На веку людей, переживших Холокост, во многих западных обществах произошёл переход от восприятия Гитлера как воплощения зла в истории человечества и призыва больше никогда не допускать подобного геноцида до ещё одного мема.
Международный день памяти жертв Холокоста в 2025 году: история и традиции
нацистские преступления, холокост, антисемитизм, еврейский вопрос, история, гитлер, германия Это полумертвые от голода заключенные, какими их увидели при освобождении из концлагеря в Эбензее (Австрия), филиала Маутхаузена. ХРОНОЛОГИЯ ХОЛОКОСТА 30 января 1933 года — Гитлер назначен канцлером Германии — главой правительства. В резолюции о Международном дне памяти жертв Холокоста, принятой 1 ноября 2005 года в ООН, говорится, что Холокост «будет всегда служить всем людям предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предрассудки». Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года.
Международный день памяти жертв Холокоста в 2025 году: история и традиции
В Краткой еврейской энциклопедии Холокост рассматривается в 4 этапа. Статья о Холокосте — Катастрофе европейского еврейства, основанная на воспоминания рава Исраэля Меира Лау. Материалы о холокосте евреев во время Второй мировой Войны и в 20 веке, исторические сводки и мемуары. нацистские преступления, холокост, антисемитизм, еврейский вопрос, история, гитлер, германия Это полумертвые от голода заключенные, какими их увидели при освобождении из концлагеря в Эбензее (Австрия), филиала Маутхаузена. Несмотря на продолжающиеся конфликты, перелом в восприятии истории Холокоста, по мнению исследователей, произошел 9 декабря 1961 года в Израиле. Материалы о холокосте евреев во время Второй мировой Войны и в 20 веке, исторические сводки и мемуары.
Хронология
- Написать комментарий
- Этимология слова
- Что такое холокост на самом деле и почему он начался еще до войны? Рассказывает историк 3
- Холокост означает «всесожжение» | Новости ООН
- Что такое холокост
Холокост. Краткая история
Лексически звонкая и яркая форма «голокость», близкая к восточнославянской речи, имеет толкование как «жертва, всесожжение». Термин в современном понимании вошел в широкий обиход лишь в начале XX века, когда в результате стартовавшего мирового передела усилиями ряда стран начались уничтожение и геноцид целых народов. Не только евреев на территории царской России и армян в Османской Империи, но и народов многонациональных Балкан. Кстати, не подлежит сомнению и тот факт, что целенаправленное методичное истребление османами народов Балканского полуострова на протяжении всей второй половины XIX века стало некоей предтечей этого позорного, со всех точек зрения, явления в других частях Европы и мира. Несомненно и то, что две кровопролитные балканские войны 1912-1913 годов, приведшие к гибели миллионов славян и мусульман Южной Европы, стали прологом к куда более серьезным и печальным событиям ХХ века. Исторические споры о холокосте нашли свое отражение и в лексике. Первое употребление современного термина в Советском Союзе тридцать лет назад было напрямую калькировано с английского и звучало именно как «холокауст». В русском языке допустимо употребление термина со строчной буквы, что позволяет трактовать это явление мировой истории в более широком смысле. Однако в контексте событий, связанных с еврейским народом и с датой 27 января, отечественные источники стараются давать термин с заглавной буквы. В англоязычных же источниках Холокост, как и день памяти жертв Холокоста, пишется исключительно с заглавной буквы.
Этим, безусловно, подчеркивается общественное мнение Запада. Всего лишь одна буква дает понять, к какому народу исключительно относится такое явление, как Холокост, и в связи с чьей историей рекомендуется, прежде всего, отмечать Международный день памяти жертв Холокоста. Существуют несколько характерных особенностей холокоста. Все они связаны с трагическими событиями Второй мировой войны. Прежде всего выделяют целенаправленные попытки полного истребления еврейского и цыганского населения.
Лебедева обсудила с ребятами очень важные темы. История Второй мировой войны и Холокоста показывает, насколько опасно разжигать ксенофобию, межнациональную и межрелигиозную вражду и ненависть. Важно знать и помнить о тех страшных событиях, чтобы такое не повторилось никогда!
Американский историк Т. Снайдер назвал этот регион «Кровавые земли» из-за сложности и трагической истории в ХХ веке. В этой статье кратко описываются причины, этапы и самые важные моменты из истории Холокоста. Предпосылки Холокоста В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты. В основе их политической концепции были два принципа: реваншизм и превосходство арийской расы. После Первой мировой войны Германия не просто проиграла, а считалась главным виновником конфликта: у них отобрали территорию, заставили выплачивать огромные контрибуции, лишили права иметь свою армию. Это очень сильно ударило по самолюбию немцев.
Гитлер обещал немцам реванш и возврат былой славы. Политическая доктрина Гитлера строилась на расовой теории. Верховенство в мере, по его мнению, должно было принадлежать немецкому народу, представителям арийской расы. Все остальные расы должны быть либо уничтожены, либо заниматься обслуживанием высшей расы. Именно эти две идеи помогли Гитлеру прийти к власти, а немцам дали веру в то, что новый фюрер принесет им славу, величие. И в мире начнется новая, германская эра. Причины организации геноцида Антисемитизм в Европе и частности Германии. Негативное отношение к евреям берет свое начало со средневековья.
Тогда католическая церковь негативно относилась по нескольким причинам: согласно положениям Библии именно на земле евреев убили Христа; евреи не платили налог католической церкви; жили изолировано, не желая принимать культуру католического мира. Плюс евреи часто работали в трактирах и были ростовщиками, а значит — им часто нужно было возвращать долги. А люди не любят тех, кому они должны. Особенно если они другой национальности.
В начале декабря 1941 года начал работу лагерь смерти в Хелмно. Евреев там убивали в закрытых грузовиках угарным газом. В июле 1942 года начались депортации из гетто Варшавы крупнейшего из созданных в лагеря смерти. До сентября 1942 года были депортированы 300 тысяч евреев Варшавы. В Лодзинском гетто содержалось до 160 000 евреев. Оно было уничтожено постепенно: волна депортаций прошла в январе-мае 1942 года, затем еще ряд депортаций, а 1 сентября 1944 года было полностью ликвидировано. Евреи Люблина были отправлены в лагерь уничтожения Белжец. В марте 1942 года в Белжец были переведены все евреи Люблинского воеводства. Из Львова в 1942 году были отправлены около 65 тысяч евреев. Большинство краковских евреев в июне и октябре 1942 года было отправлено в Белжец.
Значение слова «холокост»
В широком смысле понятие «холокост» употребляется для обозначения массовых репрессий нацистской Германии также в отношении советских военнопленных и представителей различных меньшинств и этнических групп цыгане, поляки, инвалиды, гомосексуалисты, чернокожие и др. Термин «холокост», появившийся в английском языке в начале 20 в. В основе холокоста — расовая теория нацизма , идея о превосходстве арийской расы над другими, признаваемыми «неполноценными» расами, представление о «мировом еврействе» как главном враге германской нации. Современные исследователи Холокоста выделяют 4 этапа в его развитии: 1933—1939; 1939—1941; июнь 1941 — осень 1943; 1943—1945 гг. В 1933—1939 гг. Разгромленные еврейские магазины после «Хрустальной ночи». Магдебург Германия. Ноябрь 1938. Федеральный архив Германии.
Таким образом, это вопрос не этики, а соблюдения законов.
По поводу отрицателей Холокоста. Тут ситуация сложнее, потому что такие люди в отличие от неонацистов маскируются под ученых. СМИ должны разделять профессиональных историков и таких вот ревизионистов. В своих аргументах отрицатели, по сути, оправдывают нацистские преступления. Уничтожение, преследование, любое притеснение людей по национальному признаку — это зло. Мне кажется, что тот, кто изучает историю Холокоста, становится гуманнее к представителям других национальностей. Таким образом, история Холокоста — очень актуальный урок. По истории Холокоста как главного зла ХХ века существует консенсус, эта тема включена в школьную программу, постоянно фигурирует в СМИ и так далее. По другим межнациональным конфликтам консенсуса нет ни в обществе, ни в медиа.
Например, тема армянского геноцида, межэтнические столкновения в Африке… Журналисту тяжело найти независимую интонацию историка, воспарить над схваткой — в большинстве случаев это не получается. Однобокое освещение играет свою негативную роль, история в таких случаях используется как топливо для ненависти, поэтому конфликт может длиться и длиться. Стоит ли, например, указывать национальность или регион рождения человека, если он совершил преступление? Когда я пишу про историю Холокоста, то всегда указываю национальность жертв — это евреи, цыгане. Ведь нацисты разделяли людей по расовому признаку, и чтобы понять «логику» преступлений, мы должны обозначать национальность жертвы.
С тех пор я систематически пишу научные и публицистические тексты про преступления в период Холокоста на территории Северо-Запада России. Я регулярно принимаю участие в проектах и мероприятиях НПЦ «Холокост», стал его региональным представителем с 2014 года. О своем опыте регулярно рассказываю в новгородских медиа. Кроме истории Холокоста я также занимался темой экстремизма и ксенофобии в рамках преподавания курса «Правовые основы журналистики».
В том числе пытался понять, как можно противодействовать этим настроениям. Эта практика действует не только в России, но и в других странах. Даже если какое-то СМИ предоставит слово неонацистам на своей площадке, оно будет отвечать перед законом. Таким образом, это вопрос не этики, а соблюдения законов. По поводу отрицателей Холокоста. Тут ситуация сложнее, потому что такие люди в отличие от неонацистов маскируются под ученых. СМИ должны разделять профессиональных историков и таких вот ревизионистов. В своих аргументах отрицатели, по сути, оправдывают нацистские преступления. Уничтожение, преследование, любое притеснение людей по национальному признаку — это зло.
Мне кажется, что тот, кто изучает историю Холокоста, становится гуманнее к представителям других национальностей. Таким образом, история Холокоста — очень актуальный урок.
Видит отбор людей, снова и снова вопиющие от ужаса еврейские глаза, окровавленные лица отцов, которые пытались защитить своих детей. Слышит крики «шнел, шнел» «быстро, быстро» — нем. Это та фотография, которая сопровождает меня, где бы я не находился, это детское воспоминание, которое навечно отпечатано в моём сознании.
Я, маленький мальчик в возрасте пяти лет и четырёх месяцев, небольшого роста и с испуганным взглядом, поднимаю голову высоко-высоко, чтобы увидеть папу, с его большой бородой и в чёрном раввинском костюме; он стоит в центре участка недалеко от Большой Синагоги в Петракове, окруженный евреями. Вдруг подходит к нему солдат гестапо и вытащив резиновую дубинку, ударяет отца со всей силы по спине. Отец от силы удара нагибается вперёд, но через долю секунды выпрямляется, отходит назад и возвращается на то место, где находился до удара. Я вижу, как папа изо всех сил старается сохранить равновесие и не упасть к ногам немецкого солдата, чтобы не задеть моральных чувств евреев города. Папа пытается подбодрить евреев и вот на него обрушивается ещё один удар, а за ним ещё и ещё… Исраэль Меир Лау, будущий Главный раввин Израиля, в день освобождения из Бухенвальда.
Ребёнок, который отождествляет образ своего отца с героем, не способен смотреть, как его унижают. И даже сегодня, оглядываясь назад, на те 6 страшных лет войны, я понимаю, что самая страшная вещь, которую пришлось пережить во время катастрофы, была не голод, не холод и не побои, а страшное унижение. Когда ребёнок видит отца, избиваемого дубинкой и сапогами с гвоздями офицером гестапо, напуганного до смерти его собаками, почти падающего и униженного перед всеми — он несёт с собой эту страшную картину. С другой стороны, я создал в моём сознании и другое воспоминание: ту секунду, когда папа большими духовными силами удержался от падения, выпрямился и не взмолил немецкого офицера о пощаде. Эта картина ещё раз показывает его духовную силу.
Несмотря на наши многочисленные просьбы, р. Лау отказался написать свою биографию. Его книга «не поднимай руки на мальчика», которая вышла в издании газеты «Едиот Ахронот», не является автобиографией в прямом смысле слова. В ней невозможно прочитать о сорока четырёх годах службы в рабануте, а только воспоминания о катастрофе с личной точки зрения, о выходе из огненного ада и возведении дома в Эрец — Исраэль. Катастрофа и вера Ежегодно раввин Исраэль-Меир Лау проводит «марш жизни», в котором принимают участие восемнадцать тысяч человек.
Вопрос: На протяжении долгих лет высказывается претензия, что ортодоксальное еврейство «убегает» от темы катастрофы, потому что, ему трудно справиться со сложными вопросами… Отвечает р. Лау: — Здесь существует совокупность причин или точнее их составляющих. Часть людей ощущает неудобство с тем фактом, что не все перенесли катастрофу, и не было возможности убежать с тех страшных мест.
Основные сведения о Холокосте
Преследование евреев в Северной Африке С 1940 по 1942 годы французская Северная Африка Алжир и Тунис находилась под контролем коллаборационистского правительства Виши. В Алжире и Тунисе евреев сразу же начали преследовать так же, как и в оккупированной нацистами Европе. Евреи были лишены гражданских прав, были созданы юденраты и организованы принудительные работы. Евреев также заставили носить жёлтые метки на одежде и наложили крупные денежные контрибуции. После высадки англо-американских войск в Марокко и Алжире 9 ноября 1942 года немецкие войска оккупировали Тунис. Зондеркоманда «Египет» приступила к уничтожению евреев. Около двух тысяч тунисских евреев было убито или отправлено в лагеря смерти.
Хотя потери евреев Северной Африки — около пяти тысяч человек — несравнимы с потерями европейского еврейства, однако их тоже считают жертвами холокоста [46]. Другие народы и группы — жертвы нацистской политики Люди с психическими расстройствами и инвалиды Основная статья: Программа умерщвления Т-4 В рамках программы уничтожения лиц, считавшихся «биологически угрожающими здоровью страны», которая получила своё название по адресу главного бюро в Берлине на Тиргартенштрассе, 4, в период с 1940 по 1941 год было уничтожено свыше 70 тысяч человек с психическими расстройствами , умственно отсталых больных, инвалидов, а также детей с неврологическими и соматическими заболеваниями [47]. После официального закрытия программы уничтожение пациентов, тем не менее, продолжалось, и к 1945 число убитых превысило 200 тыс. Предпосылками этой программы было широкая распространённость в Германии популярной тогда в ряде стран евгеники , идей расовой чистоты и представлений о дегенеративных психических болезнях, передающихся из поколение в поколение. Такими учёными-идеологами, как Альфред Хохе, Карл Биндинг, высказывалось утверждение, что люди с психическими расстройствами являются носителями неизлечимых заболеваний, ослабляющих «господствующую расу», и в целях экономии государственных средств они должны быть ликвидированы [47]. Массовые убийства осуществлялись на территории Германии, позднее — на территории Польши , СССР и других оккупированных стран посредством введения отравляющих веществ, ядов , отравления газом, расстрелов.
Именно в рамках программы Т-4 впервые ещё до применения в концентрационных лагерях нацистами были использованы газовые камеры [47] ; первая газовая камера была испробована в Хадамаре земля Гессен в конце 1939 года. С самого начала расовая принадлежность была одним из критериев отбора жертв. Систематическое убийство в психиатрических клиниках еврейских пациентов явилось первым решающим шагом к геноциду европейских евреев. С лета 1940 года пациентов-евреев ссылали в определённые заведения-сборники и затем уничтожали в газовых камерах программы Т-4 исключительно на основании их происхождения. После августа 1941 года еврейские пациенты, которые проживали в единственной на тот момент разрешённой клинике Бенторф-Сайн под г. Нойвид , были отправлены на восток в лагеря смерти [49].
Сексуальные меньшинства Основная статья: Сексуальные меньшинства в Третьем рейхе и холокост После вступления в силу в 1935 году более жёсткого, исправленного варианта параграфа 175 Уголовного Кодекса 1871 гомосексуалы , в основном мужского пола, начали подвергаться преследованиям. По данным учёных из Американского мемориального музея Холокоста , в концлагерях содержалось от 5 до 15 тыс. Предполагалось их «вылечить» и позволить «исправиться» с помощью тяжёлого физического труда. Над некоторыми гомосексуалами осуществлялась кастрация и медицинские эксперименты. Заключённые концлагерей относились к гомосексуалам как к отвергнутым обществом. В лагерях гомосексуалы носили розовый треугольник на одежде.
Многие из них умирали после зверских побоев и истязаний эсэсовцев. Сколько гомосексуалов погибло в концентрационных лагерях, вероятно, никогда не будет известно. Редигер Лаутманн, к примеру, считает, что уровень смертности осужденных по 175-му параграфу в лагерях, возможно, доходил до шестидесяти процентов [51]. Славяне По данным Американского Мемориального Музея Холокоста , поляков и прочих славян нацисты рассматривали как «низшую расу», которая должна быть покорена, обращена в рабство, и в конечном счете, уничтожена [52]. Ряд историков, в том числе авторы профильной «Энциклопедии геноцида», характеризуют преследование славян как геноцид [53] [54] [55] [7] [56] [57] [58]. В то же время ряд историков исключают преследования славян из Холокоста, указывая на гораздо более высокую селективность убийств по сравнению с таковыми евреев, цыган и инвалидов и на отсутствие планов уничтожения всех славян например, словаков и хорватов нацисты считали ценными союзниками [59].
Дополнительную трудность представляет попытка отделить расово мотивированные убийства от таковых, связанных с военными действиями [59]. В частности, Леонид Смиловицкий считает, что «нацисты никогда не убивали белорусов по этническому признаку» [60].
Забвение уроков истории приводит к повторению страшных трагедий. Свидетельство тому — те преступления против мирных граждан, этнические чистки, карательные акции, которые организуют на Украине неонацисты. Именно с этим злом мужественно, плечом к плечу сражаются сейчас наши воины». О решающей роли советских воинов в освобождении узников концлагеря и победе над нацизмом говорил главный раввин нашей страны Берл Лазар на церемонии в Москве. Он напомнил об отказе польских властей пригласить российских представителей на памятные мероприятия в Освенциме и заявил, такой день — не время для политических баталий: «Это не первый раз, к сожалению, который, когда россияне не приглашаются в Освенцим.
И для нас это унижение точно, потому что мы прекрасно знаем и помним о роли Красной армии в освобождении, Победы над нацизмом. Поэтому я думаю, что любой народ должен всегда найти способы, прежде всего, быть благодарным тем, которые спасли его от уничтожения, и для нашего народа. Роль России. Роль Советского Союза, в то время это было просто решающе.
Неделю памяти-2018 открыла выставка «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение» в здании Совета Федерации РФ. Выступая перед гостями выставки, спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко рассказала, что история Холокоста прямо коснулась ее семьи.
Она девять месяцев укрывала их в погребе, рискуя своей жизнью и жизнью членов своей собственной семьи. Но она сознательно пошла на этот шаг, это стало ее личным человеческим подвигом. И подобных историй в нашей стране было очень много», — сообщила Матвиенко, передает Центр и фонд «Холокост». Он добавил, что в память жертвам геноцида Российский еврейский конгресс планирует поставить 26 памятников в разных регионах. Как сообщил журналистам президент Российского еврейского конгресса РЕК Юрий Каннер, география размещения памятников обширна: Калмыкия, Волгоградская область, Ставрополье и другие регионы, до Ленинградской и Московской областей. Например, в Брянской области учителя вместе со школьниками собрали деньги и установили памятник в городе Клинцы.
На сайте Освенцима открыта виртуальная экскурсия , каждый может его посетить и увидеть все ужасы того времени своими глазами. Военно-историческая драма рассказывает историю Холокоста глазами невольных немых свидетелей тех событий. Через историю женской обуви, которая начинается в витрине магазина и заканчивается в витрине мемориального комплекса Освенцима.
Вотсап Холокост — Катастрофа европейского еврейства — невиданная в истории человечества трагедия, геноцид, унесший жизнь шести миллионов евреев стран Европы, из которых полтора миллиона уничтоженных были еврейские дети… Один из чудом уцелевших детей, впоследствии ставший главным раввином Израиля, рав Исраэль Меир Лау , чьи статьи широко представлены на нашем сайте , делится своими воспоминаниями о Холокосте и взглядом на современный антисемитизм. Поезда, сапоги и собаки… с этими тремя вещами ассоциируется детство для р. Исраэля Меира Лау.
Даже закрыв глаза, он не может от них избавиться. Он слышит жалобный непрерывающийся детский плач, побои и визги солдат гестапо и оскалённые клыки собак, стоящих рядом с ними. Видит отбор людей, снова и снова вопиющие от ужаса еврейские глаза, окровавленные лица отцов, которые пытались защитить своих детей. Слышит крики «шнел, шнел» «быстро, быстро» — нем. Это та фотография, которая сопровождает меня, где бы я не находился, это детское воспоминание, которое навечно отпечатано в моём сознании. Я, маленький мальчик в возрасте пяти лет и четырёх месяцев, небольшого роста и с испуганным взглядом, поднимаю голову высоко-высоко, чтобы увидеть папу, с его большой бородой и в чёрном раввинском костюме; он стоит в центре участка недалеко от Большой Синагоги в Петракове, окруженный евреями.
Вдруг подходит к нему солдат гестапо и вытащив резиновую дубинку, ударяет отца со всей силы по спине. Отец от силы удара нагибается вперёд, но через долю секунды выпрямляется, отходит назад и возвращается на то место, где находился до удара. Я вижу, как папа изо всех сил старается сохранить равновесие и не упасть к ногам немецкого солдата, чтобы не задеть моральных чувств евреев города. Папа пытается подбодрить евреев и вот на него обрушивается ещё один удар, а за ним ещё и ещё… Исраэль Меир Лау, будущий Главный раввин Израиля, в день освобождения из Бухенвальда. Ребёнок, который отождествляет образ своего отца с героем, не способен смотреть, как его унижают. И даже сегодня, оглядываясь назад, на те 6 страшных лет войны, я понимаю, что самая страшная вещь, которую пришлось пережить во время катастрофы, была не голод, не холод и не побои, а страшное унижение.
Когда ребёнок видит отца, избиваемого дубинкой и сапогами с гвоздями офицером гестапо, напуганного до смерти его собаками, почти падающего и униженного перед всеми — он несёт с собой эту страшную картину. С другой стороны, я создал в моём сознании и другое воспоминание: ту секунду, когда папа большими духовными силами удержался от падения, выпрямился и не взмолил немецкого офицера о пощаде. Эта картина ещё раз показывает его духовную силу. Несмотря на наши многочисленные просьбы, р. Лау отказался написать свою биографию. Его книга «не поднимай руки на мальчика», которая вышла в издании газеты «Едиот Ахронот», не является автобиографией в прямом смысле слова.
Шольц и Холокост. Европа переписала собственную историю
Урок по теме Холокост. Теоретические материалы и задания История, 9 класс. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения. Международный день памяти жертв холокоста был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 2005-м. На протяжении 12 лет нацисты Германии и их союзники из разных стран пытались полностью истребить целую нацию – евреев Международный день памяти жертв Холокоста 27 января отмечают в честь освобождения в этот день в 1945 году узников.