и если кто-то в шутку скажет, что он сделал что-то недостаточно хорошо, то ребенок просто бросит это дело. Скорее всего, он не будет браться за новое занятие, в котором есть хотя бы малейший риск неудачи, ведь это, по сути, подрывает репутацию ребенка как отличника. А в итоге страдает самооценка. Как проявляется «синдром отличника»? Если ваш ребенок хорошо учится и успешен во всем, за что берется, это еще не значит, что он типичный «отличник», которому в жизни будет непросто. Насторожиться стоит, если вы замечаете следующие сигналы: 1. Ребенок делится с вами своими успехами, ожидая похвалы, и часто скрывает неудачи. Он очень сильно переживает из-за отметок в школе, даже когда они не плохие, а средние например, 7 или 8 , может прятать дневник. Ребенок, как правило, убежден в том, что одобрение и похвала — это выражение вашей любви, а если он сделал что-то недостаточно хорошо или вовсе плохо, то вы перестанете его любить. Ребенок испытывает стресс, когда ему нужно сделать что-то новое. Если «отличник» все-таки берется за задачу, то стремится выполнить ее идеально в ущерб себе например, ограничивает сон, не прерывается на прием пищи. Ребенок боится не самого факта неудачи, а оценки окружающих. Ребенок болезненно воспринимает критику. Если он слышит замечание в свой адрес, делает вывод, что недостоин любви и внимания в первую очередь, родителей. Даже корректные и мягкие советы «отличник» расценивает как сигнал о том, что он «неудачник». Иногда он может даже недослушивать вас, прерывать фразой «я понял -а » — таким образом ребенок защищается от критики. Ребенок завидует успехам других друзей, одноклассников, знакомых. Считается, что для успеха нужно окружить себя успешными людьми. К сожалению, «отличникам» это не помогает и способствует нездоровой мотивации либо вовсе демотивации. В противном случае «отличник» начинает критиковать и ненавидеть себя за то, что не может добиться таких же результатов, как остальные. Ребенок не умеет здраво оценивать свои способности и стремится любой ценой побить рекорды окружающих. Так, ребенок с гуманитарным складом ума будет стараться стать гением естественных наук и переплюнуть одноклассника со способностями к математике, а про свои таланты может забыть. Почему возникает «синдром отличника»?
Или выдернуть страничку из дневника, завести отдельный дневник для родителей теперь с электронными дневниками так не получится , но другие оценки, кроме отличных, дома не показывать. Для перфекциониста это не приемлемо. Перфекционисты фокусируются на самой работе, а люди с «синдромом отличника» — на результате и восприятии этого результата другими. Подверженные «синдрому отличника» дети и взрослые часто воспринимают задачу как некое соревнование, в котором они обязательно должны победить, при этом негативно относятся к «конкурентам». Перфекционист же в большей степени думает именно о работе, а не о том, что у него есть соперники. Самое опасное убеждение, которое формируется при «синдроме отличника» — что четвёрка — вообще не оценка. Казалось бы, что плохого в четверке, но внутри ребёнка уже срабатывает бинарная система: всё или ничего, если я не получил пятёрку, я ничтожество. И, даже если родители ругают несильно, ребёнок может сам себя съесть, пока дойдет домой из школы. А чью любовь пытается заслужить молодая мама, которая начинает делать из своего ребёнка идеального — мучает его правильными конструкторами, ранним развитием и английским языком с восьми месяцев? Иногда, даже будучи атеистом, человек ищет одобрения и любви у такого вот образа. Очень часто, вырастая, чтобы доказать всему миру, что они не ничтожество, такие мамы будут доказывать всем, что они лучшие мамы на свете. Для этого их ребёнок должен быть самым лучшим: лучше всех одет, больше всех выучил английских слов в 8 месяцев. И, к сожалению, воцерковленных людей с «синдромом отличника» тоже очень много. Они живут по принципу: «Каждое воскресенье я должен быть на службе, если я на неё не приду, Господь меня накажет. На службу я должен принести список своих грехов и в них отчитаться». Я, конечно, немного утрирую, но их мысли развиваются именно в этом направлении. Каким образом из религиозной идеи получается конструкция, в которой нет места любви? Формируется мысль: «Любить больно, любить нельзя» и поведение людей, которые выросли в недостатке любви: сами они любить не умеют и боятся, но очень хотят получить то, чего недополучили. При этом они уверены, что любовь нужно заслужить. А то, что Бог любит