Первые советские сигареты с фильтром.
“Дым отечества” или Что курили в СССР
Наилучшей по качеству из простых, круглых советских сигарет без фильтра долгое время была «Прима», пачка которой до 1961 года стоила 1 рубль 40 копеек, а после – 14 ми считались папиросы «Беломорканал» по 2 рубля 20 копеек, а самыми шикарными – «Казбек». Первые сигареты с фильтром граждане СССР увидели в 1966-м. В СССР курили сигареты и папиросы. До 1966 года в СССР не было сигарет с фильтром.
Советская табачная история
Так, верховный генералиссимус Иосиф Сталин с удовольствием курил «Герцеговину Флор», а Леонид Брежнев предпочитал сигареты «Новость». Первые сигареты в СССР выпускались без фильтра. В 1966 году появились папиросы «Космос», «Ява», «Золотое руно». СССР тогда штамповал 365 млрд штук сигарет в год — это примерно десятая часть общемирового производства. В царской России сигареты особой популярностью не пользовались, а вот после революции ситуация изменилась. Первые советские сигареты начали появляться лишь в 1950-х годах, а сигареты с фильтром в пачке западного образца были выпущены только в 1966 году Московской табачной фабрикой. После Олимпийских игр 1980 года в Советском Союзе появилась лицензия Chisinau Marlboro and Camel, но не все могли себе их позволить.
Что курили в СССР?
Курили сначала с помощью трубок и сигар — сигареты появились значительно позже, в начале XIX века. При чем сами сигареты тоже отличались в разные эпохи и в разных странах. Например, сигареты, которые производили в СССР, отличались от современных тем, что до середины 60-х годов не имели фильтра. Пропаганда вреда никотина велась достаточно широко, но в качестве средства защиты предлагались лишь мундштуки — привычные нам фильтры, в которых оседает часть смол, появились лишь в 1966 году. Однако, как это часто бывало в Советском Союзе, промышленность нашла решение, придумав альтернативу, — антиникотиновую вату.
Самосад: наследие прадедов Однако, Россия, и даже Украина — не Вирджиния. Да и сортовых семян хорошего табака у крестьян не было. На огородах сажали в основном махорку, отлично чувствовавшую себя даже в суровом климате Сибири. Самосад был весьма крепок, а если это была даже не «махра» и не «табачок», а «что-то наподобие», то его дымом можно было запросто выгонять из хаты мух и комаров. Кстати, существует мнение, что нынешняя повальная «борьба с курением», очень напоминающая горбачевскую антиалкогольную компанию запреты, повышение цен , приведет к возрождению выращивания самосада. Разумеется, это отнюдь не пойдет на пользу здоровью населения, ведь содержание смол и никотина в самосаде бывает запредельным, а об отсутствии контроля качества и говорить не стоит. В итоге, как это часто случается, борьба за здоровый образ жизни только увеличит число заболевших… Но во времена наших прадедов о вреде табака особенно не задумывались. Страна увлеченно пыхтела самосадом, возникла целая культура кустарного табакокурения. Народ обменивался «табачком» и «махрой» у кого крепче, у кого ароматней и методами их выращивания, изобретал приспособления для резки табачных листьев, придумывал способы курения. В условиях дефицита курительной бумаги народ сворачивал самокрутки из газет, тетрадей, листовок и прочей доступной целлюлозы. А особо популярны были самокрутки «козья ножка», по сути своей представляющие эдакую одноразовую бумажную трубку. На «козьи ножки» уходило в несколько раз больше бумаги, чем на обычную свертку, поэтому их курение считалось шиком. Люди, с юности привыкшие курить крепкий самосад, даже перебравшись в город, не всегда переходили на легкий табак и папиросы. Поэтому в довоенном СССР основной спрос был именно на крепкое «курево». А учитывая, что выращивание и обработка махорки обходилось государству проще и дешевле, чем культивирование и тем более импорт табака и производство папирос с сигаретами, молодая советская власть была только рада, что неприхотливый народ предпочитает «махру». Ситуация несколько изменилась после того, как во власти дымящих махоркой революционеров подвинули ценившие хороший вкус бюрократы. Даже сам Сталин курил и пил не что-нибудь, а хороший сортовой табак и лучшие кавказские вина. И народ стали потихоньку отучать от «козьих ножек» с махоркой, настоятельно рекомендуя ему курить заводские папиросы. Впрочем, суровая махорка не была забыта. В годы Великой Отечественной она еще раз выручила государство, которое смогло обеспечить армию этим доступным дешевым «куревом». Затем она до 60-х годов входила в состав солдатского довольствия, а после махорку выпускали и хранили на стратегических складах в ожидании третьей мировой войны. Правда, нас настиг другой армагеддон, «перестроечный», во время которого запасы махорки и были выкурены. Таким образом, вместе с хлебом, крупой, сгущенкой и тушенкой, табак как и спирт являлся в СССР стратегическим продуктом. У нас прекрасно понимали, что люди, возможно, какое-то время смогут обойтись без мяса и сладкого, но вот курить им хочется каждый день. И вместо того, чтобы орать «не курите, это вредно! Трактористы, шахтеры хотят покурить — ведь без этого тяжело. На лесозаготовках говорят: дайте махорки! На уборке — то же самое. Зернотрест прямо заявляет: хотите наладить уборку — папирос дайте. Инженеры, приезжая с новостроек, говорят: все сделаем, дайте только папирос! Вот какое орудие теперь для экономической политики государства папиросы. А без махорки даже воевать нельзя. Логика была простая: табак и алкоголь — самые доступные и дешевые средства психологической реабилитации.
Отечественные производители Родная табачная промышленность предлагала населению три вида продукта: Папиросы. Первую строчку держал безусловно «Беломорканал». Ему конкуренцию составляли «Север» и «Дымок», а также «Пальмир» и «Казбек». Дамской маркой считались «Любительские». Сигареты без фильтра. Наибольшим спросом пользовалась «Стрела». Есть мнение, что именно она стала причиной появления выражения «стрельнуть сигаретку», поскольку с большой долей вероятности «стрелка» угостят продуктом именно этой марки. Не менее популярной была «Ватра», обладающая специфическим кисловатым привкусом. Хороший спрос был на сигареты «Астра», «Полет» и «Прима». С фильтром. Сильно распространены были «Золотое руно», «Тройка» и «Ява». С 1975 по 1980 начали выходить «Союз-Апполон». Сигаретная марка «Арктика» снабжала свою продукцию коричневым фильтром, что выглядело довольно эффектно. По вкусу сигареты, помимо обычных, были ментоловые, ароматизированные с мундштуком и медовые Пчелка. Из ароматизированных — «Вега», «Интер», «Феникс». После Олимпиады-80 в Советах появились лицензированные кишиневское Marlboro и Camel, но по карману они были далеко не каждому. По 60 копеек продавались «Столичные» и «Золотое Руно» — 70 коп. Кубинские «Партагас», «Лигерос», «Монте-Кристо» стоили столько же. Оригинал Camel или Marlboro можно было купить только у спекулянтов. Их цена доходила до 10 рублей за пачку. Изначально это была продукция исключительно советского производства.
