Новости даная картина рембрандта

На картине Рембрандта из собрания Эрмитажа Даная показана как бы ожидающей прихода Зевса и, может быть, даже что-то заметившей в глубине композиции, в том пространстве, которое мы не видим. Одна из самых загадочных работ Рембрандта — это картина «Даная», написанная по мотивам древнегреческого мифа. Шедевр кисти голландского художника Рембрандта, вдохновлённый древнегреческим мифом о прекрасной Данае — возлюбленной громовержца Зевса. В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». «Даная» (1636—1647) — картина выдающегося голландского художника Рембрандта, написанная в 1636—1647 годах по мотивам древнегреческого мифа о дочери аргосского царя Акрисия Данае, матери героя Персея.

У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна.

Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна 14 октября 1997 снова вернулась к зрителю. 13 октября 1997 г. Картина Рембрандта "Даная", вернувшаяся после реставрации и выставленная в залах Государственного Эрмитажа под охраной милиции. Знаменитая картина Рембрандта "Даная" вызывает интерес не только мастерской работой голландского художника, но и своей непростой судьбой.

Лучшие экскурсии от Юрия Нежинского

Да и ключи в руках. Если обратится к теории символов, то ключи - мужской символ, открывающие замок символ женский. И еще знаменитый темный бархатный берет на голове он встречается на других картинах художника. Есть предположение, что в образе старухи-служанки живописец изобразил самого себя. Еще одна загадка картины Рембрандта - почему Даная и служанка смотрят в сторону, а не вверх, откуда, согласно мифа, сошел Зевс в образе золотого дождя? Почему рука Данаи протянута будто бы в прощальном жесте? Ответ на этот вопрос опять же нашелся при рентгеновском исследовании картины. Оказывается, в первоначальном варианте у Рембрандта Даная со служанкой смотрели вверх.

И Даная держала руку ладонью вверх, словно приветствуя своего возлюбленного. И самое интересное - на картине присутствовал Золотой Дождь, который на исправленном варианте художник заменил золотым свечением. Таким образом живописец изменил смысл картины. По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда божество уже покидает спальню Данаи: стихия прошла, осталось сияние.

Среди арестованного за долги имущества оказалась и «Даная».

Один из самых состоятельных французов, оказывавший вместе со старшим братом финансовую помощь монархам, он, подобно Рембрандту, израсходовал колоссальные средства на приобретение произведений искусства. Часть наследства, в которой как раз и находился шедевр гениального голландца, отошла к его сыну — Луи Антуану. Приобретенные у его семьи картины положили начало огромной коллекции Эрмитажа. Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. Испуганный предсказанием прорицателя о том, что его убьёт родной внук, принял радикальное решение.

Уберечь дочь от нежелательной беременности можно, спрятав её от чужих глаз. Так Даная оказалась в подземном доме с медным чертогом под присмотром бдительной служанки. Избежать предсказания не удалось. В подземелье пролился золотой дождь, возвестивший о посещении невинной дочери царя великим Зевсом. В результате непорочного зачатия на свет появился Персей.

Рождение младенца не осталось незамеченным. Реакция «счастливого» дедушки последовала незамедлительно: служанку за халатное отношение к своим обязанностям казнили. Вместо медного дома под землёй — тесный деревянный ящик, в котором её и сына сбросили в море. Внимательный поклонник творчества Пушкина проведёт очевидные аналогии между невзгодами Данаи и злоключениями оболганной царицы в «Сказке о царе Салтане», которую вместе с сыном Гвидоном посадили в деревянную бочку и отправили на верную смерть в морскую пучину. Александр Сергеевич мог познакомиться с мифом о дочери Акрисия во время учёбы в Лицее благодаря великолепному педагогу и знатоку античной истории и культуры Николаю Федоровичу Кошанскому.

Избежать гибели Акрисию не удалось, так как Даная и Персей выжили. На одном из спортивных состязаний, где царь присутствовал в качестве зрителя, Персей случайно угодил в деда спортивным снарядом. Сюжет этого мифа использовался в мировой живописи неоднократно, но именно работа Рембрандта отличается от всех прочих неканоническим изображением главной героини и вызывает массу вопросов.

Некоторые из картин сегодня выставлены в Эрмитаже.

Основная часть полотен голландского художника поступила в Эрмитаж еще при Екатерине II. Остальные были переданы из домашних собраний графа фон Брюля, канцлера Саксонского и многих других. В зале представлены 24 работы голландского художника. Сюжет взят из мифологии, но автор трактовал его по-своему.

Здесь Даная возлежит на роскошном ложе. Ее изображение не отвечает представлениям об античной красоте и гармонии стиля ренессанс.

И он вызвал среди искусствоведов споры. Дискуссия о восстановлении Параллельно с подготовкой к реставрации специалисты и искусствоведы начали обсуждать, можно ли будет считать восстановленное полотно принадлежащим Рембрандту. Многие не принимали «коллективного творчества», считая, что повреждённую картину надо очистить от следов нападения и законсервировать. В таких случаях картина навсегда переезжает в запасники, а в выставочном зале экспонируется копия.

Ещё одним вариантом предлагалась реконструкция «за Рембрандта», то есть максимально правдоподобное воспроизведение утраченных участков картины. Звучит довольно парадоксально по отношению к реставрации, но предложения такого рода нельзя назвать дилетантскими: во Франции таким образом дали вторую жизнь фрескам Пьеро делла Франческо и картинам Андреа дель Сарто. Алексей Брянцев, бывший в то время старейшим реставратором в Эрмитаже, считал единственно правильным вариант консервации «Данаи». Он говорил: «Предложи мне хоть самый высокий начальник воссоздать и раскрасить Рембрандта — наотрез отказался бы. А с моими товарищами, выполнившими консервацию, у меня расхождений нет». Однако консервацией дело не закончилось: живописные утраты было решено восстанавливать тонированием, то есть восстановлением цветов без прописывания деталей.

Такой подход помогает и восстановить целостность изображения, и максимально сохранить авторскую работу. Главное здесь — попытаться собрать уцелевшие фрагменты живописи в единый образ и сохранить впечатление, которое он порождает. Но прежде чем восстанавливать полотно, нужно было найти качественный образец. Поиски копий и фотографий начались сразу же. От варианта с фотографией в итоге пришлось отказаться: качественный снимок был найден его сделали на выставке в Японии в 1978 г. Поэтому вся надежда была на работы художников-копиистов.

Для реставрации «Данаи» было найдено шесть лучших копий. Самой близкой к оригиналу оказалась картина из музея изобразительных искусств им. Решающим фактором стал её размер: она всего на три миллиметра больше подлинника! Это большая редкость, поскольку схожесть размеров оригинала и копии у живописцев не приветствуется: подлинник всегда должен выделяться. Работа неизвестного мастера Об этой картине известно немного. В 1927 г.

До этого она была частью коллекции художественных картин иностранной школы Государственного Русского музея. А ещё раньше — хранилась в музее Императорской Академии художеств, учеником которой и была написана в 1875-1876 гг. Его фамилию до сих пор не удалось установить: в документах не разобрать, то ли это Земцов, то ли Удальцов. А ещё скопированную Данаю от оригинала отличает её тело. Но свет, пространство, мерцание туфелек — всё передано прекрасно». Знаменитая копия на выставке «Искусство и Химия» музея изобразительных искусств им.

Врубеля, 2021 г. После выделения картинной галереи в музей изобразительных искусств омская «Даная» находилась в его постоянной экспозиции до 1950-х гг. Она не просто давала возможность омичам увидеть репродукцию известной картины, но и была учебным пособием. Высокая точность исполнения и размер, близкий к оригинальному, помогали молодым художникам постигать мастерство Рембрандта. Но из-за того, что копия была написана быстро и слои краски не успевали высыхать, полотно постепенно темнело. Поэтому картину на тридцать с лишним лет поместили в запасники.

Пять Данай Тициана

  • Многоликая Даная
  • Искусство и мифология: разгадываем тайны картины "Даная" Рембрандта
  • Даная (картина Рембрандта) — Википедия с видео // WIKI 2
  • Что еще почитать
  • Саския — лучшее, что знал Рембрандт в жизни?

Даная (1636)

  • Невеселая судьба «Данаи» Рембрандта
  • Саския — лучшее, что знал Рембрандт в жизни?
  • Даная Картина Рембрандта
  • «Даная» Рембрандта: почему вандал выбрал именно эту картину? | Культура | ШколаЖизни.ру

Тайны «Данаи» Рембрандта

Лучшие экскурсии от Юрия Нежинского Репродукция картины Рембрандта «Даная» 1636 г. Сюжет взят из мифологии, но автор трактовал его по-своему.
"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты Как реставрировали и восстанавливали картину "Даная" Рембрандта? Не смогла сдержать слез, когда увидела эту картину, зная ее историю и видя, как она пострадала.

Петербургские тайны: можно ли было спасти «Данаю» Рембрандта с помощью NFT?

Согласно преданию, последний должен был умереть от руки своего внука. Чтобы не допустить этого, правитель заключил дочь в подземелье и приставил к ней служанку. Девушка так бы и провела всю жизнь в темнице, если бы её не заметил бог Зевс, который проник в комнату в виде золотого дождя. После встречи с божеством Даная родила сына Персея, который впоследствии исполнил пророчество. Легенда была довольно популярным сюжетом у живописцев. К нему, например, обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт и Климт. Основное отличие картины Рембрандта от предшественников было в том, что он не изобразил на картине Зевса. Традиционно падающий золотой дождь, который художники рисовали с помощью охры, голландец в последней версии картины заменил золотистым светом, пробивающимся сквозь балдахин. Жена с чертами любовницы Ещё одна загадка, долго мучившая искусствоведов, — почему лицо Данаи не похоже на лицо жены Рембрандта Саскии, которая была его музой и умерла всего через восемь лет после свадьбы. Художник часто использовал её в качестве натурщицы. В 1956—1962 годах полотно изучили с помощью рентгеноскопии.

Выяснилось, что художник изменил картину уже после смерти жены.

И еще знаменитый темный бархатный берет на голове он встречается на других картинах художника. Есть предположение, что в образе старухи-служанки живописец изобразил самого себя. Еще одна загадка картины Рембрандта - почему Даная и служанка смотрят в сторону, а не вверх, откуда, согласно мифа, сошел Зевс в образе золотого дождя? Почему рука Данаи протянута будто бы в прощальном жесте? Ответ на этот вопрос опять же нашелся при рентгеновском исследовании картины. Оказывается, в первоначальном варианте у Рембрандта Даная со служанкой смотрели вверх. И Даная держала руку ладонью вверх, словно приветствуя своего возлюбленного. И самое интересное - на картине присутствовал Золотой Дождь, который на исправленном варианте художник заменил золотым свечением.

Таким образом живописец изменил смысл картины. По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда божество уже покидает спальню Данаи: стихия прошла, осталось сияние. Это подтверждает и изображение плачущего Ангела Он как бы подчеркивает скоротечность любви Зевса, который больше не вернется к женщине. Известно, что "Данаю" Рембрандт писал не для продажи, а для своего дома.

В основу шедевра лёг древнегреческий миф. Даная была дочерью царь города Аргоса Акрисия. Согласно преданию, последний должен был умереть от руки своего внука. Чтобы не допустить этого, правитель заключил дочь в подземелье и приставил к ней служанку. Девушка так бы и провела всю жизнь в темнице, если бы её не заметил бог Зевс, который проник в комнату в виде золотого дождя. После встречи с божеством Даная родила сына Персея, который впоследствии исполнил пророчество. Легенда была довольно популярным сюжетом у живописцев. К нему, например, обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт и Климт. Основное отличие картины Рембрандта от предшественников было в том, что он не изобразил на картине Зевса. Традиционно падающий золотой дождь, который художники рисовали с помощью охры, голландец в последней версии картины заменил золотистым светом, пробивающимся сквозь балдахин. Жена с чертами любовницы Ещё одна загадка, долго мучившая искусствоведов, — почему лицо Данаи не похоже на лицо жены Рембрандта Саскии, которая была его музой и умерла всего через восемь лет после свадьбы. Художник часто использовал её в качестве натурщицы.

Так и сделали, но бочку прибило к берегу, и Даная с Персеем спаслись. Спустя время, на играх, Персей метал диск и случайно попал в отца Данаи, который находился среди зрителей. Так сбылось пророчество. Из этой легенды один момент получил особое распространение среди художников: получение Зевсом любви Данаи благодаря золотому дождю, тема-то совсем обыденная, не возвышенная — любовь за деньги. Практически на всех картинах, изображающих встречу Данаи и Зевса, присутствует сама Даная, лежащая на кровати, её служанка, держащая наготове мешок для золота, Амур сын богини любви и Зевс в виде золотого дождя. Орацио Джентилески «Даная» 1621 г. На картине Рембрандта «Даная» золотого дождя нет, и Амур почему-то плачет, и взгляд девушки устремлен куда-то прямо перед собой, за полог. Сомнения насчёт картины, или История номер 2 В 1656 году Рембрандт обанкротился, всё его имущество конфисковали, в том числе и картины, в том числе и «Данаю». Картины переписывали в его присутствии, он тогда подтвердил, что картина с изображённой женщиной и плачущим амуром, действительно «Даная». Если бы не это его утверждение, спустя время искусствоведы, наверное, давно уже переименовали эту картину: она никак не удовлетворяла условиям мифа. Что изображено на ней? Женщина, по внешнему виду, скорее всего беременная, ждёт, с сомнением и трепетом, кого-то скорее всего, возлюбленного , и руку нерешительно подняла в приветственном жесте. Здесь изображена любовь, обычная, земная, а не любовь за золото. Совсем не та тема мифа. Но так как, Рембрандт подтвердил, что это Даная, искусствоведы не могли взять в толк, почему он решил так сильно поменять сюжет. Зачем сковал руки Амуру в изголовье и заставил его плакать? Рембрандт «Даная», фрагмент плачущего Амура Ещё одна странная деталь заключалась в модели для Данаи.

Рембрандт ван Рейн «Даная»

Художники-реставраторы Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта «Даная». 25 лет назад 15 июня 1985 года в Эрмитаже картина Рембрандта "Даная" подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес РИА Новости, 15.06.2010. Смотрите видео онлайн «Легендарная картина Рембрандта "Даная".

Загадочная и трагическая судьба «Данаи» Рембрандта: детективно-мелодраматическая история

Картина становится таким образом более, чем когда-либо, сценой, диалогом. Каждый жест, каждое выражение лица, каждое движение тела Данаи предполагают невидимого партнера, женщина на ложе предназначена ему, только ему» Рихард Гаманн. Вместо дождя — золотой свет, олицетворение счастья, любви, избавления. Новейшие рентгенологические исследодования доказали, что такое глубокое одухотворение образа и всей сцены является следствием более поздней переработки. Выяснилось, что, наряду с другими существенными изменениями например, усиление неприкрытой чувственности , лицо и волосы в первоначальном варианте принадлежали другой модели. Первый, записанный вариант был создан под явным впечатлением лица Саскии, окончательное изображение передает, вероятно, черты Геертье Диркс. Поэтому не исключено, что эта глубоко внутренняя и чувственная картина, с ее приветствующим и манящим жестом Данаи, обладает собственной тайной: «Таким образом в этой картине тесно переплетаются судьбы Саскии, Геертье и Рембрандта». Собственно, Саския умирает от болезни в 1642 году, она оставляет Рембрандту сына Титуса, единственного оставшегося в живых ребёнка.

Ещё пишут, что в каморке, в которой он жил, было найдено несколько репродукций картин с обнажёнными женщинами — якобы он планировал уничтожить любую из них. Как бы то ни было, отделался Майгис легко: его поместили в психиатрическую больницу в Калининградской области. Бронюс Майгис так и не раскаялся. В одном из интервью он даже сказал: «Никакого сожаления о том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать». Действительно, вандалу хватило нескольких минут. А вот чтобы исправить последствия случившегося за это время, реставраторам потребовалось целых 12 лет. По горячим следам Спасать «Данаю» начали сразу же после задержания преступника. Это была первая в стране порча картины серной кислотой, и у реставраторов не было алгоритма действий. Однако было очевидно, что первым делом нужно остановить химическую реакцию, поэтому картину начали промывать водой. На следующий день в Эрмитаже провели совещание, на котором картину изучили искусствоведы и реставраторы, художники музея и сотрудники художественных факультетов МГУ. Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института и директор Института химии силикатов им. Гребенщикова академик Михаил Шульц. Его помощь в реставрации «Данаи» ценна тем, что он был не только талантливым химиком, но и художником. Таким образом, он знал о и технике масляной живописи, и о химических процессах, сопровождающих её. Картина после нападения. На бедре и животе Данаи видны порезы. Больше всего пострадало изображение Данаи, что характерно для повреждённых картин с обнажёнными женщинами. Стекающая кислота оставила на полотне безобразные потёки, заполняющиеся разъеденной краской. Центр картины представлял собой смесь бурых рельефных пятен, брызг и вертикальных натёков. Такая бурная химическая реакция связана с тем, что кислота, разрушив слой лака, вступила во взаимодействие с пигментами — свинцовыми белилами, голубым азуритом и мелом. За счёт этого внутри живописных слоёв начал выделяться углекислый газ, который устремился на поверхность, увлекая за собой частицы краски. Усугубляли ситуацию два глубоких пореза, один из которых достигал 12 см. Ущерб оценили в 200 тыс. Сначала партийные работники пытались скрыть информацию от СМИ особенно зарубежных , но когда стало ясно, что это невозможно, то они заверили общественность, что ситуация под контролем и реставрация завершится за год. Специалисты такого оптимизма не разделяли, и дальнейшие события подтвердили их правоту: одно удаление с фигуры Данаи потёков кислоты, смешавшейся с краской, заняло несколько лет! И только после этого стало возможным оценить перспективы восстановления картины. Но до этого нужно было сделать важные шаги по сохранению самого полотна. Первым делом нужно было укрепить краску на холсте. Благодаря тому, что кислоту сразу же начали деактивировать, она не прожгла само полотно и, что не менее важно, не иссушила его. Однако сама краска была повреждена и местами отслоилась от грунта. Чтобы сберечь её, реставраторы изготовили необычный клей — осетрово-медовый. Он применяется в реставрации для укрепления живописи, а в случае с «Данаей» ещё и помог нейтрализовать оставшуюся после промывки серную кислоту. Реставратор Евгений Герасимов, 1993 г.

И хотя образованная часть голландского общества XVII века знала античные мифы, поскольку интересовалась европейским искусством и имела представление о множестве картин хотя бы по репродукционной гравюре, для любого протестантского общества того времени античная тематика тем не менее была сложна для восприятия. Представитель обывательской части протестантского общества XVI или XVII веков видит в античности прежде всего языческую цивилизацию, а язычество он воспринимает независимо от времени как некое враждебное христианству начало, разлагающее духовную жизнь человека, уводящее его от истины, а то и попросту бесполезное. Поэтому заказ на античные произведения был не такой активный, как, скажем, на светские сюжеты или на произведения христианского содержания. Тем не менее у Рембрандта такая картина есть. Я, конечно, понимаю, что всем хорошо известен миф о Данае, но для распознавания неких нюансов содержания картины Рембрандта все-таки мы этот миф сейчас вспомним. Даная, дочь царя Акрисия, была заключена, согласно одной версии, в башню, согласно другой версии — в подземелье, поскольку царю было предсказано, что он погибнет от руки своего внука. Но к находящейся взаперти Данае проник Зевс под видом золотого дождя, и от этой встречи у Данаи родился один из величайших героев античной мифологии — Персей.

Но она естественна. Создается ощущение, что мы стали случайными свидетелями происходящего. Перед нами девушка, которая только проснулась, она не ожидала, что в её спальне окажется ещё кто-то. Она естественна, она не понимает, что за золотой свет проливается на неё. Это «драма наготы». Это не модель, привыкшая к публичному обнажению и вниманию, это самая обычная девушка, случайно застигнутая врасплох. Рембрандт создавал это полотно не для продажи. Первый вариант картины был написан в 1636 году. Через два года после его свадьбы с любимой женой Саскией. Первый вариант «Данаи» был по сути портретом обожаемой женщины. Но в 1642 году Саскии не стало. Популярность мастера пошла на спад. Заказов было все меньше, долги всё росли. Потерю любимой жены Рембрандт оплакивал долго, но вскоре появилась новая любовь. Ею стала Гертье Диркс. В тот момент Рембрандт переписал «Данаю». Узнать это помогло в середине ХХ века рентгенографическое исследование. Выявилось, что Даная-Саския раньше смотрела не прямо перед собой, а именно вверх — на золотой дождь. Положение руки было совсем другим. В первоначальном варианте Даная держит руку ладонью вниз — жест прощания, а в картине, уже исправленной, ладонь обращена кверху — призывно… Рентген определил и ещё одну важную деталь: раньше бедра Данаи были стыдливо прикрыты покрывалом. Это было понятно, художник оберегал сокровенность своей Саскии. Но с Гертье Диркс оберегать было нечего. Тогда же Рембрандт изменил и черты лица Данаи. Они стали больше напоминать лицо той же Гертье.

«Даная» – почему ценители творчества Рембрандта называют картину «мёртвой»?

На территории якобы открыто стояла большая емкость с серной кислотой, откуда все желающие брали ее по мере необходимости. Приехав в Ленинград, в вокзальном туалете мужчина привязал к ногам под брюки две металлические фляжки с серной кислотой по 500 миллиграммов каждая и взрывные устройства, за поясом прикрепил батарейку, в сумочке спрятал литровую банку с кислотой и нож. В таком виде Майгис отправился в Эрмитаж. В случае отсутствия в зале посетителей он планировал подорвать картину своими СВУ. Но, оказавшись в зале, где была выставлена "Даная", он увидел довольно много людей и от замысла отказался. И реализовал свой "запасной" вариант с кислотой и ножом. Так что посетители, можно сказать, спасли картину от полного уничтожения. Занимаясь личностью Майгиса, Виктор Егоров выяснил, что он родился в селении Альнес Молетского района Литвы в феврале 1937 года. Однако за всю его жизнь не удалось найти и пяти человек, которые хоть как-то охарактеризовали бы Бронюса. Единственное, что о нем говорили, что он жил отшельником, был нелюдимым и неразговорчивым.

Следователь подчеркнул, что "его спокойный, ровный голос, рассказывающий об этом своем злодеянии, без каких-либо признаков сожаления или раскаяния, также наводил на определенные размышления. И он неоднократно заявлял о возможности повторения в будущем аналогичного акта вандализма".

Рембрандт не поскупился на изображение богатых тканей — бархатная скатерть, нежнейшие простыни я так понимаю тонкого голландского полотна , шелковый полог, позолоченный альков. Фрагмент: кольцо на безымянном пальце левой руки. Коварный мальчишка оплакивает целомудренность девушки.

По легенде Данаю увидел Зевс, и был так очарован ее красотой, что решил проникнуть к ней в виде золотого дождя. Выдумщик он конечно. Нам с вами трудно представить золотой дождь. Наверное это как то тяжеловато. Рембрандт - Даная деталь.

Вместо дождя он изображает свет, потоком льющийся на Данаю. Это сияние как раз предвещало появление властителя Олимпа. Фрагмент: правая рука обращена навстречу свету.

Зевс увидел красоту Данаи, проник к ней в дом в виде золотого дождя. Родившийся после этого Персей случайно убил Акрисия. Исследователи долго не могли понять, почему картина называется «Даная», считая это ошибкой документов никакого дождя, обычно изображаемого на картинах о Данае — Климт , Тинторетто — здесь не было , пока в 1956-62 годах картину, хранившуюся в Эрмитаже, не изучили с помощью рентгеноскопии. Тогда выяснилось, что в глубинах красочного слоя скрывается другой образ Данаи — изменилась прическа, выражение лица, положение рук и ног, освещение тела. Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы. Тогда же традиционно падающий золотой дождь капельки охры был заменен золотистым светом, соответственно взгляд и жест правой руки, сначала устремленные наверх, теперь стали направленными в бок, в сторону источника света. В 1985 году в Эрмитаже мужчина облил картину серной кислотой и дважды ее порезал ножом.

Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво протягивает руку вперед, в то же время слегка защищаясь от слепящего света; в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление, и призыв. Под влиянием света, властно проникающего в спальню, все словно обновляется, становится радостным, одухотворенным. Постепенно разгорается красный цвет. Приглушенный, сдержанный тон бархатной скатерти сменяется теплотой розоватых тонов тела, интенсивным горением лент на браслетах; прозрачно просвечивают кончики пальцев протянутой руки. Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело. Это тело, написанное с голландки, современницы Рембрандта, далекое от канонов классической красоты, оно подкупает своей жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм. Неприбранные волосы женщины, промятая подушка, туфельки, брошенные на переднем плане,— все это придает образу оттенок задушевной интимности и отличает Данаю Рембрандта от классических женских образов Праксителя и Агесандра, Джорджоне и Тициана. Картина подверглась просвечиванию рентгеновскими лучами. Оказалось, что в первоначальном варианте золотой дождь был. На этом основании и в результате тщательного сопоставления двух вариантов советский искусствовед Ю. Кузнецов делает окончательный вывод - на картине изображена Даная. Убедительно доказывается также, что моделью для изображения дочери царя Акрисия в первом варианте, написанном в 1636 году, была жена Рембрандта Саския. После ее смерти Рембрандт переделал это произведение, изобразив лицо другой женщины и внеся еще некоторые изменения. Кузнецов также доказал, что второй вариант картины выполнен не ранее чем через десять лет после первого - около 1646 года. Опершись на локоть левой руки, она протягивает правую руку ладонью вниз - это прощальный жест. Она еще не думает о том, что счастье уходит безвозвратно. Но об этом напоминает видимый и на рентгеновском снимке плачущий амур со скованными руками. Примечательно, что он изображен просто как позолоченное украшение кровати - закреплен в этом положении навечно. Таким образом, Рембрандт подчеркивает, что счастье этой заживо погребенной женщины мимолетно, ее земные радости ушли в прошлое. Иначе говоря, и в первом варианте главным в картине было не торжество счастья, а скорбь о том, что оно преходяще и быстротечно. В этом очень важное отличие уже первого варианта картины Рембрандта от работ на данную тему его предшественников и современников. Последующие годы принесли много потерь.

Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации

Картина подверглась просвечиванию рентгеновскими лучами. Оказалось, что в первоначальном варианте золотой дождь был. На этом основании и в результате тщательного сопоставления двух вариантов советский искусствовед Ю. Кузнецов делает окончательный вывод - на картине изображена Даная. Убедительно доказывается также, что моделью для изображения дочери царя Акрисия в первом варианте, написанном в 1636 году, была жена Рембрандта Саския. После ее смерти Рембрандт переделал это произведение, изобразив лицо другой женщины и внеся еще некоторые изменения. Кузнецов также доказал, что второй вариант картины выполнен не ранее чем через десять лет после первого - около 1646 года. Опершись на локоть левой руки, она протягивает правую руку ладонью вниз - это прощальный жест. Она еще не думает о том, что счастье уходит безвозвратно. Но об этом напоминает видимый и на рентгеновском снимке плачущий амур со скованными руками. Примечательно, что он изображен просто как позолоченное украшение кровати - закреплен в этом положении навечно.

Таким образом, Рембрандт подчеркивает, что счастье этой заживо погребенной женщины мимолетно, ее земные радости ушли в прошлое. Иначе говоря, и в первом варианте главным в картине было не торжество счастья, а скорбь о том, что оно преходяще и быстротечно. В этом очень важное отличие уже первого варианта картины Рембрандта от работ на данную тему его предшественников и современников. Последующие годы принесли много потерь. Умерли трое детей, мать и сестра Рембрандта. В 1642 году не стало Саскии. Под впечатлением своих несчастий Рембрандт создает новый вариант картины, проникнутый трагическим осознанием кратковременности светлого и радостного в жизни. На картине запечатлен совсем иной момент в жизни Данаи. Она ждет Зевса - так внезапно и таинственно появившегося когда-то отца ее будущего ребенка. В соответствии с этим замыслом Рембрандт переделал картину, тщательно продумав каждую деталь нового варианта.

При переработке своего произведения художник переместил служанку с левого края картины в центр.

Спасение шедевра Рембрандта началось сразу же после инцидента. В течение полутора часов полотно промывали холодной водой для нейтрализации действия кислоты.

Пострадала самая ценная часть картины - женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху полотна темные краски, перемешанные с лаком и водой. Некоторые детали исчезли практически полностью. Специально созданная государственная комиссия приняла решение восстанавливать "Данаю".

Основную часть научно-методических разработок осуществляла секретарь госкомиссии по восстановлению "Данаи", специалист по научно-методической части Татьяна Алешина. К концу 1985 г. Затем были удалены натеки, на поврежденные места наложен новый слой реставрационного грунта.

При тонировании холста использовалась техника масляной живописи, аналогичная авторскому стилю. При этом тонирование отделялось от оригинала слоем лака, чтобы при необходимости можно было вернуться к первоначальному варианту.

Несчастье случилось 15 июня 1985 года в «Эрмитаже».

Житель Литвы вонзил «в тело» «Данаи» нож и плеснул на картину опасным химикатом, способным разъесть краски и само полотно. Спасать картину пришлось наспех, а реставрация длилась долго — целых 12 лет. Как пострадала «Даная» Вандалом, поднявшим руку на полотно Рембрандта, оказался 48-летний литовец.

Он собирался поехать в столицу Россию, но из-за отсутствия билетов поменял маршрут и оказался в Ленинграде. Музей он выбрал случайно. Главное — чтобы в нем хранились известные картины.

Злоумышленнику удалось посреди бела дня изуродовать «Данаю» серной кислотой и ножевыми порезами. Правоохранительные органы также нашли у него аммоналовую шашку, что говорит о намерении совершить теракт. Однако житель Литвы Бронюс Майгис был признан невменяемым, а потому получил мягкое наказание.

Исследование одной из самых известных картин Рембрандта показало, что лицо изображённой женщины изначально было другим и напоминало жену художника Саскию. Однако после смерти супруги Рембрандт изменил черты лица Данаи, приблизив их к образу своей новой пассии Гертье Диркс. Кто такая Даная: Дочь древнегреческого царя, который в пророчестве узнал, что умрет от руки внука.

«Даная» картина Рембрандта

Картина даная Рембрандта в Эрмитаже является настоящим сокровищем и символом музейной коллекции. Основание: картина ученика Рембрандта Фердинанда Бола «Царь Кандавл, показывающий свою жену Гигесу» со сходной композицией. «Даная» (1636—1647) Рембрандта из коллекции Эрмитажа, пострадала от действий вандала в 1985 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий