3. Картина Николая Рериха “Сокровище ангелов”. В картине «Сокровище Ангелов» у Рериха впервые появляется образ «древа жизни». На выставке впервые можно увидеть огромное полотно «Сокровища ангелов» — как и картины Врубеля, оно похоже на переливающуюся мозаику. Кажется, ему было ведомо многое, скрытое от человечества, и об этом он стремился предупредить, от чего-то предостеречь, а главное – поведать миру нечто очень важное.
СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ
Тогда, в 1929 году, когда проект только предлагался на рассмотрение, Рерихом было придумано Знамя Мира - белое полотнище с красной окружностью, в которую были вписаны три красных круга, обозначающих единство прошлого, настоящего и будущего в вечности. Это знамя, являющееся отличительным знаком для идентификации объектов охраны, стало символом открывшейся в Петербурге выставки. Экспозицию составили привезенные со всего мира живописные полотна, которые активно покупались ещё при жизни художника. Всего более 70 музеев и научно-образовательных центров России и мира, среди которых можно выделить Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, привезли в Северную столицу не только картины Рериха, но и его уникальную коллекцию западноевропейской живописи и буддийских танок, ранее никогда не экспонировавшихся вместе.
Представленные в «Манеже» картины очень разнятся по времени написания, стилю, настроениям, которые вложили в них Рерихи - Николай и его младший сын Святослав, последовавший по стопам отца. В самом начале становления как художника, Рерих-старший обращался к самобытным русским сюжетам, к которым он ещё вернется позже, во время Второй мировой войны. Написанные им в этот период полотна, например «Строят ладьи», «Зловещие», соседствуют в «Манеже» с большим количеством произведений, призванных раскрыть тему Востока.
Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком. В них… Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица» 888 Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин — настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает. Жар-птица — истинное волшебство.
С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее… Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь 483 И. Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И. Репин и П. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель. Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на… Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата» 424 Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве — странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом. Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата».
В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он… Сочинение И. В центре внимания художника — тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают… Сочинение по картине «Май 1945» А. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. Военная тема занимает… Сочинение по картине 3. Серебряковой «За туалетом.
Уклоны рисунка, символика очертаний, красок, светотени, неуловимый синтез художнического видения возвращает мысль к тому же образу — символу. К нему — все творчество Рериха. Кто же он, этот «безликий»? Какие эпохи отражаются в его слепой душе? К каким далям возвращает он нас, избалованных, непокорных, возвестивших «культ личности»? Мы смотрим. Чередуются замыслы. Сколько их! В длинном ряду картин, этюдов, рисунков, декоративных эскизов воскресает забытая жизнь древней земли: каменный век, кровавые тризны, обряды далекого язычества, сумраки жутко-таинственных волхований; времена норманских набегов; удельная и Московская Русь... Ночью, на поляне, озаренной заревом костра, сходятся старцы. Горбатые жрецы творят заклятия в заповедных рощах. У свайных изб крадутся варвары. Викинги, закованные в медные брони, с узкими алыми щитами и длинными копьями, увозят добычу на ярко раскрашенных ладьях. Бой кипит в темно-лазурном море. Деревянные городища стоят на прибрежных холмах, изрытых оврагами, и к ним подплывают заморские гости. И оживают старые легенды, сказки; вьются крылатые драконы; облачные девы носятся по небу; в огненном кольце томится золотокудрая царевна-змиевна; кочуют богатыри былин в древних степях и пустырях. Снова — Божий мир; за белыми оградами золотятся кресты монастырей; несметные полчища собираются в походы; темными вереницами тянутся лучники, воины-копейщики; верхами скачут гонцы. А в лесу травят дикого зверя, звенят рога царской охоты... Мы смотрим: все та же непрерывная мечта о седой старине. О старине народной? Если хотите. Но не это главное, хотя Рериха принято считать «национальным» живописцем. Не это главное, потому что национально-историческая тема для него — только декорация. Его образы влекут нас в самые дальние дали безликого прошлого, вглубь доисторического бытия, к истокам народной судьбы. О чем бы он ни грезил, какую бы эпоху ни воскрешал с чутьем и знанием археолога, мысль его хочет глубины, ее манит предельная основа, и она упирается в тот первозданный гранит племенного духа, на который легли наслоения веков. Он — древний человек, первобытный варвар земли. Каменный век!
Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня - разлетятся ангелы. Всем конец придет». На родину картина вернулась лишь в 2007 году. Коллекция, состоящая из 350 предметов, собиралась около 30 лет. Все эти произведения искусства находились в лондонской и парижской квартирах Вишневской и Ростроповича. Галина Вишневская решила расстаться с коллекцией после кончины Мстислава Ростроповича, последовавшей 27 апреля 2007 года. На торги было выставлено около 20 работ Ильи Репина - крупнейшее собрание, находящееся в частных руках, портреты кисти Боровиковского, Серова, Брюллова, картины Венецианова, Кустодиева, Левитана, Айвазовского, эскиз Александра Иванова к "Явлению Христа народу", эскиз к декорациям Александра Бенуа. Особо ценны в этой коллекции картина Бориса Григорьева «Лики России» начальная цена 1,5—2 миллионов фунтов стерлингов ; картина Николая Рериха «Сокровище ангелов» 0,8—1,2 миллионов фунтов стерлингов ; «Портрет княгини Авроры Демидовой» Карла Брюллова 0,8—1,5 миллионов фунтов стерлингов , а также 20 произведений Ильи Репина и предметы декоративно-прикладного искусства. Вопреки опасениям российских искусствоведов, уникальная коллекция русской живописи, фарфора, стекла и декоративного искусства не ушла с молотка по частям, а за день до торгов была целиком куплена за «неразглашаемую сумму, существенно превышающую самые высокие предпродажные ожидания» российским бизнесменом Алишером Усмановым. Новый владелец коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневский, российский бизнесмен Алишер Усманов передал ее государству. По согласованию с Роскультурой коллекция будет размещена в Константиновском дворце в Стрельне под Санкт-Петербургом.
Файл:Treasure of angels.jpg
Еще одно открытие выставки – огромное полотно "Сокровище Ангелов", которые впервые покинуло "Дворец конгрессов" в Петербурге. Интересные факты о создании картины «Сокровище ангелов (Николай Рерих)» и ее смысл. Грандиозна по своему замыслу и картина «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне». символы чего начертаны на камне».
«Рериховский век» в городе на Неве
Государственная Третьяковская галерея Крупнейшая монографическая выставка, приуроченная к юбилею мастера, раскрывает перед зрителями панораму его творчества. Особое внимание уделено опытам Н. Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция позволит получить представление об особенностях мировоззрения художника и оценить его вклад в развитие искусства XX века. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей — Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках. Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора —«Гонец.
Я высказал свое желание обменять эту картину на 10 театральных эскизов Головина, чьи работы отсутствовали в моей коллекции. Зильберштейн напомнил Попову, что Третьяковская галерея хотела бы иметь этот портрет и что предложение сделано явно в пользу СССР: 10 эскизов Головина стоили максимум 20 тысяч долларов. Но Попов был неумолим. В ту пору шла агрессивная холодная война. А система Советского Союза уже трещала по всем швам и латала западными займами дыры в экономике. У меня накопился негативный опыт общения с советскими чиновниками. Любая сделка, как правило, заканчивалась взяткой. Дело можно было уладить, но Попов был мне неприятен, и взятку я ему не предложил. Не было смысла идти к министру Демичеву, ибо я знал, что они одного поля ягоды. Отца моего расстреляли чекисты после войны в болгарском лагере Пасарджик. А со мной надо было считаться, чтобы получать миллионные кредиты... Она согласилась. Директор отдела импрессионистов в Лондоне Джулиан Барран приехал в Париж взглянуть на картину, которая хранилась тогда на складе на авеню Клебер. Он был восхищен чудной живописью и оценил ее в 100 тысяч фунтов стерлингов. Но на аукционе она не была продана, так как в 1977-м покупатели посчитали ее очень дорогой. Там ее и приобрел Мстислав Ростропович. Сейчас у русских финансово одаренных людей появился шанс вернуть портрет в Россию, так как в 2004 году правительство отменило идиотские тридцатипроцентные таможенные сборы на ввоз антиквариата в страну. Есть аукцион, вещи оценены. Кто хочет — купит, не хочет — не купит. Могут целиком коллекцию купить, пожалуйста, возражать не будет никто. В своем особняке в Петербурге они устроили настоящий музей сокровищ императорской России, наполненный мебелью в стиле ампир, бронзой, фарфором, портретами русских царей... Все это покупалось на Западе и вернулось в Россию благодаря уникальной семье. И — ее жизнь с Мстиславом Ростроповичем. Валентин Серов. Карл Брюллов. Александр Иванов. Борис Григорьев.
