Энергетика, которая изменила мир обложка книги 50 %. Борис Марцинкевич 20 мин 45 с. Видео от 20 ноября 2023 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! Статьи Бориса Марцинкевича на Информационно-аналитическом портале "". Борис Марцинкевич подводит итоги топливно-энергетического комплекса России в уходящем 2023 году. Марцинкевич Борис Леонидович (1966г.р.), физик, публицист, главный редактор аналитического онлайн-журнала «Геоэнергетика» и канала «Геоэнергетика ИНФО» в ютюб.
Каталог видео-роликов
Борис Марцинкевич — последние новости | Говорит физик, главный редактор журнала Геоэнергетика Борис Марцинкевич. |
Максим Марцинкевич (Тесак) — новости сегодня и за 2024 год на РЕН ТВ | Энергоэксперт Борис Марцинкевич напомнил, что обеспечить это удалось с помощью РФ. |
Марцинкевич Борис Леонидович | Борис Марцинкевич: У БРИКС имеется проблема, которой у Евросоюза точно не было. |
Арктические будни. Борис Марцинкевич | Оказывается, БЛМ (Борис Леонидович Марцинкевич) не только обладатель энциклопедических знаний по геоэнергетике, но и носитель стройной мировоззренческой теории о положении и роли России в мире Европейские ценности и Русская мечта. |
Каталог видео-роликов
С остальными пока судостроительная отрасль не справляются. Но развитие этой отрасли идет в соответствии с принятой в 2019 году стратегией. Инициатив о том, что пора пересматривать эту стратегию, я пока нигде не слышал. То есть с одной стороны есть желание развивать СМП, а с другой — желание выполнять эту стратегию.
То, что они не совпадают, очевидно любому наблюдателю. Достаточно изучить планы «Росатома» и эту «замечательную» стратегию. Эксперты Росконгресса полагают, что экспорт питьевой воды в перспективе 25 лет может приносить российскому бюджету более высокий доход, чем экспорт нефти.
Согласны ли вы с такой оценкой? Каким образом можно предугадать стоимость питьевой воды через 25 лет, я не знаю. То, что такая транспортировка возможна, доказано компанией «Роснефть» в 2019 году.
Сейчас на сайте "Восток Ойл" идёт набор кадрового резерва. Начальная зарплата 70 000 рублей. Понятно, что речь идёт о вахтовом методе. Но надо учесть, что это 70 000 рублей на руки — за жильё платить не надо, едой тоже обеспечат. Для реализации программы "Восток Ойл" потребуется 100 000 человек. На такое бурное развитие нефтяной отрасли некоторые могут отреагировать так: "Весь мир уже смотрит в будущее, ездит на электромобилях, движется к экологической экономике. Этот процесс связан с уровнем цивилизации, с развитием принципов природопользования.
А мы всё ещё живём в этом углеводородном мире…" Что вы на это можете сказать? Это всё мантры, идущие из Северной Америки и Европы, но на глобусе ведь есть кое-что ещё. Например, самая быстрорастущая китайская экономика, которая умудряется показывать плюс даже в годы пандемии. Там в прошлом году новых угольных электростанций построено на общую мощность 38,9 гигаватт! Для сравнения скажу, что вся энергосистема России составляет 250 гигаватт. Потрясающе, конечно! При этом, продолжая выполнять программу "Чистое небо", Китай закрывает самые старые угольные электростанции.
На 9 гигаватт старых закрыли, на 38,9 гигаватт новых построили. Не собирается отказываться от проверенных временем углеводородов и индийская экономика. Уголь у неё свой и, вообще, это быстрая, дешёвая энергия. Тут можно вспомнить, что до наступления эры "большого газа" самая развитая угольная отрасль была в Советском Союзе. Мы могли строить станции на сверхкритических параметрах пара. Китайцы это переняли и модернизировали: сейчас они строят на ультрасверхкритических параметрах — достигли пара рабочей температуры под 800 градусов. Этого, по идее, не должны выдерживать сплавы, но они придумали новые.
И у нас есть кому придумывать! Петербургское подразделение "Росатома" работает со сталями, выдерживающими высокие температуры, у нас в стране достаточно металлургов, которые могли бы продолжать работу над этой интереснейшей проблемой. А чего именно достиг Китай? Если стандартной электростанции, работающей на угле, для выработки киловатта электроэнергии требуется порядка 650 граммов угля, то китайские новые электростанции требуют лишь 350. Они используют новации, связанные с циркуляционным слоем. То есть уголь не просто падает, а вращается, чтобы получалось меньше золы и шлака. Вот чего можно достичь в деле экологической чистоты, не закрывая угольную отрасль.
А откуда идут поставки угля в Китай? До прошлого года до 70 миллионов тонн в год поставляла в Китай Австралия, но после того, как австралийцы присоединились к антикитайским санкциям, китайские власти дали им понять, что на их рынке им делать нечего. В России же объём добычи угля по итогам минувшего года составил порядка 400 миллионов тонн — и мы вполне можем занять освободившуюся нишу, особенно учитывая близкое соседство двух стран. И, вообще, зачем нам сворачивать угольную промышленность, если одно место в этой отрасли даёт 8,5 рабочих мест у смежников? Загружаются машиностроительные, сталелитейные предприятия, вагоностроительные заводы. Сейчас в угольном секторе, почти полностью частном государство только-только начинает проникновение туда , работает около 200 000 человек. Умножим на восемь и получим ещё не менее 1,5 миллиона рабочих мест!
К чему нам европейская углеводородная нейтральность? Еврокомиссар по энергетике, эстонка Кадри Симсон, заявила, что все поставщики углеводородов из-за пределов ЕС должны понимать, что с 2050 года их услуги больше не понадобятся. А Китай, который сказал, что углеводородной нейтральности достигнет к 2060 году, вовсе не считает, что надо прекратить использовать нефть, газ и уголь. Он понимает нейтральность в том смысле, что углекислого газа должно образовываться ровно столько, сколько "съедает" матушка природа — леса, болота и прочее. И для логически мыслящего человека именно такой "нейтральность" и должна быть: производим выбросов столько, сколько природа страны "съедает". Поэтому бегом, прыжками ничего не надо предпринимать — надо сначала посчитать, сколько наши леса забирают углекислого газа. Зачем строить гигантские поля солнечных панелей, десятки тысяч ветряных генераторов, не оправдывающих себя?
Угольная и нефтяная промышленность у нас останутся. Есть такая организация — Международное энергетическое агентство, цель которой — борьба за экологическое будущее, энергоэффективность и так далее. Но если посмотреть на дату образования этой структуры 1974 год и список стран-участников, то станет ясно, что объединяет она государства-потребители — страны, на территории которых углеводороды закончились. Поэтому ко всем производящим странам они относятся скептически. То есть про декарбонизацию говорить по-прежнему модно, но, к примеру, Объединённые Арабские Эмираты в прошлом году построили себе угольную электростанцию мощностью 600 мегаватт. Это лишь первая очередь, а всего их будет четыре. Люди умеют считать деньги, ибо уголь, в отличие от нефти и газа, можно хранить где угодно.
А вот строить подземные хранилища газа возле каждого крупного потребителя — это как матушка-природа разрешит: где-то можно, а где-то нельзя. Взрывоопасный Йемен у Эмиратов, опять же, под боком. Вот именно! А крупнейший потребитель российского угля на Ближнем Востоке — государство Израиль, несмотря на все его передовые позиции в деле энергосбережения. Возвращаясь к Игорю Ивановичу Сечину, хочется напомнить о таком перевёрнутом в историческом восприятии явлении, как "потёмкинские деревни". Кто-то очень постарался придать ему отрицательный смысл. Давайте же напомним названия некоторых из этих "деревень": Одесса, Николаев, Севастополь.
Потёмкин проектировал эти города. Когда-нибудь оценят и дела Сечина. Конечно, у нас не идеальная жизнь и государство тоже не идеальное.
Главный редактор аналитического онлайн-журнала Геоэнергетика. Высшие образцы для меня - Яков Перельман, который умел рассказывать о сложных вещах простыми словами, и Георгий Гамов, который делал это, сохраняя улыбку.
Последние публикации.
Так что, уважаемый купец, вариантов у тебя нет — доплачивай за риск! И наши нефтяные компании доплачивают, хотя по документам танкеры фрахтует покупатель, страхует их рейсы тоже покупатель, вот только делает он это за наш счёт. Это называется выкручивать руки, но альтернативы-то просто нет. Во сколько это обходится?
Наш суточный экспорт нефти и нефтепродуктов составляет 7,5 млн баррелей. Делим пополам — с реализацией по долгосрочным контрактам проблем нет, а дальше всё рассказывает калькулятор. И как вам результат — 75 млн долларов в сутки? Да, некрасиво считать деньги в чужих карманах, не спорю: все эти дополнительные расходы — проблема только для наших частных нефтяных компаний. Но с другой стороны, каждые два дня из России убегает нефтяной танкер, его средняя стоимость как раз 150 млн долларов.
Это бегство только и исключительно по причине отсутствия у нас собственных танкеров. Простите, но нам такое счастье точно надо? Точно-точно противостояние санкционному давлению Россия выдержит только за счёт среднего и малого бизнеса, других мнений быть не может? Правда, что ли? Ничего не напоминает?
Лавочник спасёт Россию — это ведь уже было, да только спасения не случилось. Если кому-то кажется, что я передёргиваю — предлагаю вспомнить о том, что и экспорт российского угля обеспечивают не наши, а опять же, иноземные балкеры. Конечно, уплывающая с ними прибыль имеет куда как более скромные показатели, так ведь и сами сухогрузы куда как дешевле в строительстве, чем танкеры. Строить свои суда Судостроение не может быть новым национальным проектом? А почему, собственно?
Это одна из самых человекоёмких отраслей, это верфи по всему Дальнему Востоку и не только, это спрос на двигатели, корабельную сталь, на приборостроение, это коксующийся уголь и железная руда не на экспорт, чтобы их где-то по ту сторону нашей границы дальше перерабатывали, а у нас самих для наращивания нормы прибыли. В августе прошлого года президент поручил правительству проработать проекты строительства новых ГЭС на притоках Амура. Но пока напрячь наше министерство развития Дальнего Востока и Арктики у правительства не получается. А расклад очевиден: новые судостроительные мощности потребуют новых объёмов генерации. И ещё пара моментов, связанных с судостроением.
Северный морской путь СМП как международная караванная тропа из Европы в Азию — это далеко не только углеводороды на экспорт, это те же контейнерные перевозки, то есть балкеры усиленного ледового класса. Проекты соответствующие в России имеются — стараниями Норильскникеля их разработали ещё в нулевые годы. Про международную роль СМП много говорят, но неужели будем ждать, что иностранные компании-судовладельцы соблазнятся? Ещё один момент — требования Международной морской организации относительно содержания серы в судовом топливе. Самый популярный способ сражения с этими процентами — судовые двигатели, топливом для которых служит сжиженный природный газ СПГ.
Вот только это ещё и криогенные ёмкости, технология которых нами ещё не освоена, дальневосточный судостроительный комплекс "Звезда" использует французский патент. Крупнотоннажное сжижение газа — импортное, криогенные ёмкости — аналогично. По этим причинам в мире уже имеется ассоциация владельцев судов, работающих на метаноле. Использование метанола — это не только решение вопроса с содержанием серы, но и проблем с криогенными ёмкостями, поскольку сжижается метанол при минус 90 градусов а привычный метан превращается в СПГ при минус 162. И импортозависимость при его производстве кратно меньше, чем при производстве СПГ — эти технологии и у нас самих имеются, и Китай вполне способен помочь.
Сырьё для метанола — всё тот же природный газ, то есть флот на метаноле тоже может стать частью решения проблемы с ополоумевшей Европой, которой наш газ не по нраву. Тут ведь тоже арифметика не сложна: в 2021 году в ЕС мы отправили 155 млрд кубометров, а пессимистичный прогноз — это нулевой экспорт в этом направлении к 2027—2030 году. Именно пессимистичный, поскольку исчезновение этой статьи экспорта — это удар по прибыли бюджета, если за пять лет не собрать соломки. Ждать, что это сделает пресловутый эффективный частный собственник, — это совсем уж себя не уважать. И понимание всего вышеизложенного есть, что не может не радовать.
Совсем недавно, 13 апреля, Владимир Путин провел совещание по вопросам развития нашей Арктической зоны и уделил много внимания судостроению. Процитирую часть его заключительного выступления: "Прежде всего считаю необходимым утвердить сводный план развития Северного морского пути на период до 2035 года. Прошу правительство учесть в плане следующие задачи. Чётко обозначить долгосрочный перспективный грузопоток по Северному морскому пути, указав здесь конкретные инвестиционные проекты, обязательства грузоотправителей по объёмам грузопотока, а также размер и номенклатуру необходимого ледокольного флота. Но не только ледокольного — нам нужно думать и о тех судах, которые будут за ледоколами ходить.
От объёма перевозок будет зависеть и план по обновлению флота. Следует чётко зафиксировать сроки и объёмы поставок судов ледокольного флота, грузовых судов арктического класса, а также комплектующего оборудования, необходимого для их строительства. С учётом этого предусмотреть меры по модернизации и расширению производственных мощностей наших судостроительных предприятий". Кому пойдёт газ Давайте теперь посмотрим, как России компенсировать потерю европейского газового экспорта, те самые полторы сотни кубометров. Программа газификации нашей территории, если её полностью завершить, по оценкам Газпрома, — это дополнительные 21 млрд кубометров в год.
Борис Марцинкевич о ресурсах Арктики и о перспективах войны НАТО и России за Северный морской путь
Vvs • Борис Марцинкевич: Страна, подъём! | Борис Марцинкевич – российский физик-теоретик, журналист, публицист. |
Марцинкевич Борис Леонидович | Атомная энергия 2.0 | Борис Марцинкевич. Борис Марцинкевич. Главный редактор, Аналитический онлайн-журнал «Геоэнергетика ИФО». |
Шанс на рывок, которого у России не было никогда. Борис Марцинкевич | Запорожская АЭС сможет вновь запустить генерацию только при обеспечении безопасности и невозможности военных диверсией со стороны киевского режима, заявил РИА Новости главный редактор аналитического онлайн-журнала "Геоэнергетика-Инфо" Борис Марцинкевич. |
Нефть, БРИКС и большая политика. Борис Марцинкевич
Атомный прорыв России на зависть запада | Борис Марцинкевич и Павел Яковлев Что нам даст термоядерный синтез? читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Трех последователей Тесака задержали за убийство 25-летнего мужчины Соратник Тесака погиб в ходе спецоперации. Борис Леонидович Марцинкевич один из самых известных и цитируемых экспертов в области энергетики в русском сегменте Интернета, согласно некоторым рейтингам цитируемости даже «самый цитируемый». Борис МАРЦИНКЕВИЧ, шеф-редактор аналитического интернет-журнала
Борис Марцинкевич
Снижение напряженности в отношениях с Ираном для Саудовской Аравии - вовсе не причина для того, чтобы мириться с фактом наличия у Тегерана собственной технологии обогащения урана и отсутствия таковой у Эр-Рияда - раз. Два - в отличие от ОАЭ, у Саудовской Аравии имеются месторождения урана, и у Эр-Рияда есть желание пользоваться и нет желания отдавать их под контроль любого иностранного государства, даже если таковым окажется США, которые остаются их стратегическим партнером. Кроме того, на кону - контракты с американскими гигантами ВПК и авиационной промышленности на общую сумму в 265 миллиардов долларов и судьба переговоров по дополнительному заказу на 150 Boeing 737 Max. Упорство Эр-Рияда в его непринятии "Соглашения 123" может поставить крест на всех этих планах, что, в свою очередь, сделает позицию команды Джо Байдена в преддверии выборов-2024 еще более шаткой. С другой стороны, закрыть глаза на "Соглашение 123" - дать Саудовской Аравии стимул для сотрудничества с Росатомом, у которого в наличии все необходимые Эр-Рияду ядерные технологии. Поэтому выступление WP с новостями из прошлого года - логичный шаг.
Логичный, поскольку статьи такого плана готовят почву для принятия уже пресловутого закона NOPEC, проект которого американцы время от времени извлекают на свет вот уже с десяток лет. То есть, прямая угроза всем инвестициям Саудовской Аравии в экономику Штатов и многомиллиардным вложениям в американские же банки. Тревожный такой звоночек - не из администрации Байдена, но от издания, максимально к ней приближенной. Звоночек вроде бы про нефть, но далеко не только про нее.
Надежда на то, что к 2030 году будет построен атомный ледокол класса «Лидер» ЛК-120 позволяет надеяться на то, что и восточная часть от Диксона и до Камчатки тоже станет круглогодичной.
Решение о снятии с государственного финансирования строительства второго ледокола класса «Лидер» вызывает удивление в этой связи. Подробности пока неизвестны, комментариев со стороны правительства не последовало, «Росатом» тоже молчит. Кроме строительства ледоколов и портов, необходимо воссоздавать все, что делает комфортным использование любого транспортного маршрута. Это целый флот аварийно-, пожарно- и санитарно-спасательных судов усиленного ледового класса «Айсбрекер-7» или «Айсбрекер-8». С остальными пока судостроительная отрасль не справляются.
Но развитие этой отрасли идет в соответствии с принятой в 2019 году стратегией. Инициатив о том, что пора пересматривать эту стратегию, я пока нигде не слышал. То есть с одной стороны есть желание развивать СМП, а с другой — желание выполнять эту стратегию. То, что они не совпадают, очевидно любому наблюдателю.
Он рассказывает об обнаруженных им недостатках системы, а также рассматривает обнаруженные проблемы. Регулярно публицист затрагивает проблему чистой энергетики, что активно развивается в европейских странах. Поэтому многие проекты рассматриваются ученым с точки зрения личного опыта. Он уверен, что без армии, прекрасно развитой системы здравоохранения и обеспеченности продуктами энергетической сверхдержавой не может стать ни одна страна даже с богатейшими ресурсами.
А поставку ресурсов следует предлагать комплексно, не только сами газ, нефть, но и технологии переработки шлаков, а также станциями и технологией управления ими. При этом немаловажное значение имеют и условия поставки энергии. Да и вместо СПГ проще продавать киловатчасы. Таким образом, без комплексного предложения по полному циклу переработки и поставки ресурсов энергетическая сверхдержава существовать не может. В качестве примера ученый приводит «Росатом». Без продовольственной и фармакологической безопасности, а также комплексного предложения даже играющая важную роль в экономике государства энергетика не способна превратить страну в сверхдержаву.
В этом и кроется тайна его фантастической ценности. Вот только на производство этого чуда нужны годы. Надо долго-долго облучать. Начав с плутония. Потом по цепочке: америций, кюрий, берклий и наконец получается сам калифорний. Потому его и производят всего 40-80 милиграмм в год. А точнее — теперь только МЫ производим. Но об этом ниже. Принцип работы и производ. Которые пробивают все что угодно с немыслимой детализацией.
Новости атомной энергетики страны. Борис Марцинкевич — Video
Борис Марцинкевич и главный редактор научно-делового портала «Атомная энергия 2.0» Павел Яковлев обсуждают атомные новости. Говорит физик, главный редактор журнала «Геоэнергетика» Борис Марцинкевич. новости энергетики с Александром Фроловым и Борисом Марцинкевичем смотреть в последних выпусках онлайн бесплатно. Борис Леонидович, когда проходили драматические переговоры России с ОПЕК+, многие прогнозировали колоссальные убытки для страны в связи с позицией Игоря Ивановича Сечина, который тогда. Марцинкевич Борис Леонидович родился в 1966 году в Красноярске. Борис Марцинкевич. Борис Марцинкевич. Главный редактор, Аналитический онлайн-журнал «Геоэнергетика ИФО». борис марцинкевич. Это сборная страница, посвященная "борис марцинкевич".
Максим Марцинкевич (Тесак)
ОКО ПЛАНЕТЫ» Политика» Новости политики» Причины и последствия подрыва веток «Северного потока». Иначе придут Щорсы с Чапаевыми и буржуинским подстилкам Марцинкевичу с Путиным срочно линять придётся. Новости организаций.
Причины и последствия подрыва веток «Северного потока». Борис Марцинкевич [05.10.2022] [День ТВ]
В результате к моменту окончательного приёма в эксплуатацию всей Братской ГЭС она уже выработала 66 млрд киловатт-часов и полностью окупила стоимость строительства. При этом не промпроизводством единым — ещё одним таёжным чудом стал теплично-парниковый комбинат совхоза "Пурсей", который получал тепло и воду Братского лесопромышленного комбината и вполне уверенно выдавал на-гора половину валового сбора овощей всей Иркутской области. Страна строила школы, больницы и поликлиники, предприятия строили дома культуры, спортивные клубы и стадионы, те и другие вместе — жилые дома, ПТУ, техникумы, филиалы вузов. И поверх всего этого — повышенный районный коэффициент зарплаты, дабы, как тогда говорили, закрепить кадры на месте. И кадры, в общем-то, ничего против не имели — закреплялись и закреплялись. Конечно, не всё было так уж совсем благостно — лесоперерабатывающий комплекс не получил вишенку на торте — мебельного производства, некоторые пахотные земли ушли под воду, не успели построить производства для более глубокой переработки алюминия и стали, не всё получалось со здравоохранением. Зато местные предприятия были, что называется, нагружены строительством оздоровительных учреждений, и в 1981 году только в самом Братске оздоровительные комплексы, санатории и базы отдыха были способны одновременно принять 20 тысяч человек. Резервные мощности — в дело А дальше пришёл 1991 год, следом — ваучерная приватизация. Новые владельцы уверенно сбросили с себя содержание всей ведомственной социальной сферы, которая тут же стала огромной расходной частью всех местных бюджетов.
Вместо единого Усть-Илимского лесопромышленного комбината ЛПК за один 1993 год миру явились 42 штуки АО, которые, само собой, ни о каком инвестировании в дальнейшее развитие и думать не думали. Приказал долго жить градообразующий Братский завод отопительного оборудования, а отказ от дальнейшего развития привёл к краху и банкротству Братскгэсстрой. Тысячи безработных, массовый отток населения… Скукоживаются промышленные производства, снижается численность населения — чего уж тут удивляться тому, что электростанция не работает на полную мощность, что часть её оборудования начинают числить "резервной"? Мощности есть, но они, как говорят в Северном Причерноморье, никому нэ трэба. Резерв — слово красивое, и сомневаться в том, что Минэнерго прекрасно осведомлено, сколько вот таких резервов по всей стране образовалось, не приходится. Но они и будут резервами числиться, если мы после их тщательного аудита не вернёмся к восстановлению разваленных ТПК. Не промышленных кластеров, а именно ТПК. Отличие — то, что кластеры предусматривают конкуренцию внутри территориального комплекса.
Но конкуренция — это когда уже есть база, это уже следующий шаг. Восстановить тот же ЛПК в полном масштабе, подготовить производственные площади для мебельного производства, решить начерно логистические задачи, а вот потом приглашать частников, которые вполне способны обеспечить конкуренцию. За сырьё, за профессиональные кадры, за склады вдоль железной дороги, за доступ к электроэнергии, к теплообеспечению, к транспорту — да за всё подряд. Только в такой последовательности, потому как передом назад мы уже попробовали, и итог известен — от 580 тысяч человек, проживавших на территории всё того же Братско-Усть-Илимского ТПК, сейчас осталось чуть больше половины. Сначала — база за счёт усилий государства и региона, и только потом — частники и конкуренция. В одиночку такую работу не делают, да и аудит незадействованных энергетических мощностей должен коллектив профессионалов проводить, как и, само собой, аудит утраченных возможностей, разваленных предприятий — работа для центра и для региональных властей. Мне кажется, что только при таком подходе удастся вернуться к здравому смыслу — энергетические мощности перестанут быть резервными, а восстановление спроса на электроэнергию остановит рост тарифов. Вот и славно, вот и фиксируем эти 100 миллионов.
Вот и славно, а ты, мил человек, будешь и дальше свои 100 миллионов рублей зарабатывать, мы просто тариф на два поделим. И заодно обеспечим снижение себестоимости продукции, которые те новые производства выпускают, потому как нам и своё население этой продукцией обеспечить по психически нормальным ценам требуется, и на внешний рынок с ней суметь выйти. Суметь — в самом буквальном смысле слова, поскольку Россия, как я не устану напоминать, не Европа и не Азия, у нас тут 2—3 тысячи километров до рынков сбыта — далеко не чудо чудное, а вполне реальная жизнь. И доставку на такое транспортное плечо тоже нужно обеспечивать энергией — не бывает по-другому. Автомобильную дорогу строить — так заправками и прочими кемпингами для водителей обеспечивать придётся, да ещё и от снега чистить. Железные дороги, речной транспорт нам тоже нужны, иначе все мечты о сотне миллионов тонн грузооборота по Севморпути так мечтами и останутся. В общем, надо перестать цепляться за модель сырьевой экономики, которую нам навязали 30 лет тому назад. Нефть со скидкой Отойти от этой модели можно только за счёт восстановления теории и практики ТПК — я в этом совершенно убеждён.
Да, это требует возврата к централизованному долгосрочному планированию, но уже хватит шарахаться от этой устойчивой идиомы, как чёрт от ладана. Попробовали уже без этого обойтись — что, многим понравилось, что ли? В этом отношении Газпром и формула "газ за рубли" — классический пример. Обращу внимание только на один существенный момент: этот указ касается только экспортных поставок трубопроводного газа, на что у нас по закону монопольным правом обладает исключительно Газпром. Монополисту и посвящён указ президента, и уверенность в том, что слоган "По рублю! Один указ, один монополист — это совершенно не по шаблонам либеральной экономики, и именно по этой причине Дикий Запад ничего с этим поделать не может, ему просто дёргаться некуда. И именно по этой причине эмоциональные требования со всех сторон о переводе на рубли экспорта нефти и нефтепродуктов, угля, сельхозудобрений ещё немало времени будут оставаться только эмоциями, реализовать такие планы будет в разы сложнее. Газ за рубли — это указ Путина в количестве одна штука, и Алексей Миллер в количестве одна штука: "Есть!
Так точно! Разрешите выполнять! Правительство разрабатывает антисанкционные меры, в том числе комплекс таких мер для нашего топливно-энергетического комплекса ТЭК. Хотелось бы в этой связи обрисовать ситуацию, которая сложилась на сегодня вокруг поставок нашей нефти. Если отбросить детали, то схема нефтяного сектора стран ОПЕК незатейлива: разведка, добыча, переработка и доставка нефти и нефтепродуктов сосредоточены в руках государства, контролируются им настолько жёстко, насколько только возможно. И плевать хотели правители ближневосточных стран на все либеральные сказки и бредни: они торгуют конечным ресурсом, потому выжимать из этого нужно всё до последней капли, чтобы нефть шла на развитие, на рост уровня экономики, уровня жизни населения. А мы вот в 90-е поиграли в либерализм — и имеем несколько крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний ВИНК , а государство контролирует только Роснефть и "Газпром нефть". Сам добыл, сам доставил до порта, сам нашёл покупателя, сам решил с транспортировкой — это я про сырую нефть, не про её переработку.
Воздержавшись от общего злорадства, обернутого в вежливые выражения, скажу: на самом деле эта публикация WP - лишь верхушка айсберга, частичка масштабных игр очень крупных акторов. Эта игра идет не только вокруг нефти. Мы настолько привыкли, что все новости вокруг Саудовской Аравии связаны с миром углеводородов, что уже не обращаем внимания на целый ряд других проектов, развитием которых занимается королевство под руководством своего наследного принца. Часть этих проектов чрезвычайно интересна и вполне может получить прямое отношение к нашей стране. Еще в 2015 году Саудовская Аравия и Россия подписали межправительственное соглашение по мирному атому, и в том же году Эр-Рияд объявил о своем намерении построить до 2030 года 16 атомных энергоблоков. Звучало и звучит это крайне амбициозно, поскольку такой темп строительства недостижим даже для Китая, а общий объем финансирования столь масштабной программы с чистой совестью можно назвать астрономическим - речь идет, как минимум, о 80 млрд долларов США. Именно как минимум, поскольку стоимость атомного энергоблока у разных компаний-вендоров отличается в разы.
Четыре энергоблока АЭС "Аккую", которую Росатом строит в Турции - это, к примеру, 22 миллиарда долларов в эту сумму входят и инвестиции в строительство нового порта на Средиземном море, и город атомщиков , а два энергоблока АЭС "Хинкли Поинт Си" от французской EDF в Англии - 24 млрд фунтов стерлингов, то есть в 2,5 раза больше. Конечно, времени прошло достаточно - прежде всего, для того, чтобы руководство Саудовской Аравии подробнее ознакомилось с реальной ситуацией в мировой атомной энергетике. В марте 2019 года выяснилось, что первый этап атомной программы саудитов, что называется, вошел в берега - с этого момента речь идет о подготовке проведения тендера на строительство первой АЭС в составе двух энергоблоков.
В этих цифрах — железобетонное доказательство того, что России не подходит европейский путь развития: в Европе средняя плотность населения 100 человек на квадратный километр.
Но и азиатский вариант — тоже не для нас. Можно, конечно, пересчитать полуторамиллиардное население Китая и Индии и поделить на их квадратные километры. А о показателях "небольших азиатских стран", таких как Пакистан, Бангладеш, Индонезия, Япония, Иран, Вьетнам, обе Кореи, и говорить не приходится. Индонезия — это 250 млн человек, в Бангладеш и в Пакистане — по 200 млн человек, на островах Японии 140 млн японцев — чуточку меньше, чем нас с вами в России.
Плотность нашего населения в Сибири и на Дальнем Востоке в 8 раз ниже, чем в нашей европейской части и на Урале, плотность нашего населения в арктических регионах ниже европейско-уральской в 80 раз. Но в Арктике у нас Норильск, Мурманск, Архангельск, Магадан — вычтите их население из арктических показателей, и окажется, что на одного человека тут приходятся сотни квадратных километров. Россия — это не Европа. Россия — это не Азия.
Это не красивые слова и не квасной патриотизм — это данность. Ни в какие чужие лекала громадность России втиснуть не удастся. У нас есть земля, и наша обязанность — наполнить её. Цена деиндустриализации 90-х Но плодиться и размножаться мы будем только при двух условиях.
Первое условие — мы должны беречь и сохранять наши семейные традиции. А вот второе условие имеет самое прямое отношение к энергетике — без неё обладать нашей с вами землёй не получится. Не так давно мне довелось побеседовать с первым заместителем председателя Комитета Госдумы по энергетике Сергеем Левченко. Разговор получился достаточно неспешным, но Сергей Георгиевич шокировал меня двумя цифрами: в 1990 году объём производства и потребления электроэнергии в РСФСР составил 1082 млрд киловатт-часов, а по итогам 2021 года в России было произведено 1131 киловатт-часов.
Один процент в гору за 30 лет! Это цена за ваучерную приватизацию, за залоговые аукционы, за разрыв производственных цепочек, в которые были связаны российские предприятия и предприятия бывших советских республик. За сотни малых аэропортов в Арктике, за скукожившееся речное пароходство, за сотни заводов и фабрик, которые всевозможные иностранные как-бы-инвесторы приобретали по бросовым ценам с единственной целью — закрыть, дабы убрать конкурентов. Помните мелькавшие в прессе фразы "судостроительная отрасль России десятилетиями не получала достаточного объёма инвестиций"?
Это ведь про отрасль, которую мы едва не потеряли, — отрасль энергоёмкую саму по себе, да ещё и требующую для себя целые цепочки поставщиков. Авиастроение, производство сельхозтехники, станкостроение — количество пострадавших отраслей можно продолжать и продолжать. А можно обойтись несколькими словами: в 90-е годы Россия прошла через массовую деиндустриализацию, борьба с последствиями которой идёт пока с переменным успехом. Данные министерства энергетики, если к ним внимательно присмотреться, — приблизительно о том же.
Реформы им. Чубайса — это была уже не просто распродажа электростанций в частные руки. В договоры продажи были вбиты условия о необходимости модернизации — оборудованию было немало лет, пора бы и освежить. Освежали вполне исправно, зачастую новое оборудование было и более мощным, вот только эти дополнительные мощности не востребованы и сейчас, уже через десяток лет после реформ Чубайса.
Причина — убитый Госплан, который должно было заменить министерство экономического развития, но его деятельность в основном свелась к составлению всевозможных прогнозов, за исполнение которых никто никакой ответственности не несёт. Вторая функция этого министерства — ожидание частного инвестора, приход которого должен был случиться ну вот прямо сейчас. Напрогнозировались, наожидались — Минэнерго, поверив ценным специалистам этого ведомства, запустило программу ДПМ договоров предоставления мощности. Министерство предлагало частникам строить электростанции за собственный счёт, взамен гарантируя повышенные платежи с рынка, дабы инвестиции быстрее окупались.
Обновили старые электростанции, построили новые — и?.. И Николай Шульгинов, министр энергетики, не так давно подвёл черту: у России в наличии 40 ГВт резервных мощностей. То же, но другими словами: электростанции общей мощностью 40 ГВт построены, но не работают — спроса нет. А повышенные платежи государство гарантировало — и платит, сдирая их со всех имеющихся потребителей, то есть год за годом повышает тарифы.
Назовём это всё последствием того, что государство российское из своей системы управления вычеркнуло такое понятие, как территориально-производственные комплексы ТПК. Реализация этой теории стала основой невиданного рывка в развитии в предвоенное десятилетие и стремительного восстановления после Великой Отечественной. На наследии ТПК мы и сейчас сидим. Что такое ТПК Если коротко, то ТПК — это совокупность расположенных рядом друг с другом взаимосвязанных и взаимообусловленных производств.
Плановое размещение и строительство таких комплексов, совмещённое с градостроительством, позволяло обеспечить дополнительный экономический эффект за счёт использования общей инфраструктуры, энергомощностей и, что для нас особенно важно, кадровой базы. Напомню, как это выглядело — разумеется, коротко. Братский острог был построен на берегу Ангары в период между 1631 и 1654 годами — подыскивали самое удобное место. Село Братское — просто таёжная провинция вплоть до создания в конце 1940-х Ангарстроя и до постановления о строительстве Братской ГЭС, которое было принято в 1954 году.
В 1955 году Братск стал всесоюзной ударной стройкой, в 1957-м состоялось первое перекрытие Ангары. Но дело было не только в уникальных гидроэнергетических свойствах реки Ангары. Ещё одно богатство среднего Приангарья — огромные запасы лесных ресурсов, для освоения которых изначально планировался, а потом строился комплекс по механической и химической переработке древесины. Строилось всё и сразу, причём строили не некие победители тендеров, как это нынче принято, а ровно один генподрядчик, для этого и созданный — Братскгэсстрой.
И мы хотим думать, что это только начало. Здоровья Вам, Борис Леонидович! Друзья, наш проект жив и будет продолжать только с вашей помощью, монетизация канала не велика, но мы крайне признательны вам за помощь! Тинькоф - 4377 7237 6815 3060 Максим Р.
ВТБ - 2200 2407 5683 3253 Максим Р.
Новости атомной энергетики страны. Борис Марцинкевич — Video
Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры. Фонд Росконгресс — социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации. Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Поэтому бегом, прыжками ничего не надо предпринимать — надо сначала посчитать, сколько наши леса забирают углекислого газа. Зачем строить гигантские поля солнечных панелей, десятки тысяч ветряных генераторов, не оправдывающих себя? Угольная и нефтяная промышленность у нас останутся. Есть такая организация — Международное энергетическое агентство, цель которой — борьба за экологическое будущее, энергоэффективность и так далее. Но если посмотреть на дату образования этой структуры 1974 год и список стран-участников, то станет ясно, что объединяет она государства-потребители — страны, на территории которых углеводороды закончились. Поэтому ко всем производящим странам они относятся скептически. То есть про декарбонизацию говорить по-прежнему модно, но, к примеру, Объединённые Арабские Эмираты в прошлом году построили себе угольную электростанцию мощностью 600 мегаватт. Это лишь первая очередь, а всего их будет четыре. Люди умеют считать деньги, ибо уголь, в отличие от нефти и газа, можно хранить где угодно. А вот строить подземные хранилища газа возле каждого крупного потребителя — это как матушка-природа разрешит: где-то можно, а где-то нельзя. Взрывоопасный Йемен у Эмиратов, опять же, под боком. Вот именно! А крупнейший потребитель российского угля на Ближнем Востоке — государство Израиль, несмотря на все его передовые позиции в деле энергосбережения. Возвращаясь к Игорю Ивановичу Сечину, хочется напомнить о таком перевёрнутом в историческом восприятии явлении, как "потёмкинские деревни". Кто-то очень постарался придать ему отрицательный смысл. Давайте же напомним названия некоторых из этих "деревень": Одесса, Николаев, Севастополь. Потёмкин проектировал эти города. Когда-нибудь оценят и дела Сечина. Конечно, у нас не идеальная жизнь и государство тоже не идеальное. Но страна развивается. В том числе через такие северные проекты, про которые, увы, не снимают блокбастеров. Арктические стройки не показывают эстетствующие режиссёры. Тут я бы хотел заметить, что у нас за последние 25 лет исчезло такое явление, как отраслевая журналистика. Журналист сегодня, например, делает репортаж про запуск прокатного стана на "Норникеле", а через два дня летит в Иваново описывать новые ткацкие станки. Но он не может, не успевает понять ни того, ни другого. Он молод, энергичен, вот его и гоняют туда-сюда. А сами компании, например, наши крупные энергетические, привыкли, что журналисту достаточно дать пресс-релиз и показать, где шведский стол и кофемашина. И он радостно делает текст с красивыми фото и перетасованными абзацами из пресс-релиза, с упором на внешние казусы. А ведь это не просто бочка, а огромное сооружение, уходящее "корнями" в вечную мерзлоту. С производственной линии газ в танкер не сольёшь, значит, для хранения нужна термоёмкость с температурой внутри неё минус 162 градуса. Так что красивая банка — это серьёзный инженерный подвиг. Вот об этом бы больше рассказывали в СМИ! Пока не вижу средств массовой информации, относящихся к проектам, связанным с Россией, с любовью и вниманием. Нам катастрофически не хватает грамотных корреспондентов, готовых ехать в любую точку страны, чтобы, например, воспеть суровый Таймыр, где будут созданы сто тысяч рабочих мест. Для Таймыра, где плотность населения 0,03 человека на квадратный километр, это событие галактического масштаба — новая эпоха приходит! Я только за, чтобы это направление журналистики развивалось. В тот же Большой Камень приехал бы государственно мыслящий журналист, провёл бы расследование, поговорил с людьми, отделил правду от кривды. Но — мечты, мечты!.. Видимо, это неинтересно большим СМИ. Надеемся, главы корпораций прислушаются к вашим словам и направят туда людей, способных делать грамотные репортажи. А в целом то, что вы сейчас рассказали про наши проекты, может помочь молодым людям, которые выбирают профессию. В России есть зоны развития, где молодёжи можно проявить свои таланты! Наша русская арктическая технологическая цивилизация со времён Ермака и Демидовых является базовой для всех нас, и мы сами являемся частью процессов, которые идут там, неведомых порой даже для нас самих. Оттуда мы получаем свет, тепло и прочие привычные блага. Россия по геоклиматическим характеристикам остаётся такой же, какой была и лет пятьсот назад, поэтому наша стратегия неизменна. Но об этом надо людям напоминать! Хочется верить, что рано или поздно сами корпорации поймут, что они обязаны рассказывать о себе. Для огромных проектов нужны люди. Понятно, что их будут собирать со всей России, но там не нужны менеджеры, маркетологи и прочие офисные сидельцы, а нужны суровые гибщики металла, фрезеровщики, стропальщики, помбуры, водители, способные ездить по зимникам в минус 50 в полярную ночь. И ещё кое-что поближе: в Ленобласти для химического кластера три завода на одной площадке остро нужны будут 30 000 строителей. Хотелось бы, чтобы появились репортажи о том, какие дома и дороги там строятся, каковы будут рабочие места. Для того, чтобы и профессионалы, и молодые люди приезжали на новые объекты, нашим корпорациям необходимо создавать СМИ, которые умеют рассказывать и показывать. Это же касается и оборонного сектора. О нём тоже, разумеется, с поправкой на все требования секретности, надо говорить! Это проблема государственного значения, а не корпоративного или личностного пиара. Это вопрос продолжения нашего державного пути в истории. Вот, к примеру, готовый сюжет: корпуса для атомных реакторов производят в Волгодонске — не берег моря, мягко говоря, а доставлять их приходится два месяца в бангладешский порт "Руппур" по рекам, морям, через Суэцкий канал, с одной баржи на другую. Вот вам канва для интереснейшего документального фильма! А порт "Руппур", между прочим, построен "Росатомом".
Как и все творческие люди, он человек нестандартный и многогранный - это «дорогая редакция» говорит вам от чистого сердца, именно за это мы его любим и ценим! Пожелаем Борису Леонидовичу здоровья и долгих лет жизни! С творческой и профессиональной реализацией у него проблем нет и быть не может. Чуть более года назад, мы совершенно случайно познакомились с ним, благодаря Сергею Савчуку, и с этого момента понеслось : любительские съемки для ютуба, сверстанный на коленке сайт , чахлые соцсети, студией служила комнатка в особняке офисе товарища Максима, Саша искал и заманивал первых сотрудников, в проект было вложено под миллион рублей из «своего кармана». И несмотря на то, что блокирование Ютуб — вопрос времени, мы будем работать на площадке до последнего.
Борис Марцинкевич Автор Родился в 1966 году в Красноярском крае. В 1991 году закончил физический факультет Тартуского университета. Область интересов: энергетика и её освоение, борьба человека за новые энергетические ресурсы и войны людей за право обладать запасами энергетических ресурсов, а так же влияние энергетики на экономику, политику, на нашу повседневную жизнь.
Борис Марцинкевич: По энергосистеме Украины стоит бить два раза в неделю
Борис Марцинкевич — последние новости сегодня | Аргументы и Факты | Пока все, на что способна НАТО в Арктике, — это разведывательные полеты и попытки зайти в Баренцево море, считает главный редактор журнала "" Борис Марцинкевич. |
Организации в тренде | Энергоэксперт Борис Марцинкевич напомнил, что обеспечить это удалось с помощью РФ. |
Россия – энергетическая сверхдержава или страна бензоколонка? | Путин сегодня | Борис МАРЦИНКЕВИЧ, шеф-редактор аналитического интернет-журнала |
Максим Марцинкевич (Тесак)
читайте последние статьи автора: У Европы все плохо и еще хуже: кому нужна диверсия на "Северных потоках". Борис Марцинкевич. Читательский рейтинг: 5833. Энергетика, которая изменила мир обложка книги 50 %. Борис Марцинкевич. главный редактор "". Строительство газопровода "Северный поток-2" в Германии. Борис Марцинкевич подводит итоги топливно-энергетического комплекса России в уходящем 2023 году.
Новости атомной энергетики страны. Борис Марцинкевич — Video
В 1991 году закончил физический факультет Тартуского университета. Область интересов: энергетика и её освоение, борьба человека за новые энергетические ресурсы и войны людей за право обладать запасами энергетических ресурсов, а так же влияние энергетики на экономику, политику, на нашу повседневную жизнь. Главный редактор аналитического онлайн-журнала Геоэнергетика.
Загружаются машиностроительные, сталелитейные предприятия, вагоностроительные заводы. Сейчас в угольном секторе, почти полностью частном государство только-только начинает проникновение туда , работает около 200 000 человек. Умножим на восемь и получим ещё не менее 1,5 миллиона рабочих мест! К чему нам европейская углеводородная нейтральность?
Еврокомиссар по энергетике, эстонка Кадри Симсон, заявила, что все поставщики углеводородов из-за пределов ЕС должны понимать, что с 2050 года их услуги больше не понадобятся. А Китай, который сказал, что углеводородной нейтральности достигнет к 2060 году, вовсе не считает, что надо прекратить использовать нефть, газ и уголь. Он понимает нейтральность в том смысле, что углекислого газа должно образовываться ровно столько, сколько "съедает" матушка природа — леса, болота и прочее. И для логически мыслящего человека именно такой "нейтральность" и должна быть: производим выбросов столько, сколько природа страны "съедает". Поэтому бегом, прыжками ничего не надо предпринимать — надо сначала посчитать, сколько наши леса забирают углекислого газа. Зачем строить гигантские поля солнечных панелей, десятки тысяч ветряных генераторов, не оправдывающих себя?
Угольная и нефтяная промышленность у нас останутся. Есть такая организация — Международное энергетическое агентство, цель которой — борьба за экологическое будущее, энергоэффективность и так далее. Но если посмотреть на дату образования этой структуры 1974 год и список стран-участников, то станет ясно, что объединяет она государства-потребители — страны, на территории которых углеводороды закончились. Поэтому ко всем производящим странам они относятся скептически. То есть про декарбонизацию говорить по-прежнему модно, но, к примеру, Объединённые Арабские Эмираты в прошлом году построили себе угольную электростанцию мощностью 600 мегаватт. Это лишь первая очередь, а всего их будет четыре.
Люди умеют считать деньги, ибо уголь, в отличие от нефти и газа, можно хранить где угодно. А вот строить подземные хранилища газа возле каждого крупного потребителя — это как матушка-природа разрешит: где-то можно, а где-то нельзя. Взрывоопасный Йемен у Эмиратов, опять же, под боком. Вот именно! А крупнейший потребитель российского угля на Ближнем Востоке — государство Израиль, несмотря на все его передовые позиции в деле энергосбережения. Возвращаясь к Игорю Ивановичу Сечину, хочется напомнить о таком перевёрнутом в историческом восприятии явлении, как "потёмкинские деревни".
Кто-то очень постарался придать ему отрицательный смысл. Давайте же напомним названия некоторых из этих "деревень": Одесса, Николаев, Севастополь. Потёмкин проектировал эти города. Когда-нибудь оценят и дела Сечина. Конечно, у нас не идеальная жизнь и государство тоже не идеальное. Но страна развивается.
В том числе через такие северные проекты, про которые, увы, не снимают блокбастеров. Арктические стройки не показывают эстетствующие режиссёры. Тут я бы хотел заметить, что у нас за последние 25 лет исчезло такое явление, как отраслевая журналистика. Журналист сегодня, например, делает репортаж про запуск прокатного стана на "Норникеле", а через два дня летит в Иваново описывать новые ткацкие станки. Но он не может, не успевает понять ни того, ни другого. Он молод, энергичен, вот его и гоняют туда-сюда.
А сами компании, например, наши крупные энергетические, привыкли, что журналисту достаточно дать пресс-релиз и показать, где шведский стол и кофемашина. И он радостно делает текст с красивыми фото и перетасованными абзацами из пресс-релиза, с упором на внешние казусы. А ведь это не просто бочка, а огромное сооружение, уходящее "корнями" в вечную мерзлоту. С производственной линии газ в танкер не сольёшь, значит, для хранения нужна термоёмкость с температурой внутри неё минус 162 градуса. Так что красивая банка — это серьёзный инженерный подвиг. Вот об этом бы больше рассказывали в СМИ!
Пока не вижу средств массовой информации, относящихся к проектам, связанным с Россией, с любовью и вниманием. Нам катастрофически не хватает грамотных корреспондентов, готовых ехать в любую точку страны, чтобы, например, воспеть суровый Таймыр, где будут созданы сто тысяч рабочих мест. Для Таймыра, где плотность населения 0,03 человека на квадратный километр, это событие галактического масштаба — новая эпоха приходит! Я только за, чтобы это направление журналистики развивалось. В тот же Большой Камень приехал бы государственно мыслящий журналист, провёл бы расследование, поговорил с людьми, отделил правду от кривды. Но — мечты, мечты!..
Видимо, это неинтересно большим СМИ. Надеемся, главы корпораций прислушаются к вашим словам и направят туда людей, способных делать грамотные репортажи. А в целом то, что вы сейчас рассказали про наши проекты, может помочь молодым людям, которые выбирают профессию. В России есть зоны развития, где молодёжи можно проявить свои таланты! Наша русская арктическая технологическая цивилизация со времён Ермака и Демидовых является базовой для всех нас, и мы сами являемся частью процессов, которые идут там, неведомых порой даже для нас самих. Оттуда мы получаем свет, тепло и прочие привычные блага.
Россия по геоклиматическим характеристикам остаётся такой же, какой была и лет пятьсот назад, поэтому наша стратегия неизменна. Но об этом надо людям напоминать! Хочется верить, что рано или поздно сами корпорации поймут, что они обязаны рассказывать о себе. Для огромных проектов нужны люди. Понятно, что их будут собирать со всей России, но там не нужны менеджеры, маркетологи и прочие офисные сидельцы, а нужны суровые гибщики металла, фрезеровщики, стропальщики, помбуры, водители, способные ездить по зимникам в минус 50 в полярную ночь. И ещё кое-что поближе: в Ленобласти для химического кластера три завода на одной площадке остро нужны будут 30 000 строителей.
Хотелось бы, чтобы появились репортажи о том, какие дома и дороги там строятся, каковы будут рабочие места.
Детство Борис Марцинкевич выступает на телевидении. После школы выпускник поступил на факультет теоретической физики в Тартуский университет. Особенно привлекали юношу вопросы энергетики и ее ресурсов. Этим направлением он и занялся после завершения обучения в 1991.
Ученый проводил исследования о воздействии природных богатств на экономику и политику стран. Во всех работах Марцинкевич стремился о сложных проблемах рассказывать простым и доступным языком с долей юмора. В 2016 физик начал работу главным редактором ресурса «Геоэнергетика. Его колонки можно было прочесть во многих изданиях. Каждая статья журналиста отличалась простотой изложения и оригинальностью.
Карьера Немало времени ученый провел в Европе, где жил.
Газ за рубли — это указ Путина в количестве одна штука, и Алексей Миллер в количестве одна штука: "Есть! Так точно! Разрешите выполнять! Правительство разрабатывает антисанкционные меры, в том числе комплекс таких мер для нашего топливно-энергетического комплекса ТЭК. Хотелось бы в этой связи обрисовать ситуацию, которая сложилась на сегодня вокруг поставок нашей нефти. Если отбросить детали, то схема нефтяного сектора стран ОПЕК незатейлива: разведка, добыча, переработка и доставка нефти и нефтепродуктов сосредоточены в руках государства, контролируются им настолько жёстко, насколько только возможно.
И плевать хотели правители ближневосточных стран на все либеральные сказки и бредни: они торгуют конечным ресурсом, потому выжимать из этого нужно всё до последней капли, чтобы нефть шла на развитие, на рост уровня экономики, уровня жизни населения. А мы вот в 90-е поиграли в либерализм — и имеем несколько крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний ВИНК , а государство контролирует только Роснефть и "Газпром нефть". Сам добыл, сам доставил до порта, сам нашёл покупателя, сам решил с транспортировкой — это я про сырую нефть, не про её переработку. И что мы видим на сегодня? До 24 февраля 2022 года дисконт стоимости нашего флагманского сорта Urals по отношению к эталонному Brent составлял от 3 до 5 долларов за баррель, а сейчас эта скидка выросла до 25 долларов. Нет, это не так уж плохо, хотя с первого раза можно подумать, что это именно так. Сейчас Brent — от 100 до 110 долларов за бочку, так что скидка в 25 долларов — прямо скажем, не так страшно.
Почему скидка? А танкеров у нас своих — кот наплакал, только флот Совкомфлота, а он отнюдь не армада. Иноземная компания-судовладелец на переговорах о фрахте ведёт себя, как на рынке и положено: "Российская нефть токсична, я рискую угодить под какие-нибудь вторичные санкции. Так что, уважаемый купец, вариантов у тебя нет — доплачивай за риск! И наши нефтяные компании доплачивают, хотя по документам танкеры фрахтует покупатель, страхует их рейсы тоже покупатель, вот только делает он это за наш счёт. Это называется выкручивать руки, но альтернативы-то просто нет. Во сколько это обходится?
Наш суточный экспорт нефти и нефтепродуктов составляет 7,5 млн баррелей. Делим пополам — с реализацией по долгосрочным контрактам проблем нет, а дальше всё рассказывает калькулятор. И как вам результат — 75 млн долларов в сутки? Да, некрасиво считать деньги в чужих карманах, не спорю: все эти дополнительные расходы — проблема только для наших частных нефтяных компаний. Но с другой стороны, каждые два дня из России убегает нефтяной танкер, его средняя стоимость как раз 150 млн долларов. Это бегство только и исключительно по причине отсутствия у нас собственных танкеров. Простите, но нам такое счастье точно надо?
Точно-точно противостояние санкционному давлению Россия выдержит только за счёт среднего и малого бизнеса, других мнений быть не может? Правда, что ли? Ничего не напоминает? Лавочник спасёт Россию — это ведь уже было, да только спасения не случилось. Если кому-то кажется, что я передёргиваю — предлагаю вспомнить о том, что и экспорт российского угля обеспечивают не наши, а опять же, иноземные балкеры. Конечно, уплывающая с ними прибыль имеет куда как более скромные показатели, так ведь и сами сухогрузы куда как дешевле в строительстве, чем танкеры. Строить свои суда Судостроение не может быть новым национальным проектом?
А почему, собственно? Это одна из самых человекоёмких отраслей, это верфи по всему Дальнему Востоку и не только, это спрос на двигатели, корабельную сталь, на приборостроение, это коксующийся уголь и железная руда не на экспорт, чтобы их где-то по ту сторону нашей границы дальше перерабатывали, а у нас самих для наращивания нормы прибыли. В августе прошлого года президент поручил правительству проработать проекты строительства новых ГЭС на притоках Амура. Но пока напрячь наше министерство развития Дальнего Востока и Арктики у правительства не получается. А расклад очевиден: новые судостроительные мощности потребуют новых объёмов генерации. И ещё пара моментов, связанных с судостроением. Северный морской путь СМП как международная караванная тропа из Европы в Азию — это далеко не только углеводороды на экспорт, это те же контейнерные перевозки, то есть балкеры усиленного ледового класса.
Проекты соответствующие в России имеются — стараниями Норильскникеля их разработали ещё в нулевые годы. Про международную роль СМП много говорят, но неужели будем ждать, что иностранные компании-судовладельцы соблазнятся? Ещё один момент — требования Международной морской организации относительно содержания серы в судовом топливе. Самый популярный способ сражения с этими процентами — судовые двигатели, топливом для которых служит сжиженный природный газ СПГ. Вот только это ещё и криогенные ёмкости, технология которых нами ещё не освоена, дальневосточный судостроительный комплекс "Звезда" использует французский патент. Крупнотоннажное сжижение газа — импортное, криогенные ёмкости — аналогично. По этим причинам в мире уже имеется ассоциация владельцев судов, работающих на метаноле.
Использование метанола — это не только решение вопроса с содержанием серы, но и проблем с криогенными ёмкостями, поскольку сжижается метанол при минус 90 градусов а привычный метан превращается в СПГ при минус 162.