Торжественное открытие Академии состоялось уже после смерти ее основателя в 1725 году. На выставке представлены книги, рассказывающие об истории Российской академии наук в лицах. Учреждением Академии наук и художеств Пётр I сделал принципиально важный шаг к модернизации культуры, науки и образования.
To-Ros.info
Именно он посоветовал императору создать Академию наук и, будучи назначенным тайным советником по науке, написал первый устав академии. Становление русской науки проходило под немецким влиянием: академия наук в XVIII веке была многонациональной, в ее составе преобладали иностранцы: из 111 членов Академии было 67 немцев, то есть 60 %. Петербургская академия наук — принятое в литературе название высшего научного учреждения Российской империи в 1724—1917 годах[1]. Основана 28 января (8 февраля) 1724 года в Петербурге указом императора Петра I[2]. С февраля[3] (или мая[2]) 1917 года — Российская.
Академия наук в России в 18 в.
Диаметр 62 мм. Смирнов нет, Diakov 171. На основании колонны — вензель Петра I, ниже — надпись С. В центре три подростка подают ангелу цветы. Справа на земле лежат глобус, горшок с цветами, книга. Справа над обрезом инициалы I. Почему же медаль в память 50-летнего юбилея датирована 1776 годом?
Однако вскоре ведущее место заняли ученые, воспитанные в самой Академии наук. Первым русским адъюнктом стал В. Адодуров, первым профессором из уроженцев России — Г. Рихман, первыми русскими профессорами — М.
Ломоносов и поэт В. Крашенинников, И. Лепехин, Н. Озерецковский, В. Зуев, математик С. Котельников, астрономы Н. Попов, С.
Торжественное открытие Императорской академии наук и художеств состоялось уже после кончины Петра — 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года по новому стилю. Первым её президентом стал Лаврентий Блюменпрост, медик по специальности. Начальный состав академии включал только иностранных специалистов.
По мере подготовки отечественных учёных и профессоров они постепенно заменяли иностранцев. Одним из первых российских учёных начал работать в академии вернувшийся в 1742 году из заграничной командировки в Германию Михайло Ломоносов, впоследствии прославивший российскую науку. В числе первых четырёх российских учёных он был назначен профессором химии в Московском университете, позднее названный его именем, и возведён в ранг членов Академии. В 1746 году он выпустил учебник по экспериментальной физике на русском языке, по которому учились несколько поколений студентов. Ломоносов проявил себя, как чрезвычайно разносторонний учёный. Им был открыт закон сохранения массы, впоследствии экспериментально подтверждённый французским учёным Лавуазье. В 1748 году Ломоносов создал первую в России научно-исследовательскую и учебную лаборатории и построил завод художественного стекла. Он провёл обширные исследования в области горного дела, астрономии. Велика его роль в развитии русского языка, он создал учебник «Российская грамматика». Наибольшее число научных открытий было сделано отечественными учёными в советское время в разных отраслях науки, в первую очередь в области физики, что в значительной мере обеспечило паритет нашей страны в создании ядерного и ракетного оружия в противостоянии с потенциальными противниками.
Наша страна подарила миру немало научных открытий, сделанных отечественными учёными, многие из них стали Нобелевскими лауреатами. Среди них десять учёных за выдающиеся открытия в области физики, в том числе: П. Я Черенков, И. Тамм, И.
Были удачно заключены первые международные контакты. Однако во время правления императрицы Анны Иоанновны положение Блюментроста при императорском дворе пошатнулось, и в 1733 г. А после восшествия на престол Елизаветы Петровны смог вновь укрепить свое положение и в 1754 г.
На смену главе академии пришел Герман Карл фон Кейзерлинг. Второй президент возглавлял Академию наук и художеств с 1733 по 1734 г. Вступив в должность, он активно занимался организацией управления академией и контролем над расходованием академических средств. Финансовое положение академии оставалось сложным, но Г. Кейзерлинг смог добиться единоразовой субсидии в 30 тыс. По распоряжению президента два раза в неделю проводились научные заседания членов академии. Однако его президентское правление было недолгим, официально он оставил должность уже через год после назначения, в 1734 г.
Оставленная на самоуправление ученым, академия снова погрязла в финансовых проблемах. Он возглавлял учреждение с 1734 г. Научный центр достался И. Корфу не в лучшем виде — снова появились большие долги. Корф смог получить от государства несколько единовременных пособий на закрытие долгов, но этого было мало. Тогда спасти академию от долгов смогла главная страсть Корфа — он продал Екатерине II свое книжное собрание из 36 тыс. Этих денег оказалось достаточно, чтобы наконец решить финансовые проблемы академии.
Корф создал первые в академии наук специальные научные подразделения, учредил Российское собрание академических переводчиков и даже организовал Вторую Камчатскую экспедицию 1733—1743 под командованием Витуса Беринга. Под руководством Корфа ведущие географы и путешественники осваивали геодезию и картографию. Он основа географический департамент, который в 1745 г. К тому же И. Корф расширил географическое многообразие иностранных членов академии и инициировал подготовку отечественных научных кадров, в числе которых был М. Его глубоко волновало образование молодого поколения: он возглавил академическую гимназию и разработал «Регламент», в котором изложил учебные планы, правила поступления и нормы поведения для учащихся. Указом Анны Иоанновны в 1740 г.
Он находился на посту президента около года, с 1740 по 1741 г. Тем не менее Бреверн стремился улучшить положение академии. Он хотел расширить штат и повысить финансирование, но Анна Иоанновна желала привести академию наук в такое состояние, «чтобы она приносила честь и славу народу», без увеличения штата и денежных средств. Карл фон Бреверн редко посещал научные собрания и мало бывал в академии, так как продолжал параллельно выполнять свои обязанности по Императорскому кабинету. В его отсутствие руководство всей научной частью взял на себя Христиан Гольдбах. А в самой академии ничего особенно не изменилось: регулярно проходили научные заседания, продолжалась издательская деятельность, приглашались иностранные члены и проходили выборы академиков.
Инновации и наука
- - 300-летие РАН: К истории российской науки
- Учреждение Академии наук при Петре I - предыстория создания и история развития Академии наук
- История создания Петербургской академии наук
- 1 августа в 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук
Бернар Вербер. Отец наших отцов
- Бернар Вербер. Отец наших отцов
- ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
- Nav view search
- Президенты академии наук
- Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история
История в лицах
Памятные даты Петроградской стороны. Первое заседание Санкт-Петербургской Академии наук | Становление русской науки проходило под немецким влиянием: академия наук в XVIII веке была многонациональной, в ее составе преобладали иностранцы: из 111 членов Академии было 67 немцев, то есть 60 %. |
Академия наук в России в 18 в. | Читать бесплатно книгу Петербургская Академия наук и Северо-Восток, 1725-1917 гг. Научное издание (Ширина Д. А.) и другие произведения в разделе Каталог. |
Отцы-основатели академии наук: кто стоял у истоков создания РАН в XVIII в. | Петр I умер в феврале 1725 года, не дождавшись официального открытия Петербургской академии наук. |
Император Петр Великий и основание Санкт-Петербургской академии наук (по материалам архива РАН)
Отдельно в памфлете и в публикации документов подчеркивалась дипломатическая безупречность полномочного посла императрицы в Швеции барона И. Издания «Писем шведского патриота другу в Голландию» были хорошо напечатаны в Гааге, украшены заглавными буквами и виньетками. Цена, которая была заплачена через Академию Пьеру Госсу младшему за его работу, — титул почетного книгопродавца Академии наук, а также прощение долгов и оказание другой финансовой поддержки. Руссе де Мисси был отмечен более подчеркнуто — в августе 1748 г. Кроме того, чин «Советника канцелярии в ранге полковника» давал подданному российской императрицы дворянство и даже право на владение крепостными крестьянами. Но в биографии Руссета де Мисси появилась и еще одна особенность: он получил русский дипломатический и агентурный псевдоним — Иван Абраблев. Оказалось, что книга, имевшая определенное политическое и придворное значение, была подделана в Академии наук, скорее всего, по указу канцлера А.
Бестужева-Рюмина и президента Академии К. Разумовского, а конкретными исполнителями были Г. Теплов, И. Тауберт и И. Шумахер, который оставался в Петербурге во время пребывания двора и президента Академии наук в Москве. Интересно, что в процессе подделки были полностью скопированы все книжные украшения оригинала и в академических мастерских даже попытались точно передать наборные орнаменты и украшения инициалов.
На титульном листе были оставлены те же поддельные выходные данные «A Londres, Chez Jean Nourse», что и на гаагском издании. Все говорит о том, что копию старались сделать похожей на голландский оригинал. Для двух титульных виньеток были вырезаны две копии на деревянных досках, которые в общих чертах повторяли рисунок оригиналов, но в деталях незначительно отличались от них. Это легко увидеть, сравнивая приводимые нами образцы. Как мы уже писали, были сделаны копии инициалов и заглавных букв. Шрифты подбирались аналогичные, но не идентичные, так как таких в Петербурге просто не было.
Были скопированы даже концовки, которые в голландском оригинальном издании были наборными. Вместе с тем, видимо, не было цели сделать полную подделку, так как набор и нумерация страниц немного изменены, что привело к смещению текста и увеличению общего количества страниц. Интересно, что выполненные новые матрицы для виньеток и инициалов тут же были использованы типографией Академии наук для печати своих изданий и не каких-либо, а например, книги «Торжество Академии наук … ноября 26 дня 1749 года». Одним из произведений, вошедших в сборник, была знаменитая речь М. Ломоносова «Слово похвальное Ея величеству государыне императрице Елизавете Петровне, самодержице всероссийской, говоренное ноября 26 дня 1749 года». Первую строку этой речи украшает заглавная буква Е, являющаяся копией, выполненной в процессе подделки «Первого письма шведского патриота».
Виньетка «Первого письма шведского патриота» в 1752 г. В 1751 г. Причиной таких сложных манипуляций, как подделка «Писем шведского патриота» Академией наук, несомненно, явилось желание Коллегии иностранных дел наиболее полно информировать петербургский двор и иностранных дипломатов обо всех нюансах позиции России по ключевым вопросам международной политики. Тем более что в разгоравшемся тогда русско-шведско-французском дипломатическом конфликте пострадавшей персоной оказывался Иоганн Альбрехт фон Корф — бывший Главный командир, или президент, Академии и посол в Швеции. Кроме того, известно, что Корф был одним из видных деятелей влиятельной придворной партии при русском дворе, которая стремилась к созданию союза северных держав в противовес влиянию Франции на севере Европы. В эту политико-придворную партию входили, кроме Корфа и Бестужева-Рюмина, Н.
Ломоносова, отличавшихся невиданной широтой практических знаний, которые помогали делать им экономические обобщения и рекомендации. Этими наблюдениями они, безусловно, делились на занятиях со студентами. Ломоносов проявил себя не только как талантливый и упорный изобретатель, но и как предприниматель, экономист, полностью разрабатывая принципы существования своих предприятий. Он создал химические технологии для самых разнообразных производств. Произведя множество опытов, ученый выявлял оптимальные рецепты изготовления образцов, по сути, закладывая первые русские стандарты производства фарфора, стекла и других видов продукции. Один из наиболее значимых научных трудов Ломоносова по экономике — «О сохранении и размножении российского народа» — был непосредственно посвящен решению насущных проблем российской державы середины XVIII в.
Ученый предложил конкретную и детальную программу, нацеленную на успешное развитие производительных сил России. Парадокс заключается в том, что этот важнейший труд Ломоносова находился под запретом более полувека и впервые был опубликован в 1819 г. Работа «О сохранении и размножении российского народа» была напечатана в «Журнале древней и новой словесности» Ломоносов, 1819 , причем с весьма крупными цензурными изъятиями. И спустя полвека цензоров продолжали пугать острота поставленных проблем, радикальность предлагаемых мер, а также критика ряда церковных правил, ограничивающих развитие народонаселения. Экономические идеи Ломоносова во многом диктовались заботой об укреплении государства. Он выступал за установление государственной опеки над отечественным промышленным производством и торговым предпринимательством, за введение покровительственных таможенных тарифов вплоть до запрета в отдельных случаях на ввоз товаров, которые могли производиться внутри страны.
Тем самым великий ученый задолго предвосхитил политику экономического протекционизма для отечественного бизнеса, столь часто применяемую в мире в современных условиях. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной более ста лет назад академиком В. Вернадским, утверждавшим, что Ломоносов способствовал включению интеллектуального потенциала России в европейское культурное пространство. Он первым из российских ученых понял всю глубину преобразований, которыми ознаменовалась Петровская эпоха, и очень многое сделал для их осуществления в сфере науки и образования. В своей речи, произнесенной 8 ноября 1911 г. Вернадский подчеркнул, что Ломоносов «силой своего гения при самом начале научной работы России поставил ее в равное положение с ранее вступившими в научную работу нациями» Вернадский, 1995, с.
Не только экономику, но и всю мировую науку продвинул далеко вперед еще один выдающийся российский ученый — Дмитрий Иванович Менделеев, судьба которого также тесно связана с Санкт-Петербургским университетом. Его работа более четверти века 1865-1890 в Университете хорошо известна. Работая в сфере метрологии, мне довелось досконально изучить биографию Д. Деятельности ученого в Санкт-Петербургском университете, его научному наследию и опыту преподавателя посвящена значительная часть книги «Дмитрий Иванович Менделеев: Ученый. Педагог» Окрепилов и Доценко, 2014. Уйдя из Университета, Д.
Менделеев возглавил Главную палату мер и весов и стал основателем первой в России поверочной палатки торговых мер и весов, положив начало созданию современной Метрологической службы России. Правопреемником палатки является Центр стандартизации и метрологии «Тест-Санкт-Петербург». При создании музея этого предприятия, в котором хранятся экспонаты, связанные с деятельностью Д. Менделеева, мы брали пример с лучшего, по нашему мнению, музея в мире, посвященного Д. Менделееву, который действует в Университете. Собранный материал позволил мне глубже погрузиться в события эпохи становления российского образования и науки, увидеть необычайные переплетения судеб ученых, поэтов и даже самодержцев.
Результатом исследований стало появление книг о Д. В издании «Менделеев. Блок» была описана судьба дочери Д. Менделеева и замечательного российского поэта, выпускника Университета Александра Блока Окрепилов, 2006. Дело в том, что Д. Менделеев был дружен с ректором Университета Андреем Николаевичем Бекетовым, их имения в Подмосковье находились по соседству, что предопределило знакомство с ранних лет внука А.
Бекетова Александра Блока и Любы Менделеевой и привело к их браку, воспетому поэтом в его знаменитых произведениях. Союз науки и искусства при поддержке власти дал миру ярчайших представителей российского общества, способствовал развитию российской науки и высшего образования. Заключение Дата создания Санкт-Петербургского государственного университета — 28 января 8 февраля 1724 г. Эта традиция сохраняется и продолжается и сегодня. Достаточно сказать, что в числе выпускников СПбГУ два президента Российской Федерации, шесть председателей правительства страны и девять лауреатов Нобелевской премии. Сегодня Санкт-Петербургский университет, являясь одним из ведущих вузов России, имеет в соответствии с принятым в 2009 г.
Федеральным законом особый статус5. Он наделен правом проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством. Университет постоянно укрепляет свои позиции в международных рейтингах. В 2015 г. СПбГУ впервые вошел в мировой репутационный рейтинг университетов Times Higher Education и сразу попал в группу вузов, занимающих 71-80-е места, в числе 100 наиболее авторитетных и престижных университетов мира с лучшей академической репутацией. СПбГУ занимает третье место в рейтинге вузов развивающихся стран Европы и Центральной Азии, составленном британской компанией Quacqua-relli Symonds по итогам 2020 г.
В декабре 2020 г. Университет вошел в первую сотню 91-е место лучших вузов мира по версии международного предметного рейтинга Round University Ranking в области гуманитарных наук. В этом рейтинге оценивается эффективность вузов мира по шести укрупненным предметным областям: гуманитарные науки, науки о жизни, медицинские науки, естественные науки, технические науки и социальные науки. Знаменательно, что по сравнению с предыдущим годом СПбГУ поднялся в рейтинге сразу на 87 пунктов. Университет постоянно улучшает свои позиции во многих престижных рейтингах по конкретным направлениям наук. Нынешние успехи Университета во многом связаны с многолетней деятельностью на посту ректора и президента вуза Людмилы Алексеевны Вербицкой.
Мне довелось сотрудничать с Людмилой Алексеевной в составе президиума Совета ректоров Санкт-Петербурга, участвовать вместе с ней в подготовке многих городских мероприятий в качестве почетных граждан Санкт-Петербурга. Она была человеком высокой культуры, большого обаяния и твердой административной силы. А всего сегодня в Санкт-Петербургском университете работают или сотрудничают с ним на постоянной основе 21 действительный член Российской академии наук и 29 членов-корреспондентов РАН. В 2019 г. В этом же году он был удостоен премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области общественных наук имени В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».
Я уверен, что юбилею Университета будет также уделено огромное внимание. Попробуйте сервис подбора литературы.
Ключевые слова: наука, образование, развитие, экономика, университет, метрология. Введение События, составляющие экономическое развитие, неразрывно связаны с судьбами людей, в которые они вплетены. Современное инновационное развитие трудно представить без открытий и достижений в области фундаментальных наук: математики, химии, физики и т. Жизнь и деятельность одного из самых знаменитых российских ученых и преподавателей Санкт-Петербургского университета, Дмитрия Ивановича Менделеева, для меня стала открытием более сорока лет назад, когда я работал во Всероссийском НИИ метрологии имени Д.
Менделеева главным инженером. Интерес к этому ученому я пронес через всю свою дальнейшую жизнь. Он придал импульс моим исследованиям, посвященным становлению российского образования и науки, качеству образования и неразрывно связанному с ним качеству жизни. В 2000 г. Ломоносова и тем самым расширить исследование истоков российского образования и науки. В результате нам удалось собрать уникальный материал об Академии, Университете и ученых, работавших в этих учреждениях.
Цель данной статьи — описать условия, в которых происходило первоначальное становление российской науки и высшего образования, создание Российской академии наук, организация Академического университета, давшего начало деятельности Санкт-Петербургского университета. Идея Петра I: наделение Академии наук учебными функциями Создание Академии наук и художеств явилось логичным продолжением реформаторских усилий Петра I, в том числе по развитию науки и образования. В то время во Франции, Италии, Германии уже действовали свои академии наук, и император понимал необходимость появления подобного научного центра в России. Проект Академии наук и художеств, подготовленный с участием ряда зарубежных ученых, Петр I направил в Правительствующий Сенат. И 28 января 8 февраля 1724 г. Указ гласил: «Его Императорское Величество указал учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили б книги.
А Генваря 22 дня Его Императорское Величество, будучи в Зимнем доме и слушав о сочинении той Академии проэкта, на котором собственною Своею рукою подписать изволил тако: на содержание оных определить доходы, которые сбираются с городов Нарвы; Дерпта, Пернова и Аренсбурга таможенных и ли-центных, 24 912 рублей; и по тому Его Императорскаго Величества указу Правительствующий Сенат приказали: оные доходы собирая, содержать в рентереи, из которых отпускать в тое Академию по указам из Сената. А кроме того, ни на какие расходы не употреблять. И о том в Камер Коллегию и в Штатс Контору указы посланы... В дальнейшем этот документ именовался как Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств. Официальное открытие Петербургской академии наук и художеств состоялось, уже после смерти Петра I, 27 декабря 1725 г. Указ предписывал выполнить решение императора Петра Великого об учреждении Академии наук ради «обучения народа своего» и «для пользы Государства Российского».
Как подчеркнул президент РАН Ю. Осипов, выступая на мероприятии, посвященном 275-летию Российской академии наук, «с самого начала. Деятельность Ломоносова и его последователей блестяще это подтвердила» Осипов, 1999, с. Академия состояла из собственно Академии наук и художеств, Университета, Гимназии, Библиотеки, Естественно-научного музея Кунсткамеры , а также Типографии, Астрономической обсерватории, Физического и Минералогического кабинетов, Анатомического театра, Ботанического сада, Художественных палат Инструментальной, Гравировальной и Рисовальной мастерских и других учреждений. В течение первых двух десятилетий в разное время в ее составе были созданы Географический департамент, Академии художеств собрание, Российское, Историческое и Математическое собрания. Согласно первому уставу, в Академии имелось три класса: математический, физический и гуманитарный рис.
Каждый класс подразделялся на кафедры, которые занимали академики. Поскольку они же должны были читать лекции в Академическом университете, то их называли также профессорами. Указ именной, объявленный из Сената 28 января 1724 г. Его NoifiPHij -r. IHUfui nTfjan1t4. Персональный состав Академии наук и художеств, 1742 Источник: Окрепилов, В.
Ломоносов в Санкт-Петербурге. Число академиков, превышая установленный первоначально штат 10-11 человек , достигало в иные годы 17 человек. Академиками первого состава были иностранцы, поэтому в каждом классе имелось по два переводчика. Идею создания Университета в составе Академии наук и художеств Петру I подсказал немецкий профессор Марбургского университета Христиан Вольф. Ученый рекомендовал уделить больше внимания образовательной функции будущей Академии: «Обыкновенный университет, где ученые будут преподавать то, что распространит наука между русскими, не только полезнее для страны, чем Академия наук, но также к тому поведет, что в несколько лет Академия наук будет состоять из русских, которые потом настоящую славу доставят своему государству», — писал он российскому императору цит. В окончательном варианте проекта учреждения Академии наук и художеств Петр I наделил ее учебными функциями и включил в ее состав Университет и Гимназию.
Академический университет имел три факультета: юридический, медицинский и философский. В Университете изучались все ведущие научные дисциплины того времени; в число обязательных дисциплин входили латынь, греческий, немецкий и французский языки, русская словесность, математика, естественные науки, история, география, рисование, логика и риторика. По подсчетам, проведенным Т. Костиной на основе изучения архивных документов, в первые восемь лет 1725-1732 можно «считать студентами Академии наук 50 человек, предполагая, что их, вероятнее всего, было больше» Костина, 2016, с. В первые годы деятельности Университета обучение юношества было возложено на иностранных академиков, которые часто брали с собой в Петербург уже подготовленных студентов, называвшихся адъюнктами. Адъюнкт являлся помощником академика, имел право вести самостоятельную научную работу и присутствовать на заседаниях Академического собрания.
К 1729 г. Эйлер также проявил себя в ряде других наук, таких как физика, астрономия, небесная механика, кораблестроение. Знаменательно, что «первым в России учебником для кораблестроителей и мореплавателей стал перевод сокращенного варианта "Морской науки" Л. Эйлера, выполненный адъюнктом М. Головиным» Смагина, 2000, с. В книге «Леонард Эйлер и метрология» мне довелось рассказать о его уникальном вкладе в развитие этой отрасли Окрепилов, 2007.
Кроме того, в 2016 г. Эйлера, М. Ломоносова и Д. Менделеева Окрепилов и Доценко, 2016. Всех этих ученых объединяет вклад не только в науку об измерениях, но и в экономическую науку. В сентябре 1734 г.
По свидетельствам современников, это был широко образованный человек, страстный книголюб. Именно он настаивал на отборе наиболее способных к наукам юношей к обучению в Академическом университете, а также направлении самых талантливых из них на учебу за границей. Идеи И. Корфа сыграли решающую роль в судьбе М.
Академия ли университет? К вопросу распространения наук в России император подошел системно — в том числе изучил и сравнил разные научные и образовательные институты европейских стран, сформулировал разницу между ними и решил, каких целей хочет достичь. Так, в самом начале проекта Положения Академии наук и художеств Петр дает следующее определение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко: феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины и филозофии, сиречь до какого состояния оныя ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оныя ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оныя совершить и умножить тщатся, а о обучении протчих никакого попечения не имеют».
При этом Петра интересовало одновременно, чтобы в России сразу появились ученые, которые бы занимались научным процессом как таковым, чтобы эти ученые готовили себе смену, обучая молодежь, и чтобы также шла подготовка будущих педагогов для дальнейшего обучения российского юношества: «1. Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2. Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». Таким образом, ни академия в ее чисто европейском виде, ни университет — а Петр в своих заграничных поездках посещал и те, и другие — не годились для того комплексного решения задачи, которое он задумал. Нужно было их соединить. РАН ведет экспертизу государственных заданий на исследования и отчетов по ним. К Российской академии наук все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений.
Уже в этом году мы выдали свыше 40 тыс. Сегодня РАН ведет экспертизу всех значимых государственных проектов. Планами Петра и их реализацией восхищались многие европейские исследователи: в Европе внимательно следили за реализацией замысла. Так, уже упомянутый Фредерик Рюйш писал, что видит в Академии венец завоеваний Петра. Однако император умер в первую годовщину своего великого детища, 8 февраля по новому стилю 1725 г. Первое официальное заседание и первые годы работы Наследница Петра Екатерина I повелела «удвоить усилия по ее Академии организации», подтвердила контракты с европейскими учеными — и они начали прибывать в Петербург. Якоб Герман, швейцарский математик на российской академической службе, сделал доклад о математическом доказательстве того, что Земля сплюснута у полюсов. Это первое документально зафиксированное заседание Петербургской академии наук.
Зарождение традиций
Следующим важным шагом в процессе создания Академии наук стал Указ императрицы Екатерины I от 20 ноября 1725 г. «О заведении Академии наук». Первые научные заседания Академии наук начались с 1725 года, когда первые ученые стали прибывать в Петербург. Замысел создания Российской Академии наук принадлежал Петру I. Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев, сподвижников Петра в его реформах убедили императора в. В торжественной обстановке в присутствии императрицы Екатерины I в августе 1725 г. Академия была открыта.
Рождение академической науки в России
Петербургская академия наук — принятое в литературе название высшего научного учреждения Российской империи в 1724—1917 годах[1]. Основана 28 января (8 февраля) 1724 года в Петербурге указом императора Петра I[2]. С февраля[3] (или мая[2]) 1917 года — Российская. Российская Академия Наук, Сибирское отделение; Якутский институт языка, литературы и. Петербургская Академия наук с самого своего основания создавалась Петром I как государственное учреждение, руководство и финансирование которого осуществлялось через Сенат. Для развития русской науки ключевое значение имело открытие в 1725 г. Академии наук. Первые метеостанции при академии, оборудованные барометрами и термометрами, считается, что создали в 1725 году, но на самом деле наблюдения начались на три года раньше. Но Академия наук уже была организована стараниями Петра I, хорошо понимавшего роль науки и образования в модернизации страны.
Зарождение традиций
Для воплощения в жизнь его идей нужны были образованные в разных сферах люди: врачи, инженеры, астрономы, химики, архитекторы, картографы и многие другие. Российских учебных заведений, где готовили бы высококлассных специалистов, тогда не было. Кроме того, царь понимал необходимость создания в стране условий для проведения фундаментальных научных исследований, без которых невозможно двигаться вперед. Свой замысел Петр I долго обдумывал. С деятельностью научных обществ и академий он знакомился во время поездок по европейским странам. Посещение учреждений и общение с иностранными учеными повлияло на решение царя о создании Академии наук в Петербурге, сообщает Президентская библиотека. Сначала на работу приглашали иностранных ученых. Некоторые из академиков имели мировую известность, другие — завоевали авторитет благодаря своим исследованиям уже в России.
В академии развивали математические, физические и гуманитарные науки. При этом учреждение выполняло еще и роль образовательного центра. В его ведении находились гимназия и университет, где готовили специалистов. Как и рассчитывал Петр I, многие их выпускники внесли вклад в развитие отечественной науки.
Сам Петр подчас проводил экскурсии по своему музею. В будущем Кунсткамера войдет в структуру академии. Фрагмент гравюры «Проспект вниз по Неве-реке между Зимним Ее императорского величества домом и Академией наук». Это верно лишь отчасти. Петр, всегда стремившийся к централизации в области управления, задумал создать могущественный департамент, который отвечал бы и за теоретическую, и за прикладную науку, и за искусства, и — в отличие от европейских академий того времени — за просвещение. К тому же император считал, что академию полностью должно поддерживать государство — чтобы ученые работали на благо России. Аналогов такому научному центру в мире не было. Известно, что даже ближайшие советники Петра в душе скептически относились к такой идее: слишком смелой она казалась. Многие считали, что всё ограничится приглашением в Россию нескольких крупных ученых, которые будут демонстрировать «научные чудеса» для развлечения царского двора. Император успел учредить академию, проект утвердили сенаторы.
А после восшествия на престол Елизаветы Петровны смог вновь укрепить свое положение и в 1754 г. На смену главе академии пришел Герман Карл фон Кейзерлинг. Второй президент возглавлял Академию наук и художеств с 1733 по 1734 г. Вступив в должность, он активно занимался организацией управления академией и контролем над расходованием академических средств. Финансовое положение академии оставалось сложным, но Г. Кейзерлинг смог добиться единоразовой субсидии в 30 тыс. По распоряжению президента два раза в неделю проводились научные заседания членов академии. Однако его президентское правление было недолгим, официально он оставил должность уже через год после назначения, в 1734 г. Оставленная на самоуправление ученым, академия снова погрязла в финансовых проблемах. Он возглавлял учреждение с 1734 г. Научный центр достался И. Корфу не в лучшем виде — снова появились большие долги. Корф смог получить от государства несколько единовременных пособий на закрытие долгов, но этого было мало. Тогда спасти академию от долгов смогла главная страсть Корфа — он продал Екатерине II свое книжное собрание из 36 тыс. Этих денег оказалось достаточно, чтобы наконец решить финансовые проблемы академии. Корф создал первые в академии наук специальные научные подразделения, учредил Российское собрание академических переводчиков и даже организовал Вторую Камчатскую экспедицию 1733—1743 под командованием Витуса Беринга. Под руководством Корфа ведущие географы и путешественники осваивали геодезию и картографию. Он основа географический департамент, который в 1745 г. К тому же И. Корф расширил географическое многообразие иностранных членов академии и инициировал подготовку отечественных научных кадров, в числе которых был М. Его глубоко волновало образование молодого поколения: он возглавил академическую гимназию и разработал «Регламент», в котором изложил учебные планы, правила поступления и нормы поведения для учащихся. Указом Анны Иоанновны в 1740 г. Он находился на посту президента около года, с 1740 по 1741 г. Тем не менее Бреверн стремился улучшить положение академии. Он хотел расширить штат и повысить финансирование, но Анна Иоанновна желала привести академию наук в такое состояние, «чтобы она приносила честь и славу народу», без увеличения штата и денежных средств. Карл фон Бреверн редко посещал научные собрания и мало бывал в академии, так как продолжал параллельно выполнять свои обязанности по Императорскому кабинету. В его отсутствие руководство всей научной частью взял на себя Христиан Гольдбах. А в самой академии ничего особенно не изменилось: регулярно проходили научные заседания, продолжалась издательская деятельность, приглашались иностранные члены и проходили выборы академиков. Поддерживались международные контакты. К 1746 г.
Это было не только научно-исследовательское, но и учебное заведение. При Академии были созданы университет и гимназия. Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Математический класс включал четыре кафедры: одна — теоретической математики, одна — астрономии, географии и навигации и две — механики, которой Пётр придавал огромное значение. В физический класс входили четыре кафедры — физики теоретической и экспериментальной , анатомии, химии и ботаники. Гуманитарный класс состоял из трёх кафедр: красноречия и древностей; истории древней и новой; права, политики и этики.
Протоколы заседаний Конференции Имп. Академии наук с 1725 по 1803 года : Т. 1-4 1744-1770
Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». Таким образом, ни академия в ее чисто европейском виде, ни университет — а Петр в своих заграничных поездках посещал и те, и другие — не годились для того комплексного решения задачи, которое он задумал. Нужно было их соединить. РАН ведет экспертизу государственных заданий на исследования и отчетов по ним. К Российской академии наук все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений. Уже в этом году мы выдали свыше 40 тыс. Сегодня РАН ведет экспертизу всех значимых государственных проектов.
Планами Петра и их реализацией восхищались многие европейские исследователи: в Европе внимательно следили за реализацией замысла. Так, уже упомянутый Фредерик Рюйш писал, что видит в Академии венец завоеваний Петра. Однако император умер в первую годовщину своего великого детища, 8 февраля по новому стилю 1725 г. Первое официальное заседание и первые годы работы Наследница Петра Екатерина I повелела «удвоить усилия по ее Академии организации», подтвердила контракты с европейскими учеными — и они начали прибывать в Петербург. Якоб Герман, швейцарский математик на российской академической службе, сделал доклад о математическом доказательстве того, что Земля сплюснута у полюсов. Это первое документально зафиксированное заседание Петербургской академии наук. Кроме того, историки отмечают большое публичное собрание 27 декабря 1725 г.
После того как она начала свою работу, заседания с научными выступлениями академиков стали регулярными. Следует отметить, что это планировалось еще в «Проекте» положения об Академии, по примеру научных дискуссий в Европе: «Понеже академия ничто иное есть, токмо социетет собрание персон, который для произведения наук друг друга вспомогать имеют, того ради весьма надобно, чтоб оне еженедельно несколько часов в собрании были, и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоваться и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии всех членов поверять может. И сие последнее весьма надобно, для того, что в таких экспериментах многократно один другаго, яко например анатомикус механика и пр. Также с первых лет работы Академия начала заниматься экспериментами, экспедициями как научными, так и практическими — например, для картографии, определения координат российских городов и издательской деятельностью с 1728 г. А в 1727—1729 гг.
Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем. Лейбниц получил от Петра титул тайного советника юстиции и создал первую программу научных исследований в России. В 1716 г. Готфрид Лейбниц умер, однако идею Петр сохранил и в ходе второго длительного заграничного посольства 1716—1717 гг. Однако, даже впечатлившись достижениями французской науки и техники, он не собирался напрямую копировать Парижскую академию наук — как, впрочем, и научные учреждения Британии, Германии, Нидерландов. Об этом свидетельствует «Проект», в составлении которого Петр участвовал лично. Академия ли университет? К вопросу распространения наук в России император подошел системно — в том числе изучил и сравнил разные научные и образовательные институты европейских стран, сформулировал разницу между ними и решил, каких целей хочет достичь. Так, в самом начале проекта Положения Академии наук и художеств Петр дает следующее определение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко: феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины и филозофии, сиречь до какого состояния оныя ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оныя ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оныя совершить и умножить тщатся, а о обучении протчих никакого попечения не имеют». При этом Петра интересовало одновременно, чтобы в России сразу появились ученые, которые бы занимались научным процессом как таковым, чтобы эти ученые готовили себе смену, обучая молодежь, и чтобы также шла подготовка будущих педагогов для дальнейшего обучения российского юношества: «1. Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2. Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». Таким образом, ни академия в ее чисто европейском виде, ни университет — а Петр в своих заграничных поездках посещал и те, и другие — не годились для того комплексного решения задачи, которое он задумал. Нужно было их соединить. РАН ведет экспертизу государственных заданий на исследования и отчетов по ним. К Российской академии наук все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений. Уже в этом году мы выдали свыше 40 тыс. Сегодня РАН ведет экспертизу всех значимых государственных проектов.
В первом классе должны были объединяться "все науки математические и которыя от оных зависят", во втором - "все части физики", а в третьем - "гуманиора, история и права". Несмотря на издание Указа, Петербургская Академия при жизни Петра продолжала существовать только в качестве проекта. Действительное основание и регулярная работа Российской Академии наук началось только год спустя после того как Екатериной I был издан «Именный, данный Сенату, указ о заведении Академии наук и о назначении президентом оной лейб-медика Блюментроста 7 декабря 1725 г» Сначала академия находилась близ домика Петра I, в двухэтажном доме вице-канцлера П. В 1728 году Академия занимала уже дворец Прасковьи Федоровны на Васильевском острове, а также часть помещений Кунсткамеры. В 1783-1789 годах по проекту архитектора Дж. Кваренги на Университетской набережной специально для Академии наук было построено трехэтажное здание...
Им стал граф Кирилл Григорьевич Разумовский, который формально возглавлял академию с 1746 по 1798 г. Граф Разумовский стал первым президентом не иностранного происхождения. При нем был утвержден первый «Регламент» академии, она получила титул «Императорская» и увеличенное финансирование. Появилась новая категория сотрудников — члены-корреспонденты академии наук. Первым стал П. Разумовский высоко оценил научный и организаторский талант М. Ломоносова, передал под его контроль практически всю научную и учебную деятельность академии наук и всячески старался улучшить его положение в обществе. Портрет графа К. Разумовского Под руководством Разумовского расширилась издательская деятельность, вышел первый научно-популярный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Издавались переводы на русский язык лучших произведений иностранной литературы и открылась первая академическая книжная лавка в Москве. Разумовский продолжил традицию организаций научных экспедиций, его особенно интересовали астрономические наблюдения. Одновременно с президентством Разумовский занимал пост «гетмана всея Малой России». К 1765 г. С этого момента он уже не принимал никакого участия в делах академии наук, но продолжал формально числиться президентом академии вплоть до апреля 1798 г. При отсутствии Разумовского для фактического управления академией императрицей Екатериной II была введена должность директора. Первым стал граф Владимир Григорьевич Орлов, он занимал новый пост с 1766 по 1774 г. Младший из Орловых вместе со своими братьями был возведен в графское достоинство Российской империи. Он обучался в Лейпцигском университете, где проникся любовью к науке, особенно к астрономии. По возвращении в Россию в возрасте 23 лет был назначен директором академии наук в помощь К. Портрет русского графа Владимира Григорьевича Орлова В. Орлов занимался планированием и обеспечением научных проектов, пытался заменить иностранные языки протоколов заседаний русским, отправлял молодых ученых обучаться в Европу, организовал несколько научных экспедиций. В июне 1771 г. Даже там он продолжал думать о делах академии, посещал Дени Дидро, Жан-Жака Руссо, других выдающихся деятелей. Но через три года его здоровье ухудшилось и он подал в отставку. Он руководил академией с 1775 по 1783 г. Пропуская процедуру баллотировки, он стал самостоятельно назначать почетных и иностранных членов академии. Из-за этого конфликт внутри академии перерос в открытую борьбу. Вся страна знала о противостоянии главы академии и ее членов. Тогда генерал-прокурор А. Вяземский встал на сторону академиков и в 1782 г.
1 августа в 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук
Петербургская академия наук — принятое в литературе обобщённое название Императорской академии наук в Санкт-Петербурге (1724—1917). Однако датой открытия академии считается все же 1 августа 1725-го, когда состоялось первое заседание академиков. Следующим важным шагом в процессе создания Академии наук стал Указ императрицы Екатерины I от 20 ноября 1725 г. «О заведении Академии наук». Академии наук с самого начала создавалась государством и находилась на его содержании.