В профессиональной сфере эмоциональный интеллект способствует многократному росту продуктивности и развитию выдающихся лидерских качеств. Эмоциональный интеллект позволяет понимать не только эмоции и поступки других людей, но и их предпосылки. Конечно, эмоциональный интеллект — не единственный определяющий фактор успеха, но он позволяет лидерам четче формулировать цели и понимать, что именно СЕО может сделать для своей команды. Эмоциональный интеллект – это способность понимать эмоции, чувства и переживания – свои и чужие.
Эмоциональный интеллект
Замечайте реакции своего тела на те или иные события. Устанавливайте связь между эмоциями, которые вы испытываете, и вашим поведением. Например, если вам страшно — скорее всего, вы понижаете голос. Если вы уверены в себе, напротив, говорите громче, а своей позой стараетесь занять больше пространства. Не подавляйте чувства. Вы имеете полное право злиться на человека, который отдавил вам ногу в метро! Анализируйте свои негативные чувства и постарайтесь найти факторы, которые их вызывают.
Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект , в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным». Источник: Википедия Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир.
Екатерина рекомендует завести привычку хотя бы раз в день спрашивать себя: «Что я чувствую? Если сложно с называнием чувств, можно использовать « Ромашку Плутчика ». Дальше важно научиться распознавать свои эмоции в общении с другими людьми. Это поможет ориентироваться в том, как действовать в сложных ситуациях. Выработка новых реакций После этого «потестируйте» разные способы реагирования на ситуацию — не только те, к которым вы прибегали всегда. Пробуйте по-разному оценивать ситуации, размышлять — а правда ли люди имели в виду то, что вы думаете? Что ещё они могли пытались сказать, могли ли у них быть другие намерения? Что будет, если вы сообщите другому человеку о своих эмоциях? Поможет ли это вам лучше понять друг друга? Если вам сложно говорить о своих чувствах другим людям, можно попробовать построить фразу по «формуле», которую предлагает Екатерина Егорова: «Когда ты… делаешь что-то , я чувствую… назвать чувство , и я прошу тебя сделать что-то. Для начала это можно проговорить про себя, а затем уже озвучить собеседнику». Рано или поздно вы обнаружите в себе и в других людях более широкий эмоциональный спектр — и нащупаете более комфортный вариант реагирования на различные ситуации. А если это никак не будет получаться или вызывает у вас внутреннее сопротивление — подумайте о работе с психологом.
Что вы сейчас испытываете? Гнев или грусть? Какое у вас выражение лица? Попробуйте описать свои чувства и физическое состояние. После чего наступила эта эмоция? О чем вы думали в этот момент? Как можно использовать эту эмоцию во благо? Может, гнев станет стимулом к преодолению трудностей или возможностью в корне изменить свою жизнь? Как вы будете использовать этот ресурс? Я могу помочь? Прямой вопрос поможет улучшить навыки понимания эмоций других людей, если они готовы отвечать открыто. Это в любом случае станет ценным опытом. Фильмы без звука Включите людей художественный фильм и попробуйте смотреть его без звука и субтитров, определяя по мимике героев, что происходит на экране, о чем они могут вести свой диалог. Пересмотрите те же сцены со звуком, чтобы запомнить, какой была мимика влюбленных, расстроенных, раздраженных людей. Контроль гнева Особенно важно научиться отслеживать и контролировать свой гнев.
Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
Emotional Intelligence. Эмоциональный интеллект бывает как индивидуальным, так и общим для конкретной компании или рабочей команды — это называют коллективным эмоциональным фактором. А ведь эмоциональный интеллект — это довольно просто: Если коротко: эмоциональный интеллект — это способность человека делать пять вещей. О том, что это такое простыми словами, как развить эмоциональный интеллект человека во взрослом возрасте и у детей, а также как определить его уровень, — в материале РИА Новости. В своей докторской диссертации психолог применил к эмоциональному интеллекту аббревиатуру EQ (Emotional Quotient) и подробно изложил его составляющие в виде психологической шкалы. то есть внимательностью и восприимчивостью к собственному и чужому эмоциональному состоянию.
Как оценить уровень развития эмоционального интеллекта
- Вам также может понравиться
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
- Эмоциональный интеллект: основы и инструменты развития
- Эмоциональный интеллект (EQ)
Эмоциональный интеллект (EQ)
И ими можно управлять. Для этого нужно развивать EQ — эмоциональный интеллект. Что такое эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект — это способность понимать других людей и, что не менее важно, самого себя. Это умение считывать эмоции и управлять ими, видеть мотивацию и подлинные желания. Зачем развивать эмоциональный интеллект? Благодаря ему мы можем в разы повысить эффективность, наладить взаимоотношения с окружающими, стать увереннее в себе. Развитый эмоциональный интеллект отличает всех лидеров от остальных людей: они более продуктивны в любом деле, лучше мотивируют своих коллег. Бытует мнение, что с каким исходным набором способностей человек родился, с этим ему и жить. Но мы уверяем, эмоциональный интеллект можно развить. Автор нашумевшей книги-бестселлера «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман разделил EQ на пять составляющих: Самосознание — умение распознавать собственные чувства и эмоции.
Самоконтроль — способность управлять эмоциями. Эмпатия — понимание чувств других людей. Коммуникативные навыки — взаимодействие с окружающими при помощи слов и действий. Признаки развитого эмоционального интеллекта Вам интересны окружающие вас люди. Независимо от того, насколько вы общительны, если вы часто думаете о людях, происходит эмоциональное развитие. EQ хорошо развит, если вы всегда стараетесь понять характеры людей, что ими движет, почему они поступают так, а не иначе. Вам нравиться знакомиться с новыми людьми и узнавать о них что-то? Вы понимаете, что каждый по-своему уникален? Поздравляем, ваш эмоциональный интеллект в хорошей форме. Вы умеете говорить «нет».
Наравне с щедростью обязательно нужно уметь отказывать, не испытывая при этом угрызений совести. Ответственность за вашу жизнь лежит на ваших же плечах. Если есть ощущение, что выполнение чьей-то просьбы отвлечет от важного дела, нужно отказать. Если вы понимаете, что человек вполне способен выполнить работу самостоятельно, но перекладывает ее на вас, нужно отказать. Вы понимаете, какие эмоции испытывают люди. Людям с развитым эмоциональным интеллектом достаточно одного взгляда, чтобы понять, что человек сейчас грустит или чем-то озабочен. При этом не обязательно задавать какие-то вопросы. Лучше взять паузу и дождаться подходящего момента для разговора. Вы встаете после падения. Жизнь полна неудач.
Если кто-то скажет, что никогда их не испытывал — не верьте. Неудачи — путь к успеху.
Но мы ведь и сами иногда не замечаем эмоции других. Управление отношениями. Это уже возможность влиять на других людей и на их эмоциональное состояние насколько это возможно.
Развивая способность замечать свои эмоции, вы учитесь замечать и понимать эмоции других. Существуют два пути тренировки этого навыка: Путь паравербалики. Эмоции всегда выражаются телом мимика, интонации, поза, движения. Можно научиться их читать при помощи справочников эмоций, это простой механический способ, который легко тренировать. Другой путь: замечать, какое чувство рождается у вас в ответ на чувство человека.
Например, вы его видите и почему-то хотите утешить. Вероятно, это сигнал, что он в печали. Конечно, есть возможность приписать свою собственную печаль другому, но это другой этап изучения. Важно, что у вас есть свой эмоциональный отклик на проявления другого человека. Хочу убежать или напасть — возможно, человек агрессивен и хочет нападать.
Если хочу похвалить — возможно, человек до этого испытывал стыд. Всегда существуют такие пары, совпадения эмоций. И можно пойти дальше, подумав: «Так, он злится, какая потребность у него не удовлетворена? Высказать свою гипотезу и проверить ее: «Слушай, похоже, ты злишься, что происходит, почему? Что можно сделать до возникновения эмоции До возникновения эмоции можно использовать разные стратегии переговоров ,чтобы не дать человеку войти в нее.
При помощи гарвардской модели переговоров win-win, win-lose вы заранее сможете погасить часть эмоций, удовлетворяя потребность человека. Если эмоция уже возникла, ее нужно назвать, осознать, разделить с кем-то и выразить: Называем: — Да! Разделяем: — Да, если честно, я тоже не в восторге от этой ситуации человек видит, что он не один. Даем возможность выразить: — Ну расскажи, что случилось! Причем это может помочь уже на стадии обозначения тем, кто не может сам себе назвать свои эмоции.
Что точно не надо делать — говорить людям: «Эй, давай-ка соберись, не злись, давай нормально поговорим». Это только раскачает эмоции: чужие чувства нельзя отвергать или игнорировать. Если эмоция есть — нужно работать с ней, а не отмахиваться. После того, как вы снизили градус эмоции, человек готов дышать и с вами разговаривать, включайте коммуникативные техники. Они, в основном, связаны с прояснением ситуации.
Если вы хотите влиять на эмоциональное состояние людей, приготовьтесь задавать много вопросов, чтобы прояснить позицию, узнать, чего они хотят, какие пути и препятствия видят. Чем больше соберете информации, тем легче предложить истории, дополняющие картину, которую они, возможно, не замечают. Ты был на инструктаже по системе оплаты? А, не был. Давай, расскажу, в чем дело.
И далее рассказать о системе.
Люди с самообладанием, как правило, гибки и хорошо адаптируются к изменениям. Они способны управлять конфликтами и разрешать напряженные или сложные ситуации. Гольман считает, что люди с сильными навыками саморегулирования также очень добросовестны. Они внимательны к окружающим и берут на себя ответственность за свои действия. Истинное понимание эмоций включает в себя больше, чем просто признание собственных эмоций и чувств других людей — нужно, чтобы эта информация работала в вашем взаимодействии и коммуникациях с людьми каждый день. В профессиональной сфере это означает, что преимущества получат те менеджеры, кто будет способен построить контакт и взаимоотношения с подчинёнными, в то время как рядовые работники могут воспользоваться преимуществами своей эффективной связи с руководителями и сослуживцами. Вот несколько важных социальных навыков: активное слушание, вербальные навыки общения, невербальные коммуникативные навыки, лидерство и способность убеждать.
Эмпатия значит больше, чем просто способность распознавать эмоциональное состояние других людей, она также включает в себя вашу реакцию на основе этой информации. Когда вы чувствуете, что кто-то испытывает, например, грусть или безнадежность, это будет означать, что вы, как будто, переняли чувства этого человека. Вы можете позаботиться о таком человеке или поддержать его дух. Чуткость также позволяет людям отслеживать негласные отношения, процессы, которые происходят в разных сообществах, особенно на рабочих местах. Компетентный в такой сфере человек способен определить силы, обладающие влиянием в различных социальных отношениях, понять, как они влияют на чувства и поведение, и точно интерпретировать различные ситуации, которые зависят от такого влияния. Люди, эмоционально богатые, движимы чем-то за пределами одних лишь внешних стимулов, таких как слава, деньги, признание и одобрение. Вместо этого у них есть страсть для реализации своих внутренних потребностей и целей. Они ищут что-то, что ведёт к внутреннему вознаграждению, их поглощает эта деятельность, и они добиваются экстремальных переживаний.
Вторая позиция — быть на стороне человека, а не проблемы. Слова одни и те же, а результат разный. Получается, что проявление эмоционального интеллекта — это такое маленькое внутреннее движение: оно незаметно глазу, но меняет всё. Женя Венина, консультант по вопросам развития и создания эффективных команд в айти-сфере, коуч, фасилитатор: — Мне нравится метафора, что эмоциональный интеллект — это регулятор. В зависимости от контекста, он помогает найти баланс между тем, что мы чувствуем, и тем, как транслируем эти чувства в социум. При этом любая из моделей эмоционального интеллекта — это всего лишь ориентир, который может помочь построить собственную модель. Гоулман пишет для американской аудитории, российское же общество развивалось и находится в других ограничениях, поэтому мы не можем применить к нему эту модель без правок. Российская практика» и «Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях». У них хорошо получилось адаптировать знания об эмоциональном интеллекте к российской действительности. Вот как эти авторы определяют эмоциональный интеллект и его составляющие.
Эмоция — это обратная связь на любое изменение во внешнем или внутреннем мире, которую мы получаем от организма. Она содержит в себе информацию о том, как мы оцениваем это изменение и влияет ли оно на наши решения и действия. Модель эмоционального интеллекта Сергея Шабанова и Анны Алешиной состоит из четырех элементов: умение осознавать свои эмоции, умение осознавать эмоции других людей, умение управлять своими эмоциями, умение управлять эмоциями других людей. Это иерархическая модель, то есть каждый новый навык нарабатывается после того, как освоен предыдущий. Как оценить уровень развития эмоционального интеллекта Если у нас развит эмоциональный интеллект, мы способны замечать изменения своего состояния. Можем определить, какую эмоцию сейчас испытываем и насколько она интенсивна, а еще осознавать, как эта эмоция влияет на наши решения и действия. Мы можем управлять эмоциями вместо того, чтобы подавлять их. Когда мы понимаем собственные эмоции, мы способны понимать и эмоции другого человека.
Что такое эмоциональный интеллект: объяснение простыми словами
Вот как эти авторы определяют эмоциональный интеллект и его составляющие. Эмоция — это обратная связь на любое изменение во внешнем или внутреннем мире, которую мы получаем от организма. Она содержит в себе информацию о том, как мы оцениваем это изменение и влияет ли оно на наши решения и действия. Модель эмоционального интеллекта Сергея Шабанова и Анны Алешиной состоит из четырех элементов: умение осознавать свои эмоции, умение осознавать эмоции других людей, умение управлять своими эмоциями, умение управлять эмоциями других людей. Это иерархическая модель, то есть каждый новый навык нарабатывается после того, как освоен предыдущий. Как оценить уровень развития эмоционального интеллекта Если у нас развит эмоциональный интеллект, мы способны замечать изменения своего состояния. Можем определить, какую эмоцию сейчас испытываем и насколько она интенсивна, а еще осознавать, как эта эмоция влияет на наши решения и действия. Мы можем управлять эмоциями вместо того, чтобы подавлять их. Когда мы понимаем собственные эмоции, мы способны понимать и эмоции другого человека. Можем чувствовать эмоциональное состояние собеседника, предполагать причины его возникновения и замечать, как эмоции влияют на поведение человека.
Это дает нам возможность поддерживать и вдохновлять других людей. В России пока не существует официально признанных тестов для измерения эмоционального интеллекта, а тесты, которые можно найти в интернете, не достоверны. Женя Венина: — Эмоциональный интеллект — сложная конструкция, поэтому мы не можем оценивать его точно. На мой взгляд, мы можем лишь формулировать гипотезы с помощью диагностических инструментов и коммуникации. Коммуникация — один из ключевых инструментов оценки. Мы задаем вопросы, но не просто анализируем ответы, а обращаем внимание на мимику, жесты, с какой скоростью человек говорит, насколько он уверен в своих словах, долго ли размышляет над ответом. Эти признаки позволяют предположить, насколько у человека развиты компетенции из области эмоционального интеллекта. Есть разные диагностические инструменты, которые выглядят как шкалы оценки.
Использование эмоций — человеческие способности применять свой интеллект на подсознательном уровне, используя не сколько рациональность, а больше эмоциональный фон, благодаря чему развивается креативность. Понимание эмоций — способность идентифицировать причину возникновения эмоций, видеть взаимосвязь между эмоциями и мыслями, уметь предвидеть эмоции в зависимости от ситуации, понимать роль эмоций во взаимоотношениях особенно сложные, неоднозначные чувства.
Управление эмоциями — способность контролировать направление и интенсивность эмоций как своих, так и у других людей ради достижения необходимого результата. Модель Дэниела Гоулмана В 1995 году вышла книга американского журналиста и психолога Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект», которая приобрела большую популярность во всем мире. В своем произведении автор опирался на теорию самостоятельного развития эмпатии и собственных эмоций, состоящую из пяти основных составляющих. Вот так можно перечислить составляющие: Самосознание — это способность проводить анализ в отношении собственных эмоций, уровня навыков и отличительных способностей. Саморегуляция — умение жертвовать определенными моментами ради достижения поставленных целей, способность быстро приходить в себя после перенесенных эмоциональных и физических перегрузок. Мотивация — возможность применять разнообразные стимулы для осуществления положительного результата. Эмпатия — умение ставить себя на место другого, воспринимать его чувства так же хорошо, как и собственные. Социальные навыки — применение навыков распознавания эмоций в процессе рабочего процесса либо решения конфликтных ситуаций. Согласно ей, абсолютно гармоничная личность обладает способностями, которые можно разделить на пять категорий. Внутриличностная: Ассертивность — возможность предельно ясно и четко выражать собственное мнения, отстаивая при необходимости свои позиции, сохраняя при этом уважение к желаниям других людей.
Самоуважение — способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны, оставаясь в гармонии с собой. Независимость — возможность не зависеть от других в процессе вынесения какого-либо решения. Самоактуализация — раскрытие собственного потенциала посредством саморазвития, целеустремленности. Эмоциональная осознанность — это навык, позволяющий хорошо распознавать эмоции, в том числе и свои собственные, умение отделять позитивные от негативных, разбираться в источниках их возникновения.
Причин множество: -эффективное общение с людьми — HR — управление коллективом, способность координировать люде Высоко развитый эмоциональный интеллект потребителя, в свою очередь, позволяет избегать маркетинговых ловушек.
Кроме того, такой человек сможет эффективнее расставлять цели и приоритеты. Как развить эмоциональный интеллект? Вместо того, чтобы с головой погружаться в труды ученых, начните с простых шагов: Замечайте свои реакции на то или иное событие, отслеживайте эмоции. Эмоции и тело связаны. Замечайте реакции своего тела на те или иные события.
Устанавливайте связь между эмоциями, которые вы испытываете, и вашим поведением.
Более того — зачастую эмоции негативно влияют на жизнь людей и их близких. Именно для таких случаев и полезно умение управлять эмоциональным интеллектом.
Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект есть у каждого человека, однако не у всех он достаточно развит. Почему самые умные люди часто думают о том, что они несчастны, несмотря на свои успехи и любимую работу, и так часто ссылаются на плохое настроение и апатию?
А для некоторых даже незначительные перемены и новые знакомства становятся тяжелейшим испытанием? Последние исследования психологов показывают, что более успешными и счастливыми становятся люди, не отличающиеся выдающимися умственными способностями. Именно развитый эмоциональный интеллект позволяет строить прочные и надежные отношения, достигать успехов в карьере и реализовывать личные планы и цели.
Изучение понятия эмоционального интеллекта берет начало в 20-м веке, но особенно о нем заговорили в 90-х, когда в 1990 году вышла статья ученых Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект».
Как развивать эмоциональный интеллект?
Развитие коммуникационных технологий и интернета привело к тому, что мы находимся в постоянном контакте с другими людьми, даже если многие из них находятся на значительном расстоянии от нас. В прошлые столетия человек проводил солидную часть своей жизни в поле или на заводах, зарабатывая на жизнь физическим трудом. Ты должен был работать, иначе умрешь, поэтому человеку даже мотивировать себя дополнительно не приходилось. Современный человек даже в развивающихся странах вполне обеспечен: у него есть кров над головой, еда на столе и вода в стакане. Поэтому ему, а особенно его детям, не нужно лезть из кожи вон, чтобы не умереть. И именно умение себя мотивировать становится необычайно важным в 21 веке. Мотивация имеет непосредственное отношение к умению управлять своими эмоциональными состояниями, вводить себя в них пусть даже искусственно и добиваться успеха в жизни.
Итак, в нашем веке мы все меньше занимаемся физическим трудом и все больше интеллектуальным и эмоциональным. Мы общаемся с другими людьми, испытываем стресс, когда что-нибудь идет не так, и пытаемся себя мотивировать, отучая от эмоциональной привязанности удовлетворять сиюминутные потребности. Работая на заводе, вам нужно было выполнять норму производства деталей, работая дизайнером или переводчиком, одна из ваших главных задач — умение находить общий язык с людьми. Логика работает не во всех случаях, поэтому апеллирование к эмоциям выходит на первый план. Если вы научились направлять эмоции людей в определенное русло, перед вами открываются невероятные возможности. Стив Джобс был в этом мастером.
Он продавал не технику, а эмоции, которые дарила эта техника. Он знал о человеческих потребностях и понимал, как направлять их эмоции в определенном направлении. Это требовало огромного труда — он готовил пятиминутную презентацию несколько недель и просчитывал все до мелочей. Ричард Брэнсон является неимоверно привлекательной личностью. Он жизнерадостен, оптимистичен и умеет мотивировать как себя, так и своих людей. Его любят искренне и он отвечает взаимностью.
Как признается сам Брэнсон, он не обладает высоким интеллектом и по сути не отличается от большинства. У него есть лишь одно преимущество — умение управлять своими и чужими эмоциями. Говорят, миллионеры и миллиардеры прошлых веков были достаточно угрюмыми и неэмоциональными людьми. В 20 и 21 веках появляется новый тип богатого человека, улыбающегося и довольного жизнью. Они не тратят баснословные деньги на дорогие погремушки, эти люди счастливы потому, что любят людей и наслаждаются общением с ними. Говоря проще, это мера интеллектуальных, логических, аналитических и мыслительных способностей человека.
IQ имеет дело с пространственными, вербальными, математическими и визуальными умениями.
Так будет сохраняться постоянное движение не просто вперед, но и наверх. Зачем нужен эмоциональный интеллект в современных цифровых профессиях? Чтобы взаимодействовать с разными людьми Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс.
Практикуме» Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми, в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно. Приведу несколько примеров. Первый — это так называемое коридорное тестирование, когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте. Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время.
Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям. Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги. Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов. Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию.
Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы. Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма. В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы.
И первые — это про уважительное отношение каждого члена команды друг к другу, обмен опытом, помощь и поддержку.
Следующий компонент — это, как ни странно, мотивация. Ну про мотивацию, наверное, все понимают важность мотивации. Особенно для детей: мотивации к учебе.
Но мотивация — это часть эмоциональной сферы. Даже так это и называется — «эмоционально-волевая сфера». Потому что, если у человека нет эмоций, нет эмоциональных стремлений, то у него как бы мотивации нет. То есть человек стремится к тому, что даёт ему положительные эмоции, то, из-за чего он их получает.
Если он стремится, но не понимает, что это положительные эмоции, то его решения сомнительные. Например, ты знаешь людей, опять же, наверняка знаешь, потому что все их знают, которые, имея весьма скромные доходы, покупают каждый вновь вышедший iPhone. Вот прям он выходит, они стоят в очереди и покупают его в кредит тут же. И начинают этот кредит платить.
И не то чтобы им этот iPhone нужен для фотосъемки. И не то чтобы они собираются на какой-то приёмный балл, где обязательно быть с iPhone. Просто они чувствуют некий импульс, то есть они чувствуют некую пустоту, которую заполнит только iPhone. Но он её не заполняет.
То есть они, иными словами, не понимают, чего они хотят. Ирина — Но вообще в России уже, по-моему, несколько лет не бывает очереди к iPhone. Но было такое. Да, я понимаю тебя.
Сергей — От этого не исчезли никуда люди, которые покупают этот iPhone, абсолютно не располагая для этого средствами с одной стороны, не имея разумных причин для этого с другой стороны. Но у них есть некое стремление это сделать. Хотя это с их ситуации никак не бьётся. И в большинстве случаев это индикатор того, что они не понимают в целом своей мотивации.
Или люди, которые очень остро реагируют на какую-нибудь классную рекламу. Они видят какую-то рекламу и тут же зажигаются: «Вау, какая классная вещь! Новая модель автомобиля или новая модель телефона. Или еще что-то.
Они ведутся на эту рекламу по той причине, что они не понимают свою истинную мотивацию и свои истинные желания. И, соответственно, если они не понимают, то кто-то другой может это использовать. Способность стремиться к достижению цели ради её достижения — это и есть некая эмоциональная зрелость. Ведь и учителя, и родители поголовно говорят о том, что недостаточная мотивация или подавленная и деформированная учебная мотивация — это огромная проблема.
Что молодежь ничего не хочет.
Дальше в модели развитии ЭИ идет осознанность, или знание себя. Это уже не просто про способность определить свою эмоцию в моменте — скорее, про понимание себя в целом, своих привычных эмоциональных реакций, сильных и слабых сторон. Осознанный человек может предугадать, как воспримет ту или иную ситуацию, и подготовить себя эмоционально. Логически за знанием себя следует способность контролировать свои эмоциональные реакции.
Здесь нужно оговориться, что ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, может ли человек контролировать свои эмоции. С одной стороны, есть данные о том, что, переключая внимание или меняя свое отношение к ситуации, можно изменить и эмоциональный ответ. С другой, к примеру, смещение фокуса внимания с фигуры Гитлера на его возраст в эксперименте, где нужно было оценить возраст Гитлера и свое к нему отношение никак не повлияло на чувства людей к диктатору. Можно предположить, что в какой-то степени управлять эмоциями можно, но, видимо, не всегда. Подавлять негативные эмоции никто и не требует — это может быть вредно для психики.
Но вот что можно сделать всегда, так это изменить способ выражения эмоций, свою реакцию и поведение, — и те, кто способен это контролировать, оказываются счастливее и успешнее в жизни. Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку. Это готовит почву для следующей ступени ЭИ — развития эмпатии. Эмпатия является продолжением осознанности: научившись понимать свои собственные чувства и эмоциональные реакции, человек затем развивает способность поставить себя на место другого и спрогнозировать эмоции этого человека. Таким образом, эмпатия позволяет адекватно реагировать на других, активно включаться в их проблемы и радости, — за счет этого мы развиваем свои социальные навыки, формируем свой круг общения.
Долгое время считалось, что именно поэтому аутичные люди с трудом заводят друзей и испытывают другие сложности в социуме. Но последние исследования показывают , что аутисты испытывают не меньше эмпатии к другим аутичным людям, чем нейротипичные без РАС люди к таким же, как они. Эта находка заставила ученых пересмотреть подходы к изучению эмпатии. Оказалось, что аутисты просто испытывают эмпатию иначе — скорее на эмоциональном уровне, чем на когнитивном, как это делают нейротипичные люди. Нейротипичный человек чаще определяет эмоции по контексту, аутичный — по прямым проявлениям.
Так что, если человек плохо считывает социальные шаблоны, это еще не говорит о его низком эмоциональном интеллекте — вполне возможно, что его ЭИ расцветет в других условиях, когда окружающие будут более открыто делиться своими эмоциями. Ваш коллега или партнер, как вам кажется, недостаточно эмпатичен? Попробуйте говорить о своих чувствах напрямую — это может помочь. Оставшиеся четыре ступени в пирамиде эмоционального интеллекта — это уже уровень «про», которого достигают далеко не все даже осознанные и рефлексирующие люди. Начинается он с экспертизы: человек с такими навыками ЭИ может учить других распознавать свои эмоции, выступать медиатором в спорах или, к примеру, стать психологом.
Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего
Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов. Эмоциональный интеллект – способность распознавать эмоции, понимать причины их возникновения, управлять ими и гибко использовать эмоции для повышения эффективности мышления и решения стоящих задач. Высоко развитый эмоциональный интеллект потребителя, в свою очередь, позволяет избегать маркетинговых ловушек.
Эмоциональный интеллект. Почему все говорят о его важности?
Конечно, эмоциональный интеллект — не единственный определяющий фактор успеха, но он позволяет лидерам четче формулировать цели и понимать, что именно СЕО может сделать для своей команды. это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и применять эти знания на практике в конкретных ситуациях. Что такое эмоциональный интеллект и как его развить, рассказывает психолог Виктория Кейлин. Эмоциональный интеллект — способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими.
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — загадочная субстанция, которой все хотят обладать, но не все понимают, что это такое на самом деле. Конечно, эмоциональный интеллект — не единственный определяющий фактор успеха, но он позволяет лидерам четче формулировать цели и понимать, что именно СЕО может сделать для своей команды. Впервые об эмоциональном интеллекте (ЭИ) стали говорить в 1985 году. Владея высоким эмоциональным интеллектом (EQ), человек может решать конфликты, успокаивать других, работать в команде, спокойно реагировать на негативные события, быть интересным и позитивным собеседником. Рассказываем, что такое эмоциональный интеллект, как он помогает специалистам в IT справиться с трудностями и как его прокачать. Уровень эмоционального интеллекта индивида часто называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ (ЭК, эмоциональный коэффициент).
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих
Важный вопрос, который лежит в области эмоций: почему на самом деле происходит ссора? Считается, что профессионалы — «взрослые люди», а значит, они не должны обижаться или поступать из духа противоречия. Но не тут-то было! Мы до последнего будем отпираться и рационализировать, утверждая: «Я вовсе не расстроен, просто моя стратегия лучше». Однако часто за этими словами скрывается разочарование из-за того, что наши идеи а значит — нас самих не оценили по достоинству. В результате человек не замечает, как начинает подтасовывать факты, чтобы оказаться правым. Поэтому для каждого участника дискуссии важно: 1 спрашивать себя, где заканчивается то, в чём он уверен как профессионал, и начинается то, что он отстаивает, чтобы победить в споре; 2 понимать, где эта граница проходит у оппонента. Эти «мягкие навыки» помогут перевести обсуждение в продуктивное русло и выработать общую стратегию вместо того, чтобы спорить.
Заказчик хочет странного Проблема. Можно ли осуществить желания клиента и в то же время создать качественный продукт, если условия кажутся странными и трудно выполнимыми? Чтобы удачно провести переговоры, нужно быть немного психологом: все мы часто не отдаём себе отчёт в том, чего действительно хотим. Допустим, клиент пришёл с образцами, показывая их как пример удачного исполнения, однако разработчикам очевидно, что есть куда более современные и интересные решения. Можно согласиться и сделать продукт, за который будет стыдно, либо вступить в спор, отталкиваясь от конкретных деталей, и, возможно, лишиться клиента. Однако главное — понять, что именно нравится другой стороне в приведенных примерах, и помочь верно сформулировать запрос. Велика вероятность, что самым ценным является вовсе не устаревший дизайн или неудачное техническое исполнение, а нечто совсем другое.
Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон. Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта [10] : Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека главным образом неосознанно активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность , используя эмоции как фактор мотивации. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные амбивалентные, неоднозначные чувства. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения. Смешанная модель[ править править код ] Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами.
В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы. Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения. Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении. Reuven Bar-On была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто Канада.
Однако недостаток этого метода — это возможность пройти его только у специалиста, ввиду сложности интерпретации результатов. Методика Холла Этот метод является наиболее популярным на данный момент, потому как дает дифференцированную объективную оценку по каждой из характеристик эмоционального интеллекта и находится в свободном доступе в интернете.
Тест состоит из 30 вопросов по 6 на каждую категорию. Почему это важно? Конечно, можно считать, что интеллект не связан с эмоциями, и наоборот — эмоции не имеют никакого отношения к уровню интеллекта. Однако уже на протяжении многих лет компании оценивают кандидатов на собеседовании не только по степени образования и опыту работы, но и проводят тест на уровень эмоционального интеллекта, потому как считают это важной характеристикой, отвечающей за профессиональные навыки. Эмоциональный интеллект — это единение эмоционального с интеллектуальным, иными словами, эти две составляющие только лишь при совместном действии могут дать результат. Также эмоции сильно сказываются на физическом и психическом состоянии человека. Депрессия и тревога — частые спутники эмоционально неустойчивых людей.
Что это такое? Почему об этом все говорят?
Как определить свой уровень? Как его повысить? А надо ли вообще именно вам об этом думать? Последние несколько лет психологи, педагоги, HR-специалисты, руководители компаний, журналисты, блогеры постоянно говорят про эмоциональный интеллект и важность его повышения. Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект - это способность эффективно и грамотно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни. Существуют четыре основных компонента: умение распознавать и понимать свои эмоции; умение воспринимать и понимать эмоции других людей; умение управлять своими эмоциями; умение влиять и управлять эмоциями других людей. Исследования в этом направлении велись с 1980-х годов, но как самостоятельная область исследований оно оформилось к 1990-м годам. Эмоциональный интеллект, как компонент человеческой психики, существовал всегда.
Большое место эмоциям и их влиянию на человека отводится в психологии и философии, политологии и религии, поэзии и искусстве. Но только к концу ХХ века он был описан научно, выделен в отдельную область. За открытия, связанные с эмоциональным интеллектом, были вручены две Нобелевские премии: в 2002 году - психологу Дэниэлю Канеману и экономисту Вернону Смиту научное доказательство влияния психологических факторов на принятие экономических решений ; в 2017 году - американскому экономисту Ричарду Талеру теория "управляемого выбора" подталкивания. IQ intelligence quotient - это коэффициент интеллекта. EIQ emotional intelligence quotient - это коэффициент эмоционального интеллекта. Раньше было модно говорить об уровне IQ как определяющей характеристике успешности человека.
9 ступеней
- Что такое эмоциональный интеллект, зачем он нужен и как его развивать
- Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
- Эмоциональный интеллект. Почему все говорят о его важности?
- Как определить уровень эмоционального интеллекта у взрослого?
- Как развить эмоциональный интеллект: 6 упражнений, книги
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
- Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
- Еще один способ прокачки EQ (спорный)
- Что такое эмоциональный интеллект: объяснение простыми словами
- Эмоциональный интеллект в бизнесе | YAGLA
- Зачем нам развивать эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Эмоциональный интеллект позволяет понимать не только эмоции и поступки других людей, но и их предпосылки. А ведь эмоциональный интеллект — это довольно просто: Если коротко: эмоциональный интеллект — это способность человека делать пять вещей. Эмоциональный интеллект — это умение отслеживать и понимать как собственные эмоции, так и эмоции других людей, а также распознавать их подлинную мотивацию, потребности, намерения и желания. По словам Екатерины Егоровой, у людей с развитым эмоциональным интеллектом меньше проблем во взаимоотношениях — как в личных, так и в рабочих. Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей.