На первой Пассии Великого поста читают главы 26 и 27 Евангелия от Матфея. Завтра, во вторник первой седмицы Великого поста, Высокопреосвященнейший Владыка возглавит чтение покаянного канона в Андреевском соборе. Богослуже́ние пе́рвой седми́цы Вели́кого поста́ — начало великопостных служб, являющихся образцом совершения продолжительных покаянных молений. На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста, а также читается житие преподобной Марии Египетской.
Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
Богослужения первой седмицы Великого поста | И читаем исповедание православныя веры. |
Последования служб Первой седмицы Великого Поста – Храм Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках | Прошел первый день Святой Четыредесятницы, вычитан Великий Покаянный Канон, положенный для чтения в понедельник. |
Вечернее богослужение в понедельник Первой седмицы Великого Поста | Первая седмица отличается особой строгостью поста и богослужениями более продолжительными, чем в последующие дни. |
Совершено уставное богослужение утром понедельника первой седмицы Великого поста
Именем Господним благослови, отче. Иерей: «Слава Святей…» Чтец: Аминь. Иерей: Великая ектения, стихи с «Аллилуиа» на текущий глас недели Троичны тропари гласа смотреть в приложении Триоди. Тропари читаются, окончания поются. У первого тропаря окончания на каждый день разные, у тропарей на славу и ныне — те же Кафизмы три смотреть в указаниях какие Ектений по кафизмах нет. По первой кафизме — седальны Октоиха. Если у празднуемого святого по 6 песни канона есть кондак, то тут же читается и мученичен со стихом «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» перед «славой». Если же кондака нет, то этот мученичен читается в каноне по 6 песни вместо кондака. По 2 и 3 по счету кафизм — седальны Триоди на ряду Псалом 50-й. Молитва иерея, «Господи, помилуй» - 12 раз, возглас , «Аминь».
Каноны: Канон Минеи поется с трипесненцами Триоди.
Амвросию во Введенском соборе 14:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 14:30 — Молебен с акафистом прпп. Амвросию во Введенском соборе 8:40 — Исповедь в Казанском храме 9:00 — Поздняя Архиерейская Литургия во Введенском соборе 11:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 13:00 — Молебен с акафистом прп. Амвросию во Введенском соборе 14:30 — Молебен с акафистом прпп.
В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается канон преподобного Андрея Критского. Великий канон Андрея Критского — это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?
Накануне вечером на всенощном бдении и утром после литургии совершается освящение ветвей вербы. Утром служится вечерня с литургией свт. Василия Великого и заготавливаются запасные Дары для причащения больных. По ее окончании при архиерейском богослужении совершается чин омовения ног. Вечером служится утреня с чтением 12 отрывков из Евангелий, посвященные Страстям страданиям Господним. Есть старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения. После полудня — вечерня с выносом плащаницы, в конце службы поется канон «Плач Пресвятой Богородицы». Вечером в пятницу или в ночь на субботу служится утреня с чином Погребения плащаницы Спасителя. Василия Великого, которая соединяется с вечерней. Читается 15 паремий избранные фрагменты Ветхого Завета , в которых собраны прообразы и пророчества о Страданиях и Воскресении Христа.
Подать записку
- Совершено уставное богослужение утром понедельника первой седмицы Великого поста
- 1я СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА: КАК ПРОХОДЯТ СЛУЖБЫ ?
- Богослужения 1-й Седмицы Великого поста
- Проповедь иеромонаха Филарета на великом повечерии в четверг первой седмицы Великого поста
- Службы Великого поста в 2024 году - Православный журнал «Фома»
Первая седмица Великого поста
Седмица Первая Поста. В эту субботу, завершающую первую седмицу Великого поста, богослужебные песнопения преподносят нам новое подтверждение того, что разумный пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под Его особым покровительством. Первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. Страстная неделя считается последней неделей Великого поста и предшествует празднованию Пасхи — главного христианского праздника.
В первую неделю Великого поста совершается Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского
Андрея Критского в Богородице-Рождественской обители Вечером 19 марта 2024 года, во вторник первой седмицы Великого поста, епископ Павлово-Посадский Силуан, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре. В богослужении участвовали клирики обители.
Сегодня мы освятили коливо и молились святому великомученику Феодору Тирону в память о ревностном его служении даже до крови и об отказе приобщения чуждому Богу даже в пище.
Вкушение и освящение колива происходит в нашей Церкви в воспоминание событий, которые были уже после мученической кончины великомученика Феодора Тирона. Спустя 50 лет император Юлиан Отступник повелел окроплять всю пищу идоложертвенной кровью. И тогда великомученик Феодор Тирон, проявивший при своей жизни твердость веры, явился во сне патриарху Константинопольскому и повелел, чтобы тот объявил христианам в течение первой седмицы Великого поста не вкушать пищу, так как она окроплена идоложертвенной кровью, но вкушать коливо.
Давайте, вкушая сегодня предложенное коливо, будем ратовать о чистоте нашей жизни, о соблюдении чистоты сердца, ума, души, об ограждении врат нашей души, зрения, слуха, обоняния, от чуждых Богу привнесений, которые так активно проповедует сегодняшнее общество. Будем вкушать и благодарить Бога за то, что Он оставил нам в наследие такую историю и таких людей, которые, претерпевая истязания даже до крови, показали нам пример, как твердо нужно стоять в вере Христовой и что в этом деле нет мелочей, всё важно.
Господь возвратил Иову здоровье и дал ему ещё детей. История праведного Иова, который Церковью называется многострадальным, описывается в одноимённой ветхозаветной книге. Песнь пятая «Низу сничащую подражай, о душе, прииди, припади к ногама Иисусовыма, да тя исправит, и да ходиши право стези Господни. Аще и кладязь еси глубокий, Владыко, источи ми воду из пречистых Твоих жил, да, яко самаряныня, не ктому пияй, жажду жизни бо струи источаеши». Самаряныня — жительница Самарии на севере Израиля, у которой Христос попросил воды, вопреки иудейскому обычаю не общаться с самарянами, исповедовавшими другую веру. Согласно преданию, самарянка носила имя Фотиния. После вознесения Спасителя Фотиния продолжила проповедь о Нём среди язычников. Вместе со своими сыновьями и сёстрами приняла мученическую смерть в Риме во времена правления жестокого императора Нерона, в 66 году н.
Память святой мученицы Фотинии самаряныни празднуется Церковью 2 апреля и в пятую Неделю по Пасхе. В первый год Своего общественного служения Господь Иисус, проведши довольно времени в Иудее, идет со Своими учениками в Галилею через Самарийскую область. Здесь, утомленный путем, Он останавливается близ города Сихаря древнего Сихема , у колодца, по преданию выкопанного патриархом Иаковом. Ученики Его пошли в город купить чего-нибудь съестного для Него и для себя. В их отсутствие приходит из города к колодцу одна самарянка зачерпнуть воды. Иисус Христос заводит с ней разговор, в котором возводит ее взор от земного к духовному. Он говорит ей: «дай Мне пить» Ин. Самарянка выражает удивление, как Он, будучи иудеем, отступает от обычая иудеев не входить ни в какие сношения с самарянами и просит у нее напиться. Самарянка подумала, что Он говорит о воде родниковой, находящейся в глубине колодца, и заметила, что оттуда трудно ее достать. Но Иисус хочет отвести ее мысли от этой земной воды и навести их на другую.
Он отвечает ей: «всякий пьющий воду сию из колодца Иаковлева , возжаждет опять. А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек. Она сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» Ин. Под живой водой, которую Спаситель обещает дать жаждущему, Он разумел благодать Святого Духа, как это видно из сравнения этого обещания с подобными словами Его, сказанными по другому случаю. В последний день праздника Кущей Он приходит в храм Иерусалимский и здесь ввиду обряда возлияния воды на жертвенник, совершавшегося в память чудесного изведения Моисеем воды из камня, взывает: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Она поистине живая вода: она утоляет жажду истины, наставляя нас касательно всего, что нужно знать для спасения души Ин. Она укрепляет волю на борьбу с греховными искушениями, ибо Дух Святый есть Дух крепости и освящает нас Рим. Утоляющая духовную жажду благодать Святого Духа сообщается только верующим в Иисуса Христа, ибо хотя ближайший источник благодати — Святой Дух, но она — плод искупительных заслуг Иисуса Христа. В день Пятидесятницы Святой Дух видимым образом сошел на учеников Христовых, и с тех пор благодать полилась по вселенной и до скончания века будет напоять жаждущие спасения души.
С молитвой о даровании этой благодати каждый верующий может обращаться непосредственно к Святому Духу, но вместе с тем он должен умолять о ней Христа, Сына Божия, ради бесценных заслуг Которого подаются нам все Божественные силы к животу и благочестию, — следуя Его заповеди: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и да пиет. Для всякого верующего Христос — неисчерпаемый кладезь даров благодати, подобно вещественному колодцу, непрерывно наполняемому водой из подземных родниковых жил. Христос по самому человечеству обладает всей полнотой благодатных даров, почивших на Нем со времени Его крещения в Иордане, и от этой полноты всякий может почерпать благодать на благодать Ин. Слушая речи Иисуса Христа о воде живой, самарянка не догадывалась, что говорящий с ней — пророк, и притом не обыкновенный пророк, а Сам Мессия. И вот Он дает другое направление Своей речи. На ее просьбу: «Дай мне живой воды», о которой говорил ей Христос, Он объявил ей, чтобы она пошла и привела своего мужа. Он знает про нее то, чего не мог знать обычный чужестранец, случайным образом остановившийся у самарийского колодца. Он говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе Ин. Пораженная этим пророческим ведением, самарянка обращается теперь к Нему как к пророку и просит у Него разрешения религиозных вопросов. Она просит Его разрешить спор между иудеями и самарянами: чье богослужение правильнее — иерусалимское или самарянское, совершаемое на горе Гаризин, на которой был построен с позволения Александра Македонского храм, разрушенный впоследствии Гирканом.
Господь Иисус в Своем ответе различает прежнее и настоящее время. До сих пор правы были иудеи, и если на их стороне было то преимущество, что в их, а не в другой стране, находилось средоточие истинного богослужения — Иерусалим, то это потому, что спасение должно выйти от иудеев, что обетования и пророчества даны им, что они одни — хранители этих обетовании и пророчеств, следовательно, они одни знают, Кому кланяются, то есть они одни обладают истиной, кланяясь Богу, как Он Сам научил посредством пророчеств и обетовании. Самаряне знают одно только Пятикнижие Моисеево, но не признают дальнейших откровений Божиих, бывших после Моисея, и потому они сами не знают, кому кланяются, если не хотят знать того, что Бог благословил открывать о Себе после Моисея. Итак, самарянское богослужение, средоточие которого было на горе Гаризин, неправо — самарянам не следовало отделяться от иудеев в богослужении, не следовало устраивать новое средоточие богослужения; не имея религиозного общения с иудеями, они не имели истинной религии. Так было до сих пор. Но вот настало время, когда ни на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине Ин. Таким образом, прежнему иудейскому и самарянскому богослужению Христос противополагает служение новое. Не только неправильное самарянское, но и правильное и законное иерусалимское богослужение должно теперь уступить место богослужению новому — в духе и истине. Иерусалимское богослужение не исключало, правда, духовного поклонения Богу: с внешними жертвами истинные поклонники приносили Ему в жертву дух сокрушенный Пс.
Но внешние жертвы могли быть приносимы только в одном определенном месте, вне которого они были бы незаконны и Богу неугодны. Это ограничение внешнего богослужения одним известным местом было необходимо для поддержания единства богопочтения, для предохранения ветхозаветных верующих от разных суеверий, для поддержания чистоты веры. Ввиду опасности языческих заблуждений, господствовавших в соседстве с иудеями и повсюду, нельзя было предоставить им полную свободу в этом отношении, нельзя было дозволить им совершать общественное богослужение, где хотят. Если и при ограничении богослужения известным местом возможны были уклонения иудеев от истинной веры, то при устранении этого ограничения эти уклонения были бы гораздо чаще. Теперь же наступил конец прежнему образу богослужения. Надлежало истинную веру, истинное богопочтение сделать достоянием всего человечества — в Церковь Божию, которая до тех пор заключала в себе один избранный народ, ввести все народы. Потому и общественное богослужение не могло быть привязано к одному какому-либо месту во вселенной. Теперь на всяком месте владычества Божия люди могли собираться для прославления Господа, для поклонения Ему. Бог по Своей природе есть дух, и, как дух, Он не ограничивается пространством — Он вездесущ. И, как вездесущий, Он будет принимать поклонение Ему везде, где бы ни устроили для Него храм.
Следовательно, с этих пор для общественного богослужения могут быть созидаемы тысячи и миллионы храмов, где угодно, — и сколько будет на земле храмов, столько будет средств для вступления в ближайшее общение с Господом, ибо каждый храм будет местом особенного присутствия Господа. Чтобы сподобиться предстать лицу Божию, не будет необходимости за тысячи верст искать места особенного Его присутствия, как это нужно было во времена ветхозаветные, — ступай в ближайший храм, и здесь сподобишься благодатного общения с Тем, Кто обитает в этом храме Своею благодатью, сподобишься предстать лицу Божию. Не важно отныне, в каком храме поклоняться Богу, а суть лишь в том, как поклоняться Ему. Вопрос о месте богослужения имел значение во времена ветхозаветные. Теперь храмы земные для того и созидаются, чтобы собирающиеся в них поклонники отрешались духом от всего земного и возносились умом и сердцем к Богу, Существу духовному и Богу духов. Существу духовному угодно и поклонение духовное, так чтобы внешняя набожность и благочестие были выражением и проявлением духовного стремления к Богу, духовной жажды общения с Ним верой, надеждой и любовью. Но и такое поклонение Господу угодно Ему только в соединении с истиной: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и вместе с тем в истине. Истинно духовное поклонение отличается от ложно духовного, например, мистического, духоборческого, молоканского и тому подобного, именно истиной — тем, что оно соединяется с ведением и хранением учения истины, как оно преподается в Слове Божием и Святой Церкви, которая есть столп и утверждение истины 1Тим. Ибо надлежит и умом поклоняться Богу, и иметь здравое понятие о Нем» Святое Евангелие с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Так называемые «духовные христиане», чуждающиеся православных храмов и церковного богослужения с его Таинствами, молитвословиями и обрядами, напрасно ссылаются в оправдание свое на слова Христовы о поклонении Богу духом.
Эти слова служат только к осуждению их, ибо, мечтая угождать Богу духовным служением, они отступили от истины, содержащейся в церковном вероучении; а служение Богу людей, отвергающих или искажающих богооткровенную истину, содержимую Церковью, не угодно Богу, как и служение самарян, не ведавших, кому кланялись. Если бы Христос, говоря о служении Богу духом, запрещал всякое внешнее поклонение и служение Богу, в таком случае Он не научил бы верующих в Него, какими словами должно молиться Отцу Небесному, Сам не выражал бы словами Свои молитвенные чувства и не возводил бы при этом очей Своих на небо Ин. Стало быть, поклонение Богу духом, заповеданное Христом, отнюдь не исключает зримого служения Ему словами и действиями, а только должно проникать и одухотворять их. Истинный поклонник Отца Небесного не только стремится к общению с Ним одним умом, богомыслием, внутренним молитвенным настроением, но и к внешним действиям богопочтения относится духовно. Так, осеняя себя крестным знамением, он возносится мыслью к Распятому за нас и верой в Его искупительную Жертву возжигает в себе дерзновение молитвы. Преклоняя колени пред Господом, он исповедует свою виновность пред Ним и выражает сердечное сокрушение. Возжигая или видя свечу перед иконой, он возносит к Богу дух, горящий любовью к Нему и готовый на подвиги самоотвержения из любви к Нему. С кадильным дымом, восходящим кверху, воспаряет к небу его молитва. В чтении, которому он внимает в церкви, он ищет света для ума, в песнопениях церковных — сладости для сердца. К принятию благодати Таинств он подготавливает себя подвигами самоиспытания, смирения, сердечного сокрушения и всецело раскрывает свой дух к ее усвоению.
Христианин должен ощущать живейшую потребность благословлять устами и духом Господа, дивные дела Его всемогущества, благости и премудрости на всяком месте владычества Его, особенно же в храмах, в которых Он особенно приближается к человеку Своей благодатью, радоваться, когда слышит «в дом Господень пойдем» Пс. Несравненным желанием, всебогатая, древу возжелевши поклонитися животному, сподобилася еси желания, сподоби убо и мене улучити вышния славы». Силоам — купальня в Иерусалиме, который сохранился до наших дней. Согласно Евангелию от Иоанна, Господь, исцелив человека, слепого от рождения, посылает его омыть глаза в купели Силоам Ин. Памяти этого события, которое прообразует духовное исцеление человека от врождённого ослепления грехом, посвящена шестая Неделя по Пасхе. Телесная слепота справедливо считается великим несчастием. Слепому недоступны радости и удовольствия, какие доставляет нам зрение. Он не видит красоты созданий Божиих и лишен возможности через рассматривание природы восходить умом к ее Творцу, напечатлевшему в ней следы Своей премудрости, благости, всемогущества. Слепой не знает удовольствия, доставляемого чтением книг. В делах хозяйственных он находится в полной зависимости от других, легко могущих злоупотреблять его доверием.
Но как ни велико зло телесной слепоты, все же в ней есть и доля добра. Она спасает слепца от многих искушений и соблазнов, проводником которых служит зрение. Кроме того, по мудрому устроению Провидения, недостаток или отсутствие одного чувства восполняется остротой и совершенством других; так, в слепых особенно развиваются чувства осязания и слуха. Главным же образом лишение телесного зрения не только не препятствует, но и в значительной степени способствует чистоте и ясности духовного зрения. Не развлекаясь внешними впечатлениями зрения, слепец по необходимости углубляется во внутренний свой мир, и голова его нередко свободнее и правильнее работает, чем если бы он был зрячим. Слепота духовная если состоит в невольном заблуждении и невежестве, не влечет за собой, по крайней мере, тяжкой ответственности, но в других случаях она — зло, которое соединено с ответственностью, как тяжкий произвольный грех. На язычников похожи люди, которые зрячи для того, чтобы рассмотреть и изучить все, что есть и происходит на небе, на поверхности и в глубине земли, на дне морском: с удивительной зоркостью они подмечают силы и законы явлений, но слепы для того, чтобы во всем этом видеть Бога, Творца и Вседержителя; которые во всем творении видят следы премудрости, благости и всемогущества, но не хотят видеть Премудрого, Всеблагого и Всемогущего. К духовно слепым принадлежат также те, кто в течении жизни частной и общественной, в обстоятельствах жизни благоприятных и неблагоприятных, в судьбах государств и народов признает действие одного случая или человеческого произвола, а не участие Божественного Промысла. Духовная слепота иных состоит в том, что они, подобно современным Христу фарисеям, вопреки очевидности отвергавшим чудеса Христовы, не признают для себя убедительными очевидные для всякого непредубежденного свидетельства истины, содержащиеся в откровенном учении и в истории Церкви. Духовно слепы и те, кто не признает в себе существования духовной и бессмертной природы единственно потому, что ее нельзя рассмотреть телесными глазами, ощупать руками.
Самолюбие так ослепляет иных, что они не видят в себе тяжких грехов или не считают их важными и всячески их оправдывают не только перед людьми, но и перед своей совестью. У весьма многих духовная слепота обнаруживается не только невежеством касательно учения веры и грубым суеверием, но и нежеланием духовного просвещения, под предлогом, что с них, как людей темных, Бог не взыщет. Очень важно взглянув на себя беспристрастно, осознать свою духовную слепоту. Великое зло — духовная слепота, но еще большее — несознание ее, гордое убеждение духовно слепых в том, что они духовно зрячие. Подобное убеждение Господь Иисус осуждает в фарисеях, говоря: «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» Ин. Неизвинительный грех фарисеев состоял в том, что они считали себя непогрешимыми судьями истины, тогда как на самом деле они закрывали глаза от нее, отрицая в Иисусе достоинство Посланника Божия, хотя видели своими глазами чудные дела Его. Людей, смиренно сознающих свою слепоту, свое духовное невежество подобное сознание располагает к тому, чтобы искать врачевства от своей духовной слепоты. И когда они найдут его в Иисусе, Враче слепых телесно и духовно, тогда не вменится им в вину прежнее невежество и заблуждение: греха они уже не будут иметь в себе. Трудно сознаться в духовном ослеплении тому, кто упорно отвращал глаза от истины. Но благодать Божия не оставляет никого без своей помощи.
Иногда она приводит к сознанию духовной слепоты самой крайностью упорства в ней, тем, что дальше нельзя идти, — и вот они поворачивают назад. Иногда бедствия и лишения, близость смерти приводят человека волей-неволей в себя, в душе его начинаются колебания, гордость и самомнение уступают место беспристрастному взгляду на свое нравственное состояние, он начинает понимать его пагубность, а отсюда двоякий исход: или отчаяние, или раскаяние с надеждой на милость Божию. Ободряемый надеждой, человек вместе с евангельскими слепцами вопиет ко Христу: «помилуй мя, Господи, Сыне Давидов» Мф. В тропарь в Неделю слепого поется: «Душевными очами ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, в покаянии зовя Тебе: милостив мне буди, едине Благопременителю». Вместе с евангельским слепцом он также взывает к Иисусу: «Верую, Господи, что можешь, если восхощешь, исцелить меня» Мф. Но не всегда это исцеление совершается сразу. Оно подается по мере восприимчивости и терпения, подобно тому как слепцам евангельским надлежало иногда долго вопиять к Иисусу, прежде чем Он обратил на них внимание Мф. В иных случаях Господь исцелял слепцов одним словом или одним прикосновением, в других же исцеление совершалось несколько сложным образом — посредством плюновения и неоднократного прикосновения, и однажды — посредством помазания глаз грязью и омовения. И это также соответствовало индивидуальной восприимчивости человека. Как в узкогорлый сосуд нельзя вливать жидкость сразу обильной и широкой струею, иначе жидкость не попадет в сосуд и прольется мимо него, так и дары благодати Божией, если нет для них широкой восприимчивости, могут быть сообщаемы людям только понемногу, так сказать, по каплям.
Так поступил Христос, исцеляя, например, слепорожденного, которому сначала помазал очи брением, а потом повелел идти в Силоам. Так же Он поступает с некоторыми при исцелении их духовной слепоты. Он дает им глазную мазь Откр. И в ком их недостает, хотя он сознает свое жалкое состояние и желает избавиться от него, тот должен немало приложить усилий, чтобы пробудить в себе слезы для уврачевания своих духовных очей, — а для успеха в этих усилиях просить у Бога благодати слез.
Включайте в меню каши , бобовые и грибы. Пейте больше воды. Кто определяет меру поста Строгим канонам следуют монахи. Миряне решают, какие ограничения будут соблюдать, с помощью духовника или исповедующего священника. Кому не рекомендован отказ от пищи Отказываться от еды не стоит беременным и кормящим , пожилым, детям, всем, кто имеет диабет , онкологию и проблемы с ЖКТ.
Посоветуйтесь с лечащим врачом. Как называется первая неделя Великого поста Первую седмицу поста называют Торжеством или Праздником Православия. В современной Русской Православной Церкви она посвящена всем умершим последователям православной веры, а также тем, кто продолжает их дело сегодня и следует канонам религии. Установление этих традиций произошло в 843 году. Во время Константинопольского собора, который созвала византийская императрица Феодора, иерархи церкви восстановили иконопочитание в Византийской империи. Интересно Сохраните себе: календарь питания на Великий пост Что можно делать на первой неделе Великого поста Помимо суровых ограничений в еде, в первую седмицу поста верующим рекомендуется усердно молиться — читать самим и слушать в храмах Великий Покаянный канон Святителя Андрея Критского, жившего в VIII веке. Первый понедельник Великого поста называют «Чистым». В этот день принято делать уборку в доме после Масленицы. Лучше вообще воздержаться от приема пищи.
Пить можно, но только свежую, родниковую или очищенную воду, компоты, соки, кофе и чаи. Во вторник и четверг разрешается горячая пища без подсолнечного масла. Среда и пятница — дни «сухоядения». Можно есть только блюда без тепловой обработки, фрукты , овощи и орехи. Если любите сладкое, включите в меню горький шоколад , мед , фруктовые соки и изюм. В субботу и воскресенье разрешается еда, приготовленная на растительном масле , и немного разбавленного вина, которое освятили в церкви. Продолжить далее Что нельзя делать на первой неделе Великого поста В первую неделю поста верующим запрещены мясо, молоко , сливочное масло , рыба , яйца , сдобная выпечка и любые крепкие напитки. В Греции, где креветки и морепродукты считаются легкой и дешевой едой, их разрешают даже в период Великого поста. У нас такая пища допускается только в отдельные дни поста.
Особенности Богослужения Великого Поста
Смотреть по книге "службы 1 седмицы В. Поста" Смотреть по дню недели и добавлять из Триоди. В воскресение первой седмицы Великого поста мы празднуем Торжество Православия. В понедельник первой седмицы Великого Поста митрополит Каширский Феогност совершил чтение канона преп. 3 марта 2020 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы.
Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
Службы Великого поста. Особенности первой недели Великого поста. Домашнее чтение четырехтомника «Службы первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы» позволит глубже проникнуть в смысл богослужения этих дней и наполнит дни Великого поста и Страстной седмицы новым смыслом. Объем и сложность богослужения первой седмицы Великого поста вызывают необходимость издания отдельных книг, посвященных богослужению этого периода. Вечером 1 марта 2023 года, в среду первой седмицы Великого поста, Высокопреосвященнейший архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Храме.
Понедельник первой седмицы Великого Поста
Но делать это стоит лишь ради Христа. Пост — своеобразное мученичество, которое человек несет самопроизвольно. Главная цель поста — в воздержании души от блудных помыслов, осуждения, «похоти очей, похоти плоти и гордости житейской» по словам апостола, то есть отчуждение от духа мира сего 1 Иоанн, 2,16. Мы, христиане, должны в Великий пост стать не от мира сего, не такими, как неверующие люди.
Должен быть виден контраст между православными постящимися и нецерковными людьми. И это не должно выражаться в надменности и гордости фарисейской. Мы должны стать как светлячки, как действительно «церкви Бога Живого» 2 Кор.
Для достижения используются все цели: частое посещение храма, участие в Таинствах Церкви , продолжительные молитвы, чтение Библии , акафистов, канонов. И итог этого поста — должен быть очищение души от грехов с помощью покаяния, полное исправление жизни, приближение к Богу и соединение с Ним духом. Что может быть прекраснее!
И это — главная цель Великого поста и первой седмицы в частности. Все это нам нужно для спасения души и достойной встречи самого важного праздника — Светлого Христова Воскресения. Кому разрешается не поститься Святые отцы никогда не делали акцент на телесной стороне поста.
Главное — не ограничение в пище, а очищение души от страстей. Тело лишь должно служить этой цели. Как сказал святой: тело подобно ослику, если не докормишь — не довезет до Царствия Небесного, а перекормишь — взбесится».
Мы не должны служить телу, а оно — нам для достижения высшей цели. Святой Пимен Великий сказал: «мы — не плотеубийцы, а страстеубийцы». Если человек страдает временными и хроническими заболеваниями, то после консультации врача и благословению батюшки, может вкушать определенные продукты для подкрепления немощного своего тела.
Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас», — и заключает их земным поклоном, на который братия отвечает тем же. После этого к отцу игумену подходят наместник, казначей, ризничий и т. В это время на клиросах тихо, но величественно поют стихиры: «Седе Адам прямо рая... В полутёмном громадном храме масса фигур, облачённых в чёрное одеяние, толпится у солеи, — в центре игумен со своими ближайшими сотрудниками...
Под сводами храма гулко раздаётся глухой рокот человеческих голосов, в котором в разных тонах слышится одна и та же фраза: «Прости ради Бога... Бог простит... Понедельник Следующий день — чистый понедельник — начинается полунощницей въ 5 часов утра. В конце службы отец игумен, поздравив братию с наступлением Великого поста и пожелав всем душевного спасения, кладёт начало чтению псалтири.
После него братия по очереди читает псалтирь, день и ночь в течение всего поста, по одному часу каждый. В половине второго дня братии раздаётся по ломтю хлеба и квас, — это еда на весь день. В 5 часов вечера служатся так называемые мефимоны или канон Андрея Критского. Читает отец игумен, каждый ирмос поётся дважды.
Затем служится повечерие с пением по уставу, а также трёхканонник с акафистом.
Ru Первая великопостная неделя седмица — наиболее строгая. Так, по Уставу, первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после Литургии. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин эти требования по благословению духовника ослабляются. Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но не засеянному полю, без молитвы принесет лишь сорняки. Во время Великого Поста на богослужениях вспоминается история падения и спасения рода человеческого. Оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человечества «в стране чуждей» по «путям погибели», Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха.
Первые четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Вслушиваясь в слова Канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
По заамвонной молитве митрополит Асений возглавил молебное пение великомученику Феодору Тирону и чин благословения колива. Вечером полиелейную службу Сорока мученикам, в Севастийском озере мучившимся, возглавил архимандрит Филарет Кольцов. За богослужением молился митрополит Псковский и Порховский Арсений.
Проповедь протоиерея Георгия Климова в понедельник 1-й седмицы Великого поста
Филарет, митр. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. Огонь, истребивший Содом и соседние с ним города, — только образ огня геенского, уготованного тяжким и вместе с тем нераскаянным грешникам. А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» Иуд. Песнь третья «Агаре древле, душе, египтяныне уподобилася еси, поработившися произволением и рождши новаго Исмаила, презорство». Агарь — рабыня Сарры, жены ветхозаветного патриарха Авраама. Закон того времени предусматривал, что если в роду не было наследника, старейшина рода мог войти к рабыне своей жены.
Рождённый от неё ребёнок, после того как его клали на колени к жене патриарха, считался законным наследником. Если у супругов после всё же рождались свои дети, сын рабыни всё равно наследовал часть имущества патриарха. Этим законом воспользовался Авраам, жена которого Сарра была бесплодна. От Агари родился сын Исмаил. За непочтительность к Аврааму и Сарре и оскорбление сына их старости Исаака Исмаил вместе с Агарью был изгнан в пустыню, где стал родоначальником арабских племён Быт. Господь неоднократно повторял Аврааму обетование о происхождении от него многочисленного потомства.
Но обетование не исполнялось. Сарре, жене Авраама, показалось, что причина тому кроется в ней одной, в ее неплодстве, и потому с намерением содействовать исполнению обетования нетерпеливая Сарра уговорила Авраама вступить в сожитие с ее рабыней Агарью-египтянкой, с тем чтобы дети от Агари были детьми ее — Сарры Быт. И вот от Агари родился Аврааму Измаил. Еще до его рождения Ангел Господень предвозвестил Агари о нем и его потомстве: «он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него» Быт. Это означало, что Измаил и его потомки будут отличаться презорством — дерзостью, с какой они будут нападать на соседей и путешественников, промышлять разбоем для получения средств к жизни. Но, обижая других, они и сами будут встречать отпор от них: все будут враждебно к ним относиться, всячески вредить им.
История измаильского племени, одного из кочевых разбойничьих племен Аравии, оправдала это предсказание. Агарь — это образ души, порабощенной греху. Никто не свободен от этого порабощения. Кто же может сказать о себе, что он непричастен греху, что не грешит если не делом, то словом и мыслью? Все люди по самой природе повреждены грехом, все имеем неодолимую склонность к греху. Его власть над собой чувствуют и оплакивают даже святые люди.
Каждый из них исповедует вместе с апостолом: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» Рим. Но душа порабощается греху не только по природной склонности к нему, но и произволением. Часто она совсем не борется с природной склонностью ко греху, совсем не считает унизительным свое природное греховное рабство, совсем не ощущает потребности в освобождении от него, но добровольно закабаляет себя в это постыдное рабство, не только не избегает случаев ко греху, но сама ищет их, находя в грехе удовольствие. Ее беспокоит не то, что она утратила силу воли для борьбы с грехом, а то, что иногда ей не удается совершить грех.
Грех поработил не только ее волю, но и ум и совесть. Она доходит до того, что перестает признавать грех таковым и уже не слышит обличений совести. Отсюда происходит дерзость и бесстыдство, с каким она отдается своим греховным склонностям. Душа такая «ни Бога не боится, ни людей не стыдится». И от этой дерзости страдают те, кто близок такому человеку. Измаил есть образ души, которая ни во что ставит благо ближних.
Иаков — ветхозаветный патриарх, внук праведного Авраама и сын Исаака. Он купил у своего брата Исава первородство и отцовское благословение, которое Исав ни во что не ставил и продал за чечевичную похлёбку. Но, подумав, что кроме благословения, он потерял и материальные блага, Исав задумал отомстить Иакову. Спасаясь бегством, Иаков остановился на ночлег в поле. Там во сне он увидел небесную лествицу, по которой восходили и нисходили ангелы Быт. Обратися, постени, душе окаянная, прежде даже не приимет конец жития торжество, прежде даже дверь не заключит чертога Господь».
Речь идёт о Мелхиседеке «царе правды» , царе и священнике Бога Всевышнего из города Салима «город мира», предположительно, древнее название Иерусалима около ХХ века до н. Авраам переселился в Ханаанскую землю вместе с племянником своим Лотом. Сначала они оба жили в ней вместе, но потом, вследствие раздора между их пастухами, разлучились. Авраам поселился у Мамврийской дубравы, а Лот — в Содоме. Жителей Содома постигла беда. На них напал Еламский Персидский царь в наказание за то, что они вместе с соседними владениями перестали платить ему дань, и увел их в плен.
В числе пленников был Лот. Авраам, чтобы спасти Лота, погнался за победителями, разгромил их и отнял у них пленных и всю добычу. На обратном пути Авраам торжественно встречен был Мелхиседеком, который поднес ему хлеб и вино и благословил его именем Бога Вышнего, Творца неба и земли, даровавшего Аврааму победу. Мелхиседек жил среди хананейских языческих племен, но не был язычником — он служил истинному Богу и был Его священником, принося Ему единому жертвы. Он же был вместе и царем Салимским, царствовал над одним из племен, обитавших в Иерусалиме и его окрестностях. В рассматриваемом стихе он назван царем уединенным, то есть одиноким, конечно потому, что, как служитель истинного Бога, он держал себя вдали от соседних языческих царей, не вступал с ними ни в какие союзы, охраняя себя и подданных своих от языческого осквернения.
Мелхиседек был священник и вместе с тем царь. Подобное этому говорится и о христианах: «вы род избранный, царское священство» 1Пет. Это достоинство христиан, до Пришествия Христова принадлежавшее одному израильскому народу Исх. Мелхиседек как священник Бога Вышнего Ему единому служил и поклонялся. Подобно и христиане должны служить Богу с преданностью, не колеблясь между служением Ему и пристрастием к земному. Мелхиседек в качестве священника приносил Богу Вышнему в жертву земные плоды и кровь бессловесных животных.
Своего рода жертвы Богу требуются и от каждого христианина: «Жертва Богу дух сокрушен» Пс. Мелхиседек был царем. И христианин должен быть царем, владея своими чувствами: управлять собою, подчинять низшие свои стремления высшим порой труднее, чем управлять царствами и народами — управляющие царствами и народами тем легче могут сделаться рабами страстей, чем меньше встречают внешних препятствий к их удовлетворению. Тот, кто успел достигнуть самообладания, власти над собой — поистине царь, даже если бы по внешнему положению был рабом. Мелхиседек по значению своего имени есть «царь правды» Евр. Без сомнения он был царем правосудным и миролюбивым.
Подобно ему и каждый из нас в отношении к ближним должен следовать правилам справедливости и миролюбия. По закону справедливости мы должны поступать с людьми так, как хотели бы, чтобы они с нами поступали Лк. По духу миролюбия мы должны сохранять незлобие к обижающим, снисхождение к согрешающим и быть готовыми на все жертвы, непротивные христианской совести, чтобы только остаться в добрых отношениях к ближним. Мелхиседек среди соседних царей и племен был царь одинокий. Подобно ему и мы, живя в мире, должны держать себя вдали от его искушений и соблазнов. В отличие от других ветхозаветных праведников, в книге Бытия не приводится родословия Мелхиседека, также не сказано, когда он родился.
Мелхиседек поздравлял Авраама с победой, как с милостью Божией. Подобно этому и человек свои или чужие успехи в делах и начинаниях должен считать делом милости Божией и благодарить за них Бога, не принимая гордую мысль, будто он или другие обязаны ими единственно себе самим. По своей жизни и служению Мелхиседек был прообразом жизни Христа в мире. Это сравнение поясняет апостол Павел в своём послании к Евреям: «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» Евр. Христиане, в меру сил человеческих, призваны уподобляться Христу, Сыну Божию, подражая Его нравственным совершенствам — Его святости, смирению, любви к людям и самоотвержению для спасения их. Моления, Владыко, Тебе поющих не отвержи, но ущедри, Человеколюбче, и подаждь верою просящим оставление».
Здесь говорится об истории случившейся с женой Лота. Во время бегства семьи Лота из города Содома, на который Господь излил огонь и серу, жена Лота ослушалась повеления Ангелов Божиих не оглядываться. Она оглянулась, чтобы из простого любопытства посмотреть на гибель тысяч людей, а возможно, и сожалея об оставленном полюбившемся ей развратном Содоме. И то, и другое свидетельствовало о её греховности. Жена Лота обратилась в соляной столп — возможно, по той причине, что всё остановившее своё движение в момент катастрофы мгновенно покрывалось солью и пеплом и застывало. Жена Лотова, оглянувшаяся назад, — это образ души, вступившей на путь покаяния и заповедей Господних, но не идущей по этому пути решительным шагом.
Господь имел в виду людей с подобным настроением, когда сказал: «никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствие Божие» Лк. Они почувствовали свое греховное состояние и его тягость для совести и решились исправить свою жизнь, поступать по заповедям Христа и по Его примеру, в духовном удалении от мира и его сует, от господствующих в мире похотей плотоугодия, корыстолюбия и честолюбия, но им недостает твердости и постоянства. Они похожи на земледельца, взявшегося за плуг для возделания земли и подготовки ее к посеву, но во время этой работы оглядывающегося назад и не замечающего неправильности и бесполезности своей работы. Они сначала с усердием принимаются за подвиги благочестия и добродетели, а потом ослабевают в этом и, вместо того чтобы бодро идти вперед путем богоугождения, останавливаются на этом пути, начинают тяготиться новым образом жизни, с сожалением вспоминают об оставленном Содоме, то есть о суетных и греховных радостях мира, и сперва одной мыслью и воображением, а затем и на деле возвращаются к прежним греховным навыкам. Таким образом, семена духовной жизни, посеянные на ниве их сердца, гибнут, едва успев дать слабый росток. Сердца их, подобно пропитанной солью и потому бесплодной земле Иов 39:6; Иер.
Песнь четвертая «Время живота моего мало и исполнено болезней и лукавства, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри. Царским достоинством, венцем и багряницею одеян, многоименный человек и праведный, богатством кипя и стады, внезапу богаства, славы царства, обнищав, лишися. Аще праведен бяше он и непорочен паче всех, и не убеже ловления льстиваго и сети; ты же, грехолюбива сущи, окаянная душе, что сотвориши, аще чесому от недоведомых случится наити тебе? Высокоглаголив ныне есмь, жесток же и сердцем, вотще и всуе, да не с фарисеем осудиши мя. Паче же мытарево смирение подаждь ми, Едине Щедре, Правосуде, и сему мя сочисли. Согреших, досадив сосуду плоти моея, вем, Щедре, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри.
Самоистукан бых страстьми, душу мою вредя, Щедре, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри. Не послушах гласа Твоего, преслушах Писание Твое, Законоположника, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри». Речь идёт об Иове, ветхозаветном патриархе, который из-за действия диавола лишился своих детей, имения и подвергся неизлечимой болезни — проказе. Праведный Иов проявил твёрдую веру в Бога в испытаниях. Господь возвратил Иову здоровье и дал ему ещё детей. История праведного Иова, который Церковью называется многострадальным, описывается в одноимённой ветхозаветной книге.
Песнь пятая «Низу сничащую подражай, о душе, прииди, припади к ногама Иисусовыма, да тя исправит, и да ходиши право стези Господни. Аще и кладязь еси глубокий, Владыко, источи ми воду из пречистых Твоих жил, да, яко самаряныня, не ктому пияй, жажду жизни бо струи источаеши». Самаряныня — жительница Самарии на севере Израиля, у которой Христос попросил воды, вопреки иудейскому обычаю не общаться с самарянами, исповедовавшими другую веру. Согласно преданию, самарянка носила имя Фотиния. После вознесения Спасителя Фотиния продолжила проповедь о Нём среди язычников. Вместе со своими сыновьями и сёстрами приняла мученическую смерть в Риме во времена правления жестокого императора Нерона, в 66 году н.
Память святой мученицы Фотинии самаряныни празднуется Церковью 2 апреля и в пятую Неделю по Пасхе. В первый год Своего общественного служения Господь Иисус, проведши довольно времени в Иудее, идет со Своими учениками в Галилею через Самарийскую область. Здесь, утомленный путем, Он останавливается близ города Сихаря древнего Сихема , у колодца, по преданию выкопанного патриархом Иаковом. Ученики Его пошли в город купить чего-нибудь съестного для Него и для себя. В их отсутствие приходит из города к колодцу одна самарянка зачерпнуть воды. Иисус Христос заводит с ней разговор, в котором возводит ее взор от земного к духовному.
Он говорит ей: «дай Мне пить» Ин. Самарянка выражает удивление, как Он, будучи иудеем, отступает от обычая иудеев не входить ни в какие сношения с самарянами и просит у нее напиться. Самарянка подумала, что Он говорит о воде родниковой, находящейся в глубине колодца, и заметила, что оттуда трудно ее достать. Но Иисус хочет отвести ее мысли от этой земной воды и навести их на другую. Он отвечает ей: «всякий пьющий воду сию из колодца Иаковлева , возжаждет опять. А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек.
Она сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» Ин.
Еще раз, но уже сразу и полностью все 4 части Канона будут читаться за один вечер на 5й седмице. Помоги нам, Господи, с пользой провести начало Великого Поста и не оставить усилий до самого Светлого Христова Воскресения! Эта запись была размещена в Uncategorized. Сделайте закладку на постоянную ссылку.
В Каноне неоднократно говорится о том, что для достижения вечного спасения человеку предстоит предпринять великие труды, равнозначные подвигу. В противном случае не исправятся ни наши деяния, ни наше духовное зрение. А что такое деяние и зрение на языке Великого Покаянного Канона? К деяниям мы должны отнести нашу жизнь, которую мы проживаем для того, чтобы вечное спасение наследовать. А зрение — это то, что дает нам возможность видеть в мире Промысл Божий, воспринимать то, что нас окружает, не только как средство услаждения, но и как Божественный зов. Поставим вопрос: если Праздник Пасхи является образом нашего невечернего вечного и блаженного бытия, то чем тогда является Великий пост, который вводит нас в этот Праздник, подготавливает к нему? Скудость света и цвета в этом периоде нашей жизни, ограничения, которые мы на себя накладываем, подводят к мысли о том, что Великий пост является символом подготовки человека к вечности, включая подготовку к смерти, к тому, что мы будем испытывать в тот момент. Мы пришли в этот мир, в состояние самосознания не по своему желанию и уйдем из этого мира тоже не по своей воле. Как это происходит, ни один человек из живущих на этой земле не знает и не сможет на своем опыте, к сожалению, заблаговременно узнать. Но знает об этом Святая Церковь.
Вот мы читаем в самом начале Канона: «Вместо Евы чувственный мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения». Что все это значит? Пример Евы увлек Адама к греху. Так же каждого из нас влечет к греху мысленная Ева — страстный, грешный помысел. Пока страсть у человека не удовлетворена, он страдает, мучается. С удовлетворением страсти он надеется получить удовольствие, избавление от мучений. Это и обещает душе страстный помысел, толкая ее на грех, как когда-то толкнул он на грех нашу праматерь Еву. Но как Ева обманулась в надежде получить блаженство от запретного плода, так обманывается в своих расчетах человек, мечтающий найти в грехе нескончаемую сладость. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Поста читается по девять песен Канона. В конце шестой песни поется кондак: «Душе моя, душе моя, что спиши…» В это время полагается земной поклон. На Великий канон удобнее приходить со своим текстом с параллельным русским переводом, чтобы следить за ходом чтения в храме, лучше понимая смысл.
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
Вечернее богослужение в понедельник Первой седмицы Великого Поста | В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. |
Первая седмица Великого поста 2024: что нужно делать, как называется в народе и в чем ее важность? | Главная > О монастыре > Новости обители > Богослужения 1-й Седмицы Великого поста. |
Повечерие | Свято-Троицкий собор | Завтра, во вторник первой седмицы Великого поста, Высокопреосвященнейший Владыка возглавит чтение покаянного канона в Андреевском соборе. |
Службы первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы
Первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. Книга служб первой седмицы чрезвычайно полезна не только для использования в храме, но и для прихожан: на слух тексты не всегда хорошо воспринимаются. Прошла первая неделя Великого поста. Господь дал и в этом году попоститься, помолиться, походить в храм на Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Публикуем краткий фоторепортаж с вечернего богослужения с чтением Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского в Александро-Невском соборе. Во вторник первой седмицы Великого поста за Великим повечерием.
Первая седмица Великого поста. О чем не забыть
Литургия Преждеосвященных Даров: 1, 3 марта Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной Литургии Преждеосвященные. Совершается во время Великого поста в будни. Литургия св. Василия Великого: 5 марта Чинопоследование литургии , составленное святителем Василием Великим.
Первая седмица вводит верующего в пост. В эти дни необходимо соблюдать особенно строгие предписания. Например, в первые два дня говения и вовсе рекомендовано отказаться от вкушения пищи, пить чистую воду или компоты.
Даты Великий пост, условно, можно разделить на два периода: Великую Четыредесятницу 40 дней — в память о том, как сам Иисус Христос постился 40 дней в пустыне. Заканчивается Четыредесятница пятницей шестой недели Великого поста. Далее следуют Лазарева суббота есть рубу еще нельзя, но вот икру — можно и Вербное воскресенье разрешается вкушать рыбу. Страстную седмицу — это последняя неделя Великого поста с понедельника по субботу, а в воскресенье — Пасха. На этой неделе вспоминаются предательство Иуды и крестные страдания Христа, потому пост в эту седмицу особенно строгий. Итого, Великий пост продолжается 48 дней.
По православному календарю в 2024 году в понедельник 18 марта начинается первая неделя поста и заканчивается она в воскресенье — 24 марта. Воздержание первой седмицы значительно строже остальных. Установлен праздник был по случаю восстановления в Византии иконопочитания в 843 году — после длительного периода иконоборчества. Подготовка к посту Важно готовиться к посту не только физически — ограничивая себя в пище животного происхождения, но и морально. Это время, предназначенное для духовного очищения и сближения с Богом. Цель поста заключается в том, чтобы поменять свою жизнь к лучшему: изменить чувства, поскольку духовная природа человека неразрывно связана с физической, а состояние тела влияет на состояние души.
Таким образом, результатом поста должна стать глубокая перемена в человеческих мыслях: в его отношении к окружающим, мировоззрении и восприятии ценностей, в понимании того, что в мире непреходящее, а что — второстепенное. Службы В первую неделю Великого поста проходят самые продолжительные богослужения, во время которых звучат особые песнопения.
Кратко о Великом покаянном каноне святителя Андрея Критского Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей — около 250 в обычных канонах их около 30. Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.
Статьи Проповедь в понедельник первой седмицы Великого поста. Епископ Сергиево-Посадский Парамон Как быстро бежит время… Сегодня мы первый раз в период этой Четыредесятницы слушали канон преподобного Андрея Критского. Он начинается словами: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Действительно, то дело, которое мы призваны совершить — очень великое, трудное и сложное. Потому что основная наша цель — спасти свою душу. Но что мы делаем, когда живем здесь? Каждая ли наша мысль занята тем, чтобы думать о спасении своей души? Мы живем так, что собираем только грехи. И если мы серьезно подходим к периоду Четыредесятницы, то видим, что плохих дел столько, что не знаешь откуду даже начать. С чего начать? Как провести хотя бы отдельный промежуток времени, чтобы хоть немного преуспеть на пути, который ведет ко спасению? Преподобный Андрей Критский написал проникновенный кондак: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитится; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Эти слова приводят каждого из нас к памяти о смерти. Что страшнее смерти может быть? Ее одинаково боятся бедные и богатые, сильные и слабые. Ведь мы не знаем, что за этим порогом нас ждет. Когда холодок смертного дыхания проносится мимо нашего взора, тогда действительно душа смущается. Потому, что она смотрит назад.