всех, отличники они или двоечники, как, например, в притче о блудном сыне, им непонятно. А ведь немало святых, которым с детства не давалась наука. Это и Сергий Радонежский, и Иоанн Кронштадский. Им Господь даровал опыт неспособности учиться, а когда они этот опыт прожили и приняли, были дарованы и знания, и способности. Наследственный сценарий Фото: freepik — Поведение отличника — нередко наследственный сценарий, который в России тянется ещё с советских времен. Были времена, когда наше общество жило от пятилетки до пятилетки, да и ту стремились уместить в четыре, а лучше в три года. Так было в индустриализацию и после войны, когда требовалось восстановить страну. От людей требовали результат и темп, при этом никто не учитывал потребности, не думал о безопасности и уж тем более не смотрел на способности каждого отдельного человека и то, какой ценой ему все дается. В итоге у целого поколений создалось убеждение: «Мы должны были стать отличниками, но не смогли, поэтому наши дети обязаны воплотить в жизнь эту мечту». Это наша российская родовая мечта: иногда работаешь с клиентом, и всплывает образ какой-нибудь прабабушки, которая была убеждена, что «учиться нужно хорошо, а иначе будешь дворником». И это убеждение передаётся внукам и правнукам, пока кто-то не осознает и не поменяет эту систему. Теперь ко мне приходят люди, которые крутятся, как белки в колесе и совсем не могут понять, какие у них таланты и способности. Они живут в отрыве от себя, и единственная их цель — быть лучшими. При этом прессинг в каждом новом поколении усиливается, и эта идея превращается в невроз.
Что такое синдром отличника
Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. Что такое синдром отличника и как его распознать Причины синдрома отличника Почему детский перфекционизм — не всегда хорошо Что почитать и послушать о перфекционизме. И такое отношение может привести к тому, что у чада разовьётся синдром отличника. У детей в период синдрома отличника наблюдается нестабильная самооценка. Проще говоря, синдром отличника — нездоровая зависимость от одобрения окружающих, маниакальное стремление получать похвалу и достигать успеха во всем.
Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль
Как правило, вспышки недомогания случаются, когда нужно сделать что-то, что вызывает страх неудачи. Особенно уязвимой становится психика ребенка в пубертатный период. Длительное пребывание в стрессе способствует развитию депрессивных состояний, на фоне этого могут появляться мысли о самоубийстве. Во взрослом возрасте проще не станет. Риск попасть в абьюзивные отношения у таких людей выше. Также «отличником» могут пользоваться в рабочих отношениях, ведь он будет готов выполнять любую работу, чтобы получить одобрение. Как помочь «ребенку-отличнику»?
Пересмотрите свое поведение, проработайте установки. Чтобы помочь ребенку, вам придется постоянно контролировать свои действия и слова. Поймите, что ваш ребенок — это не вы, у него может быть другой характер, другие интересы и способности. Это не ваша собственность, это отдельный человек, позвольте ему самому решать, чем заниматься. Ваша задача — посоветовать, помочь и поддержать. Умерьте ожидания и снизьте планку требований.
Разумеется, успеваемость ребенка следует держать под контролем, но не стоит требовать от него таких результатов, которых он не может достичь. Если вы уверены, что способности нужно развивать, проявите терпение, помогите, поддержите ребенка. При этом помните, что если вам что-то дается просто, для ребенка это может быть неподъемной ношей. Хвалите не за отметку, а за процесс и результат. Старайтесь избегать общих фраз «ты молодец», «ты умница» , используйте так называемую «описательную похвалу», конкретизируйте действия ребенка: похвалите за старание, за правильно решенное уравнение, которое у него не получалось, за написанный без ошибок диктант. Ни в коем случае не наказывайте ребенка за плохие отметки или неудачи.
Поинтересуйтесь причинами, поддержите и предложите помощь, лишний раз напомните, что любите ребенка. В эти минуты ему особенно важны ваше внимание и участие. Объясните ребенку, что совершать ошибки — это нормально, ведь мы учимся. Если что-то не получилось, всегда можно попробовать заново. Как говорится, если долго мучиться, что-нибудь получится — это истина, о которой следует почаще вспоминать. Используйте технику «зато», если ребенок переживает из-за неудачи: «не расстраивайся, ты не справился с задачей, зато прекрасно написал диктант».
