основателя Нижнего Новгорода, павшего в битве с войском Батыя на реке Сить в 1238 г.
Последний прорыв: как стечение обстоятельств спасло Европу от монгольского нашествия
Князь Владимирский Юрий Всеволодович оставил в этом городе вместо себя сыновей Всеволода и Мстислава, а сам с небольшой дружиной ушел на реку Сить собирать войска для организации отпора врагу. Битва на реке Сити, или Ситская битва, — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Юрий Всеволодович.
Был ли у русских шанс на победу в битве на реке Сити?
Битва на реке Сити стала финальным событием в разгроме Владимиро-Суздальского княжества. Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или стояние на Угре. Битва на реке Сить (Ситская битва) – сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между объединенным войском нескольких русских князей во главе с владимирским князем Юрием Всеволодовичем и монгольским корпусом во главе с Бурундаем. основателя Нижнего Новгорода, павшего в битве с войском Батыя на реке Сить в 1238 г. Битва на реки Сити, ее предпосылки, подготовка и ход битвы, а также главные итоги сражения.
Битва русских войск с татарами на р. Сити. Гибель в битве Великого Князя Юрия Всеволодовича
Битва на реке Сити, или Ситская битва, — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Битва на реке Сить, или Ситская битва[1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Восточную Русь в 1237-1238 годах. Князь Владимирский Юрий Всеволодович оставил в этом городе вместо себя сыновей Всеволода и Мстислава, а сам с небольшой дружиной ушел на реку Сить собирать войска для организации отпора врагу.
Битва на реке Сить. 4 марта 1238 .Карточка – шпаргалка.
Битва на реке Сить произошла 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом монгольского темника Бурундая. Сражение стало одним из центральных событий Запа. Официальной датой битвы на реке Сить принято считать 4 марта 1238 года. но некоторые исследователи ставят под сомнение эту дату и утверждают, что она состоялось 1 марта. Сражения. Битва на реке Лех август 955 г.
Княжеский стан на реке Сить Февраль — март 1238 г.
Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский: житие, иконы, день памяти. Великий князь оставил здесь своих сыновей Всеволода и Мстислава с воеводой Петром Ослядуковичем, а сам с тремя племянниками Константиновичами поехал на Волгу и стал на реке Сити. На Сить под знамёна великого князя Юрия Всеволодовича подошли с дружинами брат Святослав Всеволодович и племянники— сыновья Константина: Всеволод князь Ярославский, Владимир князь Угличский и Василько князь Ростовский. Битва на реке Сить. Великий князь Юрий Всеволодович был женат на черниговской княжне Агафьи Всеволодовне. Сыновья – Всеволод (Дмитрий), князь новгородский, Владимир, князь московский, Мстислав. Поражение русских войск в сражении 4 марта 1238 года стало отправной точкой ордынского владычества на северо-востоке Руси Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или. В исторической памяти об эпохе Батыева нашествия сражение под Коломной было вытеснено на второй план рассказом о "битве на реке Сити", произошедшей 4 марта 1238 года, в которой принял участие великий князь владимирский Юрий Всеволодович.
О том, который не пришел - Ярослав Всеволодович и битва на Сити
Летописные повествования о битве кратки, неясны и разноречивы. По первой новгородской летописи — едва обустроив стан «Князь же Юрьи посла Дорожа в просоки разведку в 3000-х; и прибежа Дорожъ, и рече: «а уже княже, обошли нас около». Исходя из общего смысла летописного сообщения, «просок» переводится как соглядатай, разведчик. Иными словами, Новгородская летопись говорит о том, что князь Юрий отправил военный отряд численностью 3000 человек с воеводой Дорофеем Семёновичем Дорожем , который вернулся и сообщил князю, о том, что войско окружено.
Князь просто не успел выстроить боевой порядок, и после стремительного и внезапного натиска татар его войска обратились в бегство, где многие погибли вместе с князем. Ипатьевская летопись повествует о битве лаконично: Юрий «… не имеющоу сторожи изъехать бысть беззаконьымъ Боурондаема всь город изогна и самого князя Юрья оубиша». Лаврентьевская летопись начинает рассказ с полученной Юрием вестью: «Володимерь взят и церквы зборныя и епископъ и княгини з детьми и со снохами и со внучаты огнём скончашася а стареишая сына Всеволодъ с братом вне града убита люди избиты а к тобе идут».
Князь возопил гласом великим и со слезами стал молиться. Но тут внезапно приспели войска Орды. Юрий отложил печаль и снова помолившись выступил с братом и племянниками против татар: «и сступишася обои и бысть сеча зла и побегоша наши пред иноплеменникы и ту убиен бысть князь Юрьи а Василка яша руками».
По сообщениям летописей видно, что первый удар мог принять на себя отряд воеводы Дорофея Семёновича, отправленный в разведку. В неравной схватке отряд был опрокинут, сам воевода успел вернуться к князю, но и тут, буквально по пятам, видимо, преследуя отступающих разведчиков, появились татары. Окружение соединённого войска князей означало лишь то, что оно было отрезано от возможных путей отхода.
Под внезапным натиском сплочённого тумена Бурундая, неустроенное и дезорганизованное княжеское войско побежало. Видимо, небезупречным было и поведение самого Юрия, судя по двусмысленности летописного комментария: «Богъ же весть како скончася: много бо глаголют о немъ инии». Здесь приведены выдержки из Новгородской первой и Лаврентьевской летописи.
Возможно, как полагает Комаров, более стойкое сопротивление попыталась организовать дружина Василька Ростовского, как о том сообщает летопись: «Ростовъ же и Суздаль разидошася разно». Это может говорить о разном времени выхода из сражения, а также о разных местах расположения войск. Бытует версия о том, что кровопролитные бои шли на всем протяжении реки Сить.
До сих пор на этот счёт нет единого мнения. Тактика монгольских войн предусматривала разделение войск противника на части, окружения их и уничтожение. Если придерживаться версии расположения войск по населённым пунктам, от которых они должны были кормиться, то фактически князь Юрий облегчил Бурундаю выполнение этой задачи, расставив свои войска вдоль течения реки в нескольких местах.
Но есть версия, базирующаяся на археологических раскопках, озвученная военным историком Вадимом Викторовичем Каргаловым: «Предварительные итоги, которые могут быть сделаны при обобщении археологического и этнографического материала, сводятся к следующему; находки на среднем течении реки Сити остатков вооружения и человеческих костей, а также обнаруженные при раскопках курганов костяки со следами ударов холодным оружием и сопутствующими предметами вооружения подтверждают летописные известия о большой битве на реке Сити. Центром сражения, на наш взгляд, был район села Покровского, в среднем течении Сити». Отмеченные историографией находки оружия и человеческих костей на большом пространстве вдоль реки Сити объясняются, вероятно, преследованием и избиением побежденных татарской конницей.
Нет, конечно, оснований утверждать, что все многочисленные курганы Сити относятся к битве 1238 г. Однако часть их, несомненно, явилась следствием погребения павших в битве русских воинов после отхода татар. Именно такими, на наш взгляд, были курганы около села Покровского.
Горит Тверь и осажден Торжок. Один за одним гибнут города княжества. Масштаб трагедии, силы татар и страшное будущее открывается князьям и войску. Лаврентьевская летопись о событии: "И пошли безбожные татары на Сить против великого князя Георгия.
Услышав же это, князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком, и Всеволодом, и Владимиром, и с мужьями своими, пошли против поганых, и сошлись те и другие, и была сеча злая, и побежали наши перед иноплеменниками. И тут убит был князь Юрий, а Василька взяли руками безбожные и повели в станы свои.
Иконописный подлинник. XIX в. Подлинник иконописный. Достаточно скупое описание внешности Георгия Всеволодовича предложено в руководстве 1910 г. Фартусова: «Типа русскаго, средних лет, со средней величины бородой; в одежде русских князей» Фартусов. Руководство к писанию икон.
Во владимирских землях большое распространение получили изображения Георгия Всеволодовича вместе с другими особо почитаемыми там святыми - прежде всего, с его князьями-сродниками. Такие произведения появились уже в сер. XX вв. Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности. Владимир, 1896. XIX ст. Владимир, 1906. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища Братства св.
Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. На шитой хоругви сер. Георгий Всеволодович и блгв. Успенского жен. Эта особенность, которая часто встречается в изображениях св. Молитвенный жест святого на этой иконе - воздетая правая рука в отличие от позы блгв. Александра Невского , возможно, соотнесен с описанием его мощей содержится в Степенной книге и разных вариантах жития , где указано, что Георгий Всеволодович лежит в гробу с поднятой десницей: «Еще же и страстотерпческая его честная рука воздета выспрь в молении к Богу, показующу его теплую веру и страдалческия подвиги» Путь к граду Китежу.
В этот период получили распространение произведения, в которых объединены не только изображения всех св. Авраамия Болгарского, а также некоторых других святых. Авраамий Болгарский Георгиевский В. Флорищева пустынь: Ист. Вязники, 1896. Изображение Георгия Всеволодовича было включено в роспись заложенной после 1724 г. Авраамий Болгарский и свт. Максим, митр.
Киевский ПЭ. Редкий пример более свободной композиции, включающей фигуры всех владимирских князей и мч. Авраамия Болгарского, - образ «Блгв. Афанасьева из собрания Н. Лихачёва: Кат. Особый извод, представленный иконами, вышедшими гл. Александра Невского в центре, или в 2 ряда, причем Георгий Всеволодович, как правило, крайний слева, одет по-княжески, иногда в горностаевую мантию справа напротив - блгв. Андрей Боголюбский, немного сзади - мч.
Авраамий и блгв. Глеб Владимирский : образы кон. XVIII - нач. ГВСМЗ, частное собрание. Аналогичный подбор святых - на литографии 1857 г. На палехской иконе кон. XIX - нач. Парилова из частного собрания Тарасов О.
Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. Забелина ГИМ. Необычен тип иконографии святого с непокрытой головой и бородой средней длины, без доспехов и атрибутов в росписи «альфреско» интерьера Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, 1826-1830 гг. Медведева из с. Новгорода , где внешний облик, поза и одеяние, несомненно, восходят к ранним произведениям. В Преображенском соборе Н. Новгорода у сев. Салабановым к освящению придела во имя Георгия Всеволодовича; резной позолоченный киот был украшен вверху княжеской короной и военной арматурой, внизу изображена битва на р.
Сить Добровольский. Подобный вариант существовал и в монументальном искусстве - роспись 1845 г. Михаила в нижегородском Кремле Храмцовский.
Захваченный в плен ростовский князь Василько Константинович был убит 4 марта 1238 года в Шернском лесу.
Святославу Всеволодовичу и Владимиру Константиновичу Угличскому удалось спастись. Последствия Поражение русских войск сломило сопротивление князей Северо-Восточной Руси монгольскому нашествию и предопределило попадание Северо-Восточной Руси в зависимость от Монгольской империи. После гибели великого князя Юрия великокняжеский престол занял его брат, князь переяславский Ярослав Всеволодович, под прямым контролем которого оказались Владимирское княжествои Переяславль-Залесское княжество. Войско Бурундая оказалось ослабленным после битвы «великую язву понесли, пало и их немалое множество» , что стало одной из причин отказа Батыя идти на Новгород.
Юрий Всеволодович
Горит Тверь и осажден Торжок. Один за одним гибнут города княжества. Масштаб трагедии, силы татар и страшное будущее открывается князьям и войску. Лаврентьевская летопись о событии: "И пошли безбожные татары на Сить против великого князя Георгия. Услышав же это, князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком, и Всеволодом, и Владимиром, и с мужьями своими, пошли против поганых, и сошлись те и другие, и была сеча злая, и побежали наши перед иноплеменниками. И тут убит был князь Юрий, а Василька взяли руками безбожные и повели в станы свои.
Кисловский, Н. Овсянников и другие. Вероятно, сражение сразу же разделилось на несколько очагов, которые перемещались по реке и зимним лесным дорогам от Божонки в глубь болот. Под напором численно превосходящего противника русские стали отступать: они уходили вниз по Сити и по гатям через болото. Трагически сложилась судьба князя Юрия. Накануне битвы на него обрушилось большое личное горе: он получил весть о том, что в разорённом татарами Владимире погибли его жена Агафья, трое сыновей и дочь. В битве на Сити дружина великого князя приняла на себя основной удар монголов. В этом сражении погиб сам Юрий Всеволодович. Предполагают, случилось это недалеко от Сидоровского ручья, впадающего в Сить, но точное место гибели князя неизвестно. В ходе битвы был взят в плен любимый племянник Юрия — Василько Константинович, князь ростовский. Летописи донесли до нас образ молодого князя: «Красив лицом, с очами светлыми и грозными, Василько был храбр, добр сердцем и ласков с боярами». Было ему 28 лет. В Ростове у него остались жена и два сына — Борис и Глеб. Татары настолько были поражены его храбростью, что не убили князя, а взяли его в плен и долго пытались уговорить перейти на их сторону. Но Василько был непреклонен. В итоге рассвирепевшие татары жестоко казнили молодого князя, а тело бросили в лесу, как указывают летописи — в 25 верстах от Кашина. Но тело удалось спрятать, и, узнав об этом, княгиня Мария — супруга Василька, похоронила его в Успенском соборе Ростова Великого. Так распорядилась историческая судьба, что правнучка Василько Константиновича тоже оставит свой след в истории Тверской земли и войдет в неё под именем Анны Кашинской — жены великого князя Михаила Тверского. Битва на Сити закончилась поражением войск великого князя Владимиро-Суздальской земли. Судьба Руси была решена на два с половиной столетия. Но жертвы не были напрасными: своей гибелью русские воины спасли от разорения Великий Новгород. Монголо-татары понесли в этом сражении тяжёлые потери. К тому же уход многих русских ратей с Сити в тыл ордам создавал неблагоприятную обстановку для дальнейшего продвижения монголов. Видимо, всё это сыграло большую роль в том, что Батый приостановил поход на Новгород и повернул своё войско на юг. И ещё один вывод: именно у нас, на Сити, была сделана первая попытка объединения сил для борьбы с татарами. Придёт время, и объединённая Русь сбросит с себя ненавистное монгольское иго. Какие аргументы мы можем привести в пользу того, что битва была в наших местах? Их несколько: 1. Он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством великого князя Георгия Владимиро-Суздальского». До сих пор местные жители находят на высоком правом берегу реки Сить черепа и кости. Так же они встречаются и в низких пойменных участках, размытых рекой. Старожилы рассказывают, что раньше в окрестностях села Божонка часто, особенно при распашке полей, встречалось оружие — мечи и сабли. Предприимчивые крестьяне сразу же находили им применение: местные кузнецы изготавливали из них серпы, ножи, ухваты и другие предметы крестьянского быта. В ходе историко-этнографической экспедиции, совершённой краеведческим центром «Истоки» по реке Сить, удалось выяснить, что у некоторых жителей деревень Молоди, Литвиново, Задорье ещё до начала 1990-х годов хранились старинные сабли, найденные в этих местах.
Конечно же, местные легенды рассказывают о том, что князь Георгий пал под ударами монгольских сабель в районе села Семеновское, но для нас важнее другое — именно этот район связан с именем еще одного героя битвы — ростовского князя Василько. В тех же местах протекает Прощеный ручей, о возникновении которого существует несколько преданий. Источник расположен на так называемом в народе Княгинином холме, и, по одной из легенд, сюда приходила ростовская княгиня Мария прощаться отсюда и название — Прощеный со своим мужем, князем Василько Константиновичем. А затем на этом же месте, она оплакивала князя, погибшего от рук монголов — от ее слез здесь и забил ключ с чистой и целебной водой. Есть и другое предание, которое от первого отличается лишь некоторыми деталями: княгиня Мария приехала сюда после битвы искать тело своего убитого мужа, а когда нашла и поняла, какую мученическую смерть он принял, заплакала — слезы княгини прожгли снег и стылую землю, а на холме забил ключ. Будучи православной, княгиня Мария Ростовская простила врагов, а источник после этого назвали Прощеным ручьем. Но есть и еще одна легенда, которая прямо говорит о том, что возле Прощеного ручья у села Сить-Покровского монголы пленили раненого князя Василька Ростовского. И если смерть князя Георгия привязана на Сити к трем разным местам, то с именем ростовского князя связано лишь одно место, и в дальнейшем мы именно из этого и будем исходить. И завершая рассказ об этом районе, приведу еще одно предание, которое напрямую связано с битвой на Сити, — в этих краях ходит легенда о золотом коньке. Что был такой талисман у темника Бурундая, и когда после битвы он узнал об огромных потерях среди своих войск, то сорвал и бросил в подтаявший от пролитой крови снег этот талисман. Вроде обычное местное предание, но заставляет задуматься на тему, так почему же Батый не пошел на Новгород — пресловутая распутица или же страшные потери в войсках? Во всех летописях прописано, что князь выступил на Волгу, причем в некоторых уточняется, что пошел именно на Ярославль: «а сам пошел к Ярославлю и оттуда за Волгу» Тверская летопись. Соединившись в Ярославле с войсками племянника Всеволода Константиновича, князь Георгий по льду Волги дошел до места, где в нее впадает река Молога, а затем по Мологе дошел до Сити. Двигаясь с полками вдоль ее берегов, князья и воеводы подыскивали удобное место, где можно было бы раскинуть боевой стан. Решение напрашивалось само собой — по обе стороны реки стояло достаточно деревень, в которых можно было бы разместить ратников, поскольку зимой содержать в одном месте такую массу людей было просто проблематично. В районе сел Сить-Покровское и Семеновское расположился ростовский полк князя Василька, и это явно не случайно — дело в том, что это была наиболее боеспособная часть русской рати. Князья и воеводы могли рассуждать примерно так: ближайшие к Сити города — это Углич и Ярославль, но от Углича монголам идти на Сить смысла нет, поскольку места там довольно глухие, заросшие густыми лесами и трудно проходимые для конницы. Да и где будет расположение русской рати, Батый не знает, а потому предпочтет действовать наверняка и пойдет по следам великокняжеских полков. В случае движения орды на Ярославль перед монголами открывался прекрасный зимний путь по скованной льдом Волге, а там по руслу Мологи прямо на Сить. Повторив путь рати князя Георгия, монголы неминуемо выходили прямо на нее, а потому северное направление русские военачальники считали приоритетным и именно здесь сосредоточили лучшие силы. Василько Константинович был воин от бога, ратное дело знал досконально, и потому кого, как не его, было ставить на самое опасное направление. Ростовский князь сразу оценил все преимущества данной местности — используя земляные валы древнего городища, здесь можно было создать надежную линию обороны, а потому по его приказу местные мужики взялись за топоры и стали валить деревья, делая непроходимые засеки и завалы на пути монгольской конницы. Понимая всю серьезность положения, Василько выслал дозоры не только к устью Сити, но и дальше по Мологе, до места ее впадения в Волгу, хотя конные разъезды могли уходить и значительно дальше по волжскому льду. Другого пути с севера, кроме как по рекам, у монголов в этот район не было, поскольку, по рассказам старожилов, раньше в этих местах были дремучие и непроходимые леса. Земляные валы Юрьева-Польского. XII в. Фото автора Между тем великокняжеская рать продолжала движение вдоль реки к югу — ратники расходились по деревням и теплым избам, сам Георгий Всеволодович с пешими полками остановился в районе Станилово — Рубцово — Игнатово, а ярославский полк князя Всеволода прошел еще пару километров вверх по реке и встал в районе деревни Роково Раково. Позднее, когда на Сить приведет свою дружину из Юрьева-Польского князь Святослав, она расположится в районе Лопатино — Красное, в 4 километрах к северу от Станилово. Таким образом, мы видим, что протяженность расположения русских полков в среднем течении Сити была примерно 15—16 км, что в принципе не так уж и много, если считать, что их численность в этом районе достигала от 11 000 до 14 000 ратников. Но тут может возникнуть закономерный вопрос — а куда пропал со своим полком угличский князь Владимир, племянник князя Георгия? Теперь, на мой взгляд, пришло время рассказать и о нем. Верховья Сити угличский князь знал хорошо, а потому предложил дяде свой план — выдвинуться со своим полком к истокам реки и встать в деревне Божонка, накрепко запечатав все верхнее течение. Поскольку собирались дождаться помощи из Новгорода, то именно эта деревенька становилась тем местом, откуда с Сити до Господина Великого ближе всего, и в случае движения новгородских полков на помощь великому князю им это место было никак не миновать. Божонка приобретала стратегическое значение, а потому было решено, что там встанет угличский полк во главе с князем Владимиром. На это указывал и диакон Н. Тележкин в своей статье «Что спасло Великий Новгород»: «В районе же с. Божонка были разбиты войска князя Владимира Угличского, пришедшие на Сить из Углича». И вот тут все становится на свои места — Владимиру Константиновичу не было нужды тащиться со всей основной ратью на Ярославль, а потом через всю Сить к ее истокам. Как Иван Стародубский, князь Владимир прежде всего озаботился безопасностью собственной семьи — отправил ее вместе с казной и добром в Новгород и лишь потом занялся ратными делами. Подняв дружину и собрав по всей волости ополчение, князь выступил на Сить по маршруту Углич — Ордино — Кой, откуда свернул в район села Воскресенского, а затем по льду реки к Божонке. Кой — это старинное русское село, расположенное на реке Корожечне, в 23 километрах к юго-востоку от села Божонка, и именно оно упоминается в летописях в контексте битвы на реке Сить. Для того чтобы оценить все стратегические преимущества этой небольшой деревеньки, нужно просто внимательно изучить карту, и тогда многое станет понятным. Если идти от Коя на Божонку или Станилово, то зимой это можно сделать только по скованному льдом руслу Сити, поскольку вокруг, кроме лесов, раскинулись и непроходимые болота — к югу от села Воскресенского Солодихинское, а к северу Максиха-Зыбинское, откуда вытекает речка с характерным названием Болотея. Впрочем, часто этим словом обозначается весь этот болотистый регион со всеми его топями, лесами и мелкими речушками, где абсолютно невозможно развернуться монгольской коннице для правильного сражения. Мало того, с юга и запада Божонка прикрыта Моховым болотом, и подступиться к ней можно только с севера, но там путь преграждают многочисленные речки и ручьи — правда, сейчас стояла зима, и это делало возможной атаку врага именно с той стороны. А потому вполне вероятно, что, когда до князя Владимира дошли слухи о взятии Твери и осаде Торжка монголами, он мог распорядиться строить там засеки и лесные завалы, чтобы заранее укрепить позиции на случай вражеской атаки. На это также указал краевед города Углича В. Бородулин: «Для противодействия коннице, а также для обороны нужно было выбрать местность с резко пересеченным рельефом и поросшую лесом, чтобы конники татар вынуждены были вести бой в пешем строю, а это уже давало большое преимущество русским ратям. Таким местом на Сити было ее нижнее течение. Здесь легко было построить и разного рода оборонительные сооружения». Опасаясь появления орды именно со стороны Твери и Торжка, в деревне Шелдомеж была выставлена застава, откуда велось наблюдение за всей прилегающей местностью — как я уже отмечал, об этом рассказывают местные легенды. Таким образом, расположение русских войск на реке Сить прослеживается довольно четко — в деревне Божонка, в верхнем течении, стоял полк Владимира Угличского, и максимум, сколько в нем могло быть ратников, с учетом того, что князь поднял на ноги всю свою волость, так это около 1000 человек. В среднем течении реки, у деревни Роково Раково , стоял ярославский полк Всеволода Константиновича, а за ним в районе Станилово — Игнатово — Рубцово пешая рать Георгия Всеволодовича. Великий князь мог привести на Сить лишь сотни две своих личных гридней, поскольку и владимирская, и суздальская дружина полегли под Коломной, а потому главную силу его полка составляло пешее ополчение, набранное в северных волостях княжества. Дальше вниз по течению у Лопатино — Красное, расположился князь Святослав с дружиной, и севернее всех, в районе Сить — Покровского и Семеновского, стоял ростовский полк князя Василька. Сразу оговорюсь, это не более чем версия, но, на мой взгляд, она более или менее позволяет увязать между собой все различные аспекты этой битвы. Максимум того, что могли в этот момент выставить северные города и волости княжества, было 12 000—15 000 ратников и ополченцев, но значительное число небольших отрядов так и не успело подойти на Сить до рокового дня 4 марта. Также спешил с дружиной Иван Стародубский, но и он не успел, поскольку велик был риск натолкнуться на монгольскую облаву, а это было очень опасно. Потому и пробирались все лесами по нехоженым тропам, что соответственно сказывалось на сроках прибытия в боевой стан. Но главной надеждой князя Георгия оставался Новгород и брат Ярослав, однако сведений, которые хоть немного бы осветили то, что происходило в этот момент в самом Господине Великом, в письменных источниках нет. И лишь в Никоновской летописи мы встречаем сообщение, которое немного приоткрывает завесу тайны: «И жда брата своего Ярослава, и не бе его, и повеле воеводе своему и окрепляти люди и готовитися на брань». Ясно сказано — ждал, а раз ждал, значит, знал чего.
Первое вооруженное столкновение русских войск с монгольскими произошло в 1223 году на берегах реки Калки. Здесь передовой отряд кочевников сразился с дружинами русских князей. Битва показала несогласованность их действий, монголы одержали победу. В то время на Руси были разные княжества, между которыми происходили междоусобицы. Их силы тратились на эти войны и, как показал опыт битвы на Калке, они не всегда согласованно действовали против общих внешних врагов. Это первое столкновение с монголами не привело к более организованным совместным действиям и подготовке к возможным новым вторжениям. В 1237 году монгольские войска вторглись в Рязанское княжество. Здесь они не встретили общего организованного войска всей русской земли. Монголы победили местные полки, взяли столицу и, продолжая дальнейшее движение, вступили в пределы Владимиро-Суздальской земли. Великий князь владимирский Юрий Всеволодович послал вперед дружину под начальством своего сына Всеволода и воеводы Еремея Глебовича. Они соединились около Коломны с дружиной рязанского князя Романа Ингваревича. В январе 1238 года здесь состоялось сражение русских с монголами. Упорное противостояние завершилось победой кочевников.
Ситская битва (4 марта 1238 г.)
Впервые упомянуты город Ржев Ржева и городок Зубцов Зубьчевъ. Мстислав новгородский «пришед на верх Волги Селигером-озером и взяша Ржеву». Впервые летописи упоминается и город Юрьевец, названный его именем Юрия Всеволодовича. Великий князь владимирский Юрий Георгий II Всеволодович повелел на месте явления ему чудотворной иконы Георгия «лес сещи, храм и город Юрьевец срубить». В Юрьеве-Польском построен Георгиевский собор, считавшийся жемчужиной, «лебединой песней» белокаменного древнерусского зодчества. Последний большой белокаменный храм, который успели возвести на Руси до нашествия монголов. Великий князь Юрий Всеволодович в сражении с монголами. Миниатюра из летописи Из состава Владимирского княжества выделилось Стародубское княжество, занимавшее территорию по среднему течению Клязьмы ниже Владимира.
Территория Руси к 1237 году включала в себя около 50 княжеств. О них можно узнать подробнее в историческом парке "Россия-Моя история". К моменту нашествия монголов на Руси существовало более 250 городов.
Ход битвы Монгольский корпус под командованием Бурундая, в течение 3-х недель после взятия Владимира покрыв расстояние примерно вдвое больше, чем за то же время преодолели основные монгольские силы, во время осады последними Твери и Торжка подошёл к Сити со стороны Углича , владимирское войско не успело изготовиться к битве за исключением сторожи численностью 3000 человек под руководством воеводы Дорофея Семёновича , было окружено и почти полностью погибло или попало в плен. Князь Юрий погиб вместе с войском, его голова была отрублена и преподнесена в дар хану Батыю. Погиб ярославский князь Всеволод Константинович. Захваченный в плен ростовский князь Василько Константинович был убит 4 марта 1238 года в Ширенском лесу.
Но да будет воля Твоя святая, яко благословен еси во веки. Погребение Лежавшее на поле брани обезглавленное туловище в великокняжеской одежде и доспехах было найдено и идентифицировано епископом Ростовским Кириллом, который посетил берег реки Сить и помолился за упокоение душ непогребённых русских воинов. Священнослужитель доставил тело Юрия Всеволодовича в город Ростов, где его похоронили в каменном гробу в соборном Богородичном храме. Спустя некоторое время была обнаружена отрубленная голова великого князя Владимирского, которую привезли и приложили к телу. В 1239 году младший брат Юрия, Ярослав Всеволодович, ставший новым великим князем, торжественно перенёс останки родственника в столичный собор Успения Пресвятой Богородицы. Присутствовавшие на траурном мероприятии люди увидели первое преславное чудо: отрубленная монгольским мечом и приставленная позже голова Юрия Всеволодовича приросла к телу, а правая рука воздалась вверх. На этот счёт даже есть описание в «Книге Степенной царского родословия»: «Святая глава его тако совокупно прильпе к честному телеси его, яко ни следа видети отсечения на выи его, но вся составы целы и неразлучьны… Еще же и рука его десная выспрь бяше воздеяна видети, еюже, яко жив, показуя подвиг своего совершение». Канонизация В 1645 году гроб Юрия Всеволодовича, который находился во владимирском соборе Успения Пресвятой Богородицы в возглавии гробниц его погибших отроков — Всеволода, Мстислава и Владимира, был вскрыт. Тогда же произошло обретение мощей. И 5 января 1645 года началась процедура его канонизации Русской православной церковью, инициированная патриархом Иосифом. В тот же день останки великого князя были переложены в «сребропозлащенную гробницу» раку , и Юрий Всеволодович вошёл в сонм святых под своим крестильным именем святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. В ходе изучения специалисты обнаружили нетленность его останков, и в соответствующем акте оставили запись следующего содержания: «У влк.
Михаила Черниговского В тот период бывший главный город Руси уже не имел прежнего политического значения, но всё ещё привлекал своим богатством. А кроме того, Киевское княжество могло стать хорошим источником для земельных пожалований соратникам Ярослава. Общегосударственное значение произошедшего состояло в том, что одна княжеская семья сосредотачивала в своих руках власть над крупнейшими городами Руси Владимиром, Киевом и Новгородом. Это была серьёзная заявка на консолидацию Руси, что было особенно важно в то время, когда монголы уже громили соседнюю Волжскую Булгарию. Информация о том, как долго Ярослав находился в Киеве в источниках разнится. Воскресенская летопись сообщает, что князь покинул этот город в 1238 году и направился в разорённый монголами Владимир. Существуют две версии того, по какому маршруту князь прибыл во Владимир: прямиком из Киева или через Новгород. При втором варианте, переход Ярослава в Новгород мог стать фактором, который удержал Батыя от похода на главный город северо-западный город Руси. После гибели Юрия Всеволодовича в битве на реке Сить Ярослав стал старшим князем среди Юрьевичей и по праву занял владимирский престол. В этот период сформировался внешнеполитический курс, который сегодня отождествляется с Александром Невским: признание господства монголов при противодействии западной экспансии. В 1239 году владимирцы ходили на Смоленск и изгоняли оттуда литовцев. Тем временем второму пришествию монголов в Рязанскую землю Ярослав не препятствовал. В 1242 году Ярослав отправил помощь своему сыну Александру Невскому на Чудское озеро для битвы с ливонцами. В 1243 году Ярослава первым из русских князей вызвали в Золотую Орду.
Битва на реке Сить: как погиб великий князь Юрий Всеволодович
Дружинники начали создавать засеки и валить дубы в сторону предполагаемого подхода монгольских войск, но не успели закончить… Третья — самая передовая для того времени тактика неприятеля, которую в XX веке назовут блицкригом. Монголы напали на русское войско ранним утром прямо с марша с двух сторон, сразу окружив его. Монгольская конница обладала максимальной мобильностью и была фактически регулярной армией, к тому же закаленной в непрерывных 30-летних сражениях. Русские имели в своих рядах лишь небольшие профессиональные княжеские дружины, остальные воины были ремесленниками и крестьянами.
Значение битвы …всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. Евангелие от Матфея 12:25 После разорения земель северо-восточной Руси тумен Бурундая устремился на запад. Однако огромные потери заставили монголов повернуть на юг и северо-западная часть Руси осталась свободной… Ситская битва стала единственной во время первого нашествия на Русь попыткой объединения войск пяти князей для противодействия врагу.
Возможно, главная уязвимость русского человека и русского мира — неумение договариваться, когда дело касается убеждений, амбиций или личных интересов. Кажется, события, предшествовавшие битве, которые описаны в Лицевом летописном своде, произошли не много веков назад, а вчера.
Учёный счёл насыпи остатками военных укреплений [10]. Никольский обследовал окрестности сражения в 1859 году. Он описал могильные насыпи и различного рода земляные укрепления на берегах Сити от устья до середины реки.
Учёный также опрашивал старожилов и по их рассказам отмечал, что возле села Покровского ему показывали «земляные городки» и «по местному преданию», там был «убит великий князь Юрий Всеволодович» [11]. Троицкий полагал, что место битвы при Сити — это Кашинский уезд Тверской губернии. Историк считал, что битва проходила в районе селения Могилицы и простиралась до сёл Красное и Боженки в Тверской губернии [12]. По его мнению, сражение «занимало большое пространство около реки Сити; даже и ныне в некоторых местах, например, около села Новаго, находят кресты и остатки бранных орудий; находят их и около сел Байловского, Семеновского и Покровского» [11]. Подробное описание курганов на берегах Сити составил Николай Павлович Сабанеев, в 1864 бывший председателем «Общества исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении».
Он руководил раскопками 24 курганов и считал остатками городища группу из 9 курганов на левом берегу к северо-востоку от села Покровского. Исследователь также отмечал, что были найдены останки в курганах под деревнями Игнатово и Мерзлеево, на которых «очень ясно видны следы холодного оружия: у некоторых кости перерублены, у других черепа несут ясные следы сильных проломов и разсеков, и, наконец, у третьих между ребрами находили перержавевшие лезвия небольших железных ножей» [11]. По мнению русского археолога В. Лествицына , главное сражение происходило у села Станилова современный Некоузский район Ярославской области , а возле села Боженки верховья Сити сохранились курганы, в которых захоронили воинов Дорожа. Его версия основана на рассказах местных старожилов, основанных на народном предании, связанных с похоронами убитого Юрия Всеволодовича [11].
Против характеристики ситских курганов, как имевших «боевое значение», выступил Л. В 1881 году он вступил в полемику с учёными, утверждая, что курганы не имели отношения к военным действиям и относятся к X—XI векам, так как насыпей и валов в то время делать было некогда и несподручно в такое время года. Учёным были раскопаны 150 курганов и обнаружено много ранних захоронений «мирной мери и веси ». В выводах историка отсутствовали данные о группах курганов, также он не упоминал о тех курганах, которые обследовал Сабанеев. Но его выводы были приняты научным сообществом и привели к тому, что историками курганы Сити и остатки земляных укреплений не стали связываться с битвой на Сити.
Место и ход сражения Юрия Всеволодовича с татарами впоследствии исследователи пытались уточнять, базируясь на материалах топонимики и местных преданий [11]. Обследуя курганы в 1887 году, исследователь нижегородского края А. Гациский определил, что «Боженковская группа» курганов имеет «чисто этнографический характер». Курганы, исследованные Покровским, он не упоминает, а свою работу строит на «памяти народной, преданиях и географических названиях», определяя место битвы в окрестностях села Боженки, а преследование отступающих русских дружин — до селений Станилова и Юрьевского [13]. В 1932—1933 гг.
В отчёте отражено состояние курганных групп на момент их исследования: в районе имеются курганы, датируемые началом XIII века, также отмечено, что большинство курганов раскопано или распахано [11]. Ситуация с археологическими изысканиями изменилась в 2005—2006 годах, когда Институт археологии РАН проводил раскопки на Стрелке , между Которослью и Волгой, где позднее был воздвигнут Успенский кафедральный собор. Находки на месте строительства собора полностью опровергли взгляд на русско-ордынские отношения как на взаимное сотрудничество и отсутствие разрушительных последствий от монголо-татарского набега, а также версию Л.
Вот почему князь Юрий ожидал нападения татаро-монголов от Твери, через Бежецк и Красный Холм по кратчайшему пути. Юрий ошибочно считал, что у Батыя в Твери и Торжке все его силы. Можно упрекнуть князя Юрия в отсутствии дальней разведки в южном и юго-восточном направлениях.
Некоторые летописи отмечают, что стражи Юрия проспали врага. Из вышесказанного можно сделать еще один важный вывод, а именно — главные силы Бату-хана не участвовали в Ситской битве, и не могли участвовать, так как в это время они вели самый тяжелый, двухнедельный штурм Торжка. У них не было времени участвовать и в штурме Ростова Великого и Суздаля. Там были другие отряды. Интересен вывод о скорости передвижения хана Батыя, Он дает возможность определить примерные сроки взятия других городов. Получается, что средняя скорость их передвижения была около 80 километров за сутки.
Это максимально возможная скорость движения зимой. Очевидно, степняки привыкли отдыхать в седле. Для штурма и взятия Ростова Великого, Ярославля, Вологды, Галича и разгрома войск князя Юрия Бату-хан должен был послать сильные отряды, не менее пяти туменов тумен равен тьме , то есть 50000 всадников, под общим командованием Бурундая. Ростов был взят 20 февраля 1238 года, затем отряд под общим командованием Бурундая разделился: часть его ушла на Ярославль; во главе основных сил Бурундай пошел на Углич, где еще разделил силы, образовав два первый и второй оперативных отряда для нападения на Сить. Третьим оперативным отрядом для нападения на войска князя Юрия с севера и северо-востока был ярославский отряд около одной тьмы. Первым оперативным отрядом две тьмы командовал сам Бурундай, идя от Углича вверх по реке Вороксе до Коя, затем на с.
Ярославский третий оперативный отряд пошел по Волге, реке Мологе в устья рек Сити и Удрусы. Именно на рубежах Углича и Ярославля мы подходим к началу разгадки тайны скрытного окружения всех трех отрядов князя Юрия по отдельности растянутых к началу битвы по Сити на расстояние более 100 километров, с выдвинутыми небольшими отрядами охранения по западному берегу и, надо полагать, с запасным полком на восточном берегу между Семеновским и Красным, а также отрядами охранения обозов в Семеновском, Княгинине и на левом берегу в Великом Селе между Покровским и Брейтовом. Разгадка тайны скрытности окружения состоит в том, что Бурундай, в отличие от шумных погромов, поджогов и грабежа главными силами Бату-хана, применил тактику скрытных переходов по ночам с созданием режима абсолютного непроникновения беженцев, вестников и разведчиков на Сить, а также мелких отрядов, шедших к князю Юрию. А погромы всех селений этих районов, с полным уничтожением селений, вырезанием людей и уводом случайно оставшихся в плен, были после битвы. Очевидно, была проведена глубокая массированная скрытная разведка по всем дорогам и тропам, с поимкой «языков». Кроме разведки был создан режим изоляции всего района Сити от внешнего мира.
Причем скрытные заставы татаро-монголов, проникавшие ночами по всем дорогам и тропам, очевидно, были эшелонированными, иначе хотя бы один герой, да прорвался бы в стан князя Юрия, чтобы сообщить об опасности. Таким образом, первый оперативный отряд Бурундая скрытно сосредоточился вблизи села Воскресенского, а ярославский отряд в лесу на левом берегу Мологи выше села Ветрина, в районе потом построенной деревни Пенье теперь в зоне затопления. Второй оперативный отряд, отделившийся от отряда Бурундая в Угличе и направляющийся через Мышкин — Некоуз — частью к Станилову, а в основном к Семеновским обозам, также подошел скрытно. Этому отряду путь был ближе: до Станилова — 71 километр, а через Лацкое до Семеновского — 113 километров. О применении татаро-монголами тактики «облавы» подробно писал Тимур-Лен. Ее использование в Ситской битве подтверждено многими летописями и признано всеми исследователями.
К началу битвы русские полки были расположены в следующем порядке. Первый — трехтысячный конный полк во главе с воеводой Дорожем, находился в верховье Сити, в районе селений Могилицы и Божонки, с целью своевременного обнаружения разведки противника и встречного боя с его передовым отрядом. Там был стан командующего, князя Юрия Всеволодовича, с оборудованными для боя позициями, с обозами в районе третьего полка. Третий отряд полк правой руки — в районе Семеновского, Игнатова рядом с Семеновским , Петровского, Ст. Мерзлеева и Великого Села, которого сейчас нет. Задачи отряда — обеспечение северного фланга русских войск и участие в главном сражении.
Корзухина интерьера Вознесенского собора Ельца - в одной из арок сев. В стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве композиция генеалогического древа российских государей выполнена в 1883 артелью Ф. Торопова - ростовая фигура Георгия Всеволодовича со скипетром в левой руке, в овале с растительным обрамлением. Владимира в С.
Олегом Романовичем Брянским. В аналогичном ряду святых Георгий Всеволодович представлен на иконе Божией Матери «Знамение» с собором блгв. Примеры житийной иконографии святого - «Пострижение в схиму членов семьи блгв. Георгия Всеволодовича перед гибелью»; «Обретение тела блгв.
Георгия Всеволодовича»; «Перенесение мощей блгв. Георгия Всеволодовича из Ростова во Владимир» - включены в программу росписи Успенского собора во Владимире, созданной в кон. Иванова, Х. Рябцова и И.
Щедровского, напечатанных по рисункам Б. Чорикова ок. Всеволод назначает наследником блгв. Георгия Всеволодовича, 1212 г.
Георгия Всеволодовича после Липецкой битвы, 1216 г. Константина, 1217 г. Георгия Всеволодовича к миру, 1219 г. Георгием Всеволодовичем, 1229 г.
Георгия Всеволодовича найдено еп. Кириллом, 1238 г. В композициях Собора русских святых образ Георгия Всеволодовича помещен на прориси с иконы «Русские святые» 1814 г. Тимофеева, хранившейся в музее СПбДА в наст.
Иова Почаевского, в почаевской Успенской лавре, кон. Иулиании Соколовой кон. Николая Чудотворца в Кленниках. На иконе «Собор святых града Владимира и области его» кон.
Афанасия Сахарова в Успенский собор во Владимире к 800-летию его возведения Георгий Всеволодович - 2-й от центра в 1-м ряду левой группы святых, со склоненной головой. Образ Георгия Всеволодовича активно разрабатывался в XX - нач. XXI в. Новгорода и Владимира.
Среди наиболее значительных произведений - живописное поясное изображение Георгия Всеволодовича, 50-х гг. Агевина Городецкий краевед. Новгорода», 70-х гг. Балдиной театр юного зрителя Н.
Новгорода ; картина с полуфигурой Георгия Всеволодовича с развернутым свитком на фоне пейзажа с кораблем, 1994 г. Заноги местонахождение неизвестно ; большой ростовой образ святого в движении, опирающегося на щит, 1995 г. Тырданова в соборе арх. Михаила в нижегородском Кремле и керамическая икона кон.
XX - нач. Гришиных на сев. Спасский собор Н. Новгорода ; единоличная икона на боковой двери иконостаса, кон.
Александра Невского Димитровская башня нижегородского Кремля , - Георгий Всеволодович с непокрытой головой, большим крестом, мечом и щитом; изображение в числе др. Спасский собор в Н. Новгороде ; скульптурный образ Георгия Всеволодовича с поднятой десницей с крестом, верхом на коне, 2001-2002 гг. Гусева собственность автора ,- проект памятника основателю города; бронзовая скульптурная конная композиция 2002 г.
Ядринцева собственность автора ; единоличная икона 2004 г. Михаила в нижегородском Кремле , написана по образцу современной иконографии блгв. Димитрия Донского; образ в технике живописи на фоне из прорезной тисненой бересты, 2004 г. Логвина частное собрание ; авторское повторение полотна худож.
Малиновского с изображением плывущих в ладье на фоне Дятловых гор еп. Симона и Георгий Всеволодович с дружиной, 2005 г. Саратов, 1995. Нижегородский Спасо-Преображенский кафедр.
Макария 10-12 июня 1998.