Ледокол — специальное судно, созданное для плавания в покрытых льдом водах, а также для обеспечения безопасных путей для других судов. обеспечивающий безопасное прохождение судов в арктических водах — глава ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица отчитался о ходе работ над созданием сверхмощного атомного ледокола проекта 10510, говорится в публикации издания «РИА Новости». Побывать на головном универсальном атомном ледоколе «Арктика», да еще на экскурсии у самого капитана — сбывшаяся мечта нашей корреспондентки. Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 предназначены для круглогодичной эксплуатации в Западном районе Арктики, а в летне-осенний период – в Восточном районе Арктики, и должны решать следующие задачи.
«Якутия», «Чукотка» и «Сахалин»: на Балтийском заводе показали, как строят атомные ледоколы
Ледокол «Арктика» проекта 22220 официально вошел в состав атомного флота России. Например, на атомном ледоколе «50 лет Победы» установлены 2 ядерных реактора мощностью по 170 мегаватт каждый. Западные санкции не сорвут строительство в России самого мощного в мире атомного ледокола проекта "Лидер", заявил РИА Новости заместитель генерального директора госкорпорации. на сегодняшний день это самые мощные в мире ледоколы, стоимость каждого составляет примерно 50 млрд. Универсальный атомный ледокол «Урал» — второй серийный и третий по счету ледокол проекта 22220. Универсальный атомный ледокол «Урал» — второй серийный и третий по счету ледокол проекта 22220.
Атомный ледокол
Атомный ледокол «Урал» Росатомфлота выйдет в первый рабочий рейс Новости. 2 декабря в Мурманске на базе ФГУП «Атомфлот» состоялась торжественная церемония выхода в первый рабочий рейс второго серийного универсального атомного ледокола «Урал» проекта 22220. Универсальный атомный ледокол «Урал» — второй серийный и третий по счету ледокол проекта 22220. На главном стапеле "Балтийского кораблестроительного завода" проходят испытания систем нового атомного ледокола "Сибирь". Строящийся на Балтийском заводе второй серийный атомный ледокол проекта 22220 «Урал» поступит в распоряжение ФГУП «Атомфлот» в конце ноября.
Популярное
- Самый мощный неатомный ледокол впервые вышел в Арктику
- Поиски нового пути
- Атомные Ледоколы
- Самый мощный атомоход в мире официально введен в строй
Как работают атомные ледоколы и почему Россия лидирует в этом направлении
Это потребовало радикальным образом изменить подходы к обеспечению быстродействия и надежности системы управления турбогенераторами. При ее разработке ПКБ «Автоматика» на порядок, по сравнению с энергоустановками советских ледоколов, увеличило давление рабочего масла в гидроаппаратуре и гидроприводах паровых клапанов: 170 атмосфер вместо 15. Наряду с проектированием, перед ЗАО «ПКБ «Автоматика» также стояла задача изготовления, проведения пусконаладки и предъявления Российскому морскому регистру судоходства двух гидростанций ГС-580 и силовых электрогидравлических приводов восьми паровых клапанов для обоих главных турбогенераторов ПТУ-72. Кроме ПТУ-72, «Киров-Энергомаш» спроектировал и изготовил турбонагнетательные агрегаты ТНА-10 для противообледенительных устройств трех атомных ледоколов проекта 22220. На ледоколе предусмотрены три валопровода: средний расположен в ДП с уклоном в корму около 3,3 градуса, относительно основной плоскости, а два бортовых расположены симметрично относительно ДП и с уклоном в корму около 2,8 градуса относительно основной плоскости. Каждый валопровод состоит из промежуточного вала, упорного вала, упорного подшипника, вала-проставыша, переборочного уплотнения, дейдвудного устройства, гребного вала с винтом фиксированного шага со съемными лопастями. Выем гребных валов предусмотрен в корму. Упорный вал выполнен из легированной стали 42CrMo4.
Все валы производит Балтийский завод. С кормовой стороны трубы предусмотрено торцевое уплотнение Wartsila H79954-01. В качестве движителя на ледоколе используются три винта фиксированного шага со съемными лопастями. Гребные винты четырехлопастные, диаметром 6200 мм, с шаговым отношением 0,8. В качестве резервных дизельгенераторов ледокола предусмотрено два дизельгенератора Wartsila 6L26W мощностью 2040 кВт. ДГ поставляется с локальной системой управления, запускается автоматически при исчезновении питания на ГРЩ или по сигналу аварийной защиты. В носовой части судна есть места для размещения двух 20-футовых контейнеров или четырех 10-футовых контейнеров.
Большой объем швартовного оборудования на проект 22220 поставляет испанская компания Fluidmecanica. В состав поставки входят тяговая лебедка, транзитная лебедка, специальный канатоукладчик и система слежения для осуществления буксировочных операций и эскортирования судов. В комплекте с швартовным комплексом идет гидростанция. За якорно-швартовный комплекс ледокола отвечает компания AdriaWinch. Комплект поставляемого оборудования состоит из двух якорно-швартовных лебедок для цепи размера 78К3, а также шести швартовных лебедок с тяговым усилием 305 кН. Все лебедки с функцией автоматического натяжения разработаны для работы в условиях низких температур арктического региона. Для обеспечения работ при погрузке провизии на судно и обслуживания люка в провизионные кладовые, для обеспечения аварийно-спасательных операций и снятия людей со льда — в носовой части судна на палубе бака предусмотрены два электрогидравлических крана-манипулятора грузоподъемностью 3 тонны на вылете стрелы до 15 м.
Изменения, в частности, предполагают строительство дополнительных судов для нужд Северного морского пути СМП. Телеграм-канал « МашТех » решил провести аудит того, что по итогам 2023 года дала эта стратегия в деле развития ледокольного флота России. А положительные итоги и в самом деле имеются. Много это или мало? Был произведён и подсчёт отдачи к 2035 году денег, которые уже были вложены в различные проекты развития Северного морского пути до 2035 года: не менее 35 трлн.
А развитие инфраструктуры СМП к этому же периоду даст федеральному бюджету дополнительно не менее 13,5 трлн. Фото: группа ВКонтакте компании «Азимут».
Суммарная мощность ледокола составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной до 4 м. Атомоход сможет прокладывать канал шириной около 50 м.
Принципиально новая задача для ледокола — не просто проложить канал при максимальной ледопроходимости, а обеспечить коммерчески обоснованную скорость проводки транспортных судов в тяжелых ледовых условиях. Требование обеспечить эти условия проводки было поставлено в техническом задании на ледокол. Ввод в эксплуатацию ледокола «Россия» позволит гарантировать безопасные и регулярные проводки в восточном районе Арктики и откроет новые возможности для коммерческих высокоширотных маршрутов. Планируется построить три ледокола проекта 10510.
Контракт на строительство головного ледокола проекта 10510 подписан с дальневосточным судостроительным комплексом «Звезда» 23 апреля 2020 г. В Третьем оценочном докладе Росгидромета говорится, что потепление в Арктической зоне будет продолжаться наиболее заметно в зимний сезон, площадь, занятая морским льдом на акватории Севморпути в сентябре, с 1990-х по 2010-е гг. Не станет ли такое количество атомоходов с учетом тех, которые будут построены, избыточным для Арктики? Арктический и антарктический НИИ подготовил для «Атомфлота» отчет «Прогнозные оценки состояния морского льда в период 2030-2050 гг.
Но изменения будут незначительными по сравнению с современными. Ученые сделали вывод, что ледовые условия в СЛО в эти годы ожидаются более легкими с августа по октябрь. Сезонного исчезновения ледяного покрова в СЛО к 2050 г.
Как ожидается, они обеспечат проводку судов с углеводородным сырьём с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Заказчиком всей серии выступает "Атомфлот", исполнителем — петербургское непубличное акционерное общество "Балтийский завод". Между Балтийским заводом и "Атомфлотом" заключено три контракта на строительство пяти атомных ледоколов серии 22220: — головной "Арктики" стоимостью 37 млрд рублей; — "Сибири" и "Урала" стоимостью 84,4 млрд рублей; — "Якутии" и "Чукотки" стоимостью 100 млрд рублей без НДС. В ноябре 2022 года спустили на воду третий атомный ледокол "Якутия" проекта 22220, он стал проектом года в судостроении по версии "Делового Петербурга". Лента новостей.
Единственный во всем мире. Рассказываем о российской «Арктике» – самом мощном ледоколе на планете
Суда второго типа, в отличие от первых, имеют меньшую осадку и могу заходить в устья крупных рек. Также в составе атомного флота есть контейнеровоз «Севморпуть». Тогда он еще носил название "Октябрьская Революция". При вводе в строй в 1992 году ледокол уже был переименован в "Ямал".
Рассчитан на преодоление ровного льда предельной толщиной 2,8 метра, с устойчивой скоростью 1—2 узла. Может ломать лед, двигаясь в обоих направлениях. Судно оснащено современными системами спутниковой навигации и связи, включая доступ в интернет.
Изначально ледокол не был спланирован для перевозки туристов.
Ледоколы сейчас В настоящее время в Российский флот входят входят шесть атомных Ледоколов: «Арктика», «Сибирь»«Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач» Атомоход, относящийся к типу "Арктика", был заложен в середине 80-х и спущен на воду в 1989 году. Тогда он еще носил название "Октябрьская Революция".
При вводе в строй в 1992 году ледокол уже был переименован в "Ямал". Рассчитан на преодоление ровного льда предельной толщиной 2,8 метра, с устойчивой скоростью 1—2 узла. Может ломать лед, двигаясь в обоих направлениях.
Судно оснащено современными системами спутниковой навигации и связи, включая доступ в интернет. Изначально ледокол не был спланирован для перевозки туристов. Однако, сейчас он заодно используется как круизное судно.
И для экипажа, и для туристов есть спортивный зал, бассейн, сауна, больница и созданы другие необходимые условия комфортного времяпрепровождения. Этот атомный ледокол тоже относится к типу "Арктика" и является крупнейшим среди существующих.
Первый ледокол по данному контракту и второй в серии "Сибирь" строительный номер 05707 был заложен на Балтийском заводе 26 мая 2015 года, спущен на воду 22 сентября 2017 года и введен в эксплуатацию 24 декабря 2021 года. Закладка следующего ледокола по данному контракту "Урал" строительный номер 05708 была произведена на Балтийском заводе 25 июля 2016 года. Спуск на воду был произведен 25 мая 2019 года, а 14 октября 2022 года "Урал" вышел на заводские ходовые испытания. Ранее Балтийский завод осуществил постройку головного универсального атомного ледокола "Арктика" строительный номер 05706 проекта 22220 ЛК-60Я по контракту стоимостью 36,959 млрд рублей с государственной корпорацией "Росатом" для ФГУП "Атомфлот", заключенному 20 августа 2012 года. Головной ледокол "Арктика" был заложен 5 ноября 2013 года, спущен на воду 16 июня 2016 года, вышел на заводские ходовые испытания 12 декабря 2019 года, а приемный акт ледокола "Арктика" был подписан 21 октября 2020 года в Мурманске.
Такие же задачи будут стоять и перед остальными ледоколами этой серии. Окружённый лесами корпус атомохода «Чукотка» стоит на самом длинном стапеле в стране. Сейчас здесь продолжают монтаж секций. Это скелет ледокола, который в будущем обошьют металлом. Готовность судна, которое заложили в декабре 2020-го года, пока 26 процентов. Впереди самые сложные виды работ. Балтийцам предстоит установить основное крупногабаритное оборудование — ядерные установки, турбонагнетатель, другие системы отвечающие за движение и жизнь судна. По сути, его уже готовят к спуску на воду. Этот этап планируют в следующем году. У каждого есть свои улучшения, в зависимости от опыта, полученного на предыдущих заказах.
И именно из-за этого есть большая вероятность построить заказ быстрее и лучше, чем предыдущие», — отметил заместитель главного строителя заказа УАЛ «Чукотка» Александр Ларионов. Передать «Чукотку» заказчику — «Атомфлоту», на заводе рассчитывают в 2026-м. К слову, именно гигантский стапель позволяет быстро, для такого рода судов, вести работу. Корпус просто сдвигают ближе к реке по мере готовности. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» Следующий масштабный этап строительства — достройка на воде. Увидеть всё в деталях можно на примере «Якутии».
Атомные ледоколы: как они устроены и зачем нужны
Расширение сроков навигации на морях Арктики способствовало модернизации комплекса предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых, освоению лесных массивов, организации добычи драгоценных металлов. Это, в свою очередь, создавало потребность в завозе груза, организации портов и причалов, усиливало транспортные и экономические связи между регионами. Виктор Боярский Председатель Полярной комиссии РГО Есть знаковые вещи в нашей истории технических достижений — не только союзного, но и международного значения. К таковым относится, например, корабль «Восток», поднявший Гагарина в космос. Атомоход «Арктика» первым в истории мореплавания достиг Северного полюса. Уже одно это делает его легендой, памятником, достойным того, чтобы следующие поколения увидели его. Возможно, я сужу предвзято, но это соизмеримо с первым полетом в космос. Рисунок появился, когда ледокол в рамках образовательной программы возил детей на Северный полюс. С тех пор так и поддерживаем ее.
Кроме основной работы, этот ледокол возит на Северный полюс туристов, а в 2013 году доставил туда и Олимпийский огонь. Эксперты видят потенциал в развитии туристического направления, согласно прогнозам северное побережье России может стать территорией для развития экологического туризма. Высокая стоимость и спрос на такие путешествия будут подспорьем для строительства сопутствующей инфраструктуры. Как устроены атомные ледоколы? У ледокола типа «Арктика» — два атомных реактора и два резервных дизельных двигателя для экстренных случаев. Реакторы абсолютно безопасны для экипажа и окружающей среды — их корпус окружен специальной защитой, а при внештатной ситуации они могут быть заглушены. По всему судну установлены более ста сцинтилляционных датчиков, обеспечивающих постоянный мониторинг для радиационной безопасности. На ледоколе «50 лет Победы» создан экологический отсек, оснащенный оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна.
Без дозаправки топливом судно может ходить 5 лет. Автономность по запасам провизии — полгода. Мощность — 75 тыс. Бочкообразная форма атомных ледоколов не позволяет льду сломать или повредить корпус благодаря округлым бортам. В зависимости от прочности и толщины льда ледокол может или «вползать» и проламывать его с ходу, или отойти назад и «набежать» на лед с большой скоростью.
То есть переусердствовать, завышая эксплуатационные возможности, нельзя! За полувековой стаж российского атомного флота не было ни одной аварии с угрозой загрязнения среды атомным реактором, и это заслуга наших специалистов — профессионалов своего дела.
Чтобы продлить срок службы ледокола от 20 до 30 лет нужно понести затраты, равные постройке нового ледокола, поэтому в каждом отдельном случае важен точный расчет затрат. За всю историю мирового атомного ледокольного флота было построено 10 атомных ледоколов, и все они — российские. Атомные ледоколы России, список и сроки эксплуатации: Строятся три новых ледокола России! Правительством России было принято решение о строительстве новых ледоколов на смену легендарным судам — «ветеранам», поскольку все они уже выроботали 100000 час.
Как только атомоход пройдет ледовые испытания, он сможет начать работать в арктических широтах. Читайте также Ледоколы Арктики: самый мощный ледокольный флот в мире Атомные и дизельные ледоколы России обеспечивают работу Северного морского пути и освоение природных богатств Арктики Время автономного плавания «Арктики» беспрецедентно: перезагрузка ядерного топлива кассетного типа с низким обогащением урана-235 необходима лишь один раз в семь лет. Для сравнения: за тот же период дизельный ледокол потратил бы 540 тысяч тонн дизельного топлива. Реакторная установка РИТМ-200 может непрерывно работать в течение 26 тысяч часов, и расчетный срок ее службы достигает 40 лет. Это инновационная разработка, не имеющая зарубежных аналогов, создана в одном из старейших конструкторских бюро атомной отрасли «ОКБМ Африкантов» в Нижнем Новгороде. А абсолютную безопасность работы реакторов обеспечивает прочная защитная оболочка из стали, воды и бетона. Ведь многие операции, которые раньше приходилось выполнять вручную, теперь автоматизированы. Сократить количество людей на борту удалось также из-за высокой квалификации персонала. А чтобы они не заскучали во время долгого пути, создатели судна предусмотрели все необходимое для комфортной жизни. Для каждого члена экипажа построены одноместные каюты с отдельным санузлом и душем. Часть кают предназначена для туристов или членов исследовательских экспедиций. На корабле есть просторный камбуз с собственной пекарней, сауна с бассейном, спортивный зал.
Одной из главных задач атомного ледокольного флота является обеспечение крупнейших арктических углеводородных проектов. Основными направлениями деятельности ФГУП «Атомфлот» являются: Ледокольное обеспечение арктических углеводородных проектов; Ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути и в замерзающие порты РФ; Оказание комплекса услуг портового флота в порту Сабетта; Транспортировка грузов атомным контейнеровозом «Севморпуть»; Безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами. В силу особенностей двигательных установок одна из технических задач — обеспечение безопасного обращения с ядерными материалами и радиоактивными отходами. Нельзя забывать и о научно-исследовательских работах, экспедициях и социальных проектах. В июле этого года состоялись сразу две просветительских экспедиции. Сначала, в рамках проекта «Ледокол знаний. Homo Science project» на Северный полюс отправились 70 школьников и студентов со всей России, включая победителей конкурсов, которые проводил Росатом. А буквально через несколько дней тот же ледокол «50 лет Победы» доставил туда 70 старшеклассников-победителей конкурса «Большая перемена»-2021. Какие еще задачи есть у СМП и ледоколов? Северный морской путь решает и другие важные вопросы, помимо обеспечения перевозки грузов и работы газовых и нефтяных месторождений. Повышение доступности портов улучшит снабжение регионов Крайнего Севера и даст толчок их развитию.
Ввод в строй атомного ледокола «Урал» и спуск на воду атомного ледокола «Якутия»
Например, на атомном ледоколе «50 лет Победы» установлены 2 ядерных реактора мощностью по 170 мегаватт каждый. Спустя десяток лет компанию ему составил атомный ледокол «Арктика», а Северный морской путь стал полноценной транспортной артерией: акватория стала пополняться портами, большую часть которых впоследствии перепрофилировали в круглогодичные. Спустя десяток лет компанию ему составил атомный ледокол «Арктика», а Северный морской путь стал полноценной транспортной артерией: акватория стала пополняться портами, большую часть которых впоследствии перепрофилировали в круглогодичные.