Новости что такое чин прощения

Вечером 26 февраля 2023 года Святейший Патриарх Кирилл в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве перед чином прощения произнес проповедь. Вечером 26 февраля 2023 года Святейший Патриарх Кирилл в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве перед чином прощения произнес проповедь. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Вечерня с чином прощения

На самом же деле чин прощения тесно связан с памятью о смерти. Он имеет древнее происхождение и возник в среде египетских монахов. После вечерней службы совершается специальный чин прощения. Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером – это служба вечерни сырной седмицы. О традиции испрошения прощения, которое зачастую считается прообразом чина прощения, упоминается в житии прп. это служба вечерни сырной седмицы.

Начало великопостного пути. Вечерня с чином прощения

В конце он говорит: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный крест.

В этот день в храмах совершается богослужение, с Чином прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном.

После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение. В Прощёное воскресенье принято испрашивать прощения и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, а также со всеми теми, кого мы могли обидеть.

Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, целуют честный Крест и лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются ко Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», заканчивая стихиру «Воскресения день» словами «Простим вся воскресением» «Христос воскресе» не поется. Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием о том, что подвигом поста мы должны приуготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова. Шиманский Г. В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это Воскресенье принято называть Прощеным Воскресеньем.

Но и постоянно можно просить прощения у тех, кого мы обидели или могли обидеть и у тех, кто обидел нас! Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом. На солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед иконами и лобызает их. Затем, обратившись к присутствующим, настоятель обычно произносит слово, испрашивает прощения у причта и народа. В конце он говорит: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови».

Чин прощения на вечерне Сыропустной недели

  • Чин прощения 17 марта 2024 года, Храм Христа Спасителя, г. Москва
  • Случайный тест
  • Прощенное воскресенье 2023: какого числа, история и традиции у православных
  • Наместник и братия Троице-Сергиевой Лавры совершили чин прощения (+ВИДЕО)
  • Прощеное воскресенье: церковное богослужение и традиции

Похожие публикации

  • Прощёное воскресенье. Чин прощения
  • История чина прощения
  • Новости и события
  • Прощённое воскресение: смысл и традиции
  • Когда будет прощеное воскресенье в 2023 году

Молитвы в Прощеное воскреснье 17 марта - сегодня все молитвы должны обращаться к Богу

  • Как правильно просить прощения?
  • Проповедь на вечерне с Чином прощения
  • Начало великопостного пути. Вечерня с чином прощения
  • Оренбургская епархия РПЦ
  • 17 марта 2024. Чин прощения в кафедральном соборе
  • Подать записку

Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя

Но вкусив его, человек тут же понимает и чувствует, какую боль и страдания причиняет ему отступление от Бога. Он начинает оправдываться: «Не я сделал это». Человек как будто бы говорит: «Господи! Я допускаю, что я согрешил, но Ты сам в этом виноват. Ибо это искушение выше моих сил». Каждому из нас знакомо такое поведение.

Нет ни одной страсти, ни одного греха, в который бы человек впал, до конца не осознавая того, что он падает. Мы всегда имеем возможность принять помысел или нет. Конечно, когда спустя тысячелетия мы смотрим на грех наших прародителей, то удивляемся, как они могли быть такими неразумными. Как они обрекли поколения людей на страдания и на лишение Рая. Ибо христианин, открывающий хотя бы раз Священное Писание, знает, что помыслу своему доверять нельзя.

Нужно отвергать его. Преподобный авва Дорофей говорит: «Я не знаю другого падения монаха, кроме того, когда он верит своему помыслу». Тот самый грех, который совершили наши прародители — это грех гордости, самонадеянности, когда человек говорит: «Я лучше знаю! Я хочу! Мне нужно!

Но когда случается погибель, то человек все осознает и понимает. И единственный путь исправления — это путь к покаянию. Именно поэтому сегодня в храме мы слышим слова Священного Писания: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». С этих слов и начинается пост. Адам лишился рая и только через покаяние, через тяжкий труд и подвиг, он смог вернуться в это блаженное состояние.

Адам все понял. Он сидел перед раем и плакал: «Увы, мне! Но после отступления он должен был приложить огромные усилия для того чтобы измениться и справиться. И одной воли человеческой здесь было не достаточно. Должен был придти Мессия, Богочеловек.

Сын Божий должен воплотиться, чтобы помочь человеку в борьбе с грехом. Каждый раз, когда мы стоим перед Великим постом, перед тем, как начать это странствие, мы говорим: «Господи помоги мне совершить пост! Помоги мне исправиться! Ибо человеческими силами это невозможно. Скорее всего, как это было уже много раз, человек упадет.

Адам и Ева изгоняются из рая за грех, который Церковь наша называет грехом дерзновения. Дерзость, которую совершили наши праотцы, лишила их райского блаженства. Дерзость заключалась том, что они возомнили, что могут стать такими же, как Бог. В жизни каждого из нас, братья и сестры, подобные искушения случаются ежедневно и ежечасно.

Враг рода человеческого искушает человека, и предлагает ему сладкий и вожделенный запретный плод. Но вкусив его, человек тут же понимает и чувствует, какую боль и страдания причиняет ему отступление от Бога. Он начинает оправдываться: «Не я сделал это». Человек как будто бы говорит: «Господи!

Я допускаю, что я согрешил, но Ты сам в этом виноват. Ибо это искушение выше моих сил». Каждому из нас знакомо такое поведение. Нет ни одной страсти, ни одного греха, в который бы человек впал, до конца не осознавая того, что он падает.

Мы всегда имеем возможность принять помысел или нет. Конечно, когда спустя тысячелетия мы смотрим на грех наших прародителей, то удивляемся, как они могли быть такими неразумными. Как они обрекли поколения людей на страдания и на лишение Рая. Ибо христианин, открывающий хотя бы раз Священное Писание, знает, что помыслу своему доверять нельзя.

Нужно отвергать его. Преподобный авва Дорофей говорит: «Я не знаю другого падения монаха, кроме того, когда он верит своему помыслу». Тот самый грех, который совершили наши прародители — это грех гордости, самонадеянности, когда человек говорит: «Я лучше знаю! Я хочу!

Мне нужно! Но когда случается погибель, то человек все осознает и понимает. И единственный путь исправления — это путь к покаянию. Именно поэтому сегодня в храме мы слышим слова Священного Писания: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

С этих слов и начинается пост. Адам лишился рая и только через покаяние, через тяжкий труд и подвиг, он смог вернуться в это блаженное состояние. Адам все понял. Он сидел перед раем и плакал: «Увы, мне!

Но после отступления он должен был приложить огромные усилия для того чтобы измениться и справиться. И одной воли человеческой здесь было не достаточно. Должен был придти Мессия, Богочеловек.

Когда стараемся жить по-Божии, то Господь дарует миру еще какое-то время для покаяния. Мы отчетливо видим, как Господь вразумляет людей, наказывает сообщества, борется с грехами посредством грозных событий, которые происходят в современном мире.

Господь сотрясает мир для того, чтобы мир покаялся. Этот призыв к покаянию во время любых тревожных событий напоминает нам, что жизненные приоритеты — всегда духовные. Сегодня мы видим, как гибнут наши дети, подростки и юноши, когда средства массовой информации льют им в сознание потоки пошлости и лжи, где тонут их неокрепшие души. Пристрастие к плохому искоренить сложно. Свое злое дело непрестанно творит и мир Запада, морально разлагая наших людей, отворачивая их от Церкви.

Блуд, пьянство, наркомания — все это, увы, стало нормой жизни. А в оправдание мы слышим избитое мнение, которому следуют очень многие за пределами храма: «Все так живут! Мы должны отвечать: «Пусть так живут все, но я так жить не буду. Я буду жить своим разумом, своей совестью, своим сердцем, буду жить с Богом! Буду молиться, каяться и надеяться, что Господь меня простит и дарует мне Царствие Небесное, и я буду там вместе с Ним».

Помните: когда мы Великим постом сугубо молимся о том, чтобы Господь помог нам справиться с внутренними душевными недугами и грехами, то боремся духовно и против войны. Федор Михайлович Достоевский в «Братьях Карамазовых» говорил: «Дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей». Сердце каждого стоящего здесь в храме — это поле брани, и итог битвы зависит от вашего выбора.

Вот на что направлен Великий пост. Если мы накладываем на себя дополнительные пищевые, молитвенные, богослужебные подвиги, то это не для того, чтобы понести какую-то тягость, не для того, чтобы себе жизнь усложнить, а для того, чтобы устремиться в Царствие Небесное. Чтобы изменить наш привычный будничный суетливый ритм, далекий от устремления к Богу, заменить его на ритм более сосредоточенный в себя и через это ввысь, в Царство Небесное.

Таким образом проходя Великий пост, мы подготовимся встретить Пасху. Вроде бы этот праздник бывает каждый год, но для нас в этом году устремление к встрече Пасхи будет особенным. Мы вспоминаем, как это было год назад, и с особым трепетом и радостью ждем Пасхи. Тем не менее мы празднуем Воскресение Христово ежегодно, и все равно, как мы все это ощущаем, именно оно является временем особого торжества, особого осознания присутствия Божьего на земле, потому что Господь пришел, спас нас и находится среди нас. Чтобы достойно встретить этот день ликования, мы проходим путь Великого поста в устремлении к этому празднику, к Богу, в желании быть с Богом. Не в желании причинить себе какие-то неприятности, а в желании изменить свой ритм жизни на более Божественный.

Осталось всего несколько часов перед тем, как мы вступим в Великий пост. Кто еще не подумал, как его проводить, осталось время поразмыслить о том, как изменить свой привычный ритм жизни на несколько иной, более устремленный ко Христу. Помним, что в праздник Пасхи мы поем «радостью друг друга обымем, рцем братия».

Чин прощения 17 марта 2024 года, Храм Христа Спасителя, г. Москва

Главная → Новости / События → Новости → ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ-2023: КАКОГО ЧИСЛА ПРАЗДНИК, У КОГО И КАК ПРАВИЛЬНО ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ. Епископ Сергиево-Посадский Парамон перед Чином прощения обратился к верующим с пастырским словом, в котором сказал, что прощение является фундаментом предстоящего подвига Великого поста. В этот день по традиции во всех православных храмах совершается особый чин, во время которого прихожане и священники испрашивают прощение друг у друга. «И ненавидящим нас простим вся Воскресением»: в Сретенском монастыре совершили чин прощения.

Новости прихода

После вечерни в этот день в православных храмах совершается Чин прощения, на котором священнослужители и миряне испрашивают прощения перед предстоящим духовным подвигом поста и молитвы. В Прощеное воскресенье, день памяти благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Вечерню с чином прощения в московском кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В завершение Святейший Патриарх испросил прощения у клира и верующего народа. Прощённое воскресенье: как проходит Чин прощения и какое значение имеет этот день.01 Март 2014.

В Прощёное воскресение епископ Феоктист совершил вечерню с чином прощения во Владимирском соборе

Называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение. При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение.

Казалось бы, пост еще далеко, и вот он уже при дверях. И мы стоим, взирая на икону нашего Спасителя, благословляющего нас на сугубый пост и молитву. Если попытаться описать обычное состояние человека, наше с вами, то его можно охарактеризовать как спячку. Мы духовно спим и не можем проснуться, мы погружены в свои земные дела и думаем лишь о том, чтобы жить весело, беззаботно и без проблем. Но всегда есть нечто, мешающее нам жить таким образом. Еще несколько месяцев назад казалось, что мешает только болезнь и те ограничения, которые препятствовали нормальному общению и передвижению. Но вот наступил конец февраля, и наша жизнь изменилась. Мы скорбим об ожесточении человеческих сердец, о том, что один народ, люди одной веры встретились на поле брани.

Мы переживаем сегодня и молимся. Зло вошло в мир давно и надолго через человеческие грехи. Почему же совершается зло?

Тогда многие монашествующие на все дни поста удалялись в пустыню и не знали, вернутся ли из тех суровых мест обратно.

Поэтому стремились примириться с окружающими, испросить у всех прощения за вольные и невольные обиды. Со временем сформировался особый чин, и даже весь Воскресный день перед постом получил название Прощеного. О значении святых дней Великой Четыредесятницы, подвигов поста и молитвы, особо необходимых и в Великий пост, и в связи с событиями, происходящими в мире, митрополит Марк говорил по окончании богослужения: — Наступает особое время Святой Великой Четыредесятницы. Казалось бы, пост еще далеко, и вот он уже при дверях.

И мы стоим, взирая на икону нашего Спасителя, благословляющего нас на сугубый пост и молитву. Если попытаться описать обычное состояние человека, наше с вами, то его можно охарактеризовать как спячку. Мы духовно спим и не можем проснуться, мы погружены в свои земные дела и думаем лишь о том, чтобы жить весело, беззаботно и без проблем. Но всегда есть нечто, мешающее нам жить таким образом.

Еще несколько месяцев назад казалось, что мешает только болезнь и те ограничения, которые препятствовали нормальному общению и передвижению. Но вот наступил конец февраля, и наша жизнь изменилась.

Жизненные обстоятельства подхватывают нас, как скорый поток реки, и несут, часто помимо нашей воли.

А бывает так, что ни о чем другом мы и не думаем, как только о том, чтобы удержаться в этом потоке, сохранить свое материальное благополучие, обезопасить себя от каких-то проблем, достичь чего-то, к чему устремляемся. Всему этому посвящается бОльшая часть нашего времени. Но если Великий пост позволит нам перенести фокус нашего внимания от повседневности на главную цель человеческого бытия — на спасение души, на приближение к Богу, — то, несомненно, в нашей жизни может произойти многое доброго и полезного.

Все, о чем мы сейчас размышляем, кажется простым, но на самом деле это очень непросто, потому что каждый из нас вовлечен в повседневность и у каждого человека, даже глубоко верующего, даже священнослужителя, так много забот, которые не имеют прямого отношения к главной задаче спасения души. Но Великий пост — это время, когда мы мыслью своей, чувствами своими, волей своей должны вернуться к самому главному, что есть в жизни. Не может быть ничего важнее, чем спасение нашей вечной души.

И ведь это важно и для нашей земной жизни, потому что если будет так, то и все наши приоритеты выстроятся в правильном соотношении, жизнь освободится от тех мелочей, которые мешают нам идти по единственно правильному пути, ведущему ко спасению. Великий пост — это время работы над самим собой. Великий пост — это обретение благодатных сил, которые способны помочь нам идти путем спасения.

Наконец, Великий пост — это единственный способ для человека приуготовить душу свою к встрече с Воскресшим Христом и, пережив радостно Пасхальную тайну, обрести новые силы к тому, чтобы с упованием на волю Воскресшего Христа, на волю Божию достойно проходить свой жизненный путь. Пусть всем нам Господь поможет именно так пройти дорогой Великого поста, восходя от силы к силе и обретая то, что очень тяжело обрести вне поста, — видение подлинных целей и задач своей жизни, духовные силы к решению этих задач, укрепление нашей веры, близость к Самому Господу и Спасителю.

Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя

Чин прощения Мы вплотную приблизились к Великому посту. Христова Церковь ставит нас перед осмыслением Святой Четыредесятницы. Отнестись к этому мы должны серьёзно, вдумчиво, ответственно. Пост предваряется Прощёным воскресеньем, чтобы мы простили ближним все согрешения против нас. Это условие абсолютно необходимо для стяжания чистоты сердца — задачи, которую мы будем решать в период прохождения постнического поприща. Можно, конечно, упростить чин прощения и свести его к чистой традиции, переняв при этом, положим, обычай отцов-пустынников, которые на время Святой Четыредесятницы уходили из монастырей в Синайскую, Египетскую и другие пустыни. Расставаясь с обителью, они прощались друг с другом и тут-то взаимно испрашивали прощение. Это, конечно, убедительный пример для подражания, но если мы воспримем его только как обычай, то пройдём мимо вероучительной значимости упомянутого деяния отшельников. Суть Божиего замысла в вопросе оставления грехов выражена в словах Спасителя Христа, поставившего Своё прощение в причинную зависимость от нашего прощения друг друга: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших Мф6:14. Этот-то радикализм и поставлен Христом Спасителем как условие прощения наших грехов, а значит — нашего приближения к Богу.

Обусловлено это вот чем. Своим воплощением Христос Спаситель поставил Своё Божество в особую близость с воспринятой Им человеческой природой. А через человечество Своё Он соединил Себя со всем человечеством.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму». Новый сайт с актуальной информацией: правклин. Перед Великим постом есть традиция совершать в храмах Чин прощения. В чем его смысл? На вопрос «Почему надо просить прощения не только у близких, но и у незнакомых людей? Что такое прощение? Это уничтожение какого-либо греха и обиды, совершенно необходимое как в семье, так и в обществе. Когда мы не прощаем, наше сердце становится «сундуком», в котором хранится ненужный хлам, и нам приходится все время таскать его с собой.

Мы скорбим об ожесточении человеческих сердец, о том, что один народ, люди одной веры встретились на поле брани. Мы переживаем сегодня и молимся. Зло вошло в мир давно и надолго через человеческие грехи. Почему же совершается зло? Да потому что мы допускаем его в свое сердце, а когда это происходит, зло неминуемо будет выплескиваться наружу. Святая Великая Четыредесятница — время, когда Церковь предлагает нам взглянуть на все события в мире, происходящие с нами и вокруг нас с точки зрения вечности, Божественного Промысла. И главное, что мы должны помнить — это борьба, которая, по сути дела, и определяет все в мире. Если мы даем слабину в нашей духовной жизни, отказываемся бороться, то зло начинает обладать нами и выплескиваться вокруг. Этот пост особый, и давно мы не встречались с такими вызовами, как те, что стоят перед всеми нами сегодня. Отсюда тем горячее должна быть наша молитва, тем сильнее должен быть вопль к Богу о прощении наших грехов и искоренении зла, о примирении и долгожданном мире. Мы слишком часто воспринимали и воспринимаем пост как часть нашей традиции, некое требование Церкви, которому мы должны покориться и исполнить, но мы часто делаем это без своего сердечного произволения.

Псаломщик читает «Сподоби, Господи» с тремя поклонами. Иеромонах в мантии и в одной епитрахили произносит ектению просительную. Обычной заупокойной литии не бывает. После отпуста полагается на аналое икона Божией Матери с Богомладенцем. Клирошане поют славник храму, стихиру из службы Благовещения «Послан бысть», а также иные. В заключение — стихиру «Владычице, приими молитвы…» или догматик. Архимандрит и служащий иеромонах, затем другие иеромонахи и за ними вся братия по два обходят и прикладываются к раке прп. Сергия, к чтимым иконам. В Обиходнике содержится следующее замечание: «Ко образом же токмо прикладываются, а не целуют»33. Целовать иконы полагалось только на утреннем богослужении до трапезы34. Затем братия испрашивает прощения у архимандрита и друг друга35. По уставу Кирилло-Белозерского монастыря священник и диакон совершают вход в черных ризах. После отпуста вечерни — лития заупокойная. После литии поставляется аналой с иконой Божией Матери, архимандрит полагает два земных поклона перед образом, прикладывается и полагает третий поклон. Так же и вся братия. После этого испрашивают прощения у настоятеля и принимают от него благословение37. В Валаамском монастыре совершалось взаимное прощение после вечерней трапезы. Монахи собирались в соборном храме и пели стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его: Пасха священная нам днесь показася…» и пасхальный канон. Затем совершалось вечернее правило, после чего поставлялся аналой с деисусным образом Спасителя. Настоятель, совершив поклоны и приложившись к иконе Спасителя, обращался к братии: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы» — и полагал земной поклон. Братия полагала в ответ земной поклон со словами: «Бог простит тя, честный отче! Затем они становились в ряд по правую сторону настоятеля и испрашивали прощения по порядку друг у друга. В это время на клиросах пели литийные стихиры Успению Божией Матери38. VI В нынешней литургической практике вечерня с чином прощения в неделю Сыропустную происходит согласно указаниям Типикона см. Духовенство перед началом богослужения облачается в светлые одежды. Совершается вход. Великий прокимен поет не канонарх, а диакон на соответствующий распев попеременно с хором. Царские врата закрываются, и служащие священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. После отпуста вечерни совершается чин прощения. На аналоях перед солеей кладутся иконы Спасителя и Божией Матери. Архиерей или настоятель храма, монастыря творит земные поклоны перед ними и лобызает их. Затем он произносит поучение, в завершение которого испрашивает прощения своих грехов у причта и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». При этом «во время чина прощения принято петь "Покаяния отверзи ми двери", "На реках Вавилонских" и стихиры Пасхи "Да воскреснет Бог", заканчивая стихиру "Воскресения день" словами "Простим вся воскресением" "Христос воскресе" не поется »39. VII Подводя итоги вышеизложенному, необходимо сформулировать некоторые выводы. Чин прощения, совершаемый после вечерни в неделю Сыропустную, является уникальным литургическим обычаем, который совершается один раз в год накануне наступления святой Четыредесятницы. Его следует отличать от иных обычаев испрашивать взаимного прощения: например, в завершении великого повечерия, или же прощения, которое полагалось испрашивать монахам в течение всего поста согласно Студийскому уставу, или клирикам и мирянам от Патриарха архиерея по Типику Великия Церкви 1838 г. Непосредственным историческим прототипом нашего обряда является чин прощения, который совершался Московским Патриархом и русскими архиереями в кафедральных соборах. Сходные описания чина прощения содержатся в монастырских Обиходниках, отражающих богослужебные традиции русских обителей. Ни Типикон, ни Постная Триодь в современных редакциях не содержат никаких уставных предписаний относительно порядка совершения чина прощения. Поэтому критерием «уставности», с которым следует сверять современную практику совершения чина прощения, являются предписания русских Чиновников и Обиходников. Руководствуясь ими, и следует оценивать некоторые детали современного чина прощения, насчет которых в среде духовенства существует некое разночтение. Так, например, не все священники соглашаются с обычаем начинать служение вечерни в светлых ризах, отдавая предпочтение служению вечерни в постовом облачении с самого начала. Средневековые русские литургические книги подтверждают допустимость такой практики: и «дониконовский» Церковный устав, и Чиновники, и Обиходники единогласно предписывали служение вечерни в постовых ризах — или багряных, или черных. Точно так же существует различие мнений насчет соответствия духу и букве богослужебного Устава сложившегося обычая завершать богослужение в Прощеное воскресенье пением канона и стихир Пасхи. Аргументом в пользу этой традиции можно считать дореволюционную практику Валаамского монастыря — обители, искони славившейся точнейшим исполнением всех тонкостей Устава. По мнению пишущего эти строки, следует также задаться вопросом о целесообразности включения в современный чин чтения архиереем или настоятелем покаянной молитвы «Владыко многомилостиве…» перед проповедью. В заключение следует также отметить, что указанные выше богослужебные книги предлагают богатую палитру песнопений, которые могут быть исполнены хором во время чина прощения. Это не только песнопения подготовительных недель, например тропари «Покаяния отверзи ми двери…», но и храмовые стихиры, а также стихиры и догматики Божией Матери и иные богослужебные песнопения.

ЧИН ПРОЩЕНИЯ

Затем Его Преосвященство обратился с напутственным словом к народу, и по традиции первым коленопреклоненно испросил у духовенства и прихожан прощения. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом. В кафедральном соборе Рождества Христова на вечернее богослужение с чином прощения собрались клирики Рязанской епархии и прихожане. По окончании чина Владыка митрополит благословил каждого пришедшего на богослужение на прохождения поприща Великого поста. Прообраз современного чина прощения многие усматривают в «правиле», существовавшем в древности в некоей палестинской пустынной обители, о которой говорится в написанном свт. Далее игумен Агафангел возглавил чин прощения, совершив земной поклон перед всеми собравшимися священнослужителями и мирянами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий