К появлению указа о вольных хлебопашцах привели такие причины.
Мы в Телеграм
- Россия в XIX веке: Указ о вольных хлебопашцах ::
- Вольные хлебопашцы - определение термина
- Указ о вольных хлебопашцах 1803 г.
- Навигация по записям
- Ответы : Что нового внес в жизнь России указ о вольных хлебопашцах?
Либеральный период внутренней политики Александра I (1801–1812)
Суть и значение указа. Указ «О вольных хлебопашцах»: причины принятия, суть Указа (основные положения) и итоги его реализации. Объяснение, история указа о вольных хлебопашцах, автор, суть указа, последствия указа. Указ о вольных хлебопашцах – данный документ подписал Александр І 20 февраля 1803 года. Социально-экономические последствия Указа о вольных хлебопашцах Указ о вольных хлебопашцах, принятый в 1803 году Российской империей, имел значительное значение для освобожденных крестьянам и для сельского хозяйства в целом.
Указ о свободных хлебопашцах от 20 февраля 1803 г.
Пален, военный губернатор Санкт-Петербурга и один из приближённых Павла I, заручился согласием Александра, прежде чем идти в Михайловский замок. Но великий князь настаивал на том, что его батюшка непременно должен остаться в живых. Ходили слухи, что Пален продемонстрировал Александру поддельный указ об аресте его семьи, и только после этого он согласился. Услышав от Палена, что Павел мёртв, Александр разрыдался. Убийца с раздражением бросил ему: «Хватит ребячиться, ступайте царствовать! И тогда Александр вышел к гвардии, объявил, что его отец «скончался апоплексическим ударом» злые языки потом повторяли: «апоплексическим ударом табакеркой в голову» и что он будет править «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины. Так взошёл на престол император Александр I, правивший Россией с 1801 по 1825 г. Подведём итоги: Александр I c самого рождения был наследником престола. Воспитывался бабушкой Екатериной II, которая, возможно, собиралась передать корону ему.
Дал молчаливое согласие на свержение своего отца Павла I. Современники отмечали, что Александру с детства приходилось лавировать между бабушкой и отцом, пытаясь угодить обоим, и это во многом сформировало его характер — скрытный и двуличный. Негласный комитет В первые недели правления вокруг Александра образовалась группа молодых инициативных людей: князь А. Чарторыйский, князь В. Кочубей, граф Н. Новосильцев и граф П. Они составили так называемый Негласный комитет, который не был официальным государственным органом — скорее, неформальной группой сподвижников царя, с которыми он обсуждал проекты государственных реформ. Неизвестный художник «Граф Н.
Щукин «Граф П. Жан-Лоран Монье Участники Негласного комитета во главе с императором собирались несколько раз в неделю, чтобы обсудить, какие реформы можно было бы провести в России. С их подачи получили амнистию около 12 тыс. Александр восстановил действие «Жалованной грамоты дворянству», практически отменённой Павлом. Снова разрешил выезд за границу, отменил запрет на ввоз иностранных книг. На заседаниях комитета также обсуждали Всемилостивейшую жалованную грамоту — проект конституции. Она должна была установить права и свободы для подданных Российской империи — даже для крепостных крестьян. Предполагалось законодательно утвердить свободу слова, мысли и вероисповедания, презумпцию невиновности, право на неприкосновенность собственности и личности.
Но дальше обсуждений дело не пошло. На заседаниях Негласного комитета было предложено создать Непременный совет, о котором будет рассказано ниже. Этим деятельность членов Негласного комитета и ограничилась. После 1803 г. Таким образом, деятельность Негласного комитета заложила основу для будущих преобразований Александра I, при поддержке членов комитета он отменил многие решения своего отца. Реформы управления Во времена Екатерины II еженедельно собирался Совет при высочайшем дворе — совещательный орган, не имевший никаких полномочий. В него входили люди, к чьему мнению императрица прислушивалась. В него входили 12 представителей знати.
Председателем был Н. Салтыков, бывший воспитатель царя. У Непременного совета было право опротестовывать указы императора. На заседаниях Совета обсуждались проекты некоторых реформ, проводившихся Александром I в первое десятилетие его правления. Портрет Н. Тишбейн В 1810 г. Непременный совет был преобразован в Государственный совет, разделённый на департаменты, общее собрание, Государственную канцелярию и комиссии. Периодически в нём появлялись новые временные органы.
Через Государственную канцелярию в совет поступали на рассмотрение различные дела: законы и указы, проекты реформ. Решения принимались голосованием, однако император мог утвердить решение большинства или меньшинства по своему выбору. На время отсутствия императора Совету подчинялись министерства. С минимальными изменениями Государственный совет просуществовал до 1906 г. Указом «О правах и обязанностях Сената», выпущенным 8 сентября 1802 г. Сенат мог оспорить принятие законов, если они противоречили уже существующим. Этот же указ расширял права обер-прокурора, который был главой Священного синода. В 1803—1824 гг.
Голицын, пользовавшийся безграничным доверием Александра I. Портрет А. Брюллов Одной из главных реформ государственного управления стала министерская реформа. Она проводилась в два этапа: с 1802 по 1803 г. Указом 8 сентября 1802 г. Коллегии теперь были подчинены министерствам, некоторые из них преобразовали в департаменты.
Практика освобождения крестьян в вольные хлебопашцы в царствование Александра i В статье представлены результаты комплексного анализа практики реализации указа 20 февраля 1803 г.
В первой части статьи на основе сопоставления количественных данных показаны динамика процесса перевода крестьян в вольные хлебопашцы, внутрисословная дифференциация и возможная мотивация помещиков, освободивших крестьян в период с 1804 по 1825 г.
Вот почему количество свободных фермеров даже по прошествии полувека было незначительным. Минусы Подписание указа императором свидетельствовало о стремлении властей достичь хоть какого-то компромисса между помещиками и крепостными. Однако стать вольным фермером было непросто. Если взглянуть на суть документа, становится ясно: основные положения заключались в том, что этот госзаказ был выгоднее дворянам — землевладельцам, а для крестьян свобода по-прежнему была чем-то недостижимым в большинстве случаев.
Указ разрешал помещикам продавать любую землю и на любых условиях. Конечно, многие пытались продать бесплодную землю. Были и те, кто продавал крестьянам заложенную землю. Смысл этой операции предельно прост: помещик избавился от долга и даже получил деньги. Александр запросил годовой отчет о выполнении его приказа.
Учитывались взрослые мужчины с семьями количество членов семьи никто не считал. Значение Манифест о свободных крестьянах имел большое значение для русской истории, хотя правительство не добилось особенно очевидных численных результатов. Закон о праве крестьян, утвержденный законом и утвержденный царем, стать вольным народом, открывает путь для последующей реформы 1861 года. Его основные положения были приняты во время разработки манифеста об отмене рабства глеба. Правительство преследовало цель: медленными темпами освободить крестьян, чтобы помещики получили все возможные блага.
Указ не имел серьезных последствий, но прецедент был создан: слуг пытались вывести из рабского положения. Незначительное количество крестьян было выкуплено на свободу, но для России это был шаг вперед: к полной отмене крепостного права. Положения Основные положения документа: Помещику сообщили о его праве освободить слугу с землей, но с согласия обеих сторон. Кроме того, дворянин имел право освободить как слугу, так и его семью. Он тоже по своей доброй воле имел право дать свободу всей деревне, но обязательным условием было выделение земли всем вольноотпущенникам.
Требуемый размер земельного участка должен быть не менее 8 соток. Согласно Уставу решение помещика не могло быть обжаловано его наследниками. Слуга, получив личную свободу и землю, должен выполнять свои обязанности.
С 1848 года они стали называться государственными крестьянами. Принятие указа о вольных хлебопашцах — это, несомненно, прогрессивный шаг императора Александра I по пути цивилизованного государства.
Кроме этого Указ имел и большое идеологическое значение. Впервые первое лицо государства считает возможным освобождать крепостных крестьян с наделом земли и за выкуп. Именно этот Указ лег в основу реформы 1861 года, когда было отменено крепостное право в России. Александр возлагал на этот указ большие надежды, и было приказано ежегодно подавать сведения в канцелярию о числе крестьян пожелавших воспользоваться этим Указом.
Издание Указа о вольных хлебопашцах
Указ о вольных хлебопашцах (1803 год) имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп. Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г. издан Александром I 20 февраля. Указ о вольных хлебопашцах (1803 г.) Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев. Именно указ о вольных хлебопашцах стал основой реформы 1861 г., отменившей крепостное право в России. Принятие указа о вольных хлебопашцах – это, несомненно, прогрессивный шаг императора Александра I по пути цивилизованного государст.
Либеральный период внутренней политики Александра I (1801–1812)
Замечание 2 В 1803 г. император издал указ «О вольных хлебопашцах», согласно которому крепостные. Указ о вольных хлебопашцах (1803 г.) Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев. Предпосылки «Указ о вольных хлебопашцах» был принят в 1803 году императором Александром I.
Вольные хлебопашцы
Предпосылки «Указ о вольных хлебопашцах» был принят в 1803 году императором Александром I. Указ о вольных хлебопашцах (1803 год) имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп. Действительно, если внимательно рассмотреть закон о вольных хлебопашцах, то невольно начинаешь подозревать его составителей в желании парализовать последствия великодушного порыва, сей закон породившего»46. Указ о вольных хлебопашцах фото Издание Указа о вольных хлебопашцах в 1803 году императором Александром І, имело большое идеологическое значение. Указ о вольных хлебопашцах (1803 г.). Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г. издан Александром I 20 февраля.
Указ о вольных хлебопашцах 1803: причины и последствия
Впервые первое лицо государства считает возможным освобождать крепостных крестьян с наделом земли и за выкуп. Именно этот Указ лег в основу реформы 1861 года, когда было отменено крепостное право в России. Александр возлагал на этот указ большие надежды, и было приказано ежегодно подавать сведения в канцелярию о числе крестьян пожелавших воспользоваться этим Указом. Количество освобожденных за выкуп крестьян говорило также о готовности дворянства расстаться со своими привилегиями. Фото из открытых источников интернета.
В представленном весной 1824 г. По словам участников заседания, именно «.
При этом, размышляя о причинах, побудивших установить многоступенчатую процедуру освобождения, члены Совета акцентировали внимание на том, что правительство при разработке правил «увольнения в свободные землепашцы» стремилось защитить крестьян, но практический опыт реализации указа показал, что установленный порядок «был обращаем часто против крестьян потому только, что сии формы соблюдены не были. В качестве одного из возможных способов упрощения процедуры члены департамента предлагали приравнять заключаемые между крестьянами и помещиками условия к обычным «крепостным актам». При этом было отмечено, что неравенство правового статуса участников договора требует особых правил удостоверения добровольности согласия крестьян, которое в случае отсутствия сомнений в намерении помещика освободить крестьян могло даже после его смерти служить достаточным основанием для завершения формальной процедуры42. Не менее действенной, по мнению членов Государственного совета, мерой стимулирования помещиков могло стать разрешение «увольнения крестьян не только с землею, но также и без оной»43. Основываясь на признании нетождественности права «недвижимой собственности» и «личной свободы», они предполагали, что часть помещиков, которые ранее не решалась освобождать крестьян из-за опасения потери земли, воспользуются правом увольнения крепостных людей в свободные хлебопашцы. Дополнительным аргументом разрешения безземельного освобождения было заявление о том, что такой сценарий не приведет ни к опустошению помещичьих земель в связи с массовым оттоком работников, ни к обезземеливанию крестьян, 38 О составлении проекта правил. Сопоставляя обстоятельства дела крестьян Кузьмина с другими аналогичными случаями, участники заседания констатировали: «.
В такой формулировке под «истинными началами» подразумевалось юридически удостоверенное «согласие» крестьян и помещика, принципиальное разграничение права собственности и личной свободы, а главным условием повышения действенности указа 20 февраля 1803 г. Изложенные предложения нашли свое отражение в итоговой резолюции как департамента, так и общего собрания Госсовета. Большинством голосов было принято следующее постановление: «крестьян помещика Кузьмина сделать свободными», а для осуществления необходимых изменений в законодательстве, которые должны были способствовать решению крепостного вопроса в общеимперском масштабе, обратиться к императору с предложением поручить «Комиссии составления законов» разработать «. После утверждения решения императором материалы данного дела 25 сентября 1824 г. Дополнить существующие правила пунктом о дозволении отпускать крестьян при жизни помещика посредством «дарственной записи», а «на случай смерти и посредством духовного завещания», четко определив при этом, что помещик может «увольнять в свободные хлебопашцы токмо крестьян благоприобретенных, а не родовых имений»; 3. Сократить количество инстанций, исключив из списка обязательных процедур обязанность помещика предоставлять текст договора и прошение через губернского предводителя дворянства и министра внутренних дел на подпись императору; 4. В целях предотвращения разорения дворян46 предлагалось сохранить за помещиком право собственности на земельные участки47, которые передавались свободным крестьянам бессрочно или на определенный срок с обязательством выплачивать зафиксированную в договоре денежную сумму или исполнять установленный вид работ.
При этом подчеркивалось, что помещик не имел бы «права нарушить спокойствие крестьян или требовать от сих последних работ или оброка свыше определенных условием»48. Таким образом, по словам членов комиссии, возможно «. Попробуйте сервис подбора литературы. В дальнейшем обозначенные принципы стали основой для разработанного Комиссией составления законов проекта «Правил об увольнении крестьян»50. К сожалению, ограниченный объем настоящей статьи не позволяет подробно изложить содержание данного проекта. Отметим лишь, что содержательно он был направлен на систематизацию и расширение спектра возможных способов освобождения крестьян и упрощение формальных процедур при сохранении обязательного подтверждения добровольности «согласия» крестьян и помещиков. В перспективе предполагалось, что рекомендованные комиссией изменения будут способствовать снижению вероятности возникновения внутри- и межгрупповых конфликтов, причинами которых было не только «естественное» стремление помещиков сохранить право владения землей и «ревизскими душами», но и наличие противоречий в системе нормативно-правовых актов.
Позднее понимание необходимости внесения корректировок в действующее законодательство51 отчетливо прослеживается в работе различных комитетов и комиссий, функционировавших до момента отмены крепостного права в 1861 г. Причиной низкой востребованности права освобождать крестьян целыми селениями с землей и обязательным заключением договора был комплекс факторов, элементами которого являлись как сугубо экономические обстоятельства, обусловившие нежелание помещиков расставаться с «крещенной собственностью», приносящей значительную часть дохода дворянина, так и сложность бюрократической процедуры перевода крестьян в новое состояние. Именно последнее называлось современниками основным препятствием распространения практики освобождения крестьян по указу о вольных хлебопашцах. Благодаря многочисленным проше- 49 Там же. Сокращенный и исправленный вариант этого документа впоследствии был включен в комплекс материалов 1818-1819 гг. Крутикова, указ 20 февраля 1803 г. Законодательство о помещичьих крестьянах дореформенного времени 1801-1860 гг.
Законодательство о вольных хлебопашцах. Законодательная деятельность в царствование императора Николая I. На дальних подступах к реформе. Крестьянский вопрос в царствование Николая I. Исследование и документы. В данном контексте многочисленные разбирательства по делам о крестьянах, стремившихся к свободе из владений конкретных помещиков, способствовали формированию системы обратной связи в системе управления — своеобразного диалога власти и общества по крестьянскому вопросу53. Однако обращение к частным делам было и главным недостатком такой системы, так как их рассмотрение позволяло обнаружить разнонаправленность действий, намерений и аргументов помещиков.
Так, часть поместных дворян, заявивших о готовности освободить крестьян с землей на определенных условиях, руководствовалась стремлением получить в результате перевода крепостных людей в «новое состояние» относительно стабильный доход в форме ежегодных выкупных платежей. Были известны также случаи, когда помещик объявлял о желании освободить крестьян, но только после своей смерти, и либо без платежа, либо с условием внесения крестьянами определенной суммы на содержание разнообразных «богоугодных» заведений. Обосновывая подобные решения, помещик, как правило, высказывал аргументы морально-этического порядка и объявлял о решении даровать свободу крестьянам в качестве награды за многолетний и добросовестный труд. При этом отсроченный во времени сценарий освобождения вызывал неприятие у наследников, которые предпринимали попытки отменить решения своего почившего родственника об освобождении крестьян, выискивая даже незначительные нарушения, допущенные при составлении документов и прохождении многоэтапной процедуры их согласования. В некоторых случаях, как было показано на примере дела помещика Рословлева, и сами помещики сознательно затягивали исполнение подписанных договоров с крестьянами, заявляя об изменении своего решения освободить крестьян. В совокупности с позицией императора, который неоднократно высказывался о важности проявления «человеколюбия» в отношении крепостных людей, регулярное рассмотрение представителями правительственной элиты аргументов участников конфликтов между помещиками и крестьянами способствовало выработке основополагающих принципов решения крестьянского вопроса в России. Осознание целесообразности освобождения крестьян с землей при одновременном признании необходимости сохранения права собственности дворян на землю способствовало появлению четкого разграничения права личной свободы и права недвижимой собственности.
Одним из наиболее важных следствий разбирательств по частным делам о крестьянах становится постановка вопроса о необходимости выработки механизмов юридической защиты интересов крестьян. В условиях правового неравенства субъектов договора, заключаемого между помещиком и крестьянами, ключевым понятием, с помощью которого представлялось возможным защитить крестьянина от «своекорыстных намерений» отдельных помещиков, становится понятие «согласие». Именно поэтому после процедуры удостоверения добровольности согласия договор уже не мог быть расторгнут по инициативе помещика, а в случае если это происходило, государство принуждало помещика освободить крестьян. При такой трактовке концепта «согласие» госу- 53 См. Крепостной вопрос в России: социальный диалог и коммуникативные практики власти первая четверть XIX в. Значительное влияние информация о различных моделях поведения помещиков, выразивших свое согласие освободить крестьян, оказало на разработку методов решения крепостного вопроса в России. Одной из характерных особенностей правительственных проектов первой четверти XIX в.
В данном контексте показательным является предложение членов Комиссии составления законов разрешить одновременно: личное освобождение крестьян без земли с правом ее последующего выкупа, срочной или бессрочной аренды; освобождение по договору с землей за выкуп, а также на основании «отпускного письма» или «духовного завещания». Такая стратегическая установка на многообразие способов освобождения при сохранении контроля со стороны правительства за добровольностью согласия со стороны крестьян позволяла включить в процесс наибольшее количество помещиков, размышлявших о «бесчеловечности рабства», преимуществах наемного труда или заявлявших о намерении вложить полученные от крестьян деньги на развитие собственного хозяйства. Можно предположить, что подобный подход действительно способствовал бы увеличению масштаба и скорости постепенного освобождения крестьян, но неизбежно привел бы к еще большей внутригрупповой дифференциации, а при безземельном освобождении — к фактическому сохранению зависимости крестьян от землевладельцев. Таким образом, сопоставление «дел о крестьянах, увольняемых помещиками в вольные хлебопашцы», позволяет утверждать, что даже несмотря на относительно небольшое число освобожденных, указ 20 февраля 1803 г. В данном контексте важны не количественные показатели реализации указа, а формирование в процессе рассмотрения жалоб и прошений опосредованной различными государственными структурами системы обратной связи между крестьянами, провинциальными помещиками, местной администрацией и представителями правительственной элиты. В условиях прецедентного права прошения частных лиц были действенным инструментом актуализации вопроса о целесообразности корректировки действующего законодательства и разработки проектов масштабных преобразований. Под воздействием информации о содержании конкретных случаев произошло прощание с иллюзией готовности просвещенных дворян к освобождению крестьян по собственной инициативе, признание важности достижения обоюдного согласия и необходимости сохранении контролирующей, принудительной силы государства к тем, кто не исполнял условия договора.
Все это оказывало существенное влияние на процесс разработки вариантов решения крепостного вопроса на протяжении всего периода его существования до 1861 г. References Andreeva T. On the Far Approaches to Reform. Peasant Question in the Reign of Nicholas I. Research and Documents. Petersburg, Istoricheskaia illiustratsiia Publ. In Russian Biriukovich V.
И в конце февраля 1803 года Закон вступил в силу. Суть Основным смыслом документа являлась возможность получения свободы крестьянина, но обязательно с землей. В контексте документа звучала мысль о царской милости крестьянам и обновленным привилегиям дворянству. Но все же главной целью Указа было показать крепостным, что они могут получить личную свободу и трудиться на себя. Положения К основным пунктам документа относятся: Помещику говорилось о его праве отпустить крепостного с землей, но при согласии обеих сторон. Также дворянин имел право отпустить как одного крепостного, так и с семьей. Также по своей воле имел право дать свободу целой деревне, но обязательным условием было наделение землей каждого отпущенного. Необходимый размер земельного надела не должен быть меньше 8 десятин.
Согласно Уставу решение помещика не могли обжаловать его наследники.
Это положение легло потом в основу реформы 1861 г. Закон о вольных хлебопашцах в России - закон от 20 февраля 1803 г. За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности.
Указ о вольных хлебопашцах 1803 года. Издание указа о вольных хлебопашцах.
Крестьяне подавали жалобу в Сенат 2 раза, апеллируя именно к письменному закреплению категории "согласия" на освобождение всех членов схода и помещика. Министр внутренних дел, члены Государственного Совета и сенаторы посчитали законными требования крестьян, договор был признан действительным. Таким образом, детальный анализ концепций, лежащих в основе указа, позволяет нам сделать следующие выводы: 6. Руссо Ж. Там же 8. Философия эпохи Просвещения оказывала колоссальное влияние на развитие российской мысли еще с середины 18 века. Конструкция "согласие" применяется в соглашении заинтересованных сторон и обладает определенными признаками, которые придает ей юридическую силу, а именно: добровольность, письменная форма, законный порядок «засвидетельствования»; 1. Конструкция "согласие" применяется в соглашении заинтересованных сторон и обладает определенными признаками, которые придает ей юридическую силу, а именно: добровольность, письменная форма, законный порядок «засвидетельствования»; 7 2. Понятие "согласие" следует понимать не только как юридическую категорию, но и как морально - этическую для "просвещенного" дворянства. Возможность внешнего принуждения со стороны государственных органов в случае отказа помещика выполнять свои обязательства. При проведении в жизнь крестьянской реформы 1861 года, разработчики использовали концепцию "согласия", но основным субъектом организации процесса провозглашали государство.
Первоначальная установка на проявление инициативы со стороны дворян в вопросе освобождения крестьян на основе добровольного согласия не была реализована сполна. References 1. Veshnyakov V. Russo Zh. Semevskij V.
I, впервые юридически ограничивший использование крестьянского труда в пользу двора, государства и… … Википедия Указ о трёхдневной барщине — Император Павел I. I, впервые юридически ограничивший использование крестьянского труда в пользу двора, государства и… … Википедия Реализация Манифеста о трёхдневной барщине 1797—1861 — У этого термина существуют и другие значения, см. Манифест значения.
Манифест о трёхдневной барщине … Википедия Реализация Манифеста о трехдневной барщине — Манифест о трёхдневной барщине Реализация Манифеста о трёхдневной барщине 1797 1861 гг.
О первых, довольно робких и непродуманных попытках освободить крестьян от крепостного рабства, а также о том, почему либералы того времени критиковали царя за эти решения, рассказывает Константин Ранкс. В эти дни 1804 года был выпущен Указ императора Александра I о запрещении продажи крестьян без земли, о разрешении им вступать в брак без согласия помещика и ограничении наказаний со стороны помещика. Это был важный шаг на пути отмены крепостного права, как представлял его молодой и прогрессивный император. Александр I буквально с первых лет пребывания у власти озаботился идеей освобождения крестьян. Казалось бы — неограниченная монархия, но Александр Павлович как никто ощущал пределы своих возможностей — ведь его отца, императора Павла, убили как раз из-за его новаций и реформ, которые затронули интересы российского дворянства. Повторить судьбу родителя у Александра Павловича не было никакого желания... В мае 1801 года Александр сделал первую серьёзную попытку изменить положение крестьян — на обсуждение так называемого Непременного совета он вынес вопрос о запрете продажи крестьян без земли. Многие дворяне считали, что это жестокая практика — разрывать семьи, а именно так получалось в случае продажи крестьян поодиночке. Иногда, правда, это было вызвано благими намерениями — например, фельдмаршал Александр Суворов вел учет мужчинам и женщинам в своих вотчинах и докупал тех или иных особ, чтобы сбалансировать гендерный состав.
Многие дворяне считали, что это жестокая практика — разрывать семьи, а именно так получалось в случае продажи крестьян поодиночке. Иногда, правда, это было вызвано благими намерениями — например, фельдмаршал Александр Суворов вел учет мужчинам и женщинам в своих вотчинах и докупал тех или иных особ, чтобы сбалансировать гендерный состав. Александр Первый лично запретил публиковать объявления о продаже крестьян в газетах. Но это ничего не дало — теперь крестьян стали «арендовать».
А Непременный совет переложил решение «на потом» — сочтя формально необходимым сначала создать комиссию по корректированию закона о правах помещика. Александр продолжил свою работу, перенеся обсуждение данного вопроса в Негласный комитет. И вот что интересно — главный землевладелец империи оказался более прогрессивным, нежели его окружение. Советники яростно сопротивлялись предложениям императора.
Любая форма освобождения крестьян встречалась в штыки.