Не сравнивайте ребенка с другими детьми, отслеживайте его личные успехи. Родителям нужно научить ребенка равняться не на других, а стараться быть лучше себя вчерашнего, не завидовать, а радоваться чужим успехам как своим.
Собчик показывает тип личности, а также степень социально-психологической адаптированности личности, стиль общения и т. Пройти указанные тесты вы можете на данной платформе с модифицированными слегка упрощенными версиями опросников. Надеемся, что у вас нет проблем с синдромом отличника. Если все же вы чувствуете за собой какие-то симптомы и по результатам теста это подтверждается, то рекомендуем переходить к следующему разделу. Как избавиться от синдрома отличника? Синдром отличника у взрослых — довольно частая проблема.
Конечно, корни кроются в детстве, когда родители с завышенными требованиями и нереализованными мечтами возлагали надежды на своих «лентяев» и «бездельников», которые «недостаточно хороши», но вместе со всем этим пакетом разочарования они не осознавали, как сильно это может на них повлиять. Жить чужими ожиданиями, оценками не так легко, гнаться за похвалой и результатами — далеко не путь полноценной счастливой жизни. Как выбраться из этого? Осознайте На первых порах необходимо признаться себе, что проблема есть. Даже если вы взрослый и состоявшийся человек, допускается, что синдром отличника может быть вашим уязвимым местом. Решение любой проблемы начинается с ее осознания и принятия. Если вы замечаете, что какие-то ваши чувства, мысли, реакции, действия продиктованы не самой ситуацией, а желанием удовлетворить ожидания других людей, то вы метите в категорию «отличников». Если вам невероятно приятно слушать похвалу, а критика приносит лишь только разрушительную силу, то есть поводы серьезно задуматься.
Если вы болезненно реагируете на чей-то успех вместо своего, способны различить зависть в палитре своих эмоций, то можете не сомневаться — вы страдаете синдромом отличника». Если вы пришли к осознанности, самое время приступать к действиям. Откройте глаза шире И попытайтесь разобраться, кто же вас окружает. Видите ли, оценка со стороны идет не от ветра или стен, оценивают вас живые люди, но давайте задумаемся: а кто они? Почему их мнение настолько важно, что вы стараетесь всеми силами оправдать их ожидания? Да, действительно, в нашей жизни есть родители, сестры, братья, лучшие друзья, наставники и т. Но по-настоящему близкие люди будут принимать вас такими, какие вы есть, не оценивать и не ставить вам какие-то задачи, чтобы вы заработали их снисхождение и одобрение. А это, как минимум, нечестно… Поэтому будьте внимательны, обращайте внимание на запросы, мысли, форму общения своего окружения и не позволяйте себе впадать в зависимость от чужого порой совершенно не авторитетного мнения.
Исключайте тех, чья критика не несет конструктивного характера, и прислушивайтесь к себе. Разрешайте себе шалить Мы уже разобрались в том, что сидром отличника у взрослых — это отклик из детства. Одна из причин его появления заключается в том, что родители не хотят тратить много усилий на познание своего ребенка, ведь гораздо проще воспитывать покладистого сына , не приносящего много забот, проблем, или дочь, учащуюся на «отлично» и не вступающую в споры с учителем. Но, к сожалению, они забывают одну важную вещь: ребенок — это многогранное развивающееся существо, копирующее различные модели поведения окружающих. Когда родители в приказном тоне что-то запрещают ему, он может замкнуться в себе, так как быть балованным, шалить — это проявлять себя, давать свободу своим действиям. Мудрые родители, понимая это, позволяют своему ребенку быть собой и дают ему волю в пределах разумного. Если же вам запрещали многое, воспитывали вас примерным и послушным, побалуйтесь хотя бы во взрослом возрасте! Не бойтесь ошибаться, никто за это вас не покарает.
Конечно, ошибки в работе нежелательны, но вы имеете на них право, и не стоит относиться к ним со страхом — практически все поправимо, а многие огрехи учат нас полезному опыту. Поэтому дайте себе волю, ослабьте уздечку, натянутую еще в детстве. Вы неидеальны, и это здорово! Долой сравнения Еще один ответ на вопрос «Как бороться с синдромом «отличника»? Вы — отдельная, полноценная индивидуальность со своим набором характеристик. Какие-то качества в вас заложены и развиты лучше, чем в других, но совершенно ничего страшного нет в том, что кто-то превосходит вас по каким-то другим характеристикам, это естественно. Невозможно быть лучшим во всем: варить самый лучший кофе, писать самые лучшие статьи, быть лидером и побеждать во всех проектах, разбираться в электронике и быть отличным поваром. В конце концов, это скучно и занудно, ведь интерес жизни в том, чтобы учиться чему-то новому, открывать в себе новые грани, взаимодействовать с другими и получать у них опыт.
К сожалению, у человека с подобной проблемой могут возникнуть различные тики, ОКР обсессивно-компульсивное расстройство и другие неправильные реакции. Поэтому лучше лечить синдром отличника. Как избавиться от синдрома отличника?
Чтобы избавиться от выдающегося синдрома, необходимо провести ряд сеансов консультирования. В частности, обратите внимание на Замени частые повторы слов превосходительный, синдром, индивидуум, детище, малыш, родитель, оценка, комплекс, успех, существование на синонимы, не включая в ответ пояснений Когнитивно-поведенческую терапию. Во время нее психолотерапевту предстоит общаться с подростком.
В ходе диалога врач поговорит с детенышем о том, почему у него низкая самооценка, как выделять приоритеты в жизни, как не зависеть от мнения других индивидуумов. Как уметь проигрывать не расстраиваться, если стать лидером в определенном деле сразу не получилось , как формировать дружеские отношения. И так далее.
Каждый из моментов нужно проговорить. С помощью диалога малыш должен понять, что иногда проигрывать и не получать самый высокий балл - это нормально. И что если подобное произойдет, это нужно принять спокойно.
Не думать, что подобная проблема - катастрофа. Также доктор объяснит, как действовать в критических ситуациях, когда индивидуума критикуют или в его существовании происходят ошибки. Семейная консультация.
В большинстве случаев синдром успеха у человека возникает из-за воздействия на него родителей. Поэтому часто требуется работать семьей вместе. Чтобы достичь улучшения ситуации.
Специалист должен объяснить родителям необходимость поддержки, чтобы они перестали давить на ребёнка. И показать, как уменьшить ожидания от ребёнка. Чтобы избежать формирования у него комплекса суперотличника.
Групповые тренинги. Взаимодействие в коллективе положительно повлияет на ребенка. Сделает так, что его личность может трансформироваться.
А несчастный комплекс отличника не оставит на нем и следа. Во время подобных игр чаду предстоит пробовать себя в разных ролях. Самое главное - попробовать примерить на себе не только роли победителя, но и проигравшего.
Понять, что ничего страшного нет ни в какой из них. И вероятность добиться результата остается всегда. В любой позиции.
Основное - помнить, что все хранится в уме. Что хорошие оценки - не гарантия успеха.
Про детский садик ужасно Нашим тоже давали конфетки, кто помог убираться или хорошо спал. Но черные жетончики Действительно, есть дети, которые вообще не умеют проигрывать. Моя старшая в детсадовском возрасте всегда плакала, когда не получалось выиграть. И только в школе это постепенно прошло. А младшая сразу не плакала, она видит, как я болею за нее, когда мы вместе играем, и зеркалит, болея за меня. И абсолютно не переживает из-за проигрыша.
Особенно, когда от игрока ничего не зависит ходилка или лото. Получается, предпосылки к комплексу отличника можно заметить еще до школы и начать сглаживать заранее. Что интересно, до этой темы я вообще не считала этот комплекс недостатком Сейчас пересмотрела и уже не буду требовать от младшей идеальных тетрадок и круглых пятерок. Хорошо, что мы еще не успели поучиться, а только собираемся в первый класс. У моя дочь тоже остро переживает по поводу неудач... Школа еще впереди... Код: Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике. Вышла на вашу тему через новости высвечивающиеся сверху -- там была статья о "Синдроме отличника", а через статью связь с вашей темой.
Дочитала вашу тему до 6ой страницы. Решила высказаться. Знакома с этим синдромом. Одна из моих дочерей этим долго страдала. Лишь недавно мы справились с этим синдромом до той степени, что окружающие перестали от него страдать, хотя налет остался. Начала я озабочиваться этим синдромом в первом классе, когда она играла до 9-10ти, затем в 10 вечера, наконец, организовывалась делать уроки и делала их допоздна, хотя уже не было сил. Плакала, в изнеможении выписывала буквочки и обводила их по несколько раз. Я ей говорила: "Ложись спать!
Не нужны нам никакие пятерки ценой здоровья! На соревнованиях по бегу заняла первое место, а затем долго болела. Я ее ругала: зачем ты так напрягалась! Никому это не нужно! Кроме всего прочего еще в садике она часто болела, и бронхиты были и аллергия на кошек, затем и на пыльцу одуванчиков. В результате началось постоянное покашливание, по типу нервного и насморк. Покашливание уходило, только если она ходила по два раза в неделю на секцию в бассейн. Как только пропускала, сразу начиналось покашливание.
Не знаю, то ли хлорка помогала, то ли физическая нагрузка расслабляла, снимала нервное напряжение. Я думаю, это были симптомы начала астмы. Мы сменили школу. В новой школе не ставили отметки аж до 4 го класса, так как экспериментальная площадка. Покашливание ушло через несколько месяцев полностью. Но расстраивание в случае неуспеха осталось. До 4го класса она часто плакала в школе, чуть только у нее не получалось, хотя она была лучшей ученицей в классе. Наконец, я начала ее лечить с помощью гомеопатии.
Синдром отличника: как сплошные пятёрки могут обернуться провалом
Когда у человека нет «синдрома отличника», он готов к тому, что что-то может пойти не так, не по тому сценарию. Статья расскажет о таком явлении, как синдром отличника (отличницы) у детей и взрослых. О причинах возникновения, плюсах и минусах, а также о том, как бороться с постоянным стремлением к «пятёркам». В статье мы расскажем про синдром «отличника», как понять, что вы страдаете им, и дадим рекомендации, как от него избавиться. Человек с синдромом отличника очень чувствителен к неудачам и ошибкам, которые воспринимаются им остро и болезненно. Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. острая потребность доказывать всем: "Я лучше".
Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей
Они впитывают все, как губка. Разумеется, главные авторитеты с раннего детства — это родители. В переходном возрасте это, конечно, может изменяться, но факт остается фактом: наибольшее влияние на детей оказывают их мамы и папы, в некоторых случаях — другие близкие родственники. Как родители могут повлиять на формирование «синдрома отличника» у ребенка? Вот подборка типичных ситуаций: Родители реализуют через ребенка собственные ожидания, свои мечты и желания, которые по тем или иным причинам им не удалось реализовать самостоятельно. В этом случае родители или один их них могут быть настолько одержимы идеей воплотить свою мечту, что будут всячески давить на ребенка, повышать голос и унижать, если у него что-то не получается.
Родители приписывают ребенку качества, способности и таланты, которыми он не обладает, и требуют реализации всего вышеперечисленного. И вместе с тем, они игнорируют качества, способности и таланты, которые у ребенка есть, не помогают в их реализации. Родители ругают ребенка за неудачи, не интересуясь причиной и не допуская права на ошибку. Из-за этого малыш живет в постоянном напряжении и боится браться за что-то новое. Родители говорят, что любят ребенка, когда он достигает успеха.
Возникает устойчивая причинно-следственная связь: «Я успешен — меня любят, я потерпел неудачу — меня не любят». Эта установка переносится на другие отношения, следовательно, ребенок ищет одобрения везде. Своими успехами он пытается заслужить любовь. Родители сравнивают ребенка с другими детьми, подчеркивая, что он хуже. Когда в ответ малыш начинает критиковать других, родители отвечают знакомой всем фразой: «Меня не волнует, что делают другие дети».
В данном случае ребенок пытается восстановить баланс. Упоминание ребенком грехов оппонента можно назвать реакцией психологического иммунитета. В таком случае успехи ребенка — это способ потешить свое самолюбие. Любому родителю приятно, когда хвалят их детей, но некоторые мамы и папы успехи ребенка воспринимают как свои. А неудачи детей они считают позором для всей семьи.
Родители сами живут с «синдромом отличника». В этом случае они могут сравнивать ребенка с собой, принуждая поступать так же, или же ребенок просто копирует их модель поведения. С какими последствиями столкнется «отличник»? Во-первых, это постоянный стресс. Уже с детства «отличник» постоянно чувствует эмоциональное напряжение и тревогу.
На фоне стресса возможны нарушения сна, пищевого поведения, нервные срывы, панические атаки.
Есть несколько причин, которые исходят из детства: Избежание наказания. Ребенок пытается быть «удобным» и «идеальным», чтобы избежать критики и физического давления со стороны родителей, негативного отношения учителей, неприятия сверстников, осуждения общественности. Получение поощрения. Желание получить похвалу и родительскую любовь, усилить симпатию, получить власть и превосходство над другими.
Стать спасателем. Ребенок ставит перед собой задачу дать родителям и учителям повод для гордости, а заодно «спасти» своих непутевых ровесников. Во взрослом возрасте человеком движут те же мотивы, только касаются они другого коллектива. При этом может сохраниться и желание того, чтобы родители им гордились. В чем разница между синдромом отличника и перфекционизмом?
Человек с синдромом отличника направляет свои действия на общество — начальника, коллег, родителей, соседей. Перфекционизмом, как пишет доктор философии Элизабет Скотт, считаются повышенные требования к себе и попытка контролировать все вокруг. Перфекционисты чрезвычайно критичны к себе. С отличниками их объединяет страх неудачи, депрессия из-за невыполненных целей, низкая самооценка. В психологической драме «Одержимость» 2014 молодой человек по имени Эндрю Майлз Теллер хочет стать хорошим ударником.
Он попадает в оркестр к Теренсу Флетчеру Джей Кей Симмонс , который предъявляет повышенные требования к своим подопечным.
Отличными оценками он безотчетно добивается попадания в поле зрения важных людей. В таком случае терапевтический эффект окажет открытое выражение взрослым своих чувств. Например, можно чаще обниматься.
Человеку нужно 4 объятия в день для выживания. И 8 объятий — для здоровья и хорошего самочувствия. Обнимайтесь бессчетное количество раз. Столько, сколько потребуется.
Это так просто и так важно! Замеченный и услышанный ребенок неуязвим. Интересуйтесь происходящим в его жизни. Проводите вместе свободное время.
Выезжайте всей семьей на пикники и в походы, играйте в настольные игры. Напоминайте о необходимости смены деятельности, общения с друзьями, хобби. Поощряйте у слишком зацикленного на учебе ребенка отвлечение. Запишите ребенка в спортивные секции и творческие клубы.
Пробудите у ребенка интерес к окружающему миру и любовь к тому, чем он уже обладает. Объясните, что поражение не менее важно, чем победа. Это стимул для дальнейшего развития, поиска новых путей, оправданного риска. Возможность обнаружения своих слабых сторон, и сильных сторон соперника, у которого можно чему-то научиться.
Покажите на чьей вы стороне в отношениях со школой и учителями. Я всегда буду за тобой». Хвалите за скромные успехи и оказывайте поддержку при неудаче в серьезных начинаниях. Сравнивайте не с другими детьми, а с самим собой вчерашним.
Вторая ситуация. Ребенок, способный на высокие достижения, плюс чрезмерно требовательные родители.
Особенно высок риск развития синдрома отличника у ребенка именно в той сфере, где родители не смогли себя реализовать. Во-вторых, это недостаток внимания со стороны родителей, в результате чего ребенок стремится получить это внимание через похвалу взрослых, прилагая для этого порой титанические усилия. В-третьих, это низкая самооценка самого человека и его попытки повысить ее через признание его достижений другими. После этого дайте себе право в этих сферах делать что-то не идеально, а просто хорошо, то есть снизьте самоконтроль и требовательность к самому себе.
Стремление к идеалу: перфекционизм и синдром отличника
Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. Синдромом отличника обычно называют навязчивое желание доводить все до идеала. По мнению психолога, «синдром отличника» уходит корнями в детство и может достаточно сильно подпортить жизнь уже во взрослом возрасте. И такое отношение может привести к тому, что у чада разовьётся синдром отличника.
Синдром отличника. Что делать? Советы родителям
Термин «синдром отличника» часто встречается в статьях на образовательную тематику, в материалах об эмоциональном выгорании. Такие люди подвержены синдрому отличника – психологической особенности, которая заставляет человека делать все или идеально, или никак. Определение синдрома отличника связано с постановкой высоких амбиций личности с последующим ожиданием похвалы. Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. Синдром отличника – стремление к перфекционизму и убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Синдром отличника начинает проявляться в средней или старшей школе, и чреват своими последствиями.
Синдром отличника: что это такое, плюсы и минусы
Все это в конечном итоге приводит к тому, что дети всю жизнь несут на себе крест — «синдром отличника». Синдромом отличника обычно называют навязчивое желание доводить все до идеала. Такие люди убеждены, что нет предела совершенству. А еще — что они не имеют права на ошибку. Эти люди — перфекционисты. Чем же опасен «синдром отличника»?