Конечно, есть такая легенда Рериха, и, конечно, семья Рериха создавала эту легенду — мы ни в коем случае не собираемся ее развенчивать, потому что сама легенда тоже требует внимания и бережного к ней отношения». Николай Рерих закончил Высшее художественное училище в Петербурге, стажировался в Париже — в общем, был художником в высшей степени профессиональным и до революции ярким представителем стиля модерн. На выставке впервые можно увидеть огромное полотно «Сокровища ангелов» — как и картины Врубеля, оно похоже на переливающуюся мозаику. Сюжет оригинален — как и все у Рериха. На ней рядом с ангелами изображен артефакт из Дании. Татьяна Карпова: «Это камень X века нашей эры, который находится в Дании. Этот знаменитый артефакт говорит о принятии Данией христианства. Театральный задник, расписанный по эскизам Рериха для «Русских сезонов» Дягилева, после реставрации будет самым большим предметом, экспонирующимся в Третьяковке.
Впоследствии любовь к ним придала совершенно особый оттенок его исканиям примитивных форм. Это обнаруживается очень ясно в его декоративных композициях, в графических работах и даже в самой манере письма. Между холстами Рериха есть тонко обласканные кистью, бархатные ковры с обдуманной выпиской деталей. Но есть написанные густо, тяжелыми, слоистыми мазками: они кажутся высеченными в каменных красках. И во всем стиле его рисунка, упрощенного иногда до парадоксальной смелости, как будто чувствуется нажим каменного резца. С этой точки зрения искусство Рериха гораздо ближе к примитивизму Гогена, чем к народническому проникновению кого-нибудь из русских мастеров. Но Гоген — сын юга, влюбленный в солнечную наготу тропического дикаря. Подобно финляндским примитивистам, Рерих — сын севера. Каменный север — в его живописи: суровость, угрюмая сила, нерадостная определенность линий, цвета, тона. И если иногда его картины, особенно ранние, неприятно темны, то причину надо искать не в случайном влиянии В. Васнецова или Куинджи под руководством которого он начал работать , но в сумрачном веянии сказки, околдовавшей его душу. И если в его картинах вообще нет светлого полдня и так редко вспыхивают солнечные лучи, то потому, что образы являлись к нему из хмурых гробниц времени. Солнце — улыбка действительности. Солнце — от жизни. Думы о мертвом рождаются в сумраке. Точно замкнул себя волшебным кругом, где все необычайно, как в недобром сне. Темное крыло темного бога над ним. Нам жутко. Нерадостны эти тусклые, почти бескрасочные пейзажи в тонах тяжелых, как свинец, — мертвые, сказочные просторы, будто воспоминания о берегах, над которыми не восходят зори; и когда загораются в них яркие пятна и нежные просветы, мы видим не солнце, а мерцания драгоценных камней и перламутровых раковин на дне подводных пещер. И нам понятно, почему одна из лучших картин Рериха — «Зловещие»: черные птицы у моря, неподвижные вороны на серых камнях, пугающие мысль недоброй сказкой. То же зловещее молчание идет от большинства картин. Перед ними не хочется говорить громко. На шумных выставках они кажутся из иного мира. Древние, холодные полумраки севера — недобрые шепоты темного бога. Ими овеяны не только люди и звери и сообщница их, природа; святые и ангелы Рериха так же странно нерадостны, почти демоничны. В его религиозных композициях отсутствует все умиленное, светлое, благостно-невинное; пламя христианства погашено мрачной языческой ворожбой. Можно открыть нажатием курсора Помню, я почувствовал это впервые, любуясь огромным эскизом церковной фрески «Сокровище Ангелов»...
Книга (аналит. описание): "Сокровище ангелов" Николая Рериха
Сокровище ангелов. Николай Рерих. Автор видео: Борис Шнейвас 13-04-2024 | | 12330 | Продолжительность: 08:8:8. Русский художник Николай Рерих "Сокровище Ангелов, 1905". 0 # Описание картины Николая Рериха: Сокровище Ангелов Эскиз стенописи усыпальницы. Комментарий пробуждённого к картинам картина «ангел последний» 1942 г.
"Сокровище Ангелов" Н.К. Рериха
С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге. Рерих Николай Константинович. «Сокровище ангелов». Сокровище ангелов. Другие работы. 1897 Гонец. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха “Сокровище Ангелов” из Государственного комплекса “Дворец конгрессов” в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907). Эскиз к картине «Сокровище ангелов» (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1). 10 картин Николая Рериха. Комментарий пробуждённого к картинам картина «ангел последний» 1942 г. Кроме того, Тенишевой принадлежала небольшая работа Рериха 1904 года «Архангел», которую считают эскизом к «Сокровищу ангелов».
Николай Рерих в Третьяковке
Статья автора «monologova» в Дзене: Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на выставках в Вене, Париже, Лондоне и др. Ангелы-демоны Рериха таят угрозу, но ее огненные чары не вырываются наружу, как ослепляющие молнии, в сумраке мерещатся только зарницы. Кажется, ему было ведомо многое, скрытое от человечества, и об этом он стремился предупредить, от чего-то предостеречь, а главное – поведать миру нечто очень важное. Впервые в Москве выставлены шедевр Рериха "Сокровище Ангелов", созданный в 1905 году, который относят к числу его пророческих картин. Сокровище Ангелов. 1905. Холст, масло, темпера.
Картина Н.К.Рериха Сокровище Ангелов. Константиновский зал . Санкт Петербург.Россия.
Как заметил мудрый Максимилиан Волошин, "любовь к архаическому была создана откровениями археологических раскопок конца XIX века. Но Рерих был единственным художником, которые профессионально участвует в раскопках в Псковской, Новгородской, Тверской губерниях, работает в Императорской археологической комиссии. Именно по заданию этой комиссии он с женой объезжает более сорока старых городов России, пишет виды старинных храмов, крепостей, зданий, публикует статьи в защиту старины. Защищать старину будет и Грабарь, спасая памятники Древней Руси, организуя экспедиции на Русский Север, создавая после революции Государственный музейный фонд и центр реставрации… Впрочем, стариной "переболели" почти все художники "Мира искусства". Только Бенуа пленяли петровская эпоха и французский XVIII век, Бакста - античность, а Рериха - брутальность викингов, мощь "половецких баб" и суровый облик старых крепостей. И надо признать, что они органично смотрятся рядом с ранними полотнами Рериха, будь то мрачные "Идолы" 1901 , яркие "Заморские гости" 1901 или дипломная работа "Гонец. Восста род на род" 1897. Картина "Бой" 1906 была гвоздем "Салона" в Петербурге, откуда была приобретена в Третьяковскую галерею за 5000 рублей. Здесь, пожалуй, впервые у Рериха история является не в нарядах реконструкторов или древних руин, а в облике природы. Причем саспенс последней мирной ночи возникает не за счет изображения, а за счет названия.
Художник тут апеллирует к воображению зрителя, к его знанию "Повести временных лет" и истории княжеских междуусобиц. Этот прием станет ключевым позже в полотнах гималайской серии: образы заснеженных гор будут отсылать к тайнам духовидцев, к молчанию Будды, к мистическому знанию, которое разделяют художник и зрители. Ну, или стремятся к этому. Этот прием Рерих отрабатывает в ранних работах. Таких, как "Город строят" 1902. Сегодня на фоне расцвета девелоперских проектов с башнями выше двадцати этажей картина стройки деревянной крепости из бревен, которые тащат на плечах мужики в белых рубахах, выглядит наглядным пособием смены технологий, в духе "старое и новое". Но в сопровождении строк "Жерлицы дружинной" Алексея Ремизова "…Пришли белые старцы, а за старцами белой станицей чадь с топорами" картина обретает былинный размах. Стилистика, орнаментальная вязь письма становится важнее сюжета. И Рерих, который сохраняет суровый колорит в своих полотнах, сочиняет орнамент для рам своих картин, дает работам развернутые названия.
Николай Рерих. Город строят. Государственная Третьяковская галерея. Фото: Пресс-служба Третьяковской галереи Как и многие мирискусники, Рерих стремится к синтезу искусств.
Первым опытом стал спектакль «Три волхва» в петербургском Старинном театре. Заметил Рериха и знаменитый импресарио Сергей Дягилев: в 1909-м он пригласил его оформить спектакли «Русских сезонов». Для оперы «Князь Игорь» Рерих создал костюмы и несколько вариантов декорации с изображением половецкого стана в опускающихся сумерках. Первой публика увидела вокально-танцевальную сюиту «Половецкие пляски» на музыку Бородина: Дягилев не ошибся в своем выборе — европейская публика буквально потеряла голову от постановки.
К 1920 году она выдержала 500 представлений. А этот задник из «Плясок» приобрела три года назад Третьяковская галерея. В пути художник создал порядка 500 картин, в том числе серию «Сюита Майтрейя» — живописные размышления о приходе Будды будущего и наступлении мирного времени, когда люди будут вместе трудиться в ашрамах на благо человечества. В конце 1927 года Рерих увидел массив Тангла, одну из самых высоких горных систем Тибета — считается, что именно там находится Шамбала. В 1935 году он обосновался в Индии и оставался до самой смерти : здесь пережил творческий расцвет — написал больше тысячи картин, две книги, его работы показывали в крупнейших галереях мира.
Выставка «Николай Рерих» будет работать до 10 марта. Фото: t.
На переднем плане, рядом с предводителем ангельских воинств, иконографически схожим с образом архангела Михаила, художник написал «краеугольный камень», памятник древних викингов. Еллингский камень является свидетельством возникновения Дании как государства, относится к эпохе перехода скандинавов от язычества к христианству. Он установлен королем Харальдом Синезубым не ранее 965 года с надписью, гласящей о крещении датчан. Рерих глубоко интересовался этим периодом истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства.
Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905.
Бытие всё на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведёт. От усталости не помнит себя, а всё сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутёвый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло.
Как бы змей не пожрал мучимого. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Всем конец придёт15. И только 4 января 1909 года на вернисаже петербургского «Салона», устраиваемого Сергеем Маковским в залах Меншиковского дворца, картину «Сокровище ангелов» увидели жители Петербурга. Многие современники Н. Рериха откликнулись на это событие.
Маковский, русский поэт, издатель, художественный критик и организатор выставок: «В его религиозных композициях отсутствует всё умилённое, светлое, благостно-невинное; пламя христианства погашено мрачной языческой ворожбой. Помню, я почувствовал это впервые, любуясь огромным эскизом церковной фрески "Сокровище ангелов"... Громадный камень, чёрно-синий с изумрудно-сапфирными блёстками; одна грань смутно светится изображением распятия. Около, на страже, — ангел с опущенными тёмными крыльями. Правой рукой он держит копьё, левой — длинный щит. Рядом — дерево с узорными ветвями, и на них вещие сирины. Сзади, всё выше и выше, в облаках, у зубчатых стен райского кремля, стоят другие ангелы, целые полки небесных сил.
Недвижные, молчаливые, безликие, с копьями и длинными щитами в руках, они стоят и стерегут сокровище. От их взора, от общего тона картины, выдержанной в сумрачных гармониях, делается страшно и замирают молитвы»16. Лазаревский, историк искусства, художник: «Вот большое полотно — эскиз церковной фрески "Сокровище ангелов". Эта фреска производит сильное впечатление, удивительно интересная и выдержанная по колориту и композиции. Сонмы ангелов зорко стерегут удивительный камень, камень мироздания. На этом камне в затейливом рисунке выступает изображение креста. И бдительно стерегут его ангелы, ибо, если что случится с ним — конец мира будет.
Эта сильно прочувствованная художником композиция привлекает и завораживает своей мистической красотою»17. Редакция «Огонька» воспроизвела картину на страницах своего журнала с пояснением Рериха: «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы "Сокровище ангелов": ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло — символы чего начертаны на камне»18. Краеугольный камень мироздания, изображённый художником, имеет свой прототип — уникальный шедевр искусства викингов, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Йеллингский камень с руническими надписями X века Дания. Это массивный трёхгранный кусок гранита с красными прожилками высотой около 2,5 м и весом около 10 т. Он установлен могущественным королём Харальдом I Синезубым около 986 года с надписью, гласящей, что «Харальд-король поставил этот камень в честь Горма, отца своего, и Тюры, матери своей. Этот камень является свидетельством эпохи перехода скандинавов от язычества к христианству. Дата установления камня очень близка к годам начала крещения Руси князем Владимиром Святославичем.
С этого времени и викинги, и русичи вошли в мировое христианское сообщество. Руническая надпись выбита на одной из боковых граней камня, другую боковую грань украшает великолепная резьба — стилизованный лев, стоящий на трёх лапах, и охватившая его тело кольцами змея. На центральной плоскости камня изображено распятие Христа. Раскинутые руки обвиты двойными ленточными полосами, по обеим сторонам головы и ног видны пронизывающие друг друга горизонтальные и вертикальные кольца. На фоне всех этих переплетений «фигура Христа, расположенная в центре камня, смотрится как некая уравновешивающая ось, призванная внести гармонию и порядок в волнующийся в неразрешимых противоречиях хаос мира»19. Рерих воспроизводит Йеллингский камень с документальной точностью, но окрашивает его в палитру цветов космического пространства — камень тёмно-синий с изумрудно-сапфирными блёстками. Это как будто осколок далёкого звёздного неба.
Распятие — символ добра и любви, победивших всё зло мира, искупления греха человеческого.
Произведение представляет собой фильм видеофрагмент или кадр из него обнародованный до 1 января 1929 года. Произведение представляет собой информационное сообщение в том числе фотоинформационное , созданное работником ТАСС , РОСТА или КарелфинТАГ в порядке выполнения служебного задания в период с 10 июля 1925 года[2] до 1 января 1929 года, при этом обнародованное в тот же период. Это произведение находится в общественном достоянии англ.
Человечество рождающейся новой, шестой расы, должно стать способным переживать на Земле явления Высших сфер, и Опыт Урусвати должен был послужить утверждению этой возможности: «Урусвати явит земли сочетание с небом. Урусвати явит красоты меру симфонией сфер.
Урусвати явит луч света, проникающий стены. Урусвати явит щит, показавший течение светил. Урусвати явит полет стрел духа.
Урусвати явит постижение плотности материи по желанию духа. Урусвати явит пустоту мысли, не зажженной духом, ибо Наш путь — Земли во дворец претворение» 30.
Экспозицию составили привезенные со всего мира живописные полотна, которые активно покупались ещё при жизни художника.
Всего более 70 музеев и научно-образовательных центров России и мира, среди которых можно выделить Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, привезли в Северную столицу не только картины Рериха, но и его уникальную коллекцию западноевропейской живописи и буддийских танок, ранее никогда не экспонировавшихся вместе. Представленные в «Манеже» картины очень разнятся по времени написания, стилю, настроениям, которые вложили в них Рерихи - Николай и его младший сын Святослав, последовавший по стопам отца. В самом начале становления как художника, Рерих-старший обращался к самобытным русским сюжетам, к которым он ещё вернется позже, во время Второй мировой войны.
Написанные им в этот период полотна, например «Строят ладьи», «Зловещие», соседствуют в «Манеже» с большим количеством произведений, призванных раскрыть тему Востока. Так, известный своей склонностью к мистике, эзотерике, буддизму и индуизму, Рерих написал много картин, главными героями которых стали индийские божества и герои буддийских легенд серии картин «Майтрея», «Учителя Востока». Помимо этого, на выставке можно увидеть часть живописных произведений из цикла «Гималаи», в рамках которого Рерихом было написано порядка 2000 полотен.