Новости переяславский договор

Даже в научных публикациях нередко можно встретить упоминание «переяславского договора» или «соглашения». Электронная библиотека ГПИБ Книжные издания Мякотин В. А. "Переяславский договор" 1654-го года. Такое истолкование сути Переяславских соглашений неприемлемо для о, и он утверждает, что: «При тех же связях, которые намечались пактами Переяславского договора.

Воссоединение Украины с Россией XVI-XVII вв.

Особую актуальность этой проблеме придает тот факт, что она является наиболее политизированной проблемой отечественной истории с одной стороны; а с другой - наиболее фальсифицированной. Данная статья ставит своей задачей показать некоторые тенденции развития современных исследований по данной проблеме. Необходимо подчеркнуть, что постоянно расширяется источниковедческая база- исследователей. Ряд авторов считают, что именно характер и уровень источниковедческой базы современной историографии является одной из причин отсутствия сегодня единого подхода к характеру украино-российских отношений в годы освободительной революции и оценку Переяславского договора [2]. Развитие современной историографии проблемы характеризуется тем, что в последние годы появляется ряд работ, авторы которых пытаются систематизировать существующую историографию, обобщить и проанализировать степень изученности проблемы, показать причины различных концептуальных подходов в проблеме украино-российских отношений в целом и в оценке Переяславского договора в частности [3]. Уровень развития современной историографии позволяет достаточно четко определить основные этапы в ее развитии и раскрыть роль и значение каждого из этапов в исследовании данной проблемы. Так, на наш взгляд, достаточно обоснованным является выделение следующих этапов рядом исследователей [4]. Первый этап охватывает 1 половину XIX века, когда только шло накопление источниковедческой базы, об оценке проблемы украино-российских отношений исходили из интересов Российского государства.

Определенным прорывом в конце этого периода стали работы М. Второй этап, как считает Митя В. В этот период была создана концепция международного характера Переяславского соглашения. Особенно большой вклад в разработку проблемы внесли в этот период. Грушевский и представители его школы, работающие в 20 годы в Вольном Украинском университете. Это - Дорошенко Д. С начала 30 годов начинается новый этап, когда в историографии большинства украинских ученых за исключением тех, кто работал вне пределах Советской Украины, преобладает не научный подход, а подгонка фактов под партийные и идеологические установки.

С начала 40 годов вплоть до начала 90 годов историография проблемы развивается на основе антинаучного тезиса "О воссоединении в единую державу двух братских народов в результате Переяславского соглашения".

Въезд Богдана Хмельницкого в Киев. А это было традиционное общество, и перекрещивание людей, попытки загнать их силой в унию рассматривались как покушение на самые глубинные права. Идентичность у людей была русская, православная. Никакой украинской, малороссийской идентичности не было — она могла звучать разве что в отдельных литературных произведениях. Так вот, утром вы русский, православный человек, а вечером вас перегоняют в унию.

Выгоняют православного священника из церкви и передают ключи от неё униатскому. А уния воспринималась как католицизм. В итоге вы из православного русского человека становитесь «ляхом-католиком». И это вызывало очень жёсткий кризис идентичности. Во-вторых, в Польше в XVI веке происходит так называемое второе издание крепостничества. Вообще, оно коснулось восточноевропейских стран в целом, включая Россию.

Только в Польше этот процесс принял особенно жестокий характер. Польский помещик пан имел право казнить собственных крестьян, и это не считалось убийством. В Русском государстве, для сравнения, если помещик в то время убивал своего крестьянина, он подлежал уголовному наказанию. В Польше такого не было. Власть панов над крестьянами была полной. Например, они спокойно разрушали семьи и так далее.

Такое совпадение религиозного и социального факторов привело к тому, что местное население просто не могло не восставать. С конца XVI столетия казачество принимало активное участие в отстаивании религиозных и социальных прав местного населения. Если да, то почему? Причиной был комплекс поражения. Россия пережила Смутное время. Оно, к счастью, закончилось, но не нужно забывать о том, что на тот момент Польша была сильнейшей в военном плане державой Восточной Европы.

Войны с Польшей опасались. И это до определённого момента сдерживало московское правительство от вмешательства в польские дела. Но казаки не только обращались, они ещё и переселялись на территорию Русского государства, не ставя при этом само государство в известность. Участники антипольских восстаний, спасаясь от поражений, уходили на земли Русского государства.

Современная Польша считает себя ее продолжательницей. Таким образом, заявки о принадлежности Латвии и Эстонии Речи Посполитой звучат как территориальные претензии на две прибалтийские республики. В состав первого входили западные и центральные регионы современной Украины. В составе Великого княжества Литовского находилась территория современной Белоруссии. Эстония никогда не входила в состав Речи Посполитой. Точно так же, как не входила и большая часть Латвии.

Вассалом Великого княжества Литовского являлось Герцогство Курляндии и Земгалии, которое занимало западную часть Латвии. Однако формально эта территория была включена в состав Речи Посполитой только в 1726 году. Причем к тому времени Курляндия уже оказалась в сфере российского влияния и в ней правил ставленник Российской империи. Теперь к вопросу о Переяславском «международном» договоре и его «нарушении». В 1648 году на юго-восточных землях Речи Посполитой вспыхнуло крестьянское восстание, ядром которого выступило запорожское казачество. Восставшие во главе с Богданом Хмельницким добились значительных успехов, чему способствовала широкая экономическая и финансовая помощь со стороны Русского царства. Вскоре после начала восстания русский царь Алексей I официально признал гетмана Войска Запорожского и после этого оказывал ему еще и дипломатическую поддержку. Когда же Речь Посполита собралась с силами и положение восставших стало критическим, Хмельницкий прислал царю посольство с прошением принять «всю Малороссию его и все Войско Запорожское в вечное свое твердое владение, подданство и покровительство». В 1653 году Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о принятии запорожских казаков в подданство Русского царства.

Царь Петр 1 1689-1721 Переяславская рада Переяславская рада — это собрание выборных представителей казаков, на котором решалось будущее Гетманщины. Состоялось в январе 1654 года. По итогам рады Богдан Хмельницкий и его приближенные присягнули на верность русскому царю. Условия о вхождении Запорожской Сечи в состав Русского царства были прописаны в дополнительных соглашениях, заключенных в марте того же года. Это событие стало одним из ключевых эпизодов национально-освободительной борьбы запорожских казаков 1648-1654 и положило начало Тринадцатилетней войне России с Польшей. Москва, претендующая на роль «собирателя земель русских», со времен Ивана III высказывала претензии на обладание восточнославянскими землями, некогда входившими в состав Киевской Руси. Началось притеснение восточнославянского населения по религиозному признаку, усилилось крепостничество, увеличилось количество собираемых повинностей. На фоне этого Москва пыталась использовать антипольские настроения для того, чтобы действовать в своих интересах. Активным игроком в этих процессах выступали запорожские казаки. Формально они состояли на военной службе у польского короля, получали от него жалование, продовольствие, обмундирование и оружие. Но фактически они представляли собой относительно независимую силу. Польским правителям постоянно приходилось подавлять казачьи бунты и договариваться с гетманами о сотрудничестве. В январе 1648 года вспыхнуло мощное повстанческое движение под руководством Богдана Хмельницкого. Сведения об этой легендарной исторической личности сохранились самые противоречивые. Предположительно, по отцу он был благородного шляхетского происхождения, мать была казачкой. В его борьбе против поляков смешивались патриотические и личные мотивы. Заместитель чигиринского старосты Даниэль Чаплинский разграбил хутор, принадлежавший Хмельницкому, увез его жену и до смерти запорол десятилетнего сына Остапа. После этого оскорбленный гетман собирает вокруг себя казаков и начинает боевые действия против Речи Посполитой. Целью повстанцев было освобождение от гнета со стороны польско-литовских феодалов. Эти идеи нашли отклик со стороны широких народных масс. В кратчайшие сроки восстанием были охвачены значительные территории современной Украины и Беларуси. До 1651 года союзником Хмельницкого был крымский хан, предоставивший ему значительную военную помощь. После ряда поражений и предательства со стороны крымских татар запорожские казаки вынуждены были обратиться за помощью к России. Богдан Хмельницкий не исключал возможности союза с Алексеем Михайловичем еще в начале восстания.

Историк Дмитрий Степанов рассказал в интервью RT о Переяславской раде

  • Ответы : Что дал Украине Переяславский договор?
  • 2. Переяславский договор 1654 г.
  • 1654. Переяславский договор (Мартовские статьи)
  • Читайте также
  • Характеристики
  • Присоединение территории Войска Запорожского к России

1654. Переяславский договор (Мартовские статьи)

Россия наконец решилась вступить в войну на сокрушение с польской сверхдержавой, которая тогда владела не только всей Украиной с Киевом, всей современной Белоруссией, но и большинством западных русских земель, включая Смоленск. Необходимо было выработать и утвердить договор русского царя с восставшими против поляков запорожцами. В Москву 22 марта 1654 года прибыло Посольство от Запорожского казачьего войска, послов возглавляли ветераны боев с поляками - генеральный судья запорожского казачества Самойло Богданович-Зарудный и переяславский полковник Павел Моржковский-Тетеря, крестный сын Богдана Хмельницкого. Казачье посольство привезло «Переяславский договор» - еще в январе 1654 года в городе Переяславе запорожские казаки присягнули на верность русскому царю, и теперь предстояло выработать окончательные условия соглашения о вхождении Запорожского войска, представлявшего тогда всю Украину, в подданство Русского царства. Привезенные в Москву «переяславские статьи» обсуждались казачьим посольством с представителями русского правительства - с казанским наместником князем Алексеем Трубецким, тверским наместником боярином Василием Бутурлиным и каширским. Наместником окольничим Петром Головиным. Обсуждение деталей договора происходило на территории Кремля, в избе Казенного приказа, расположенной возле Успенского собора, где совместно молились московские представители и казачьи послы.

Запорожское войско отныне признавало подданство российского монарха, но оставалось автономным во внутреннем самоуправлении. Одновременно этот договор предусматривал начало совместной войны России и Запорожского войска против Речи Посполитой. Отдельной статьей предусматривалась и совместная оборона русских войск, запорожцев и донского казачества от набегов Крымского ханства.

Результаты мартовского договора 1654 года сказались почти сразу - уже летом того года русские войска, пользуясь тем, что силы поляков были отвлечены борьбой с казаками Хмельницкого, с боем вернули город Смоленск. Начавшаяся большая война с Речью Посполитой была долгой и трудной, продлившись 13 лет. Русские войска, действовавшие в союзе с казаками, доходили до Каунаса, Бреста и Львова, захватывали город Люблин, сполна отомстив за польские набеги Смутного времени. Полякам тогда удалось отстоять часть своих владений - однако, по итогам долгой войны они уступили России город Киев, всю территорию по левому берегу Днепра и Смоленские земли.

Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в 1795 г. Уже 23 октября 2 ноября 1653 г.

Русское царство торжественно объявило в Москве войну Речи Посполитой за освобождение Украины и Белоруссии.

На следующий день, утром 8 18 января, собралась старшинская рада. Руководители казачества единогласно высказались за соединение Украины и России. Днем того же дня собралась открытая рада. Богдан Хмельницкий выступил с речью, доказывающей необходимость присоединения к России в целях безопасности украинского народа и защиты его от польского гнета.

Лимиты вечного единства (ВИДЕО)

Президент Польши ранее объяснил антироссийскую политику Варшавы. По его словам, Польша говорит «нет» русскому миру, поскольку часть страны находилась под властью царской России 123 года. Что угодно, но только не РФ, сказал Дуда. Ранее польское издание Niezalezny Dziennik Polityczny заявило о попытке властей страны остановить лавину увольнений из армии. План создания 300-тысячной армии является приоритетом для главы Минобороны Польши Мариуша Блащака, но при его реализации возникли проблемы.

Мы собрали сегодня явную всему народу раду, чтоб вы избрали из четырех государей себе государя. Первый - царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй - хан крымский; третий - король польский, четвертый - православный Великой Руси, царь восточный. Турецкий царь басурман, и сами знаете: какое утеснение терпят братия наша христиане от неверных. Крымский хан тоже басурман. Мы по нужде свели было с ним дружбу и через то приняли нестерпимые беды, пленение и нещадное пролитие христианской крови.

Об утеснениях от польских панов и вспоминать не надобно; сами знаете, что они почитали жида и собаку лучше нашего брата-христианина. А православный христианский царь восточный одного с нами греческого благочестия: мы с православием Великой Руси единое тело церкви, имущее главою Иисуса Христа. Этот великий царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в Малой Руси, не презрел наших шестилетних молений, склонил к нам милостивое свое царское сердце и прислал к нам ближних людей с царской милостью. Возлюбим его с усердием. Кроме царской высокой руки, мы не найдем благотишнейшего пристанища; а буде кто с нами теперь не в совете, тот куда хочет: вольная дорога». Раздались восклицания: «Волим под царя восточного! Непосредственно 8 января на верность царю присягнули 284 казака. После этого в течение довольно длительного времени шел процесс приведения жителей Запорожской Сечи к присяге. В некоторых местах это происходило насильственным путем.

Единого мнения среди казаков не было, многие опасались менять «польских панов» на русских бояр. Текст соглашения между представителями Гетманщины и Русского царства разрабатывался на протяжении двух месяцев после Переяславской Рады. Его лично редактировал Богдан Хмельницкий. Подписан договор был 14 24 марта 1654, одобрен Алексеем Михайловичем 27 марта 6 апреля. Этот документ вошел в историю под названием «Мартовские статьи». В нем фиксировался переход Запорожской Сечи в состав российского государства, а также определялось автономное положение этих территорий. Содержание «Мартовских статей»: сохранялся выборный характер высших воинских званий в Гетманщине, а также самостоятельность судов. Определялась численность казачьего войска в составе 60 тысяч человек. Сбор местных податей ставился под контроль царских чиновников.

Подтверждались вольности местного населения, в том числе не только казаков, но и мещан, а также представителей православного духовенства.

Вместе с тем депутат выразил уверенность, что празднование Великой Победы обязательно вернется на Украину с датой 9 мая, но это произойдет только тогда, когда будет свергнут нынешний режим. Украинские власти продолжают курс на разрыв связей с Россией и отказ от общей истории. Еще в 2014 году в стране было отменено празднование Дня защитника Отечества 23 февраля.

Я ему сказал, Владимир, вспоминая нашу историю, как разошлись наши пути, умоляю, когда вы победите Россию, ведите их в Переяслав. Они должны подписать договор именно там, перечеркнув тем самым годы российского, а затем советского влияния в Украине — цитирует издание президента Польши. Дуда имел в виду город в Бориспольском районе Киевской области. В 1654 году в Переяславе гетман Богдан Хмельницкий поклялся в том, что «неотступно быть им с землей и городами под большой рукой царя московского». Анджей Дуда ранее заявил, что конфликт на Украине в конечном счете завершится за столом переговоров.

Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада

Предлагаемая вниманию читателей работа В. М. Мякотина «“Переяславский договор” 1654-го года» рассматривает характер соглашения Богдана Хмельницкого с правительством царя. Что Россия приобретает от своего участия в сделке и какие проблемы могут поставить договор под угрозу? ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Переяславский акт 8 (18) января 1654 г. принадлежит к числу одного из наиболее заидеологизированных. Пользователь varjag2007su сослался на вашу запись в своей записи «Как, гм, козаки в 1992 году Переяславский договор расторгали.» в контексте: [ ] рассказывает как, гм, козаки в 1992. Переяславское соглашение в современной историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология».

Переяславская рада 1654 года. Час истины.

Однако вести войну с регулярной польской армией было тяжело, и к 1653 году восставшие уже теряли город за городом, крепость за крепостью. Оставалось — либо погибнуть, либо сдаться на милость победителя, либо же воззвать о помощи. Восставшие гибнуть или сдаваться не желали, а потому обратились к соседнему с Польшей Российскому царству. Да и к кому можно было еще обращаться за помощью?! Только к Османской империи. Но тогда, малороссийским жителям пришлось бы забыть о своей вере и о своих традициях вовсе… Зато народы Великой и Малой Руси, несмотря на несколько веков политического разделения, продолжали сохранять свое единство. Прежде всего, сохранялось единое духовное пространство, ибо и там, и там население было православным, более того, истово хранящим веру своих предков. Сохранялось единство церковное, ведь вопреки всем католическим поползновениям, основная часть малороссийского населения оставалась в пределах Православной Церкви. Оставалось единым культурное пространство, и недаром во второй половине XVII в.

Даже языковое пространство во многом было едино, ибо и в Великой и в Малой Руси говорили на одном языке, различаемом только диалектными своеобразиями. Хранилось и единство исторической памяти, недаром жители правого берега Днепра называли себя "русинами", а землю свою — "русской", тогда как левый берег именовали "московским"… Так что теперь дело оставалось только за воссозданием единства политического… Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство. Но Москва пребывала в раздумьях. В самом деле, возвращение Малороссии в состав Российского царства — это исполнение важной части политической программы нескольких поколений московских государей. Однако решение Москвы о принятии в подданство Малороссии, означало и новую войну с Польшей, которая, конечно же не хотела расставаться со столь богатыми землями. Наконец, в день Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1653 года в Москве состоялся Земский собор, который решил разорвать "вечный мир" с Польшей и "приговорил" "чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные христианские веры и святых Божиих церквей…" И уже вскоре, 8 января 1654 года, в древнем русском городе Переяславле, именовавшийся в летописях нередко Переяславлем-Русским, состоялась Рада Запорожского Войска, которая приняла решение о переходе Малороссии Войска Запорожского с землями и городами в подданство русского государя. А затем запорожский гетман Богдан Хмельницкий, казацкая старшина и все жители Малороссии принесли присягу на верность русскому государю Алексею Михайловичу и всем его наследникам "на веки". Конечно, решение Переяславской Рады, вскоре одобренное русским государем Алексеем Михайловичем, принявшим под свою "высокую руку" малороссийские земли, не означало моментального вхождение Малороссии в состав Российского царства.

И предстояли еще более чем сто лет борьбы. Так, русско-польская война 1653—1667 гг. Но дело было начато тогда — в середине XVII века, в Москве и в Переяславле… Сегодня мы представляем некоторые исторические документы, положившие то самое начало… С. И по тайной раде, которую имел гетман с полковники своими, и с утра того ж дни, во второй час дни, бито в барабан с час времяни на собрание всего народа слышати совет о деле, хотящем свершитися. И как собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про гетмана и про полковников, а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи и ясаулы, писарь и все полковники. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковой велел всем моляать. Потом, как все умолкли. Начал речь гетман ко всему народу говорить: "Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне!

Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже всм нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турецкий, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый — хан крымский; третий — король польский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя.

Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, — никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет — вольная дорога". К сим словам весь народ возопил: "Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати! Потом гетман молвил: "Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою! Боже укрепи!

Чтоб есмы во веки вси едино были! Документы и материалы в трех тт.

Однако формально эта территория была включена в состав Речи Посполитой только в 1726 году. Причем к тому времени Курляндия уже оказалась в сфере российского влияния и в ней правил ставленник Российской империи. Теперь к вопросу о Переяславском «международном» договоре и его «нарушении». В 1648 году на юго-восточных землях Речи Посполитой вспыхнуло крестьянское восстание, ядром которого выступило запорожское казачество. Восставшие во главе с Богданом Хмельницким добились значительных успехов, чему способствовала широкая экономическая и финансовая помощь со стороны Русского царства. Вскоре после начала восстания русский царь Алексей I официально признал гетмана Войска Запорожского и после этого оказывал ему еще и дипломатическую поддержку.

Когда же Речь Посполита собралась с силами и положение восставших стало критическим, Хмельницкий прислал царю посольство с прошением принять «всю Малороссию его и все Войско Запорожское в вечное свое твердое владение, подданство и покровительство». В 1653 году Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о принятии запорожских казаков в подданство Русского царства. Для проведения дальнейших переговоров к Хмельницкому были отправлены русские послы. В городе Переяславе сегодня в Киевской области в присутствии русских послов состоялось совещание гетмана со своей старшиной. Руководство казачества поддержало решение перейти в русское подданство. После этого в Москву вновь отправились казацкие послы. В марте 1654 года они передали Алексею I челобитную, в которой содержалась просьба о сохранении казацких вольностей и льгот. Царь наложил на челобитную одобрительную резолюцию, тем самым юридически оформив принятие казаков в свое подданство.

Это решение получило название Мартовские статьи.

В итоге Русское царство и Речь Посполита в 1667 году подписали Андрусовское перемирие 1667 года, а в 1686 году Московский мирный договор, вошедший в историю под названием «Вечный мир». В соответствии с этими соглашениями под юрисдикцию Москвы перешли город Киев, современные Черниговская, Полтавская, Запорожская области, часть Сумской, Черкасской, Киевской, Кировоградской областей. За это Русское царство уплатило компенсацию в размере 346 тысяч рублей, или около 17 тонн чистого серебра. В свою очередь Российская империя обязалась выплатить долги Варшавы на сумму 16 млн гульденов, или более 188 тонн чистого серебра. Кроме того, Российская империя заплатила 750 тысяч червонцев, или около 3 тонн золота 986-й пробы, за приобретение Курляндии. Как видим, Российская империя приобрела территорию современной Украины без Галичины, Закарпатья и юго-востока у Речи Посполитой. При этом за все приобретенные земли уплатила колоссальную по тем временам сумму в 205 тонн чистого серебра и 3 тонны золота высшей пробы. Конечно, можно, пусть и символически, отменить соглашения с Речью Посполитой.

Но в таком случае придется вернуть всю сумму, уплаченную Российской империей и пересчитанную с учетом инфляции, плюс проценты. В то же время только невежеством провокацию Дуды не объяснить. У этой провокации есть и другие причины. Происходит идеологическая подготовка к созданию нового антироссийского альянса, в который помимо Украины и Польши должна войти Прибалтика. В рамках этого проекта на ходу изобретают «исторические традиции», «включив» в Речь Посполитую Латвию и даже Эстонию. Попутно демонизируют Россию, приписывая ей «нарушение» несуществующего Переяславского договора. И не важно, что подобная «трактовка» прошлого звучит как откровенный абсурд.

Запорожское войско отныне признавало подданство российского монарха, но оставалось автономным во внутреннем самоуправлении. Одновременно этот договор предусматривал начало совместной войны России и Запорожского войска против Речи Посполитой. Отдельной статьей предусматривалась и совместная оборона русских войск, запорожцев и донского казачества от набегов Крымского ханства.

Результаты мартовского договора 1654 года сказались почти сразу - уже летом того года русские войска, пользуясь тем, что силы поляков были отвлечены борьбой с казаками Хмельницкого, с боем вернули город Смоленск. Начавшаяся большая война с Речью Посполитой была долгой и трудной, продлившись 13 лет. Русские войска, действовавшие в союзе с казаками, доходили до Каунаса, Бреста и Львова, захватывали город Люблин, сполна отомстив за польские набеги Смутного времени. Полякам тогда удалось отстоять часть своих владений - однако, по итогам долгой войны они уступили России город Киев, всю территорию по левому берегу Днепра и Смоленские земли.

Мякотин В.: «Переяславский договор» 1654-го года

Переяславский договор После отъезда Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий на каких они хотели бы перейти в подданство Русского царя. Такое истолкование сути Переяславских соглашений неприемлемо для Р. Лащенко, и он утверждает, что: "При тех же связях, которые намечались пактами Переяславского договора. Событие шестивековой давности называлось Переяславской радой и считалось в Российской империи и СССР началом воссоединения Украины с Россией. еще в январе 1654 года в городе Переяславе запорожские казаки присягнули на верность русскому царю, и теперь предстояло.

Переяславская рада 1654 года: причины проведения и итоги

В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу «Переяславский договор» 1654-го года от автора (ISBN: 978-5-44-753868-2) по низкой цене. Как бы то ни было, Переяславский договор был заключен и подписание его стало поворотным пунктом в истории Украины, России и всей Восточной Европы. Что Россия приобретает от своего участия в сделке и какие проблемы могут поставить договор под угрозу? Переяславское соглашение в современной историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология». Даже в научных публикациях нередко можно встретить упоминание «переяславского договора» или «соглашения». Послов возглавляли ветераны боев с поляками, которые привезли заключённый в Переяславе договор, предусматривавший начало совместной войны России и Запорожского войска против.

Переяславская рада 1654 года. Час истины.

Это поможет другим покупателям сделать правильный выбор. Венедикта Александровича Мякотина 1867—1937 гг. Это действительно серьезные и талантливо написанные исследования, без которых трудно представить взаимосвязь и полную картину истории Украины и России и их взаимосвязь. Предлагаемая вниманию читателей работа В.

Подписаться Какие территории добровольно присоединились к России Неприятели часто называют нашу страну «тюрьмой народов», но на деле многие земли входили в состав России добровольно. Башкортостан Территория: От левого берега Волги на юго-западе до верховьев Тобола на востоке, от реки Сылвы на севере до среднего течения Яика на юге. Когда: 1557 год.

Причины: У башкирских племен не было собственного государства, они входили в состав Ногайского, Казанского, Сибирского и Астраханского ханств, которые переживали в то время период феодальной раздробленности, что негативно сказывалось на положении башкир. Несмотря на ослабление ханств Россией в первой половине XVI века, недоброжелательные соседи вовсе не собирались отказываться от своей власти над башкирами и последние решили искать покровительства мощного союзника — Русского государства. Договор: «Жалованные грамоты». Условия договора: При вхождении в состав Русского государства башкиры могли свободно распоряжаться своей территорией, иметь собственную армию, администрацию, религию, но обязывались платить ясак и выделять солдат для российском армии. Россия, в свою очередь, обеспечивала башкирам полную защиту от внешних врагов. Грузия Территория: Картли-Кахетинское царство восточная Грузия.

Когда: 1801 год. Причины: По итогам русско-турецкой войны 1768-1774 правитель Картли-Кахетинского царства попросил принять его страну под покровительство православной России и спасти от притязаний мусульман: «удостойте нас ныне таким покровительством, дабы всем, … видно было, что я нахожусь точным подданным российского государства, и мое царство присовокуплено к Российской империи».

Попытавшись полностью порвать связи с Россией, Украина потерпела неудачу в экономическом и политическом плане. Украинская экономика была интегрирована в экономику Советского Союза. Она производила разнообразные товары и услуги. Хотя по западным меркам ее продукты казались устаревшими, они были надежными и дешевыми. Россия была для Украины естественным рынком.

Но Киев решил вступить в Евросоюз. Между тем Евросоюзу это было неинтересно, и Украина потеряла российский рынок. В результате ее экономика сократилась до такой степени, что утратила способность определять собственное будущее. Украина оказалась в крайне неблагоприятном положении: чтобы выжить, ей нужна была финансовая помощь Соединенным Штатов и Западной Европы. Чтобы произвести впечатление на своих спонсоров, украинские лидеры попытались убедить мир в том, что их миссия — защита демократии. К сожалению, их приверженность демократии ограничивалась лишь громкими заявлениями. Будучи незрелым и неопытным в политическом смысле, украинский народ раз за разом выбирал себе лидеров, для которых демократия была главным образом инструментом личного обогащения.

Повсеместная коррупция стала фундаментальной необходимостью, главным условием функционирования системы власти. Отличительной чертой Украины является хищение экономической помощи и природных ресурсов. История, географическое положение, состояние экономики и особенности внутренних институтов предопределяют поведение Украины на международной арене. Поскольку ей не хватало стратегического видения и опыта в геополитике, она не сумела как следует разобраться в ситуации, когда начала настаивать на вступлении в НАТО — якобы из соображений безопасности.

Следующая статья интересна тем, что в ней по существу говорится о причинах, побудивших гетмана и казацкую старшину перейти в подданство русского царя: "17. Прежде сего от королей полских никакова гонения на веру и на волности наши не было, всегда мы всякого чину свои волности имели, а для того мы верно и служили; а ныне, за наступленье на волности наши, понуждени его царскому величеству под крепкую и высокую руку поддатца: прилежно просити имеют послы наши, чтоб привилья его царское величество нам на хартиях писаные, с печатьми вислыми, един на волности казацкие, а другой на шляхетцкие дал, чтоб на вечные времена непоколебимо было. А когда то одержим, мы сами смотр меж себя имети будем, и кто казак, тот будет волность казацкую иметь, а кто пашенной крестьянин, тот будет должность обыклую его царскому величеству отдавать, как и прежде сего. Такоже и на люди всякие, которые его царскому величеству подданные, на каких правах и волностях имеют быти. Государь приказал и бояре приговорили быть по их челобитью". Как видим, верхушка казачества, переходя в подданство русского царя, заботилась только об обеспечении своих сословных привилегий, и намеревалась при этом оставить наиболее многочисленную часть малорусского населения — крестьянство — в его прежнем состоянии. О митрополите помянути имеют, как будут разговаривати, и о том послом нашим изустный наказ дали есмо. Государь указал и бояре приговорили: митрополиту на маетности его, которыми ныне владеет, дать жаловалную грамоту". Статьи 19-я и 20-я касались чисто военных вопросов и содержали просьбы о высылке войска к Смоленску, а также, чтобы "намного люду" по рубежу "от Ляхов" было с 3000, или по воле царя, и больше. Этим пунктам соответствует статья 8-я от 21 марта. В статье 21-й говорилось о выплате жалованья Войску Запорожскому, на что была дана резолюция "Отговаривать", и подробные разъяснения на сей счет приводились в статье 9-й от 21 марта. В статье 22-й речь шла о действиях на случай вторжения крымской орды. Статья 23-я содержала просьбу о снабжении "кормами и порохом" крепости Кодак. Этим двум последним статьям соответствуют статьи 10-я и 11-я в редакции от 21 марта. В перечне статей, представленных войсковыми посланниками боярам 21 марта, первой шла статья с просьбой о том, чтобы власть в городах и сбор налогов в царскую казну осуществлялись местными людьми. Эта статья получила резолюцию, по существу аналогичную той, что была дана на статью 4-ю в перечне, поданном 14 марта. Просьба была удовлетворена с оговоркой, что сбор налогов в государеву казну будет проводиться под надзором присланных царем чиновников. В статье 2-й предлагались на утверждение государю размеры денежного содержания чинам казацкой старшины: "Писарю войсковому чтоб, по милости царского величества, 1000 золотых полских для подписков давать, а на судей войсковых по 300 золотых полских, а на писаря судейского по 100 золотых полских, на писаря да на хоружего полкового по 50 золотых, на хоружего сотницкого 30 золотых, на бунчужного гетманского 50 золотых". Государь утвердил предложенные суммы, при условии, чтобы давать те деньги из "тамошних доходов". В статье 3-й говорилось о выделении писарю, судьям войсковым, полковникам, есаулам войсковым и полковым по мельнице "для прокормленья, что росход имеют великий". Государь пожаловал, "велел быть по их челобитью". В статье 4-й шла речь о выделении средств на "поделку наряду войскового и на пушкарей" и т. Государь велел давать из "тамошних доходов". Статья 5-я была посвящена вопросу внешних сношений, которому украинские авторы уделяют особое внимание, ибо наличие этого пункта, по их мнению, свидетельствует о межгосударственном характере Переяславских соглашений 1654 г. Приведем полностью эту статью и резолюцию, данную на нее в редакции от 21 марта: "5. Послы, которые издавна к войску запорожскому приходят из чюжих краев, чтоб гетману и войску запорожскому которые к добру были, волно приняти; а толко чтоб имело быть противно царского величества, то должны они царскому величеству извещати. По сей статье царское величество указал: послов о добрых делех принимать и отпускать; а о каких делех приходили и с чем отпущены будут, о том писать к царскому величеству подлинно и вскоре. А которые послы присланы от кого будут царскому величеству с противным делом, и тех послов и посланников задерживать в войске и писать об них о указе к царскому величеству вскоре ж, а без указу царского величества назад их не отпускать. А с турским салтаном и с полским королем без указу царского величества не ссылатца". Таким образом гетман получал ограниченное право дипломатических сношений с другими государствами. Ограниченное в том смысле, что он мог только принимать послов, приезжающих к нему из других стран, но не мог посылать в другие страны своих послов об этом гетман, впрочем, и не просил , а кроме того он не получал права самостоятельных сношений с противниками Русского государства — Турцией и Польшей. Предоставленное гетману в обозначенных рамках право внешних сношений не являлось обстоятельством, исключительным для тогдашнего Русского государства. Учитывая огромную территорию и плохое состояние дорог, приграничные воеводы имели право принимать и отпускать послов из соседних стран с последующим извещением об этом государя, если дела, с которыми приезжали эти послы, не являлись делами государственной важности, и могли быть решены на месте. Поэтому на основании отдельно взятой статьи соглашений 1654 г. В статье 6-й говорилось: "О митрополите киевском посланником изустный наказ дан. А в речах посланники били челом, чтобы царское величество пожаловал, велел дать на его маетности свою государскую жаловалную грамоту. Царское величество пожаловал: митрополиту и всем духовного чину людем на маетности их, которыми они ныне владеют, свою государскую жаловалную грамоту дать велел". В статьях 7-й и 8-й речь шла о высылке войск против поляков. Вопрос о выплате жалованья Войску Запорожскому статья 9-я так и не получил разрешения. По этому поводу давались разъяснения, что, вступив в войну, государь и так уже несет большие расходы на содержание войска, к тому же гетману напоминали, что во время "разговоров" в Переяславе он, гетман, предлагая установить численность казацкого войска в 60 тысяч человек, уверял, что жалованья у государя для этого войска просить не будет. Также разъяснялось, что пока царскому величеству неведомо, какие в Малой России доходы, и только когда посланные царем дворяне "доходы всякие опишут и сметят, и в то время о жалованье на войско запорожское, по розсмотренью царского величества, и указ будет". В статье 10-й говорилось о действиях против крымской орды, а в статье 11-й о снабжении крепости Кодак. Вышеприведенные статьи вошли в историю под названием "мартовских статей 1654 г. В жалованной грамоте Войску Запорожскому в частности говорилось: "... И мы великий государь, наше царское величество, подданного нашего Богдана Хмелницкого, гетмана войска запорожского и все наше царского величества войско запорожское пожаловали, велели им быти под нашею царского величества высокою рукою, по прежним их правам и привилиям, каковы им даны от королей полских и великих князей литовских, и тех их прав и волностей нарушивати ничем не велели, и судитись им велели от своих старших по своим прежним правам а наши царского величества бояря и воеводы в те их войсковые суды вступати не будут ". Из приведенного текста со всей очевидностью следует, что царь смотрел на гетмана как на своего подданного, а на Войско Запорожское как на свое войско, а не войско союзного государства. Отдельные украинские авторы заявляют, что в соответствии с Переяславскими соглашениями 1654 г. Но из содержания указанной Жалованной грамоты явствует, что в царском подданстве за Войском Запорожским сохранялись прежние права и привилегии, данные от королей польских и великих князей литовских. А кроме того добавлялись те, которые были предложены царю в "просительных статьях" и получили утверждение государя. В Жалованной грамоте говорилось, что гетману и всему "войску запорожскому быти под нашею царского величества высокою рукою, по своим прежним правам и привилиям и по всем статьям, которые писаны выше сего". Со своей же стороны, гетман и Войско Запорожское обязывались служить государю и всем его наследникам, находясь в их воле и послушанье на веки: "И нам великому государю и сыну нашему, государю царевичю князю Алексею Алексеевичю и наследником нашим служити и прямити и всякого добра хотети и на наших государских неприятелей, где наше государское повеленье будет, ходити и с ними битись и во всем быти в нашей государской воли и послушанье на веки". В Жалованной грамоте малороссийской шляхте было, в частности, сказано: "Божиею милостию, мы великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя Росии самодержец полный титул , пожаловали есмя нашие царского величества отчины Малые Росии жителей, людей стану шляхетцкого: [... Здесь русский царь прямо называет Малую Россию своей отчиной, рассматривая малороссийскую православную шляхту, принесшую присягу на верность государю, как своих подданных, и подтверждая ее прежние права и привилегии. Кроме указанных двух грамот, утверждавших права сословий — казачества и шляхты, были выданы также грамоты на пожалование имений лично Б. Хмельницкому, о чем он просил государя в своих челобитных. И били челом нам великому государю, нашему царскому величеству, он гетман Богдан Хмелницкий: что наперед сего от королей полских дано было войска запорожского на гетманскую булаву староство чигиринское со всеми к нему приналежностями, [... И мы великий государь [... Также государь "подданного нашего Богдана Хмелницкого, гетмана войска запорожского, за православную християнскую веру и за святые Божии церкви крепкое и мужественное стоянье, и к нам великому государю и ко всему нашему царского величества Росийскому государству многие и верные службы: что в нынешнем 162 году то есть 7162 г. Также государь пожаловал "подданному нашему Богдану Хмелницкому", "прежними своими вотчинами, Суботовым и Новоселками владеть по прежнему, как за ним было наперед сего и по сей нашей государской жаловалной грамоте, свободно". Кроме того государь пожаловал гетмана "маетностями его Медведовкою и Борками и Каменкою велели ему владети во всем по тому, как об них в королевских привилиях написано". Итак, если в Переяславе в январе 1654 г. Эти пожелания прежде всего сводились к подтверждению и расширению прав того сословия, к которому принадлежали сам гетман и старшина, а именно — реестрового казачества. При этом на утверждение государя выносились даже такие детали как суммы должностных окладов для чинов казацкой старшины, тогда как о правах других сословий говорилось в самых общих чертах в том смысле, что им подтверждаются прежние права. Для самого многочисленного сословия — для крестьянства, принимавшего, кстати, активное участие в восстании, поднятом Б. Хмельницким, это означало, что крестьянство, не имея никаких прав раньше, не приобретало вообще ничего, и должно было остаться в прежнем состоянии, что не просто подразумевалось, а и непосредственно оговаривалось в статье 17-й от 14 марта. Из содержания утвержденных в Москве в марте 1654 г. Потому что и в "мартовских статьях", и в жалованных грамотах последовательно проводится мысль о том, что Малая Россия как "отчина" русского царя, переходит в подданство государя и всех его наследников на вечные времена. При этом русский царь становился по отношению к Малой России в такое же положение, какое перед тем занимал польский король. В распоряжение царя передавались все имения, находившиеся на малороссийской территории, и царь получал право раздавать их по своему усмотрению. Гетман и представители казацкой старшины должны были обращаться к государю с просьбами не только о пожаловании им новых имений, но и о подтверждении прав на те "маетности", которыми они владели прежде. Уже сам по себе этот факт не оставляет камня на камне от утверждений украинских авторов, заявляющих о том, что в Переяславе в 1654 г. Но можно ли, находясь в здравом уме, и не ставя своей целью обманывать читающую публику, полагать, что глава суверенного государства стал бы обращаться к главе другого государства, являющемуся всего лишь его военным союзником, с просьбами о пожаловании имений, размещенных на своей же собственной территории, да еще при том, что часть этих имений ему и так уже принадлежала? Переяславские соглашения и составленные на их основании "статьи", утвержденные в Москве, предусматривали, что в малороссийские города будут посланы царские воеводы, и в Малороссии будут собираться налоги в царскую казну. Непосредственным сбором этих налогов должны были заниматься представители местных властей, но над ними предполагалось установить контроль со стороны присланных царем чиновников. Русский царь подтверждал и жаловал права отдельным сословиям — казачеству, шляхте, мещанству, духовенству, но нигде в "мартовских статьях" и в жалованных грамотах 1654 г. В соответствии с этими актами на малороссийской территории сохранялись органы сословного управления и суда — свои для казачества, свои для шляхты. Вслед за тем некоторым малороссийским городам, по их просьбам, было подтверждено царскими грамотами магдебургское право, ранее им предоставленное. К примеру, в то время, когда в Москве находились посланцы гетмана, туда же прибыла депутация от города Переяслава с просьбой к государю о подтверждении их городу прав и привилегий, данных польскими королями. С отдельной просьбой о подтверждении своих прежних прав обратились к царю и представители переяславских цеховых ремесленников. Государь велел выдать и тем, и другим жалованные грамоты, подтверждающие их прежние права и привилегии. Также малороссийскому духовенству был выдан ряд царских жалованных грамот. Непосредственно к царю обращались с просьбами о подтверждении своих прав на прежние имения, а также о пожаловании новых, и просто отдельные лица.

Дуда призвал Зеленского «принять капитуляцию» России в Переяславе

Договор: Переяславский договор. Условия договора: Украина включалась в состав Русского государства, местная украинская администрация признавалась органом Русского государства. На нем писана Русская Правда, на нем писали и литвины Гедемин и Витовт, на нем написан и Переяславский договор. Пользователь varjag2007su сослался на вашу запись в своей записи «Как, гм, козаки в 1992 году Переяславский договор расторгали.» в контексте: [ ] рассказывает как, гм, козаки в 1992. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу «Переяславский договор» 1654-го года от автора (ISBN: 978-5-44-753868-2) по низкой цене.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий