В 1924 году 13-летний Аркадий Райкин едва не умер. В памяти поклонников Аркадий Райкин остался неповторимым мастером сценического перевоплощения, а темы его сатирических моноспектаклей остаются актуальными и сегодня. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Театр Эстрады имени Аркадия Райкина». Родился Аркадий Райкин 24 октября 1911 года в латвийском городе Риге в еврейской семье.
Безбилетник, «тиран» и просто великий комик. 10 фактов об Аркадии Райкине
Аркадий Райкин – замечательный советский артист, мастер юмористических монологов, в которых он поднимал вопросы человеческих недостатков. Аркадий Исаакович Райкин – актер эстрады, театра и кино, режиссер, отец двух артистов: Екатерины и Константина Райкиных. Рост и вес Аркадия Райкина.
Знаменитый сын гениального отца: чем сейчас занимается Константин Райкин
Аркадий Райкин уже перешагнул порог своего семидесятилетия (артист родился в 1911 году. Аркадий Исаакович Райкин родился 24 октября (11 ноября по новому стилю) 1911 года в городе Рига Лифляндской губернии (сегодня столица Латвии). В ноябре 1939 года Аркадий Райкин стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве. Аркадий Исаакович Райкин родился 24 октября (11 ноября по новому стилю) 1911 года в городе Рига Лифляндской губернии (сегодня столица Латвии).
24 октября - Аркадий Райкин - 110 лет со дня рождения
Главная» Новости» Концерт константина райкина. Аркадий Райкин известен советским зрителям как один из самых талантливых артистов своего поколения. человек, который не добился успеха как киноактёр, зато стал настоящим маэстро отечественного юмора.
Жена Аркадия Райкина
Аркадий Исаакович Райкин родился (11) 24 октября 1911 года в Риге, в еврейской семье портового бракера строительного леса. Аркадий Исаакович Райкин умер 17 декабря (по другой информации 20 декабря) 1987 г. вследствие обострения ревмокардита. Имя:Аркадий Райкин (Arkadiy Raikin) Дата рождения: 24 октября 1911 г. Возраст: 76 лет Дата смерти: 17 декабря 1987 г. Место рождения: Рига. Имя:Аркадий Райкин (Arkadiy Raikin) Дата рождения: 24 октября 1911 г. Возраст: 76 лет Дата смерти: 17 декабря 1987 г. Место рождения: Рига.
Накануне 70-летия Константин Райкин сделал признание насчет своей внешности
Поляковым созданы театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Его выступления на радио и телевидении, аудиозаписи миниатюр пользуются огромной популярностью у публики. Особенно известны его театральные номера, в которых актёр быстро меняет облик. Создав целое созвездие совершенно разных, но неизменно блестящих образов, Аркадий Исаакович стал непревзойдённым мастером сценического перевоплощения. В 1965 году Райкин едет с театром на гастроли в Англию, которые проходят с большим успехом. С Райкиным происходила масса забавных историй во время его зарубежных турне.
Об одной из них, произошедшей в Болгарии, рассказывал В. Ляховицкий: «Вместе с Райкиным мы пошли днем на пляж. Там взяли водный велосипед и поехали кататься. За разговорами уехали очень далеко в море, Райкин и говорит: «Слушай, давай позагораем без плавок! И вдруг прямо над ухом слышим пароходный гудок.
Смотрим: а рядом с нами идет прогулочный катер, и женщины с интересом нас разглядывают. Райкин говорит: «Иди за плавками! Пришлось мне чуть ли не по-пластунски ползти и делать бросок - под дружный смех дам. Во время гастролей в Одессе Райкин замечает талантливых актёров молодёжного театра «Парнас-2» и в 1962 году приглашает работать в свой театр одесситов Михаила Жванецкого , Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. Вместе они создали несколько запоминающихся эстрадных номеров.
Это случилось после 33 лет беспрерывной работы на сцене. В 1969 году в сотрудничестве с М. Жванецким была поставлена программа «Светофор». В 1969 году Жванецкий, Карцев и Ильченко уходят из Театра миниатюр и начинают самостоятельную эстрадную карьеру. Аркадия Райкина.
Во главе стоял абсолютно гениальный великий игрок и все ему подавали мячи.
Но, когда ему было пять лет, к Риге в ходе Первой мировой войны подступили немецкие войска. Поэтому семья перебралась в Рыбинск Ярославской губернии ныне Ярославская область. В Рыбинске Аркадий Исаакович, посетивший с родителями цирк, начал проявлять склонность к театрализованным представлениям. Впервые он принял участие в спектакле, который ставили во дворе дома соседские дети. Постановка была посвящена жизни разбойников, и семилетний Райкин сыграл в ней убитого купца. В девятилетнем возрасте он начал выходить на сцену драмкружка. Также он сам нередко ходил на спектакли в местный театр как зритель. Здесь он, помимо учёбы в школе, продолжал заниматься в драматическом кружке. Но в 13 лет ему, переболевшему ангиной, поставили ревмокардит клиническое проявление ревматизма, воспалительное поражение сердца , и врачи не надеялись на то, что ему удастся поправиться.
Он 9 месяцев провёл в постели, но благодаря заботам матери сумел встать на ноги. Других профессий, кроме артистической, он не рассматривал. Однако из-за этого у него возникали конфликты с отцом. Аркадий Исаакович писал, что тот отказывался впускать его домой после очередного спектакля или хватался за ремень. Своё отношение к творчеству отец Райкина переменил спустя несколько десятков лет, увидев, что сын сумел достичь положения в обществе. В 1929 году он устроился на Охтинский пороховой завод лаборантом, был дежурным по цеху, где производили синтетическую камфору. Помимо профессиональной деятельности, он привлекался к борьбе с кулачеством, которую вели работники предприятия. В 1930 году, отработав год на заводе, артист успешно прошёл конкурсный отбор в ЛТСИ. Изначально его должны были принять на курс известного творческого дуэта Леонида Трауберга и Георгия Козинцева, но по итогам конкурса направили учиться в мастерской одного из ведущих театральных режиссёров Ленинграда Владимира Николаевича Соловьёва, ближайшего сторонника Всеволода Мейерхольда и специалиста по комедии масок. Немалое влияние на становление манеры Райкина оказал Михаил Савояров, известный автор-куплетист и мим-эксцентрик, у которого будущий артист брал уроки пантомимы, поскольку в техникуме не было курса по этому виду сценического искусства.
Соловьёв использовал навыки своего ученика в студенческом спектакле «Служанка-Госпожа» по опере Джованни Перголези, доверив Райкину роль глухонемого слуги, способного изъясняться только движениями. Ленинского комсомола; ныне театр «Балтийский дом».
Аркадия Райкина назвали гениальным игроком, который создал свою команду и требовал от своих коллег играть и передавать мяч, а не забивать. Артист всегда брал на себя эту роль и не допускал угрозы своему статусу. Позже Михаил Жванецкий высказал такое мнение о Райкине. Юмор После войны Райкин разрабатывает театральные шоу, такие как «На чашечку чая», «Не проходите мимо» и «Откровенно говоря». Его регулярные выступления на радио и телевидении, а также аудиозаписи монологов и миниатюр, пользуются популярностью среди зрителей. Особенно успешными являются театральные номера, в которых Райкин быстро меняет образы и создает множество различных персонажей. Творения Аркадия Исааковича, как монологи, так и образы, покоряют сердца зрителей и становятся его амплуа.
Благодаря этому, он получает овации от телезрителей и зрителей в залах, которые запоминают его и радушно встречают при новых встречах. Аркадий Исаакович быстро становится маэстро жанра сценического перевоплощения, не оставаясь в ранге начинающего юмориста. Один из его самых известных номеров - "В греческом зале". Артистические способности были оценены как в России, так и за рубежом. В 1965 году Аркадий Исаакович отправился в турне по Англии со своей труппой, которая также получила положительные отзывы за свои выступления. Артист активно сотрудничал с другими коллегами, включая Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову, которых он встретил во время гастролей в Одессе. Вместе они создали несколько запоминающихся эстрадных сценок, включая знаменитую программу "Светофор". Согласно рассказам людей, живших вместе с Аркадием Райкиным, он был почти единственным комиком, который в трудное время решался открыто демонстрировать на сцене, как власть и безнаказанность разрушают личность. Юморист создавал миниатюры, которые отличались от работ других авторов своей тонкой сатирой и остротой.
Однако, он всегда бережно подбирал слова для своих монологов и, в отличие от коллег, демонстрировал действительно умный и вежливый юмор. Несмотря на то, что сатира Райкина была очень аккуратной, руководство города на Неве не оценило творчество его коллектива. В городе, где работал Театр эстрады и миниатюр, юмористические выступления не были приняты руководством, что только ухудшило уже напряженные отношения. Райкин решил переехать в Москву и получил разрешение от Леонида Ильича Брежнева.
Аркадий Исаакович играет по двадцать спектаклей в месяц и разрывается между Москвой и Ленинградом. Сам он вспоминает об этом времени так: "Случалось, что я просыпался, не понимая, где нахожусь. Примерно на два месяца ежегодно приезжали в Москву, несколько дольше работали в Ленинграде, по месяцу гастролировали в разных городах. У меня был постоянный номер в гостинице "Москва", где мы оставляли Костю на попечение бабушки.
Маленького Костю таскали за собой, можно сказать, в рюкзаке за плечами. В гостинице "Москва" прожили 25 лет, начиная с первых гастролей театра в 1942 г. Позднее, когда Костя подрос, он учился то в ленинградской, то в московской школе". По этому случаю Райкин решает удивить публику и создать "действо особой остроты". В разгар спектакля артист стремительно выбегал на сцену и начинал читать монолог, написанный сатириком Леонидом Лиходеевым. Текст включал в себя малоизвестные цитаты Ленина, которые публика узнавала только после подсказки Райкина. Весь сезон постановка шла с успехом, но осенью столичный Театр эстрады посетил секретарь Волгоградского обкома партии. Монолог Аркадия Исааковича он воспринял, как "контрреволюцию" и направил в ЦК донос, после которого начались постоянные проверки.
Каждый вечер первый ряд занимала комиссия, для Райкина это было настоящим испытанием: "Костюмы одинаковые, блокноты одинаковые, глаза одинаковые, лица непроницаемые… Все пишут, пишут… Какая тут, к черту, сатира? Какой юмор?.. После этой встречи с Аркадием Исааковичем случается первый инфаркт. Ему запрещают выступать в Москве и Ленинграде, а театр отправляют на длительные гастроли в Петрозаводск. Лишь через год Райкин вернется в Ленинград, чтобы отпраздновать свой юбилей.
Безбилетник, «тиран» и просто великий комик. 10 фактов об Аркадии Райкине
Райкину диагностировали ревматизм и ревмокардит, которые приковали его к постели на девять месяцев. После болезни он буквально заново учился ходить. Юный мастер пантомимы После школы Райкин хотел поступить в Ленинградский техникум сценических искусств, который позже стал Театральным институтом, но для этого нужно было иметь год рабочего стажа. В 1929 году он устроился лаборантом на Охтинский химический завод, а в следующем году его уже приняли в техникум. Родители были против этого решения, и Райкин ушел из дома в общежитие. Артисты, полагал он [отец], в большинстве своем бродяги, перекати-поле. Они несерьезны, непригодны для жизни и потому, за редким исключением, безденежны и лишены устойчивого положения в обществе. Быть врачом, адвокатом, в конце концов лесным бракером — это дело, а быть артистом — не дело. В это же время Райкин увлекся пантомимой. В институте не было специального курса — шла только биомеханика с элементами пантомимы, которую вела старшая дочь Мейерхольда Ирина. Райкин стал брать частные уроки сценического движения у лучшего мима-эксцентрика Серебряного века — композитора и шансонье Михаила Савоярова.
Увлечение начинающего актера поддержал и Соловьев. Этюд с воображаемой кошкой, который подготовил Райкин на первом курсе, сразу же перекочевал в репертуар Дома искусств, где выступали студенты. Уже в следующем году Владимир Соловьев дал Райкину роль глухонемого слуги Веспоне в спектакле «Служанка-госпожа» по опере итальянского композитора Джованни Перголези, полностью основанную на пантомиме. Целых три сезона спектакль имел оглушительный успех, а этот опыт пригодился Райкину в дипломной работе. Он исполнял роль плутоватого слуги Маскариля в «Смешных жеманницах» Мольера. Студенческие годы подарили Райкину и счастье в личной жизни. В 1934 году он познакомился с Руфью Иоффе, тоже артисткой. Через год они поженились. На последнем курсе я как-то пришел в студенческую столовую и встал в очередь. Обернувшись, увидел, что за мной стоит она.
Она заговорила первая, и этот разговор я помню дословно. Как это прекрасно! В 1938 году он выступил как конферансье: заменил в ленинградском Саду отдыха заболевшего артиста. Привлекал молодого Райкина и кинематограф. На экраны обе картины вышли в 1939 году, но особого успеха не имели. Аркадий Райкин полностью сосредоточился на эстраде. Он постоянно выступал в домах культуры, дворцах пионеров, вел конферанс. К 1939 году у артиста было два авторских танцевально-мимических номера — «Чаплин» и «Мишка».
В 1935 году Аркадий Райкин окончил Ленинградский техникум сценических искусств. Он стал артистом вопреки желанию родителей. Он многое делал вопреки чужим влияниям и потому сам так существенно повлиял на свою эпоху и своих современников. Именно здесь начинал Райкин — активный и энергичный, готовый всего себя отдать великому делу построения социализма. Да, 1930-е годы актеры тоже строили социализм. Играли передовиков, стахановцев, комсомольцев или молодых врачей. Вполне возможно, что Райкин был бы великим киноартистом, но в конце 1930-х на экраны его не тянуло. Манило на сцену: помериться силами со зрителями. То ли он их насмешит, то ли они его освищут. И Райкин набрал труппу артистов. Так в Ленинграде появился первый и единственный частный театр — Театр миниатюр. Конечно, по документам он числился государственным. Директора назначали власти, а Аркадий Исаакович являлся лишь худруком. Но это был именно его театр, где все было подчинено ему. И были те артисты, которые это понимали. Он никогда не говорил: «Мой театр», а говорил: «Наш театр». Театр миниатюр — это театр одного актера. На большие роли здесь никто не мог рассчитывать, остальные актеры были лишь на подхвате и шли на это осознанно. Он очень обижался, когда от него уходили люди, или когда приходилось с кем-то расставаться по каким-то причинам, Райкин это воспринимал болезненно. А актеров называл своей семьей. Великая Отечественная война застала артиста врасплох.
Карцева , В. Ильченко и Л. В 1969 году в сотрудничестве с М. Жванецким была поставлена программа «Светофор». Со временем Жванецкий, будучи автором многих текстов, с которыми выступал Райкин, стал давать собственные концерты. Райкин не принял такую самостоятельность и в 1970 году уволил Жванецкого. Вслед за ним ушли и Карцев с Ильченко. Они создали свой Одесский театр миниатюр [18] [19] , который выпустил три программы: «Как пройти на Дерибасовскую», «Встретились и разбежались», «Искренне ваш» [20]. Могила Аркадия Райкина на Новодевичьем кладбище Москвы …я знаю только команду Ленинградского Государственного театра миниатюр под руководством […] Аркадия Райкина. Но это действительно команда. Во главе стоял абсолютно гениальный великий игрок и все ему подавали мячи. Потому что он был кровопийца и тиран как художественный руководитель. Он не терпел, если кто-то играл и кто-то забивал. То есть играть — играй, но не забивай. Ты играй на меня, а я буду забивать, я знаю, как это делать. Среди авторов, с которыми он работал, были известные советские писатели-юмористы — В. Поляков , М. Азов , В. Тихвинский , М. Жванецкий , А. Хайт , «Гинряры» М. Гиндин , Г.
И все четырнадцать - вставал". Конечно, это был один из судьбоносных моментов в жизни народного комика, но именно этот день мог перечеркнуть карьеру Райкина навсегда. Банкет по случаю 60-летия вождя проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца и все номера артистов были заранее оговорены. Но, как вспоминал сам Аркадий Исаакович, "подбодренный взглядом юбиляра" он решает показать то, что не было запланировано. Первый персонаж приводит Сталина в восторг и он предлагает тост за полюбившегося артиста, но Райкин не останавливается, и после этого благодарственного жеста начинает показывать номер за номером. Такое своенравие было недопустимым и могло сыграть роковую роль в судьбе артиста. Однако риск оказался оправданным и после каждого нового сюжета Сталин и его гости хлопали стоя. На войне С самого начала Великой Отечественной войны Аркадий Райкин, вместе со своими актерами, выезжает на фронт. Именно здесь, среди стрельбы и постоянного страха солдат, в репертуаре артиста появляются сатирические миниатюры, в основном на политическую тему. В 1942 году, оказавшись с концертами на Малой земле, Райкин знакомится с полковником Л. За четыре года они вместе проехали "много тысяч километров по всем фронтам от Балтики до Кушки, от Новороссийска до Тихого океана…". Несмотря на близость смерти и постоянные бомбежки, Райкин остается на войне до победного 1945 года. Москва-Ленинград После окончания войны Райкин полностью отдается работе в театре, но, несмотря на все старания, жизнь его молодой семьи по-прежнему остается тяжелой. В 1950 году на свет появляется сын Костя, который с детства будет вынужден мириться с постоянным отсутствием родителей. Аркадий Исаакович играет по двадцать спектаклей в месяц и разрывается между Москвой и Ленинградом. Сам он вспоминает об этом времени так: "Случалось, что я просыпался, не понимая, где нахожусь. Примерно на два месяца ежегодно приезжали в Москву, несколько дольше работали в Ленинграде, по месяцу гастролировали в разных городах.
17 декабря - День Памяти Аркадия Исааковича Райкина
Вскоре пришлось переехать из Ленинграда в Москву — там лучшие врачи, там дети. Но тогдашнее руководство города не отпускало его, чтобы сделать ему больно. Тут и пригодилось давнее знакомство с Брежневым. Бывший полковник поддержал бывшего фронтового артиста. Он репетировал его вместе с автором Семеном Альтовым, уже будучи тяжело больным человеком. Недруги говорили: «Райкин уже не тот! Лучше бы ушел со сцены красиво, вовремя».
Но сцена для него была лучшим лекарством. Незадолго до смерти уже было время начала перестройки , Аркадий Исаакович поехал в турне по Америке. Говорил на сцене тихо, подводила память, изменилась мимика, но это был он, тот самый, всеми любимый Райкин. Личная жизнь Аркадия Райкина Аркадий Исаакович и его будущая жена Руфь познакомились в театральном институте. Она стояла в очереди в столовой, он обернулся, увидел ее и спросил, что она здесь делает. Руфь ответила, что учится на первом курсе.
А Райкин уже заканчивал вуз. Тогда он пригласил девушку в кино и, не смотря на совсем недавнее знакомство, сделал ей предложение. В 1935 году они поженились, а в 1938 году родилась дочь Екатерина, будущая актриса. В доме всем заправляла Руфь или просто Рома — это ее домашнее имя. А в 1950 году в семье Райкиных родился сын Константин — абсолютно «закулисный» ребенок. Кстати, артист сына назвал в честь Станиславского.
Мальчик везде и всюду был с родителями: на гастролях, в гостиницах, поездах и самолетах. Учился в нескольких школах сразу, в разных уголках страны.
Перейти в фотобанк Еще в студенческие годы Райкин начал выступать на эстраде, преимущественно в концертах для детей. Признание пришло к артисту в ноябре 1939 года, когда Аркадий Райкин стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с номерами "Чаплин" и "Мишка".
История русского хоккеиста Буре Весь вечер уделял повышенное внимание, рассказывал анекдоты, подливал вина и приглашал танцевать. Райкин, стиснув зубы, терпел, а внутри все клокотало злостью. Супруги в гостиничном номере серьезно скандалили. А утром было объявлено о войне. Артистам пришлось срочно вернуться. Уже во время войны на Малой Земле судьба свела артиста и Брежнева. Будущий генсек был в звании полковника. Они действительно подружились, проехали вместе несколько тысяч километров, практически по всем фронтам. Часто задаваемые вопросы Театр Райкина был хозрасчетной организацией, часть прибыли руководитель мог оставлять себе. Артист получал несколько зарплат: как актер, режиссер, соавтор миниатюр, плюс процент от сбора. Общая сумма гонорара составляла несколько тысяч рублей, актеры театра на это не роптали. Понимали — главному художнику положено иметь высокие гонорары. Райкин никогда не обижал своих артистов, вкладывал деньги в театр. Ходили байки о его несметных богатствах, был даже пущен слух, что он пытался вывезти брильянты в Израиль в гробу покойной матери. В реальности он имел машину волгу, квартиру и даже дачу на лето только снимал. Константин Райкин — сын известного отца Работа в кино И в кинематографе добился немалых успехов Константин Райкин. Фильмография актера начала формироваться, еще когда он был студентом. В 1969 году артист дебютировал в картине «Завтра, третьего апреля…», где исполнил очень маленькую роль. Первой значительной работой можно считать образ Пелле, который он воплотил в популярном телеспектакле «Малыш и Карлсон», вышедшем на экраны в 1971 году. Затем была небольшая роль в картине «Командир счастливой «Щуки», работа у Н. Михалкова в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих». Но особый, можно сказать, оглушительный успех принесла актеру главная роль в мюзикле «Труффальдино из Бергамо» 1976. Великолепная Наталья Гундарева своей восхитительной игрой отлично оттеняла работу Константина. Талант и искусство перевоплощения позволили Константину Райкину предстать перед зрителем сразу в двух образах — Ученого и его Тени в экранизации пьесы Шварца «Тень, или Может быть, все обойдется». Стоит ли говорить, что со своей задачей артист справился на «отлично»? В 2002 году Константину Аркадьевичу удалось создать органичный образ Эркюля Пуаро — легендарного сыщика в сериале «Неудача Пуаро». Последние годы жизни В 70-х здоровье мэтра сильно ухудшилось. Сатирик начал прибегать к помощи народной медицины и экстрасенсов. Первой целительницей стала Джуна. Лечение помогало, и ему стало лучше, но через полгода все вернулось на круги своя. Родные говорили бросить выступления, но он отвечал, что без сцены ему станет еще хуже. В конце жизни Леонид Исаакович решает переехать в Москву, питерский климат становится очень тяжелым для артиста. Но переехать вместе с театром. Власти Ленинграда отказывают ему. Первый раз он просит помощи у своего старого друга Леонида Ильича Брежнева. В 1981 году театру Райкина разрешено переехать в Москву, выделяется специальное помещение — кинотеатр «Таджикистан». В апреле 1987 он получает название театр «Сатирикон». В том же году Райкин решил посетить с гастролями Америку. Врачи отговаривали артиста от такого рискованного мероприятия по состоянию его здоровья. Планировался насыщенный тур по 7 городам и плюс сам перелет через океан был тяжелым испытанием. Его Сын Константин и дочь Екатерина были вместе с ним и подписали бумагу, где обещали заботиться о своем отце во время выступлений. Могила великого сатирика, режиссера, сценариста Аркадия Райкина Половина концертов могла не состояться, у Аркадия Исааковича появился нарыв в ухе из-за гостиничного кондиционера, но благодаря стараниям врачей, он вышел к зрителям. В то время, при его появлении на сцене, присутствующие в зале вставали и аплодировали плача. Многие понимали, что, возможно, в последний раз видят знаменитого и любимого артиста. Константин Райкин о Юрии Богатыреве: «Ключевое слово о нем — любовь» Первый курс, набранный в 1967 году педагогом театрального училища им. Щукина Катиным-Ярцевым в качестве худрука курса, позже назовут «золотым». Это прежде всего В. Тихонов, К. Райкин, Ю. Богатырев, две Натальи — Варлей и Гундарева. Константин Райкин: — Наш курс был не очень дружный, такой «кустовой». Наш куст был «фокинский», хотя сам Фокин был курсом старше. На первом плане — Райкин и Фокин Дипломный спектакль «Нос». Именно на вступительных экзаменах он заметит 20-летнего Юрия Богатырева — будущего сокурсника, коллегу и близкого друга. Но далеко не все тогда видели в спокойном и чуть полноватом юноше будущего известного актера. Лысенко сокурсница : — Если б мне кто-нибудь сказал, что большой кинозвездой станет Юра, я бы, наверное, очень долго смеялась. То ли от того, что рядом существовал все время Костя Райкин, потому что у этого зашкаливало актерство, понимаете? Заякина сокурсница : — Юрий Васильевич Катин-Ярцев, наш мастер, был сама доброта и чистота, но мог на нас и орать.
Он меня собой обучал, своим отношением к делу. Театр был для него образом жизни. Он меня этим вдохновляет. Часто спрашиваю себя, чтобы отец сказал в той или иной ситуации. Я родом из нашей семьи. Очень правильно, когда человек растет рядом с папой и мамой, старшей сестрой. Мне в этом смысле очень повезло. С присущей мне скромностью должен сказать, что и они не ошиблись, выбирая себе сына. Константин Райкин подходит к работе утилитарно. Так, что иногда даже удивляли его субъективные высказывания о коллегах. Актерские заскоки для него неприемлемы. Вот его правила жизни. Это из области патологии. Хороший актер снимает с себя роль мгновенно, с большим удовольствием. Бывает, что актер шаманит, любит подыграть, что он такой князь Мышкин, и в жизни страдает эпилептическими припадками. Когда вижу, что студенты начинают так себя вести, я их быстро сбиваю. Я — профессионал. У нас замечательная здоровая профессия. Это ремесло. Чтобы будущий актер не терял рассудок, этому долго обучают. Когда я актер, отдаюсь режиссеру и абсолютно послушен, делаю то, что он говорит. Актер не должен быть вровень с режиссером, даже если он худрук. Кто командир?
24 октября - Аркадий Райкин - 110 лет со дня рождения
Сложность нашего жанра в том, что каждую миниатюру нужно играть по-разному, в отличие от пьесы, где ты играешь один образ. И успех спектакля — в разнообразии этих ролей. Не все актеры так могли, и Райкин за этим очень следил. Он требовал, чтобы мы играли то, что изначально решили. Иногда не позволял нам смеяться, а на сцене разрешал импровизировать только в фарсах. А что мы только ни придумывали! Райкин сам хохотал, поворачиваясь спиной к публике. Я не знаю другого человека, который бы так понимал юмор Когда Райкин смеялся, у него светились глаза.
Это редкая вещь. Я знал только несколько таких людей, когда они смеются, у них и глаза смеются. У большинства глаза мертвые. Даже у гениальных актеров, например у Товстоногова и Смоктуновского, не было таких смеющихся глаз. Это сейчас называется "корпоратив". Райкину, несмотря на свое величие, приходилось подрабатывать. ТАСС с собой, чтобы мы давали ему отдохнуть.
Мы играли репертуар Жванецкого. Ходили слухи, что на Райкине держится весь театр. Ничего подобного! Костяк театра — это были блестящие актеры, которые работали с Райкиным всю жизнь. Я, пацан из Одессы, пришел туда в 22 года и у них учился всему: поведению, одежде, разговорам. Это был театр высокого класса! И в этом заслуга Райкина.
Аркадий Исаакович работал честно, на износ. За спектакль менял три рубашки. Спектакль "На сон грядущий", 1958 год.
Семья Райкиных переехала в город Рыбинск, где находилось новое место работы отца. Именно в Рыбинске прошло детство Аркадия Райкина, именно здесь он в девятилетнем возрасте впервые вышел на любительскую сцену. Дома увлечения Аркадия не поддерживали, против карьеры артиста выступал отец. Однако, смирившись с тем, что делает его сын, было решено, что для еврейского мальчика благороднее заняться музыкой, поэтому ребенку купили скрипку. При этом скрипачом и музыкантом он так и не стал.
Из Рыбинска семья Райкиных переехала в Петроград, это произошло в 1922 году. В северной столице Аркадий очень полюбил посещать Академический театр драмы. Для того чтобы покупать билеты в театр, он тайно продавал свои учебники и тетради, за что часто получал трепку от отца. Уже в школе раскрылся его творческий характер. Помимо сцены мальчика привлекала живопись. На уроках изобразительного искусства он поражал учителей не только своей техникой, но и глубиной мысли, которая была в его работах. Поэтому долгое время он не мог определиться с тем, какую профессию выбрать: актера или живописца. Стоит отметить, что еще в детстве будущий сатирик очень серьезно заболел.
В 13-летнем возрасте он так сильно простыл на катке, что заработал страшную ангину, которая дала осложнения на сердце. Врачи считали, что мальчик не выживет, но он победил болезнь, хотя ревматизм и ревмокардит надолго приковали его к постели. Болезнь наложила отпечаток на всю его жизнь. Он очень сильно изменился, много читал и научился сосредоточенно думать. В будущем он работал даже неподвижно, когда трудоспособен был лишь мозг, который изобретал целые спектакли, монологи, диалоги, когда мысль полностью заменяла все движения. А тогда в 13-летнем возрасте ему заново пришлось учиться ходить. К весне, когда боль в суставах ушла, Райкин встал с постели и оказался на голову выше своей матери. При это он не мог ходить.
Отец сажал его к себе на плечи, как маленького, и сносил во двор вниз с шестого этажа. Во дворе к нему сбегались дети, смотрели на него выросшего, а он пытался ходить на своих непривычно длинных, неловких, словно новых ногах. Болезнь, которую он победил, отняла у него тогда почти год жизни, оставив после себя не только неприятные воспоминания, но и пороки сердца. В 1929 году в 18-летнем возрасте Аркадий устроился работать лаборантом на Охтинский химический завод, а уже в следующем году поступил на режиссерско-актерский факультет в Ленинградский техникум сценических искусств, выбрав для себя актерскую стезю. При этом документы в техникум он подал вопреки желанию своих родителей. Из-за этого в семье разразился настоящий скандал, и Аркадию пришлось порвать с семьей, он даже ушел из дома. Учебу в техникуме сценических искусств он совмещал с работой, дополнительно он брал частные уроки у артиста Михаила Савоярова, который очень высоко ценил талант Райкина. В том же 1935 году Аркадий Райкин женился.
Его избранницей стала актриса Руфь Марковна Иоффе, которую он ласково называл Рома. Вскоре в их семье появится дочь Екатерина, которая в будущем будет женой трех знаменитых актеров — Михаила Державина, Юрия Яковлева и Владимира Коваля, а сын данной семейной пары Константин Райкин пойдет по стопам отца и сам станет легендарным артистом. В настоящее время он руководит московским театром «Сатирикон», который был создан его отцом. Читайте также: Домработница Алексея Кабанова заявила, что певец три дня удерживал ее в карцере Летом 1937 года Аркадия Райкина снова настигла болезнь — вторая тяжелая атака ревматизма с осложнениями на сердце. В больнице, в которую его положили, врачи снова предрекали ему самый тяжелый исход, они не верили, что он выживет. Однако Райкин победил болезнь и на этот раз, правда из больницы он выписался уже абсолютно седым человеком и это в 26 лет. Спустя некоторое время Аркадий встретил на Невском проспекте Сергея Владимировича Образцова, тот очень удивился, увидев его полностью седую голову, и посоветовал Райкину покраситься, чтобы не выглядеть стариком в 26 лет. Артист послушался его совета и в чем-то даже испортил себе жизнь, на долгие годы став «рабом» парикмахеров.
В условиях многочисленных гастролей ему приходилось красить голову в различных городах СССР. Так как хороших красителей в стране просто не было, в случайных руках парикмахера волосы Райкина, как у настоящего клоуна, часто приобретали странный оттенок, становясь то рыжими, то зелеными или вовсе фиолетовыми. Но при этом по свидетельствам очевидцев, болезнь и состояние здоровья Райкина никогда не были препятствием для его актерской деятельности. В 1938 году Райкин дебютировал в кино, снявшись сразу в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный», однако его роли в этих фильмах остались практически незамеченными. Начало кинематографической карьеры Аркадия Райкина трудно было назвать успешным, поэтому он вернулся к работе в театре. На эстраде Райкин выступал еще в студенческие годы, главным образом на концертах для детей. В ноябре 1939 года к артисту пришло настоящее признание, Аркадий Райкин стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив со своими номерами «Чаплин» и «Мишка». Два его танцевально-мимических номера покорили не только зрителей, но и членов жюри конкурса.
После успеха на конкурсе его берут на работу в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, в котором за три года Райкин сделает успешную карьеру, пройдя путь от актера массовки до художественного руководителя тетра. Войну артист встретил в Днепропетровске, куда приехал с театром на гастроли за несколько часов до ее начала. Гастроли так и не начались. Предвидя опасность для артистов, Первый секретарь Днепропетровского горкома партии Брежнев лично добился выделения артистам отдельного железнодорожного вагона, они успели выехать назад в Ленинград буквально за час до первой бомбардировки Днепропетровска. В ходе воздушного налета здание вокзала и окрестности были серьезно повреждены. В годы войны в составе фронтовых бригад артистов Райкин исколесил почти всю страну, выступая и на передовой, и в тылу перед ранеными. Позднее он вспоминал, что за 4 года проехал много тысяч километров от Балтики до Кушки, от Новороссийска до Тихого океана. В годы войны режиссер Слуцкий пригласил Райкина сняться в фильме-концерте под названием «Концерт фронту», съемки проходили в ноябре 1942 года в Москве.
В этой работе Аркадий исполнил роль киномеханика, который прибыл на фронт в одну из действующих частей, где ему предстояло примерить на себя обязанности конферансье. Данная картина была, по сути, экранным воплощением эстрадных номеров, которые были исполнены на фронте в годы войны. После завершения Великой Отечественной войны Аркадий Райкин продолжил свою работу в Театре миниатюр, а также успел сняться в нескольких кинокартинах. В 1948 году Ленинградский театр миниатюр, которым руководил Райкин, официально выделился из состава Ленинградского театра эстрады и миниатюр. Налаживались и его попытки «подружиться» с кинематографом. Картины «Мы с вами где-то встречались» 1954 год , «Когда песня не кончается» 1964 год и многосерийный телесериал «Люди и манекены» 1974 год , созданный Райкиным в сотрудничестве с режиссером Виктором Храмовым, были вершиной его карьеры в кино, которая все-таки была не такой успешной, как сценическая и театральная. В этом телесериале удалось экранизировать большинство остросатирических и лирических образов Райкина, которые в разные послевоенные годы появлялись на сцене его Театра миниатюр. Очень успешной был и послевоенная театральная деятельность Аркадия Райкина.
Совместно с писателем-сатириком В. Поляковым были созданы отличные театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Выступления Райкина на радио и телевидении, аудиозаписи его миниатюр пользовались очень большой популярностью у советской публики. Особенно были известны его сценические номера, в которых актер быстро менял свой облик. Аркадий Райкин создал целое созвездие совершенно разных, но при этом очень ярких образов, прослыв непревзойденным мастером сценического перевоплощения. Аркадий Райкин много и успешно сотрудничал со своими коллегами по творческому цеху.
Там присутствовал Леонид Ильич Брежнев, на тот момент секретарь Днепропетровского обкома. Он решил приударить за Руфь, женой Аркадия Исааковича. Весь вечер уделял повышенное внимание, рассказывал анекдоты, подливал вина и приглашал танцевать. Райкин, стиснув зубы, терпел, а внутри все клокотало злостью.
Супруги в гостиничном номере серьезно скандалили. А утром было объявлено о войне. Артистам пришлось срочно вернуться. Уже во время войны на Малой Земле судьба свела артиста и Брежнева. Будущий генсек был в звании полковника. Они действительно подружились, проехали вместе несколько тысяч километров, практически по всем фронтам. Фильмы За годы своей биографии Аркадий снялся в десятках фильмах. Впервые на большом экране он появился в картине «Первый взвод» 1932 , сыграв в ней солдата. После этого Райкин играл второстепенных персонажей в таких лентах, как «Трактористы», «Валерий Чкалов» и «Огненные годы». В 1954 г.
Аркадию доверили главную роль в комедии «Мы с вами где-то встречались», которая была прекрасно принята советскими зрителями. Не меньшую популярность получили картины «Вчера, сегодня и всегда» и «Волшебная сила искусства». Однако наибольшую известность Райкин получил после премьер телеспектаклей «Люди и манекены» и «Мир дому твоему». В них он представил множество интересных, и как всегда острых монологов на самые злободневные темы. Личная жизнь Со своей будущей и единственной женой, Руфью Марковной Иоффе, Райкин увиделся еще в детстве. Правда тогда у него не хватило смелости познакомиться с девочкой. Позже Аркадий снова встречал красивую девчонку, однако подойти и заговорить с ней, ему тогда казалось чем-то нереальным. Руфь Иоффе и Аркадий Райкин Читайте также: Борис Моисеев: биография, личная жизнь, жена, дети, фото И только спустя годы, когда парень уже оканчивал институт он, набравшись смелости, познакомился с Руфью. В результате, молодые люди договорились сходить в кино. После просмотра фильма, Аркадий сделал девушке предложение.
В 1935 г. В этом браке у них родились мальчик Константин и девочка Екатерина. Супруги прожили вместе без малого 50 лет. Их союз можно по праву назвать образцовым. Смерть На протяжении всей жизни Райкин испытывал проблемы со здоровьем. В 13-летнем возрасте он сильно простудился, заработав серьезную ангину. Болезнь так быстро прогрессировала, что доктора уже не надеялись, что подросток выживет. Тем не менее, юноше удалось выкарабкаться.
Райкин с детства мечтал работать в театре, и потому участвовал в постановках школьного драмкружка. После выпуска из школы Райкин решил, что ему нужен рабочий стаж, и пошел работать лаборантом на Охтинский завод. Затем Аркадий поступил в Ленинградский институт сценических искусств на режиссерско-актерский курс Владим ира Соловьева помо щника Всевол ода Мейерхольда , но его родители были против актерской карьеры для своего сына — кто-то должен был присматривать за младшим братом и сестрами Райкина. Но Аркадий не отказался от учебы в институте и ушел из дома вслед за мечтой. Самые красивые советские актеры Окончив театральный, Райкин пошел работать в Ленинградский театр рабочей молодежи, а потом начал сниматься в кино. Правда, его карьера киноактера сложилась не очень удачно, Райкин разочаровался в этом виде искусства и сосредоточился на работе в театре.
Знаменитый сын гениального отца: чем сейчас занимается Константин Райкин
В Рыбинске Аркадий Исаакович, посетивший с родителями цирк, начал проявлять склонность к театрализованным представлениям. Впервые он принял участие в спектакле, который ставили во дворе дома соседские дети. Постановка была посвящена жизни разбойников, и семилетний Райкин сыграл в ней убитого купца. В девятилетнем возрасте он начал выходить на сцену драмкружка. Также он сам нередко ходил на спектакли в местный театр как зритель. Здесь он, помимо учёбы в школе, продолжал заниматься в драматическом кружке. Но в 13 лет ему, переболевшему ангиной, поставили ревмокардит клиническое проявление ревматизма, воспалительное поражение сердца , и врачи не надеялись на то, что ему удастся поправиться.
Он 9 месяцев провёл в постели, но благодаря заботам матери сумел встать на ноги. Других профессий, кроме артистической, он не рассматривал. Однако из-за этого у него возникали конфликты с отцом. Аркадий Исаакович писал, что тот отказывался впускать его домой после очередного спектакля или хватался за ремень. Своё отношение к творчеству отец Райкина переменил спустя несколько десятков лет, увидев, что сын сумел достичь положения в обществе. В 1929 году он устроился на Охтинский пороховой завод лаборантом, был дежурным по цеху, где производили синтетическую камфору.
Помимо профессиональной деятельности, он привлекался к борьбе с кулачеством, которую вели работники предприятия. В 1930 году, отработав год на заводе, артист успешно прошёл конкурсный отбор в ЛТСИ. Изначально его должны были принять на курс известного творческого дуэта Леонида Трауберга и Георгия Козинцева, но по итогам конкурса направили учиться в мастерской одного из ведущих театральных режиссёров Ленинграда Владимира Николаевича Соловьёва, ближайшего сторонника Всеволода Мейерхольда и специалиста по комедии масок. Немалое влияние на становление манеры Райкина оказал Михаил Савояров, известный автор-куплетист и мим-эксцентрик, у которого будущий артист брал уроки пантомимы, поскольку в техникуме не было курса по этому виду сценического искусства. Соловьёв использовал навыки своего ученика в студенческом спектакле «Служанка-Госпожа» по опере Джованни Перголези, доверив Райкину роль глухонемого слуги, способного изъясняться только движениями. Ленинского комсомола; ныне театр «Балтийский дом».
Туда он был распределён в 1935 году по окончании обучения. Через год артист перешёл в Ленинградский Новый театр сегодня академический театр им.
Мастер перевоплощения, он в любом образе смотрелся органично. А вне сцены становился самим собой: спокойным, немногословным, человеком с потаенной грустью во взгляде. В 1975 году в семье Райкиных случилось несчастье: любимую супругу Рому парализовало. Аркадий Райкин и сам стремительно терял здоровье. Вскоре пришлось переехать из Ленинграда в Москву — там лучшие врачи, там дети.
Но тогдашнее руководство города не отпускало его, чтобы сделать ему больно. Тут и пригодилось давнее знакомство с Брежневым. Бывший полковник поддержал бывшего фронтового артиста. Он репетировал его вместе с автором Семеном Альтовым, уже будучи тяжело больным человеком. Недруги говорили: «Райкин уже не тот! Лучше бы ушел со сцены красиво, вовремя». Но сцена для него была лучшим лекарством.
Незадолго до смерти уже было время начала перестройки , Аркадий Исаакович поехал в турне по Америке. Говорил на сцене тихо, подводила память, изменилась мимика, но это был он, тот самый, всеми любимый Райкин. Личная жизнь Аркадия Райкина Аркадий Исаакович и его будущая жена Руфь познакомились в театральном институте. Она стояла в очереди в столовой, он обернулся, увидел ее и спросил, что она здесь делает. Руфь ответила, что учится на первом курсе. А Райкин уже заканчивал вуз. Тогда он пригласил девушку в кино и, не смотря на совсем недавнее знакомство, сделал ей предложение.
В 1935 году они поженились, а в 1938 году родилась дочь Екатерина, будущая актриса. В доме всем заправляла Руфь или просто Рома — это ее домашнее имя. А в 1950 году в семье Райкиных родился сын Константин — абсолютно «закулисный» ребенок. Кстати, артист сына назвал в честь Станиславского. Мальчик везде и всюду был с родителями: на гастролях, в гостиницах, поездах и самолетах. Учился в нескольких школах сразу, в разных уголках страны. Но главные уроки жизни и искусства преподал ему все-таки отец.
Отец Исаак Давидович работал в порту со строительным лесом, а мать Елизавета Борисовна Гуревич была акушеркой, которая помогала многим малышам появиться на свет. Мальчик был в семье самым старшим, своих сестёр Беллу и Софью, младшего брата Максима Аркаша очень любил. Примечательно, что родители сначала жили в гражданском браке, лишь за год до рождения старшего ребёнка, официально стали мужем и женой. Когда Аркадию исполнилось пять лет, его вывезли из Риги, вокруг которой начинались уже боевые действия. Семья Райкиных переезжает в Рыбинск, в котором отец получил новую работу. В школе мальчик начинает посещать драматический кружок, и на самодеятельную сцену впервые вышел в возрасте десяти лет. Дома не одобряли увлечение Аркадия, особенно его отец.
Но, смирившись с тем, что делает его сын, решил, что для еврейского мальчика будет благороднее заняться музыкой.
Райкина: «Мне не пришлось воевать самому. Я не совершал подвигов… Я делал свое дело — выступал перед солдатами, матросами, командирами. И нацеливал свои сатирические стрелы туда же, куда целились бойцы, — в фашистов… Наш маленький передвижной театр был для бойцов кусочком Большой земли, приветом от родных и друзей, воспоминанием о мирной жизни…». Среди многочисленных правительственных наград А. Райкина — орден Отечественной войны II степени, полученный им в победном 1945 году. Как утверждают искусствоведы, театр миниатюр под управлением Аркадия Райкина был одним из самых любимых у зрителей тех лет. В рецензии на один из спектаклей театра «Литературная газета» отмечала: «Никто не скажет: «Сегодня я иду на новый спектакль Ленинградского театра миниатюр».
Скажут: «Я иду на Райкина». Среди наиболее известных работ Аркадия Райкина в кинематографе «Мы с Вами где-то встречались», «Когда песня кончается», «Волшебная сила искусства», «Люди и манекены» и др. Мышь белая!
Сначала выступал с эстрадными номерами, позже стал конферансье. С 1939 актер, с 1942 художественный руководитель Ленинградского театра миниатюр с 1982 - Государственный театр миниатюр в Москве, с 1987 - театр «Сатирикон», с 1991 - имени А. Мастер мгновенного перевоплощения. Конферансье, исполнитель монологов, фельетонов, скетчей. Сотрудничал с писателями-сатириками В.