Они должны выявить и пресечь терроризм и экстремизм в самом зародыше, установить причины их появления, устранить условия, в которых они появляются, минимизировать их последствия. Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций. По словам заместителя руководителя Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Приморскому краю Ирины Борисенко, учёные выделяют несколько причин появления экстремистских явлений.
Учёные выяснили, почему появляется экстремизм
Другими, не менее важными причинами возникновения экстремизма являются снижение уровня правовой грамотности и. Причины возникновения экстремистской деятельности. Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы. Его признаки и профилактика», которая освещает причины возникновения экстремистской деятельности, а также пути решения. Низкий уровень знаний среди молодежи является одной из главных причин их склонности к экстремизму.
Факторы, способствующие возникновению и распространению экстремизма в молодежной среде
Вы точно человек? | За публичные призывы к экстремистской деятельности (в том числе в интернете) грозит наказание от 100 000 рублей штрафа до 5 лет лишения свободы. |
Дети должны знать, что экстремизм – это преступление! | Примером религиозного экстремизма является деятельность свидетелей Иоговых на территории России. |
Похожие статьи
- Путин назвал одну из основных причин появления экстремизма
- Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде
- ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
- ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
- «Экстремизм»: история и современность | Вестник бури - Журнал тотальной социалистической пропаганды
- Что такое экстремизм и откуда он берется
Похожие статьи
- Это надо знать: профилактика экстремизма среди несовершеннолетних и в молодежной среде
- Экстремизм: понятие, виды — МОО "ЦСГПЭД"
- Навигация по записям
- Признаки экстремизма
- Опасность экстремизма в современном мире
Взаимодействие со СМИ
- Экстремизм: понятие, виды — МОО "ЦСГПЭД"
- Нормативная основа
- Глава 1.История и понятие экстремизма и экстремистской деятельности……
- Ещё статьи о воспитании
19. Экстремизм и терроризм основные понятия и причины...
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ | Именно этнизация явилась непосредственной причиной резкого роста экстремистских проявлений в период краха советской политической системы. |
Об опасности экстремизма должен знать каждый | Именно специфическая экстремистская идеология является первичным элементом и ключевой предпосылкой экстремизма, его ядром. |
Статьи по профилактике экстремизма | Вилкову пытаются пришить «экстремистские» националистические публикации в сети хотя он является антифашистом и в действительности публиковал националистические материалы, сопровождая их жёсткой критикой. |
Экстремизм. Что такое и как не вляпаться в это по незнанию. Краткий курс, кратко о серьезном. | Вилкову пытаются пришить «экстремистские» националистические публикации в сети хотя он является антифашистом и в действительности публиковал националистические материалы, сопровождая их жёсткой критикой. |
Экстремизм. Что такое и как не вляпаться в это по незнанию. Краткий курс, кратко о серьезном.
ы возникновения экстремизма. Вековые конфликты являются одними из главных причин межгосударственного, международного и религиозного террора. Вопрос викторины: Тест по ОБЖ: Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения (Смирнов, Хренников 5 класс).
Вы точно человек?
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, не имеющей прочных идеологических установок, формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют разобщенную молодежь в своих политических интересах.
По данным Московского бюро по правам человека, по состоянию на 2007 г. Прокурорские проверки, проведенные в субъектах Российской Федерации, свидетельствуют о наличии во многих из них неформальных организаций и группировок экстремистской направленности с участием молодежи - скинхеды, Русское национальное единство РНЕ , Национально-державная партия НДПР , Национал-большевистская партия НБП , идеологической основой деятельности которых является пропаганда расовой и национальной исключительности, стремление к вытеснению, а в ряде случаев и к физическому уничтожению неславянских национальностей на территории России[26]. Нургалиев 6 февраля 2009 г. Молодых людей вовлекают в экстремистские группировки для участия в нарушениях общественного порядка, убийствах людей иных национальностей «за деньги, но чаще за сомнительные ценности и лозунги»[27]. Организаторам этих группировок было предъявлено обвинение по ст. Так, по данным ФСБ России, в 2008 г.
Путин на заседании Совета безопасности РФ, на котором рассматривалась государственная концепция противодействия экстремизму. Президент призвал не допустить «цветную» революцию в России, особо подчеркивая, что «разжигание конфликтов между людьми разных национальностей и верований, пропаганда националистической идеологии, массовые нарушения общественного порядка на этой почве, призывы к насильственному свержению существующего строя — это прямое проявление антинародного мышления, прямое проявление экстремизма»[1]. Глава российского государства призвал участников Заседания учесть уроки других стран, где «экстремизм используется как институт геополитики», а также назвал три основных направления противодействия экстремизму: повышение внимания к межнациональным отношениям; работу с молодежью; совершенствование миграционной политики, поскольку «незаконная, неконтролируемая миграция — это питательная среда для преступности»[2].
Уже стал аксиоматичным тезис, согласно которому только правоохранительным органам и спецслужбам с решением целого комплекса задач по пресечению распространения идеологии терроризма и экстремизма не справиться. К этому должны быть подключены все уровни власти, система образования, политические партии, структуры гражданского общества, правозащитные организации, а также представители традиционных религий России. Особое значение в современных условиях приобретает последовательное выполнение субъектами антитеррора Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации до 2018 г.
Четко определенный в Плане многопрофильный комплекс мер противодействия угрозе терроризма предполагает активное участие в реализации намеченной системы мероприятий широкого круга государственных органов и субъектов, гражданского общества при организующей роли всей вертикали противодействия терроризму во главе с Национальным антитеррористическим комитетом НАК — от федерального до муниципального уровня. В этом далеко не простом процессе особое значение приобретает четкое знание и понимание угроз, вызываемых распространением идей терроризма и религиозного политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни. Это позволит вести грамотную превентивную политику по борьбе с терроризмом.
Предупреждение должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения. В том числе крайне важно внедрять в образовательный процесс учебные материалы, разъясняющие сущность терроризма как страшной угрозы 21 века.
Именно этой проблематике и посвящены настоящие методические рекомендации. Раздел I. Террористическая идеология: сущность и проблемы противодействия В организации профилактики терроризма очень важным является вопрос об организации идеологического противоборства.
Действительно, роль идеологического компонента важна как при формировании террористических угроз, так и при организации эффективного противодействии этим угрозам. Террористическая идеология — это та мощная пружина, которая способна раскрутить маховик террористической деятельности, втягивая в нее целые группы, слои населения, этносы, сплачивая их для достижения неких витальных целей, даже если пути достижения этих целей носят насильственный и преступным характер. В то же время было бы не вполне корректным абсолютизировать роль идеологического фактора в воспроизводстве терроризма.
Его главные корни произрастают из масштабных конфликтов в области экономики и социальной сферы, обострения политического противостояния и межнациональных отношений.
Конечная цель этой работы - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий.
Веротерпимость - стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость - это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств.
Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы.
Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации". Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему.
Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий.
Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость.
Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе. В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям. Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр. В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность.
В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность. Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества. Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще.
Внедрение и обеспечение в обществе религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей является основой стабильности и безопасности в обществе. Важное значение имеет общность между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру - общеобразовательные учреждения, средства массовой информации и др. Одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в России межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в России. В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма. Но общество еще не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа.
Поэтому так важна сегодня системная и постоянная работа по пропаганде веротерпимости в нашем обществе с целью стабильности и безопасности в Российской Федерации. Гражданское общество в противодействии экстремизму и терроризму Особенностью нашего времени является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и культур. Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности. Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от внешних манипуляций и, как свидетельство - развитие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, нравственная деградации нашей молодёжи. Современный экстремизм и терроризм представляют собой разветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромными финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из международных центров.
Экстремизм и терроризм многогранен в своих формах, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией.
Экстремизм. Что такое и как не вляпаться в это по незнанию. Краткий курс, кратко о серьезном.
Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость — это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели.
Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации». Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют».
Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость — абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе. В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям.
Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр. В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность. Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества. Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще. Внедрение и обеспечение в обществе религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей является основой стабильности и безопасности в обществе. Важное значение имеет общность между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру — общеобразовательные учреждения, средства массовой информации и др.
Одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в России межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в России. В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма.
Такое внесение изменений было обусловлено тем, что привлечение к преступлениям, характеризуемым в качестве экстремистских, совершалось без доказывания мотивов, которые, как следует из определения экстремистской деятельности, обязательной целью носят создание угрозы существующему конституционному строю в Российской Федерации. На основании внесенных изменений в Постановление Пленума Верховного Суда 2011 года можно говорить о том, что данный высший судебный орган РФ не только сделал свою позицию в отношении привлечения к ответственности более актуальной к сложившейся современной картине в данной сфере, но также и сформировал более современные рекомендации для судей о порядке привлечения к ответственности и возможности квалификации тех или иных преступлений как преступлений экстремистской направленности. Преступления, ставящие своей целью нарушение или уничтожение существующего порядка в государстве, свержение действующего конституционного строя следует считать преступлениями экстремистской направленности. Такое толкование экстремизма складывается из существующей правоприменительной практики, а также из фактического анализа проявлений экстремистской деятельности на территории Российской Федерации. Одним из проявлений экстремизма сегодня следует считать ксенофобию, которая в некоторых случаях становится составляющей частью экстремистской деятельности, но не всегда относится к таковой.
Для того чтобы привести к единому образу порядок привлечения к ответственности за такие преступления, Верховный Суд Российской Федерации на заседаниях своего Пленума вынес ряд специальных постановлений, в которых дал подробные рекомендации для судей, рассматривающих такие дела.
Экстремизм известен обществу с тех пор, когда власть над другими людьми стала приносить материальные выгоды и превратилась в предмет страсти отдельных групп лиц, движений и организаций, стремившихся достичь заветной цели любыми путями. При этом экстремистов не останавливали моральные устои, традиции, общепринятые правила поведения или интересы других людей.
Цель оправдывала средства, и субъекты, жаждущие власти, не гнушались применять в своей деятельности самые жестокие и крайние меры, включая устрашение, открытое насилие, и даже убийства. Экстремизм проявлялся в разные исторические времена, в разных государствах, и при любых социальных условиях, даже внешне вроде бы весьма благоприятных. Природа экстремизма зиждется либо на стремлении уничтожить существующую систему государственно-правовых и общественных отношений, либо на стремлении их сохранить в неизменном виде.
Так Великая Римская империя столкнулась с экстремизмом в I веке, когда в Иудее возникла и стала действовать секта сикариев сика — по-еврейски кинжал или короткий меч , которая уничтожала представителей еврейской знати, сотрудничавшей с римлянами. Империя на какое-то время оказалась бессильной перед кучкой злоумышленников. В Средние века представители мусульманской секты ассошафинов убивали префектов и калифов.
На территориях Ирана, Афганистана и некоторых других стран могущественная секта исмаилитов, использовавшая доведенные до совершенства способы физического устранения неугодных лиц, расправлялась с представителями мусульманской суннитской знати. Массовые расправы с еретиками в Средние века тоже были проявлением политического и религиозного экстремизма. В данном случае экстремизм использовали правящие круги Западной Европы.
Идеологическое обоснование экстремизм получил в XIX веке. Немецкий радикал Карл Гейнцген провозгласил, что запрет убийства неприменим в политической борьбе и что фактическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из «высших интересов человечества». Он был уверен, что с помощью экстремистских акций даже небольшая группа единомышленников сумеет создать хаос в самом сильном государстве [1, с.
Концепция «философии бомбы» Гейнцгена, получила свое развитие в «теории разрушения» Бакунина. Сутью ее был отказ от устной агитации и пропаганды в пользу террористических действий, поскольку, по мнению теоретиков анархизма, они могут побудить массы к давлению на правительство и заставить последнее пойти на уступки террористам. Анархисты считали, что истинный порядок может возникнуть только из хаоса, который невозможен в условиях существования государственного порядка.
Во имя порядка государство должно быть разрушено. Экстремизм возникает в результате адаптации к переменам в международной жизни. Экстремисты, действующие внутри государства, имеют свою, радикально настроенную, религиозную или националистскую идеологию, однако нередко снабжаются и финансируются извне, а внутригосударственные теракты, как мы можем наблюдать, зачастую имеют международные последствия.
Как общественно-политическое явление, экстремизм возник в результате действий определенных политических сил, общественных групп, направленных на распространение насильственным путем собственных взглядов на политическое и социально-экономическое устройство мира. Во время построения «развитого социализма» проблема экстремизма не возникала, поскольку против инакомыслящих государство применяло самые жесткие меры. Если явление «экстремизм» известно с древних времен, то термин «экстремизм», многовековой истории не имеет.
Мы не находим его толкования ни в Толковом словаре русского языка В. Даля, ни в Энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И.
В нем впервые была предпринята попытка смешать в одну кучу фашизм и все прочие радикальные идеологии, а также сделать упор на борьбе не только с национальной и религиозной, но и с совершенно неопределенной - так называемой социальной рознью. Однако первый блин вышел комом: чиновники были слишком заняты личным обогащением и не особо старались на ниве борьбы с «экстремизмом». Интеллектуальные усилия чиновничества были направлены на создание закона о противодействии экстремизму, дающего репрессивному аппарату широкие возможности по расправе с политической оппозицией всех цветов и оттенков. Плодом этого умственного подвига стал принятый после фанатских беспорядков в центре Москвы Федеральный закон от 25 июля 2002 г. Интересно, что в первой редакции закона «экстремистской» считалась деятельность по разжиганию социальной розни только в случае сопряжения с насилием, но впоследствии эта формулировка была изменена, и социальную рознь приравняли ко всем другим видам розни.
Любопытно также, что закон противоречит статье 1 подписанной Россией Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», определяющей экстремизм как деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в этих целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке. Закон «О противодействии экстремистской деятельности» дополнил Уголовный кодекс РФ статьями, предусматривающими ответственность за различную «экстремистскую» деятельность с максимальным наказанием в виде лишения свободы сроком до 10 лет в текущей редакции после очередного ужесточения. Одновременно с принятием закона был дан старт масштабной кампании в СМИ, имеющей целью перенести выработанное ранее у населения негативное отношение к «экстремистам» на несистемную политическую оппозицию. Властям удалось добиться определенных успехов в этом направлении. Опросы Левада-центра в 2002 и 2007 показали, что примерно треть граждан согласна, что даже высказывание, не содержащее призывов к насилию, может считаться экстремизмом.
Большинство россиян не приняло вдалбливаемое через «ящик» новое понимание «экстремизма», но к случаям расправы над неугодными относится, как правило, безразлично, а значительная часть граждан еще и с опаской за себя «как бы чего не вышло», «как бы не впутали в дело» при общении с «экстремистами». Следует отметить, что определенная часть российских левых поддерживает репрессии за «слова», когда они касаются политических противников, например, националистов. Так, известия об уголовных делах, возбуждаемых против националистов за высказывания, всегда сопровождаются в соцсетях комментами левых типа «так ему и надо! Некоторые левые доходят до того, что наивно требуют от властей сохранить антиэкстремистское законодательство, но применять его только против возбуждения национальной и религиозной розни. Рассчитывая руками буржуазного государства заткнуть рот оппонентам, они не учитывают, что, репрессируя националистов или либералов, власти всего лишь модерируют данные политические движения в нужном направлении.
Требование «правильного антиэкстремизма» существенно ослабляет позицию левых сил в борьбе за необходимую для пропаганды свободу слова, делает ее непоследовательной. Однако борьба с «экстремизмом» служит не только цели подавления политической оппозиции и модерации политического пространства. Антиэкстремистские законы стали для чиновников и бизнесменов как средством защиты власти своих социальных групп над обществом, так и важным инструментом в сведении счетов с их персональными критиками. Если раньше требовалось подбросить наркотики или завести не очень удобное с точки зрения личного пиара дело о клевете, то сейчас стала возможной расправа с оппонентами под предлогом защиты общества от «экстремизма». За примерами даже не надо обращаться к истории.
Прямо сейчас на наших глазах в Саратове Центр «Э» ведет травлю журналиста Сергея Вилкова, выступившего с разоблачениями местного строительного лобби. Вилкову пытаются пришить «экстремистские» националистические публикации в сети хотя он является антифашистом и в действительности публиковал националистические материалы, сопровождая их жёсткой критикой.
Экстремизм – угроза национальной безопасности России
Уголовное право. | Внутренние факторы, обусловливающие возникновение и распространение терроризма либо способствующие ему причины и условия. |
Противодействие экстремизму | Другими, не менее важными причинами возникновения экстремизма являются снижение уровня правовой грамотности и морального сознания граждан, ухудшение качества образования, социально-экономические кризисы. |
Лекция-рассуждение «Экстремизм – причины и последствия»
называют следующими после гордыни причинами возникновения экстремистского сознания. По словам заместителя руководителя Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Приморскому краю Ирины Борисенко, учёные выделяют несколько причин появления экстремистских явлений. Примером религиозного экстремизма является деятельность свидетелей Иоговых на территории России. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок.