Школа пройдет для студентов выпускных курсов бакалавриата физико-математических и инженерно-технических специальностей. В 1966 году было осуществлено революционное решение — организована Заочная физико-техническая школа (ЗФТШ) при Московском физико-техническом институте.
Report Page
- Премьер-министр оценил возможности тюменской физико-математической школы - Российская газета
- ФИЗМАТ - Почему именно физмат?
- кто такой гуманитарий и физмат
- Sorry, your request has been denied.
- Гуманитарий физмат и другие
- Онлайн ФизМат и IT школы 5 — 10 класс
Премьер-министр оценил возможности тюменской физико-математической школы
В 1850 году, 26 января, был организован самостоятельный физико-математический факультет, деканом которого стал профессор ботаники А. Замечательная идея создания физико-математических школ возникла во времена хрущевской оттепели. Отвечая на вопрос о том, что такое физмат, давайте поближе познакомимся с физикой и математикой. Тем, кто задумывается о профессии разработчика игр стоит уделять время и программированию, и физике. Главная/Новости/Теория графов в физике. Изображение Гуманитарий пошёл в физмат: как всё началось в соцсети TenChat.
Что такое физика
- Что такое физмат и гуманитарий в школе?
- кто такой гуманитарий и физмат
- Что такое физмат: понятие, особенности и направления
- Всероссийский слёт студенческих научных обществ "Физмат" открыли в Нижнем Новгороде
Что такое физмат и гуманитарий в школе?
Физико-математическое образование имеет большое значение в общем образовании. Оно формирует необходимые знания, навыки и компетенции, которые позволяют ученикам успешно продолжать обучение в вузах и университетах. Также оно развивает аналитическое мышление, логику и критическое мышление, что полезно во множестве профессий и областей деятельности. Что такое физмат: Главная цель физмата — формирование глубокого математического и физического мышления у студентов. Обучение в физмате включает в себя теоретический материал, лабораторные работы, решение сложных математических задач и физических экспериментов.
Физмат имеет сильную связь с научными исследованиями и развитием науки в целом. Многие выпускники физматов продолжают карьеру в научной сфере или становятся учеными. Обучение в физмате требует высоких способностей в математике и физике, а также усидчивости и настойчивости. Однако, успешное окончание физмата открывает широкие возможности для дальнейшего профессионального развития и получения высокооплачиваемых должностей.
Сущность физико-математического образования: Одной из основных целей физико-математического образования является формирование у студентов глубокого понимания физических явлений и процессов, а также развитие математического аппарата, необходимого для их описания и объяснения.
История физмата История физмата начинается с древних времен, когда люди начали изучать природу. В древности физика и математика не были разделены на отдельные области знаний. В средние века физика и математика развивались независимо друг от друга.
В это время в физике были сделаны важные открытия, такие как закон всемирного тяготения и законы движения Ньютона. В математике были разработаны новые методы, такие как алгебра и геометрия. В эпоху Возрождения физика и математика вновь стали тесно взаимодействовать. В это время были сделаны важные открытия в механике, оптике и термодинамике.
А мы вам поможем, подскажем некоторые идеи, в каких направлениях это можно сделать», — отметил Александр Сергеев. Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова подняла важный вопрос подготовки будущих научных кадров. Она отметила, что карьерная траектория современного молодого учёного начинается практически с детского сада. Во-первых, сами дети с восторгом приняли такой формат, во-вторых, родители, видя заинтересованность детей, стали их дальше развивать, отдавая в научные кружки и естественно-научные программы подготовки. Соответственно такие дети подходят к экзаменам по физике, информатике и математики уже подготовленными, сдают успешно, а дальше их уже подхватываем мы, вузы, или высокотехнологичные компании», — рассказала Ольга Петрова. Также она подчеркнула важность общения и контакта молодёжи с состоявшимися учёными, наставническое сопровождение перспективных и талантливых ребят как во время поступления в технические вузы, так и в процессе дальнейшего обучения.
Кроме того, по словам Ольги Петровой, сегодня существует много мотиваций к занятию наукой в виде различных стипендий, грантовых конкурсов и программ развития.
Физматовцы умеют создавать керамическую посуду и проводить исследования на генном уровне. Оборудование для экспериментов и опытов в ФМШ поступает целенаправленно за счет областного бюджета, гранта Минпросвещения и постоянных партнеров. Какие-то образцы настолько уникальны, что их не могут повторить в подобных заведениях и даже вузах. Знакомясь с возможностями тюменской физмат школы в Год педагога и наставника, Михаил Мишустин подчеркнул, что ребячьих побед не было бы без заинтересованных и мудрых учителей. Среди вас, ребята, уже есть молодые учёные.
Вы занимаетесь совершенно разного типа задачами: прикладные задачи решаете, уже и малый бизнес делаете. Это то, что ваши преподаватели вам помогают осмыслить, осознать.
Что такое физмат
Образование - 24 января 2024 - Новости Перми - м. -математический факультет. В статье рассказывается о том, что такое физмат, какие специальности существуют на физмате, и что изучают на этих специальностях. Российская физико-математическая школа одна из лучших в мире и является предметом гордости страны. Академическое физико-математическое образование ещё с советских времён делает упор на достаточно сложные курсы по математике и физике для студентов университетов. Физмат – это сокращение от "физико-математическое образование".
Профессии. Профиль: Физико-математический (инженерный)
это образовательная программа, предназначенная для поддержки учащихся, которые испытывают трудности с усвоением математики и физики. Физмат человека имеет высокую активность мозга, что позволяет им оперативно анализировать и решать сложные математические и физические задачи. Образование - 24 января 2024 - Новости Перми - ФИЗМАТ -а; м. Разг. Физико-математический факультет. Статья рассказывает о том, что такое физмат и гуманитарий, какие различия между ними существуют и как выбрать свою профессию.
Онлайн ФизМат и IT школы 5 — 10 класс
Курсы проводятся как теоретические, так и практические занятия в лабораториях и научных центрах. Обучение в Университете физматов является интенсивным и требует от студентов серьезных усилий. Они изучают различные математические и физические теории, а также методики их применения в практике. Студенты также проходят практики и стажировки у ведущих специалистов в этих областях. Вуз физмата важен для развития науки и образования в стране. Здесь готовятся высококвалифицированные специалисты, которые будут работать в академической среде, преподавать исследовательские и учебные материалы. Университет физматов способствует развитию науки и технологий, а также обеспечивает передачу знаний молодым поколениям. Физматы в школе Физматы — это школьники, которые проявляют особый интерес к наукам, в частности, к математике и физике. Они стремятся расширить свои знания в этих областях и применять их на практике.
Часто физматы стремятся поступить в вузы, связанные с науками и получить высшее образование в сфере математики или физики. Для достижения своих целей физматы уделяют много времени учёбе. Они часто берут дополнительные занятия по математике и физике, чтобы углубить свои знания и развить аналитический и логический мышление. Также физматы активно участвуют в олимпиадах и соревнованиях по математике и физике, чтобы повысить свои навыки и показать свои способности. Физматы также часто посещают специальные лаборатории и кружки по математике и физике, где они могут практиковаться и применять свои знания на практике. В лабораториях физматы проводят различные эксперименты и исследования, что помогает им лучше понять и применять теоретические знания в реальной жизни. Физматы в школе — это не просто ученики с высокими оценками по математике и физике. Это люди, которые искренне интересуются наукой, идут своим путём и стремятся развивать себя в этих областях.
Они не боятся сложностей и готовы к тому, чтобы стать профессионалами в математике или физике в будущем. Благодаря своему увлечению и усиленной учебе, физматы получают не только глубокие знания, но и развивают умение решать сложные задачи и находить нестандартные решения. Преимущества и недостатки Физмат — это направление в образовании, которое сочетает в себе изучение физики и математики. Оно пользуется большой популярностью среди студентов, желающих получить глубокие знания в этих предметах. Однако, у физмата есть свои преимущества и недостатки. Преимущества: Глубокое понимание физических процессов. Физмат позволяет студентам получить углубленные знания в физике, что может быть полезно при дальнейшей научной деятельности или работе в лаборатории. Широкий круг применения.
Знания физики и математики могут быть применены во множестве сфер, включая физические и математические моделирование, технические науки, экономику и другие области. Лучшее понимание математики. Физика активно использует математические методы для описания физических явлений, поэтому изучение физмата улучшает навыки решения математических задач и развивает логическое мышление. Практическое применение. Физмат позволяет студентам проводить эксперименты и практические работы, что помогает им углубиться в изучение научных методов и развить навыки работы с лабораторным оборудованием. Возможность продолжить обучение в вузе. Физика и математика — это основные предметы в высшем образовании.
ВКонтакте Telegram Одноклассники Twitter Уже через десять лет появились первые выпускники - самые перспективные абитуриенты в городе. Они были воспитаны совершенно не так, как их сверстники. Этих людей учили тому, что всякое утверждение нужно доказывать, - довольно сомнительный тезис с точки зрения советской действительности.
Стоит ли говорить, что довольно скоро блистательные физико-математические школы подверглись серьезным гонениям со стороны властей. Первыми академиками были немцы. А немецкая система образования построена на жестокой интеллектуальной муштре. Можно учить греческий и латынь, а можно математику. Вот эта традиция прусской германской муштры лежала в основе русской образовательной школы, русской гимназии. С 1961 года она воплотилась в идее физико-математической школы, о которой мы сегодня будем рассказывать. Именно выпускники физико-математических школ каждый год пополняют академические институты. В самом конце 1958 года стартует хрущевская реформа среднего образования. Принят закон об укреплении связи школы с жизнью. В стране острая нехватка рабочих.
Заводы испытывают кадровый голод. Производство растет. Престиж рабочих специальностей падает. В основе школьной реформы — идея политехнизации. Обучение в старших классах необходимо привязать к освоению необходимых стране профессий. Не поступил выпускник в институт, пусть отправляется на завод. Неожиданным побочным эффектом реформы стало открытие физмат школ — как результат договоренности военных и академических кругов. Работники среднего звена должны были уметь пробивать программы на перфокарты. Специалисты среднего звена были остро необходимы. Лев Лурье: Это роскошное здание в самом центре Петербурга известно как Дом со львами.
Именно здесь Евгений в «Медном всаднике» переживал страшное наводнение. Инициаторами ее создания стали два известных математика из Института математики имени Стеклова — Залгаллер и Петрашень, а первым директором была Мария Матковская. В начале 60-х в Москве, Ленинграде и некоторых других крупных городах одна за другой открываются специализированные физмат школы. Проект оказался невероятно успешным. Конкурс в классы выше, чем в любой институт. Поступают в основном дети из интеллигентных семей. Школы прикрепляют к ВУЗам и академическим институтам. Вместо массы программистов для армии они выдают ежегодно сотни прекрасно подготовленных к поступлению в высшую школу абитуриентов. Какой-то рассадник интеллигенции. Власть недовольна, но вынуждена мириться.
Но власти были вынуждены мириться, потому что за этим требование развития науки для военно-промышленного комплекса. Нужно было думать об их образовании. Лев Лурье: В 1962 году здесь, на углу 7-ой линии и Среднего проспекта Васильевского острова, возникает еще одна физико-математическая школа. И я, питомец этой школы, учился здесь в девятом и десятом классе.
На лекциях излагается оригинальный теоретический материал с интересными примерами, на семинарах учат подходам и способам решения сложных задач и грамотно применять теорию; Проверенная система контроля знаний и уровня подготовки учащихся. Проводятся контрольные работы, переводные и выпускные экзамены. Содержание программ специальных курсов Программа курса математики предусматривает глубокое изучение алгебры, основ математического анализа и векторной алгебры.
Изучаются такие разделы, как комбинаторика, бином Ньютона, комплексные числа, тригонометрия.
Если это противоречит устройству ребенка, это не значит, что не надо учить математике, нужно попробовать и Гейдмана, и Петерсон. Но может быть, не обязательно делать это специальностью, чтобы он 10 часов в неделю этим занимался?
Гуманитарии прямо никак. Более того, предложений на рынке образовательных услуг по гуманитарным предметам гораздо меньше. Мы некоторое время назад с одной моей приятельницей обсуждали, чего не хватает на московском образовательном рынке, который очевидно очень богат.
Я ей сказала, что есть такая вещь, как «Умная Москва» по естественным наукам, — это очень интересно. У меня ребенок ходит в кружок, после этого приходит и говорит: «Я хочу быть химиком». Но это не значит, что он станет химиком.
Это означает, что сейчас они достигают своей цели. Они делают это увлекательно. Есть очень много вариантов развиваться в математике и в программировании, но я не знаю ни одного массового продукта для возраста начальной школы, в который можно было бы прийти просто в выходной, чтобы ребенок почувствовал себя исследователем в какой-то гуманитарной области.
Да, есть экскурсии в музее очень интересные, классные, интерактивные, но это не совсем то же самое, что настоящее исследование. Я училась в гуманитарной школе, и у нас в 5-6-м классе был научный клуб по истории, и у меня даже родители хранят фотографию — мой первый доклад был не по математике, а по истории. Но как это сделать интересным массовым продуктом в новых условиях, в которых мы находимся, с учетом того, что это гораздо более поляризующие общество сюжеты, чем математика или биология.
Это очень нетривиальная задача, и она, конечно, абсолютно не решена в России. Популяризация не должна ограничиваться такой ситуацией, в которой ребенок, так или иначе, попадает в какую-то соревновательную среду. Популяризация — это еще и про то, чтобы даже людям, которым это трудно, все равно можно было рассказать, зачем это нужно.
Но правда и то, что это постепенно становится похоже на английский. Вначале было очень мало людей, которые хорошо говорили по-английски, и можно было из этого делать профессию в разных областях. Сейчас по-прежнему не так много людей, которые очень хорошо говорят по-английски, но многие более или менее говорят по-английски.
Плюс появились какие-то технические средства, которые часть вопросов снимают. Поэтому мне кажется, что постепенно то, что касается IT, превратится в такой же предмет, как английский. Все будут иметь какое-то минимальное представление про алгоритмы.
Конечно, как и всегда, будут люди, которым это будет трудно выучить, не повезет с учителем, у них это не пойдет. И это будет все время создавать потом трудности на рынке труда, даже при наличии других преимуществ. Но какой-то минимальный уровень быстро приобретут все или почти все.
Это станет обязательным атрибутом человека, который получил приличное образование, даже школьное. Ты приходишь в 5 лет или в 7 лет, в 9 лет — ты что-то нажал, и бегают рыбки какие-то или птички. Это очень мягкое введение.
Но создает, с другой стороны, некоторое неправильное ожидание. Потому что с одной стороны полная геймификация образования и деятельности. С другой стороны, чтобы успешно делать что-то новое в IT, а не воспроизводить какие-то уже существующие решения, нужен и математический бэкграунд.
А так как у нас математика где-то отдельно от IT живет и пока мы не умеем давать это вместе, у нас есть проблемы с тем, что люди приобретают какой-то набор навыков, какие-то вторичные вещи, но чтобы придумывать что-то самому, им бэкграунда не хватает. Они думали, что все будет только про рыбки. Индустрия тоже это понимает.
У «Яндекса» есть проект для учителей информатики. Мы открыли лабораторию матобразования, мы видим среди прочих задач, в том числе, задачу какой-то синергии, чтобы образование развивалось вместе, потому что людям нужно будет и то, и другое. Кто-то возьмет по кусочку, но большинство пойдет по пути, где нужно и то, и другое.
И нужно, чтобы эти области тоже сообщались и взаимодействовали. А то, что он может написать introduction к их диплому, мы переживем. Содержательные результаты — пока еще есть трудности с тем, чтобы получались.
Поэтому прямо сейчас вопрос того, что он влияет на наш учебный процесс, не стоит. Там есть какие-то задачки, которые он умеет решать. Есть такие, где он делает глупые ошибки, есть такие, в которых ошибается, как наши студенты ошибаются.
Он как бы думает, но еще пока делает неправильные логические выводы, а есть такие, в которых просто ахинею какую-то пишет. Нет единой картинки. Но, конечно, это влияет в целом на математику, потому что Chat GPT — это некоторый попсовый сюжет, но многие, в том числе очень выдающиеся математики, как Владимир Воеводский, филдсовский медалист, очень активно работали над тем, чтобы делать не просто computer assistant prove, а доказательство, которое может проверять потом искусственный интеллект, потому что очевидно, что сейчас из-за очень узкой специализации у нас в статьях и ошибки есть, и дырки, которых мы не видим.
Его, по сути, нет. Конечно, многие рефери читают внимательно и находят ошибки, но в этом есть человеческий фактор, и эффект того, что грамотно отрецензировать какую-то работу могут 2,5 человека в мире, и всех их ты лично знаешь — это тоже влияет на то, как работа рецензируется. Поэтому, конечно, эта область будет сильно меняться, как и область знаний, еще и за счет того, что постепенно мы будем по-другому оценивать, что правильно и что неправильно, что доказано точно, а что не доказано.
