Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2024 году, и как отмечать ее по дням.
Скоро Масленица: какого числа отмечается праздник в 2023 году и почему принято печь блины
Неделя Масленицы в народной традиции делится на две части: первые три дня — это Узкая Масленица (завершаются хозяйственные работы, ведется подготовка к празднику); следующие 4 дня — Широкая Масленица, когда начинаются гулянья. Самая ранняя Масленица приходится на конец января — начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи. Самая ранняя Масленица приходится на конец января — начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта. В 2024 году Масленичная неделя начинается 11 марта и продлится до 17 марта.
Масленица 2023: что нужно сделать, чтобы год не рыдать
Самая ранняя Масленица приходится на конец января — начало февраля (по старому стилю), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта. Масленицу отмечают перед Великим постом, но официально празднования продолжаются целую неделю, и каждый день имеет свое название и особый ритуал, который следует соблюдать. Городская библиотека №3 рассказала, как правильно провести первый день Масленицы - «Встреча». день весеннего равноденствия.
Символ Масленицы
- Масленичные гуляния прошли в селе Атнары | Красночетайский муниципальный округ Чувашской Республики
- В России началась масленичная неделя
- Когда и как празднуют Масленицу в 2022 году
- Как отметили Масленицу в России и за рубежом — все новости
Масленичная неделя в 2024 году
Масленица была и остаётся до сих пор одним из самых ярких праздников, который сопровождается многочисленными традициями. Праздновать это время года считалось едва ли не самым весёлым во всём году. Масленица-Комоедица — это не просто празднование дня солнцеворота, а целая неделя праздничных дней сразу после которых прилетают с юга птицы. Самым известным обрядом на масленицу является сжигание чучела. Несмотря на то, что данный ритуал сохранился до сих пор и происходит везде, где празднуется данный праздник, очень мало людей знают — кого они сжигают. На самом деле сжигают Марену. Марена, Мара, Морана — богиня смерти и зимы, которая властвует всё холодное время года. К наступлению весны Марена становится дряхлой старухой и уже не может совладать с молодыми Богами, которые пришли ей на замену. Ритуал, носящий образный характер, представляет всё это в точности.
В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. А также в последний день масленичной недели обязательно проводился ритуал проводов Масленицы с обязательным сожжением чучела Масленицы. А богатство семьи зависит от количества блинов — чем больше блинов напечет хозяйка, тем больше достатка будет в доме в этом году. Чтобы привлечь удачу а «встречу» нельзя грустить и печалиться, а наоборот — весь день должен сопровождаться весельем, отличным настроением, счастьем.
На «встречу» активно готовятся к предстоящей широкой Масленице — пекут блины, делают чучело из соломы. Чучело в понедельник устанавливали на площади и начинались масленичные гуляния, катания на санках, днем веселилась детвора, а вечером и взрослые присоединялись. Катания на санях — не просто забава, это древний обряд. Встречать праздник в понедельник было принято поздним утром, рано вставать в этот день не спешили, наоборот, считалось, чем дольше поспать в этот день и позже встать, тем удачнее пройдет весь год.
Так, в Ильинской волости Ростовского уезда Ярославской губернии , где Масленицу праздновали с понедельника, кататься начинали в четверг: молодежь и мальчишки запрягали по очереди лошадей в розвальни и, ввалившись целой ватагой в сани, с песнями ездили по соседним деревням. Здесь, как и повсеместно, обязательным было участие молодоженов в масленичном катанье. Сани с молодыми встречная толпа останавливала по нескольку раз в каждой деревне и «заставляла здороваться, то есть целоваться».
Вторая часть катанья наступала в последнее воскресенье Масленицы —«прощальное», в середине дня: в селе Ильинском собиралась молодежь со всей волости. Те, кто имел хороших лошадей и нарядную упряжь, разъезжали по селу, а те, кто не имел, водили хороводы с песнями и под гармошку. Катанье на лошадях, как и все гулянье приезжей молодежи в селе, проходило только днем и заканчивалось внезапно, как бы по сигналу.
Сигналом служил первый удар колокола к вечерне. После него, как писала в Тенишевское бюро сельская учительница Краснораменская, все «буквально бросаются из села и гонят обыкновенно как на пожар, так что в какие-нибудь 5—10 минут в селе не остается ни души, и наступает такая тишина, как в Великий пост». Поспешность разъезда была вызвана тем, что вечером «прощеного» воскресенья катанья, как и хоровод, считались уже.
Для молодежи эта гонка из села по домам составляла острый заключительный этап праздничного катанья на лошадях, содержавший и элементы спортивного состязания. В пределах Ярославской губернии бытовал и иной вариант масленичного катанья, который отличался чисто женским составом катающихся. По материалам Пошехонского уезда он описан так: «в последние дни масленой недели после завтрака запрягаются тройками, парами и одиночками розвальни, пошевни, и в них бабы и девки, засевши целыми кучами, чуть не одна на другую, разряженные и приглаженные, катаются нередко с песнями».
В Череповецком уезде Новгородской губернии, где Масленица праздновалась только три дня пятница — воскресенье , и кататься начинали только в пятницу. Хозяева запрягали лошадей в сани, сажали множество желающих покататься — детей или молодежи — и разъезжали вдоль селения. Для многих из молодежи масленичное развлекательное катанье на празднично убранных лошадях соединялось с поездкой в гости в другие деревни.
В частности, молодые, повенчанные в последнее межговенье от Рождества до Масленицы , обязательно должны были уехать в гости к родным жены, где та оставалась гостить всю первую неделю Великого поста. Надо сказать, что сроки гостеваний вообще в крестьянской этике были достаточно четко определены традицией: кому и когда уместно приезжать в гости. В Тульской губернии материалы села Верхотишанка молодые на первой после своей свадьбы Масленице катались вместе с молодицами и девицами своего семейства.
В четверг вечером или в пятницу утром их брали в дом к родителям молодой, где они гостили три дня, постоянно выезжая с песнями посещать других родственников. В Костромской губернии так же, на фоне катания всей молодежи от одной деревни к другой, новобрачные ездили на лошадях в гости к родственникам. Катанье на лошадях по улицам с песнями на Масленицу отмечено и в сообщениях из Воронежской губернии.
По материалам Тюменского уезда прослеживается четкая возрастная смена катающихся в течение дня: открывалось оно «катаньем детишек самого малого возраста, иногда грудных»,— детей закутывали в шубы, тулупы, одеяла, вожжи давали тоже мальчику. Позднее выезжала молодежь, среди которой центральное место занимали молодожены. Затем катались «большаки, кондовые и богатые крестьяне».
С заходом солнца катанье прекращалось. Местами катанье на лошадях было принято и на Крещение. Так, в описании 1854 года, относящемся к слободам Петровка, Михайловка, Александровка и Воронцовка Павловского уезда Воронежской губернии, рассказано: на Крещение здесь запрягали с утра по паре, а иные крестьяне и по тройке лошадей, и «с колокольчиками под дугой» катались до вечера.
Санное катанье на украшенных лошадях компаний нарядной молодежи, сопровождавшееся песнями, шутками, состязаниями в скорости, демонстрацией удальства прыжки в сани на ходу , было одной из ярчайших форм русской традиционной праздничной культуры. Оно было воспринято от крестьянства всеми слоями населения, нашло отражение в лубке, народной и профессиональной живописи, вошло в фольклор и литературу. Уходившая корнями в далекое прошлое традиция праздничного катанья на лошадях вошла и в относительно поздний обычай проводов рекрута.
В Пермской губернии район Верхней Камы , «... Некрут в середине, и поют. Едут верхами...
При этом принято было петь рекрутские, солдатские и мужские протяжные песни. Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катанье молодежи с ледяных гор: от южной этнографической зоны до Крайнего Севера. Оно тоже было приурочено преимущественно к Масленице.
Так, из Воронежской губернии село Архангельское, или Голышовка Каратоминского уезда в 1854 году сообщали в Географическое общество, что на Масленицу там делают гору и катаются на салазках. А описывавший быт русских колымчан 20-х годов XIX века путешественник Ф. Врангель с удивлением отмечал: «На Масленице также веселятся и обыкновенно строят горы, хотя здешние жители и без того почти никогда иначе не ездят, как на санях по снегу и льду».
Повсеместно в селениях, стоявших на равнине, а нередко и при наличии естественных спусков, строили к Масленице большие искусственные горки. Эта подготовка сама по себе уже служила поводом для оживленного общения молодежи. В Архангельской губернии большую ледяную гору делали к Масленице в каждой деревне, а сверх того устраивали еще небольшие катки для детей у отдельных домов.
Четыре столба с настеленными досками и залитым водою снегом составляли верх горы — гузно. Скат — катище — делался тоже из досок, державшихся на подпорках с «перекладками» поперек ската. На досках лежал слой льда или замороженного снега.
Катище продолжалось «улицею» раскатом , проложенной по поровненному и залитому водой снегу. Иногда «улицей» служил лед реки или озера, если горку строили у водоема. По бокам гузна, катища и «улицы» втыкали в снег елки.
В некоторых деревнях горы украшали фигурами из катаного снега, облитыми водою. Лица фигур рисовали углем.
Блины пекли из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки. Четверг — разгул. В первый день широкой Масленицы хозяйственные работы прекращались, и начиналось празднование: катались на санях и санках, устраивали кулачные бои и битвы за снежные города, пели колядки, жгли ритуальные костры и прыгали через огонь. Главным действием в четверг был штурм и дальнейший захват снежного городка. Пятница — тещины вечерки. Этот день проводили в кругу семьи и близких. С ответным визитом теща приходила в гости к зятю.
Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали к себе золовок и других родственников мужа. Воскресенье — прощеный день. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные за год обиды. Кульминация Масленицы — сжигание на костре соломенного чучела, олицетворяющего уходящую зиму, под веселые возгласы и песни. Вечером поминали усопших и ходили на кладбище. Традиции 3 Традиции Масленицы направлены на то, чтобы проводить зиму и встретить весну.
Порфирий Поздний откроет Масленичную неделю: первый блин есть самому запрещено
Для славян это и вовсе было празднованием Нового Года, ведь он начинался для них в марте. А в XVI веке и пришло нынешнее название праздника, именно тогда она стала православной, хотя и сохранила некоторые черты прошлого. Мясо есть было нельзя, но вот маслить блины и потреблять молочные продукты можно, поскольку Великий пост еще не наступил. Именно тогда праздник приобрел более современный облик и стал пользоваться большой популярностью и у простого народа, и у знати. Когда начинается и сколько длится? У Масленицы нет фиксированной даты, и празднуется она строго за 8 недель до Пасхи. За семь «седмиц» начнется Великий пост, а за несколько дней до него можно шумно повеселиться и вкусить земные блага, отдавая дань бренным интересам и маленьким человеческим слабостям перед предстоящим душевным и физическим очищением. По нынешним канонам длится она 7 дней, с понедельника по воскресенье.
Теперь это не двухнедельные торжества до и после весеннего равноденствия, как это было у древних славян. Почему сжигают чучело на Масленицу? Сжигание чучела на Масленицу Изначально сжигание чучела у язычников означало обновление, своеобразное очищение и гибель всего нехорошего, а затем и возрождение чего-то нового. Поскольку это был приход нового года, то это символический жест, когда все плохое оставалось в старом временном отрезке, а хорошее, вместе с весенним Солнцем, оставалось с празднующими. Можно сравнить такое чучело со сказочной птицей Феникс, которая проходила очищение огнем, чтобы возродиться заново и стать еще более сильной и привлекательной. И урожай после сожжения должен был стать хорошим, только пепел требовалось развеять по полям. Почему на Масленицу пекут блины?
В древних традициях блин является поминальным блюдом, и именно так славяне почитали память усопших. Поэтому до сих пор является дискуссионным вопрос — кому отдавать первый из них? Интересно, что символом самой Масленицы блин стал только в 19 веке, причем он обозначает Солнце. Светило и раньше присутствовало в языческих праздниках, ведь именно оно растапливало снега и пробуждало богиню Лелю. А внешне румяный и масленый блин, конечно, похож на жаркое весеннее Солнце. Блины на масленицу считаются главным лакомством Интересный факт: в Великобритании, где тоже отмечают аналог Масленицы, в 1994 году испекли рекордный по своим размерам блин.
Зеленина , могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста. Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» ср. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале [30]. Маковский , 1869.
В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32]. Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В. Пропп , развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35]. Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36]. Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37].
Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43]. Со стимуляцией плодородия В. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы.
В первый день Масленичной недели положено выпекать первый масленичный блин, чтобы вся неделя выдалась богатой на угощения. Вторник — заигрыши. В этот день молодежь собиралась вместе — парни знакомились с девушками и присматривали себе жену. Считалось, что если познакомиться на Сырной седмице, то уже к Красной горке можно и свадьбу играть. Среда — лакомка. День, когда принято ходить к теще на блины. Чем дружелюбнее теща к зятю, чем больше блинов он съест у нее в доме, тем счастливее будет супружеская жизнь молодых. Четверг — разгул, начало Широкой Масленицы. И стар, и мал развлекаются как могут: играют в снежки, катаются с горок и на качелях, поют, танцуют и водят хороводы. Считается, что чей ребенок дальше скатится с горки или выше взлетит на качелях, у тех будет самый большой урожай и достаток. Пятница — тещины вечерки.
Среда — «Лакомка». День, когда теща печет блины для своего зятя и наблюдает за его вкусовыми пристрастиями во время застолья. Считалось, что если мужчина тянется за блинами с соленой начинкой, характер у него непростой. Любители сладкого же мягкие и ласковые. Начинается празднование масленицы с размахом: гуляния, костры, веселье, игры. В этот день также принято ходить в гости и колядовать. Пятница — «Тещины вечеринки». На этот раз теща посещает зятя, а его жена печет блины и накрывает стол. Суббота — «Золовкины посиделки». В предпоследний день Масленичной недели молодые невестки приглашали к себе в гости родственников мужа — в первую очередь, золовок.
Народный календарь. Что нужно и чего нельзя делать в первый день Масленицы, 28 февраля
От чего зависит день начала Масленичной недели, и как определить дату прихода Масленицы? Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет 14, 15, 16 и 17 марта. Масленицу на Руси любили так сильно, что гулять начинали загодя – в субботу на предшествующей неделе отмечали “малую Масленку”. Вся неделя Масленицы делится на два периода: узкая Масленица и широкая Масленица. В самом по себе трепетном ожидании весны трудно заподозрить что-то богопротивное, и никто из самых закоренелых поклонников Масленицы не видит в блинах символ солнца, если ему специально об этом не напомнить.
Смысл и традиции Масленицы
Блины как неотъемлемая часть праздника Приготовление и поедание блинов является неотъемлемой частью весеннего праздника. Считается, что блины — это солнце, которое в начале весны постепенно начинает прогревать землю, символизируя возрождение. В первый день Масленицы традиционно угощают блинами близких и соседей. Считается, что первое изделие непременно нужно отдать бездомному человеку. При приготовлении блинов не запрещается экспериментировать, передают « Дни. Встреча гостей и игры Первый день Масленицы — это время для радушной встречи гостей. Люди собираются, чтобы насладиться праздничной атмосферой, поиграть в зимние игры, покататься на санях или поучаствовать в народных гуляниях. В этот день особенно важно проявить гостеприимство и доброжелательность. Народные гуляния Масленица в 2024 году: когда начинается, история и традиции праздника Гуляния и различные народные забавы — неотъемлемая часть «Встречи».
На площадях и в парках проходят ярмарки, концерты и театрализованные представления. Катание на лошадях или в упряжках является в этот день традиционным развлечением, причем не только для детей, но и взрослых.
На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей , пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв. По правилам на столе должны быть все виды блинов — и солёные, и сладкие, и маленькие, и большие, с рыбой, икрой, творогом и прочими лакомствами. Тут и на зятя посмотреть силён ли, может ли жену прокормить , и накормить его перед кулачными боями в четверг. За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу. В четверг — разгуляй. Кулачные бои, стенка на стенку и прочие «мужские веселья». К этому дню строили снежные крепости, которые с шумом завоёвывали соперники.
В древних языческих традициях этот день являлся встречей нового года. Пекли голубей и жаворонков из теста, а детишки «кликали солнце», чтобы то «показалось из-за горы». В пятницу — зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Странность обычая сначала зять в среду, а потом теща в пятницу к зятю усиливалась тем, что тёща за день до этого должна была принести все ингредиенты для угощения. И даже сковородку, кадку и черпак для приготовления блинов. В субботу — золовкины посиделки. Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг. Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей. Воскресенье — последний день Масленицы, прощённое воскресенье, проводы зимы и сжигание чучела Зимы. Перед сожжением чучело возят по городу, а после устанавливают на площади и водят хороводы, при этом всячески ругают Зиму, гонят её и, в конце концов, сжигают чучело.
Завершает забаву прыганье через огромный костёр. А прощённым это воскресенье называют оттого, что все просят прощение у предков. Кострами же их зовут, приглашают к обильному угощению. Это задабривание духов умерших в христианскую эпоху немного исказилось, и люди просят прощения у Бога и друг у друга. Принято говорить: «Прости меня», получая на это ответ: «Бог простит», после чего все отправляются в баню, что может считаться обрядом очищения перед долгой весной, а у христиан — перед Великим постом. Блины — самое популярное кушанье в масленичную неделю. Это рецептурно простое блюдо готовят с особым умением. Здесь важно мастерство и точность руки, наметанный глаз, кулинарное чутьё и выдержка. Именно поэтому блины — такое простое и одновременно сложное блюдо.
Масленичная неделя 12. Праздник символизирует проводы зимы и встречу весны. Неделя, когда можно и нужно есть блины каждый день. Масленица — любимый праздник, богатый на традиции и развлечения. Первый день масленичной недели называли «Встреча»: встречали не только веселый и сытный праздник, но и гостей.
Важно, чтобы лакомство попробовали как можно больше гостей, давая взамен мелкую монетку. Полученные деньги собирали в мешочек и прятали в укромном месте. По поверью, после этого в дом должен прийти достаток. На Лакомку зять приходил в гости к теще. Она встречала мужа дочери стопкой блинчиков с пылу с жару. По количеству блюд на столе судили о том, какое отношение к себе заслужил зять за прошлый год. Чем добрее теща в этот день, тем лучше сложатся отношения у ее дочери с новой семьей. Четверг — Разгуляй Четвертый день является началом Широкой Масленицы. Хозяюшки пекли дрожжевые блины, предварительно заговаривая опару. Они ставили миску на пять монет и замешивали тесто. Кто моим блинком угостится, тот и обогатится. Деньги раздам нуждающимся, чтобы в моей жизни беды не было, бедности ничто не привлекало», — гласил заговор на прибыль. Румяные блины «текли» рекой. Отовсюду слышались музыка и смех: народ выходил участвовать в потехах и гуляньях. В центре поселения устанавливали чучело Масленицы на шесте. Девушки водили хороводы и качались на качелях, а юноши состязались в силе и ловкости — перетягивании каната, кулачных боях, залезании на ледяной столб и, конечно же, в захвате снежной крепости. На улицах пели скоморохи, веселились ряженые. Отсиживаться дома в этот день нельзя. Бытовало мнение, что тех, кто не выйдет на Разгуляй, настигнут горести и неудачи. Празднование продолжалось до вечера и завершалось прыжками через масленичный костер. Пятница — Тещины вечерки В отличие от среды, когда тещи ждали зятьев, в пятницу с ответным визитом к молодым приходили родители. Традиционное угощение пекла дочь по рецепту, который ей достался от старшего поколения бабушки или прабабушки. Молодые хозяйки верили, что это привлечет в дом благополучие и хорошие деньги. На сковороде шипели, деньги приманивали. Блинками угощусь, деньги привлеку, в кошель спрячу, никому не покажу», — приговаривала женщина во время готовки. Теща также приводила с собой подруг, чтобы похвастаться зятем. А он всячески выказывал гостям уважение.
Что обязательно надо сделать в первый день Масленицы: традиции «Встречи»
Масленица: история, обряды и обычаи | Неделя Масленицы в народной традиции делится на две части: первые три дня — это Узкая Масленица (завершаются хозяйственные работы, ведется подготовка к празднику); следующие 4 дня — Широкая Масленица, когда начинаются гулянья. |
РАННЯЯ МАСЛЕНИЦА – К ХОРОШИМ ПЕРЕМЕНАМ! | Самая ранняя Масленица приходилась на конец января — начало февраля (по старому стилю), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта. |
Построим каркасный дом вашей мечты
- РАННЯЯ МАСЛЕНИЦА – К ХОРОШИМ ПЕРЕМЕНАМ!
- МАСЛЕНИЦА НАСТОЯЩАЯ 22 МАРТА ! — DRIVE2
- Почему так называется?
- Масленичная неделя началась в России
Масленичная неделя началась в России
11 марта — начало Масленицы. Почему первый блин комом? | НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ | Дзен | Масленица — один из самых популярных праздников, который возник во времена язычества, но сохранился до сих пор. |
Проводы Зимы в Пензе. Куда пойти в Прощеное воскресенье | АиФ Пенза | Первый день Масленицы: Встреча масленичной недели в понедельник. |
Масленица 2022: самое интересное о празднике | Масленица – 2023: как отметить праздник и испечь самые вкусные блины. |
Масленичная неделя в самом разгаре: праздничные события на выставке "Россия" - новости | Когда отмечают масленицу в 2024 году, какие существуют запреты и наставления, какие приметы несет с собой масленичная неделя– читайте на |
Когда, почему и как празднуют Масленицу - Лайфхакер | Самые интересные народные приметы на Масленицу собраны в этой статье. |
Масленичная неделя началась в России
С заходом солнца катанье прекращалось. Местами катанье на лошадях было принято и на Крещение. Так, в описании 1854 года, относящемся к слободам Петровка, Михайловка, Александровка и Воронцовка Павловского уезда Воронежской губернии, рассказано: на Крещение здесь запрягали с утра по паре, а иные крестьяне и по тройке лошадей, и «с колокольчиками под дугой» катались до вечера. Санное катанье на украшенных лошадях компаний нарядной молодежи, сопровождавшееся песнями, шутками, состязаниями в скорости, демонстрацией удальства прыжки в сани на ходу , было одной из ярчайших форм русской традиционной праздничной культуры.
Оно было воспринято от крестьянства всеми слоями населения, нашло отражение в лубке, народной и профессиональной живописи, вошло в фольклор и литературу. Уходившая корнями в далекое прошлое традиция праздничного катанья на лошадях вошла и в относительно поздний обычай проводов рекрута. В Пермской губернии район Верхней Камы , «...
Некрут в середине, и поют. Едут верхами... При этом принято было петь рекрутские, солдатские и мужские протяжные песни.
Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катанье молодежи с ледяных гор: от южной этнографической зоны до Крайнего Севера. Оно тоже было приурочено преимущественно к Масленице. Так, из Воронежской губернии село Архангельское, или Голышовка Каратоминского уезда в 1854 году сообщали в Географическое общество, что на Масленицу там делают гору и катаются на салазках.
А описывавший быт русских колымчан 20-х годов XIX века путешественник Ф. Врангель с удивлением отмечал: «На Масленице также веселятся и обыкновенно строят горы, хотя здешние жители и без того почти никогда иначе не ездят, как на санях по снегу и льду». Повсеместно в селениях, стоявших на равнине, а нередко и при наличии естественных спусков, строили к Масленице большие искусственные горки.
Эта подготовка сама по себе уже служила поводом для оживленного общения молодежи. В Архангельской губернии большую ледяную гору делали к Масленице в каждой деревне, а сверх того устраивали еще небольшие катки для детей у отдельных домов. Четыре столба с настеленными досками и залитым водою снегом составляли верх горы — гузно.
Скат — катище — делался тоже из досок, державшихся на подпорках с «перекладками» поперек ската. На досках лежал слой льда или замороженного снега. Катище продолжалось «улицею» раскатом , проложенной по поровненному и залитому водой снегу.
Иногда «улицей» служил лед реки или озера, если горку строили у водоема. По бокам гузна, катища и «улицы» втыкали в снег елки. В некоторых деревнях горы украшали фигурами из катаного снега, облитыми водою.
Лица фигур рисовали углем. Катались здесь с горы на салазках, шкурах и рогожах. На санях — по одному, два, а иногда и по три человека.
Последнее называлось катиться кораблем: двое располагались лицом друг к другу, а третий — между ними. На кожах и рогожах скатывались по 4—10 человек. Парни катались также на коньках кониках и просто стоя—несколько человек держались гуськом друг за друга, это называлось катиться юром.
Среди крестьянской молодежи было принято использовать масленичное катанье с гор и для встречи постоянных пар — парня и девушки. Местами катанье парами считалось уместным в течение всей зимы, а не только на Масленицу. Информатор из Орловского уезда одноименной губернии сообщал в Тенишевское бюро, что зимой делают скамейки то есть обливают их водой и замораживают и ледянки «подмороженные плетушки из решета».
На скамейке катаются парень с девушкой. Катанье сопровождалось шутками, озорством, хохотом. Житель села Неделина Калужской губернии тоже писал о парном катании с гор зимой — не упоминая о каких-либо конкретных сроках —«на ногах или больших скамейках».
Он подчеркивал, что забавы «отличаются большим благородством и вежливостью». В Юрьевском уезде Владимирской губернии информация жителя села Шельбова, 1853 г. Как только утром кто-либо появлялся на горе, на него набрасывалась компания гуляющих и валила в снег.
Если это был мужчина, сбрасывали с него шапку и натирали голову снегом. Женщинам голову не трогали, но можно было набить снегу «за пазуху под рубаху». Во многих русских селениях Тверской губернии всю зиму катались с естественных гор только дети — мальчики.
С первых дней Масленицы к месту катанья приходила вся деревня —«от мала до велика». Девушки и парни выходили на горку нарядными. Катались на катульках - досках, выдолбленных с одной стороны, намороженных льдом с другой и заостренных с одного конца.
Здесь же молодежь пела песни. В Череповецком уезде Новгородской губернии долбленки из дерева, «похожие на большое корыто», называли «корежками». На Масленицу, здесь на «корежках», санках и шубах катались преимущественно подростки обоего пола.
Тверские «катульки», а новгородские «корежки» в Ярославской губернии назывались «скачками» или «лодками».
Блины имели ритуальное значение, поскольку являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды.
В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся.
Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение.
Если хороших саней не было, то запрягали дровни. Санное катание для молодежи было состязанием в скорости, демонстрацией удальства. Озорники запрыгивали в сани на ходу.
Катание на санях было очень популярным, так как на него брали детей всех возрастов и даже закутанных в одеяла грудных детей. Прекращалось катание лишь с заходом солнца. Одевались для катания по-праздничному.
Даже Шубы брали напрокат у богатых. Для многих праздничное катание на красиво убранных лошадях соединялось с поездкой в гости. Другой традицией на Масленицу стало катание с ледяных гор.
Почти в каждой деревне делали большую ледяную гору иногда искусственную , а сверх того устраивали еще отдельные небольшие катки для детей у домов.
А теперь давайте отследим логику этих дней. Для начала вспомним, что в субботу, предшествующую Масленице, в храмах поминают усопших, причем не только родных и близких, но всех "усопших в благочестии и правой вере" - от Адама до наших дней. А особенно тех, кто погиб смертью внезапной, не получив церковного отпевания. Молясь за них, верующие включаются в общую историю человечества, становятся сопричастными к миллионам тех, кто жил до них. Воскресная служба, предшествующая Масленице, была посвящена Страшному суду, напоминая о том, что все смертны, все предстанут перед Судом Божьим. Верующих призывали к духовному трезвлению, то есть к внимательности к своим мыслям и поступкам.
Церковь именно напоминала о грядущем Страшном суде, а не пугала им: говоря о "муках вечных", об "огне вечном", она одновременно давала четкий критерий того, как надо жить, чтобы наследовать Царствие Божье. Ничего сверхъестественного - просто будь человеком: накорми голодного, напои жаждущего, приюти бездомного, протяни руку отверженному, облегчи участь больного, навести заключенного - будь милосердным! И вот после воскресного призыва "Возлюби ближнего! Пост, и особенно Великий пост, - период сосредоточенности: человек собирает все свои мысли и чувства, обращая их к Богу, отказываясь от развлечений, минимизируя отношения людьми, - в духовном напряжении поста нет места праздности. Но пост наступит только через неделю. А сейчас, на Масленицу, нам дано время для того, чтобы мы могли проявить себя как "человеки": кормили, поили, призывали под свой кров, сострадали, делились всем без сожаления и сами благодарно разделяли чужое. Дело ведь не в том, что на Масленицу мы не едим мясо, зато едим много блинов, ходим по гостям и зовем на угощенье к себе.
Главное - Церковь тактично побуждает человека к любви и щедрости, дает время на то, чтобы мы ощутили радость от того, что щедры и умеем любить!
Масленица. Часть 1
Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье[60]. В 2021 году начало Масленицы совпадает с Международным женским днем: масленичная неделя продлится с 8 по 14 марта. Завершится Масленица в воскресенье традиционным языческим обрядом, сожжением чучела — символа уходящей зимы. Празднуют Масленицу целую неделю, в которой каждый из семи дней имеет свое название и сопровождается особыми традициями.
Масленичная неделя
Культурологи предполагают, что самый первый масленичный блин получился именно из киселя, случилось это в IX веке. Масленичная неделя, маркирующая границу зимы и весны, в этом году пройдет с 28 февраля по 6 марта. «» рассказывает о самых интересных фактах, связанных с Масленицей и как проводили эти праздники в древности. Масленица – 2023: как отметить праздник и испечь самые вкусные блины. О том, как Масленицу отметили в России и за рубежом, а также о ценах масленичного стола и рецептах — в трансляции ИА REGNUM. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2024 году, и как отмечать ее по дням.
Когда и как празднуют Масленицу в 2022 году
Одно из объяснений связано с маслом. Именно весной на Руси начинали телиться коровы, молоко появлялось в каждом доме. Масло, как символ достатка в семье, и круглый горячий блин — олицетворение солнца, были обязательными атрибутами праздника. В народе Масленицу всегда ждали, ласково и кратко называли "пеpебуха", "объедуха", "касаточка", "сахарные уста", "целовальница", "веселая", "честная масленица", "пеpепелочка", "ясочка". Масленичная неделя 2 Неделя делится на два периода. Узкая Масленица — понедельник, вторник и среда, и широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье.
В первые три дня можно было заниматься делами по хозяйству, а с четверга все работы прекращались. Каждый день праздничного цикла имеет свое название и предназначение. Понедельник — встреча. В этот день заканчивали постройку снежных гор, качелей, балаганов, из подручных материалов сооружалось чучело Зимы, которое насаживали на кол и возили по улицам. По традиции свекор со свекровью отправляли невестку к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости и обсуждали время и место гуляний, определялся состав гостей.
В первый день уже начинали печь блины, первый испеченный блин в понедельник отдавался малоимущим и на помин усопших. Вторник — заигрыши. Многие масленичные обряды связаны со сватовством.
Масляна, Масляница, Масляная, Масленая неделя, Сырная неделя [4] , Мясопуст [5] , Сыроястная неделя, Всемирный праздник, Прожорная неделя, Обжорная масленица, Маслено заговенье [6] , Блинщина, Блинная неделя [7] , Поползуха в связи с подвижными датами , Объедуха [8] , Честная масленица, Широкая масленица, Весёлая масленица [9] , Кривая неделя [10] , Боярыня-масленица, Госпожа Масленица [11] , Молочная неделя [12] , Молочница [13] ; полес. В языках православных народов России названия последней недели перед Великим постом являются заимствованием из русского эрз. Масинця, Мастя, мокш. Масла, Масланьце, коми Масьленича, удм. Масленча , либо калькой : чуваш. Май чабу атнасы, мар.
Урсы къуыри «неделя молочной пищи» букв. Другая модель названия связана с традицией катания на лошадях — эрз. Кирякшчи «День катаний», коми Гажа валяй «весёлое катание», кряшенск. Дьылгайак «каток». В некоторых этнических традициях март называется «месяцем Масленицы» чуваш. Происхождение и цели обрядов[ править править код ] Санкт-Петербург. Масленица с горками в 1860-х гг. Первое упоминание о масленице относится к XVI веку, хотя мясопуст упоминается в Лаврентьевской летописи при описании мора в Киеве в 1092 году: «продали мы гробов от Филиппова дня до мясопуста 7 тысяч» [20]. По мнению Вс.
Миллера [21] и Б. Рыбакова [22] , в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию , которое у ряда народов, использующих солнечный календарь , является началом нового года. Согласно этой гипотезе, празднование нового года и проводы зимы оказались вытеснены с 22—24 марта на более ранние даты в результате введения христианского Великого поста , во время которого веселье считалось недопустимым. Среди дореволюционных исследователей было распространено мнение, что Масленица восходит к языческому празднику в честь «скотьего бога» Волоса. Снегирёв писал: «может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня , не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным» [23].
На Руси существовало множество традиционных развлечений, характерных для масленичного четверга: кулачные бои; катания на лошадях и в повозках; соревнования на ловкость и выносливость; хороводы; игры в снежки; штурм и захват снежного городка; разведение костров и прыжки через огонь; песни, пляски и, конечно же, поедание блинов. В этот день сидеть дома не получалось. Так как верили в то, что если проигнорировать всеобщее веселье, то настигнут горести и неудачи. Пятница 4 марта — Тёщины вечера В пятницу уже зятю было положено принимать в гости тёщу. Блины к приходу пекла жена зятя. Тёща приводила с собой подруг, чтобы похвастаться перед ними, за какого хорошего парня выдала свою дочку. Суббота 5 марта — Золовкины посиделки В субботу молодые невестки уделяли внимание своим золовкам — сёстрам и родственницам мужа. Девушки собирались, чтобы поесть, пообщаться и посплетничать. Доброй приметой считалось сделать всем пришедшим в гости какие-то небольшие, но приятные подарки. Воскресенье 6 марта — Прощёное воскресенье Это самый главный день всей Сырной седмицы. В воскресенье совершалось заговенье перед Великим постом. Верующие просили прощения друг у друга, а в ответ слышали «Бог простит, и я прощаю». В этот день было принято поминать усопших и посещать кладбища. Прощёное воскресенье — последний день, когда в пищу можно было употреблять продукты животного происхождения.
А православные верующие в первый её день будут вспоминать Порфирия Позднего. Святой Порфирий жил в IV веке и в 25 лет стал монахом. День его поминовения в народе называют Поздняком, потому что в марте людям уже хочется тепла, а морозы задерживаются. В 2024 году с 11 марта начинается Масленичная неделя, у которой каждый день имеет своё значение. Понедельник - День встречи: люди сооружали качели и ледяные горки, старались насладиться зимними забавами.