Памятник Федору Михайловичу Достоевскому, является, одним из самых выразительных в Некрополе мастеров искусств, а могила одной из наиболее почитаемых. 13:00 Возложение цветов к могиле Ф. М. Достоевского.
Кладбище, где похоронен отец Достоевского, отреставрировали в Подмосковье
Достоевского в Санкт-Петербурге совершена лития по случаю 200-летия со дня рождения писателя Санкт-Петербург, 12 ноября 2021 г. Достоевского, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил литию на могиле великого русского писателя на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, сообщает Патриархия. За богослужением молились наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий с братией обители, секретарь управления Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Куксевич, иерей Павел Ермошкин. Богослужебные песнопения исполнил хор Александро-Невской лавры. Глава Санкт-Петербургской митрополии обратился к присутствовавшим со словом, в котором, в частности, отметил: «Промысл Божий послал Федора Достоевского нашей стране во второй половине XIX века, чтобы народ обратился ко Христу.
Также поминовение совершили в соборе Владимирской иконы Божией Матери, прихожанином которого был писатель. Губернатор напомнил, что писатель был москвичом, но долгие годы прожил в Санкт-Петербурге, многие его произведения связанны именно с нашим городом.
Ранее потомок Достоевского рассказал о своей жизни в день рождения великого писателя.
Страстность его недавней полемики по поводу речи на Пушкинском празднике, пафос его верований и упований — и совершенно необычайный дар жечь сердца людей — были плотно закрыты костяной маской… Анатолий Федорович Кони: Я поехал поклониться его праху. На полутемной, не приветливой лестнице дома на углу Ямской и Кузнечного переулка, где в третьем этаже проживал покойный, было уже довольно много направлявшихся к двери, обитой обтрепанной клеенкой. За нею темная передняя и комната стою же скудной и неприхотливой обстановкой, которую я уже видел однажды. Федор Михайлович лежал на невысоком катафалке, так что лицо его было всем видно. Какое лицо! Его нельзя забыть… На нем не было ни того как бы удивленного, ни того окаменело-спокойного выражения, которое бывает у мертвых, окончивших жизнь не от своей или чужой руки. Оно говорило — это лицо, оно казалось одухотворенным и прекрасным. Хотелось сказать окружающим: «Nolite flere, non est mortuus, sed dormit»[24].
Тление еще не успело коснуться его, и не печать смерти виднелась на нем, а заря иной, лучшей жизни как будто бросала на него свой отблеск… Я долго не мог оторваться от созерцания этого лица, которое всем своим выражением, казалось, говорило: «Ну да! Это так — я всегда говорил, что это должно быть так, а теперь я знаю…» Вблизи гроба стояла девочка, дочь покойного, и раздавала цветы и листья со все прибывавших венков, и это чрезвычайно трогало приходивших проститься с прахом человека, умевшего так тонко и с такой «проникновенной» любовью изображать детскую душу. Анна Григорьевна Достоевская: На другой день после кончины мужа в числе множества лиц, нас посетивших, был знаменитый художник И. Он по собственному желанию захотел нарисовать портрет с усопшего в натуральную величину и исполнил свою работу с громадным талантом. На этом портрете Федор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим неведомую никому тайну загробной жизни. Кроме И. Крамского, было несколько художников, фотографов и рисовавших и снимавших с усопшего портреты для иллюстрированных изданий. Посетил нас знаменитый ныне скульптор Леопольд Бернштам, тогда еще никому не известный, и снял с лица моего мужа маску, благодаря которой имел потом возможность сделать поразительно похожий его бюст. Николай Николаевич Страхов: Похороны Достоевского представляли явление, которое всех поразило.
Такого огромного стечения народа, таких многочисленных и усердных заявлений уважения и сожаления не могли ожидать самые горячие поклонники покойного писателя. Можно смело сказать, что до того времени никогда еще не бывало на Руси таких похорон. Духа, в Невской Лавре, было несено 67 венков и пели 15 хоров певчих. Каким образом составилась такая громадная манифестация — это составляет немалую загадку. Очевидно, она составилась вдруг, без всякой предварительной агитации, без всяких подготовлений, уговоров и распоряжений, потому что никто не ожидал смерти Достоевского, и время между неожиданным известием о ней и похоронами три дня было слишком коротко для каких-нибудь обширных приготовлений. Следовательно, почти каждая из 67 депутаций имеет свою особую историю, независимую от других. Свойство и смысл тех побуждений, по которым шли эти депутации, — вот что важно в высшей степени и о чем трудно говорить с определенностию, для чего требовалось бы больше сведений, чем мы имеем. Известно, однако, что в разных местах города, в учебных заведениях, в церквах — служились по Достоевскому панихиды по собственному желанию преподавателей и духовных лиц. Известно, что лица иных официальных ведомств едва успевали по краткости времени получить надлежащее разрешение для участия в церемонии, и были случаи, что даже обходились без разрешения.
Накануне выноса Анне Григорьевне было известно о 8-ми депутациях, желавших нести венки, и она с радостию думала о таком великом почете, оказываемом покойному мужу. Между тем к минуте похорон оказалось налицо 72 депутации. Главная масса провожавших состояла из разнообразнейших классов публики, и очень было заметно множество молодых людей, мужчин и женщин. Характер самой процессии был удивительно ясен. Она была несколько беспорядочна вследствие поспешности, с которою собралась, но без всякой тени волнения, без признаков того возбуждения, которое обнаруживается, когда толпа делает демонстрацию. Это была настоящая похоронная процессия. И такой же спокойный, чистый, грустный характер имели все обряды погребения и те речи, которые были сказаны в церкви и на могиле. Михаил Александрович Александров: …Вокруг праха писателя произошло необычайное движение образованного русского общества, во главе которого стал тогдашний министр внутренних дел граф М. Лорис-Меликов, по представлению которого ныне в Бозе почивающий император Александр Николаевич поспешил, между прочим, утешить осиротевшую семью прославившего свое отечество писателя, лишившуюся своего кормильца, обеспечением материального существования ее чрез назначение ей пожизненной пенсии из государственных средств.
Великие князья, министры и масса иных высокопоставленных лиц приезжали поклониться праху мыслителя, много пострадавшего в своей жизни, и тут, возле его гроба, смешивались с разношерстною толпою еще, конечно, более многочисленных простых смертных почитателей его… Провинция принимала участие в выражении соболезнования к большой утрате присылкою множества телеграмм. Никогда Кузнечный переулок, где находилась квартира почившего, не видал у себя столь блестящих съездов и вообще такого многолюдства, как в эти дни! Квартира эта сделалась общественным достоянием и с утра и до поздней ночи не затворялась… Небольшая плеяда наших лучших писателей составила из себя комитет распорядителей похорон, с Д. Григоровичем во главе, который и принял на себя все хлопоты по этому предмету, освободив от них расстроенную вдову покойного. На другой день появилось второе издание его, с траурною рамкою вокруг первой страницы. Все почитатели Федора Михайловича, приходившие поклониться его праху, получали на память листки среднего книжного формата, на которых, в густой траурной рамке, воспроизведено было литографиею факсимиле писателя: «Федор Достоевский». Из дневника Ильи Федоровича Тюменева: 31 января, суббота. Часов в 10 утра подъехали мы… ко Владимирской церкви и принуждены были оставить извозчика: весь Кузнечный и даже часть Владимирской площади были покрыты народом. По Кузнечному стройными линиями стояли уже десятка два или три венков, вплоть до Самого дома, где находилась квартира Федора Михайловича.
У одного венка густою толпою стояли гимназисты. Соловьев рассказывал, что ученики их первой гимназии, несмотря на запрещение директора, собрали деньги на венок и старшие из них ушли тайком из гимназии, чтобы участвовать в процессии. Другой венок окружали ученики реального училища. Тут же неподалеку был венок от Бестужевских курсов, окруженный дамами и девицами.
В четверг, 11 ноября, Петербург празднует 200-летие со дня рождения писателя Федора Достоевского. К его могиле в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище возложили цветы губернатор Александр Беглов и председатель Заксобрания Александр Бельский. Священники провели у могилы поминовение.
Газета «Суть времени»
- Могила сына Достоевского остаётся бесхозной
- Память о мастере. В Петербурге прошла панихида по Федору Достоевскому | АиФ Санкт-Петербург
- Памятник на могиле Достоевского фото
- Фонд поддержки и развития Музея Достоевского «Петербург Достоевского»
- Похороны Достоевского: как они проходили и почему удивили даже не читавших его простолюдинов
- Газета «Суть времени»
Память о мастере. В Петербурге прошла панихида по Федору Достоевскому
В музее Достоевского в Кузнечном переулке пройдёт Вечер памяти писателя, который завершится концертом ансамбля «Инъ роспевъ» Санкт-Петербургской государственной консерватории. Видео: 78.
Достоевского и отметил, что это ко многому обязывает не только профессорско-преподавательский состав академии, но и студентов учебного заведения. Во-вторых, это символ современного апостольского служения. И философ Семен Франк , и преподобный Иустин Попович называли его апостолом современности. Мне кажется, он ближе всего к апостолу Павлу, поскольку Павел — апостол язычников, и Достоевский тоже проповедовал язычникам, если понимать это слово в расширительном смысле. Языческим «капищем» запросто могут служить деньги — этот мотив есть во всех романах Достоевского, — а также эрос.
Сам писатель не избежал пагубных страстей — например, к карточной игре, так что он пропускал это все через себя. И третье — это, конечно, русский мыслитель, русский человек.
До самой лавры гроб, установленный на носилках, несли друзья, поклонники писателя… За гробом шли родственники, литераторы и далее многотысячная толпа, молча и благоговейно прощавшаяся с писателем. Провожающих было пятьдесят — шестьдесят тысяч.
Похоронная колесница, покрытая малиновым бархатом и украшенная страусовыми перьями, ехала пустая. Известный современный достоевсковед Игорь Волгин приводит более скромную цифру в тридцать тысяч провожавших, однако он же напоминает слова известного критика Николая Страхова: «Можно смело сказать, что до того времени никогда ещё не бывало на Руси таких похорон» - «СГ». Огромная гирлянда из живых цветов окружала группу близких покойному людей и литераторов. Перед гробом несли множество венков, в том числе очень большие из живых роз и камелий — от города Петербурга.
Венок студентов университета был перевит белыми лентами, на которых напечатаны названия главнейших произведений покойного писателя: «Записки из Мёртвого дома», «Униженные и оскорблённые», «Братья Карамазовы» и др. Перед университетским венком шёл ректор Петербургского университета — друг молодости Ф. Достоевского профессор А. Бекетов дед будущего поэта А.
Блока — «СГ». На венке от города Москвы была надпись: «Из сердца России — великому учителю». Венок от актёров несли Н. Сазонов и М.
Присутствовавшая на похоронах писательница Е. Леткова-Султанова вспоминала: «Одну минуту на Владимирской площади произошёл какой-то переполох. Прискакали жандармы, кого-то окружили, что-то отобрали. Молодёжь сейчас же потушила этот шум и безмолвно отдала арестантские кандалы, которые хотела нести за Достоевским и тем отдать ему долг как пострадавшему за политические убеждения».
В четвёртом часу процессия дошла до ворот Александро-Невской лавры, и в ворота были впущены только лица, несшие венки, и представители разных учреждений. Народоволец И. Попов, бывший среди них, рассказывал: «В церковь Святого Духа, где отпевали Достоевского, попасть было невозможно. У могилы также были толпы; памятники, деревья, каменная ограда, отделяющая старое кладбище — всё было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю.
Григорович просил студентов очистить путь к могиле и место около неё.
Судьбоносная встреча 145 лет назад, 7 июля 1878 года великий русский писатель Фёдор Достоевский впервые посетил Оптину пустынь. Желание побывать в святой обители у Федора Михайловича, по воспоминаниям его жены, было давно.
Но поводом к поездке стала семейная трагедия — за месяц до выезда супруги Достоевские похоронили своего младшего ребенка, Алешеньку. Родился малыш в Старой Руссе летом 1875 года, а скончался скоропостижно в Санкт-Петербурге в 1878 году, без малого в трехлетнем возрасте, возможно, от эпилепсии, унаследованной от отца. Простившись с малюткой, Достоевские уехали на старорусскую дачу, в уединение.
И именно оттуда Федор Михайлович отправился сначала в Москву по издательским делам, а затем в Оптину пустынь за молитвенным утешением. Там состоялась его встреча с преподобным старцем Амвросием, которая подвела итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя.
В Петербурге открыли обновлённый памятник Достоевскому на его могиле
А это современный 15-й участок кладбища. Показал и рисунок, сделанный А. Достоевским о расположении могилы его отца. В конторе кладбища сообщили, что соседняя могила сохранилась, и я её нашёл очень быстро. Вместо креста там был гранитный памятник, на нём три надписи, одна из которых совпала с данными справки.
Справа от этой могилы в полуметре стоял ржавеющий безымянный крест на пустом и неогороженном месте. Здесь, 4 января 1922 года, и был похоронен Ф. Я написал о своей находке в «Московском комсомольце». А из Департамента коммунальных услуг Правительства Москвы при этом мне ответили, что по документам инвентаризации 1991 года установлено: на этом малом и узком месте хоронили аж с 1946 года других усопших.
Оказывается, в земле находилось два гроба и две урны. После этого я обратился к одному депутату Госдумы РФ, потом к другому, а затем и к председателю Комитета Мосгордумы по культуре. Получил от них неутешительные ответы о том, что на этом месте имеются другие захоронения. Тогда я настойчиво потребовал уже от руководства ГУП «Ритуал» ответить мне: «Почему это место семейного захоронения до сих пор безымянное, а по их информации первое захоронение было аж в 1946 году, потом в 1963, 1993 и 2008 годы?
Пока в ответ на этот вопрос — одни отписки. Теперь городские власти предлагают через суд доказать, что это место является могилой сына писателя. При этом ранее мои источники неофициально сообщали про ошибку, совершённую во время инвентаризации 1991 года. Дело в том, что тогда фиксировали захоронения лишь по надмогильным надписям, а архивные записи кладбища был ликвидированы в 1941 году.
Таким образом и записали это место на совершенно других усопших, погребённых в другом месте. А посетители соседних могил рассказали мне, что долгие годы на этом месте был лишь могильный холмик без креста, а потом установили безымянный крест. Понятно, с какой целью это делали. Так и говорили посетители соседних могил, что это место готовили к захвату.
Возложение цветов к могилам выдающихся соотечественников стало уже традицией для петербургского мецената. В один из таких визитов он обратил внимание, что место захоронения Достоевского нуждается в ремонте, а надгробный памятник в реставрации. Тогда он обратился в Комитет по культуре Санкт-Петербурга с предложением взять на себя расходы по выполнению данных работ. Инициатива была поддержана и 11 ноября, ровно за год до 200-летия писателя, состоялось торжественное открытие. Церемония началась с панихиды по усопшему, так как Федор Михайлович Достоевский был глубоко верующим человеком.
Службу провел священник Александр Прокофьев — служитель Собора Владимирской иконы Божией матери, прихожанином которого в свое время был Достоевский.
Ранее Мойка78 сообщала , что правнук Достоевского развеял мифы о своем знаменитом предке. Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург. Будет интересно!
За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.
Десятки людей собрались у могилы Достоевского, где отслужили литию
Директор Музея Достоевского в Санкт-Петербурге Наталья Ашимбаева на церемонии открытия рассказала, что перед юбилейным годом нужно привести в порядок надгробие Достоевского. 1 июля 2023 года в городах России отметят День Достоевского. После смерти вского за могилой следила его вдова, которая скончалась в 1918 году, а в послереволюционные годы памятник был опрокинут и завален мусором. В заключение добавлю, что Федор Достоевский – это самый петербургский писатель, поэтому чествование, обращение к его памяти у отреставрированного надгробия. В Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры после реставрации открыли надгробный памятник Федору Достоевскому.
могила Достоевского.
Вечная память великому писателю на все времена! Надгробный памятник Ф. Достоевскому входит в экспозицию Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга. Он был установлен в 1883 году, отреставрирован при содействии городского комитета по культуре и вновь освящен 11 ноября 2020 года.
Беглов напомнил, что в течение всего года в Петербурге проходят мероприятия, посвящённые юбилею писателя. Наша задача — сохранять и популяризировать его. Юбилейная декада станет важным событием в культурной и общественной жизни Петербурга", — подчеркнул Александр Беглов. В пресс-службе Смольного напомнили, что театры Петербурга подготовили постановки по произведениям Достоевского, в том числе для детей.
Пономарёва, президент Международного общества Ф.
Достоевского В. Захаров, директор Литературно-мемориального музея Ф. Достоевского Н. Ашимбаева Санкт-Петербург , президент Российского общества Ф. Достоевского Б. Тихомиров Санкт-Петербург , вице-президент Российского общества Ф. Достоевского К. Степанян, директор музея-заповедника «Зарайский кремль» К.
Он был установлен в 1883 году. Проект реставрации реализован при содействии городского комитета по культуре. Были обновлены бронзовый бюст, ограда, гранитные блоки и надписи. Русская линия.
К годовщине ухода: смерть и похороны Достоевского
Биография Федора Достоевского: творческий путь советского и русского классика, влияние каторги на его взгляды, великие произведения «Братья Карамазовы». В исполнении Ювеналия Калантарова прозвучали страницы из воспоминаний Андрея Достоевского. В Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры после реставрации открыли надгробный памятник Федору Достоевскому. 9 февраля отмечается 142-я годовщина смерти Достоевского. В заключение добавлю, что Федор Достоевский – это самый петербургский писатель, поэтому чествование, обращение к его памяти у отреставрированного надгробия. Другие писатели ненавидели Достоевского. Могила Достоевского на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.
Беглов возложил цветы на могилу Достоевского в честь юбилея писателя
В деревне Моногарово в Зарайске завершилась реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Духосошественская церковь, связанная с семьей Достоевских. Похороны Достоевского превратились в многотысячное народное шествие. Отреставрированный памятник на могиле Федора Достоевского открыли в среду в Некрополе Мастеров искусств на территории Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, передает. Могила Достоевского в тот день была усыпана цветами, что в очередной раз подтверждает: творчество великого русского писателя вечно будет жить в сердцах поколений. 9 февраля 2023 года, в 142-ю годовщину кончины Федора Михайловича Достоевского (1821-1881), у могилы писателя на Тихвинском кладбище Свято-Троицкой. В течение всей своей жизни, всякий раз оказываясь на своей родине, в Москве, великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский неизменно навещал могилу матери на.
Беглов возложил цветы на могилу Достоевского в день 200-летия писателя
Они молились, стоя на коленях, с плачем и рыданиями. Монахи хотели читать у гроба псалмы, но студенты взяли у них псалтырь и по очереди читали псалмы. Никогда еще я не слышал подобного чтения псалмов! Студенты читали их дрожащим от волнения голосом, вкладывая душу в каждое произносимое ими слово. И мне еще говорят, что эти молодые люди атеисты и презирают нашу церковь.
Какой же магической силой обладал Достоевский, чтобы так вновь обратить их к Богу? С раннего утра огромная толпа заполнила мирную Александро-Невскую лавру, расположенную на берегу Невы и представляющую собой маленький городок с многочисленными церквами, тремя кладбищами, садами, духовной семинарией и академией. Бедные монахи, увидев, как растет толпа, как заполняет она сады и кладбища, как взбирается на памятники и решетки, перепугались и позвали на помощь полицию, которая немедленно закрыла ворота. Пришедшие позднее остановились на большой площади, расположенной перед монастырем, и оставались там до окончания отпевания, в надежде тем или иным способом проникнуть за ограду или, по крайней мере, услышать церковное пение, когда гроб понесут на кладбище.
В девять часов утра мы подъехали в экипаже к главным воротам и были очень удивлены, найдя их закрытыми. Моя мать в трауре вышла из экипажа, держа нас за руки. Полицейский офицер преградил нам путь. Довольно лжи!
Я никого больше не пропущу! Мы в замешательстве оглядывались и не знали, что делать. К счастью, нашего прибытия ожидали друзья, они бросились к нам и провели нас. С большим трудом нам удалось пробраться через толпу, заполнившую монастырь, и с еще большим трудом проникнуть в церковь, битком набитую людьми.
Когда мы, наконец, пробрались к месту, оставленному для нас, началось отпевание, которое было прекрасным. Пел митрополичий хор; служили архиепископы. Николай Николаевич Страхов: Церковь Св. Духа была удивительно красива во время заупокойной обедни.
Не только гроб, стоявший на высоком катафалке, был покрыт цветами и венками, но огромные венки подымались еще со всех сторон по сторонам и даже по стенам и давали всему храму особенный вид, необыкновенно прекрасный. Теснота была большая, но, несмотря на то, тишина была вполне благоговейная. Любовь Федоровна Достоевская: И все же была пропущена важная часть православного отпевания. В России гроб на протяжении всего обряда остается открытым; в конце его к нему приближаются родные и друзья и прощаются с покойным, целуя его.
Гроб Достоевского оставался закрытым. В день похорон дядя Иван рано утром отправился в монастырь в сопровождении Победоносцева, только что назначенного нашим опекуном. Они открыли гроб и нашли Достоевского сильно изменившимся. Был уже четвертый день после смерти; друзья отца, несшие накануне его гроб, ускорили, из-за тряски, процесс разложения, начавшийся и без того раньше времени из-за страшной жары в первые два дня в комнате покойного.
Опасаясь, что изменившееся лицо покойного произведет тяжелое впечатление на вдову Достоевского и его детей, Победоносцев запретил монахам открывать гроб. Моя мать никогда не смогла простить ему этот запрет. И он ушел в могилу без моего прощального поцелуя, без моего благословения! Публика запрудила все Тихвинское кладбище, люди взобрались на памятники, сидели на деревьях, цеплялись за решетки, и шествие медленно подвигалось, проходя под склонившимися с двух сторон венками разных депутаций.
После погребения над открытой могилой стали произносить речи. Первым говорил бывший петрашевец А. Затем говорили: Ор. Миллер, проф.
Бестужев-Рюмин, Вл. Соловьев, П. Гайдебуров и многие другие. Над открытой могилой говорилось много также стихотворений, посвященных памяти усопшего.
Публика накрыла принесенными венками гроб почти до верхней части склепа. Остальные венки разрывались на части, и присутствовавшие уносили листочки и цветки на память. Только к четырем часам могила была заделана, и я с детьми, ослабевшими от слез и голода, поехала домой. Толпа же долго еще не расходилась.
Иван Иванович Попов: Разошлись от могилы, когда уже были зажжены фонари. Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю. Литературные поминки по Достоевском продолжались вплоть до 1 марта, которое оборвало эти воспоминания о нем.
На мемориальное кладбище, расположенное у стен Александро-Невской лавры, к могиле писателя сегодня прибыла бригада мастеров. Вручную они оголили каменный фундамент надгробия. Смещенные гранитные глыбы выровняют и надежно закрепят.
После этого реставраторы заменят бетонный поребрик, который пришел в негодность.
Поделиться Подписаться В Некрополе Мастеров искусств на территории Александро-Невской лавры в Петербурге открыли отреставрированный памятник выдающемуся русскому писателю Фёдору Достоевскому. Реставрационные работы прошли за счет Благотворительного фонда им. Грачьи Погосяна при содействии комитета по культуре Петербурга.
Это поклонение памяти Достоевского продолжалось вплоть до 1 марта». Похороны в силу своей исключительности для России, жившей в разочаровании от половинчатых реформ Александра II, получили огромный общественный резонанс и энергично обсуждались в среде либеральной интеллигенции и студенчества. Скорбная, почти торжественная сторона проводов Достоевского, участие в них сановных лиц, внимательных людей не обманула, они справедливо увидели в событии провозвестника грядущих больших перемен в России. Похороны обратили на себя внимание и иностранных посольств в Петербурге. Посол Франции генерал Антуан Эжен Альфред Шанзи сообщал: «Русское общество находится под глубоким впечатлением от события, на первый взгляд, лишённого политического значения, но которое тем не менее беспокоит руководителей этой страны как свидетельство новых веяний в России… Значительное большинство участников этой молчаливой манифестации собрались, чтобы почтить память скорее бывшего политического каторжанина, нежели писателя». Поведение министра внутренних дел графа Лорис-Меликова в этих обстоятельствах было, по мнению Шанзи, предельно разумным. Он не поддался давлению тех, кто настаивал на запрещении манифестации, так как понимал необходимость дать выход искренним чувствам части молодёжи, и не вывел на улицы полицию и солдат. Больше того, Лорис-Меликов постарался придать манифестации полуофициальный характер. Один непреложный вывод со всей очевидностью проистекает из последнего события, — подчеркнул Шанзи. Генерал-посол проиллюстрировал эту мысль сравнением проводов Достоевского с прошедшими похоронами видного царского сановника и дипломата, тайного советника барона Андрея Фёдоровича Будберга: «В тот же день и в тот же час высшие сановники империи отдавали последние почести барону Будбергу, бывшему послу в Париже. Уже в день погребения на углу против Александро-Невской лавры кто-то продавал по полтиннику маленькие пятикопеечные портреты писателя на визитном паспарту, ранее сделанные и распространявшиеся в Петербурге модной тогда фотографической фирмой «Везенберг и Ко». В Петербурге к началу 1880-х годов насчитывалось примерно три десятка фотографических заведений. Похоже, откликаясь на потребности общества, по примеру везенбергского фотоателье некоего Б. Ясевича на Васильевском острове, вскоре после прощания с писателем сделало фотомонтаж в формате «кабинет-портрет» — 135 х 220 мм, а заодно и увидело в том определённый коммерческий интерес в его распространении на память о событии. Такая наклеенная на картон фотография, как правило в рамке, ставилась на стол или каминную полку. Внизу на паспарту стоял штамп с выходными данными ателье. Дело в том, что закон о печати от 6 апреля 1865 года требовал «объявить с подписками всем содержателям фотографических заведений, чтобы они, под опасением ответственности по закону, не выпускали бы из своих заведений произведений светописи без обозначения фирмы фотографии, и, во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе как с цензурного дозволения». Наиболее ходовыми были два небольших формата паспарту — визитный и кабинетный. На их полях или на обороте указывалось происхождение снимка. Для надзора в каждом фотоателье ввели альбомы или прошнурованные книги, в которые вставлялись по одному экземпляру всех исполняемых работ. Мера эта, полагали авторы закона, «может оказаться полезною для полиции при разыскании некоторых подозрительных лиц». Можно предположить, что в архивной коллекции фотопортретов лиц, проходящих по делам полицейских учреждений, снимок появился отнюдь не случайно. Прощание с Достоевским, несмотря на известную благопристойность события, похожего на национальный траур, как бы обострило настроения в российском обществе. Как верно подметил в своей депеше французский посол, в траурной манифестации симпатий было больше к бывшему политкаторжанину, и свидетельствовало о новых веяниях в жизни страны, о «нравственном беспокойстве» молодого поколения. От цареубийства смерть Достоевского отделяла меньше месяца. Социальная напряжённость в стране, растущее недовольство крестьян и рабочих, недружественное внешнее окружение государства заставили нового молодого царя опасаться закончить как отец и взять жёсткий курс на возвращение к абсолютной монархии, усиление русификации. По высочайшему манифесту от 29 апреля 1881 года самодержавный строй провозглашался в Российской империи незыблемым. По своему служебному долгу сотрудники политического сыска не видеть того не могли. Они просто были обязаны собирать материалы, так или иначе несущие хотя бы тень оппозиционности или свидетельствующие о нелояльности каких-либо фигурантов, способных проявить себя враждебными самодержавию и государственному порядку. Нет сомнения, что многие молодые участники похорон писателя в последующие годы оказались членами разных политических партий, познали тюрьмы и ссылки, участвовали в социальных потрясениях России на рубеже столетий, пережили сомнения и разочарования, разошлись по противоположным сторонам идеологических баррикад. С другой стороны, совсем не исключено, что «кабинет-портрет» с фотографией, это памятный знак из личного архива почитателя писателя, — возможно, кого-нибудь из участников революционного движения, бывшего свидетелем похорон, ставших событием в жизни России. При всём том надо видеть и вероятность того, что фотомонтаж пережил некую драматическую коллизию, поскольку был грубо разорван надвое, но всё-таки не был уничтожен. Что же было на самом деле, мы уже никогда не узнаем.
Александр Беглов почтил память Достоевского, возложив на его могилу цветы
В честь этого губернатор Александр Беглов посетил Некрополь мастеров искусств Александро-Невской Лавры и возложил цветы на могилу великого писателя. 1 февраля 1881 года Ф. М. Достоевский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге[307]. Губернатор Петербурга Александр Беглов возложив цветы на могилу Федора Достоевского в Некрополе мастеров искусств Государственного музея городской скульптуры в день. Новости Передачи Телепрограмма Персоны Вопрос-ответ. Митрополит Варсонофий совершил заупокойную литию на могиле Федора Достоевского.