И что будет, если с ним ничего не делать? Синдром отличника заставляет ребенка чувствовать постоянную тревожность. Он находится в состоянии перманентного эмоционального и нервного напряжения. И с выпуском из школы это состояние никуда не уйдет. Это состояние будет сопровождать его всегда, если не убрать главный фактор — «подпитку» со стороны.
Чаще всего «подпитка» эта — семья. Если родители или другие родственники каждый день говорят ребенку о том, что он «должен быть как дедушка, который был отличником» или «ты что, хочешь быть хуже всех в классе?
В результате, по словам специалиста, такие люди часто прокрастинируют, ограничивают зону своих действий и очень редко решаются попробовать себя в каких-то новых видах деятельности. Тем самым они очень сильно ограничивают свою жизнь в рамках тех компетенций, которые успели наработать. А тем временем их сверстники, у которых нет синдрома отличника, спокойно делают дело на троечку, а потом уже с троечки доводят результат до четверочки, а потом и до пятерочки, повышая таким образом собственную квалификацию в новых для себя направлениях, раздвигая границы своих способностей, и двигаются вперед, достигая гораздо больших результатов. Ранее 5-tv.
Впрочем, бывает, что никакие сомнения нас не гложут: мы абсолютно уверены в собственных возможностях и способностях. Но это ничуть не упрощает ситуацию.
Пресловутый чужой успех будто злорадно спрашивает нас: "Если ты такой умный, то почему тебя обошли? Как правило, мы руководствуемся общими клише вроде "это престижно", "пора бы уже это иметь". И если соблазнительное нечто у кого-то есть, а у нас нет - воспринимаем это как поражение. Поражение становится полным крахом, когда собственный план развития либо абсолютно размыт, либо слишком прямолинеен. Часто мы не замечаем того, что воспринимаем собственную жизнь в одном цвете. Наш однобокий взгляд на окружающее не позволяет оглянуться вокруг и увидеть альтернативные пути.
Его самооценка снижается.
Жить с комплексом выдающегося человека непросто, так как в этом случае человек будет напрямую зависеть от чужого мнения. Мы расскажем о особенностях психологического явления. А также дадим рекомендации по тому, как справиться с ним. Как протекает заболевание? Наиболее часто комплекс успешного человека формируется именно во времена школы. Тогда, когда это место является единственным способом для самореализации ребёнка. Наиболее популярен комплекс успешного человека - среди женщин.
Именно они стараются самореализоваться с помощью оценок. Очевидно, у тех, кто достигает высоких результатов в учебе в младшей и средней школе, наблюдается определенное поведение. Тем не менее, в будущем подобные трудности могут сопровождать их на протяжении всей жизни. Поэтому важно контролировать свой внутренний дисбаланс. При этом, болезнь имеет серьезные различия от стремления к совершенству. Для человека с таким расстройством не важно, насколько хорошо он справился с задачей. Ему важно только, одобряют его действия или нет.
Почему появляется синдром отличника? Феномен перфекционизма выражается в стремлении превзойти остальных. Его главная цель - получить одобрение от окружающих. Работать над достижениями для укрепления самооценки. Наиболее часто это происходит исходя из предыдущего опыта. Механизм взаимодействия был создан в его семье. Еще во времена, когда он ходил в детский сад или школу.
Причины Наиболее сильное влияние на развитие выдающихся способностей оказывают следующие факторы. Компенсация родительских желаний Попытки родителей воплотить в чаде то, что они не смогли сами. Часто бывает так, что родители заставляют ребенка заниматься тем, чем хотели всю жизнь. Например, они могут отправлять его на определенный кружок, поступать на конкретную специальность в университете. В большинстве случаев интересами подростка подобным образом пренебрегают. Родители стремятся к признанию общества, направляя своих детей в спортивные секции, престижные учебные заведения и специализированные курсы. Их основная цель - восхищаться своими достижениями перед другими людьми.
Слишком высокие требования Некоторые родители считают, что для достижения признания со стороны других людей необходимо фиксировать "успех" на бумаге. Или в определенном конкретном виде. Например, в качестве оценок, а также медалей или же грамот.
Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться
Рассказываем, чем опасен синдром отличника у детей и взрослых, как его распознать и научиться держать под контролем. У детей в период синдрома отличника наблюдается нестабильная самооценка. Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику. У детей в период синдрома отличника наблюдается нестабильная самооценка. Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ.