По итогам августа бюджет исполнен с профицитом, нефтегазовые доходы России восстановились. Торговый профицит простыми словами – это превышение доходов от полученной прибыли над реальными расходами. экспортеров сырья. Если доходы бюджета превышают расходы, это значит, что бюджет сформирован с профицитом, если же наоборот – расходы превышают доходы, значит бюджет дефицитный. В данном материале разберёмся в том, что такое профицит в целом, и что такое профицит бюджета.
Профицит – что это такое простыми словами, примеры, характеристики
Российский бюджет в марте впервые за год оказался в профиците: как так вышло и что будет дальше. Несмотря на то, что профицит бюджета может иметь положительные последствия, он также связан с определенными рисками и проблемами. Торговый профицит простыми словами – это превышение доходов от полученной прибыли над реальными расходами. это когда доходная часть бюджета превышает расходную часть,в техникуме давали такое определение.
Профицит – что это такое простыми словами?
Урок по теме Дефицит и профицит государственного бюджета. В данном материале разберёмся в том, что такое профицит в целом, и что такое профицит бюджета. Профицит бюджета — превышение доходов над расходами; экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета. Говоря о государственном бюджете необходимо рассмотреть такое понятие как профицит – это положительное сальдо баланса бюджета государства, то есть превышение доходов бюджета над его расходами.
Бюджетный профицит
Прежде всего ищут дополнительные источники прибыли: выпуск в дальнейшее обращение денежной массы запуск инфляции ; выпуск специальных облигаций государственного займа — формирование внутреннего долга; запрос о финансировании, направленный другим государствам, — взять внешний долг; сокращение имеющихся расходов, насколько возможно. Экономисты определяют аналитическим способом важность всех запланированных на год трат, пытаясь уменьшить их, если средств недостаточно. Источники финансирования: Внутренние - кредиты банков, государственные займы, бюджетные ссуды — берутся со средств от других уровней. Внешние - иностранные кредиты, помощь иностранных инвесторов. А также компенсирует источники финансирования покрытие дефицита. Меры по сокращению расходов Методики, используемые экономистами для предотвращения финансового кризиса: реорганизация существующей налоговой системы для повышения ее общей эффективности; реструктуризация долга; усиленный контроль за имеющимися расходами; сокращение трат — уменьшение дотаций, выдаваемых убыточным отраслям; упорядочение системы, касающейся социальных льгот.
Некоторые финансисты считают дефицит, наоборот, благом. Он помогает переоценить экономическое состояние страны и активизироваться для быстрого решения проблем. Предельные значения дефицита Согласно законодательству, определен максимальный порог дефицита, возникающего в бюджете, — пятнадцать процентов с утвержденного ранее годового объема всех доходов РФ, не считая безвозмездных инвестиций. Максимально допустимый уровень дефицита, для погашения которого государство должно принимать определенные меры, — десять процентов. Это предусмотрено 130 статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кредиты, предоставляемые Нацбанком, приобретение банком различных ценных бумаг Российской Федерации не считаются источниками, способными покрыть расходы бюджета. Источники финансирования, перечень трат — все утверждается законом. Так государство пытается контролировать состояния дефицита и профицита, чтобы достичь сбалансированности. Профицит бюджета Редко возникает.
Кроме того, в начале года с опережением ожиданий шли налоговые сборы по НДС и акцизам, что в результате повлияло на высокий профицит федерального бюджета, рассказал эксперт. Стоит отметить, что увеличение поступлений в целом произошло по большинству видов доходов, указала заместитель руководителя направления «Бюджетная политика» центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований ЦСР Наталья Краснопеева. При этом объем расходов начал расти только в марте, в том числе из-за ускорения инфляции, но это пока еще не привело к опережающему росту расходов. По ее мнению, вероятнее всего, профицит бюджета будет каждый месяц сокращаться по мере наращивания расходов на поддержку экономики и введенные налоговые послабления для бизнеса. С одной стороны, развитие кризиса приведет к постепенному сужению ненефтегазовых доходов бюджета. С другой, антикризисные меры властей приведут к повышению расходной части бюджета на 4 трлн рублей.
Дефицит бюджета может быть суммой дефицита доходов и счета операций с капиталом. Становится трудно управлять дефицитом бюджета, каждый раз занимая деньги у других стран или у населения. Причины и следствия Причиной профицита бюджета может быть все, что оставляет правительству значительную сумму после покрытия всех расходов за счет доходов, которые оно получает от налогов, сборов, сборов, инвестиций и т. Однако его последствия многочисленны. Давайте посмотрим на некоторые из них: Спрос на облигацииОблигацииОблигации относятся к долговым инструментам, выпущенным правительствами или корпорациями для приобретения средств инвесторов на определенный период. Читать далее снижается, когда правительство прекращает заимствование. Итак, доходность рынка облигацийДоходность рынка облигацийФормула доходности облигаций оценивает доход от инвестиций в данную облигацию.
Он рассчитывается как процент годовой купонной выплаты к цене облигации. Годовой купонный платеж изображается путем умножения номинальной стоимости облигации на купонную ставку. Читать дальше падает, и это помогает корпорациям выпускать больше облигаций по более низким процентным ставкам. С другой стороны, это убытки для домохозяйств, которые покупают облигации, поскольку они получают меньший процент от покупки облигаций. Рост экономики снижается, поскольку правительство начинает требовать увеличения налогов, а также снижения расходов для покрытия дефицита бюджета. Потребительская сила уменьшается по мере уменьшения денежной массы. Примеры Давайте рассмотрим следующие примеры профицита бюджета, чтобы лучше понять концепцию: Пример 1 Предположим, страна А страдает от дефицита бюджета в размере 20 миллиардов долларов.
Однако текущая прибыль после оплаты всех регулярных расходов составляет 30 миллиардов долларов. Эта сумма представляет собой профицит бюджета правительства страны А, из которого оно погашает свой долг вместе с применимыми процентами, что составляет общий платеж в размере 26 миллиардов долларов. Остальные 4 миллиарда долларов поступают в резервы правительства. Пример 2 Ирландия записано самый высокий профицит бюджета ЕС в 2022 году. Рост налоговых ставок сыграл важную роль в том, чтобы помочь ирландцам достичь этой точки. Преимущества Это очень важный план, когда экономика переживает бум.
На стадии составления бюджета профицит бюджета исключается с помощью увеличения расходов или снижения доходов. На стадии исполнения бюджета принимаются меры к сохранению средств, не предназначенных для расходования в рамках утверждённого бюджета, профицит бюджета должен направиться на пополнение резервов или на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной период [3]. Профицит государственного бюджета[ править править код ] Профицит бюджета позволяет увеличивать золотовалютные резервы страны , снижать государственный долг и выделять больше средств на непредвиденные расходы.
Профицитный бюджет способствует увеличению макроэкономической стабильности и, в том числе — в условиях геополитических и долговых рисков. Однако профицит бюджета — это не всегда благо для страны. Профицитный бюджет может быть следствием жесткой экономической политики, его результатом может быть недостаток свободных оборотных средств в экономике, в частности снижение ликвидности кредитных организаций [2].
Дефицит государственного бюджета и профицит
Ситуация в России: цифры и факты Профицит, что это такое и основные причины возникновения Это хорошо или плохо Бюджетный профицит Причины. В обычных условиях профицит бюджета – признак того, что государство эффективно управляет доходной и расходной частью. Профицит бюджета — ситуация, когда потратили денег меньше, чем получили в виде доходов.
Профицит бюджета: определение, механизмы, плюсы и минусы
Как правило, означает уменьшение государственного контроля над тем, как ведется бизнес в той или иной области, например, для стимулирования свободной конкуренции на рынках. Однако термин не следует путать с либерализацией. Либерализованный рынок хотя, как правило, и имеет в целом меньше регулирующих законных актов, тем не менее обычно законодательно... Индекс потребительских цен ИПЦ, индекс инфляции, англ. Consumer Price Index, CPI — один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги потребительской корзины за определённый период в экономике. Теоретически причина бума не имеет значения, но на практике эффект, как правило, связан с открытием месторождений полезных ископаемых или ростом цен на экспорт добывающих отраслей. Валовой национальный доход ВНД — это совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведённых в течение года на территории государства то есть валовой внутренний продукт, ВВП , плюс доходы, полученные гражданами страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами. Один из экономических показателей. Валовой национальный доход англ.
Зачастую употребляется совместно с показателем ВВП, или заменяется им, что в общем неверно. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Международная валютная система МВС — совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами; то есть, платежей, сопровождающих международные экономические операции. Бреттон-Вудская конференция США , в которой участвовали 44 государства, была проведена в 1944 году. Её основная задача — производить валютную ликвидность с помощью золотых резервов, сырья, финансовых активов какой-то одной страны, наднациональных финансовых... Полная занятость англ. Золотовалютные резервы — высоколиквидные активы, находящиеся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования. Состоят из монетарного золота...
Бегство капитала — стихийный, не регулируемый государством вывоз капитала юридическими и физическими лицами за рубеж, в целях более надёжного и выгодного их вложения, а также для того, чтобы избежать их экспроприации, высокого налогообложения, потерь от инфляции. Теневая банковская система также теневое банковское дело, теневой банкинг, парабанковская система представляет собой совокупность финансовых институтов, которые работают по банковским схемам, но формально банками не являются. Основное отличие от обычных банков состоит в том, что парабанки не принимают индивидуальные вклады от населения: они обслуживают не индивидуальных вкладчиков, а другие банки.
При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.
Но и тут есть свои исключения. Если доля государственного бюджета в разрезе ВВП будет минимизирована, это не позволит государству эффективно выполнять свои функции, что также окажет отрицательное влияние на развитие экономического сектора. Источники финансирования бюджетного дефицита В структуре государственного бюджетного дефицита источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние. К первой группе относится эмиссия ценных бумаг облигации федерального займа для населения , предоставление денежных ссуд бюджетами других уровней. Вторая группа подразумевает реализацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение банковских кредитов или займов международных наднациональных финансовых корпораций, а также межгосударственное кредитование.
Требования к бюджету К бюджету государства применяется ряд обязательных требований: Отсутствие жёсткой привязки и зависимости доходов от расходов. Это позволяет исполнителям бюджета расставлять приоритеты при решении задач федерального уровня, что обеспечивает гибкость экономической политики. Соблюдение системы иерархии и принципа автономности бюджетов разных уровней. Включение в бюджет государства всех подконтрольных ему доходов и расходов. Уровни бюджетной системы Бюджетной системой предусмотрено подразделение бюджета на три уровня: Федеральный бюджет страны в целом.
Региональный бюджеты краёв, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения. Местный бюджеты муниципальных образований — городов, посёлков, станиц, районных центров. Доходы и расходы бюджетов всех уровней Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти.
Принимаемый на законодательном уровне, он представляет собой основной финансовый план страны, обязательный для исполнения на всей её территории. В бюджете аккумулируется часть денежных доходов организаций и граждан. За счёт бюджетных средств финансируются оборона, охрана общественного порядка и безопасность государства, экономика, здравоохранение, образование и культура. Функции госбюджета К основным функциям государственного бюджета относят перераспределение национального дохода, стимулирование экономики, обеспечение социальной политики, направленной на развитие здравоохранения, образовательных и научных программ, а также финансовую поддержку малоимущих групп населения. Также средства бюджета страны и внебюджетных государственных фондов используются на общие нужды всей нации, которые невозможно удовлетворить за счёт бизнес-сферы. К ним относятся государственное управление, оборона и безопасность страны, экология. Источники доходов бюджета Основными источниками финансовых поступлений в казну государства являются: налоги с физических лиц и организаций; эмиссия денежных знаков; приватизация. Расходы госбюджета К расходам государства относятся денежные средства , направленные на обеспечение задач и функций государства. По целям распределения расходы государства подразделяются на: Политические: обеспечение оборонного комплекса и системы национальной безопасности армия, полиция, суды, тюрьмы , содержание управленческого государственного аппарата. Экономические: содержание и поддержка отраслей экономики, субсидирование частного малого и среднего бизнеса. Социальные: развитие системы здравоохранения, образовательной системы и науки, культуры, выплата пенсий, социальных пособий, зарплат бюджетникам. Экологическая: охрана окружающей среды. Разница между доходами и расходами страны составляет сальдо бюджета, которое может пребывать в трёх различных состояниях: положительное сальдо — доходная часть преобладает над расходами, создаётся профицит; сальдо равно нулю — доходы полностью компенсируются расходами, бюджет является сбалансированным; отрицательное сальдо — уровень расходов превышает размер финансовых поступлений, создавая дефицит. Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.
Это потому, что профицит бюджета лишает экономику покупательной способности. Профицит бюджета означает, что правительство потратило меньше налогов, чем забрало из государственной сферы. Что такое сбалансированный доход? Большинство государств использует несбалансированный бюджет как средство регулирования экономической активности. Согласно «Финансово-кредитному энциклопедическому словарю» сбалансированность бюджета — это один из принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии равновесии бюджетных расходов источникам их финансирования. Принцип, при котором достигается равенство между суммарной величиной бюджетных поступлений доходов бюджета и объёмом производимых расходов. Кто принимает гос бюджет? Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшим законодательным органом власти. В России проект государственного федерального бюджета ежегодно обсуждается и принимается в виде закона Федеральным собранием. По окончании финансового года Правительство РФ должно отчитаться об исполнении бюджета. Как составить сбалансированный бюджет? К методам составления сбалансированного бюджета относятся: лимитирование расходов с учётом доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней; выявление резервов роста доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования; Что такое избыточный бюджет? Профицит бюджета бюджетный профицит; англ. Избыток бюджета — это превышение доходов федерального правительства над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный избыток и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный избыток и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. Сколько стадий включает в себя бюджетный процесс? Исполнение бюджета распадается на два этапа: сбор доходов и осуществление расходов. При распределении бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для этого составляется бюджетная роспись. Какой размер дефицита бюджета признается допустимым? В соответствии с п. Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Какие бывают виды расходов? Постоянные расходы — это затраты, независящие от изменения объема производства, а переменные — это расходы, которые находятся в пропорциональной зависимости от изменения объема производства. Также затраты делятся на прямые и косвенные.
Бюджет что это такое
С получением зарплаты каждым из родителей раз в месяц исполнение бюджета по доходам будет исполняться на 25000 рублей. Годовые расходы бюджета будут включать в себя помимо коммунальных платежей также затраты на еду, одежду, сотовую связь и другие расходы, исполнение бюджета по расходам будет осуществляться в течении всего года каждый день в зависимости от потребностей. Доходы бюджета Остальная доля доходов государственного бюджета Республики Саха Якутия — налоговые и неналоговые доходы обычно именуются «собственными доходами»1. В укрупнённой группировке налоговые и неналоговые доходы можно представить в следующем виде: 1. Налоговые доходы: - налоги на прибыль и налоги на доходы налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц ; - налоги на товары, работы, услуги акцизы: на бензин, алкоголь, пиво, табак и пр. Неналоговые доходы: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий и пр. Все источники формирования налоговых и неналоговых доходов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплены за соответствующими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Безвозмездные поступления Безвозмездные поступления в бюджет — межбюджетные трансферты средства , предоставляемые одним бюджетом другому.
Межбюджетные трансферты формируют значительную часть бюджетов всех уровней. Межбюджетные трансферты подразделяются на дотации, субсидии, субвенции. Дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и или условий их использования, то есть направляются на цели, определяемые получателем самостоятельно. Дотации обычно называют «нецелевыми межбюджетными трансфертами». Субсидии предоставляются на поддержку реализации полномочий, исполнение которых закреплено за получателем субсидий. Так, например, за субъектами Российской Федерации закреплены полномочия по реализации программ поддержки сельского хозяйства.
Согласно предположению экономиста Джона Мейнарда Кейнса , государственные закупки могут воздействовать на уровень безработицы и способствовать выходу страны из кризиса. Поэтому бюджет должен иметь определённый контролируемый дефицит. Ключевым вопросом является то, на что расходуются бюджетные средства в целом и профицит в частности.
В тех случаях, когда они инвестируются в развитие производства, науки и т. Таким образом, профицит бюджета не может быть главной целью. Как и при дефиците бюджета, наиболее наглядный показатель уровня профицита — его отношение к ВВП [2].
Скажем, домашнее хозяйство находится в периоде экономического благополучия: у семьи доходы растут, семья покупает новые вещи, чаще путешествует, откладывает на будущее.
Если благополучный период сменился менее радужным этапом с точки зрения доходов, то семья обычно урезает расходы: меньше ходит в кафе, реже путешествует, дольше использует имеющиеся в обиходе вещи. Это, что называется, азбучные истины. Аналогичных алгоритмов придерживается и частный бизнес: при экономическом росте фирмы расширяются как следствие, увеличивают расходы и издержки , при экономическом спаде издержки сокращают, расходы урезают. Всё кажется правильным, только в государстве данные принципы не работают.
Государство — это не большое хозяйство и даже не большая корпорация. Это принципиально иная система, более высокого уровня сложности. Это как машина и космический корабль: и то, и другое механизмы с двигателями, но, как говорится, это две большие разницы... И размер государственного образования здесь не имеет значения: маленькое, среднее государство или большое государство все равно остается государством, вне зависимости от размеров территории, численности населения или объема ВВП.
Здесь действуют иные принципы экономической политики, часто противоположные тому, что мы считаем привычным с точки зрения экономического поведения в домашнем хозяйстве или на предприятии. Итак, нам все последние 30 лет говорили, что при экономическом спаде надо сокращать расходы федерального бюджета, что нужно иметь «оптимизированный» главный финансовый документ, что «надо жить по средствам». Со всей ответственностью заявляю, что всё это миф от начала и до конца, порожденный либо непониманием экономических законов, либо злым умыслом, либо что не менее опасно преступной халатностью. Повторяю: государство — это система, обеспечивающая развитие всех сфер жизнедеятельности общества.
При этом развитие должно происходить и во времени, и в пространстве, а часто еще и в условиях абсолютной неопределенности. В этой части правило «стало меньше доходов — сокращаем расходы» не действует по той простой причине, что сокращение расходов в целом ряде сфер деятельности может привести к тому, что доходов там не будет уже никогда. Я сейчас не вспоминаю про культуру, образование, здравоохранение или социальное обеспечение. С этим, как говорится, всё понятно, хотя пресловутая оптимизация и здесь неплохо отметилась.
Я говорю о том, что у государства есть целый ряд обязательств, обнуление или сокращение которых ведет к разрушению самого государства, что мы и наблюдали все прошедшие 30 лет. Будем справедливы, в последние годы сделано многое для возвращения или обретения необходимой государственной сложности. Мы стали обращать внимание на жилищное строительство, на науку, на поддержку промышленности, реального сектора и наукоемких отраслей.
Одно можно сказать с полной уверенностью: гораздо лучше, если все сбалансировано, но подобное, увы, на практике встречается редко. Причины профицита Профицит государственного бюджета — это вовсе не всеобщая гармоничная экономия местных граждан, а результат чрезмерного уровня налогообложения, хотя это тоже вопрос спорный. Просто государство не успевает тратить все поступившие денежные средства от плательщиков, отчего и возникают излишки, оседающие в доходах. То есть полученных средств хватает с лихвой, чтобы профинансировать неприбыльные организации, различного рода социальные проекты, а также выплатить проценты, возникающие по долгам у внешних партнеров. Ну а куда эти средства деваются дальше? В конечном итоге, профицит государственного бюджета — это та сумма, на которую уменьшится объем внешних кредитов через год за вычетом плановых погашенных средств и бюджетов, затраченных на привлечение новых займов. Но это, конечно, слегка обобщенно, ну а куда уходит сумма излишков из казны РФ, мы узнаем несколько позже. Положительные стороны Такой уж у нас менталитет, что понятие профицита бюджета зачастую ассоциируется с чем-то хорошим. Ну а как же иначе, ведь лишний доход — это куда лучше, чем его и вовсе нет. Несомненно, положительные стороны в этом явлении присутствуют: при составлении бюджетного плана на следующий год всегда оставляется запас на непредвиденные расходы в виде возникающих чрезвычайных ситуаций и неконтролируемых природных явлений; доходные излишки не оседают где-либо в резервах для дальнейшего обесценения, а «латают» прорехи и проблемные места государственного регулирования: это может быть вышеупомянутое погашение внешнего долга, оптимизация инвестиционного портфеля и многое другое; у всех вокруг профицитная экономика вызывает доверие. А это значит, что стоимость ценных бумаг растет, и это касается не только акций государственной формы собственности, но и частных компаний-представителей страны; растет уровень либерализма: налоговая политика ослабевает, местный бизнес имеет больше шансов на успешное развитие. Отрицательные стороны Вы удивитесь, но профицит государственного бюджета — это не всегда так хорошо, как может показаться на первый взгляд.
В ближайшие 3 года бюджет России будет профицитным. Объясняем, почему это плохо
Что такое профицит в бюджете? Проблемным можно считать тот факт, что профицит бюджета в нынешней существующей форме является натянутым, искусственно созданным образованием. Поговорим о том, что такое "профицит". Профицит бюджета экономисты делят на первичный, когда он рассчитан без учёта стоимости обслуживания долга, и вторичный, учитывающий выплаты по внутренним и внешним заимствованиям. Мы коротко рассмотрели что такое профицит бюджета, его особенности и отличия от дефицита, влияние на экономическую ситуацию в государстве и роль фактора сбалансированности бюджета. В данном материале разберёмся в том, что такое профицит в целом, и что такое профицит бюджета.