Некоторые из самых известных танков мира созданы в России. Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев стал первым с начала СВО руководителем, назвавшим годовое производство одного из главных типов боевых платформ, активно используемых в военных действиях, – основных боевых танков. Даже по прогнозам Министерства обороны Швеции (известного самой пессимистичной оценкой бронетанкового потенциала России) ВС РФ располагают не менее чем двумя тысячами танков Т-64 различных модификаций и примерно 2800 Т-54/55 в резерве.
Военная мощь России: какими новинками удивил россиян форум «Армия-2023»
Российский Т-90 "Прорыв" продолжает приносить российской армии все новые достижения. О том, что "Прорыв" является лучшим в мире танком, заявлял и президент России Владимир Путин. РЛС танка России «Армата» входит в современный комплекс «Афганит», который работает с применением активной фазированной решётки. Российский Т-90 "Прорыв" продолжает приносить российской армии все новые достижения. О том, что "Прорыв" является лучшим в мире танком, заявлял и президент России Владимир Путин.
Новейшие танки России
Снова на интернет-ресурсах нашей Необъятной появляются новости об очередной модернизации танка Т-90. Источник: репортаж телеканала «Россия-1» Танки Т-62М (слева) и Т-62МВ (справа) образца 2022 года. Россия может разработать новое вооружение благодаря трофейным моделям техники Североатлантического альянса, добытой на Украине.
Military Watch: 1500 танков Т-90М «Прорыв» и Т-14 «Армата» построят в России
И это стало еще одной пощечиной натовской разведке: она не сумела оценить не только танковый потенциал России, но и темпы его усиления. Задокументированные потери Т-90 в зоне СВО, констатирует издание Army Recognition, - это признак не слабости, а силы российских танковых войск. Значит, все больше современных танков участвует в наступательных операциях. Для Украины ситуация более серьезная. Неспособность производить новые танки ставит страну в зависимость от зарубежной помощи, которая крайне ограниченна, - пишет Army Recognition. Командованию ВСУ теперь больше всего придется опасаться модернизированных Т-90М, которые получают дополнительную динамическую защиту. Т-62 и Т-72 с новой реактивной защитой могут использоваться для поддержки продвижения мотострелковых подразделений. Кроме того, усиленная броня делает их не слишком поворотливыми, зато такие танки можно эффективно применять как ствольную артиллерию реактивная броня защищает ее от FPV-дронов и барражирующих боеприпасов. А Т-90М - это оружие прорыва.
Только «Уралвагонзавод» УВЗ в 1985 г. Опыт создания отечественных основных боевых танков», произвел 1559 танков Т-72. В постсоветское время максимальный темп выпуска танков Т-90 был достигнут в 2000-е гг. По мнению главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, необходимо наращивать производство новых танков Т-90М и соответствующие решения, очевидно, приняты. Эти танки смогут эффективно противостоять таким сильным западным танкам, как немецкий Leopard 2А6, британский Сhаllenger 2 и американский Abrams, которые планируется в этом году поставить ВСУ.
Впрочем, как показала СВО, заявленная в рекламных брошюрах предельная дальность поражения цели 5 км для комплекса вооружения Т-90М, это не предел. Потому что на опубликованных в начале сентября 2023-го Минобороны РФ кадрах «Прорыв-3» «внезапно» всадил танковую управляемую ракету в цель, удалённую от Т-90М на 6830 метров! В 2017-2021 годах Минобороны РФ заключило минимум четыре контракта на поставку танков Т-90М в количестве порядка 270 машин.
Госиспытания Т-90М завершились весной 2020-го. По данным западного ежегодного бюллетеня The Military Balance армия России успела к 2022 году получить 67 единиц Т-90М. О его подписании стало известно в августе 2022-го. Приведу несколько отзывов о «Прорыве». Это надёжная машина, у неё более эффективная защита, трансмиссия лучше защищена. Пулемёт управляется с джойстика, имеется тепловизор - всё это очень удобно. Здесь лучше обзор, фактически 360 градусов», - сообщил командир танка с позывным «Егерь». По скорости мы у них выигрываем.
По точности, по дальности мы - в плюсе», - подчеркнул командир танковой роты с позывным «Медведь». На нём [Т-90М] можно быстро выйти на позицию, отстреляться и скрыться», - отметил механик-водитель с позывным «Турист». Она имеет всё необходимое: мощный двигатель, отличное управление, электронную приборную панель, которая отображает все данные в цифрах, есть даже кондиционер... Названия известны, могу лишь упомянуть несколько из них. Совершенно очевидно, что, допустим, тот же танк Т-90М "Прорыв" - это наш самый новый танк. Но, на мой взгляд, это сейчас лучший танк в мире.
Нужно иметь в виду, что в плане защищённости не всё можно свести к элементарной толщине броневых листов, составу их сплава или композитному обвесу. Компоновка машин не менее важна. Тот же Абрамс в Ираке неплохо жгли банальным обстрелом воздуховодов, что порой приводило к возгораниям и безвозвратным потерям танков. Ошибка конструкторов Абрамса свелась к стягиванию бронемассы танка на лобовую проекцию, из-за чего в голый борт Абрамса можно было результативно стрелять из 30-мм автоматических пушек, а уж из гранатомётов его легко жгли даже из таких памятников истории, как РПГ-7.
Отчасти проблема решилась композитной динамической бронёй. В будущем вряд ли стоит рассчитывать на выживаемость машины без систем активной брони, и в этой дисциплине Россия как раз выступает с противниками почти на равных. Танк изобрели для противостояния СССР в глобальном мордобое за мировое господство, но в жизни пришлось делать грязную работёнку в краях, куда Макар телят не гонял. Борт Абрамса, по которому прошлись из РПГ-7 Низкий силуэт всех современных российских танков снижает заметность для средств управления огнем противника и эффективность работы этих систем на дальних дистанциях, но по-прежнему не решена проблема Нижней Лобовой Детали — тонкой бронеплиты, закрывающей нижнюю часть носа корпуса Т-72, ведь это хорошо известный потенциальному противнику недостаток. Кроме того, у системы динамической защиты Контакт ненадёжное крепление: интенсивный обстрел машины, например зенитками или крупнокалиберными пулемётами быстро «разденет» броню, после чего можно спокойно бить противотанковыми средствами. Вдобавок, Контакт плохо прикрывает заднюю часть борта, и он слишком короткий для защиты бронирования за катками. Обновлённая ДЗ Реликт лишь печально оправдывает своё название, потому что устарела, как только была принята на вооружение. Опять же, украинцы в Оплоте, хоть и не изобрели велосипеда, но справились с задачей заметно лучше. Эргономика и безопасность Отечественная техника в этом аспекте никогда не отличалась не то что совершенством, а даже удовлетворительными характеристиками. Главная беда в этом отношении — теснота пространства.
Меньшие габариты, дающие превосходство самой машине в массе и низком силуэте, нивелируются неудобствами для экипажа, что сказывается на работе, и, важнее, на выживаемости. Да, конечно, знающий читатель вспомнит набившие оскомину сравнения барабанного автомата заряжания АЗ Т-72 и Т-90, в котором снаряды уложены вдоль окружности башни с вышибными панелями в Абрамсе. Ещё более знающий вспомнит ленточный автомат заряжания на французском Леклерке, который позволил сочетать и АЗ и вышибные панели. В реальности, для эффективного срабатывания панелей нужно соблюдать ряд условий. Заглушка отсека с боеприпасами должна быть закрыта, детонация боекомплекта не должна произойти всеми боеприпасами сразу, иначе при объемном взрыве экипаж никакие панели не спасут, а для этого желательно, чтобы значительная часть боекомплекта была израсходована. Куда хуже то, что теснота боевого отделения и места механика-водителя не позволяет быстро свалить из подбитой машины — мехвод не выживет, если пушка располагается над над его люком, а для использования башенных люков ему придётся протискиваться через баки, боеприпасы и места командира или наводчика. Для последних, помимо высокой вероятности погибнуть при детонации боекомплекта в автомате заряжания, эвакуации может помешать та же теснота — в случае контузии и или ранения своими силами крайне сложно сноровисто и по-молодецки кинуться к тяжёлому спасительному люку и быстро вылезти наружу.
Путин: ВПК России добился прорыва, но нужны еще современные танки и бронемашины
Партия новейших танков Т-90М "Прорыв" в срок поставлена Министерству обороны РФ, сообщил концерн "Уралвагонзавод" в Telegram-канале. Экс-глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин поделился мнением, почему современные российские танки «Армата» не используются в боевых условиях. Контракты между предприятием и Минобороны РФ на поставку партий танков Т-90М находятся в стадии выполнения, пишет РИА «Новости». Самый мощный танк в мире станет российским — для Т-80 готовят новый газотурбинный двигатель. Современные разработки основных боевых танков ведутся европейскими странами, Россией, Китаем, Южной Кореей и Японией. Вот 10 самых мощных и внушительных из них.
Новейшие танки России
А ее, как известно, танки не боятся! А «Прорыв» тем более. Назвать это разнообразие боевых машин преимуществом в реальном столкновении с противником сложно. Ведь непременно возникнут проблемы со снабжением танковых частей топливом в случае газотурбинного двигателя Т-80 , запчастями и т. И теперь в России мы идем по тому же пути. В 2015 году фурор произвел танк "Армата", но параллельно с ним, как мы видим, идут работы по глубокой модернизации танков Т-72, Т-90.
Но это не основная причина того, что «Арматы» по сей день не стоят на вооружении армии РФ. Ранее сообщалось, что танк получился слишком дорогим для массовых закупок. В частности, об этом в 2018 году заявил вице-премьер по оборонно-промышленным вопросам Юрий Борисов. Поэтому вместо закупки «Армат» будет продолжаться модернизаций танков Т-72 и Т-90, которые уже имеются на вооружении. Однако вовсе отказываться от танков Т-14 руководство страны не будет. Очевидно, танки Т-14 никогда не заменят собой старые Т-72 и Т-90, но следует понимать, что они для этого и не создавались. К примеру, необитаемая башня дает экипажу больше шансов выжить, однако ограниченная обзорность является серьезной проблемой. В случае проблем с оптикой танк может потерять способность вести ответный огонь. Некоторые западные издания сочли танк Т-14 менее защищенным обычной броней, чем танки Леопард и Абрамс. Динамическая защита в этом случае также будет неэффективна. Поэтому верхняя броня может быть легко пробита. Но самый главный минус танка — его высокая стоимость. Поэтому, с одной стороны он интересен технологиями и новаторскими решениями. Но с другой — стал заложником этих технологий, так как они сильно отразились на стоимости машины. Поэтому ему не суждено стать основой ударных сил сухопутных войск.
Благодаря многоканальному прицелу танки могут применяться в любое время суток, а возможность обмениваться данными с другими машинами и иные новшества приближают Т-90М к танкам последнего поколения, По мнению военных, уже успевших познакомиться с новой моделью, сегодня Т-90М «Прорыв» является самым современным танком в российской армии. Рассказываем об истории создания и особенностях «прорывной» машины. В 1992 году созданный Уральским КБ транспортного машиностроения танк был принят на вооружение, и в Нижнем Тагиле началось серийное производство. Машина вобрала в себя все положительные качества своего предшественника, танка Т-72, современные технические достижения в танкостроении и опыт участия в военных конфликтах. Однако финансирование армии и ОПК в эти годы оставляло желать лучшего, заказов на Т-90 практически не было, и создание новых танков прекратилось на несколько лет. Под угрозой было не только развитие Т-90, но и будущее Уралвагонзавода. Ситуацию спас контракт с Минобороны Индии, подписанный в 2001 году. Согласно договору Россия не только поставляла индийцам готовые Т-90, но и помогла локализовать лицензионное производство в самой Индии. По словам генерального директора УВЗ Александра Потапова, индийский контракт вдохнул новую жизнь в заводы и КБ, дал мощный импульс всей танкостроительной отрасли. Благодаря российским поставкам вооруженные силы Индии практически с нуля выстроили современные бронетанковые войска. Кроме того, «девяностый» прошел всесторонние испытания в условиях жаркого климата и пустыни.