Пока есть вещи, которые мы умеем, а он не умеет. Обратное тоже верно, судя по тому, как тяжело даются нам бюрократические тексты. А если после вуза окажется, что математика не подходит?
Вместе с тем, много говорится о том, что до какого-то возраста странно ожидать от молодого человека такого серьезного выбора. Видите вы эту проблему в воспитании студентов? И как ее решаете?
Конечно, по-прежнему есть ситуации, когда факультет выбрали мама с папой или бабушка с дедушкой. Плюс, да, бывает, что люди понимают, что им нравится математика, но не в таком количестве, например. Я знаю, что многие из них не жалеют, что они учились на бакалавриате математике, это создало им некоторый бэкграунд и дало ощущение некоего всемогущества, что ты можешь выучить сколь угодно трудные вещи.
С другой стороны, ты позволил им узнать, что нет, чистая математика — это не их, потому что они увидели ее вблизи, потрогали, посмотрели, как люди занимаются исследованиями. Они поняли, что им хочется исследований, но не таких. Потом мне кажется важным, чтобы еще на этапе обучения в бакалавриате получать какой-то другой опыт.
В этом смысле Вышка — хороший университет, потому что у нас можно брать курсы на других факультетах тоже, у нас индивидуальный учебный план. Если для первокурсников это некоторая условность, они только один курс выбирают, то, начиная с третьего курса, они выбирают сами почти всё. Они просто согласовывают это, но выбор делают сами.
Кроме того, я как декан прикладываю много усилий к тому, чтобы приводить к нам индустриальных партнеров, чтобы студенты могли попробовать поработать, не выходя за пределы факультета, и посмотреть, интересно им или нет. Решать практические задачи, в которых нужна математика, но которые, тем не менее, очень практикоориентированные. Очень важно — мы сознательно имеем не очень большой факультет, хотя он уже сильно больше, чем был когда-то, для того чтобы иметь возможность с ними заниматься индивидуально и реагировать на те запросы, которые от них приходят.
Получается или нет, им судить. Для меня важно, что мы все-таки факультет про людей. Мы много времени тратим непосредственно на личное общение.
В том числе, я много времени трачу со своими студентами, чтобы помочь им найти их путь и разобраться в том, что будет хорошо получаться именно у них. Мне кажется, что они делают это в подходящем возрасте, ведь можно войти в любую науку в любом возрасте, но их личные обстоятельства могут складываться так, что им не хватит времени для достаточного погружения в специальность, если они стартуют слишком поздно. Кстати, в этом плане девочки более уязвимы, чем мальчики, потому что от них чаще ждут, чтобы они поехали куда-то вместе с мужем или остались, если муж остался.
Это стереотипы, которые хотелось бы менять, но если специализация была слишком поздней, то, возможно, человек уже не попробует все, что мог бы, а как-то ограничит очень сильно свое развитие. Как поступить на матфак Высшей школы экономики — Как сейчас поступают на факультет математики в Высшую школу экономики? У нас нет своего внутреннего дополнительного испытания.
Соответственно, количество людей, которые приходят по олимпиадам и по ЕГЭ, может колебаться. С олимпиадами — олимпиады первого уровня, все правила расписаны. В принципе, у нас достаточно много народа, который поступает и по ЕГЭ тоже.
Поэтому никаких секретов здесь нет. Сколько было в последний раз? До этого было 293 на математику.
На совместную программу с Центром педагогического мастерства поменьше, там в прошлом году было в районе 272. На факультете компьютерных наук есть. У нас все-таки специфический контингент, потому что это люди, которые выражают готовность четыре года учить много математики.
Мы поощряем то, что они берут курсы где-то еще, можно ходить в Школу анализа «Яндекс», это наш партнер. Можно ходить на другие факультеты Вышки, но все-таки большая часть твоего учебного плана — это математика, и это определенный выбор, который не все готовы сделать, поэтому конкурс у нас высокий, балл высокий проходной, но не абсурдно высокий. Есть такое?
Вы понимаете какой-то спектр проблем, которые вам надо видеть, отслеживать, и с которыми надо работать? Особенно в ковид у нас очень выросло количество академических отпусков со справкой от психиатров и близких к ним специалистов. Тут есть несколько аспектов.
С одной стороны, как я уже говорила, математика — довольно фрустрирующая деятельность, потому что ты решаешь задачу, а она не решается. Ты к ней со всей душой, сидишь над ней часами, учишь что-то вокруг нее слева, справа, а она не решается. Человеку, который особенно имел до этого устойчивую историю успеха, это очень тяжело.
Некоторых людей это отвращает, они уходят в другую деятельность, а кто-то ломается психологически. С другой стороны, у нас достаточно много необычных людей и людей с какими-то особенностями их психологического устройства, потому что, наоборот, заниматься математикой в каком-то смысле проще для людей, которым сложно контактировать с другими. Это не проблемы — ты можешь быть очень замкнутым интровертом и быть успешным в математике.
Ты можешь иметь какие-то особенности мышления или сталкиваться с какой-нибудь дисграфией, которая закроет тебе путь на многие гуманитарные факультеты, а у нас такой проблемы не будет. Соответственно, у нас много людей, которые устроены необычным нестандартным образом, непохожих друг на друга. С другой стороны, у нас нагрузка большая, надо много времени сидеть и думать, и думать прямо на пределе своих мыслительных возможностей.
Не все равно к этому приучены. Поэтому да, это некоторая зона риска, и мы постепенно стараемся как-то просвещаться, потому что нас не учили на мехмате ничему из психологии, даже самой базовой. Мы стараемся просвещаться, стараемся общаться.
К сожалению, мне кажется, мы это делаем недостаточно эффективно. Плюс, конечно, мы стараемся немножко перестраивать профессиональное ориентирование, потому что люди должны осмысленно к нам поступать. Как раз не потому, что балл позволил, а потому что они понимают, на что они подписались.
Что у них это не вызовет ни отторжения, ни какой-то проблемы со здоровьем, что они в этот мир шагнут. Поэтому этим, безусловно, нужно заниматься, и мы должны усиливать свой уровень образования. Но это пока носит посторонний характер, мы просто читаем книжки и общаемся с нашими коллегами-психологами, у нас нет сильного бэкграунда выстроенного.
И штатного матфаковского психолога у нас тоже нет. Люди записывают занятия на кружках, выкладывают листочки, часто это либо бесплатно, либо очень дешево. Есть кружки по Zoom.
Такого реально много. Во-вторых, есть школа «Летово», которая берет детей из регионов. Есть УМЦ не только в Москве.
Это, безусловно, сложнее. Тебе нужна либо очень мотивирующая семья, либо очень большая сила воли, чтобы идти туда самому, но самих возможностей стало несравнимо больше. У меня нет какого-то универсального рецепта, тут очень много держится на том, что человеку просто интересно и он или она готовы тратить свое свободное время на то, чтобы не просто играть в «Майнкрафт», а продвигаться в каком-то интересном для них направлении, развиваться.
Я иногда получаю письма от ребят откуда-то не из Москвы, где они задают вопросы: какие книжки почитать, что посмотреть? У нас есть рубрика «Матфак рекомендует». Но это трудная задача, этим нужно заниматься более-менее регулярно.
Кроме того, отдельная тема — это необходимость учить учителей. Потому что какие-то вещи они могут делать сами на месте очень содержательно. Например, во Франции есть тема «Математика в джинсах», мне очень нравится, когда ученые приходят в обычные школы, не математические, и делают какие-то исследовательские проекты вместе с ребятами.
Для того чтобы научить учителей, как можно вести такой исследовательский кружок, как показывать, куда применять математику — это неисчерпаемый ресурс таких сюжетов, которые можно показывать даже не самым подготовленным школьникам, при условии, что есть какой-то направляющий взрослый. Как это делать методологически, это одна из вещей, которую мне очень хотелось бы сделать, но пока она на стадии мечты, которую мы обсудили со многими людьми. Для того чтобы человек реально понимал, понял он или нет, он должен понимать, что такое доказательство и что значит «задача решена».
Для того чтобы учить культуре доказательства, можно использовать разные инструменты.
Гуманитарий физмат и другие
Он летом 2018 года был у нас в школе, я был в тверских лесах, и он со мной общался по скайпу из моего кабинета. На следующий год он, впечатленный увиденным, привез всех региональных вице-президентов в 239-ю и сказал, что в прошлый раз он понял, что мне надо дарить, и подарил свинью, сделанную из деталек лего. На ней теперь висит золотая медаль Всемирных состязаний по робототехнике. В 5-м классе мама меня привела на мою первую олимпиаду, по итогам которой я оказался в районном математическом кружке. В 6-м я попал на городскую олимпиаду, откуда меня взяли в кружок, который был в 239-й школе. Так и покатилось… В 1998-м я поступил сюда в 8-й класс, а уже весной 1999-го я попал на свой первый «Всерос» Всероссийскую олимпиад у по математике. Помню, перед ним меня на пару месяцев выгнали из математического кружка за поведение.
Зато у меня появилось больше времени, и я занял его решением олимпиадных задач. В результате если до изгнания я был пятым-шестым в кружке, то после стал первым. Поэтому, когда ехал на «Всерос», у меня были смешанные чувства. С одной стороны, был в себе уверен, с другой — понимал, что я в 8-м классе, а соревноваться придется с девятиклассниками. Я полночи не спал перед первым туром и в итоге получил только призовое место, тогда я воспринимал это как подачку. Но в 10-м классе я победил, после чего в 11-м поехал на международную олимпиаду в Глазго.
Это была моя первая поездка за рубеж, да еще с ощущением, что я Родину представляю. Плюс было тревожно, что если не выи граю, а привезу серебро или бронзу, то на меня все пальцем будут показывать. В конечном итоге все было хорошо и я получил свое золото, но ощущение нервозности я хорошо запомнил. И теперь моя работа как тренера заключается, помимо прочего, в том, чтобы дети шли на олимпиаду без этого чувства. Чтобы выигрывать на олимпиадах, надо решать олимпиадные задачи. По четыре часа два раза в день» Очень похоже на классический спорт… Это и есть спорт!
Просто мышцы посложнее устроены! Кто в него приходит? Разные дети. Понятно, есть богом поцелованные, которым ничего не могло помешать оказаться на международной олимпиа де. Во всяком случае, если они родились в Петербурге. Но таких очень немного, даже среди победителей.
Остальные — это здоровый баланс таланта и труда. А как тренируются олимпиадники? Тривиально — чтобы учиться хоккею, нужно играть в хоккей. По четыре часа два раза в день. У нас есть классические темы: алгебра, геометрия, комбинаторика, теория чисел. Это как разные спортивные навыки, которые нужны на олимпиаде все одновременно.
Мы регулярно собираемся и решаем задачи по каждой из этих тем. При работе на сборах есть еще занятия «о другом». К примеру, что делать, если осталось полчаса до конца олимпиады, а у тебя не решена задача. Или что делать в первые полчаса соревнований. Фото: Константин Рассохин И эта подготовка одинакова во всех странах? Или есть национальные школы?
Конечно, есть особенности.
Содержание программ специальных курсов Программа курса математики предусматривает глубокое изучение алгебры, основ математического анализа и векторной алгебры. Изучаются такие разделы, как комбинаторика, бином Ньютона, комплексные числа, тригонометрия. Большое внимание уделяется планиметрии и стереометрии, поскольку геометрия хорошо развивает школьников. На качественном уровне изучаются функция, предел, производная, интеграл.
Но что же такое эти науки и почему они столь различны друг от друга? Физмат — это область знаний, связанная с математикой, физикой, химией и техническими науками. Физики, математики, инженеры — все они относятся к физмату. Гуманитарии — это область знаний, связанная с литературой, языкознанием, историей и культурой. Филологи, историки, психологи — они все относятся к гуманитарным наукам. Различия между физматом и гуманитарием очевидны.
Олимпиада проходила в дистанционном формате и традиционно включала в себя: 1 теоретический тур, состоящий из трех видов заданий; 2 два конкурса — самодельных приборов и научных докладов студентов; 3 командное соревнование по теории и методике обучения физике. В олимпиаде принимали участие 12 команд из ведущих вузов Российской Федерации, среди которых Российский Государственный Педагогический Университет им. Герцена, Уральский государственный педагогический университет, Тюменский государственный университет, Омский государственный педагогический университет, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Вятский государственный университет, Глазовский государственный педагогический институт имени В. Короленко, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и др. Для конкурсных испытаний студентами 3-4 курса физико-математического факультета Я. Михалевой, В.