Предыдущие парламентские выборы в Иране прошли в 2020 году, тогда не допустили до участия более 7 тыс. кандидатов — почти половину из тех, кто подавал заявки на регистрацию.
В Иране начались парламентские выборы
В состоявшихся в пятницу парламентских выборах и выборах в Ассамблею экспертов в Иране приняли участие более 25 млн человек, что составляет 41 процент от общего числа имеющих право голоса, п. Представители реформаторов и умеренных консерваторов, поддерживающих курс президента Ирана Хасана Рухани, получили большинство по итогам выборов в парламент, состоявшихся 26 февраля. Сторонники реформ вообще отказались от участия в выборах, поскольку сочли их непрозрачными. Смотрите видео от 21 Апреля 2024 «Чего добились Иран и Израиль и старт парламентских выборов в Индии. Выборы в Иране, будь то муниципальные, парламентские или президентские, не являются ни свободными, ни справедливыми.
Please wait while your request is being verified...
Второй тур выборов в Меджлис парламент стартовал в пятницу в Иране. Об этом сообщило агентство ISNA. Голосование на участках началось в 08:00 по местному времени 06:30 мск и продлится в течение 10 часов.
Это означает, что за оппозиционных кандидатов проголосовало всего около трети населения.
Поэтому консерваторы не могут не понимать, что их легитимность также находится под вопросом. Эксперт предположил, что, учитывая сложное внешнеполитическое и внутреннее положение страны, Тегеран вряд ли в ближайшее время будет предпринимать резкие действия на внешнеполитической арене. Сейчас здесь ждут итогов выборов в США, запланированных на ноябрь 2020 года, а также предстоящих президентских выборов в Иране, которые состоятся в мае 2021 года.
Сажин напомнил, что в настоящее время идет пятый этап выхода Ирана из Совместного всеобъемлющего плана действий. В свою очередь, в январе 2020 года Великобритания, Франция и Германия объявили о запуске Механизма разрешения споров в рамках СВПД в соответствии со статьей 36 этого документа. В перспективе это означает восстановление санкционного режима против страны.
Кроме того, 21 февраля Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег FATF внесла Иран в черный список государств, не отвечающих международным требованиям в области борьбы с отмыванием грязных денег и финансированием терроризма. Незадолго до этого, в октябре 2019 года, FATF предложила Тегерану четвертую по счету отсрочку в обмен на то, что республика до февраля 2020 года присоединится к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности Палермской декларации и Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Впрочем, «принципиалисты», как называют последовательных противников уступок странам Европы и США, могут, конечно, предпринять рискованный шаг, окончательно выйдя из СВПД и Договора о нераспространении ядерного оружия ДНЯО и начав восстанавливать потенциал, необходимый для изготовления ядерного оружия, что дополнительно осложнит и без того непростую ситуацию в регионе.
Заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев заявил, что сейчас перед Ираном стоит дилемма — либо продолжать постепенно наращивать предпосылки для создания ядерного оружия, либо предпринять форсированные шаги в этом направлении. Другой вопрос, что для Тегерана выход из СВПД в целом нежелателен, поскольку приведет к осложнению ситуации во всем регионе Ближнего и Среднего Востока. Евсеев считает, что нынешний состав меджлиса вполне может способствовать подобным решительным шагам.
Дополнительным стимулом к этому могут стать итоги Мюнхенской конференции по безопасности, состоявшейся 14-16 февраля 2020 года.
В его состав вошли консервативные шиитские богословы, а экс-президент Хасан Роухани так и не смог участвовать в выборах. Главной задачей новых властей станет решение социально-экономических проблем и обеспечение безопасности в условиях конфликта с Западом. Высокие должностные лица страны, включая верховного лидера и президента, призвали граждан проявить активность на выборах. Однако явка оказалась ниже, чем на предыдущих выборах, что свидетельствует о недовольстве иранского населения текущей ситуацией.
В соответствии со статьёй 64 Конституции Ирана численность депутатов может увеличиваться каждые 10 лет не более, чем на 20 депутатов, с учётом демографических, политических, географических и других изменений в стране. До 2000 года меджлис состоял из 270 депутатов [3]. Депутатом может быть избран гражданин Ирана в возрасте от 30 до 75 лет ранее — от 26 до 75. Он должен быть практикующим мусульманином если не баллотируется от одного из религиозных меньшинств и сторонником Исламской Республики , присягнувшим на Конституции. Не допускают к участию в выборах граждан с «плохой репутацией», психическими заболеваниями, наркозависимых, признанных ранее виновными в коррупции, государственной измене, мошенничестве, торговле людьми и в нарушении законов шариата. Каждая кандидатура должна быть утверждена Советом стражей [5]. В 2023 году в избирательное законодательство были внесены изменения, вследствие которых на выборах 2024 года впервые проводилась предварительная регистрация кандидатов [6]. С января 2007 года минимальный возраст граждан, имеющих право голосовать, повышен до 18 лет [3]. Совет экспертов Совет экспертов состоит из 88 муджтахидов знатоков шариата, богословов , которые избираются путём прямого голосования на 8 лет. Из состава Совета его члены избирают главу государства — пожизненного Высшего руководителя и духовного лидера страны.
Выборы проходят в одномандатных и многомандатных округах, избранным считается факих , получивший больше всего голосов [7]. Предыстория Осенью 2022 года, после гибели 22-летней иранки, курдки по происхождению, Махсы Амини , задержанной полицией нравов за неправильно надетый хиджаб , по стране прокатилась волна протестов против жёстких религиозных законов и засилья духовенства [8].
В Иране завершились парламентские выборы
- Российский институт стратегических исследований
- В Иране начался второй тур парламентских выборов - ТАСС
- В Иране парламентские выборы прошли при рекордно низкой явке – 42% избирателей |
- Парламентские выборы в Иране - Pars Today
- В Иране проходит второй тур парламентских выборов | Новости политики
Парламентские выборы в Иране
- Иран на пути к революционному взрыву
- Явка на парламентских выборах в Иране составила 41%
- РОССИЙСКИЙ ФОНД СВОБОДНЫХ ВЫБОРОВ
- Больших потрясений в Иране сейчас не будет
Спикера парламента Ирана переизбрали на второй срок
Рекордно низкая явка на парламентских выборах зафиксирована в Иране | На парламентских выборах в Иране может победить оппозиция․По данным различных прогнозов, у оппозиционного лагеря хорошие шансы выиграть выборы после того, как Совет стражей конституции отклонил кандидатуры 75 процентов умеренных кандидатов. |
Парламентские выборы в Иране: стартовала регистрация кандидатов | Выборы в Иране, будь то муниципальные, парламентские или президентские, не являются ни свободными, ни справедливыми. |
alexvlad7 • Судьбоносная пятница: в Иране избирают новый парламент и совет экспертов | В нынешнем парламенте Ирана, избранном в 2020 году, доминируют консерваторы и ультраконсерваторы. |
Анализ выборов в иранский парламент и совет экспертов лидера 2024 года | При проведении парламентских выборов внесение избирательного залога либо представление подписей избирателей в поддержку выдвижения лица в качестве кандидата на парламентских выборах Конституцией Ирана и законодательством о выборах не предусмотрено. |
В Иране стартовал второй тур парламентских выборов
Если реформисты действительно представляют собой подлинное политическое течение и верят в демократию, они должны сделать все возможное, чтобы повысить процент участия в выборах». Обсуждая призыв верховного лидера аятоллы Али Хаменеи к повышению уровня участия в выборах, Имен-Абади добавил: «Лидер революции недавно сделал важные замечания относительно уровня участия в выборах, но Министерство внутренних дел, Совет стражей, «Голос и видение Исламской Республики», государственное информационное агентство Ирана, «и другие институты ничего не сделали для реализации пожеланий лидера. Народу ясно, что фракция, контролирующая кабинет министров и парламент, не заинтересована в максимальном расширении участия населения в выборах». Выступая с критикой в адрес режима, Имен-Абади сказал: «В Иране, когда кандидата дисквалифицируют, он не получает никаких объяснений, почему его дисквалифицировали». Нападая на парламентское большинство, он продолжил: «Посмотрите, что происходит сегодня в парламенте. Парламент в основном озабочен Интернетом» он сказал это, ссылаясь на парламентские дебаты о том, как ограничить доступ населения к Интернету , он также обсуждает «вопрос о прическах девочек и женщин и тому подобное.
Парламентские выборы, назначенные на 1 марта 2024 года, не являются исключением, и, памятуя о протестах 2022-23 годов, иранские СМИ открыто спекулируют на тему уровня участия избирателей в выборах, опасаясь их повсеместного бойкота. Согласно исследованию американских социологов, наивысший уровень протестной активности в Иране проявляют наиболее густонаселенные регионы с развитыми социальными системами поддержки населения, с высоким процентом молодежи и образованного населения и с низким уровнем участия в выборах, — прим. Канани-Мокаддам сказал: «До выборов еще много времени, и многие события могут изменить политический пульс страны в положительную или отрицательную сторону.
Посмотрим, какие люди и какие группы считают себя вправе баллотироваться в парламент и регистрироваться в качестве кандидатов. Когда кандидаты будут известны, народ будет решать, участвовать ему в выборах или нет». Критикуя реформистский лагерь, он сказал: «Реформисты потеряли надежду на себя...
Судя по всему, поддерживающий Хасана Роухани «Список надежды» получит все 30 мест, выделенных для провинции Тегеран. Согласно предварительным данным, реформаторам и умеренным кандидатам также удастся укрепить свои позиции в Совете экспертов, который наделен правом выбирать духовного лидера страны. Оба представляют умеренное иранское духовенство.
Эксперты называют это поражение заходом эпохи его правления. Успех консерваторов связывают с обострением конфронтации с западом. Сторонники реформ вообще отказались от участия в выборах, поскольку сочли их непрозрачными.
В Иране проходят парламентские выборы
Нынешние парламентские выборы в Исламской республике Иран (ИРИ) проходят на фоне достаточно серьёзных проблем, переживаемых этой страной и её обществом. В этом году выборы в Иране проходят на фоне серьёзного кризиса в Палестине. Предыдущие парламентские выборы состоялись в 2020 году, и тогда регулятор блокировал участие около 7 тыс. человек. Ожидаемая низкая явка на парламентских выборах в Иране беспокоит правящую теократию: это подрывает её ДАЛЕЕ.
Выборы в парламент Ирана и Совет экспертов: исламская демократия проходит проверку на прочность
В пятницу в Иране проходят выборы в парламент, 7100 кандидатов ведут борьбу за 290 мест. Первые парламентские выборы в условиях серьезного усиления санкционного давления США пройдут в Иране в феврале. Парламентские выборы в Иране. Февраль 22, 2020 19:06 Europe/Moscow. Парламентские выборы в Иране: консерваторы побеждают. В Иране сегодня стартовали выборы в однопалатный парламент.
На парламентских выборах в Иране проголосовали менее половины избирателей
Спикер парламента Ирана также высоко оценил впечатляющую явку иранцев из всех слоев общества на парламентских выборах и в Ассамблею экспертов. Умеренные кандидаты — союзники президента Ирана Хасана Рухани набрали наибольшее количество голосов во втором туре парламентских выборов. Спустя год после начала масштабных антиправительственных протестов в Иране парламент страны одобрил закон «О хиджабе и целомудрии». 1 марта 2024 года в Иране состоялись выборы в Исламский консультативный совет (меджлис), состоящий из 290 депутатов, в также в насчитывающий 88 знатоков мусульманского права Совет экспертов.
Парламентские выборы в Иране выиграли сторонники президента Роухани
Теперь они тоже могут вовлекаться в процесс обеспечения подобающего ношения платка. С этим связан недавний скандал, когда некий мулла заснял женщину без платка в больнице, которая пришла туда с ребенком. На него тут же набросился и персонал, и другие женщины с требованием удалить эту запись. Очевидно, что этот человек собирался доложить «куда надо». Либо экономическая ситуация благоприятная, а с политическими и гражданскими правами как-то не очень, либо наоборот. Но сейчас, когда правительство очевидно не справляется с подъемом экономики, можно предположить, что оно фокусируется на соблюдении правил морали в попытке отвлечь внимание от экономических неурядиц. Впрочем, мне кажется, что на всеобъемлющий контроль просто не хватит ресурсов. Если ограничиваться патрулями полиции нравов и не привлекать какие-то существенные силы, то вряд ли у них что-то получится, тем более что патрули обычно состоят тоже из женщин. Представим, как, например, такой патруль подходит к девушке — вокруг них тут же соберется достаточно агрессивно настроенная толпа.
Были случаи, когда на представителей духовенства нападали окружающие мужчины, когда те пытались делать комментарии в отношении женской одежды. В целом, общество достаточно напряжено и в ряде случаев готово давать отпор. Хотя, конечно, последствия могут быть очень жесткие. Мы знаем, что после протестов 2022 года за убийство представителей власти повесили некоторое количество людей. Так что попытаться закрутить гайки власти могут, просто это ответ на очень краткосрочную перспективу, а что потом? Для чего необходим Совет экспертов, выборы в который прошли вместе с парламентскими Совет экспертов относится к религиозной вертикали власти в Исламской республике. В него входят 88 человек. Поскольку они обычно почтенного возраста и периодически уходят из жизни, то их число не всегда поддерживается на этом уровне.
Чем они занимаются большую часть времени, не очень понятно. По идее их задача — уравновешивать власть духовного лидера, например, консультировать по вопросам соответствия принимаемых законодательных и исполнительных актов нормам ислама. Важной функцией Совета Экспертов является определение кандидатуры нового духовного лидера. Но по сути в прошлый раз, в 1989 году, он не был вовлечен в процесс определения кандидатуры преемника. Решающий голос тогда принадлежал Али-Акбару Хашеми-Рафсанджани, одной из влиятельных фигур времен исламской революции, и другим приближенным соратникам аятоллы Хомейни. По сути, с его подачи Али Хаменеи и стал новым духовным лидером. Так что у Совета экспертов такого опыта, по сути, и нет. Но на протяжении всех этих лет Совет экспертов никак не критиковал его — он наоборот выдавал ему поощрительные сообщения, радуясь тому, что страна движется в правильном направлении.
Скорее, это орган, подконтрольный духовному лидеру, который сам имеет прямое или опосредованное влияние на определение кандидатов в Совет экспертов, — тех, кто будут ответственны за контроль его власти. Так что идей относительно того кто будет преемником Али Хаменеи, которому уже 89 лет и состояние здоровья которого, по сообщениям, оставляет желать лучшего, этот орган в публичное пространство не выдает. Кто может сменить Хаменеи на посту духовного лидера Можно долго спекулировать о наиболее вероятной кандидатуре. Прежде всего, основным претендентом на него долгое время считался Моджтаба Хаменеи, сын аятоллы Хаменеи. Тот, конечно, неоднократно говорил, что никто из его семьи на эту должность не претендует, однако и он, и сын принимают активное участие в работе госструктур. Впрочем, не факт, что Моджтаба Хаменеи выберет для себя эту роль. Он может оставаться за кадром и оттуда осуществлять свою власть и пользоваться влиянием. Нынешней президент Раиси — человек в черном тюрбане.
Инициатива, как сообщила полиция, введена по запросу со стороны отдельных граждан и общественных организаций. Фактически эти меры ознаменовали откат к допротестной реальности: на фоне уличных акций, начавшихся в сентябре 2022 года с требований ослабить религиозный дресс-код, полиция нравов не была полностью упразднена, однако фактически исчезла из поля зрения, скорее всего, чтобы не создавать лишнего фактора напряженности. Предстоящие парламентские выборы, вероятно, будут новым раздражителем в отношениях общества и власти, потому что они могут сузить политический ландшафт. Согласно этим оценкам, у членов умеренного и реформистского лагеря, которые являются оппонентами нынешней консервативной элиты, очень мало шансов на проход в меджлис из-за систематической работы высшего руководства страны над маргинализацией этих групп.
Когда кандидаты будут известны, народ будет решать, участвовать ему в выборах или нет». Критикуя реформистский лагерь, он сказал: «Реформисты потеряли надежду на себя... То есть даже если они пройдут фильтр Совета стражей и будут признаны квалифицированными кандидатами в парламент, они не получат голосов. Вот почему они уже заявляют, что «народ не будет участвовать в выборах!
Если реформисты действительно представляют собой подлинное политическое течение и верят в демократию, они должны сделать все возможное, чтобы повысить процент участия в выборах». Обсуждая призыв верховного лидера аятоллы Али Хаменеи к повышению уровня участия в выборах, Имен-Абади добавил: «Лидер революции недавно сделал важные замечания относительно уровня участия в выборах, но Министерство внутренних дел, Совет стражей, «Голос и видение Исламской Республики», государственное информационное агентство Ирана, «и другие институты ничего не сделали для реализации пожеланий лидера.
В одномандатном «этноконфессиональном» избирательном округе каждый избиратель имеет один голос, в многомандатном избирательном округе — такое число голосов, которое соответствует количеству подлежащих замещению депутатских мандатов. Если же число кандидатов меньше вышеуказанного критерия, повторное голосование не проводится, и окончательными результатами признаются итоги первого тура голосования. Избранным признается кандидат, получивший больше голосов избирателей, чем другой кандидат, то есть применяется мажоритарная избирательная система простого относительного большинства. Во втором туре голосования кандидату для избрания депутатом Меджлиса Исламского совета — парламента Ирана достаточно получить большинство голосов избирателей по отношению к другому кандидату. В 2023 году в Закон о выборах Меджлиса Исламского совета в более чем 50 его статей были внесены изменения и на этой основе принята новая его редакция обновленный законодательный акт был одобрен Советом стражей Конституции, и вступил в силу ; таким образом, очередные парламентские выборы 1 марта 2024 года проводятся по обновленному законодательству. Подготовка, проведение и контроль за парламентскими выборами осуществляется системой государственных Совет стражей Конституции и Министерство внутренних дел Ирана и избирательных комиссий. В систему избирательных комиссий Ирана, которые являются временными органами, образуемыми на период подготовки и проведения парламентских выборов, входят: Центральное избирательное управление Ирана, образуемое Министерством внутренних дел Ирана, провинциальные избирательные комиссии, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Участковые избирательные комиссии могут образовываться также в местах временного пребывания избирателей например, в лечебных учреждениях, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также в местах лишения свободы, в воинских частях.
В целом, образовано 65. Активным избирательным правом обладают граждане Ирана, достигшие возраста 18 лет и старше. При этом в соответствии с законодательством зарубежные иранские избиратели участие в голосовании на выборах депутатов Меджлиса Исламского совета не принимают. В Иране отсутствует централизованная государственная система регистрации избирателей; на практике, регистрация избирателей является пассивной и практически обязательной. В связи с отсутствием государственной системы регистрации избирателей каждый избиратель может принять участие в голосовании на любом избирательном участке по предъявлении документа сертификата о рождении. При проведении парламентских выборов регистрация избирателей проводится посредством биометрического дактилоскопического сканирования отпечатка указательного пальца правой руки избирателя. При проведении настоящих очередных парламентских выборов в списки избирателей включено около 60 млн. Таким образом, начиная с 1996 года, наблюдается резкий рост числа зарегистрированных избирателей — почти на 26 млн. При проведении выборов депутатов Меджлиса Исламского совета — парламента Ирана каждый гражданин Ирана в возрасте от 30 до 75 лет может самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения в качестве независимого кандидата , либо быть выдвинут политической партией; хотя, на практике, выдвижение кандидатов производится, как правило, в рамках политических партий или политических группировок — фундаменталистов консерваторов , умеренных и реформаторов. Внесение избирательного залога либо представление подписей избирателей в поддержку выдвижения лица в качестве кандидата на парламентских выборах Конституцией Ирана и законодательством о выборах не предусмотрено.
Период для выдвижения кандидатов составляет семь дней со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов. В соответствии с законодательством регистрация кандидатов в депутаты Меджлиса Исламского совета — однопалатного парламента представляет собой двухэтапный процесс: этап предварительной регистрации с 8 по 13 августа 2023 года и этап окончательной регистрации кандидатов на парламентских выборах октябрь 2023 года. Период для выдвижения кандидатов в депутаты Меджлиса так называемая предварительная регистрация лиц, выдвигающих свою кандидатуру в качестве кандидата на парламентских выборах — семь дней со дня объявления Министром внутренних дел Ирана начала избирательной кампании. При проведении настоящих очередных парламентских выборов выдвижение и предварительная регистрация кандидатов началась не за два месяца до дня голосования на указанных выборах, как это быль раньше, а 7 августа 2023 года, то есть почти за семь месяцев до дня голосования на указанных парламентских выборах. В августе 2023 года 48. Период для подачи документов для регистрации составляет семь календарных дней, начиная с 19 октября 2023 года и заканчивая среда с 08:00 до 18:00 по местному времени каждый день. После проверки выдвинутых кандидатур, Советом стражей Конституции к участию в парламентских выборах было первоначально допущено зарегистрировано 14. Только 30 так называемых «умеренных» кандидатов были зарегистрированы в качестве кандидатов на парламентских выборах одним из оснований для отказа в регистрации около 50 кандидатов реформистского и умеренного толка, в том числе ряда депутатов действующего Меджлиса Исламского совета, являлась, в частности, якобы их «недостаточная идеологическая квалификация». В целом, с 2000 года по 2024 год наблюдается резкий рост — почти в три раза — числа кандидатов, допущенных к участию в парламентских выборах с 5. В соответствии с законодательством при проведении 1 марта 2024 года очередных парламентских выборов продолжительность агитационного периода составляет семь календарных дней — с 22 февраля и до 08:00 по местному времени 29 февраля 2024 года, то есть предвыборная агитация заканчивается за 24 часа до начала времени голосования голосование избирателей начинается в 08:00 по местному времени.
Продолжительность периода электоральной тишины — с 20:00 по местному времени 29 февраля до завершения времени голосования избирателей 1 марта 2024 года 18:00. В агитационный период запрещается, в частности, повреждать или уничтожать агитационные материалы, распространять кандидатами и их уполномоченными представителями несоответствующую действительности информацию в отношении других кандидатов, размещать печатные агитационные материалы в запрещенных законодательством местах, использовать официальные средства массовой информации, пятничные намазы в мечетях для проведения предвыборной агитации, использовать государственные либо государственно-общественные ресурсы и структуры для проведения предвыборной агитации. Негативная предвыборная агитация законодательно запрещена. В соответствии с законодательством государственные средства массовой информации должны быть политически нейтральными при освещении избирательного процесса, тогда как частные средства массовой информации могут проводить агитацию в поддержку того или иного кандидата. В соответствии с законодательством все печатные агитационные материалы должны быть не позднее чем за день до дня голосования удалены в пределах непосредственной близости к помещениям для голосования избирательных участков. В каждой провинции Ирана образуется специальный наблюдательный комитет для осуществления контроля за соблюдением участниками парламентских выборов положений законодательства о проведении предвыборной агитации, в том числе обеспечении равного доступа кандидатов к соответствующему информационному пространству и ресурсам. Законодательство детально не регулирует вопросы финансового обеспечения парламентских выборов, однако не устанавливает каких-либо ограничений на расходы участников выборов, иных организаций, союзов и ассоциаций при проведении предвыборной агитации. При этом использование каких-либо государственных финансовых ресурсов для финансирования проведения предвыборной агитации законодательно запрещено. Создание избирательных фондов законодательством о выборах прямо не предусмотрено. Автоматизированные системы голосования, электронное голосование избирателей законодательством о выборах предусмотрены.
При проведении настоящих очередных парламентских выборов на 8. Законодательством о выборах не предусмотрено проведение досрочного голосования избирателей, а также голосование с использованием открепительных удостоверений. При проведении парламентских выборов голосование избирателей проводится в официальный выходной день — пятницу статья 17 Конституции Ирана. На настоящих очередных парламентских выборах голосование избирателей начинается 1 марта пятница 2024 года в 08:00 по местному времени и завершается в 18:00; таким образом, продолжительность голосования избирателей составляет 10 часов, однако, при наличии высокой явки избирателей время проведения голосования может быть продлено по решению Министра внутренних дел Ирана11. При проведении голосования избирателей в помещении избирательного участка в течение всего времени голосования избирателей находятся уполномоченные представители губернатора провинции и окружной избирательной комиссии, а также наблюдатель от Совета стражей Конституции. Кроме того, в помещении для голосования избирательного участка могут находиться уполномоченные представители зарегистрированных кандидатов, которые вправе осуществлять наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей. Мужчины и женщины голосуют, как правило, отдельно на раздельных избирательных участках — местах для голосования. В соответствии с законодательством о выборах избиратель вправе принять участие в голосовании на любом избирательном участке по предъявлении удостоверения личности в частности, сертификата свидетельства о рождении , при этом, однако, при проведении второго тура голосования он может проголосовать только на том избирательном участке, на котором он принимал участие в первом туре голосования. При проведении парламентских выборов в сертификат свидетельство о рождении проставляется отметка об участии избирателя в голосовании, а указательный палец левой руки проголосовавшего избирателя маркируется несмываемыми чернилами с целью недопущения множественного голосования. Электронная система Министерства внутренних дел Ирана проверяет вероятность голосования избирателей в первом туре голосования в различных избирательных округах, сверяя идентификационные номера документов, удостоверяющих личность.
В соответствии с законодательством явка избирателей не имеет юридического значения для признания парламентских выборов состоявшимися, хотя, косвенно, может служить одним из индикаторов доверия избирателей к выборам и их результатам. При проведении в 1996 году очередных парламентских выборов в голосовании приняло участие 71. При этом явка избирателей в 2020 году была самой низкой в современной политической истории Иран с 1979 года. Таким образом, с 1996 года наблюдается тенденция резкого снижения уровня участия избирателей в голосовании на парламентских выборах — на 28. В преддверии настоящих очередных парламентскими выборов и необходимостью обеспечения повышенной явки избирателей Духовный лидер страны Великий аятолла Али Хаменеи издал фетву, объявляющую участие избирателей в выборах голосовании обязательством шариата, публичным джихадом и испытанием Божьей воли. При проведении парламентских выборов судебная власть не имеет каких-либо полномочий по рассмотрению избирательных споров. Жалобы, связанные с проведением парламентских выборов, подаются в иные государственные и избирательные органы. Так, в соответствии с положениями Закона о выборах Меджлиса Исламского совета жалобы, связанные с соблюдением порядка подготовки и проведения выборов, могут быть поданы только в Совет стражей Конституции не позднее семи дней после дня голосования. Жалобы на отказ в регистрации могут быть поданы в течение пяти дней после принятия решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Меджлиса Исламского совета и только в Совет стражей Конституции — орган, который принимает решение об отказе в регистрации в качестве кандидата. Электоральные жалобы могут быть поданы в соответствующие окружные избирательные комиссии, которые во взаимодействии с окружными наблюдательными комитетами образованными Центральным наблюдательным комитетом при Совете стражей Конституции в течение семи календарных дней рассматривают поступившие жалобы и принимают по ним решения.
После окончания времени голосования избирателей жалобы могут быть поданы не позднее двух дней со дня проведения голосования. В случае допущенных при проведении голосования избирателей нарушений законодательства о выборах, установленных окружной избирательной комиссией и окружным наблюдательным комитетом, окружная избирательная комиссия может признать итоги голосования избирателей на данном избирательном участке недействительными, однако при соблюдении условия, что их отмена не приведет к изменению результатов выборов по соответствующему избирательному округу. В случае если выявленные нарушения и отмена итогов голосования на соответствующем избирательном участке приводят к изменению результатов выборов по соответствующему избирательному округу, решение принимает Совет стражей Конституции. Совет стражей Конституции вправе принять решение об отмене итогов голосования и изменении результатов парламентских выборов абсолютным большинством голосов своих членов. Институт национальных наблюдателей законодательством о выборах не предусмотрен. Вместе с тем зарегистрированные кандидаты вправе назначить своих представителей для осуществления наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей. Деятельность указанных представителей кандидатов находится под контролем Министерства внутренних дел Ирана. При проведении парламентских выборов законодательство предусматривает несколько моделей осуществления национального общественного наблюдения на указанных выборах. Во-первых, кандидат вправе назначить своего наблюдателя на каждый избирательный участок; во-вторых, контроль за прозрачностью выборов осуществляет в целом сам народ в лице каждого избирателя; в-третьих, функционирующий в стране Совет стражей Конституции также вправе назначить своих доверенных лиц, которые осуществляют наблюдение за процессом голосования и подсчетом голосов. Институт иностранных международных наблюдателей законодательством о выборах прямо не предусмотрен.
При проведении парламентских выборов возможно приглашение иностранных международных наблюдателей, хотя, на практике, международные наблюдатели, как правило, не приглашаются, они замещаются представителями средств массовой информации. Порядок назначения парламентских выборов. В соответствии с статьей 63 Конституции Ирана срок полномочий депутата Меджлиса Исламского совета составляет четыре года. Выборы на каждый очередной срок должны проводиться до истечения полномочий депутатов предыдущего созыва, чтобы страна не оставалась без Меджлиса. Закон устанавливает порядок выборов статья 62 Конституции Ирана. Решение о проведении выборов депутатов Меджлиса Исламского совета — парламента Ирана принимает Совет стражей Конституции на основании представления Министерства внутренних дел Ирана, на которое законодательством возложена обязанность по подготовке и проведению выборов депутатов Меджлиса Исламского совета. В соответствии со статьей 68 Конституции Ирана во время войны и военной оккупации страны по предложению Президента Ирана, утвержденному Советом стражей Конституции, и с согласия трех четвертей от общего числа депутатов Меджлиса Исламского совета, выборы на оккупированных территориях или во всей стране могут быть приостановлены на определенный срок. Если не будет выбран новый состав Меджлиса, он будет продолжать свою работу в прежнем составе. Прошлые парламентские выборы были проведены в 2020 году. В соответствии с законодательством очередные выборы 290 депутатов Меджлиса Исламского совета 12 созыва назначены на 1 марта пятница 2024 года.
Так, 6 августа воскресенье 2023 года Министр внутренних дел Ирана Ахмад Вахиди издал оперативный приказ о начале парламентской избирательной кампании. МВД Ирана был утвержден Календарный план основных действий и мероприятий по подготовке и проведению указанных парламентских выборов. В современной политической истории Ирана с 1980 года все парламентские выборы были очередными выборами. Законодательство о парламентских выборах. Регулирование порядка проведения парламентских выборов осуществляется Законом о Меджлисе Исламского совета от 28 февраля 1984 года с последующими изменениями , Законом в выборах депутатов Меджлиса Исламского совета 1980 года с последующими изменениями. В соответствии со статьей 62 Конституции Ирана Меджлис Исламского совета образуется из представителей народа, избираемых прямым тайным голосованием. Закон устанавливает требования к избирателям и кандидатам в депутаты, а также порядок выборов. В целом, законодательство определяет общие принципы, систему и порядок подготовки и проведения выборов, требования к избирателям и кандидатам на выборные должности, систему и виды избирательных органов, порядок выдвижения, проверки и регистрации кандидатов, проведения зарегистрированными кандидатами предвыборной агитации, виды и перечень электоральных правонарушений, ответственность за их совершение, порядок разрешения избирательных споров; при этом законодательство практически не регулирует вопросы финансирования избирательного процесса. В октябре 1999 года Меджлис Исламского совета принял закон, предоставивший Совету стражей Конституции широкие полномочия по проведению парламентских выборов 18 февраля 2000 года; кроме того, с 16 до 17 лет был повышен минимальный возраст для приобретения активного избирательного права. Установлено совмещенное проведение в один день выборов депутатов Меджлиса Исламского совета — парламента Ирана и членов Собрания экспертов по выборам Духовного лидера страны, которое, будучи по своим функциям коллегией выборщиков, избирает Духовного лидера страны, и проведение также в один день выборов Президента Ирана и выборов депутатов местных представительных органов, которые проводятся спустя два года после парламентских выборов.
В 2000 году численность депутатского корпуса Меджлиса Исламского совета была увеличена с 270 до 290 депутатов. В 2006 году Меджлис Исламского совета внес в законодательство о выборах поправку, предусматривающую, что кандидаты в депутаты Меджлиса Исламского совета должны иметь степень магистра; это в целом привело к тому, что по сравнению с Меджлисом первого созыва 1979 год и девятого созыва 2012 год резко сократилось количество депутатов-клириков со 131 до 33. В январе 2007 года минимальный возраст для обладания активным избирательным правом законодательно был повышен до 18 лет. В 2017 году парламент внес изменения в законодательство о выборах, предусматривающие возможность проведения электронного голосования избирателей с использованием технических средств подсчета голосов на президентских и парламентских выборах. В июне 2023 года, в преддверии проведения в 2024 году очередных парламентских выборов, в Закон о выборах Меджлиса Исламского совета в более чем 50 его статей были внесены изменения, и на этой основе принята его новая редакция парламент с 2022 года работал над подготовкой обновленного законодательного акта о парламентских выборах. Обновленный законодательный акт о выборах был одобрен Советом стражей Конституции, и вступил в силу. На этой основе очередные парламентские выборы 1 марта 2024 года проводятся по обновленному законодательству. В соответствии с обновленным законодательством предусматривается, в частности, предварительная регистрация кандидатов при проведении парламентских выборов в качестве так называемых потенциальных кандидатов с последующей регистрацией, после проведения Советом стражей Конституции соответствующей проверки, в качестве зарегистрированных кандидатов на парламентских выборах. Кроме того, обновленное законодательство предусматривает возможность применения МВД Ирана на первых после принятия указанного обновленного законодательства парламентских выборах электронного голосования избирателей, а также подсчета их голосов, но не более чем на одной восьмой части многомандатных избирательных округов избирательных участков. В преддверии предстоящих 1 марта 2024 года очередных парламентскими выборов и необходимостью обеспечения повышенной явки избирателей Духовный лидер страны Великий аятолла Али Хаменеи издал фетву12, объявляющую участие избирателей в выборах голосовании обязательством шариата, публичным джихадом и испытанием Божьей воли.
Парламентская избирательная система. Парламентские выборы проводятся на основе принципов всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании избирателей. На этой основе 285 депутатских мандатов замещаются по многомандатным избирательным округам, а 5 квотных «этноконфессиональных» депутатских мандатов — по одномандатным избирательным округам. Статьей 64 Конституции Ирана установлено, что количество депутатов Меджлиса Исламского совета — парламента Ирана составляет 270 человек. При этом, начиная с референдума 1989 года по прошествии каждых 10 лет с учетом демографических, политических, географических и иных перемен, к этому числу депутатов могут прибавляться максимум 20 человек. Зороастрийцы и иудеи каждые выбирают по одному депутату, ассирийцы и халдеи вместе выбирают одного депутата, и армяне — христиане севера и юга страны каждые выбирают по одному депутату. Границы избирательных округов и число депутатов определяются законом. В настоящее время парламент Ирана состоит из 290 депутатов, при этом законодательство о выборах по-прежнему предусматривает льготы для ряда этноконфессиональных меньшинств. Так, все депутатские мандаты замещаются путем проведения всеобщих и прямых выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства при необходимости, в два тура голосования по многомандатным и одномандатным избирательным округам, в том числе пять депутатских мандатов являются квотными для этноконфессиональных меньшинств один депутатский мандат предоставляется представителям зороастрийцев, один — представителям иудеев, один — представителям ассирийцев и халдеев, один — представителям армянских христиан северной части Ирана, один — представителям армянских христиан южной части Ирана статья 64 Конституции Ирана. В случае если два и более кандидата получили одинаковое равное число голосов избирателей, проводиться процедура жеребьевки.
При проведении парламентских выборов используется модель образования избирательных округов различного вида: одномандатных и многомандатных, в том числе пять одномандатных избирательных округов предназначены для избрания представителей от соответствующих этноконфессиональных меньшинств. В соответствии с законодательством кандидаты в депутаты Меджлиса Исламского совета должны быть уроженцами или жителями провинции, на территории которой образован избирательный округ, где они намерены баллотироваться. На территории избирательного округа должно быть зарегистрировано, как правило, 150. Для организации голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. При этом специальные избирательные участки могут быть образованы в местах временного пребывания избирателей например, в лечебных учреждениях, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также в местах лишения свободы, в воинских частях. Совет стражей Конституции утверждает результаты парламентских выборов. В соответствии с законодательством вакантные депутатские мандаты замещаются путем проведения дополнительных выборов по соответствующим избирательным округам. Дополнительные выборы проводятся если до истечения конституционного четырехлетнего срока полномочий Меджлиса Исламского совета остается больше одного года.
Анализ выборов в иранский парламент и совет экспертов лидера 2024 года
Хасан Роухани, бывший президент Ирана (2013–2021), начал готовиться к выборам в парламент, которые состоятся в марте следующего года, сообщило информагентство |, 11.04.2023. Выборы в парламент Ирана начались в пятницу утром с открытием избирательных участков по стране, сообщило министерство внутренних дел ИРИ. В Иране сегодня стартовали выборы в однопалатный парламент. Выборы в парламент Ирана стартовали в 8.00 (7.30 мск) и должны были завершиться в 18.00 (17.30 мск), но голосование в ряде районов неоднократно продлевалось — как заявляли власти, в связи с большим число избирателей на участках. Избирательные участки в Иране закрылись, завершив проходившие в пятницу парламентские выборы, передает Trend со ссылкой на РИА Новости.