По своим тактико-техническим характеристикам они выступят достойными соперниками западной военной технике. Реклама Танки оснащены новыми системами вооружения, управления огнем, защиты, подвижности и ситуационной осведомленности. Ранее сообщалось, что Т-90М «Прорыв» пресекли вылазку разведгруппы 81-й аэромобильной бригады украинской армии. Противника выявили с помощью беспилотников, после чего танки с закрытых огневых позиций нанесли удар осколочно-фугасными снарядами. Российские «монстры» Обе модели создавали на Уралвагонзаводе. Т-90М «Прорыв» строили как конкурента американским Abrams, а на деле получился самый продвинутый танк в современном мире. Он отличается живучестью, к тому же единственный может метко стрелять в полете, писал ТАСС. Нет, летать танк не умеет, но, спрыгивая с крутой горки, способен поразить цель, а приземлившись, продолжить движение, не сбавляя скорости. Он легче Leclerc, Leopard, Challenger и Abrams, что тоже дает серьезное преимущество. Кроме того, Т-90 — самый низкий из ведущих современных танков. Это делает машину менее заметной на поле боя.
Современные танки России / Т-90 / Т-14 АРМАТА
Глава военного ведомства поздравил 11-ю отдельную гвардейскую инженерную Кингисеппскую Краснознамённую ордена Александра Невского бригаду с награждением орденом Суворова за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные личным составом в ходе проведения специальной военной операции. Соединение выполняет задачи на самых сложных и ответственных направлениях и является одним из передовых в Южном военном округе. Успешное выполнение задач по фортификационному оборудованию рубежей обороны, а также установке минно-взрывных заграждений на Лисичанском, Соледаро-Бахмутском, Авдеевском, Запорожском и Каховском направлениях являются образцом отваги и мужества. В результате профессиональных, решительных действий противник понёс значительные потери и не добился своих целей. За массовый героизм, храбрость и самоотверженность 420 военнослужащих бригады представлены к государственным наградам.
Не только средства нападения, но и средства защиты были обновлены в новом танке. Кроме обычной брони, Т-90М окружен толстым слоем динамической защиты.
Корма и башня защищены от ручных гранатометов противокумулятивными решетчатыми экранами. Комплекс активной защиты готов автоматически выбросить аэрозольные гранаты, спрятав танк от систем наведения противника за облаком плотного дыма. За маневренность и «прорывную» скорость танка отвечает дизельный двигатель мощностью 1130 л. Он достаточно экономичен и обеспечивает боевой машине хороший запас хода. В «Прорыве» появилось множество маленьких новшеств: камера заднего вида, кондиционер, кресла с регулировкой, броня с антискользящим покрытием. Все это по уровню комфорта роднит Т-90М с российским танком последнего поколения Т-14 «Армата».
Одна из важных особенностей модернизированного танка — возможность обмениваться данными с другими машинами в режиме реального времени. То есть и здесь Т-90М приближается к новому поколению танков, готовых для участия в сетецентрических войнах. До принятия на вооружение и старта массовых поставок «Арматы» именно Т-90М будет оставаться самым современным танком российской армии.
Часть производственных помещений харьковского завода распродана под склады, магазины и офисы. Также в заводских цехах началось производство ковров.
Между тем Т-80 был самым боеспособным танком Советской Армии, а самый совершенный вариант Т-80УК по общим характеристикам считался самым совершенным в мире. Однако гораздо более высокие производственные и эксплуатационные затраты этого класса по сравнению с Т-72 убедили Министерство обороны России отдать предпочтение Т-72 и Т-90, экономически более эффективным.
Увеличение оборонного бюджета обусловлено и значительным ростом доходов Москвы из-за скачка цен на нефть. Сообщается, что модернизированные варианты Т-80 в частности, Т-80БВМ , хорошо зарекомендовали себя в боях на Украине — предположительно, этим опытом и объясняются инвестиции.
Мобилизованные крымчане оценили самый современный российский танк Т-90М
Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты вместо 227 , бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке.
Военные и климатологи ответили депутату насчет климатического оружия «Есть, конечно, в России и более современные машины. Например, танк Т-14 на платформе Армата и семейство других машин на этой платформе. Но это семейство пока не готово к серийному производству. Надо поддерживать высокий уровень наших танковых войск, поэтому было принято решение закупать модернизированные танки Д-72Б3 и Т-90 М.
Подавляющее большинство машин Т-72 оснащены В-84-1 840 л.
При этом стандарты современных танковых движков давно вышли на мощность в 1500 л. Leopard-2A6 В этом случае сравнивают удельную мощность в количестве лошадиных сил на тонну массы. И до сих пор нет внятной информации о том, какая мощность будет в массовом исполнении, а 1350-сильный вариант в случае с Арматой даёт 24 л. И это средний показатель эквивалент Абрамсу, но он в этом плане далеко не чемпион и не образец для подражания , ведь он уступает даже отечественным газотурбинным Т-80У и украинскому Оплот Т-84, которые выдают 27 и 26 лошадок на тонну соответственно. Т-72 и Т-90 превосходят в этом плане только израильскую Меркаву и английский Челленджер-2, но танк израильтян — машина для своего особенного региона и специфических задач в нём, не той широты полёта, так сказать, техника. А вот британцы постепенно переоснастили Челленджеры с 1200-сильного движка на немецкий турбо-дизель в 1500 л.
Но это уже другая история. Танк Меркава 5 Т-72 с В-84-1 выдаёт всего-навсего 18,9 сил на тонну, а с 2017 замена на В-92С2Ф довела показатель до 21,5 л. Тот же показатель у Т-90. Иными словами, наши основные танки уступают любым современным танкам потенциальных противников по быстроходности даже при том, что легче их в среднем на четверть. Выводы делайте сами. И учтите ещё один малоизвестный факт — у отечественных танков ничтожная скорость задним ходом.
В современном бою танк должен постоянно менять позиции, быть способным быстро сдать назад и отступить в укрытие, реагировать на меняющуюся обстановку, поэтому отставание в ходовых возможностях на сегодня может быть одним из самых фатальных. Дизельные двигатели отечественной серии — по сути развитие архаичного V-образного двигателя Т-34 с поперечным размещением, замена такого двигателя занимает 24 часа при заводских условиях, и это при моторесурсе всего в 300-500 часов. Для сравнения — Леопарда-2 та же операция полевым ремонтным подразделением занимает 35 минут. Так что эксплуатационные характеристики тоже хромают, и рассуждать мол: «Да, движки слабоватые у нас, зато ремонтируются в чистом поле одной кувалдой и матом, пока гейропейцы будут свои дорогущие шатлы тряпочкой протирать», не прокатят. Это двигатель В-84-1 Кстати, танки ленинградской конструкторской школы Т-80У и Т-80БВМ с газотурбинным двигателем дают вполне актуальные показатели по мощности в 27,2 л. Но танк оказался не популярен в войсках: очень прожорлив, сложен в ремонте где найти столько техников к газотурбинным движкам, когда у нас одни срочники даже в ремонтных подразделениях?
Конечно, в танках зачастую важнее маршевые возможности, а в них удельная мощность не является таким уж важным параметром. А западные страны смотрят на танки как на вспомогательную силу, а не как на самостоятельный вид войск, способный решать оперативные задачи.
Офицеры Великобритании указывают, что активная защита « Афганит » способна во многом нивелировать эффективность пехоты НАТО, вооружённой противотанковыми ракетами. Также отчёт формулирует мнение, что танкостроение Великобритании, возможно, пошло тупиковым путём, создав лёгкий и мобильный Scout SV , чья выживаемость при столкновении с танком Т-14 сомнительна, и в связи с этим выражается сомнение в необходимости продолжать этот проект. Более тяжело вооружённый «Челленджер-2» имеет больше шансов, но отчёт разведки Великобритании указывает, что танк, возможно, устарел для дуэли с «Арматой» Т-14, и также сомнительна по эффективности программа продления ему срока службы до 2035 года без создания нового танка [98]. Немецкая газета « Ди Вельт » опубликовала информацию из заключения Министерства обороны ФРГ о необходимости срочной замены « Леопард-2 » в связи с появлением «Арматы» Т-14, что привело к созданию франко-немецкого объединённого танкового концерна [99]. Пресса сообщает, что основной мотив опасений немецких военных совпадает с британскими, а именно неспособность «Леопард-2» пробить защиту Т-14 [100] [101]. Китайские танкостроители заявляют, что их VT-4 превосходит «Армату» Т-14, но как аргумент выдвигают предположение, что реализация трансмиссии на российских танках лучше [102]. При этом правительство КНР проявило интерес к закупкам Т-14 [103].
По информации польских СМИ, Т-14 по своей боевой мощи превосходит все существующие в мире танки [104]. Однако эксперт считает, что после выполнения модернизаций «Абрамс» сможет поражать Т-14. Ключевым критерием эксперт считает даже не защитные или атакующие средства Т-14 и «Абрамса», а способность танка увидеть своего соперника раньше, то есть способности радаров и стелс-технологий, так как тот, кто смог увидеть соперника первым, по мнению эксперта, и гарантированно выиграет бой. Отмечается что необитаемая башня обеспечивает большую выживаемость экипажа, однако это имеет и некоторые недостатки: экипаж должен полностью полагаться только на свои датчики для ситуационной осведомленности и наведения, это может быть проблемой если датчики или электроника выйдут из строя. Производство[ править править код ] По состоянию на 2015 год стоимость первых Т-14 оценивалась в 400—500 млн рублей за единицу [107].
Беспилотники
- Российская армия получила сотни единиц новейшей техники и вооружений // Новости НТВ
- Беспилотники
- Медведев заявил о планах производства в России 1,5 тыс. танков в 2023 году
- Российская армия получила сотни единиц новейшей техники и вооружений
Эксперт назвал самые мощные современные танки России
Его основные преимущества: Наличие визирного и встроенного лазерного каналов управления, дальномера Возможность регулировки визирного канала кратностью от 4 до 12 Дальность, на которой распознаётся объект — 5 км Максимальное расстояние, измеряемое дальномером — 7,5 км Оборудование прицела-дублёра на зависимой линии прицела Устройство баллистического вычислителя Автоматическое сопровождение целей Усовершенствованный стабилизатор вооружения Танк оснащается радарами на базе антенной решетки АФАР, состоящей из большого количества сот-микроволновых передатчиков. Такая антенна обладает способностью быстро изменить направление локации. Силовая установка, трансмиссия и управление В основе силовой установки танка заложен отечественный дизельный двигатель марки А-85-3А. Его ресурс не меньше 2000 часов. Технические характеристики: Тип двигателя — Х-образный, 12-цилиндровый, четырёхтактный с газотурбинным наддувом и промежуточным воздушным охлаждением Смесеобразование — впрыск топлива Масса — 1550 кг Габариты: длина — 813 мм, ширина — 1300 мм, высота — 820 мм Подвеска у «Арматы» управляемая, 6-катковая, на лопастных амортизаторах. Дифференциальный механизм оснащён гидрообъёмной передачей. Автоматическая 12-ступенчатая коробка передач может переключаться вручную. К органам управления относятся: штурвал, педали тормоза и газа, рычаг для переключения скоростей.
Посмотрите также.
Военные и климатологи ответили депутату насчет климатического оружия «Есть, конечно, в России и более современные машины. Например, танк Т-14 на платформе Армата и семейство других машин на этой платформе. Но это семейство пока не готово к серийному производству. Надо поддерживать высокий уровень наших танковых войск, поэтому было принято решение закупать модернизированные танки Д-72Б3 и Т-90 М.
Этих танков появляется на поле боя все больше, хотя первоначально они вообще отсутствовали на театре военных действий в зоне проведения СВО на Украине. Быстрое развертывание этих ОБТ в войсках прокомментировал даже бывший президент РФ Дмитрий Медведев, сравнив его с западными образцами тяжелой бронетехники. На мой взгляд, Т-90М сейчас лучший танк в мире… Он, безусловно, лучше танков «Леопард», «Челленджер» и «Абрамс», в том числе и по его тактико-техническим данным, даже по такой составляющей, как масса — сказал он. Медведев заверил, что только в 2023 году в РФ «сделают» 1,5 тыс. Он подчеркнул, что задавить санкциями российскую промышленность Запад не смог.
Отчасти проблема решилась композитной динамической бронёй. В будущем вряд ли стоит рассчитывать на выживаемость машины без систем активной брони, и в этой дисциплине Россия как раз выступает с противниками почти на равных. Танк изобрели для противостояния СССР в глобальном мордобое за мировое господство, но в жизни пришлось делать грязную работёнку в краях, куда Макар телят не гонял. Борт Абрамса, по которому прошлись из РПГ-7 Низкий силуэт всех современных российских танков снижает заметность для средств управления огнем противника и эффективность работы этих систем на дальних дистанциях, но по-прежнему не решена проблема Нижней Лобовой Детали — тонкой бронеплиты, закрывающей нижнюю часть носа корпуса Т-72, ведь это хорошо известный потенциальному противнику недостаток. Кроме того, у системы динамической защиты Контакт ненадёжное крепление: интенсивный обстрел машины, например зенитками или крупнокалиберными пулемётами быстро «разденет» броню, после чего можно спокойно бить противотанковыми средствами. Вдобавок, Контакт плохо прикрывает заднюю часть борта, и он слишком короткий для защиты бронирования за катками. Обновлённая ДЗ Реликт лишь печально оправдывает своё название, потому что устарела, как только была принята на вооружение. Опять же, украинцы в Оплоте, хоть и не изобрели велосипеда, но справились с задачей заметно лучше. Эргономика и безопасность Отечественная техника в этом аспекте никогда не отличалась не то что совершенством, а даже удовлетворительными характеристиками. Главная беда в этом отношении — теснота пространства. Меньшие габариты, дающие превосходство самой машине в массе и низком силуэте, нивелируются неудобствами для экипажа, что сказывается на работе, и, важнее, на выживаемости. Да, конечно, знающий читатель вспомнит набившие оскомину сравнения барабанного автомата заряжания АЗ Т-72 и Т-90, в котором снаряды уложены вдоль окружности башни с вышибными панелями в Абрамсе. Ещё более знающий вспомнит ленточный автомат заряжания на французском Леклерке, который позволил сочетать и АЗ и вышибные панели. В реальности, для эффективного срабатывания панелей нужно соблюдать ряд условий. Заглушка отсека с боеприпасами должна быть закрыта, детонация боекомплекта не должна произойти всеми боеприпасами сразу, иначе при объемном взрыве экипаж никакие панели не спасут, а для этого желательно, чтобы значительная часть боекомплекта была израсходована. Куда хуже то, что теснота боевого отделения и места механика-водителя не позволяет быстро свалить из подбитой машины — мехвод не выживет, если пушка располагается над над его люком, а для использования башенных люков ему придётся протискиваться через баки, боеприпасы и места командира или наводчика. Для последних, помимо высокой вероятности погибнуть при детонации боекомплекта в автомате заряжания, эвакуации может помешать та же теснота — в случае контузии и или ранения своими силами крайне сложно сноровисто и по-молодецки кинуться к тяжёлому спасительному люку и быстро вылезти наружу. Оторваная взрывом боекомплекта башня азербайджанского Т-90. Обычный пейзаж поля боя, где были подбиты машины российского производства. Для решения этой проблемы наши пошли самым радикальным путём и создали «необитаемую» башню Т-14 — теперь намного выросли шансы как выжить при детонации боекомплекта, так и покинуть машину всем экипажем через верхние люки корпуса, не завися от положения пушки. Система управления огнем СУО СУО Т-72, банальная даже для 1980-х 1А40-1 , имела и баллистический вычислитель и лазерный дальномер, но вот автоматически умела определять только дальность до цели.