Хеннер – одна из двенадцати людей на планете, у которой невероятный объем памяти (гипертимезия). Это уменьшение объема памяти. О возможностях человеческой памяти учёные спорят до сих наблюдениям, человек не испытывает никакого дискомфорта при восприятии новой информации. Потеря памяти у пожилых людей развивается вследствие старческих дегенеративных заболеваний или деменций.
Проблемы с памятью
Новости уменьшают количество думающих людей. Хеннер – одна из двенадцати людей на планете, у которой невероятный объем памяти (гипертимезия). Как уже было сказано, оптимальный объём кратковременной памяти взрослого человека — 7 элементов. Невролог Амина Киндарова в интервью порталу , поделилась важной информацией о том, как отличить обычное возрастное снижение памяти от деменции — серьезного неврологического заболевания.
12 фактов о памяти, на которые ученые поставили штамп «Проверено»
Причины ухудшения памяти. человеческая память Наша память — это совокупность процессов запоминания, сохранения и восстановления информации. Что касается объема кратковременной памяти, то ее объем у разных типов людей неодинаков. Объём памяти резко снижен (зрительная в пределах 1-2 образов, слуховая – 1-2 слова). Объем памяти у разных людей отличается.
Причины потери памяти у молодых людей
В основе амнезии при корсаковском синдроме лежит такой патологический механизм, как невозможность запоминания новой информации. У таких людей происходит ослабление процесса консолидации следа памяти. Объем оперативной памяти не снижается, он может удерживать в памяти значительные объемы информации. Долговременная память, то есть общие представления об окружающем мире, навыки производственной деятельности также остаются.
Согласно экспериментальным и клиническим данным, при корсаковском синдроме сохраняется непроизвольное запоминание. Деменции Происходит нарушение памяти и при деменции, что выражается в стойком снижении познавательной деятельности, приводящем к существенным затруднениям в повседневной жизни. Деменция появляется в результате органического заболевания головного мозга при диффузном нарушении высших мозговых функций.
Особенно распространены деменции в пожилом возрасте, практически десятая часть людей старше 65 лет имеют деменцию. Различают деменцию альцгеймеровского типа при болезни Альцгеймера , при которой расстройства памяти являются основным клиническим проявлением. Повышенная забывчивость на текущие события часто является одним из признаков признаком этого заболевания.
Позже к нарушениям памяти присоединяются и другие когнитивные нарушения речевые и т. В отличие от корсаковского синдрома при деменции нарушаются все виды долговременной памяти эпизодическая, семантическая, процедурная и непроизвольная , уменьшается объем и время удержания следа в оперативной памяти.
Не играйте в шахматы каждый день в течение недели. Сегодня — пазлы, завтра — кроссворды классические, а послезавтра — кроссворды японские.
Это поможет мозгу научиться адаптироваться к разным ситуациям и развить когнитивные способности. Ходить на работу или учебу одним маршрутом, посещать один и тот же продуктовый магазин и так далее. Вносите разнообразие в свой путь. Сходите в другую «Пятерочку», сделайте небольшой крюк на пути к работе.
Так вы получите новые впечатления, а в мозгу активируются новые нейронные связи. Дополнительно обращайте внимание на какие-то особенности пути: дорожные знаки, вывески, запахи. Используйте усилители внимания Нет, речь не о каком-то веществе. Старайтесь превращать запоминание в какой-то интересный процесс.
Например, если вы читаете книгу, представьте, что вы актер в театре, который разыгрывает представление и читает книгу по ролям. Если вы играете в шахматы, представьте, что вы гроссмейстер в финале крупного чемпионата. Это и называется усилением внимания. Задействуйте разные чувства При запоминании информации используйте разные рецепторы.
Например, прогуливаясь по новому маршруту, используйте не только зрение, обращая внимание на то, как выглядит ваш путь. Используйте слух и ощущения. Например, вы проходили мимо пекарни и почувствовали, как пахнет булочками. Если рядом есть трамвайные пути, то звук проезжающих вагонов позволит вам дополнить картину новыми воспоминаниями.
Запоминайте частями Используйте актерский метод запоминания большой и сложной информации. Делите ее на части. Это можно использовать как в работе, так и в тренировке своей памяти. Мы уже рассказывали, что тренировать память можно с помощью заучивания стихотворений — большие можно делить на четверостишия.
Упорядочивайте информацию При запоминании информации старайтесь делить ее на логические блоки. Например, если вы собираетесь в магазин, не пишите список подряд — разделите бакалею, овощи, напитки и другие типы продуктов. Это поможет запомнить список и научиться работать с информацией. Вникайте в суть Нельзя учить стихотворение или читать книгу, не понимая, что именно хотел сказать автор.
Без вникания в суть вы подадите мозгу сигнал, что занимаетесь, откровенно говоря, бесполезным делом для галочки. Поэтому мозг не будет воспринимать новую информацию и устанавливать новые нейронные связи. Поэтому не обижайте свой мозг, читайте любую информацию, пытаясь понять, что именно написано. Сочиняйте истории Сочиняйте глупые истории с упоминанием информации, которую вам нужно запомнить.
Например, «обезьяна попала на улицу Большевиков, нашла там 20 рублей и купила 1 мороженое». Это позволит запомнить адрес: Большевиков, 20, кв. Звучит глупо, но это поможет мозгу запомнить информацию. Чем глупее история, тем легче будет ее запомнить.
Пользуйтесь методом мест Еще один довольно забавный, но рабочий способ запоминания необходимого материала. Вернемся к нашему любимому списку продуктов. Как запомнить, что нужно купить яйца, колбасу и сыр? Представьте, что эти продукты разбросаны по вашей квартире.
Пишите список и представляйте, как яйца лежат на коврике у входной двери и вам нужно заходить аккуратно, чтобы не раздавить их. А вот колбаса что-то забыла на игровой приставке, как она там оказалась? Сыр и вовсе лежит в горшке с цветком. Рифмуйте Рифмы всегда просто запоминаются, а значит, это хороший способ натренировать память.
Повторяйте Повторение — мать учения. Написали что-то важное на календаре, что необходимо запомнить, — проговорите это вслух. Превращаемся в амбидекстра Амбидекстр — это человек, у которого одинаково хорошо работают оба полушария мозга. Если вы не врожденный амбидекстр, то есть с детства не умеете рисовать как правой, так и левой рукой, то тренируйте в себе эти навыки.
Используйте левую руку, чтобы выполнять привычные дела, если вы правша, и наоборот. Приложения для тренировки памяти Как улучшить память и внимание взрослому человеку? Например, воспользоваться приложениями. Их можно запускать даже во время рабочего перерыва.
Программа, созданная экспертами по искусственному интеллекту. Сервис подстроится под ваши навыки.
При повторении этого упражнения испытуемые каждый раз справляются с ним всё быстрее, потому что им уже не нужно держать в рабочей памяти цвет и форму искомого объекта. Если условия задачи изменятся, рабочая память начнёт формировать новые представления для её решения. И пока они не окрепнут, рабочей памяти придётся бороться за контроль внимания с долговременной памятью, которая будет пытаться применить к задаче старый усвоенный шаблон. Простой пример: если человек долгое время летал в командировки с синим чемоданом, а потом приобрёл красный, то в ближайшие несколько перелётов он, вероятнее всего, будет непроизвольно реагировать на синие чемоданы на багажной ленте. А вот для быстрого поиска красного чемодана ему придётся перестроиться. То же самое — с похожими, но чем-то отличающимися алгоритмами решения учебных задач. Как рабочая память влияет на обучение Как уже упоминалось выше, ёмкость рабочей памяти увеличивается по мере взросления ребёнка. Считается, что в среднем семиклассник может оперировать большим объёмом информации, чем первоклассник, но в этом показателе могут быть и индивидуальные различия.
Как пишет Нельсон Коуэн в обзорной статье 2014 года «Рабочая память лежит в основе когнитивного развития, обучения и образования» Working Memory Underpins Cognitive Development, Learning, and Education , кроме ёмкости, на способности рабочей памяти также воздействуют другие факторы — например, скорость обработки информации и общий объём знаний. И то и другое у разных учеников различается. Нельсон Коуэн выделяет три направления, в которых возможности рабочей памяти влияют на процесс обучения. Во-первых, это формирование новых концепций — по сути, создание или обнаружение связей между несколькими элементами информации. Чтобы «провернуть» эту умственную операцию, все необходимые компоненты нужно держать в голове. Исследователь приводит такой пример: чтобы маленький ребёнок усвоил определение «Тигр — это большой полосатый кот» и смог отличить тигра ото льва и от зебры, ему нужно одновременно оперировать двумя понятиями — «полосатый» и «большой кот». Если он упустит из виду или окрас, или форму животного, это приведёт к ошибке. Даже самый простой математический пример сложения двух чисел требует соотнести в уме три элемента — два слагаемых и их сумму. Поэтому, по словам Коуэна, рабочая память играет очень важную роль в том, концепциями какой сложности способен оперировать человек. Если возможностей рабочей памяти недостаточно, то даже если учащийся запомнит новую учебную концепцию, у него не получится её понять и применить в другом контексте.
Или, решив задачу по образцу, он не сможет выявить принцип решения и применить его к другой задаче. Кстати, довольно долгое время считалось, что чем больше у человека предварительных знаний по теме, тем легче его рабочей памяти справиться с задачами, связанными с этой же темой. Потому что в ней уже существуют связи между элементами информации, и их не нужно формировать с нуля. Во-вторых, тесно взаимосвязаны рабочая память и контроль внимания. Типичные признаки — ребёнок не выполняет инструкции до конца, пропускает шаги в решении задачи или повторяет их, часто отвлекается на уроке. Это говорит о том, что когнитивная задача слишком сложна для него — она перегружает рабочую память и блокирует способность координировать умственные усилия. Как отмечает Газеркоул, плохо развитая рабочая память негативно сказывается на успеваемости и затрудняет обучение чтению, математике и естественным наукам как в начальной, так и в средней школе. В-третьих, по словам Нельсона Коуэна, нагрузка на рабочую память особенно высока во время изучения нового материала, и от её возможностей зависит эффективность обработки новой информации. Читайте также: Что такое кривая забывания и как помочь студентам запомнить информацию надолго Как учесть ограничения рабочей памяти в учебном процессе Что можно предпринять, чтобы учесть особенности рабочей памяти и её ограничения в учебном процессе? В первую очередь — адаптировать сложность изучаемого материала под уровень когнитивного развития учеников.
На самом базовом уровне это означает, что не стоит давать для изучения детям и взрослым новичкам концепции, которые они объективно не смогут обработать. Нужно начать с чего-то попроще. В 2007 году исследователи предложили подход, измеряющий сложность концепции по числу «слотов» рабочей памяти, которые необходимы для её понимания. Также они обозначили примерные возрастные этапы, когда возможности ребёнка достигают того или иного уровня. Так, примерно в полтора года малыш может понять концепцию «больше, чем», сравнив два объекта — скажем, слона и мышь. В пять лет — операцию сложения. А вот дроби и пропорции требуют держать в уме четыре элемента, и, по мнению исследователей, средний ребёнок готов к этому только к 11 годам. В некоторых ситуациях стоит переформулировать концепцию или задачу, уменьшив число объектов и связей между ними, которыми необходимо оперировать. Вообще, такой организации учебной информации, чтобы эффективно доносить её до учащихся с учётом ограниченного ресурса их рабочей памяти, посвящена теория когнитивной нагрузки Джона Свеллера. Мы рассказывали о ней подробнее.
В учебном процессе стоит учитывать ограничения рабочей памяти не только у учащихся, но и у преподавателей. По словам американского психолога Роберта Слевка, способности рабочей памяти влияют на построение предложений. Проведя серию экспериментов, он обнаружил , что под когнитивной нагрузкой люди не формулируют фразы в логическом порядке «от известного — к новому», а нарушают его. Это важно учесть преподавателям, ведь во время объяснения нового материала нагрузка на рабочую память у них высока, что может приводить к формулировкам, которые слушателям будет затруднительно понять и запомнить.
Можно выделить 2 значения таких форм сохранения материала: во-первых, резко уменьшается количество информации делается обобщение: несущественное - игнорируется, важное - остается ; во-вторых, мы получаем конструкции, которые применимы для узнавания. Можно выделить 5 способов организации информации в хранилище: пространственная организация через пространственные характеристики устанавливаются связи, опорные точки в физическом мире - «когнитивные карты» ; временная организация установление временных связей: прошлое, настоящее и будущее. Это позволяет организовать информацию для хранения ; линейная организация упорядочивание информации в линейную последовательность. Пример, алфавит ; ассоциативная организация на основе связи по определенным свойствам, характеристикам. К определенному понятию ассоциативно прикреплено другое понятие. Категория и др. Также можно обозначить хранилище в виде 3х зон сохраненный материал по степени близости к осознанию : актуальный материал, который часто используют активный словарь, актуальные факты, которые необходимы здесь и сейчас: имена, моторные формы и т. Такой материал очень труден для репрезентации, но при определенных условиях мы можем вспомнить эту информацию, например, гипноз. Забывание его динамика и значение : Информация теряется не сразу, а существует определенное, постепенное изменение сохраненного материала. Первым результаты получил Эббингауз запоминание бессмысленных слов ; он получил «кривую забывания». Пьерон пытался анализировать забывание уже на осмысленном материале: кривая повторяет свою общую динамику, но по объему, осмысленного материала запоминается больше и максимальная потеря информации идет также в течение первого часа. Забывание особенно интенсивно происходит сразу после заучивания. Эта закономерность является общей хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается медленнее, чем, например, последовательных цифр или бессмысленных слогов. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к более длительному его сохранению; материал, связанный с потребностями, целями, действиями человека забывается медленнее эффект Зейгарник: законченные и незаконченные действия , а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается совсем. Наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала, второстепенные детали забываются быстрее. В связи с этим, сохраняемый в памяти материал приобретает со временем все более обобщенный, схематический характер. Забывание имеет особое значение, поскольку вся информация, которую мы получаем в процессе своей жизни, не может поместиться в памяти. Малозначимая, несущественная информация должна «освобождать» место для новой более значимой и важной информации. Для примера практического отсутствия забывать можно вспомнить человека по имени Ш. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти» , который запоминая все подряд и который имел трудности с забыванием ненужной информации. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека и в дальнейшем не играет роли в его деятельности. Феномен реминисценции. Гипотезы объяснения реминисценции: В ходе исследования сохранения и забывания вскрылся очень важный факт. Оказалось, что в ближайший интервал 2-3 дня, а то и больше после первичного воспроизведения материала, не всегда наблюдается резкое снижение воспроизведения как по Эббингаузу. Реминисценция - отсроченное воспроизведение того, что первоначально при непосредственном воспроизведении было временно забыто не воспроизводилось. То есть со временем воспроизведение не ухудшается, а улучшается. Проводилось исследование дошкольников: дети не в состоянии воспроизвести рассказ сразу после прослушивания, но по прошествии времени содержание рассказа восстанавливалось в их памяти, и дети воспроизводили его. Следовательно, исследование, установив факт реминисценции, вскрыло и ряд причин, его обуславливающих: реминисценция особенно ярко выступает у дошкольников, так как характер отсроченного воспроизведения бывает обусловлен действием эмоционального торможения, непосредственно следующего за аффективно переживаемым впечатлением; реминисценция связана с внутренней работой по осмыслению материала и овладению им. Но это требовало дальнейшего разъяснения, поэтому было поставлено специальное исследование реминисценции Д. Результаты: в процессе непосредственного воспроизведения испытуемый пытается восстановить материал, используя при этом внешние ассоциативные связи, а при отсроченном воспроизведении - смысловые связи. Это объясняется иным характером и уровнем первичного воспроизведения заучиваемого материала. Дети более непосредственно воспринимают заучиваемый материал. Ещё 3 объяснения отсроченного воспроизведения: забывания со временем не происходит, так как идет бессознательное повторение информации; происходит консолидация следов структурные изменения в мозговом субстрате ; снимается утомление, возникшее после заученного материала. Механизмы забывания: 1 происходит угасание следа и информация теряется через это угасание. Время - основной фактор чем больше времени проходит, тем больше угасание. Но эксперименты опровергают это: 2 группы испытуемых, нужно запомнить 10-20 слов; 1 группа запоминает вечером, а воспроизводит утром; 2 группа утром запоминает и утром воспроизводит. Вывод: эффективность запоминания выше в 1ой группе, поэтому время - не является принципиальным фактором. Не время фактор забывания, а то, что происходит в это время. Следовательно, более актуальная информация вытесняет менее актуальную. Забывание - важный механизм, который обеспечивает продуктивную работу сознания. Явление интерференции: Интерференция - это смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими; это своего рода затирание одной информации другой. Интерференция возникает с тем большей вероятностью, чем выше совокупные требования познавательных и исполнительных процессов к ограниченному объему внимания. Отрицательная роль интерференции в воспроизведении материала: чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих интерферирующих событий. Интерференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного материала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал ещё не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например, когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых ещё не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время начинают изучаться. Факторы, влияющие на вытеснение информации: время менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала - возраст временная характеристика : принципиально новая информация плохо запоминается взрослым и пожилым человеком, а детям и молодым - легче; степень использования информации та информация, которая активно и часто используется - меньше забывается. Забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости ; интерференция наложение одной информации на другую ; работа защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления. Поэтому, забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение. Узнавание и воспроизведение: Узнавание и его значение: Узнавание - один из типов воспроизведения, где восстановление информации происходит при повторном восприятии. Узнавание основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти. Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления. Значение узнавания в том, что оно выполняет функцию связи опыта следы памяти с конкретным воспринимаемым объектом. Процесс узнавания лежит на границе 3х психических процессов: восприятия, памяти и мышления. Выделяют 2 формы узнавания: произвольное и непроизвольное. Чаще всего узнавание реализуется в непроизвольной форме, то есть естественное узнавание без постановки определенных целей задач.
Тема 2: Память.
Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти. Второе крупное направление исследования памяти связывало ее с личностью человека в целом. Главная» Новости» Названа неожиданная причина ухудшения памяти и умственных способностей. Это уменьшение объема памяти. С одной стороны, уменьшается объем серого и белого вещества, происходит демиелинизация (повреждение оболочки нервных волокон) и другие процессы.
Как очистить память телефона: 10 проверенных способов
Среди них мелькала буква латинского алфавита. После их спрашивали, увидели ли они эту картинку, предлагая выбрать правильный вариант из четырех. На втором этапе задействовали 15 человек, количество тестов уменьшили до 48 и изменили интервалы показов цельного изображения и повторов. Авторы выяснили, что маскировка не стирает и не изменяет память об объекте, а ограничивает восприятие.
Среди них: черепно-мозговая травма — приводит к проблемам с кратковременной антероградная амнезия и долговременной памятью ретроградная амнезия ; церебральный атеросклероз — заболевание, при котором в сосудах головного мозга образуются бляшки из холестерина, в результате чего к нервным клеткам не поступает кровь и они, с течением времени, разрушаются, теряя накопленную информацию; болезнь Альцгеймера 3, рассеянный склероз — сопровождаются разрушением нервных клеток мозга, что приводит к прогрессирующему снижению памяти; деменция — психиатрический симптом многих заболеваний, для которого характерна безвозвратная потеря всех видов памяти2; после перенесенного коронавируса может ухудшиться запоминание информации, так как болезнь сопровождается недостаточным поступлением кислорода в мозг и повреждением нервных клеток. Выявление и профилактика нарушений памяти Понять, что возникли проблемы с памятью, можно самостоятельно. На это указывают следующие признаки: вы не можете вспомнить события из своего давнего прошлого; вам сложно разграничить прошлые события и настоящие; вам трудно дается запоминание новой информации, приходится повторять ее много раз или подробно записывать; вы внезапно забываете, куда шли или что собирались сделать; вы внезапно забываете имена близких друзей и родственников; вам сложно сосредоточиться на каком-либо занятии; вам сложно сформулировать свои мысли. Если вы замечаете у себя один или несколько перечисленных симптомов, пройдите тест на оценку кратковременной памяти. Попросите родственника взять лист бумаги, нарисовать на нем квадрат и разместить внутри него 12 разных двузначных чисел. Внимательно посмотрите на рисунок в течение 20 секунд, затем отложите его и попробуйте воспроизвести все числа на другом листе. Чем меньше чисел вы сможете вспомнить, тем серьезнее нарушение памяти.
Вы можете снизить риск появления излишней забывчивости, если будете чаще тренировать свою память. В этом помогут следующие упражнения: чистите зубы, мойте посуду или одевайтесь с закрытыми глазами; старайтесь каждый день менять ведущую руку для выполнения обычных действий — например, если вы правша, то утром чистите зубы правой рукой, а вечером левой; постарайтесь сократить время использования электронных гаджетов, включая не только телефон и ноутбук, но и телевизор; чаще читайте книги, разгадывайте кроссворды, решайте ребусы и головоломки. Профилактика забывчивости у пожилых людей заключается прежде всего в своевременном выявлении и лечении «возрастных» заболеваний головного мозга4. Для того, чтобы снизить риск развития деменции, специалисты рекомендуют: полноценно и разнообразно питаться; чаще гулять на свежем воздухе, делать регулярные посильные физические упражнения, стараться запоминать происходящее вокруг, обращать внимание на лица и одежду проходящих мимо людей; придерживаться здорового образа жизни, отказаться от употребления алкоголя и курения; соблюдать режим труда и отдыха, обеспечивать регулярный ночной сон не менее 8 часов; ежегодно обследоваться у терапевта, следить за уровнем артериального давления и холестерина крови, принимать назначенные специалистом лекарства. Когда и как лечить проблемы с памятью Если вы замечаете, что память подводит вас все чаще и чаще, не оставляйте эту ситуацию без внимания. В первую очередь обратитесь за помощью к специалисту, он побеседует с вами, выяснит жалобы, проведет диагностические тесты. В дальнейшем он может направить вас на консультацию к терапевту и психологу для определения причин, по которым возникли проблемы с памятью. Исправить ситуацию проще всего на ранней стадии, пока память еще не очень плохая и нет серьезных нарушений.
Поэтому если у вас заметно ухудшилась память, не откладывайте посещение врача, ведь это может быть первым признаком серьезного неврологического или психического недуга. Чем быстрее будет назначено лечение, тем успешнее удастся восстановить утраченные функции. Причины ухудшения памяти Факторами риска являются пожилой возраст, генетическая предрасположенность, артериальная гипертензия, повышенный уровень холестерина, лишний вес, низкий уровень образования, недостаток физической и социальной активности. Возраст — самая распространенная причина того, с чем связано ухудшение памяти. Большинство людей начинает жаловаться в 65-70 лет. Причина в возрастном изменении функциональной активности мозга. Наличие этих факторов должно настораживать, однако для развития патологического процесса их недостаточно. Более ста заболеваний могут стать причинами того, почему теряется память. Среди них есть как обратимые, так и необратимые. Часто этот симптом становится первым сигналом наступившего расстройства, а затем уже присоединяются другие когнитивные и соматические нарушения. При ухудшении памяти причины могут быть следующими: травмы головы: падения, драки и аварии могут привести к когнитивным нарушениям, даже если человек не терял сознания; деменция: самое распространенная причина плохой памяти у взрослых после 65 лет. Существует несколько разновидностей деменции, и каждая имеет свои особенности клинической картины. Среди них деменция при болезни Альцгеймера, сосудистая деменция, лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви; заболевания головного мозга: опухолевые или инфекционные процессы в мозге могут стать причиной того, почему ухудшается память; болезнь Крейцфельдта — Якоба: быстро прогрессирующее нейродегенеративное заболевание. Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности; психические расстройства и эмоциональные проблемы: состояние стресса, депрессии и тревожность могут приводить к забывчивости, плохой концентрации и другим причинам нарушения повседневной деятельности; лекарственные препараты: среди побочных эффектов могут быть когнитивные расстройства; алкоголизм: зависимость от алкоголя значительно нарушает работу мозга, что влияет на ухудшение памяти и способность к умственной деятельности; гипотиреоз: среди его симптомов слабость, утомляемость, нарушения сна, интеллекта и памяти; дефицит витаминов: витамины, в частности B-12, помогают поддерживать нормальную жизнедеятельность нервных клеток. Если у человека стала плохая память и внимательность причины могут быть в их дефиците и плохом рационе питания; бессонница: расстройства сна приводят к усталости и заторможенному состоянию, что негативно влияет на мышление и память. Нарушения могут варьироваться от легких до тяжелых, но все они являются результатом повреждения структур мозга, что ухудшает память, препятствуя хранению, удержанию и воспроизведению воспоминаний. К примеру, медиальная височная доля участвует в формировании эпизодической памяти, а лимбическая система обрабатывает информацию и организует долговременную память. При проблемах с памятью причины могут приводить к прогрессирующим формам, как при болезни Альцгеймера или Хантингтона, или к острым, например, в результате травмы головы. Память может утрачиваться на текущие события или на события, которые произошли во время или после травмирующей ситуации. В любом случае при слабой памяти причины должны быть выяснены, что не всегда возможно сделать самостоятельно. Постарайтесь честно ответить на вопрос: «Есть ли у меня признаки нарушения памяти? Если ваше состояние или состояние близкого человека вызывает беспокойство, обратитесь к врачу. Обычно при плохой памяти причины могут быть определены и скорректированы только при помощи специализированного обследования. Что делать, если ухудшается память Примириться с потерей памяти и развитием заболевания трудно. Некоторые пытаются скрыть симптомы, из-за чего близкие долгое время могут не осознавать проблему. Если вы заметили, что с возрастом ухудшилась память, что делать с этим вы поймете лучше, если узнаете причины.
Всё остальное — работа человека, который извлёк пользу из возможности машины выполнять большое количество операций и написал программы, преобразующие двоичный код в картинку на мониторе. Также и с памятью, но только память — результат работы куда более сложного механизма, чем компьютер. Когда информация поступает в мозг, она не попадает в какое-либо хранилище, отсек, полку и т. При помощи ревербераций, то есть нейронных повторений, в памяти остаётся след, след от событий, происходящих с Вами каждую секунду. След от события — это набор химических реакций, кодирующих эту информацию. Чем «чётче» след, или энграмма, тем лучше запомнится данное событие. Развитие памяти От чего зависит чёткость энграммы, или другими словами, от чего зависит чёткость памяти? От того, нужна ли вам эта информация, или нет. Естественно, говоря «нужна», я имею в виду её биологическую значимость, то есть нужна ли она для Вашего выживания. Именно поэтому так легко запоминаются события, которые затрагивают наши эмоции, ведь для Вас эта информация значима. И по этой же причине практически каждый из нас уже ничего не помнит из школьной программы, потому что эта информация давалась нам не для того, чтобы помогать в жизни, как думают многие, а для того, чтобы научить нас развивать свою память. Чем больше мы запоминаем, тем лучше наша память. Чем больше мы прилагаем усилий для запоминания — тем чётче наша память. Одним словом, чем большее количество раз вы повторяете информацию в голове и прикладываете усилия, чтобы её запомнить, тем с большей вероятностью Вы её действительно запомните. Это происходит потому, что наше умственное повторение является аналогом того, что в момент этого повторения происходит в мозге на нейронном уровне. Повторяя информацию, вы всё четче и четче оставляете след в памяти и указываете к нему дорогу, так как мало информацию сохранить, её надо еще и извлечь. Возможно, если бы существовали какие-либо другие, более приятные пути улучшения своей памяти, то гораздо меньшее количество людей жаловалось бы на её ухудшение. А так механизм один — чем больше вы прикладываете усилий, чтобы запомнить материал, тем выше вероятность того, что вы его действительно запомните. Чтобы держать своё тело в форме, спортсмены постоянно занимаются тем, что накачивают свои мышцы. Чтобы держать «в форме» свой мозг, его тоже надо «накачивать», то есть, грубо говоря, больше думать.
Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти
Запоминает смысловое содержание. Память произвольная. Высокий уровень 5 баллов Широкий объём памяти зрительная 6-7 образов, слуховая — десять слов. Точное и прочное запоминание.
Полнота воспроизведения. Параметры оценки:мыслительные операции анализ, синтез, исключение, обобщение, группировка, сравнение. Логичность, самостоятельность.
Проведение обследования: взрослый кладёт перед ребёнком на стол картинку с изображением одежды пальто так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды чашки и кладет на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд параллельный первому. После этого взрослый берёт картинку с изображением шапки, спрашивает у ребёнка, положить её под изображением пальто или чашки, и сам кладёт под изображение пальто.
Картинку с изображением ложки располагают под изображением чашки. После этого ребёнку последовательно по одной дают в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку.
Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления.
Она подразделяется на два подтипа: эпизодическая и семантическая. Эпизодическая — воспоминания о личном опыте, связанном с каким-то определенным местом и временем. Например, о первом поцелуе, дне рождения или поездке за границу. Этот тип формирует нашу автобиографию и помогает нам отождествлять себя с прошлым. Семантическая — это знания об окружающем мире, не связанные с конкретными ситуациями.
Например, о том, что такое фотосинтез, как называется столица Франции или какие бывают времена года. Процедурная — знание о том, как делать что-то, то есть о каких-либо навыках и умениях, которые не требуют сознательного внимания и контроля. Например, как ездить на велосипеде, печатать на клавиатуре или играть на гитаре. Формируется за счет многократного повторения действий и устойчива к забыванию. Кратковременная Кратковременная память отвечает за хранение информации на короткий срок, от нескольких секунд до нескольких минут. Имеет ограниченный объем и может вместить от 5 до 9 единиц информации.
Служит для временного хранения и обработки информации, поступающей из внешней среды или из долговременной памяти. Играет важную роль в процессах внимания, мышления, речи и обучения. Она делится на три основных класса: звуковая или акустическая , зрительная или иконическая и пространственная или визуоспатиальная. Звуковая — это воспоминания о звуках, которые вы слышали. Например, о том, что сказали по телефону или по радио. Она хранит информацию в виде звуковых образов, которые быстро стираются, если не повторять их.
Зрительная — воспоминания о том, что вы видели. Например, как выглядит лицо человека или каким образом расположены предметы на столе. Она хранит информацию в виде зрительных образов, которые также быстро стираются, если не фиксировать их вниманием. Пространственная — знание о том, где вы находитесь или куда двигаетесь: как добраться до магазина или выполнить сложное танцевальное движение. Она хранит информацию в виде пространственных схем, которые помогают вам ориентироваться в пространстве. Оперативная Оперативная память отвечает за хранение и манипулирование информацией в процессе выполнения различных задач.
Является частью кратковременной памяти и использует ее ресурсы для работы с информацией. Имеет очень маленький объем и может вместить от 2 до 4 единиц информации. Играет ключевую роль в процессах мышления, решения проблем, принятия решений и творчества. Состоит из трех основных компонентов: центрального исполнительного механизма или исполнительной функции , фонологического цикла и зрительно-пространственного листа.
С какого года жизни мы начинаем вспоминать? Исследования показывают, что первые воспоминания вспоминаются уже на втором году жизни.
Из раннего детства у нас мало воспоминаний из-за слаборазвитой речи. Позже память постепенно улучшается, и мы запоминаем все больше и больше. Когда начинается снижение объема памяти? Снижение памяти — естественная часть процесса старения, наблюдаемая как у животных, так и у людей. Изменения в способностях памяти не должны наблюдаться до 50 лет. Как правило, память многих людей остается сильной до 70 лет.
Можно ли тренировать память так же, как группы мышц? К сожалению, ответ на этот вопрос также отрицательный, хотя большинство респондентов опроса, проведенного норвежцем Магнуссеном в 2006 году, придерживались противоположного мнения.
При таком нарушения характерно временное исчезновение части или всех воспоминаний.
Возникнув однажды внезапно, кратковременная амнезия может длиться от нескольких минут до суток, быть единственным случаем в жизни, или повторяться до нескольких раз в год. При этом человек не может воспроизвести в памяти события, произошедшие сегодня или год назад. Кроме того, не может фиксировать события текущего момента.
При этом остается адекватным и четко осознает, что появились проблемы с его памятью. Он растерян, как правило, теряет ориентацию в пространстве и в происходящем моменте. Даже получая ответы на свои вопросы, он не всегда может понять и усвоить сразу получаемую информацию.
Этим объясняется повторение им вопросов по много раз. Однако, в таких случаях характерно сохранение памяти о том, кто он, кто его близкие. Временное нарушение памяти не является самостоятельной нозологической единицей.
Эта патология является только синдромом потери кратковременной памяти, присущим разным заболеваниям с поражением ЦНС. Особенности структур памяти За нормальное функционирование памяти отвечают определённые структуры головного мозга. Это гипоталамус, кора лобных и теменных долей, холинэргические, дофаминэргические, норадренэргические, серотонинэргические системы мозга.
Патологические изменения в этих отделах приводят к разным видам патологического изменения памяти. Важной особенностью мозга является то, что он является самым дорогим по энергозатратам органом. А если человек активно думает, то и уровень затрат энергии увеличивается в разы.
Следовательно, нарушение поступления к головному мозгу энергетического субстрата в результате любой причины приведёт к нарушению функционирования его структур. Ввиду того, что на работу мозга уходит всегда много энергии, он весьма избирателен.
Амнезия - потеря памяти у молодых и пожилых людей. Признаки, диагностика и лечение
Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое. Плохая память у взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют: высокое давление; атеросклероз; диабет; полнота. Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.
Методы улучшения памяти Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий.
Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза. Упражнения для памяти у взрослых Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна.
Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления.
Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть. Влияние табака Прежде всего необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать.
Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память. Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие.
Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит. Влияние алкоголя Гибкий ум невозможно сохранить, принимая спиртосодержащие напитки. Ведь они также ослабляют память.
Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного.
Медикаментозные препараты Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать провалы в памяти. К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства. Основные рекомендации Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии: обогащать кровь кислородом; обязательно хорошо высыпаться; не злоупотреблять алкоголем и табаком; отказаться по возможности от лекарств, снижающих память.
Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.
Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания.
Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.
Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление.
Например, спросив, как пишется его фамилия. Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств.
Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.
Марк Твен часто читал лекции. Чтобы запомнить длинный текст, он записывал пару слов с начала каждого абзаца. Перед выступлением Твен повторял всю лекцию, используя эту шпаргалку.
Но затем ему пришла в голову другая идея - и он стал рисовать то, что ему нужно было запомнить. Таким образом, гении прошлого смогли воплотить все три закона запоминания. Как развить память у взрослого: упражнения для тренировки Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений: 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум.
Это необходимо для тренировки концентрации внимания. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.
Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.
Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память. Первые исследования физиологических основ памяти связаны с именем канадского психолога Дональда Хебба. Как утверждал Хебб, объем кратковременной памяти ограничен, в отличие от долговременной памяти, которая практически постоянна, а объем ее неисчерпаем. Что такое кратковременная память? Кратковременная память отвечает за хранение информации на короткий срок, от нескольких секунд до нескольких минут. Она имеет ограниченный объем и может вместить от 5 до 9 единиц информации.
Как правило, эти компоненты тесно связаны между собой, в связи с чем даже незначительные отклонения в работе одного приводят, как правило, к снижению эффективности всего процесса. В зависимости от продолжительности хранения данных, существует кратковременная и долговременная память. Принято считать, что в основе кратковременной памяти лежит непродолжительная, временная фиксация определенного состояния нейронов головного мозга, в то время долговременная память основана на активации биохимических процессов. Как правило, как и с большинством ментальных способностей, с памятью происходят динамические изменения как по мере взросления организма, так и по мере старения. Память у детей Так как функционирование мозга может осуществляться на различных уровнях сложности, то можно сказать, что начало развития памяти у детей сопряжено с первыми условными рефлексами. Их возникновение тесно связано с хоть и примитивной, но памятью — так, в ответ на определенный раздражитель развивается ответная реакция по определенному алгоритму.
В зависимости от способа развития, принято выделять рефлексы: безусловные унаследованные от предков и являющиеся генетически закрепленными ; условные развиваются преимущественно на базе безусловных в результате модификации последних под воздействием внешних факторов окружающей среды. Согласно многочисленным наблюдениям, первые условные реакции развиваются в первые две недели и связаны с употреблением пищи. Как правило, эти условные рефлексы представлены искательными движениями головы, открыванием рта, сосательными движениями при взятии ребёнка на руки в привычное для кормления положение.
Нарушения памяти, связанные с хроническим алкоголизмом Наиболее изученные расстройства памяти — это нарушения памяти, связанные с хроническим алкоголизмом, описанные С. Выраженное нарушение памяти на текущие события, при котором остается память на события прошлого является основным клиническим проявлением корсаковского синдрома, нарушение памяти амнезия при этом — является изолированным расстройством. Другие высшие мозговые функции при этом могут быть нарушены в незначительной степени, при этом поведение человека практически остается прежним. Впоследствии выявилось, что корсаковский синдром может быть не только у алкоголиков, но и при других диффузных поражениях мозга.
Причинами данного синдрома могут быть многие причины, в том числе даже голодание, а также опухоли, травмы, нарушения мозгового кровообращения и др. Очень интересная особенность у людей с таким нарушением памяти — у них может происходить подмена провала памяти несуществующими событиями. В основе амнезии при корсаковском синдроме лежит такой патологический механизм, как невозможность запоминания новой информации. У таких людей происходит ослабление процесса консолидации следа памяти. Объем оперативной памяти не снижается, он может удерживать в памяти значительные объемы информации. Долговременная память, то есть общие представления об окружающем мире, навыки производственной деятельности также остаются. Согласно экспериментальным и клиническим данным, при корсаковском синдроме сохраняется непроизвольное запоминание.
Деменции Происходит нарушение памяти и при деменции, что выражается в стойком снижении познавательной деятельности, приводящем к существенным затруднениям в повседневной жизни.
Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти
Кратковременная память. Неужели только семь? Проверим свою? | Учёные пока достоверно не знают, почему память ухудшается с возрастом, но у них есть несколько предположений, как снизить этот риск. |
Проблемы с памятью у молодых - Nasledie Digital | AnTutu Benchmark — популярный бенчмарк для Android, тестирует все основные параметры и выводит информацию о скорости устройства. |
Ученые выяснили, что память у мужчин ухудшается быстрее, чем у женщин - Российская газета | Однако, если у человека плохо развита память, осуществление высшей нервной деятельности также будет существенно затруднено. |
Кратковременная память: виды, возможные проблемы и способы тренировки
Всё о памяти человека — техники улучшения памяти, процессы и виды | Кратковременная память – это способность мозга хранить небольшие объёмы информации, которую он только что воспринял. |
Почему мы забываем: основные причины плохой памяти и как с ними бороться | Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти. |
Рабочая память человека: как она устроена и какой у неё объём / Skillbox Media | это результат совмещения врожденных задатков с систематическими тренировками памяти. |