Курили в СССР много. Начнем с того, что куревом СССР исправно снабжали братские республики. Например, Молдавия, которая тогда еще была никакой не Молдовой. Вот «Дойна». А вот «Флуераш». Отличия табака в этих сортах не было никакого, и даже парни с дудками оставались теми же. Украина делала «Менеджер». Интересно, какой смысл тогда, в те далекие годы, вкладывался в это слово? Сигареты «Наири» мой дед называл «Орла замордовали». Другие соцстраны, вроде Югославии, тоже не отставали. Загадочные сигареты «YU» «Ю» — а нам всё по… ю! Отличалась, конечно же, Болгария, и ее «Болгартабак». Сигареты «Шипка» в народе ласково называли «Братская могила». Помнится, отец курил сначала именно «Шипку». Потом на смену ей пришла болгарская же «Стюардесса», переименованная в «Стерву». Коротко и ясно. А вот и «BT». При первой возможности охотно менялась на «Родопи» на самом деле «Родопы» — которые желательно было сначала просушить на батарее. Потому что иначе они гасли сами по себе. Существовала поговорка: «Девять лет курил «Опал» — на десятый хер отпал». Не уверен, правда, что она имела под собой основания, но, в общем, вкус табака навевал именно такие мысли. Болгарские «ТУ-134» уверенно называли «Смерть на взлете», или «Ту — 134, а эту — ни разу». Были еще сигареты «Интер», «цигари с филтър», на обложке которых красовалось что-то вроде загадочного «инь-янь». В отличие от Болгарии, Польша вообще делала много странного, но вот сигареты «Каро» с ацетатным фильтром были верхом идеологического саботажа. Позднее их начали выпускать с обрезанным фильтром, что дало повод для многочисленных шуток по поводу захвата Польши Израилем. Кроме Варшавского договора, отраву для рабочих и служащих Советского Союза исправно поставляли и братские республики Азии. Китай, Вьетнам и Корея — все они отличались поистине кошмарными сортами сигарет, которые, не подготовив себя морально, трудно было взять в рот. Например, «Chemsongdae», или, проще говоря, «Труба Корее». Или «Kumsudae», «Хижина дяди Тома» на советском наречии. Настоящим оружием массового поражения были вот эти сигареты с безобидной и красивой желтой птичкой на пачке. Несмотря на милую птичку, запахом и вкусом они мощно перебивали угольное производство. В народе эти сигареты носили название «Портянки Хо Ши Мина». Неизвестно, носил ли вождь революционного Вьетнама портянки. Но что сказано, то сказано. Рабочие охотно меняли их в пропорции 1:1 на «Астру». Были еще «Са Па» и «Юаньфань», тоже не оставившие по себе добрых воспоминаний. Но верхом всего стали сигареты «Pine Tree». Попросту — «Сосна». Абсолютно точное наименование. Если при курении ты чувствуешь вкус сосны и запах сосны, значит это… правильно, сосна! И, наконец, издалека руку помощи протягивала Куба с команданте Фиделем во главе. В недрогнувшей руке помощи были крепко зажаты сигареты «Лигерос». Они же — «Смерть под парусом». Маленький кораблик посреди зловещей никотиновой тьмы. Но «Лигерос» были не самыми крепкими. Куда крепче были «Партагас» «Партийные». Даже старые, закаленные «Беломором» работяги предпочитали не курить их без необходимости. А картинка на пачке, как мы поняли годы спустя, очень походила на «Лаки Страйк». Много позже, уже в условиях сигаретного кризиса, «когда уши пухли», загибающийся Союз отчаялся до того, что начал покупать дешевые арабские и турецкие сигареты. После этого Корея просто захлебнулась от зависти. Чего стоили только турецкие «Bursa» — оставалось стойкое впечатление, что в них напихали мох, заботливо собранный со всей Туретчины. Имело ли название этих сигарет что-то общее с Помяловским — не пояснялось. Или арабские «Sumer», которые мы, школьники, называли «Сумей». Нужно было и в самом деле суметь исхитриться, чтобы их раскурить. И «Са Ба» с непонятной хреновиной, отштампованной на этикетке — не то корабль, не то паровоз. Но ведь было и у нас в России свое, местное табачное производство. И неплохое! Были известные марки сигарет и папирос. Но начнем мы с неизвестных. Вот, например, «Медео». Горнолыжный курорт был увековечен в марке табачных изделий. Кто сказал «Бросай курить, вставай на лыжи! Вовсе не обязательно. Кроме того, у нас считалось, что определенным сортом сигарет должен быть охвачен любой круг людей, занимающихся чем-нибудь. К примеру, туристы могли курить «Турист». Для работников «Речфлота» выпускалась «Ракета». Этой «Ракетой» отцу однажды выдали пол-зарплаты. Пришлось идти на рынок и продавать там. Полярники тоже не остались обойденными. Для них была «Арктика». Охотники, по великому замыслу табачников, в промежутках между стрельбой могли сразу ухватить пачку «Охоты». Или, как ее называли «Лосиная жуть». Людям творческим и прочей гнилой интеллигенции по вкусу должна была прийтись «Лира» кстати, приходилась не всегда, потому что продавалась по более дорогой цене. С росписью под Палех. В Питере тоже выпускалось много сигарет — еще бы, город на неве владел несколькими табачными производствами — например, фабрикой им. Здесь выпускали «Октябрь». Кстати, нынешние сигареты «Петр Первый» — вовсе даже не новинка. Вот какими они были давным-давно. С автографом самого императора. Кроме того, табачная промышленность СССР особой рекламой своей продукции не занималась. А иногда даже и совсем наоборот, с пугающей и восхитительной небрежностью демонстрировала курильщикам: «Вот что с вами станет! Сигареты «Риск», 20 патронов в смертельной обойме. Но, признаюсь честно, сигареты «Тандем» поставили меня в тупик. Надо ли было обязательно курить каждую непременно на двоих? Или полагалось разламывать и бережно отдавать другу-сокурильщику? Потом грянуло то, что стали по глупому недоразумению называть «перестройкой». И все изменилось. Валом повалились привозные сигареты, поддельные и не очень. Кстати, выпускали «Космос» не только в России, но и в других братских республиках. Так сказать, адаптированный. Сигареты «Памир» с изображением пешего туриста, деликатно именовались «Нищий в горах». И верно — чем-то похож. Они выпускались в нескольких вариантах, в том числе и в изящной длинной пачке. Впрочем, табак от этого лучше не становился. Почему овальные? Да потому что при такой сплющенной форме в пачку их помещалось на пять больше. Один мой друг рассказывал, как, прогуливаясь по Германии, царственным жестом протянул оборванцу, тоскливо просившему «айне цигаретте, бите», целую пачку «Полета». Когда он, отойдя, обернулся, очумевший бродяга так и стоял, переводя взгляд то на него, то на пачку у себя в руках. Сигареты «Золотое Руно» считались «крутыми», поскольку были ароматизированными, с добавлением якобы трубочного табака и стоили дороже. Но на самом деле многие вспоминают, что после этого во рту стоял ужасный привкус. А один мой знакомый вспомнил, что его приятели называли эти сигареты — «Золотое говно». А вот и «Лайка». Собачка, отдавшая свою жизнь во имя торжества советской космонавтики, мгновенно стала знаменитой. И печальная морда на пачке была известна так же, как и псина на сигаретах «Друг» прославившихся еще больше после фильма «Берегись автомобиля». Один из самых старых сортов сигарет. Помните Воланда на Патриарших, и его портсигар? В нем была именно «Марка». Сигареты эти дожили и до нашего времени, хотя, конечно же, сдали позиции. У нас его называли «Бешеный кузнечик». Сколько помню, табак там был всегда такой сырой и плохой, что затянуться этой сигаретой было примерно так же сложно, как попытаться дышать в противогазе с закрытым клапаном. Немногим лучше была и «Ява 100», которая в отличие от нынешней «Явы», не дожила до нашего времени, оставшись лишь в воспоминаниях. Или же «Болотные». Производителя не помню, но помню вкус — и не забуду до смерти. Довольно популярными были и сигареты «Фильтр», попадались они повсюду. Больше сказать о них нечего, кроме того, что пачка была сделана из плохой мягкой бумаги. Зато «Астра» — о, «Астра» пережила все кризисы, оставаясь, вместе с «Беломором», любимым куревом деревенских мужиков и рабочего люда. И до сих пор ее продают сотнями тысяч и миллионами пачек — мой дядька в деревне брал «Астру», приходя в сельпо с мешком и плотно набивая его плоскими пачками.
Что курили в Советском Союзе? Овальные сигареты «Полет»
Ведь в СССР выпускали марки сигарет, посвященные полетам в космос, фестивалям, некоторым городам и регионам необъятного Союза. СССР Азербайджан Упаковка сигареты Новость. Первые сигареты с фильтром появились в Советском Союзе только в 1966 году. Более продвинутыми марками были советские сигареты с фильтром в мягкой или же твердой упаковке: Сигареты советского союза: 1. Первые советские сигареты, международного образца.
Определитель года выпуска папирос СССР и России
Наилучшей по качеству из простых, круглых советских сигарет без фильтра долгое время была «Прима», пачка которой до 1961 года стоила 1 рубль 40 копеек, а после – 14 копеек. В 1966 году в в Советском Союзе начали выпускать первые сигареты с фильтром по иностранной технологии и на оборудовании скопированном с иностранных аналогов. В конце 90-х годов по мере укрепления рыночных отношений и либерализации общества появились сигареты с фильтром, в оформлении которых эксплуатировалась монархическая тематика: «Император», «Демидов», «Петр I» «Посольские», «Премьер», «Купец», «Магнат». Первые сигареты с фильтром международного классического стандарта «king size» были выпущены в Советском Союзе в 1966 году. Tags: История СССР, Папиросы, Сигареты. Для него сделали сигареты с удлиненным фильтром, но он их даже пробовать не стал.
Что курили в СССР?
Элитные сигареты стоили в разные периоды от 30 до 70 копеек. Лучшими считались «Столичные» вышедшие на фабриках Львова и Киева. Не уступали им ленинградские сигареты этой марки. Советские сигареты различались по классу, от 1 до 7, но курильщики больше ориентировались по заводу производителю. А также считалось, что более качественный табак содержат сигареты в твёрдой пачке.
Предлагаем вам также узнать на нашем сайте most-beauty. Но в конце 80-х годов, в период тотального дефицита, не брезговали подымить табачком таких марок как «Прима», «Ватра», «Полёт». Ватру в народе именовали «топором», так как на пачке был изображён гуцульский топор и огонь. Сигареты Полёт в далёкой глубинке были самыми популярными на закате Советского государства и в начале 90-х.
Часто их называли «эспандером для лёгких», так как они тяжело тянулись из-за сырости и качества табака.
А вот в те далекие времена маркетингового детства человечества такое было настоящим откровением. Решив, что верблюд это не только запоминающаяся яркая картина, но и отличный повод для рекламных нововведений, специалисты RJR за несколько дней до поступления первой партии сигарет в продажу дали в газетах почти девяноста американских городов загадочные объявления. Пока американцы ворочали мозгами пытаясь понять, что к чему, их догнало следующее объявление. Народ еще не успел решить, то ли нужно по-быстрому сваливать из этих мест, то ли отражать горбатое нашествие при помощи ружей и верных «кольтов», и тут снова прямо в мозг — «Завтра в городе верблюдов будет больше, чем в Азии и Африке вместе взятых»! Те, кто не попал в тот день в психиатрическую лечебницу, дабы подлечиться модной лоботомией, на следующее утро узнали наконец всю правду.
Да уж, не хочешь, а закуришь от таких маркетинговых экспериментов. Дух свободы Буквально с первых дней своего существования этот табачный бренд эффективно эксплуатировал дух странствий и страсть к приключениям. Помимо картинки с видами далекой Африки и слоганов вроде «Начало нового озарения», мужской имидж подкреплялся например и тем фактом, что именно сигареты Camel входили в состав пайка американских солдат Второй мировой. Матрос или солдат, сходящий на берег и достающий из мятой пачки сигарету Camel, стал расхожим голливудским образом. Но RJR были не единственным американским табачным брендом, делавшим ставку на вечные мужские ценности. В 1954 году в игру вступила марка Marlboro.
Их рекламный ковбой апеллировал уже не просто к духу приключений, но к самой сути пусть и мифологизированной мужчин американской нации. Не удивительно, что сигареты Camel начали терять потребителей, потянувшихся к красно-белым пачкам. Надо было что-то делать. Результатом долгих поисков стала организация знаменитого приключенческого рекламного проекта, в котором дух странствий и настоящий мужской характер сумели найти свое воплощение. В 1980 году был проведен первый турнир Camel Trophy. За 20 лет своего существования это противоборство воли, автомобилей и природы прошло в 24 странах, а участие в нем приняли 160 команд.
Слишком стар для приключений? Но, несмотря на все попытки, сигаретам Camel так и не удалось победить конкурентов. К тому же наступил черед 2000-х. Мужчин перестал привлекать образ грязного и небритого покорителя природы. Им захотелось комфорта и изысканности. Активный отдых все больше стал ассоциироваться со здоровым образом жизни, который с никотином не совмещался никак.
К тому же сигаретам Camel так и не удалось завоевать лидерство на перспективных рынках бывших соцстран — России и Китая. Причина проста — люди предпочитали Marlboro. Не за вкусовые качества, а за то, что именно эти сигареты были символом запретного капиталистического рая. А запретный плод, как известно, сладок. Рекламщики Страны восходящего солнца решили, что «верблюда» спасет только срочный и серьезный ребрендинг. И началось.
О приключениях быстро позабыли. В 2000 году был свернут проект Camel Trophy. Ставка была сделана на утонченность вкуса и многолетнюю историю бренда. Оформление пачки становилось все более сдержанным, пока она не превратилась в коричневую или золотистую коробочку с серебристым пятном, намекающим на верблюда. В общем, Camel пытаются угнаться за современными мужчинами и претендуют на элитный бренд премиум-класса. Кто знает, может быть, у японцев и получится… Как ковбой потеснил герцога.
История марки Marlboro Впервые бренд Мальборо Marlboro появился в 1924 году и позиционировался в качестве первых дамских сигарет. В эти годы сам факт продажи сигарет женщинам был культурным шоком, подобно тому, как если бы сейчас сделали сигареты специально для грудных малышей. Дамские сигареты появились благодаря суфражисткам, боровшимся за всеобщее избирательное право. Эти дамы хотели равноправия во всем, в том числе и во вредных привычках — и они его получили. Для креативщиков начала прошлого века было большой трудностью сделать для сугубо мужского товара женскую рекламу. Сигареты Мальборо преподносились как женственные сигареты.
Был подобран и сугубо женский слоган: «Mild as May» — «Нежные как Май». В качестве лица бренда была приглашена голливудская звезда Мэй Уэст. На дамскую аудиторию была ориентирована и упаковка: фильтр с полоской красного цвета решал двойную задачу: скрыть неаккуратный след от помады и защитить белые зубки женщин от пожелтения. Бренд имел весьма средний успех: все же, как ни старались специалисты по рекламе, товар был мало привлекателен для женщин: от сигарет портилось дыхание, желтели зубы и возникал мучительный сухой кашель. Царство страха Спустя два десятилетия бренду и вовсе пришлось сменить пол. В 1953 году ученые-медики официально заявили о том, что курение сигарет вызывает рак легких.
Потребление табака в США снизилось впервые за всю историю существования страны. В связи с этим сменилась и коммуникативная платформа Мальборо: хозяин марки Филипп Моррис решил заполнить другую рыночную нишу. Теперь целевой группой бренда должны были стать люди, которые боятся умереть от рака, но не могут бросить курить. Имиджевая реклама сигарет, которая сейчас смотрится кощунственной, стала историей: Сигареты с фильтром, которыми являлись в том числе и Marlboro, воспринимались потребителями исключительно как дамские сигареты, однако после страшного открытия врачей такой вид сигарет стал выглядеть для потребителя более безопасным. Производители сигарет не решались выпустить на рынок «мужские» сигареты с фильтром — это казалось однозначно провальным маркетинговым ходом. И, тем не менее, Филипп Моррис решился на этот шаг.
Операция по смене пола Для того чтобы изменить представление о сигаретах с фильтром, как о товаре «для девочек», требовалось гениальное маркетинговое решение, и Моррис решил пригласить одного из лучших американских специалистов по рекламе — Лео Бернетта. Будущая легенда рекламы решил убить в бренде все женское с помощью воплощенной мужественности. Ряд придуманных Бернеттом образов — «морской волк», «строитель-высотник», «военный корреспондент» должны были добавить сигаретам Мальборо изрядную дозу тестостерона. Да, первым и основным образом был, разумеется, «Ковбой — укротитель прерии». Именно вокруг этого персонажа Лео Бернетт выстроил будущую рекламную кампанию. Во-первых, ковбой расставлял все точки над i, доказывая, что сигаретный фильтр не влияет на вкус табака.
Ковбойская кампания, в которой принимали участие фотомодели позже их заменили реальные ковбои имела невероятный успех. Ковбой — воплощение американского духа — задел потребителей за живое. Плакаты напоминали о настоящих героях Америки — брутальных парнях, покоряющих дикие степи. Они покорили всех — мужчин и женщин, чернокожих и латиносов. Продажи Marlboro всего за один год выросли настолько, что стали занимать четвертую позицию в рейтинге продаж всех табачных изделий. Форма к новому содержанию Кроме того, новая пачка Malrboro стала еще и упаковочной сенсацией — именно эта марка сигарет стала выпускаться в ставшей впоследствие стандартом упаковке «Flip-top» — пенале из твердого картона с откидной крышкой.
Такая упаковка имела как сугубо практичную сигареты не мялись , так и колоссальную маркетинговую значимость — теперь курильщику необходимо было продемонстривать окружающим пачку каждый раз, когда он собирался закурить, ведь открывать «flip-top» в кармане было неудобно. Логотип — одно из ключевых решений в операции «по смене пола» Marlboro. Вместе с приобретенным образом брутальных сигарет для настоящих мужчин бренд избавился и от излишней аристократичности в образе. Изначально, в эпоху «женственного» характера, требовались ассоциации с фамилией герцога Marlborough — теперь от аристократической изнеженности нужно было избавиться. Дизайнер Фрэнк Джанниното разработал для Marlboro новую, не лишенную маскулинности, пачку: белый цвет здесь, как стрела, вонзался в красный. С этого времени «Ковбой Marlboro» стал одним из самых успешных рекламных образов в рекламе, а сигареты эти — наиболее раскупаемой маркой.
Самый советский табачный бренд Новое советское государство хотело строиться бодро и быстро. Оно и понятно — вокруг бродили алчные капиталистические волки, а экономика и при концовке царского то режима была не ахти, гражданская же война ее окончательно добила. Стране Советов требовались трудовые подвиги. Но чтобы народ как следует вкалывал, ему надобны мелкие радости. Кокаин, морфий и опиум были запрещены ввиду тотальной буржуазности. Поэтому настоящий пролетарий мог предаваться только двум наркотическим порокам — питию дешевого алкоголя и табакокурению.
Хотя сам Владимир Ленин не курил и, в силу мерзкого характера, курильщиков со всей революционной тщательностью гнобил, дело приняло государственный оборот. Иначе возродить отечественную табачную промышленность просто не получалось. Ведь после войн и разрухи в стране почти не осталось предприятий, производивших табачные изделия. К 1918 году их в России осталось всего 11. Из них пять в Петрограде. И это были не огромные индустриальные монстры, а скорее, маленькие мануфактуры.
Папиросы в массы 28 июня 1918 года большевистское правительство приняло новый декрет, согласно которому все табачные фабрики были вырваны из лап капитала и перешли в народную собственность. То есть стали делом государственным. А уже осенью того же года в Москве прошел первый Всероссийский съезд работников табачных предприятий. Выступавшие на этой эпохальной тусовке озвучили главные проблемы разрушенной никотиновой промышленности — отсутствие инфраструктуры и точек сбыта, сложности с поставкой сырья. В общем, все то же, что было и в других промышленных секторах. Стабилизировать ситуацию удалось лишь тогда, когда политика военного коммунизма накрылась медным тазом, продемонстрировав свою полную несостоятельность.
Понимая, что экономику надо как-то поднимать, советское государство пошло на либерализацию товарно-денежных отношений. В стране была введена так называемая «новая экономическая политика» НЭП. Табачная промышленность расцвела. Появилось множество марок табачных изделий. В основном — так любимых пролетарской массой папирос. Частный и мелкий сектор были свернуты, и началась эпоха индустриализации.
Как водится в советской стране, с героическим надрывом, ссылками и расстрелами. И для того, чтобы народ повысил эффективность труда, были подключены все государственные ресурсы. Главнейшим из которых после массовых репрессий стала, конечно же, пропаганда. Эпоха больших строек отразилась на всех сторонах жизни советских людей. И на содержании кино, книг, песен и… названии папирос. Идея соединить Белое море и Онежское озеро витала в воздухе давно.
Еще в 1900 году на международной выставке в Париже данный проект получил золотую медаль. Но царское правительство его отвергло ввиду огромной стоимости. Сталин же стоимостью особо не заморачивался, ведь канал строили не свободные граждане, чей труд нужно оплачивать, а заключенные. Сегодня мы знаем, что «великая коммунистическая стройка» унесла, по разным данным, от 50 до 200 тысяч человеческих жизней. Но тогда люди воспринимали ее как триумф страны и как новый папиросный бренд. Бренд великой стройки и трудового героизма.
Именно на это и был рассчитан выпуск папирос «Беломор». Опять по пачке «Беломора» полетим! Именно это воскликнул летчик из известного анекдота, когда узнал, что штурман забыл взять карты. Папиросы «Беломор» очень быстро стали узнаваемой маркой. И не последнюю роль в этом сыграло оформление пачки. К ее созданию приложили руку художники с ленинградской табачной фабрики имени Урицкого.
Не правда, что оформление пачки никогда не менялось. Вначале на ней была изображена часть европейской карты с жирной полосой самого Беломорско-Балтийского канала и тоненькими линиями каналов зарубежных. Москвы Москва-Волга. Кстати, трудовое идейное наполнение папирос «Беломор» подкреплялось еще и тем, что при низкой цене пачка вмещала в себя не 20, а 25 набитых табаком бумажных гильз.
Абсолютно точное наименование. Если при курении ты чувствуешь вкус сосны и запах сосны, значит это... Кубинские "Лигерос". Они же — "Смерть под парусом". Маленький кораблик посреди зловещей никотиновой тьмы. Даже старые, закаленные "Беломором" пролетарии предпочитали не курить их без необходимости.
Картинка на пачке очень походит на "Лаки Страйк". Турецкие "Bursa" — оставалось стойкое впечатление, что в них напихали мох, заботливо собранный со всей Туретчины. Имело ли название этих сигарет что-то общее с Помяловским — не пояснялось. Арабские "Sumer", в народе их называли "Сумей".
А после войны оборудование осталось, и там выпускали обычный для того времени ассортимент — сигареты без фильтра типа «Примы», «Астры» и «Полета», а также несколько видов сигарет с фильтром. Что стало с фабрикой после развала СССР, вы можете прочитать в интернете. Фабрика приватизировалась, разорялась, несколько раз меняла хозяев, форму собственности. Но умудрилась просуществовать практически до наших дней.
После процедуры банкротства имущество было продано организации, в названии которой присутствовало слово «Спорт», и, насколько мне известно, сигареты там больше не выпускались. Вот ведь как интересно — фабрики давно нет, а сигареты есть — лежат передо мной. Итак, это овальные сигареты второго класса выше, чем «Прима» и «Астра». На пачке указана стоимость — 30 копеек. ГОСТ — 3935-81. Предположительно, эти сигареты произведены в конце 80-х годов — начале 90-х. Кстати, пачка отлично сохранилась. Я приобрел ее на интернет-аукционе.
Специально, чтобы вспомнить вкус, покурить и написать обзор про сигареты. Сами сигареты не выцвели, не заплесневели.