Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
Глава ФАС: Мы никуда не денемся - придем и все проверим
Глава ФАС Максим Шаскольский заявил, что в ходе проверки рынка грузовых железнодорожных перевозок не выявлено нарушений антимонопольного законодательства. Итоги встречи главы правительства Михаила Мишустина и главы ФАС России Максима Шаскольского | Вступай в группу Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) в Одноклассниках. ин: Уважаемый Максим Алексеевич! Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
Биография Максима Шаскольского
Ознаменовав начало работы уголовным делом против петербургского «Водоканала», которое, кстати, стало первым толчком к перемене бенефициаров рынка. Вкратце напомним эту историю. После отставки Игоря Албина и прихода «энергетического» Шасколького в бюджете предприятия обнаружили нехватку 1,7 миллиарда рублей. Выяснилось, что компания как минимум три года под руководством экс-директора Евгения Целикова переплачивала за электричество. Он и обратил внимание на итоги проверки «Водоканала» Контрольно-счётной палатой. Отставка Целикова дала чиновникам, руководителям городских предприятий и группам влияния однозначный сигнал — неприкасаемых нет. До прихода в Смольный Шаскольский десять с лишним лет проработал в «Петербургской сбытовой компании» ПСК , где отстроил конвейерную систему взыскания долгов. Биографии Максима Алексеевича позавидует любой карьерист — сразу после вуза возглавил отдел ценных бумаг ЗАО «Юганскнефтебанк», потом несколько высоких должностей в «Ленэнерго», следом кресло гендиректора «ПСК», а оттуда сразу в вице-губернаторы, в новую команду Беглова. История с «Водоканалом», кстати, закончилась неоднозначно.
Без конкурса Шаскольский поменял поставщика электроэнергии для компании на некогда тесно связанную с ним организацию.
Мы также упрощаем работу с преференциями, когда власти распределяют какие-то объекты собственности малому и среднему бизнесу без конкурсов. Будет действовать уведомительный порядок при выделении помещений для социального обеспечения населения, поддержки малого и среднего предпринимательства.
Есть ли уже претенденты на совершение сделок по новому правилу, помимо X5, которая буквально только что сообщила о покупке у финской SOK Retail Int. OY супермаркетов Prisma? С чего это началось?
Как раз с Prisma, когда компания в момент решила все закрыть и уйти. В среду мы согласовали сделку Х5 по покупке Prisma. Все понимают, что это может привести к увеличению рыночной власти действующих торговых сетей по отношению к производителям, созданию дополнительных барьеров для входа на рынок субъектов МСП, сокращению ассортимента и снижению доступности товаров для граждан.
Означает ли это, что еще длительное время конкуренция здесь будет ограничена, и как это скажется на ценах для конечного потребителя? Кроме того, мы следим за соблюдением баланса интересов между торговыми сетями и производителями. Планируем в скором времени провести встречу, что называется, "на троих" - собрать представителей торговых сетей, различных ассоциаций и производителей и обсудить те проблемы, которые есть.
Они есть, но не системные, и решаются участниками рынка. У нас нет каких-то обоснованных жалоб, что кто-то из производителей не имеет доступа на полку, не получает оплату или нарушает еще какие-либо требования закона о торговле. С одной стороны, цены увязаны с инфляцией, которая остается высокой, с другой - сейчас идет перенасыщение рынка из-за перекрытия экспортных каналов.
Какую динамику вы ожидаете? У независимых компаний цены по разным регионам также снизились, хотя и не так сильно, как на опте. Но надо понимать, что независимые АЗС примерно год работали практически в убыток, так как цены на оптовом рынке были очень высокими при том, что в рознице рост традиционно не может превышать уровень инфляции.
Сейчас независимые компании компенсируют те выпадающие доходы, которые сложились за последнее время. Конечно, сейчас возникает профицит на рынке бензина, но значительного переизбытка мы не ожидаем, ведь коллеги могут немного сократить объем производства, например, за счет вывода мощностей в ремонт, что является обычной ситуацией летом. Тут надо говорить с компаниями, потому что у них - производство, у них есть полное понимание логистики и возможностей экспорта.
С 1 июля тарифы по ЖКХ, по электроэнергии изменятся только на том уровне, на котором было решено еще в декабре, исходя из той инфляции, которая была тогда заложена. Сейчас тариф - это своего рода демпфер инфляции, он очень важен, так как напрямую влияет на себестоимость производства, на благополучие граждан. Поверьте, средств у компаний достаточно и на ремонт, и на текущую деятельность.
На инвестиции - да, наверное, не хватает, но решать задачи по исполнению инвестпрограмм нужно нетарифными способами, например, через поддержку регионального или федерального бюджета, а также за счёт оптимизации иных затрат или переноса проектов вправо. По тарифу "Транснефти" двойной индексации не будет, все будет в рамках действующего законодательства. Что касается услуг общедоступной электросвязи и почтовой связи - с учетом текущей ситуации по обращению операторов могут быть приняты решения по индексации тарифов при условии подтверждения увеличения расходов, но рост тарифов не превысит прогнозного уровня инфляции.
Жесткие регуляторные меры 21 сентября российское правительство ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизеля для стабилизации внутреннего рынка. По словам первого замглавы Минэнерго Павла Сорокина , срок его действия зависит от насыщения рынка и результатов действия этой меры. При этом в ведомстве подчеркнули, что несоблюдение этой меры будет рассматриваться как признак нарушения антимонопольного законодательства.
Так, в Южную Осетию и Абхазию разрешили экспортировать бензин и дизель. Также разрешили вывозить топливо в рамках межправительственных соглашений, в том числе в страны Евразийского экономического союза , и поставлять бензин для воинских формирований, находящихся за границами РФ. Кроме этого, физическим лицам разрешили транспортировать топливо для личного использования.
Он призвал правительство плотнее работать с топливными компаниями из-за растущих цен на бензин. Но тем не менее реагировать на происходящие события я бы попросил вас более оперативно», — сказал Путин. Российский президент заявил, что некоторые граждане вынуждены ездить в другие регионы, чтобы закупиться бензином по низкой цене.
Руководитель Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. Ранее занимал пост Вице-Губернатора города Санкт-Петербург. Являлся генеральным директором Акционерного Общества «Петербургская сбытовая компания». Максим Шаскольский родился 5 января 1975 года в городе Санкт-Петербург. После школы в 1994 году окончил экономический факультет Санкт-Петербургского Государственного Университета получив специальность «Экономист.
ФАС отрицает кризис на топливном рынке
Максим Шаскольский | Ранее Максим Шаскольский работал и вице-губернатором Санкт-Петербурга и отвечал за решение вопросов в области энергетики и тарифного регулирования. |
Максим Шаскольский: регулятор с калькулятором | Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). |
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федеральной антимонопольной службы Максимом Шаскольским
Биография Максима Шаскольского | Прежде Федеральной антимонопольной службой с момента ее создания в 2004 году руководил Игорь Артемьев. |
Шаскольский покинул Смольный, ему прочат место в ФАС: чем запомнился вице-губернатор за год работы | Передача и распределение»: Шаскольский Максим Алексеевич – Руководитель Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации. |
Главой ФАС могут назначить Максима Шаскольского - 05.03.2024, ПРАЙМ | Глава российской металлургической компании «Северсталь» Александр Шевелев пожаловался в Генпрокуратуру на руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максима Шаскольского и его заявления, пишет РБК. |
Руководителем ФАС назначен Максим Шаскольский | Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в ближайшее время сможет начать проверки «» за нарушение антимонопольного законодательства и доминирующее положение на рынке, заявил глава ведомства Максим Шаскольский на заседании комитета. |
Зачем Мишустин поставил во главе ФАС питерского вице-губернатора
Шаскольский вошел в команду нового градоначальника Александра Беглова, получив назначение на должность вице-губернатора по вопросам энергетики и тарифного регулирования. И мы больших успехов добились, снижая затраты и оптимизируя свою деятельность. С этими подходами меня и пригласили». Закладки для уголовного дела Уже через месяц после назначения новый вице-губернатор потребовал направить в правоохранительные органы результаты проверки Контрольно-счетной палатой деятельности ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Ранее аудиторы обнаружили у предприятия признаки банкротства, однако предшественники Максима Шаскольского не дали делу ход. Выяснилось, что на фоне резкого роста задолженности «Водоканал Санкт-Петербурга» сдавал в пользование сторонним организациям объекты недвижимости без заключения договоров аренды, а также оплачивал строительно-монтажные работы по повышенным расценкам. План мероприятий по устранению замечаний Контрольно-счетной палаты, который до этого утвердил Комитет по энергетике СПб, содержал пустые и формальные пункты, заявил Шаскольский на заседании городской межведомственной комиссии. Первым поручением Шаскольского в новой должности было «проверить работу организаций водоснабжения, водоотведения, теплоснабжающих организаций и провести аудит на предмет каких-либо возможных необоснованных расходов и затрат, которые эти организации несут.
И в случае выявления таких затрат выйти на изменение, снижение темпов роста тарифов», — рассказал он в интервью «Эху Москвы в Санкт-Петербурге». Аудит «Водоканала Санкт-Петербурга» выявил, что компания переплачивала за электроэнергию 600 млн руб. Мы проверили договоры страхования. И обнаружили, что было застраховано все: забор, заасфальтированная дорога, которая проходит по территории станции, и т. Мы такие договоры расторгли. И сэкономили еще 700 млн. Мы сократили огромное количество советников и помощников, людей совершенно бесполезных и только на этом 50 млн сэкономили в годовом исчислении.
Мы сначала снизили затраты, а потом сократили темпы роста тарифов». А в 2020 г.
В результате проверок было возбуждено 30 антимонопольных дел в 19 регионах страны. В области сотовой связи ФАС выдала предупреждения операторам связи о прекращении взимания платы за раздачу интернет-трафика с абонентских устройств.
Сотовые операторы отменили эту плату в соответствии с предупреждением. С учетом развития цифровой экономики, ФАС ведет профилактическую работу с крупнейшими российскими агрегаторами и маркетплейсами, с целью прекращения негативных практик. Кроме того, работа по выведению антимонопольного законодательства из-под действия моратория на проверки IT-компаний продолжается. Режим параллельного импорта обеспечивает наличие товаров по доступным ценам и способствует развитию предпринимательства и конкуренции.
Механизмы контроля за экономической обоснованностью тарифов постоянно совершенствуются.
В свою очередь, на смену «отцу-основателю» пришел Максим Шаскольский — бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга, курировавший энергетику и тарифное регулирование, а ранее работавший на руководящих должностях в сбытовых компаниях ЗАО «Петроэлектросбыт», ОАО «Ленэнерго», ОАО «Петербургская сбытовая компания». Так что сегодня, после «зубра» Артемьева, Шаскольскому жизненно важно утвердиться на новой должности, в том числе, путем смены команды предшественника. В частности, совсем недавно в отставку отправился замглавы ведомства Андрей Цариковский, отвечавший за вопросы госрегулирования естественных монополий в сфере промышленности и борьбы с картелями. В ФАС он проработал 17 лет и даже пользовался известностью в качестве «серого кардинала» при ее предыдущем руководителе. Как отмечал «Интерфакс», уход Тенишева объяснялся расхождением взглядов с Шаскольским на антимонопольную политику.
Протеже олигарха против «системного либерала» В том, что новая метла начала мести по-новому, нет ничего удивительного. Удивительно другое: а именно, то, как некоторые СМИ и социальные сети пытаются представить смену руководства ФАС как некую победу «государственников над либералами», которая неизменно приведет к кардинальным преобразованиям в ведомстве. Впрочем, тот, факт, что Игорь Артемьев — завзятый либерал, все эти годы продолжавший поддерживать партию «Яблоко» и даже участвовать в ее съездах, никогда ни для кого не был особенным секретом. Выступал он и на апрельском съезде «Яблока», наряду с такими одиозными политиками, как Лев Шлосберг и Борис Вишневский. Причем, как сообщало издание «Федерал Пресс», экс-глава ФАС «жестко прошелся по всему кабмину», что, якобы, сделало его потенциальным кандидатом в Госдуму от «в первой партийной тройке». Не исключено, что представить Максима Шаскольского в роли «сокрушителя оплота системных либералов» пытаются сотрудники его собственной пресс-службы.
Победа эта, правда, носит весьма сомнительный характер: Артемьев не ушел «в никуда», более того, обосновался в правительстве получив новые возможности. Доходит до того, что особо комплементарные Шаскольскому авторы публикаций в интернете пишут , например, о том же Цариковском как о «человеке одного из членов «семибанкирщины» — неформального объединения олигархов , непосредственно влиявших на политику России в 1990-х — начале 2000-х годов. Вот только не вызовет особого удивления, если вскоре сам Цариковский по протекции своего бывшего шефа получит очередное назначение. Вдвойне абсурдным этот антиолигархический «крестовый поход» выглядит, если вспомнить, что сам Шаскольский считается ставленником Юрия Ковальчука.
Кроме того, он выходец из Санкт-Петербурга, поэтому не исключено, что захочет привезти в Москву привычных ему сотрудников.
Владимир Путин принял главу Федеральной антимонопольной службы Максима Шаскольского
Артемьев возглавлял ФАС с 2004 года. Его преемником во главе ведомства стал Максим Шаскольский, свидетельствует информация на сайте Кабмина. На сайте администрации Санкт-Петербурга сегодня сообщается , что «Максим Шаскольский завершил работу в должности вице-губернатора Санкт-Петербурга».
Он также отметил, что во многом благодаря параллельному импорту экономика России смогла справиться с санкционными вызовами, ускорить переход к технологическому суверенитету и росту ВВП. Напомним, что в мае 2022 года власти РФ опубликовали перечень товаров для параллельного импорта, в который вошли более 50 категорий, необходимых как для промышленности, так и для потребителей, причем как определенных брендов, так и в целом категорий товаров.
Механизм параллельного импорта продлили на 2023 год, и 15 мая Вице-премьер - глава Минпромторга РФ Денис Мантуров анонсировал очередное продление программы на 2024 год с сокращением перечня товаров, которые можно ввозить в Россию таким способом. Фото: пресс-служба ФАС России.
Максим Шаскольский отметил, что решение правительства использовать механизм параллельного импорта позволило обеспечить граждан продукцией по доступным ценам. В перечень товаров параллельного импорта включено более 50 групп товаров — от обуви и одежды до транспорта. В 2022 году было проанализировано 9 тыс.
За первое полугодие 2023 года — 4,5 тыс. Экономия составила порядка 8,6 млрд рублей. Это позволяет обеспечивать детей с тяжелыми заболеваниями дополнительными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и необходимым объемом медпомощи. После выданных в 2022 году предписаний ценовая политика компаний стала более сдержанной, осторожной. В 2023 году такая работа продолжается.
В случае выявленных нарушений принимаются соответствующие меры.
Это означает, что обе стороны устраивают условия соглашения, отметил источник. Один из источников "Ведомостей" отметил, что срок утверждения мирового соглашения теперь будет зависеть в том числе от действий представителей НЛМК и ММК. Последние, по его словам, скорее всего, будут добиваться сопоставимого снижения штрафов.
Новым руководителем ФАС стал Максим Шаскольский
Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) признала льной антимонопольной службой добилась уменьшения штрафных. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в ближайшее время сможет начать проверки «» за нарушение антимонопольного законодательства и доминирующее положение на рынке, заявил глава ведомства Максим Шаскольский на заседании комитета. Глава Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский заявил, что параллельный импорт необходимо распространить на все категории товаров.
Кто будет рулить ФАСом: что известно о Шаскольском
При этом одним из кандидатов на руководителя ФАС называют уже бывшего вице-губернатора Петербурга Максима Шаскольского. Выступление руководителя Федеральной антимонопольной службы Максима Шаскольского. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
Итоги встречи главы правительства Михаила Мишустина и главы ФАС России Максима Шаскольского 🎦
Все новости » Премьер-министр Михаил Мишустин подписал соответствующее распоряжение Премьер-министр Михаил Мишустин назначил новым руководителем Федеральной антимонопольной службы Максима Шаскольского. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на распоряжение главы правительства.
Так, вскоре после своего назначения, Шаскольский занялся подготовкой предложений по сдерживанию роста цен на продукты. В итоге в декабре прошлого года главы Минпромторга Денис Мантуров и Минсельхоза Дмитрий Патрушев подписали с производителями и ретейлерами соглашение о принятии мер по снижению и поддержанию цен на сахар и растительное масло. Розничные цены на сахар не должны были превышать 46 руб. Срок действия соглашения истекал 1 апреля, а до этого ФАС и профильные министерства должны были провести работу по его продлению, «в целях дальнейшего сохранения розничных цен на приемлемом для граждан уровне».
Но уже в конце марта СМИ сообщили об исчезновении сахара с полок магазинов в целом ряде регионов. При этом отмечалось, что низкие цены хороши для населения, но как в таком случае быть бизнесу? В итоге было принято решение выплачивать производителям по 5 руб. Получается, что искусственный дефицит сахара во многом обусловил дальнейшую работу правительства над новым соглашением, причем в интересах нескольких крупных предприятий. Куда, в таком случае, смотрела ФАС?
Но речь может идти не только о сахаре. По информации «Новой газеты» в правительстве рассматривался вариант распространения госрегулирования на 24 наименования социально значимых продуктов питания. Низкие — хорошо для населения, плохо для бизнеса, и тут может возникнуть дефицит. А если наоборот, то какая цель? Сделать приятное бизнесу?
Сознательная «слепота» Шаскольского Комментируя «сахарную» историю, «Наша версия» отмечала : «Теперь сахарные монополисты могут праздновать полную победу. Ценовым демпингом они могут полностью удушить своих небольших конкурентов. И похоже, что ФАС их за это не только не накажет, а, наоборот, будет следить за прочностью удавки».
В этом смысле Максим Алексеевич Шаскольский - все-таки не «князь», хотя его отец Алексей Игоревич Шаскольский - известный в Петербурге оценщик недвижимости, один из руководителей Института проблем предпринимательства - в свое время сотрудничал и с «Интер РАО», и с городской администрацией.
Новый глава ФАС - несомненный ставленник определенной группы влияния, и в нынешней ситуации это, увы, не самый худший вариант. Правда, смольнинская пропаганда весь сегодняшний день продвигает в «Телеграме» и соцсетях фантастическую версию, будто Шаскольский получил высокую должность, поскольку в Москве якобы оценили, как мастерски он смог сдержать рост тарифов в Петербурге. А еще - задвинул на место монополистов вот именно так, дословно, - «задвинул». Но, во-первых, тарифы ой-ой как растут, и будут расти и дальше, а во-вторых, если ставить Шаскольскому в заслугу, что новыми заместителями директора «Водоканала Санкт-Петербурга» стали выходцы из тех же структур, что и сам Максим Алексеевич, то это - вовсе не «задвижение», а продвижение.
Есть и еще один нюанс. Шаскольскому придется исполнять роль главы ФАС после колоритного «пересидента» Игоря Артемьева человек трудился на антимонопольном «фронте» 16 лет, а теперь стал помощником премьер министра. Артемьева называли мастером аппаратных интриг: он выстроил целую систему бесконечного перетягивания каната с монополистами, когда борьба вроде бы идет, но результатов не видно. Его преемнику будет непросто.
Было 12, стало 11. И снова будет 12? Уход Максима Шаскольского из Смольного - это знаменательное событие и для Петербурга. Потому что с сегодняшнего дня в северной столице - не 12, а 11 вице-губернаторов.
Например, мы выявили признаки нарушения антимонопольного законодательства на рынке сырья для производства керамической плитки, где также приняты меры антимонопольного реагирования. Мы внимательно следим за тарифами на мобильную связь, получая большое количество обращений от потребителей. Сотовые операторы занимают доминирующее положение. По этой причине мы проверяем повышение тарифов на предмет их экономической обоснованности. В случае если мы видим рост выручки и при этом снижение затрат, неисполнение инвестиционных программ, рост затрат по направлениям, не связанным с предоставлением услуг связи, выдаём операторам предписание либо пересмотреть тарифы и снизить их до экономически обоснованных, либо вообще отменить повышение. В целом государственное регулирование тарифов, как Вы отметили, это одно из приоритетных направлений работы Федеральной антимонопольной службы. И основным принципом здесь является необходимость достижения баланса экономических интересов между регулируемыми организациями и потребителями.
Инфраструктура по-прежнему нуждается в обновлении, инвестициях, ремонте, реконструкции, однако темпы изменения тарифов должны учитывать интересы потребителей. Сейчас совершенствуется законодательство для привлечения инвестиций в энергетику и ЖКХ. Правительством Российской Федерации утверждена концепция долгосрочного тарифного регулирования. Это повысит инвестиционную привлекательность и надёжность работы отрасли. Одновременно мы ведём работу по выявлению и исключению экономически необоснованных затрат. В 2023 году мы провели 57 плановых и внеплановых проверок и ещё 14 проверок совместно с Генеральной прокуратурой. Мы проверили 1 тыс.
В результате исключено 9,27 млрд экономически необоснованных расходов, учтённых органами регулирования в составе необходимой валовой выручки. Эта работа позволяет снизить тарифную нагрузку на потребителей, прежде всего граждан. Надо сказать, что у нас 28 тыс. В этой ситуации мы решили значительно увеличить масштабы работы по выявлению экономически необоснованных расходов и приняли решение о наделении территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы полномочиями по самостоятельному проведению проверок региональных органов регулирования. Ранее эти полномочия относились к исключительной компетенции центрального аппарата ФАС России. Мы разработали проект документа, он внесён в Правительство, мы рассчитываем, что такая мера приведёт к более заметному результату в деле исключения из тарифов для потребителей необоснованных расходов. Мишустин: Очевидно, что спрос на отечественные товары растёт и будет расти.
И в связи с этим ценообразование — это очень важный фактор. Наши потребители, граждане России, должны быть надёжно защищены от недобросовестных поставщиков товаров и услуг. И конечно, ФАС в этом смысле — такой, можно сказать, барьер на пути к недобросовестности. Что касается уровня оплаты коммунальных ресурсов, электроэнергии, Вы абсолютно верно сказали, он должен быть экономически обоснованным. Чтобы найти баланс между интересами поставщиков услуг и крупными промышленными, другими предприятиями и людьми, гражданами, кто потребляет эти ресурсы. Другая приоритетная задача службы — это снижение административного давления на бизнес. Чтобы стимулировать деловую активность, следует помогать в первую очередь субъектам малого и среднего предпринимательства.
Создание условий для бесперебойной деятельности таких предприятий, отраслей —очень важная задача. Для этого надо повышать эффективность надзора в этой области, в том числе в сфере государственного заказа. Поскольку государственный заказ во многом формирует профиль работы малого и среднего предпринимательства. Очень важно отслеживать появление картелей, действия которых могут ограничивать конкуренцию. Именно ограничение конкуренции — препятствие для малого и среднего бизнеса, о чём коллеги при встречах с членами Правительства говорят. Как организована работа на этих направлениях? Шаскольский: Уважаемый Михаил Владимирович, по поручению Президента, Правительства Российской Федерации службой реализован ряд мер, направленных на снижение административной нагрузки.
Например, увеличены пороговые значения с 400 млн до 800 млн рублей для сделок, требующих предварительного согласования. Эта мера носит постоянный характер. Есть временные меры — до конца текущего года упрощён порядок согласования сделок с активами от 800 млн до 2 млрд рублей. Такие сделки теперь могут быть совершены без предварительного согласования, но с уведомлением службы. При этом мы сохранили инструменты антимонопольного контроля.
Руководитель ФАС Шаскольский заявил об отсутствии кризиса на топливном рынке
И только после этого — под новые идеи — должны назначаться новые руководители. В случае с Шаскольским ничего подобного не происходит. Претензий к Артемьеву нет — на деле, это был далеко не худший руководитель. По крайней мере, он имел личный политический вес — чего другие вообще не имеют. Очень сомнительно, что Шаскольский — малоизвестный чиновник второго уровня из Питера — будет иметь сопоставимый вес в ближайшем будущем. Этот факт может свидетельствовать об ослаблении ФАС. Замечу, что служба сильно политизирована по своим функциям, и что даже Артемьев давно не выступал с какими-то эпохальными инициативами. Монополии при нем преспокойно существовали — но при Шаскольском эта тенденция, надо думать, усилится. Замечу, если бы ставилась задача обуздания монополизм, во главе ФАС необходима была бы очень серьезная фигура. Как мы понимаем, в такой монополизированной стране, как Россия, решить ее может только человек решительный, с мандатом высочайшего уровня, имеющий огромный личный политический авторитет — фактически, комиссар на должности главы ФАС. Мы даже не знаем их фамилий — каких-то губернаторов, каких-то «лидеров России».
На деле, это обычная номенклатура — я ее хорошо помню по советской системе. Это личности, которых расставляют «сверху», и которых никто не знает — ни в регионах, ни в отраслях. Часто этих личностей переводят с одной должности на другую. Но от перестановки слагаемых сумма не меняется: представителей номенклатуры можно двигать хоть по иерархической служебной вертикали, хоть по горизонтали — в системе это не вызовет никаких изменений.
У нас есть соответствующее поручение. Компании, которые поставляют сырье, утвердят у себя торговую политику, которая позволит зафиксировать на определенном уровне цены, отвязать их от экспортной альтернативы и поставлять по согласованным ценам тем производителям, которые отдают удобрения на внутренний рынок. Мы предлагаем компаниям разработать торгово-сбытовые политики, направленные на приоритетное насыщение внутреннего рынка, на отказ от так называемой "экспортной альтернативы", на заключение долгосрочных контрактов. Кроме того, в последнее время мы наблюдаем снижение цен на основные виды металлопродукции и отдельные виды стройматериалов.
Мы пока их не регистрируем, но инструменты для этого могут появиться. Над этим нужно работать, и у нас есть на это поручение, мы будем предлагать решения. Например, лесоматериалы, где та же проблема, успешно стандартизируются и реализуются на бирже. Почему, как вы считаете, реализация этого проекта тормозится? И какова позиция ФАС по проведению аукционов на втором этапе распределения рыбных квот? Будет ли ФАС настаивать на переходе к полностью аукционному их распределению? Вместе с тем, масштабное перераспределение может привести к сосредоточению большого объема долей квот в одних руках, что навредит конкуренции. При распределении инвестиционных квот на втором этапе необходимо ввести предельный размер квоты и одновременно ограничить участие в аукционе для тех, кто по его результатам превысит установленный предельный размер.
Биржевая торговля рыбной продукцией в России пока находится на начальном этапе. Компаниям выданы предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, насыщение внутреннего рынка. Сейчас эти предписания оспариваются, идет судебная работа, но в любом случае мы обязаны вынести компаниям штраф, других вариантов нет. С учетом текущей ситуации, когда металлургические компании испытывают определенные сложности, это вопрос непростой. Компании допустили нарушение, и в этом случае мы обязаны выставить штраф. Но при этом наша задача с одной стороны не нанести ещё больший ущерб компаниям-производителям, с другой - обеспечить приоритетное насыщение продукцией внутреннего рынка по доступным потребителям ценам. Почему дело в суде так затянулось? Мы со своей стороны его подписали, и "ЛУКОЙЛ" подписал, но ВТБ пока свою подпись не поставил, так как видит риск оспаривания сделки и ищет правовые механизмы, как его избежать.
Наша позиция - мировое соглашение отвечает интересам сторон. Когда планируется вынести решение по ней? Позиция ведомства будет зависеть от конкретных параметров и договоренностей сторон сделки, которые мы должны будем оценить на предмет их соответствия антимонопольному законодательству. Такси" займет доминирующее положение на рынке такси? Следит ли регулятор за этой ситуацией? Нет ли в настоящее время жалоб на повышение тарифов такси из-за этих обстоятельств?
В условиях изменения отраслевого законодательства и поступательного развития системы государственных закупок важно обеспечить всем ее участникам возможность прямого диалога. Площадкой для него уже традиционно является Форум «ГОСЗАКАЗ», который позволяет предпринимателям, государству и регуляторам вырабатывать совместные решения для обеспечения поддержки отечественных производителей и развития малого и среднего предпринимательства. ФАС России придает особое значение совершенствованию контрактной системы как механизму развития добросовестной рыночной конкуренции.
В области сотовой связи ФАС выдала предупреждения операторам связи о прекращении взимания платы за раздачу интернет-трафика с абонентских устройств. Сотовые операторы отменили эту плату в соответствии с предупреждением. С учетом развития цифровой экономики, ФАС ведет профилактическую работу с крупнейшими российскими агрегаторами и маркетплейсами, с целью прекращения негативных практик. Кроме того, работа по выведению антимонопольного законодательства из-под действия моратория на проверки IT-компаний продолжается. Режим параллельного импорта обеспечивает наличие товаров по доступным ценам и способствует развитию предпринимательства и конкуренции. Механизмы контроля за экономической обоснованностью тарифов постоянно совершенствуются. В 2023 году было исключено 23,1 млрд рублей экономически необоснованных средств из тарифов.
Выступление руководителя ФАС России Максима Шаскольского
11 ноября 2020 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин предложил бывшему вице-губернатору Санкт-Петербурга Максиму Шаскольскому возглавить Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Марианна Минскер поговорила с руководителем Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Максимом Шаскольским. Информация о спикере: Шаскольский Максим из Федеральная антимонопольная служба: Образование, профессиональный опыт, участие в конференцияx.