Новости венчание на царство грозного

Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство.

ИОАНН ГРОЗНЫЙ

Венчание Ивана Грозного на царство. стр.27 Чина венчания на царство Ивана IV (Поучение митрополиче к великому князю). Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен. Московские цари и Российские императоры венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля (арх. Аристотель Фиораванти, 1479). Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным. 16 января 1547 года был повенчан на царство Иван Грозный, вошедший в историю как кровавый тиран, взращенный в атмосфере дворцовых интриг.

Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство

Одновременно с началом русского наступления в Ливонии крымская конница совершила набег на Русское царство, несколько тысяч крымцев прорвались в окрестности Тулы и Пронска, и Р. Скрынников подчёркивает, что русское правительство в лице Адашева и Висковатого «должно было заключить перемирие на западных рубежах», поскольку готовилось к «решительному столкновению на южной границе» [91]. Царь уступил требованиям оппозиционной аристократии о походе на Крым: «мужи храбрые и мужественные советовали и стужали, да подвижется сам Иван с своею главою, со великими войсками на Перекопского хана» [92]. В 1558 году войско князя Дмитрия Вишневецкого одержало победу над крымским войском у Азова , а в 1559 году войско под командованием Даниила Адашева совершило поход на Крым, разорив крупный крымский порт Гёзлёв ныне — Евпатория и освободив многих русских пленников [93]. Иван Грозный предложил союз польскому королю Сигизмунду II против Крыма, но тот, напротив, склонился к союзу с ханством [94] [ неавторитетный источник обс. Падение «Избранной рады».

Эта дипломатическая акция послужила важным рубежом в ходе и развитии Ливонской войны: война России с Ливонией превратилась в борьбу государств Восточной Европы за ливонское наследство [95]. В январе 1560 года армия под командованием князей Шуйского , Серебряного и Мстиславского взяла крепость Мариенбург Алуксне. Очевидец писал: «Угнетённый эст скорее согласен подчиниться русскому, чем немцу» [96]. По всей Эстонии крестьяне восстали против немецких баронов. Возникла возможность быстрого завершения войны.

Однако воеводы царя не пошли на захват Ревеля и потерпели неудачу в осаде Вейсенштейна [96]. В Феллин был назначен Алексей Адашев воеводой большого полка , однако он, будучи худородным, погряз в местнических спорах со стоявшими выше его воеводами, попал в опалу, вскоре был взят под стражу в Дерпте и там умер от горячки. В связи с этим покинул двор и постригся в монастырь Сильвестр , а с тем пали и их более мелкие приближённые — Избранной раде настал конец [30]. Осенью 1561 года была заключена Виленская уния об образовании на территории Ливонии герцогства Курляндия и Семигалия и переходе прочих земель в состав Великого княжества Литовского. В январе-феврале 1563 года взят Полоцк [97].

Здесь по приказу Грозного был утоплен в проруби Фома [98] [99] , проповедник реформационных идей и сподвижник Феодосия Косого [100]. Скрынников считает [101] , что расправу над полоцкими евреями [102] [103] [104] [105] [106] поддержал сопровождавший царя игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Леонид. Также по царскому приказу татары, принимавшие участие в военных действиях, перебили бывших в Полоцке бернардинских монахов [103]. Религиозный элемент в покорении Иваном Грозным Полоцка отмечает также Хорошкевич [107]. Шуйского, двигаясь в сторону Минска и Новогрудка, неожиданно попала в засаду и была наголову разбита войсками Н.

Радзивилла [108]. Грозный немедленно обвинил в предательстве воевод М. Репнина и Ю. Кашина героев взятия Полоцка и велел убить их. Курбский в связи с этим укорял царя, что он пролил победоносную, святую кровь воевод «во церквах Божиих» [109] [уточнить] [110] [111].

Несколькими месяцами спустя в ответ на обвинения Курбского [112] Грозный прямо писал о совершённом боярами преступлении [113]. Период опричнины 1565—1572 Основные статьи: Опричнина и Опричник Причины введения опричнины По мнению советских историков А. Зимина и А. Хорошкевич, причина разрыва Ивана Грозного с «Избранной радой» состояла в том, что программа последней оказалась исчерпанной [114]. В частности, была дана «неосмотрительная передышка» Ливонии, в результате чего в войну втянулось несколько европейских государств.

Кроме того, царь не был согласен с идеями деятелей «Избранной рады» в особенности, Адашева о приоритетности завоевания Крыма по сравнению с военными действиями на Западе [115]. Наконец, «Адашев проявил излишнюю самостоятельность во внешнеполитических сношениях с литовскими представителями в 1559 году» [116] и в итоге был отправлен в отставку. Подобные мнения о причинах разрыва Ивана с «Избранной радой» разделяют далеко не все историки. Так, Николай Костомаров видит истинную подоплёку конфликта в отрицательных особенностях характера Ивана Грозного, а деятельность «Избранной рады», напротив, оценивает весьма высоко [28]. Кобрин также полагал, что личность царя сыграла здесь решающую роль, однако в то же самое время увязывает поведение Ивана с его приверженностью программе ускоренной централизации страны, противостоящей идеологии постепенных перемен «Избранной рады» [117].

Историки считают, что выбор первого пути обусловлен личным характером Ивана Грозного, не желавшего слушать людей, не согласных с его политикой. Таким образом, после 1560 года Иван встал на путь ужесточения власти, который привёл его к репрессивным мерам [118]. По мнению Р. Скрынникова, знать легко бы простила Грозному отставку его советников Адашева и Сильвестра, но она не желала мириться с покушением на прерогативы боярской Думы [119]. Идеолог боярства Курбский самым решительным образом протестовал против ущемления привилегий знати и передачи функций управления в руки приказных дьяков : «писарям русским князь великий зело верит, а избирает их ни от шляхетского роду, ни от благородна, но паче от поповичей или от простого всенародства, а то ненавидячи творит вельмож своих» [120].

Новые недовольства князей, считает Скрынников, вызвал царский указ от 15 января 1562 года об ограничении их вотчинных прав, ещё больше, чем прежде, уравнивавший их с поместным дворянством [121]. В начале декабря 1564 года, согласно исследованиям Шокарева [122] , была предпринята попытка вооружённого мятежа против царя, в которой принимали участие западные силы: «Многие знатные вельможи собрали в Литве и в Польше немалую партию и хотели с оружием идти против царя своего» [123]. Учреждение опричнины Григорий Седов. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земщину. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников.

Центром Опричнины стала Александровская слобода — новая резиденция Ивана Грозного, откуда 3 января 1565 года гонцом Константином Поливановым была доставлена грамота духовенству, боярской Думе и народу об отречении царя от престола [124]. Хотя Веселовский считает, что Грозный не заявлял о своём отказе от власти [125] , но перспектива ухода государя и наступления «безгосударного времени», когда вельможи могут снова заставить городских торговцев и ремесленников всё делать для них даром, не могла не взволновать московских горожан [126]. Первыми жертвами опричнины стали виднейшие бояре: первый воевода в Казанском походе А. Головин чей род традиционно занимал должности московских казначеев , П. Лобан-Ростовский и др.

Самим боярам и князьям предоставлялись поместья в других областях страны, например, в Поволжье [124]. Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти — Освящённым собором и Боярской Думой [127]. Также есть мнение, что этот указ подтвердил своим решением Земский собор [128] [129] [130] [131] [132]. Но значительная часть земщины протестовала против опричнины, так в 1566 году около 300 знатных лиц земщины подали челобитную об отмене опричнины; из челобитников 50 подвергли торговой казни , нескольким урезали языки, трёх обезглавили [133]. Аполлинарий Васнецов.

Конец XVI века Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков », 1912 год К посвящению в сан митрополита Филиппа , произошедшему 25 июля 1566 года, была подготовлена и подписана грамота, согласно которой Филипп обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять» [134]. По версии Р. Скрынникова, благодаря вмешательству Филиппа были выпущены из тюрьмы многие челобитники Собора 1566 года. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбуждён процесс в церковном суде.

За останки епископа Болеслав заплатил золотом кратно весу тела.

Тело усопшего епископа было перевезено в Польшу и захоронено в городе Гнездо. Этот жест по выкупу останков был высоко оценен германским королем и императором священной Римской империи Оттоном III. Будучи сильно впечатленным поступком Болеслава, который заплатил огромную сумму за покойного епископа, император предлагает называть Болеслава не князем, а королем [5]. Возьмем, к примеру, Англию. Первым из англосаксонских правителей Британии стал именовать себя королем Англии».

По поводу Франции Н. Пронина пишет: «…уже в начале XIV века во Франции было провозглашено: «Король — император в своем королевстве» [6]. Историк Кобрин о своих русских правителях писал следующим образом: «Ведь все они были лишь Великими князьями, только иногда, не столь в официальных документах, сколь в публицистике, их для пущей торжественности именовали царями» [7]. Эта колкость касается в большей степени деда Грозного. Подчеркивается, что царем дед Грозного именовал себя только с ливонцами и некоторыми немецкими князьями.

Очередные двойные стандарты. На Западе, когда хотят, правители повышают свой статус, а всем остальным это запрещают делать. У них можно было легко назначать королей или провозглашать себя королями, а Московское царство на это, по их мнению, права не имело. Как пишут историки, первое упоминание обращения с использованием царского титула в дипломатической переписке между польской и русской сторонами появилось в 1489 году. Согласно действовавшей практике, если ты принимаешь титул от правителя, стоящего рангом выше, то тот, кто принимает, становится вассалом дающего титул.

В Росархиве сохранилась грамота 1514 года Максимилиана I [8] к отцу Грозного Великому князю Василию III, в котором князь назывался титулом «kayser» — цезарь, император. Эту грамоту в 1718 году царь Петр распорядился напечатать на европейских языках для обоснования своего императорского титула. Ближайшее окружение царя оказалось не радо возвышению царя. Они поддерживали претензии западных «партнеров» в их стремлении лишить Грозного этого важного титула. Фроянов приводит сведения: «Нельзя забывать, что к моменту приезда литовских послов в Москву прошло всего два года, как в русской столице произошло событие величайшего государственного значения — венчание Ивана IV на царство.

И послы требуют от богоизбранного государя отказаться от царского титула. Требование послов отказаться от титула царя при составлении договора о перемирии ставило вообще под сомнение царское достоинство Ивана IV и тем поощряло московских противников самодержавия к дальнейшей крамоле. Вот почему государь долго говорил о Думе, убеждая бояр не отступать от недавно провозглашенного русского царства. Казалось, бояре поняли всю ответственность решения, которое им предстояло принять, и согласились с доводами царя, но затем перевернулись, поддержав «непризнание царского титула со стороны Сигизмунда II Августа», то есть став фактически на сторону иноземного властителя. Это походило на коллективную измену бояр царю Ивану.

Сам Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах. В 2000 году появились доказательства, что Иван IV, вероятно, был прав: в останках царицы обнаружили ртуть, мышьяк и свинец в количестве, которое не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики, которая содержала ядовитые вещества. После смерти Анастасии царь ожесточился, стал подозрительным и гневливым. Тогда-то на смену ангелу и пришла демоница: черкешенка Мария Темрюковна. Иван IV хотел взять в жены сестру короля Польши Екатерину, однако тот потребовал за родственницу Новгород, Псков и Смоленск, и Грозный отказался от этой идеи. Царь отправил сватов «у черкасских князей дочерей смотрети», и вскоре в Москву прибыли 16-летняя княжна Кученей с братом.

Гостью представили царю, и он, впечатленный ее красотой, объявил девушку своей невестой. После крещения Кученей получила имя Мария — в честь святой Марии Магдалины. По словам Карамзина, Мария Темрюковна была дика нравом и жестока душой. Вышивать в светлице она отказалась, зато с удовольствием сопровождала мужа в военных походах, на охоте, публичных казнях и медвежьих травлях. В отличие от Анастасии Мария не пыталась укротить буйный нрав мужа — наоборот, только разжигала его жестокость и подозрительность. Единственный ребенок Марии, царевич Василий, умер в двухмесячном возрасте.

Сама царица скончалась в 1569 году. Бояре, дворяне и простой люд оплакали женщину, «показывая горесть лицемерную, скрывая истинную, общую, производимую свирепством Иоанна». Грозный привычно объявил, что его жену сжили со свету, но в этот раз, по словам Карамзина, лишь для того, чтобы подготовить Россию к «ужаснейшим исступлениям своей ярости». Скульптурная реконструкция С. Никитина по черепу Марфу Собакину, которую вся страна запомнила благодаря легендарной фразе из фильма Гайдая: «Марфа Васильевна я», — Иван Грозный и женой-то не считал. Причины для этого у него действительно были: его супругой Собакина пробыла лишь 15 дней.

Всего собрали две тысячи девушек, из них выбрали 24, потом отсеяли половину, оставив 12 претенденток. Иван «долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильевну Собакину». Знай они, что их ожидает, то вряд ли радовались бы — скорее, бежали из столицы со всех ног. Марфа Собакина сразу после помолвки захворала: девушка «сохла» без видимых причин, у нее начались припадки.

Первые военные походы оказались для Москвы безуспешными. Дело в том, что громоздкая русская армия имела свойство долго и шумно передвигаться. В те годы основу московского войска составляла пехота, которую обслуживало большое количество крестьян, приводимых в армию служилыми людьми. Дворовые слуги, холопы, которых господа брали с собой в походы, должны были прокладывать дорогу, следить за обозом, разбивать лагерь для отдыха. В результате русское войско перемещалось крайне медленно. А вот бесшумная татарская конница стремительно налетала на фланги и наносила серьёзный ущерб. Так до Казани добиралась в лучшем случае израненная армия, в худшем — её часть. Вымотанные московиты были уже не в силах штурмовать город. Вероятно, безрезультатные походы на Казань продолжались бы ещё довольно долго, если бы думному дьяку Висковатому не пришла в голову мысль построить на подступах к городу крепость Свияжск. Это позволило русской армии сначала дислоцироваться на острове, недосягаемом для татарской конницы, укрепиться, а затем за один бросок достигнуть стен Казани. Город был взят штурмом в октябре 1552-го. Весть об этой победе вызвала великую радость во всём Русском государстве. Несколько дней шли пиры, а затем Иван Васильевич во исполнение обета, данного перед походом, повелел заложить храм-памятник — собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади. Общее благополучие — рождение наследника, рост державы, укрепление войска — омрачилось внезапной болезнью возможно, воспаление лёгких , которая протекала очень тяжело. Иван IV часто впадал в беспамятство, надежды на выздоровление практически не было. Этим воспользовались бояре-отступники, которые стали поговаривать о новом монархе. Но Иван Васильевич выздоровел. Вернувшись к делам, он продолжил начатые реформы, однако предательские замыслы подданных не давали ему покоя. Царь Иван Грозный, 1897 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея В 1556-м в Казани произошло восстание, в результате которого татары вырезали весь русский гарнизон, базировавшийся в городе. Последствия этого мятежа для казанского населения были катастрофическими. Иван IV утопил бунт в крови. Казанский кремль фактически штурмовали второй раз. В итоге было уничтожено всё мужское население города. Уцелели только маленькие дети.

Внутренняя политика

  • Поиск на BarCaffe
  • Венчание на царство Ивана Грозного
  • Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство - РОССИЯ — НОЕВ КОВЧЕГ
  • В Александровской слободе рассказали о венчании на царство Ивана Грозного
  • Жены Ивана Грозного: трагическая судьба всех цариц

Венчания на царство и последствия

  • 16/29 января 1547 года. Венчание на Царство Иоанна Грозного: hurtmann — LiveJournal
  • Венчание на царство Ивана Грозного. О вкладе семьи Марии Темрюковны в признание царского титула
  • Венчание на царство Ивана 4 Грозного – кратко о фактах и значении, дата события
  • Какого правителя Руси первого венчали на царство
  • Венчание на царство

1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. 1453 пала Византия и Москва- 3 Рим

Как Иван Грозный на царство венчался | История.РФ | Дзен Перенятое из Византии венчание на царство (впоследстии чин коронации) со временем претерпевало изменения.
ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Коронации русских императоров, хотя и были основаны на венчаниях на царство московских царей и проходили также в Успенском соборе, значительно отличались.

Как Иван Грозный на царство венчался

Церковники, с трудом удержавшись от того, чтобы объяснить царю, что он и есть причина «бедствий», признали брак с Марфой не идущим в зачет, и позволили Ивану выбрать новую супругу. Ею стала Анна Колтовская — «вице-мисс» смотра невест, на котором победила Собакина. На царя наложили трехлетнюю епитимью, а народу строго-настрого наказали: никаких венчаний в четвертый раз! Это только для государя, и то в силу рокового стечения обстоятельств! О причинах такого поведения историки спорят до сих пор. Одни говорят, что Колтовскую ненавидели бояре, которые и добились ее ссылки. Другие утверждают, что она постоянно конфликтовала с опричниками, тем самым восстановив их против себя. Третьи же объясняют всё просто: Анна быстро надоела царю, и он от нее избавился. Не исключено, что Марию вычеркнули из жизни Ивана Грозного как супругу не только незаконную ведь венчаться четвертый раз было нельзя , но и недостойную.

Свадьбу устроили скромную, большинство гостей были из числа близких Грозного. Тихая, пугливая Васильчикова больше походила на монашку, чем на царицу. Выходов в свет она не любила, отчаянно боялась сглаза, на людях всегда появлялась в плотном окружении боярышень. Судя по всему, она надоела Грозному почти сразу: через несколько месяцев после свадьбы покровитель Анны Василий Умной и двое братьев царицы дали вклад в Троице-Сергиев монастырь по 50 рублей каждый, что было явным свидетельством приближающейся опалы. Примерно через год супружеской жизни Грозный отправил Анну в монастырь, где она и умерла. До сих пор непонятно, существовала ли Мелентьева, или ее упоминания появились в хрониках стараниями фальсификаторов истории. Тем не менее, она часто фигурирует в произведениях искусства, посвященных Ивану Грозному. Мужем Василисы считают приближенного царя Мелентия Иванова, который заслужил расположение государя своей готовностью исполнять любые приказы.

Как-то Иван решил заехать к любимчику в гости — и был поражен красотой Василисы. Государь велел прислать женщину к нему, но Мелентий не сделал этого, отговорившись болезнью. Грозный не поленился навестить внезапно захворавших супругов. После этого визита Иванов скоропостижно скончался, а его вдова стала невенчаной женой Грозного. Мелентьевой не нравились постоянные безумные гуляния и казни, и монарх стал вести себя сдержаннее.

Во время Ливонской войны мусульманские области Поволжья стали поставлять русскому войску «множае треюдесять тысящь бранных», хорошо подготовленных к наступлению [74]. Сразу после взятия Казани, в январе 1555 года, послы сибирского хана Едигера просили царя, чтобы он «всю землю Сибирскую взял под своё имя и от сторон ото всех заступил защитил и дань свою на них положил и человека своего прислал, кому дань собирать» [75] [76]. Астраханские походы 1554—1556 Взятие Астрахани русскими войсками.

В начале 1550-х годов Астраханское ханство являлось союзником крымского хана , контролируя нижнее течение Волги. До окончательного подчинения Астраханского ханства при Иване IV было совершено два похода. Поход 1554 года был совершён под командованием воеводы князя Юрия Пронского-Шемякина. В сражении у Чёрного острова русское войско разбило головной астраханский отряд, а Астрахань была взята без боя. В итоге к власти был приведён хан Дервиш-Али , обещавший поддержку Москве. Поход 1556 года был связан с тем, что хан Дервиш-Али перешёл на сторону Крымского ханства и Османской империи. Поход возглавил воевода Иван Черемисинов. Сначала донские казаки отряда атамана Ляпуна Филимонова нанесли поражение ханскому войску под Астраханью, после чего в июле Астрахань вновь взята без боя.

В результате этого похода Астраханское ханство было подчинено Русскому царству. После покорения Астрахани русское влияние стало простираться до Кавказа. В 1559 году князья Пятигорские и Черкасские просили Ивана IV прислать им отряд для защиты против набегов крымских татар и священников для поддержания веры; царь послал им двух воевод и священников, которые обновили павшие древние церкви, а в Кабарде проявили широкую миссионерскую деятельность, крестив многих в православие [77]. Миниатюра Лицевого летописного свода В годы правления Ивана Грозного были установлены торговые отношения России с Англией через Белое море и Северный Ледовитый океан , сильно ударившие по экономическим интересам Швеции , получавшей немалые доходы от транзитной русско-европейской торговли [78]. В 1553 году экспедиция английского мореплавателя Ричарда Ченслера обогнула Кольский полуостров , вошла в Белое море и бросила якорь к западу от Николо-Корельского монастыря напротив селения Нёнокса. Получив весть о появлении англичан в пределах своей страны, Иван IV пожелал встретиться с Ченслером, который, преодолев около 1000 км, с почестями прибыл в Москву. Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана « Московская компания », получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана. Шведский король Густав I Васа после неудачной попытки создать антироссийский союз, в составе которого находились бы Великое княжество Литовское , Ливония и Дания , решил действовать самостоятельно.

Первым мотивом на объявление войны Швеции был захват русских купцов в Стокгольме. Нюрнберг, вторая половина XVI века. В 1547 году царь поручил саксонцу Шлитте привезти ремесленников, художников, лекарей, аптекарей, типографщиков, людей, искусных в древних и новых языках, даже теологов [80]. Однако после протестов Ливонии сенат ганзейского города Любека арестовал Шлитте и его людей см. Дело Шлитте. В 1554 году Иван IV потребовал от Ливонской конфедерации возврата недоимок по установленной ещё договором 1503 года « юрьевской дани », отказа от военных союзов с Великим княжеством Литовским и Швецией и продолжения перемирия. Первая выплата долга за Дерпт должна была состояться в 1557 году, однако Ливонская конфедерация не выполнила своё обязательство [81]. Весной 1557 года на берегу Нарвы по приказу Ивана был поставлен порт: «Того же года, Июля, поставлен город от Немец усть-Наровы-реки Розсене у моря для пристанища морского корабельного», «Того же года, Апреля, послал царь и Великий князь окольничего князя Дмитрия Семёновича Шастунова да Петра Петровича Головина да Ивана Выродкова на Ивангород , а велел на Нарове ниже Ивангорода на устье на морском город поставить для корабленного пристанища…» [82] Однако Ганзейский союз и Ливония не пропускали европейских купцов в новый русский порт, и те продолжали ходить, как и прежде, в Ревель , Нарву и Ригу.

Посвольский договор , заключённый 15 сентября 1557 года между Великим княжеством Литовским и Орденом, создал угрозу установления литовской власти в Ливонии [83]. Согласованная позиция Ганзы и Ливонии по недопущению Москвы к самостоятельной морской торговле на Балтике привела царя Ивана к решению начать борьбу за подчинение Ливонии. Первоначально военные действия развивались успешно. Русская армия вела активные наступательные действия в Прибалтике, взяла Нарву , Дерпт , Нейшлосс, Нейгауз, разбила орденские войска у Тирзена под Ригой. Весной и летом 1558 русские овладели всей восточной частью Эстонии [84] , а к весне 1559 года армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам Орден фактически перестал существовать. По указанию Алексея Адашева русские воеводы приняли предложение о перемирии, исходящее от Дании , которое длилось с марта по ноябрь 1559 [85] [86] , и начали сепаратные переговоры с ливонскими городскими кругами о замирении Ливонии в обмен на некоторые уступки в торговле со стороны немецких городов [87]. В 1560 году на съезде имперских депутатов Германии Альберт Мекленбургский доложил: «Московский тиран принимается строить флот на Балтийском море: в Нарве он превращает торговые суда, принадлежащие городу Любеку, в военные корабли и передаёт управление ими испанским, английским и немецким командирам» [88]. Съезд постановил обратиться к Москве с торжественным посольством, к которому привлечь Испанию , Данию и Англию, предложить восточной державе вечный мир и остановить её завоевания [89].

Выступление Грозного в борьбе за Балтийское поморье… поразило среднюю Европу. В Германии «московиты» представлялись страшным врагом; опасность их нашествия расписывалась не только в официальных сношениях властей, но и в обширной летучей литературе листовок и брошюр. Принимались меры к тому, чтобы не допустить ни московитов к морю, ни европейцев в Москву и, разобщив Москву с центрами европейской культуры, воспрепятствовать её политическому усилению. В этой агитации против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного о московских нравах и деспотизме Грозного… — Платонов С. Часть московской аристократии и римский папа настойчиво требовали от Ивана Грозного вступить в борьбу с турецким султаном Сулейманом Первым [89]. Одновременно с началом русского наступления в Ливонии крымская конница совершила набег на Русское царство, несколько тысяч крымцев прорвались в окрестности Тулы и Пронска, и Р. Скрынников подчёркивает, что русское правительство в лице Адашева и Висковатого «должно было заключить перемирие на западных рубежах», поскольку готовилось к «решительному столкновению на южной границе» [91]. Царь уступил требованиям оппозиционной аристократии о походе на Крым: «мужи храбрые и мужественные советовали и стужали, да подвижется сам Иван с своею главою, со великими войсками на Перекопского хана» [92].

В 1558 году войско князя Дмитрия Вишневецкого одержало победу над крымским войском у Азова , а в 1559 году войско под командованием Даниила Адашева совершило поход на Крым, разорив крупный крымский порт Гёзлёв ныне — Евпатория и освободив многих русских пленников [93]. Иван Грозный предложил союз польскому королю Сигизмунду II против Крыма, но тот, напротив, склонился к союзу с ханством [94] [ неавторитетный источник обс. Падение «Избранной рады». Эта дипломатическая акция послужила важным рубежом в ходе и развитии Ливонской войны: война России с Ливонией превратилась в борьбу государств Восточной Европы за ливонское наследство [95]. В январе 1560 года армия под командованием князей Шуйского , Серебряного и Мстиславского взяла крепость Мариенбург Алуксне. Очевидец писал: «Угнетённый эст скорее согласен подчиниться русскому, чем немцу» [96]. По всей Эстонии крестьяне восстали против немецких баронов. Возникла возможность быстрого завершения войны.

Однако воеводы царя не пошли на захват Ревеля и потерпели неудачу в осаде Вейсенштейна [96]. В Феллин был назначен Алексей Адашев воеводой большого полка , однако он, будучи худородным, погряз в местнических спорах со стоявшими выше его воеводами, попал в опалу, вскоре был взят под стражу в Дерпте и там умер от горячки. В связи с этим покинул двор и постригся в монастырь Сильвестр , а с тем пали и их более мелкие приближённые — Избранной раде настал конец [30]. Осенью 1561 года была заключена Виленская уния об образовании на территории Ливонии герцогства Курляндия и Семигалия и переходе прочих земель в состав Великого княжества Литовского. В январе-феврале 1563 года взят Полоцк [97]. Здесь по приказу Грозного был утоплен в проруби Фома [98] [99] , проповедник реформационных идей и сподвижник Феодосия Косого [100]. Скрынников считает [101] , что расправу над полоцкими евреями [102] [103] [104] [105] [106] поддержал сопровождавший царя игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Леонид. Также по царскому приказу татары, принимавшие участие в военных действиях, перебили бывших в Полоцке бернардинских монахов [103].

Религиозный элемент в покорении Иваном Грозным Полоцка отмечает также Хорошкевич [107].

Как проходила церемония Согласно историческим источникам, описывавшим священнодействие, она состояла из двух частей: во время первой, на которой будущий царь стоял на особом возвышенном месте, свт. Макарий возложил на него знаки царского достоинства; кроме так называемой «шапки Мономаха», которую обычно возлагали и на великих князей, Иван получил скипетр — жезл, знак власти, и «крест от животворящего древа» вероятно, с частицей Креста Христова ; затем митрополит посадил его на особое «царское место» и сказал краткое поучение; вторая часть чина открылась литургией; после «Херувимской песни» на Ивана была возложена золотая цепь; а после того, как во алтаре причастились митрополит и сослужащие ему священники, Иоанна пригласили к Миропомазанию; подобно тому, как это совершается после Таинства Крещения, свт. Макарий помазал освященным миром его лоб, уши, щеки, плечи, руки со словами: «Печать Дара Духа Святого»; затем Иван причастился Св. Таин — и с этого-то момента стал именоваться царем.

В Оружейной палате можно увидеть «свидетелей» этого события. Один из них — золотой крест с частицей Животворящего древа. Частица подлинного креста Распятия была прислана, вероятно, с Афона, а крест для её хранения был выполнен в Москве в середине XVI века ко дню возведения на престол царя Ивана Грозного. Золотой ковчег в виде иконы появился немного позднее. Венчание на царство всегда начиналось с возложения на будущего царя креста.

Затем возлагалось оплечье — бармы, и только потом — Шапка Мономаха. Икона c крестом с частицей Животворящего древа и изображением святых Константина и Елены. Духовная радость владыки Макария была, вероятно, велика: казалось, что родилась новая христианская держава и ее богоданная власть. Увы —уже через несколько лет многие в России не раз вспомнили, вероятно, прав. Иова, говорившего о принятии от руки Божией не только доброго, но и злого.

Царь воспринял идею своей абсолютной власти — но не идею ответственности за людей. Единственный прижизненный портрет Ивана Грозного на переплёте подносного экземпляра Апостола Ивана Фёдорова 1564 из фонда Государственного исторического музея. Изображение визуализировано благодаря фотосъёмке в узкополосном диапазоне спектра длина волны 730 нм с последующей обработкой Одержимый своими амбициями, он безжалостно уничтожал «крамолу», «измену», казня не согласных с ним бояр во время печально знаменитой «опричнины».

Шмидт, Р. Скрынников историки. В то же время «разоблачителями» четырехвекового «клеветнического заговора» становятся наряду с немногочисленными выполнявшими социальный заказ ВКП б сталинскими историками С. Бахрушин, И. Смирнов , которые, впрочем, не доходили в своей апологии Ивана Грозного до объявления его святым, псевдоцерковные журналисты и публицисты, возглавляемые К. Душеновым и обосновывающие свои «открытия» авторитетом покойного митрополита Иоанна Снычева , никогда не являвшегося специалистом в области русской истории ХVI века. В-четвертых, почитателям Ивана Грозного не только не удалось найти в Русской Церкви «прикровенно» совершившейся канонизации «оклеветанного» царя, но и обнаружить достоверные свидетельства его почитании как святого в русской церковном народе, для которого веками царь Иван Грозный оставался отнюдь не святым подвижником благочестия, а всего лишь грозным царем. Государственный акт Венчания на царство декларировал территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской нации, гарантом чему служила самодержавная власть царя. Этот акт детально регламентировал чин Венчания на царство первоначальный чин поставления на великое княжение , характерной чертой которого являлось сочетание светского и духовного обрядов. Последний заключался в таинстве миропомазания — чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям. Этим обрядом утверждалась сакральность особы государя «помазанника Божьего» как земного наместника Бога, которому присущи божественные атрибуты: престол трон и посох. Среди древнейших атрибутов государева «чина» — «шапка золотая» с меховой опушкой её появление связано с влиянием тюркских традиций, где подобный головной убор служил символом вассалитета. По мере освобождения Московского государства от зависимости со стороны Золотой Орды великокняжеская шапка утрачивала прежний статус; своё название «Мономахова наследственная шапка золотая» получила при Иване IV Грозном.

Православный взгляд. Царь Иван Грозный

16 января в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого князя Иоанна IV. При торжественном обряде венчания на царство использовали, в частности, такие атрибуты, как шапка Мономаха, крест животворящего дерева и царский жезл. На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г.

Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича (1547)

В Благовещенском Соборе Казанского кремля совершили небольшое путешествие в прошлое. Здесь прошла реконструкция коронации Ивана IV для съемки презентационных. Венчание Ивана IV на царство не только содействовало укреплению власти московского самодержца, но и способствовало росту международного престижа русского государства. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. 16 января в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого князя Иоанна IV. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV.

Венчание на царство Ивана 4

Это только для государя, и то в силу рокового стечения обстоятельств! О причинах такого поведения историки спорят до сих пор. Одни говорят, что Колтовскую ненавидели бояре, которые и добились ее ссылки. Другие утверждают, что она постоянно конфликтовала с опричниками, тем самым восстановив их против себя.

Третьи же объясняют всё просто: Анна быстро надоела царю, и он от нее избавился. Не исключено, что Марию вычеркнули из жизни Ивана Грозного как супругу не только незаконную ведь венчаться четвертый раз было нельзя , но и недостойную. Свадьбу устроили скромную, большинство гостей были из числа близких Грозного.

Тихая, пугливая Васильчикова больше походила на монашку, чем на царицу. Выходов в свет она не любила, отчаянно боялась сглаза, на людях всегда появлялась в плотном окружении боярышень. Судя по всему, она надоела Грозному почти сразу: через несколько месяцев после свадьбы покровитель Анны Василий Умной и двое братьев царицы дали вклад в Троице-Сергиев монастырь по 50 рублей каждый, что было явным свидетельством приближающейся опалы.

Примерно через год супружеской жизни Грозный отправил Анну в монастырь, где она и умерла. До сих пор непонятно, существовала ли Мелентьева, или ее упоминания появились в хрониках стараниями фальсификаторов истории. Тем не менее, она часто фигурирует в произведениях искусства, посвященных Ивану Грозному.

Мужем Василисы считают приближенного царя Мелентия Иванова, который заслужил расположение государя своей готовностью исполнять любые приказы. Как-то Иван решил заехать к любимчику в гости — и был поражен красотой Василисы. Государь велел прислать женщину к нему, но Мелентий не сделал этого, отговорившись болезнью.

Грозный не поленился навестить внезапно захворавших супругов. После этого визита Иванов скоропостижно скончался, а его вдова стала невенчаной женой Грозного. Мелентьевой не нравились постоянные безумные гуляния и казни, и монарх стал вести себя сдержаннее.

Семейная жизнь Ивана Васильевича с бойкой вдовой продолжалась два года, пока он не застал ее в постели с другим мужчиной. Закопали Василису и ее любовника в одной яме, Мелентьеву — живой. Раскрашенная литография по эскизу В.

Русские же правители носили титул великого князя и долгое время назначались ордой, а на княжение не венчались, а ставились специальным церковным обрядом настолования. Однако за десятилетия до Грозного уже была сделана первая попытка провести обряд венчания на московский княжеский престол — однако тогда не использовался царский титул, да и удачи в борьбе за правление потенциальному великому князю венчание не принесло. Дмитрия вскоре заточит в темницу отец Ивана IV, Василий III, и к 1509 году Дмитрий сгинет в заточении, так никогда и не став самостоятельным правителем. Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности.

На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя. Самодержец с расширенными полномочиями Торжественный обряд венчания на царство Ивана IV во многом напоминал обряд венчания внука Ивана IV. Но именно по образу и подобию церемонии 1547 года был составлен официальный чин венчания на царство — ему, с незначительными изменениями, следовали все последующие российские цари и императоры. Во время службы в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы, по легенде переданные византийским императором Константином Мономахом князю Владимиру.

Впоследствии, при расширении границ царства, к нему продолжали добавляться названия новых территорий. В 1584 году церемония была дополнена обрядом помазания на царство, при котором лоб восходящего на престол монарха помазывается миром или елеем — отсюда и происходит выражение «помазанник Божий».

После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог". Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император". Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Захарьиной-Романовой. Союз с такой женщиной если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение. На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей.

Линд в издании 1900 года «Иоанн Грозный» из фондов Президентской библиотеки. Приняв в 1547 году в свои руки государственное управление, царь Иван Васильевич занялся его преобразованием. Были проведены реформы военной службы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне, состоялся первый Земский собор. Изменения коснулись и судебной системы — в 1550 году был издан царский судебник, который не только описывал устройство суда в России и порядок его производства, но и включал новые законы касательно гражданских и уголовных дел. По повелению самодержца был составлен церковный судебник, известный также под названием «Стоглав», с его электронной версией можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.

Кроме того, новое государство при Иване Васильевиче не только защищало свои границы, но и расширило их: были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Башкирия, земли Ногайской Орды. В память завоевания Казанского ханства в 1555 году царь велел построить в Москве церковь, которая до сих пор стоит на главной площади страны и известна под именем храма св. Василия Блаженного. Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки Просмотров: 1 136 Комментариев: 0 Другие новости по теме:.

Как Иван Грозный на царство венчался

Венчание на царство Ивана 4 Грозного – кратко о фактах и значении, дата события ВЕНЧАНИЕ ИВАНА IV НА ЦАРСТВО Период боярского правления продолжился до 1547 г., то есть до совершеннолетия последнего великого князя и его венчания на царство.
Telegram: Contact @history2days стр.27 Чина венчания на царство Ивана IV (Поучение митрополиче к великому князю).
В Александровской слободе рассказали о венчании на царство Ивана Грозного | АиФ Владимир Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения.

Кто был первым русским царем

Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV (Грозного). Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного. При торжественном обряде венчания на царство использовали, в частности, такие атрибуты, как шапка Мономаха, крест животворящего дерева и царский жезл. Венчание Ивана IV на царство не только содействовало укреплению власти московского самодержца, но и способствовало росту международного престижа русского государства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий