Биография альтиста и дирижера Юрия Абрамовича Башмета: личная жизнь, его жена и дети. В девятом классе Юрий Башмет уже играл в симфоническом оркестре политехнического института под руководством Семена Арбита.
Юрий Абрамович Башмет
«Человеком года» признан Юрий Башмет — виртуозный альтист и дирижер, чей вклад в культуру сложно переоценить. В 2017 году Юрий Абрамович Башмет объединился в творческий тандем с рок-исполнительницей Дианой Арбениной. 24 января 2023 года исполняется 70 лет Герою Труда Российской Федерации, народному артисту СССР, почетному члену Российской академии художеств Юрию Абрамовичу Башмету. Что же заставляет Юрия Абрамовича стремиться к новым, еще непокоренным вершинам? Последние новости о персоне Юрий Башмет новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое.
6 концертов и 5000 зрителей – в Красноярском крае завершился фестиваль Юрия Башмета
Юрий Башмет. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. День работника культуры в России отмечается ежегодно 25 марта с 2008 года. Юрий Абрамович Башмет известен в качестве альтиста, дирижера, педагога и общественного деятеля. Юрий Башмет — все новости о персоне на сайте издания Фестиваль должен иметь лицо: чем удивит нижегородцев «Горький +». Мировые знаменитости: Юрий Башмет, Борис Березовский и Вадим Репин — магнетические артисты, с которыми сам концерт становится произведением искусства. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Премьера проекта "Музыка страны от края до края" прошла в Москве Юрий Башмет стал человеком года по версии Russian Creative Awards.
“Я там, где ждут люди, я жду встречи с ними”: Юрий Башмет о своем возрасте и музыке будущего
И Шуберта, и Бетховена. Именно приближение к такой ясности, которая возможно только… Да тот же, которого мы сейчас напевали, Моцарт приближает к всечеловеческому пониманию. Простота эта. Которая абсолютно гениальна.
Потому что песня — это разговорный язык, а, допустим, литература — это классическая музыка. Как-то ты рассказывал о том, что для тебя очень трудным испытанием было выступление с бардом Сергеем Никитиным на вечере памяти Окуджавы. Я хочу привести цитату.
Она длинная, но она того стоит: «Штука в том, что если ты играешь классически имея в виду такую музыку барда , то ты не в материале. А если немножко расслабишься, сразу в ресторане окажешься. Эта грань очень тонкая, малозаметная, потому что бард, он душевный, но он не должен быть ресторанным.
С попсой легче — там можно с шумом, грохотом, скоростью. А успех Ванессы Мэй — это, конечно, ура менеджерам и бизнесменам: она-то здесь ни при чем, бедная. Облитое водой короткое платье на смазливой девочке производит впечатление на какую-то часть публики.
А если она при этом играет на скрипке, это удваивает эффект. Играет она достаточно профессионально. Но если вы меня спросите про ножки с короткой юбкой, то я, конечно, видал лучше.
И если вы меня спросите про то, как она играет на электроскрипке, конечно, я слышал лучше. А вот совместить все это, облить водой и так раскрутить — это ура менеджерам». Вопрос: что для тебя Окуджава?
Поэтому что для меня Окуджава? Это то время, когда я был в другом возрасте. А в тот момент мне… Я тогда даже и Высоцкого не сумел оценить, поскольку он для нас, тех, кто играли Битлз и «Procol Harum», даже «Rolling Stones», только одна вещь мне нравилась, знаменитая «Satisfaction»… В это время даже Высоцкий для нас был просто блатным певцом под гитару.
То есть мы же текст-то не слушали. Мы знали, каким-то образом кто-то знал, примерно во сколько он со своей красавицей Мариной Влади, они выйдут, сядут в машину, потому что дом, где они жили, примыкает к общежитию консерватории. И мы с восторгом просто увидеть, как наш-то какой главный и какую красавицу оторвал.
И они шикарно отъезжали и мы там аплодировали, стоя на балконе. Я тогда… Как бы, затмила все эта полупрофессиональная моя деятельность, связанная с совершенно другим жанром. Она была больше музыкальной и меньше смысловой.
Я даже слова, когда мы пели, не всегда знал, о чем эта песня. Даже Битлз. То есть нас интересовал сам дух, мелодика и гармония.
Она в переводе называется так: «Как Битлз разнесли Кремль». Идея такая, что музыка битлов способствовала распаду той системы, которая их отвергала, запрещала, не пускала. Довольно большая книжка.
У тебя есть ощущение, что их творчество каким-то образом настраивало вас против этой системы, и система недаром их не принимала, чутьем чувствовала, что что-то в них есть такое, что для них опасно? Во-первых, мне кажется, что Кремль не распался совсем, и тут Битлз не слишком помогали этому распаду. Наверное, эта книжка очень серьезная… Но… Значит, мы ходили с длинными волосами, длиннее, чем сейчас, за что нас ругали, заставляли постригаться.
Но эта же власть мне, например, директор школы говорил: «Слушай, спасай. У нас завтра школьный вечер. Быстро давай своих этих бандитов волосатых, быстро сюда, завтра выручай».
Мы играли на вечере в моей школе, это как дискотека. Играли, все это происходило. Назавтра меня вызывал учитель по физике и ставил мне двойку.
Но он же, когда я неверно решил государственный экзамен, задачу по физике, он же меня вызвал и сказал: «Ну, я знаю, что тут, в общем…» И поставил мне четверку с минусом. Он же как-то компенсировал. Я думаю, что, наверное, это искусство, которое… Битлз — это самый яркий вообще пример, самый яркий.
Я думаю, что это искусство, конечно, призывало к свободе, и в этом смысле это можно сказать и о Кремле, и о любом другом режиме. Потому что, в принципе, да, все восхищались, но, все-таки, это слишком большая слава. И еще, кроме всего прочего, слава-то у них была неимоверная.
А в политическом смысле не знаю. Как это было? Они знали все слова наизусть.
Они пели все, как будто бы… И это было поразительно. А что ты так, чуть ли не презрительно высказался по поводу Ванессы Мэй? Я ее терпеть не могу, прямо тебе хочу сказать.
Но что это за явление такое? Именно я похвалил продюсера, менеджера. Но я просто знаю скрипача лично очень хорошо, даже играли вместе, Найджел Кеннеди такой есть.
Который совершенно на другом уровне играет на электроскрипке и на обычной. То есть он — импровизатор, он — практически Джимми Хендрикс, но на скрипке. А тут, конечно, попса.
Но я очень благодарен ей… Да, я на нее немножко обижен, потому что она презрительно однажды как-то себя повела по отношению к Максику Венгерову. И мне это не понравилось. Она, типа, великая, а он там… А он представился, что он — Максим Венгеров… — Не могу не спросить тебя, а ты скрипача Стефана Граппелли знаешь, нет?
Который играл с Джанго Рейнхардт. Не знаешь? Скажи, пожалуйста, с музыкальным вкусом, я подчеркиваю, вкусом, рождаются?
Это гены? Или это что-то еще? Их образованность и их желание воспитывать детей.
И желание самого субъекта, то есть этого ребенка, желание и дальше, когда он уже молодой человек, постарше, желание ежедневно находиться в творческом оттачивании вкуса. Потому что вкус можно засорить. Мама или папа быстро отдергивают руку или бьют по руке и говорят «это плохо», когда еще не понимают, что плохо, а что хорошо.
Я вообще считаю, что многие беды происходят от того, что человек в течение жизни начинает забывать, что плохо, что хорошо. По примитиву. Самая разная — и оперная, и не оперная, и так далее.
Это способствует его развитию? Хотя у меня этого не было. У меня были «Голубые огоньки», папа мой обладал очень хорошим голосом, а мама при этом вкусом.
И папа пел всегда на праздниках, и он же заставил меня впервые подобрать ему аккомпанемент. А что он пел? Он пел романсы, все практически, что пел Муслим Магомаев.
Решили меня учить музыке, студентка ночью позвонила в дверь и попросила предоставить ей кроватку переночевать. Потому что она ищет, где можно снять угол. Впоследствии оказалось, что она — родная сестра… Если ты помнишь, Александра Стрельченко, певица такая.
А это Валя Стрельченко была. Но она потом в связи с известностью фамилии своей сестры поменяла на фамилию Ковалева и много лет работала в жанре эстрады. Не стала такой звездой.
А она просто чисто так, по-украински, она моей маме… А она училась в консерватории во Львовской. И она сказала говорит на украинском языке. То есть, чтобы чем-то занимался.
А мама все волновалась, хотела, либо чтобы я рисовал, либо в какие-то секции ходил. Я слышал эстраду как раз дома. А потом, а в школу уже ходил и играл классическую музыку.
Так себе, по моему отношению, ощущению. Хотя числился в самых лучших скрипачах еще до альта в школе. Но в это время у меня все было в гитаре, и это была для мамы школа и классика, пока я не услышал Шестую симфонию Чайковского в школе и Второй Рахманинова.
Помню, там дирижер Мравинский, а пианистом был Рудольф Керер. Второй концерт Рахманинова. Я пришел как-то ночью.
Потом мой друг, с которым мы впоследствии сделали фестиваль на Эльбе он — мой однопартник был, одноклассник, однопартник. Он был сыном профессора, у них была фонотека прекрасная и рояль, и аппаратура. Увидев, как я увлекся Чайковским и Рахманиновым, он мне подарил пластинки виниловые.
И я поздно вечером пришел, папа и мама уже спали. Я помню этот случай. А я бежал домой и спешил, потому что я мечтал опять поставить и послушать Шестую.
И я их разбудил, они просто обалдели и папа, и мама. И они сидят… Я представляю теперь их состояние, когда они увидели вдруг сына, который увлечен классической музыкой. А папа-то знал и до сих пор, если бы он был жив, он знал лучше меня «Евгения Онегина» оперу , потому что, находясь в Ленинграде тогда, где они с мамой познакомились, они вечера проводили в оперном театре и ходили много-много раз на «Евгения Онегина».
Он знал со словами все партии. Ты где-то сказал, что только русскому человеку дано понять по-настоящему, по-настоящему почувствовать Чайковского, что это особая какая-то вещь. И как-то меня это удивило, потому что тогда можно сказать, что только немец может понять Баха или Бетховена, или только австриец может понять Моцарта.
Речь идет о мелодичности. Вот его мнение по этому поводу: Почему сегодня никто не может написать Шестую симфонию Чайковского? Было такое время, когда было стыдно писать красивые мелодии на привычные гармонии. А вот Чайковский не стыдился. Да, Рахманинов пытался избегать такого, но во Втором концерте у него огромное количество мелодий, которым и Чайковский позавидовал бы. Я не призываю всех композиторов возвращаться к мелодичности. Но призываю не отбрасывать ее. Мы прошли через невероятные эксперименты со звуком. Но если сегодня вернуться к мелодичности, то с учетом набранного в экспериментах опыта это уже не будет банальным. Тот же Кузьма Бодров очень интересно экспериментирует с этим.
Что же касается "отмены" русской культуры за рубежом, то Башмет считает, что это в принципе невозможно. Чайковского нельзя запретить, как нельзя запретить Баха.
К этому моменту он уже твердо решил, что музыка станет главным занятием его жизни.
В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу. Подрабатывал, играя в вокально-инструментальном ансамбле на гитаре - чему очень противились родители и педагоги. В 1974 году даже принял участие в записи пластинки рок-группы «Цветы». В 1972 году приобрёл альт миланского мастера Паоло Тесторе 1758 , на котором играл всю свою творческую жизнь.
Он рассказывал историю покупки этого уникального инструмента: "Это очень хороший инструмент, но не Страдивари и не Гварнери, а Паоло Антонио Тесторе. Миланская школа. Он попал ко мне на первом курсе консерватории. Стоил тогда неимоверных денег - 1,5 тыс.
У меня была треть суммы - благодаря тому, что я играл в группе на гитаре. Родители об этом не знали, я не мог признаться маме. Она была против работы: «Что хочешь делай, но чтобы это не было твоей обязанностью, чтобы ты не получал за это деньги». Поэтому я не демонстрировал свои доходы - так и скопил треть суммы.
А две другие части дали дедушка и папа. Папа даже в долги влез - больше года отдавал. Он спокойно мог стоить еще дороже - 3—4 тыс. Но просто его владельцы должны были за семь дней уехать за рубеж на ПМЖ и не могли ничего взять с собой.
И передали альт из Одессы через знакомого музыканта. И вот мне позвонил мой профессор Борисовский, он картавил: «Пгиезжай. Твой итальяшка тебя ждет»". А значительно позже, в Зальцбурге, к нему в руки попал альт Моцарта.
И этот инструмент оказался «родным братом» моего альта! Тот же мастер его сделал, всего три года разницы. В 1976 году окончил Московскую консерваторию класс В. Борисовского, затем Ф.
С 1976 по 1978 год проходил в консерватории ассистентуру-стажировку руководитель Ф. Юрий Башмет в молодости С 1976 года ведёт активную концертную деятельность как альтист. С 1978 года - солист Московской филармонии. Владеет практически всем альтовым репертуаром.
В репертуаре произведения И. Баха, Г. Генделя, оригинальные сочинения для альта В. Моцарта, Н.
Впрочем, эту магию Юрий Башмет запустил собственноручно, легко взмахнув дирижерской палочкой, как волшебной. Концерт, который напоминал музыкальные иллюстрации к автобиографии маэстро, получился весьма трогательным. Виртуальный Башмет делился с публикой откровениями — о том, как увлекался творчеством The Beatles и сам играл на гитаре, как благодаря настойчивости матери поступил в Московскую консерваторию, и даже о том, как забыл вступить в оркестре, засмотревшись на руки Мстислава Ростроповича.
История жизненного и творческого пути музыканта складывалась на глазах, шаг за шагом, но была рассказана без лишнего пафоса, предельно искренно, отчасти с юмором. Музыкальные номера, звучавшие после каждой «главы», иллюстрировали повествование — как с тем же Ростроповичем, где речь шла о первой части Третьей симфонии Бетховена. К слову, программа юбилейного вечера мало напоминала типичный музыкальный «капустник» или праздничный гала с участием близких и коллег из них были только пианистка Ксения Башмет и дирижер Алексей Рубин.
Гала-концерт закрытия XVI Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета
29 ноября, в заключительный день IX Международного музыкального Гаврилинского фестиваля, на сцене Вологодского областного колледжа искусств выступит Камерный оркестр «Солисты Москвы» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета. Мне практически Юрий Абрамович Башмет – родственник. Главная» Новости» Александр башмет сын юрия башмета.
Юрий Башмет. Коллекция
В 1986 создал камерный ансамбль «Солисты Москвы» — художественный руководитель, дирижер и солист ансамбля. С 2002 г. Стравинского и С. Прокофьева , премии «Овация» вместе с оркестром «Солисты Москвы» , премии «Скрипач на крыше». Офицер ордена Великого князя Литовского Гядиминаса Литва , офицер ордена искусств и литературы Франция , офицер ордена Почетного легиона Франция , почетный гражданин города Русе Болгария , командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», почетный профессор Музыкальной академии Киджи Италия.
Прокофьева , премии «Овация» вместе с оркестром «Солисты Москвы» , премии «Скрипач на крыше».
Офицер ордена Великого князя Литовского Гядиминаса Литва , офицер ордена искусств и литературы Франция , офицер ордена Почетного легиона Франция , почетный гражданин города Русе Болгария , командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», почетный профессор Музыкальной академии Киджи Италия. Юрий Башмет — один из создателей и участников спектакля «Не покидай свою планету» реж. Крамер , премьера которого состоялась в Сочи в феврале 2016 года в рамках IX Международного зимнего фестиваля искусств, проводимого маэстро. Далее шесть лет спектакль шёл на сцене театра «Современник».
Это неудивительно, поскольку зритель видит на сцене детей, которые играют как высокопрофессиональный виртуозный коллектив 23. Я сказал, что это интересно, и, когда мы начали репетировать, выяснилось, что это очень трогательное, понятноеЯ вспоминаю, как увлеченные Мерзликин и Карягин пришли ко мне, эту идею озвучили.
Я сказал, что это интересно, и, когда мы начали репетировать, выяснилось, что это очень трогательное, понятное 02.
Юрий обратил внимание на скромную девушку, а она даже не повела глазом — робкий парень ей не понравился. Спустя время Наталья всё же присмотрелась к альтисту. На одной из вечеринок в общежитии Юра и обратил на меня внимание.
Но он был не в моем вкусе. Роман начался со второго курса. Предложение руки и сердца, очень романтическое, было сделано на пятом курсе. Я поняла, что обрела мужа, за которым буду как за каменной стеной», — рассказывала в одном интервью жена.
Возлюбленные сыграли свадьбу на пятом курсе, с того момента никогда не разлучались. В браке у них родились дети — Ксения и Александр. Родители никогда не напирали на них, но волей судьбы дочь стала пианисткой. А вот сын получил экономическое образование, хотя неплохо играет на флейте и рояле, которые освоил самостоятельно.
Музыкальная карьера Юрия Башмета Башмет начал свою профессиональную карьеру в возрасте 18 лет, когда окончил среднюю специальную музыкальную школу. Затем он поступил в Московскую консерваторию, где учился сначала у профессора Вадима Борисовского, а затем Фёдора Дружинина. Во время обучения Башмет получил Вторую премию Международного конкурса альтистов, который проходил в Будапеште, а также Гран-при в Мюнхене. Эти победы стали отправными точками в мировом признании.
Совершенством и уникальным музыкальным исполнением Башмет завоевал доверие и восхищение публики. Он — первый исполнитель, репертуар которому создавали Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев и более 50 композиторов. Кроме этого, Юрий Абрамович стал первым музыкантом, кому разрешили сыграть на альте Моцарта в Зальцбурге. В 1985-м Юрий Башмет в первый раз выступил как дирижёр.
Случилось это по наставлению художественного руководителя Святослава Рихтера. Альтисту предложили занятие, которое неожиданно пришлось по душе. Потом Рихтер меня поддержал, сказав, что дирижировать — это мое. Спустя десять лет музыкант организовал камерный ансамбль «Солисты Москвы».
Коллектив прославился и гастролировал по всему миру. С того времени музыкальная жизнь России немыслима без камерного коллектива. Участниками ансамбля становятся молодые музыканты, выпускники и аспиранты Московской консерватории. Мы тут недавно подсчитали, что за 15 лет объехали земной шар уже 34 с половиной раза!
В 2002 году Юрий Башмет вступил в должность художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».
6 концертов и 5000 зрителей – в Красноярском крае завершился фестиваль Юрия Башмета
Награды и звания Премия «Грэмми» вместе с оркестром «Солисты Москвы», в номинации «лучшее выступление в составе малого ансамбля», 2008. Государственная премия СССР 1986. Государственная премия РФ 1993, 1995, 2000, 2013. Награжден орденами Почета 2008 , «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени 2013 , Дружбы 2014. Офицер ордена Почётного легиона 2003. Почетный Академик Лондонской Академии искусств. Почётный профессор МГУ им.
Ломоносова 2004.
Он несколько лет назад стал лауреатом как раз Гаврилинского конкурса в Вологде, чему мы все очень порадовались. И вот сейчас это будет своего рода его возвращение в ваш город, но уже как солиста. Как хватает энергии, а самое главное, времени в ваш юбилейный год на то, чтобы все коллективы успешно развивались? Главное — было бы желание. Так как мне интересно все, чем я занимаюсь, а этого, прямо скажем, немало, то и времени хватает. И потом, есть же момент переключения с одного коллектива на другой, с одного проекта на другую идею. Может быть, поэтому я не устаю, а каждый день получаю что-то интересное для меня.
И конечно, всегда очень важно видеть результаты своего труда. И с «Солистами Москвы», и с «Новой Россией», и с юношеским симфоническим оркестром я их вижу, и это дает мне новые стимулы. Это и мой очень близкий друг, патриарх, можно сказать, русской музыки Александр Чайковский.
В 1972 году приобрёл альт миланского мастера Паоло Тесторе 1758 , на котором играл всю свою творческую жизнь. Он рассказывал историю покупки этого уникального инструмента: "Это очень хороший инструмент, но не Страдивари и не Гварнери, а Паоло Антонио Тесторе. Миланская школа. Он попал ко мне на первом курсе консерватории. Стоил тогда неимоверных денег - 1,5 тыс. У меня была треть суммы - благодаря тому, что я играл в группе на гитаре. Родители об этом не знали, я не мог признаться маме.
Она была против работы: «Что хочешь делай, но чтобы это не было твоей обязанностью, чтобы ты не получал за это деньги». Поэтому я не демонстрировал свои доходы - так и скопил треть суммы. А две другие части дали дедушка и папа. Папа даже в долги влез - больше года отдавал. Он спокойно мог стоить еще дороже - 3—4 тыс. Но просто его владельцы должны были за семь дней уехать за рубеж на ПМЖ и не могли ничего взять с собой. И передали альт из Одессы через знакомого музыканта. И вот мне позвонил мой профессор Борисовский, он картавил: «Пгиезжай. Твой итальяшка тебя ждет»". А значительно позже, в Зальцбурге, к нему в руки попал альт Моцарта.
И этот инструмент оказался «родным братом» моего альта! Тот же мастер его сделал, всего три года разницы. В 1976 году окончил Московскую консерваторию класс В. Борисовского, затем Ф. С 1976 по 1978 год проходил в консерватории ассистентуру-стажировку руководитель Ф. Юрий Башмет в молодости С 1976 года ведёт активную концертную деятельность как альтист. С 1978 года - солист Московской филармонии. Владеет практически всем альтовым репертуаром. В репертуаре произведения И. Баха, Г.
Генделя, оригинальные сочинения для альта В. Моцарта, Н. Паганини, Р. Шумана, И. Брамса, К. Дебюсси, А.
Неотъемлемой частью фестиваля стала его образовательная программа. Состоялась творческая встреча Юрия Башмета с Сибирским юношеским оркестром. В Красноярске и Норильске молодые артисты участвовали в мастер-классах от музыкантов камерного ансамбля «Солисты Москвы».
Планируется, что Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета вновь пройдет в Красноярском крае в конце мая 2024 года.
70 нот Юрия Башмета
Маэстро примется травить байки, а разные звезды вроде Нино Катамадзе и Дианы Арбениной исполнят что-то неожиданное, как это было на 65-летие дирижера. Но 71-летие Юрия Абрамовича пошло по другому сценарию. Пришедшим в КЗ Чайковского именинник, облаченный во все черное, сообщил: - Сегодня особенный концерт. Набора красивых мелодий не будет. Мои любимые артисты поздравить меня не придут. Уверен, что вы получите удовольствие...
Мировые знаменитости: Юрий Башмет, Борис Березовский и Вадим Репин — магнетические артисты, с которыми сам концерт становится произведением искусства. Администрация портала « Культура.
Оказывается, таким образом музыкант "украсил" портреты мантиями мушкетеров. Книга "Три мушкетера" остается любимым произведением маэстро с детства.
Суеверный музыкант давно заметил, что если отмечает этот праздник иначе, то потом весь год идет наперекосяк. Поэтому и семидесятилетие альтиста не стало исключением.
Вы уделяете много внимания поддержке творческих деятелей и молодых музыкантов. Созданный Вами Международный благотворительный фонд ежегодно вручает Премии имени Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства. Дорогой Юрий Абрамович, Российская академия художеств от всей души желает Вам неиссякающего вдохновения, новых творческих радостей и здоровья!
Президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели». Церетели «Мои современники» 20 апреля 2009 года.
В Норильске прошел концерт «Солистов Москвы» под управлением маэстро.
- Новости по теме: Юрий Башмет
- Человеком года признан виртуозный альтист и дирижер Юрий Башмет. Новости. Первый канал
- 70 нот Юрия Башмета | МосКультУРА
- Трансляции в этом месте
К 70-летию почетного члена РАХ Юрия Абрамовича Башмета
- Юрий Башмет отметил 70-летие на сцене и устроил особый музыкальный сюрприз
- Гала-концерт закрытия XVI Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета
- Дирижирует карандашом и любит ездить по России: история мировой славы Юрия Башмета
- 70 нот Юрия Башмета
- Юрий Абрамович Башмет