Новости взятие парижа 1814

Взятие Парижа, а также нежелание французской армии продолжать войну привели к образованию Временного правительства, отречению Наполеона от трона и восстановлению монархии во Франции. 19 (31) марта 1814 года русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж.

Париж, 1814. Великий триумф России

Битва за Париж стала одним из самых кровопролитных сражений кампании 1814 года. 31 марта 1814 г. русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. Взятие столицы Франции стало завершающим сражением наполеоновской кампании 1814 г., после которого французский император Наполеон I Бонапарт отрекся от трона. Российский император, возглавивший кавалерию, триумфально появился в Париже 31 марта 1814 года. Ну, а Париж, и заодно с ним Фершампенуаз, знаменуют собой память о весне и Пасхе 1814 года, когда солдатушки-браво-ребятушки закончили свой заграничный поход и разгромили Наполеона в его собственном гнезде.

Взятие Парижа: как русские войска захватили столицу Франции

Как говорили участвовавшие во взятии столицы Франции русские солдаты, «пришлось наконец батюшке Парижу поплатиться за матушку Москву». Битва за Париж произошла 30-31 марта 1814 года между Шестой коалицией, состоящей из России, Австрии и Пруссии, против Французской империи. Русские и союзные прусские и австрийские войска вступили в Париж 205 лет назад, 31 марта 1814 года. Русские уходили из Парижа в июне 1814-го — ровно двести лет тому назад вслед за основными регулярными частями, выведенными ещё в мае, город оставила гвардия. 31 марта — Русская армия вступает в Париж (1814 г). В этот день в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж.

От Березины к Лейпцигу

  • День взятия Парижа - Бренды России. Навигатор по истории, наследию и культуре РФ
  • 31 марта 1814 - Взятие Парижа
  • Слово предоставляется памяти
  • 31 марта в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж
  • От Березины до Парижа: зарубежный поход русской армии - 31.03.2024 Украина.ру
  • 31 марта 1814 г. русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж

Взятие Парижа. 31 марта 1814 года

Настал вечер: победителям и побежденным необходимо было спокойствие; улицы начали пустеть и мало по малу водворилась всеобщая тишина, тем более ощутительная, что в течение предыдущих дней грудь каждого волновалась от разнообразных ожиданий и надежд, увенчанных потом счастливейшими событиями. Все, что мы видели и чувствовали, было столь изящно и велико, что воображению ничего не оставалось приобщить или украсить: мы были обессилены радостью. Медаль "За взятие Парижа". Сон бежал моих глаз. Почти в полночь я вышел из дома; никого из жителей не было видно на улицах; там, где остановился Государь, расположен был батальон Преображенского полка. Огни в домах угасли... Посреди ночной тишины я достиг неприметно до Пале-Рояля... В саду и в галереях оного волновались тысячи народа, обуреваемого различными страстями: иные смотрели на небо и тяжко вздыхали, но большая часть толпилась около стоявших в разных местах ораторов, из коих одни славили Бурбонов, под скипетром которых предки их жили несколько столетий; а другие, превознося прежние победы свои, полагали не предпринимать ничего решительного в ожидании прибытия Наполеона с армией. То, что я тут видел, дало мне первое, настоящее понятие о революционных явлениях и народных совещаниях. Сколь ни разнообразны были излагаемые ими мнения, но они все почитали Русский мундир: я ходил по всему Пале-Роялю, становился в толпы парижан и был повсюду принимаем с вежливостью.

Я вошел в кофейный дом и не успел сесть, как присутствующие начали пить единогласно за здоровье Русского офицера. Наконец я возвратился домой. Порядок нашей армией был соблюден до того, что никакое бесчиние не напоминало, что в Париже находилось более ста тысяч иностранных войск; глубокое безмолвие на улицах прерывалось только окликами Русских часовых. Со второго дня занятия Парижа в театрах начались представления, почты восприняли свое действие и разослали по принадлежности сотни тысяч писем, назначенных за границу, а также привезенных из чужих краев, но три года задержанных в почтовом управлении; отворили городские ворота, позволили всем по произволу из города уезжать, дороги в окрестностях столицы приведены в безопасность, и в самом скором времени банк производил по-прежнему платеж Государственного долга и выдачу пенсионов. Словом сказать, предприняты все меры к восстановлению общего спокойствия; даже приглашали жителей приносить жалобы на притеснения, неразлучные с военным постоем.

На реверсе лаконичная надпись в лавровом венке: «За взятие Парижа.

Медаль «За взятие Парижа» Медаль предназначалась для всех участников взятия французской столицы, от солдата до генерала. Но не была им вручена, так как Александр счел негуманным напоминание Бурбонам, восстановленным на троне, о покорении французской столицы. И только через 12 лет по приказу уже нового императора Николая I накануне годовщины вступления российских войск в Париж медаль освятили на гробнице Александра I, и 19 марта 1826 года началось вручение медали участникам кампании. Процесс награждения растянулся до 1 мая 1832 года. Взятие Парижа — один из величайших триумфов отечественной военной истории. Русский народ и русская армия внесли решающий вклад в поражение Великой армии и крушение претензий Наполеона на мировое господство.

До 1917 года в Российской империи ежегодно 25 декабря отмечался День победы в Отечественной войне.

Последнее крупное сражение на территории Франции, произошедшее 13 25 марта 1814 г. Это событие нашло отражение в творчестве сразу нескольких художников, как русских, так и европейских. Любопытен эскизный рисунок неизвестного художника с изображением кавалерийской атаки. На рисунке изображен эпизод сражения при Фер-Шампенуазе, когда союзные армии между Арси-сюр-Обом и Фер-Шампенуазом атаковали войска маршалов А. Мортье и О. Мармона, разбили их и, захватив орудия, двинулись к столице Франции. Неизвестный художник Кавалерийская атака. Эпизод сражения при Фер-Шампенуазе в 1813 году, 1816-1818 гг.

Бумага, тушь, сепия, кисть, перо В Историческом музее хранятся две литографии с изображением сражения при Фер-Шампенуазе: тоновая литография неизвестного художника и литография по рисунку участника войны 1812 года и Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг. Как известно, Дмитриев-Мамонов исполнил серию из восьми натурных рисунков, на которых запечатлел главные военные события 1812—1814 гг. В 1822—1823 гг. Баталии на всех листах серии изображены как сцены, где действуют массы войск. Поле битвы, показанное полностью, передано с топографической точностью. На литографии «Сражение при Фер-Шампенуазе» можно узнать и автора рисунка, Дмитриева-Мамонова, в общеармейском сюртуке и в треугольной шляпе, одетой по-адъютантски, и с гусарским вальтрапом на лошади. Литография С. Шифляра по рисунку А. Дмитриева-Мамонова Сражение при Фер-Шампенуазе марта 13 дня 1814 года, 1823 Четыре графических листа из собрания ГИМ иллюстрируют события 18 30 марта 1814 г.

Накануне вечером союзники подошли к французской столице тремя колоннами — с севера, с юга и с востока, и увидели высоты Монмартра и парижские башни. Измотанные долгим маршем, войска расположились на ночлег, а утром 18 30 марта начался штурм высот. Бои были тяжелыми. Французы прилагали все силы, чтобы отстоять подступы к своей столице. Особый интерес представляют русские лубки, изданные в Москве в первой четверти XIX в. Они снабжены обширными надписями, согласно которым на гравюрах изображены события конкретного дня 18 30 марта 1814 г. Около 9 часов утра 19 31 марта был подписан акт о капитуляции Парижа и колонны союзных армий с барабанным боем, музыкой и распущенными знаменами вошли через ворота Сен-Мартен в Париж. Этот излюбленный сюжет в творчестве европейских художников представлен в ГИМ несколькими гравюрами, но самый известный лист принадлежит венскому издательству Артария. И хотя гравюры неподписные, поиск аналогов в других музейных собраниях, в частности, в Музее армии Париж , помог установить имена авторов оригиналов и граверов.

Это прекрасный союз немецкого живописца, рисовальщика и графика Иоганна Клейна Johann-Adam Klein, 1792—1875 и австрийского художника и гравера Карла Раля Carl Heinrich Rahl, 1779—1843 , работавших для венского издательства в 1805—1815 гг. Плодом их совместной работы послужили 22 офорта с акварельной раскраской на тему эпохи 1812 года. В основном это батальные сцены битвы при Бриенне, Ганау, Ватерлоо и жанровые высадка Наполеона на о.

Капитуляция Парижа была подписана в 2 часа утра 31 марта. К 7 часам утра, по условию соглашения, французская регулярная армия покинула Париж. В полдень 31 марта 1814 года эскадроны кавалерии во главе с императором Александром триумфально вступили в столицу Франции. Иностранные войска вступили в Париж впервые со времен Столетней войны. Наполеон узнал о капитуляции Парижа в Фонтенбло, где поджидал подхода своей отставшей армии. Он сразу же решил стянуть все имеющиеся войска для продолжения борьбы, однако под давлением маршалов, учитывающих настроения населения и трезво оценивающих соотношение сил, 4 апреля 1814 года Наполеон отрёкся от трона. В мае был подписан мир, вернувший Францию в границы 1792 года и восстановивший там монархию. Эпоха Наполеоновских войн закончилась.

Русская оккупация Парижа: галантные офицеры и «страшные» казаки

Уварова и М. Платова в обход левого фланга наполеоновской армии с приказом атаковать противника с тыла. Смелый рейд казаков, в котором участвовала и черноморская гвардейская сотня, значительно повлиял на исходсражения. После Бородина черноморцы четыре часа удерживали Драгомиловскую переправу, обеспечив армии успешный отход к Москве. Черноморская казачья сотня под командованием Афанасия Бурсака вместе с русской армией прошла всю Отечественную войну 1812 г. В рядах сотни покрыли себя бессмертной славой будущие кубанские атаманы А. Бескровный и Н. Во всех значительных сражениях за границей принимали участие гвардейцы-казаки — под Дрезденом, Кульмом, в "битве народов" под Лейпцигом. За свои ратные подвиги были награждены серебряными трубами и Георгиевским штандартом.

Апрельские события парижской жизни предваряет акварельный рисунок французского художника конца XIX века Пьера Межанеля P. Бумага, акварель, белила Русский император принял приглашение Ш.

Талейрана остановиться в его доме, что имело серьезные политические последствия, так как в ходе их частных бесед было принято решение о формировании Временного правительства Франции. Утром 6 апреля 1814 г. Эльбу, что нашло отражение в работах нескольких мастеров французской школы. Литография Ж. Кэна Наполеон, покидающий Фонтенбло,1895 В 1825 г. В Париже император Александр I, его свита, русская армия и гвардия широко отметили православную Пасху, совпавшую в тот год с католической. На площади Людовика XV ныне — Place de la Concorde был сооружен алтарь, у которого состоялся благодарственный молебен. Этому событию посвящена резцовая гравюра «Молебствие в Париже в день Воскресения Господня 10го апреля 1814 года» итальянских художников, работавших в России — И. Клаубера и Дж. Гравюра И.

Клаубера по рисунку Д. Бажетти Молебствие в Париже в день Воскресения Господня 10 апреля 1814 года и окончание войны 1812,1813 и 1814 годов, 1815 На гравюре изображена площадь, заполненная стоящими побатальонно двенадцатью каре русской гвардии, прошедшей церемониальным маршем под гром пушек мимо государя и построившейся сомкнутыми колоннами около аналоя. Многие маршалы Франции тоже присутствовали на этом молебне и даже стояли на коленях. За оградой сада Тюильри расположились многочисленные зрители, с восхищением следившие за происходящим. Александр I счастлив был соединить своей молитвой разные народы и, по его словам, очистить это, в недавнем прошлом, кровавое место. Для него это был «момент торжественный, трогательный и пугающий». Этот же сюжет находит свое отражение в английской гравюре лондонского издательства Pall Mall «Церемония благодарственного молебна союзных армий на площади Людовика XV 10 апреля 1814 г. Моро по оригиналу Курвуазьера Церемония благодарственного молебна союзников на площади Людовика XV в Париже 10 апреля 1814 г. В апреле 1814 г. Моро зарисовал с натуры сцену молебна, стоя между двумя фасадами зданий архитектора Габриэля Ange-Jacques Gabriel,1698—1782.

На гравюре видна площадь Людовика XV, пять раз переименованная с 1763 г. Вдали видны купол Дома инвалидов и Дворец Бурбонов ныне — здание Национального собрания. Мы не знаем, успел ли сам художник награвировать лист по собственному оригиналу, поскольку в этом же 1814 г. Но впервые этот лист был опубликован в 1815 г. По всей видимости, гравюра была достаточно популярной, если в 1816 г. Император Александр I после Лейпцигского сражения во мнении европейской общественности стал государем-освободителем, вот почему в Европе и в России появилось большое количество гравюр, восхваляющих русского императора и его союзников. Одной из них является русский лубок «Союз государей для спасения Европы», выполненный неизвестным художником в технике раскрашенной акватинты.

Под вечер сделалась травля французов. Пушки, знамена, генералы, все досталось победителям, но и здесь французы дрались как львы».

Французы были немало удивлены гуманным обращением пришедших с востока россиян. Они ожидали мщения русских за Москву, за пролитую в этой войне кровь разорением французской столицы. А вместо этого встретили русское великодушие. Жизнь Парижа продолжалась в том же размеренном ритме, как и до прихода русских войск - торговали лавки, шли театральные представления; толпы нарядных горожан заполнили улицы, они разглядывали бородатых русских солдат и пытались с ними объясняться. Совсем по-иному вели себя союзные войска. Яркий тому пример приводит будущий декабрист К. Рылеев, сообщая о своем разговоре с французским офицером в Париже: «... Мы покойны, сколько можем, но союзники ваши скоро нас выведут из терпения... Я говорю другу, ваши-то офицеры, ваши солдаты так обходятся с нами...

Но союзники - кровопийцы! Но как бы там ни было, а война закончилась. Наполеон был сослан на остров Эльба в Средиземном море, и свергнутая французской революцией власть Бурбонов была снова восстановлена. Наступало лето. Русские войска походным маршем возвращались в Россию. А 30 августа того же 1814 года манифестом императора Александра I была учреждена наградная серебряная медаль, на лицевой стороне которой помещено погрудное, вправо обращенное, изображение Александра I в лавровом венке и в сиянии расположенного над ним лучезарного «всевидящего ока». Медаль предназначалась для награждения всех участников взятия французской столицы - от солдата до генерала. Но она не была им вручена. С восстановлением династии Бурбонов русский император счел негуманным выпуск в свет этой медали, которая бы напоминала Франции о былом крушении ее столицы.

И только спустя 12 лет она была роздана участникам кампании 1814 года по велению нового императора Николая I, который «... Выдача ее участникам началась 19 марта 1826 года и затянулась до 1 мая 1832 года. Всего было выдано более 160 тысяч медалей. Естественно, что на портретах героев Отечественной войны 1812 года, которые были написаны до 1826 года, эта медаль отсутствует среди других наград. Существовало в основном три ее разновидности по размеру: общевойсковая — диаметром 28 и 25 мм и для награждения кавалеристов — 22 мм. Имелось поперечное ушко с продетым в него колечком для подвески награды на ленте. Подобная медаль, принадлежащая знаменитому партизану 1812 года Денису Давыдову, хранится в Ленинградском военно-историческом музее. Существует также множество разновидностей этой медали уменьшенных размеров - 12, 15, 18 мм. Это фрачные медали для ношения на гражданской одежде.

Носили медаль на груди на впервые введенной комбинированной Андреевско-Георгиевской ленте. Она была обычной ширины, но состояла как бы из двух узких ленточек: Андреевской - голубой и Георгиевской - оранжевой с тремя черными полосами. Кузнецов А. Наградная медаль. Сама злословная, скрежещущая зависть окаменела при звуках бессмертной славы Русских, совершивших с неувядаемыми лаврами важнейшую эпоху в Истории. Они доказали вселенной могущество твердости народного духа и возвысили цену мужества древних Славян. Великолепнейший вход наших войск в Париж озарялся чистейшим сиянием солнца, - изображения правоты Россиян! Оный сопровождаем был бесчисленным стечением народа. Все были упоены живейшим восторгом: одни старались перекрикивать других, толпились под лошадей, - как будто считали за счастье быть попранными конями победоносного войска!

Тысяча вопросов: Где Российский Император? Смиренномудрие и привлекательная кротость были отличительными оттенками величества нашего Монарха. Все с жадностью устремляли глаза на Государя и пожирали взорами умиленность его взглядов; бросали вверх шляпы, шапки; преграждали улицы; хватались за Его коня, который, видимо, гордился столь священным бременем и, высокомерными шагами подавляя камни, озирался на все стороны, не причиняя окружающей тесноте ни малейшего вреда! Дома были наполнены, а кровли усеяны зрителями! Многие отважные Француженки с неотступностью выпрашивали себе лошадей, - взлетали на оных и мчались вслед за Государем! Сие неограниченное исступление едва ли свойственно великому народу. Давно ли Буонапарте, чтимый ими за Бога, подобными восклицаниями был встречаем во время наглого побега своего из России? Необдуманные переходы из одной чрезвычайности в другую означают ветреность характера. Все были в изумлении, видя необыкновенную свежесть и совершенное устройство в нашем войске, которое, по уверению Наполеона, было все разбито, рассеяно, и одни остатки оного скитались по Франции!

Чистота оружия, амуниции, одежды и порядок в рядах поражали всех до безумия. Никто не мог верить, чтобы сия самая чудесная армия из пределов Российских, сражаясь на каждом шагу, проходя по трупам дерзких врагов форсированными маршами, промчалась орлиным полетом чрез все пространство от Москвы до Парижа без всякого изнурения! Можно сказать, что природа сама была участницей в наших победах… На зачинающаго Бог! Не спасается Царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. С изумленными взорами все возглашали: «Храброе сие воинство подобно Ангелам, ниспосланным от Бога для освобождения нас от ига самовластного тирана! Кровавый кипарис превратился в смиренную Лилею! Кумир Наполеона, воздвигнутый в честь алчного его славолюбия на обелиске вышиною в 133, а в поперечнике в 12 фунтов на площади Вандомской Place Vendome — был в одно мгновение ока опутан веревками! Белое знамя заступило место колоссального Гиганта! Музыка везде гремела!

Вымышляемые увеселения по всем улицам взволновались! Всех желания обратились к дружественному союзу. Сам Бог осенял чистейшей радостью счастливые успехи всеобщего благоденствия! Примерное благочестие Православного нашего Царя нимало не поколебалось от блестящей Его славы. Мечтательность одним безбожникам свойственна. Он повергает лучезарный венец, возлагаемый на Него всеми народами, пред подножием престола Божия; славу свою воздает Всевышнему и признает Всевидящее Око сопутником во всех Своих предприятиях, напечатлев богодухновенную сию мысль на груди сынов Отечества в память незабвенного 1812 года. Да постыдятся и посрамятся ищущи душу мою; да возвратятся вспять и постыдятся мыслящи ми злая!.. По окончании благодарственного с коленопреклонением молебствия, Государь Император отправился во Дворец, где знатнейшие вельможи имели счастье быть ему представлены. Французский гарнизон капитулировал с правом выхода из Парижа.

Акт о капитуляции подписал маршал Огюст Фредерик Лу де Мармон. Сражение за Париж стало в кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзной армии. Союзники за один день боёв 30 марта потеряли более 8 тысяч солдат из них — более 6 тыс. Это было решительное сражение Французской кампании 1814 года. Наполеон хотел продолжить боевые действия, считая, что шансы на успех ещё есть. Однако под давлением собственных маршалов, учитывающих настроения населения и соотношение сил, был вынужден уступить. Регентом должна была стать его жена Мария-Луиза. Французская империя рухнула. Наполеон был отправлен в почётную ссылку на остров Эльба в Средиземном море.

Соотношение сил 24 марта союзное командование одобрило план наступления на Париж. Одновременно были уничтожены дивизии Национальной гвардии под началом генерала Пакто. Они двигались с северо-востока тремя колоннами: правую вел фельдмаршал Блюхер русско-прусские войска из состава Силезской армии ; центральную возглавлял русский генерал Барклай-де-Толли; левой колонной командовал кронпринц Вюртембергский, она наступала вдоль правого берега Сены. Общее командование в центре и на левом фланге союзников возлагалось на главнокомандующего русско-прусскими войсками в Главной армии Барклая де Толли. Главная армия должна была атаковать роменвильское плато, а Силезская — Монмартр. Вреде командовал австро-баварскими войсками, которые прикрывали основные силы с тыла. Наполеон в это время планировал зайти в тыл союзным армиям, угрожая перерезать их коммуникации. Этим он надеялся отвлечь союзные войска от Парижа. Кроме того, хотел выйти к северо-восточным крепостям на границе Франции и, присоединив их гарнизоны, усилить свою армию.

Французская столица была крупнейшим городом Западной Европы с население более 700 тыс. Большая часть города располагалась на правом берегу Сены. С трёх направлений город защищали излучины Сены и её правый приток Марна. На северо-восточном направлении от Сены до Марны проходила цепь возвышенностей из которых наиболее серьёзной был Монмартр. С северо-востока проходил канал Урк, который впадал в Сену в самом городе. Оборонительная линия столицы проходила вдоль частично укреплённых высот: от Монмартра на левом фланге через селения Лашапель, Лавилет и Пантен в центре и до возвышенности Роменвиль на правом фланге. Расстояние от передовых укреплений до центра Парижа составляло около 5-10 км. На левом крыле от Сены до канала Урк включая Монмартр и Лавилет располагались войска под командованием маршалов Мортье и Монсея начальника штаба Национальной гвардии. Правый фланг от канала до Марны, включая Пантен и Роменвиль, защищали войска Мармона.

Формально главнокомандующим считался Жозеф Бонапарт, наместник императора в Париже. По разным данным столицу обороняли 28-45 тыс. Французские войска имели около 150 орудий. В целом настроения в Париже были мрачными. Среди министров фактически не было решительных и сильных людей, способных возглавить оборону города в отсутствии Наполеона. Талейран был на стороне противников Наполеона. Король Иосиф лично был храбрым человек, но не имел способностей, которые могли укрепить оборону Парижа в таких чрезвычайных обстоятельствах.

Однако союзные монархи, вопреки ожиданиям Наполеона, 12 24 марта 1814 г. Город на тот момент насчитывал до 500 тыс. Обороной французской столицы руководили маршалы Э. Мортье, Б. Верховным главнокомандующим обороны города был старший брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Войска союзников состояли из трех основных колонн: правую русско-прусскую армию возглавлял фельдмаршал Блюхер, центральную - российский генерал М. Барклай-де-Толли, левой колонной руководил кронпринц Вюртембергский. Сражение за Париж стало одной из самых кровопролитных битв для союзных войск, потерявших за один день более 8 тыс. Наступление началось 18 30 марта в 6 ч. Воронцова, а русский корпус генерала А. Ланжерона начал наступление на Монмартр. Видя с Монмартра гигантские размеры наступающих войск, командующий французской обороной Жозеф Бонапарт покинул поле боя, оставив Мармону и Мортье полномочия для сдачи Парижа. В течение 18 30 марта все пригороды французской столицы были заняты союзниками. Видя, что падение города неизбежно и стараясь уменьшить потери, маршал Мармон отправил парламентера к русскому императору. Однако Александр I предъявил жесткий ультиматум о сдаче города под угрозой его уничтожения. В полдень русская гвардия во главе с императором Александром I торжественно вступила в столицу Франции. Битва при Шато-Тьери 12 февраля кончилась новой большой победой Наполеона. Если бы не ошибочное движение и опоздание маршала Макдональда, дело кончилось бы полным истреблением сражавшихся у Шато-Тьери союзных сил. Но 14 февраля подоспевший на помощь Мармону Наполеон разбил снова Блюхера в битве при Вошане. Блюхер потерял около 9 тысяч человек. К Наполеону подходили подкрепления, а союзники потерпели ряд поражений, и все-таки положение императора оставалось критическим; у союзников в наличии сил было гораздо больше, чем у него. Но эти неожиданные, ежедневно следующие одна за другой победы Наполеона так смутили союзников, что числившийся главнокомандующим Шварценберг послал в лагерь Наполеона адъютанта с просьбой о перемирии. Новые две битвы - при Мормане и при Вильневе, тоже окончившиеся победой французов, - побудили союзников к этому неожиданному шагу - просьбе о перемирии. Наполеон отказал посланцу Шварценберга графу Парру в личном свидании, а письмо Шварценберга принял, но отложил свой ответ. На перемирие он не согласился. Наполеон, по отзывам даже неприятельских наблюдателей и мемуаристов, превзошел самого себя в этой, казалось, совсем безнадежной кампании 1814 г. Но солдат было мало, а маршалы Виктор, Ожеро были утомлены до последней степени и делали ряд ошибок, поэтому Наполеон не мог использовать полностью свои неожиданные в тот момент и блестящие победы. Наполеон гневно и нетерпеливо выговаривал маршалам и торопил их. Я уничтожил 80 тысяч врагов с помощью новобранцев, которые были еле одеты... Если ваши 60 лет вас тяготят, сдайте командование!.. Хотя Наполеон считал себя победителем и действительно отбросил неприятеля на нескольких пунктах, но на самом деле битву должно считать не решенной по ее результатам: преследовать Шварценберга с его армией после сражения Наполеон не мог, он перешел обратно через реку Об и взорвал мосты. Наполеон потерял в сражении при Арси-сюр-Об 3 тысячи человек, союзники до 9 тысяч, но достигнуть разгрома союзных армий Наполеону, конечно, на этот раз не удалось. Союзники боялись народной войны, всеобщего ополчения, вроде того, которое в героические времена Французской революции спасло Францию от интервентов и от реставрации Бурбонов... Александр, Фридрих-Вильгельм, Франц, Шварценберг и Меттерних успокоились бы, если бы подслушали, о чем разговаривали вечером после битвы при Арси-сюр-Об Наполеон с генералом Себастьяни. Химеры, позаимствованные из воспоминаний об Испании и о Французской революции. Поднять нацию в стране, где революция уничтожила дворян и духовенство и где я сам уничтожил революцию!

31 марта 1814 год – взятие Парижа

Австрийское правительство, желая сохранить Францию в качестве противовеса России, настаивало на переговорах с Наполеоном, угрожая в противном случае выйти из коалиции. Самые спорные вопросы польский и саксонский в трактате не излагались, чтобы не усугублять и без того глубокие разногласия в лагере союзников. Государства договорились предоставить Франции территорию в пределах 1792 года и тем самым восстановить европейское равновесие. Условия этого договора во многом подготовили решение Венского конгресса. Непрерывные войны, которые вёл Наполеон, вызвали недовольство не только в завоеванных государствах, но и в его собственной стране. Это, в частности, проявилось при появлении союзных войск на территории Франции. Жители Парижа и даже наполеоновская гвардия без особого рвения защищали город и самого императора, которого в этот момент в столице не было. Узнав о её сдаче, Наполеон попытался собрать войска и отбросить противника, но, прибыв в Фонтенбло, под давлением маршалов был вынужден подписать акт отречения. Союзные армии во главе с Александром I на следующий день вошли в столицу Франции и были встречены манифестацией приверженцев старого порядка. Обычно всё подогнано один к одному, но… часто определить, что и как подгонял Булгаков довольно сложно. Таков, например, конный портрет Александра I из «Белой гвардии», с атрибутацией которого есть определённые проблемы Император России пытался не задеть национальное самолюбие французов.

Он отдал распоряжение установить контроль за поведением солдат и офицеров союзных армий, упразднил обидный обряд приёма ключей от города, как бы противопоставляя своё поведение достойное победителя действиям французского императора в российской столице. Бонапарт в конце апреля 1814 года был отправлен на остров Эльба. В Париже было образовано временное правительство во главе с Талейраном. Созванный им Сенат объявил о низложении Наполеона и восстановлении династии Бурбонов. На этом славный Заграничный поход русской армии закончился. Легко заметить, что успех первого и последнего зарубежных походов был обусловлен тем, что Россия выступала в составе широкой коалиции. Это стоило бы помнить "горячим головам", которые уже сейчас делят Польшу….

Но Александр I потребовал только капитуляции Парижа, разрешив при этом французским войскам уйти, иначе от столицы камня на камне бы не осталось. Местные жители сначала смотрели на происходящее настороженно.

В их город иностранные войска не вступали ни разу за несколько сотен лет. Французы знали, что Москва в результате их похода сгорела, и ожидали мести. Думали, что к ним пришли дикие орды из глубины Азии, которые будут заниматься мародёрством, грабежами, насилием, поджогами. Но Александр I отобрал для вступления в Париж лучшие части, гвардейцев. Поэтому малейшие попытки нарушить дисциплину пресекались моментально. Кстати, многие из них ожидали от Парижа большего. В их представлениях этот город был лучше, чем оказался на самом деле. Когда пришло время выводить русский корпус из Франции, командовавший им граф Михаил Воронцов из личных средств оплатил французам все долги российских военных — за проживание, столование, уход за лошадьми — около 1,5 млн рублей. А вот французы с жителями России в 1812 году обходились как с варварами. Хотя больше, чем сами французы, в этом смысле отличились пришедшие в составе их армии поляки.

Но Александр I питал какую-то особую привязанность к Польше и простил им всё это. Бьёмся с врагом до последней капли крови, а как он меч уронит — относимся к нему по-другому. Кормить его начинаем, жалеем, проявляем христианское милосердие, прощаем преступления. Это в национальном характере русского народа. Первым пунктом на нём было подписание мира с Францией и формирование в ней нового режима, а также установление границ. Кроме того, обсуждалось, что делать с Саксонией и Польшей, выступавшими на стороне Наполеона. Саксонию хотела поглотить Пруссия, но её отстояли. Созданное Бонапартом Герцогство Варшавское было занято русскими войсками. Западные союзники не хотели, чтобы оно переходило под русское правление. Но Александр I занял позицию в духе: «Попробуйте силой выбить нас отсюда».

В итоге на большей его части было создано подконтрольное российским монархам Царство Польское.

Версты за три от города начали показываться парижане; они спрашивали: "Где император Александр? Воины, порываемые любопытством, едва оставались в рядах своих; они горели нетерпением войти в город, который долгое время давал уставы во вкусе, в модах и в просвещении, город, в котором хранились сокровища наук и художеств, который вмещал в себе все утонченные наслаждения жизни, где недавно писали законы народам и ковали для них цепи, откуда выступали ополчения, проходившие все концы Европы, и который, одним словом, почитался столицею мира. К довершению двухлетних побед, недоставало Русским только быть в Париже; до сей желанной минуты нельзя еще было насладиться плодами столь многих кровопролитных битв, завоеванных крепостей и ниспроверженных Царств.

Каждый шаг, от оного отделявший, не позволял еще вкусить в полной мере чувства, что Россия отомщена... Утро было прекрасное, и час от часу воздух становился яснее и благораствореннее. Необозримые толпы народа наполняли улицы, кровли и окна домов; сначала казалось, будто жители чего-то опасаются, ибо радостные восклицания не были еще общими; изумление их продолжалось несколько минут, в течение которых они спрашивали беспрестанно у нас и друг у друга: "Где Государь? Похвалы Русским загремели повсюду, женщины из окон и с балконов махали белыми платками, приветствовали нас движением рук, и мгновенно раздалось от одного конца Парижа до другого восклицание: "Да здравствует Александр!

Да здравствуют Русские! Лейб-гвардии конный полк в Париже. Между тем мы прошли Монмартрское предместье и поворотили направо по бульварам, где ликования, возрастая беспрестанно, превзошли всякую меру. С трудом можно было ехать верхом: жители останавливали на каждом шагу лошадей наших и, превознося Александра и Русских, они почти вовсе не упоминали о прочих Союзниках...

Следуя мимо великолепных зданий и памятников, воздвигнутых во славу Французского оружия, мы достигли наконец Елисейских полей, где Император остановился и смотрел проходившие церемониальным маршем войска. Сюда устремились все парижане, привлеченные новостью зрелища; француженки просили нас сойти с лошадей и позволить им встать на седла, чтобы удобнее видеть Государя. Но коль скоро показались Русские гренадеры и пешая гвардия, то французы были столь поражены их воинскою осанкою, что не токмо не надобно было говорить им, чтобы они сторонились, но все единодушно, как бы по некоторому тайному согласию, отступили назад гораздо далее черты, которая назначена была для зрителей. Они взирали с безмолвным удивлением на Гвардейский и Гренадерский корпуса и сознались, что армия их, в блистательное время Французской империи, не была в столь цветущем положении, как сии корпуса после трех бессмертных походов.

Поскольку работ русских художников-баталистов этого периода очень мало, для нас ценно любое живое свидетельство очевидца. Сохранилась репродукция с акварельного рисунка Дмитриева-Мамонова на тему вступления русской армии в Париж, не вошедшего в литографированную Шифляром батальную серию. Фототипия хранится в Историческом музее, происходит из собрания бывшего Музея 1812 года. Местонахождение оригинала неизвестно, как и всех восьми рисунков Дмитриева-Мамонова. На наш взгляд, интерес может представлять хромолитография «Въезд императора Александра 1-го с союзниками в Париж в 1814 году», изданная в 1896 г. Эта публикация была осуществлена владелицей московского книжного магазина «Сотрудник школ», специализировавшегося на выпуске и продаже учебных пособий, детской художественной литературы, сувенирной продукции. Если сравнить хромолитографию и акварельный рисунок Алексея Даниловича Кившенко 1880 г. Гвардия, гренадерский корпус, кирасиры и несколько казачьих полков расположились прямо в Париже. Об этом красноречиво говорят достаточно известные работы французского гравера акватинтой Жан-Пьер-Мари Жазе Jazet Jean-Pierre Marie, 1788—1871 , исполненные по оригиналу русского художника немецкого происхождения Александра Зауервейда и немецкого рисовальщика Георга Эмануэля Опица Opitz Georg Emanuel, 1775—1841 , с изображением бивуака казаков на Елисейских полях в Париже 19 31марта 1814 года. Жазе по рисунку А.

Зауервейда Бивуак казаков на Елисейских полях в Париже 31 марта 1814 года, 1810-е гг. Казаки, расположившиеся на Елисейских полях, на целых два месяца стали основной достопримечательностью и «главным удивлением» французской столицы. Апрельские события парижской жизни предваряет акварельный рисунок французского художника конца XIX века Пьера Межанеля P. Бумага, акварель, белила Русский император принял приглашение Ш. Талейрана остановиться в его доме, что имело серьезные политические последствия, так как в ходе их частных бесед было принято решение о формировании Временного правительства Франции. Утром 6 апреля 1814 г. Эльбу, что нашло отражение в работах нескольких мастеров французской школы. Литография Ж. Кэна Наполеон, покидающий Фонтенбло,1895 В 1825 г. В Париже император Александр I, его свита, русская армия и гвардия широко отметили православную Пасху, совпавшую в тот год с католической.

На площади Людовика XV ныне — Place de la Concorde был сооружен алтарь, у которого состоялся благодарственный молебен. Этому событию посвящена резцовая гравюра «Молебствие в Париже в день Воскресения Господня 10го апреля 1814 года» итальянских художников, работавших в России — И. Клаубера и Дж. Гравюра И. Клаубера по рисунку Д. Бажетти Молебствие в Париже в день Воскресения Господня 10 апреля 1814 года и окончание войны 1812,1813 и 1814 годов, 1815 На гравюре изображена площадь, заполненная стоящими побатальонно двенадцатью каре русской гвардии, прошедшей церемониальным маршем под гром пушек мимо государя и построившейся сомкнутыми колоннами около аналоя. Многие маршалы Франции тоже присутствовали на этом молебне и даже стояли на коленях. За оградой сада Тюильри расположились многочисленные зрители, с восхищением следившие за происходящим. Александр I счастлив был соединить своей молитвой разные народы и, по его словам, очистить это, в недавнем прошлом, кровавое место.

31 марта 1814 года - взятие Парижа

Взятие столицы Франции стало завершающим сражением наполеоновской кампании 1814 года, после которого французский император Наполеон I Бонапарт отрекся от трона. Да, русские войска занимали Париж не единожды, а дважды: многие знают и помнят взятие Парижа русскими и союзными войсками в 1814 году, но мало кто знает, что уже в следующем 1815 году российские войска вновь вошли в столицу побеждённой Франции. Как говорили участвовавшие во взятии столицы Франции русские солдаты, «пришлось наконец батюшке Парижу поплатиться за матушку Москву».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий