Народные гуляния, посвящённые фольклорно-этнографическому празднику «Масленица-2023» развернулись сегодня в парке астраханского дворца культуры «Аркадия». На променадной части пермяков встречали ряженые, здесь можно было попеть частушки и поиграть в подвижные игры вместе с аниматорами.
Масленица, ряженые ...
Масленичная неделя в 2023 году начинается 20 февраля и заканчивается 26 числа. Главная Новости администрации Масленица не за горами. Ряженые-наряженые, Весна-красна, медведь, скоморохи и Зимушка-зима провели в детском саду «Журавушка» незабываемое гулянье, посвященное Масленице. Кроме блинов и сожжения чучела на массовых гуляньях также строят снежные крепости, после чего устраивают их захват, гуляют ряженые в масках. Настоящее название чучела Масленицы как его правильно сжигать и загадывать желания.
У усадьбы Гальских пройдет Масленица с балаганами и ряжеными
Гостей будут развлекать ряженые: цыгане с конем, медведь. В рамках празднования общегородского мероприятия «Прощай, Масленица» были объявлены два конкурса: «Чудо-сани 2024» и «Ряженый-наряженный» на лучший уличный костюм. При этом Масленица всегда была неделей для общения.
Традиции Масленицы: зачем дрались и просили прощения
Организовать Масленицу с ряжеными самостоятельно в городе или деревне не очень легко. Сегодня в парке на острове Даманский открылась выставка масленичных кукол «Краса Масленица – 2023». Известно, что во времена культа Ярилы осуществлялись символические «жертвоприношения»: роль Масленицы исполняли ряженые, которых в ходе церемонии «убивали».
ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА
В Костроме масленицу награждали не только похвальными прибаутками, но и шутливыми ругательствами – «Масленица-кривошейка». В Перми набережная реки Камы станет одной из главных площадок празднования Масленицы. 28 февраля в первом корпусе прошла игра-квест «В поисках пропавшей Масленицы», посвященная Масленичной неделе. Хозяйка праздника расскажет о значении каждого дня Масленичной недели, ряженые пригласят принять участие в народных играх и забавах. На променадной части пермяков встречали ряженые, здесь можно было попеть частушки и поиграть в подвижные игры вместе с аниматорами. Донские армяне во время масленичной недели любили ходить в гости к соседям вместе с ряжеными друзьями.
Древний праздник Масленица
Смотрите видео на тему «прикол русские жгут Масленица» в TikTok (тикток). Для гостей праздника на территории музея — ряженые, масленичные игры, исторический тир, театр Петрушки, музыкальные выступления и хороводы, фотозона. один из самых почитаемых русских праздников, символизирующих проводы зимы и обновление природы. Организаторы Масленицы в Даровом также отмечают: основным персонажем масленичного ряженья выступал образ уходящей зимы, с атрибутами старости и увядания.
Широкая Масленица - 2023: традиции и забавы древнего праздника
Метание валенка, флаг-шоу и программы в музеях Музей-заповедник "Павловск" будет проводить масленичные мероприятия в течение двух дней. Суббота, 25 февраля, будет посвящена программам для детей: в этот день будут проходить выступления детских коллективов, конкурс самодельных Маслениц с парадом и награждением, а также традиционные забавы - перетягивание каната и метание валенка, отметила на пресс-конференции начальник отдела культурных программ Анастасия Ермакова. В их афише - игровые тематические экскурсии для детей, мастер-класс по креативному рисованию, экскурсия о Масленице в системе народных праздников русской деревни, а также фольклорные программы для всей семьи - с частушками под гармонь, хороводами, играми и потехами. Так, одна из программ составлена по материалам экспедиций в деревню Пожарище Вологодской области, рассказала заведующая отделом экскурсионного обслуживания и приема посетителей РЭМ Ольга Подшувейт.
Самый русский праздник. И это действительно так. Ряженые и шуты, повара и ремесленники, танцоры и певцы ждут сегодня на масленичное застолье во всех районах нашей области. Ну, а мы приглашаем вас уже этим утром в Суздаль.
Еще П. Шейн в XIX веке подчеркивал, что крестьяне считают "будто надежным способом связи с иным миром является обычай печь блины". Это обязательная еда похорон, поминок, свадеб, святок и Масленицы, то есть дней, в той или иной мере связанных с отправлением культа предков. Соколова отмечает, что: "В первой половине XIX века обычай отдавать первый блин покойным родителям или поминать их блинами, видимо, бытовал широко". Вероятно, здесь перед нами отголосок древнего мифа, приведенного выше, согласно которому первые предки возникли из трех комов земли, превращенных Творцом в лепешки. Таким образом, первый блин, судя по всему, является символом кома земли и прадеда, то есть Творца или Деда Мороза.
Поэтому ритуальное кормление блинами — прерогатива Деда Мороза и дней, связанных с его обрядовым почитанием. Так как Масленица была связана с поминовением усопших родственников и характеризовалась ритуальными бесчинствами ряженых, нет ничего удивительного в том, что вплоть до конца XIX — начала XX вв. Уже отмечалось ранее, что ряженые "колдуны" могли ездить голыми на палке, метле, кочерге. Но на порубежье веков в Тотемском уезде существовал обычай, при котором нагие женщины до восхода солнца три раза объезжали дом на клюке чтобы выжить клопов и тараканов. А в Череповецком уезде каждый хозяин дома обязан был "объехать утром избу на помеле, чтобы никто не видел, и в доме целый год будет всякого добра". Будучи праздником, связанным с культом предков, подателей плодородия, Масленица в древности длилась не 8 дней, а 14, то есть знаменовала собой день предков сутки предков — 28 дней или лунный месяц , которые возвращались в мир живых для помощи потомкам. О том, что Масленица длилась 14 дней свидетельствует сообщение одного из иностранцев, посетивших Россию в 1698 году. Он писал, что "Масленица напоминает мне Италианский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется". Приходя в мир живых всего лишь на день из своего мира, "родители", во главе с Трояном, не только увеличивают животворящую силу Земли, но и обретают новые силы сами. Ведь блины, овсяный кисель, мед, крашеные яйца, молоко, творог, каши — это пища не только живых, но и пришедших к ним в гости на Масленицу предков.
Вкушая ритуальную трапезу, Дед Мороз превращается из владыки холода и ночи во Владыку весны и утра года — Трояна. Ему еще предстоит показать вновь все три своих лика: юность — весну — созидание; лето — зрелость — сохранение; зиму — старость — разрушение, а значит и возможность нового созидания. Исходя из вышеизложенного, все мероприятия Масленицы не должны выходить за рамки традиции, это: Ритуальные вечерние или ночные костры из соломы на возвышенностях, полях или шестах возможны костры в виде "сегнерова колеса" ; Качание на русских качелях, перекидных досках, кулачные бои; Катание на лошадях верхом и в санях; Катание с ледяных гор на донцах прялок, на прялках, в корзинах, на деревянных плашках, качание на русских качелях; Угощение: блинами, овсяным киселем, пивом, медом, творогом, молоком, кашами овсяной, ячменной, пшеничной ; Ритуальные обходы ряженых. Предки — "старцы", "покойник", "высокие старухи". Чужаки - "нищие", "охотник", "черт" весь черный с рогами. Молодые - "жених с невестой", "беременная баба".
Распевая песни, катались по окрестным деревням. При этом одна из женщин нередко садилась верхом на лошадь Старорусский, Демянский, Боровичский уезды. При этом в Боровичском уезде она сидела задом наперед, держась за хвост лошади [21, Т. В Демянском уезде сидящая на дровнях женщина играла на гармони, а сидящая верхом кричала: «Невеста едет! Сходным образом вели себя ряженые женщины «в двоих или троих, завесой завернутся…» в Старорусском уезде: «кума сядет на коня в раскорячку и песни поет; вожжи были, она сидела там для смеха» [25, Т. Катание женщин задом наперед на лошади фиксируется в Вологодской губ. В некоторых селениях лошадь и упряжь были обычными для праздничного катанья и основную нагрузку выполняли ряженые, в роли которых выступали зрелые люди, часто пожилые женщины. Вероятно, многочисленные упоминания о ряженых-женщинах характерны именно для XX в. Ряженые — токо чтоб посмеяться: и бороды привяжут, и на дугу, и на хвосту сделают [ленточки], и гриву [украсят]» [5, Т. Сходная традиция зафиксирована на юго-западе Демянского у. Велильская вол. У меня тетя у попа в Холме жила — [у нее] салфетка красивая была — покроем ее, тряпками обвешаем — это знаешь как интересно, ой лихонько. Сажали в санки, я ее и везу на коне Ваське. Говорили, надо покатать, чтоб лен родился — ну и лен был на славу — вот стоишь, вот под грудь» [4, Т. Очевидно, что основная новгородская масленичная традиция ряженья связана с переодеванием зрелых и пожилых людей, в отличие от молодежных святочных ряжений. Главными образами были изображения стариков, старости, что воспринималось как завершение зимы, наступление Великого поста, а в некоторых случаях — «молодоженов». Подобная ситуация характерна и для соседних с Новгородской губернией территорий: Псковской [18, с. Также следует указать на серьезные отличия масленичного ряженья Северо-Западного региона России от центрально-поволжских, южнорусских регионов, южного Приуралья и ряда районов Сибири, где отмечается практически полный «святочный» ассортимент ряженых [3, с. Затем, на Северо-Западе встречаются различные варианты масленичного ряженья путем раздевания и демонстрации голого тела. Как и в случае с другими видами ряженья, частота употребления их на Масленицу уступала святочным [9, с. Таким был обычай ряженья «бочкай» в д. Назимово Торопецкого у. Псковской губ. В приграничной с Новгородским уездом д. Заупора Лужского у. Вполне возможно, что подобные подражания встречались и в соседних деревнях Новгородской губернии. Помимо Северо-Западного региона, сюжет масленичного ряженья путем демонстрации голого тела эпизодически встречается на Европейском Севере Онежский у. Архангельской губ. В отличие от демонстрации старости и увядания в лохмотьях, здесь доминирует эротический подтекст и одновременно акт-заклинание против злых сил [28, с. Особенно интересны в этом плане материалы по Онежскому у. Данный сюжет идентичен святочной эротической сценке «солнышко», «солнце казать», «межевая яма», демонстрируемой на новгородских молодежных посиделках: парни предлагали девушкам посмотреть «солнце», «межевую яму», которые показывал старик или мальчик на печи, спускавший штаны и демонстрировавший задницу [29, л. Вероятно, данное действие семантически сходно с применявшимся женщинами при посадке капусты актом-оберегом против колдунов — оголением задницы против тех, кто оказывался поблизости от капустной грядки [29, л. Часто атрибуты масленичного ряжения во многих районах Новгородский, Тихвинский, Демянский уезды сводились к одним веникам, которые привязывались к оглоблям, шлее, дуге, иногда даже к конскому хвосту. Они гремели при езде «лоскотали» , то есть представляли по сути масленичный вариант-пародию на звучание бубенцов [13, с. Веники использовались в масленичном ряжении и других регионов: Ярославской, Пермской губ. В ряде случаев смеховая ситуация создавалась необычностью самого действия. В некоторых селениях Боровичского и Устюженского уездов пожилые женщины, глядя на катающуюся молодежь, вывозили ручные санки и для шутки тоже начинали «катание»: одна садилась в них, а другая везла ее. В Демянском у. Сведения о подобных катаниях в корыте имеются по Псковской губ. В некоторых местах мы видим ряженых, имитирующих боронование и сев, процесс ткачества и др. В ряде мест ритуально-смеховой обряд проводов масленицы и встречи поста переходил на первый день Великого поста — «Чистый понедельник». Так, в Череповецком уезде Новгородской губ. В таком виде — «с блинами» — они разъезжали по деревне, вызывая общий смех и шутки [33, л. В северо-восточной части Новгородского у. Грузинская вол. Случаи ряжения в Чистый понедельник отмечаются и в соседней Вологодской губ. Сходные и несколько отличные сценки масленичного ряженья с самоваром и угощением чаем, «пиво цедить», имитацией пахоты сохой и др. Нельзя согласиться с тезисом, высказанном рядом исследователей, что роль главного ряженого в Масленице «исполнял какой-либо крестьянин, специально выбранный для этого обществом» и «участие в обряде не унижало, а даже возвышало» [3, с. На самом деле, ряжеными среди пожилых крестьян выступали самые веселые, артистические натуры, а не самые уважаемые напр. В силу своего характера они «самовыдвигались» на выполнение этой роли или шли на это ради «даровой» выпивки. Смешливость, шутовство, хотя и привлекали к себе всеобщее внимание, имели в иерархии православного общества низкий статус [36, с. Причиной завышенной оценки учеными статуса ряженого является приписывание этим персонажам исключительно магической обрядовой, жреческой функции, что не отвечает действительности. В реальности обрядовая функция, по крайней мере на протяжении последних столетий, сочетается с развлекательной, игровой, профанической, что и приводит к обозначению таких самодеятельных артистов «чудными», «потешными» и др. Соколова видит прототип живого ряженого, то подавляющее большинство новгородских информантов отрицают присутствие на масленичной неделе этого атрибута: «чучело, куклу — не делали», «чучела, куклы — не было», «чучело, куклу — не помню», «чучело не делали», «чучело у нас только на огороды ставили», «чучело — это только на огороде» [5, Т. В некоторых случаях мы имеем сомнительные данные об этом атрибуте, что является следствием неопытности и предвзятости собирателей [37]. Лишь в отдельных селениях Боровичского, Демянского и Устюженского уездов этот атрибут присутствовал при катании ряженых. В частности, о нем рассказывают старожилы юго-западной части Перелучская вол. Боровичского у. А на лошадь поставим пук с соломы, верьхом на седелке — соломенную бабу — и как голову сделаем, тряпкой обвяжешь. Покатаются, потом солому положишь — солома ведь всегда надо» [5, Т. Сходная картина дается по юго-западу Демянского у. Куклу делали, [если] мужчина — «Касатик», если женщина — Софья Никитична что она сохла. Чево докатаются, она и ростреплется. Особняком стоит описание женского чучела-куклы на юге Устюженского у. Даниловское Никифоровской вол. Ну, народ-то бежит-то гледеть-то, как ёна выряжёна: кофта какая-нибудь одета — сноп дак.
В Ярославле проходит открытый конкурс масленичных кукол «Краса Масленица – 2023»
Для детей делали специальные салазки с рулём-коньком. Выражение «отправиться к тёще на блины» отсылает именно к среде масленичной седмицы. Супруги шли в дом родителей жены, где семья собиралась за общим столом. После ужина у молодой жены было право оставить мужа с родителями и пойти гулять с девушками. Все подготовительные работы к празднованию в этот день завершались. Четвёртый день — «Разгул». В четверг начиналась широкая Масленица. С этого дня и до следующего понедельника нельзя было заниматься бытовыми делами.
Все должны были гулять и веселиться: молодые люди прыгали через костёр, водили хороводы, распевали частушки. Детвора делилась на две команды. Одна защищала снежную крепость, которую строили ещё с понедельника, другая — её осаждала. Василий Суриков, «Взятие снежного городка», 1891 год. Кулачные бои устраивали тоже в четверг. Состязание носило ритуальный подтекст борьбы зимы с весной, зла с добром.
Кульминацией мероприятия стало сжигание чучела. А какая же Масленица без вкусных блинчиков? Традиционно праздник закончился поеданием вкусных и ароматных блинов, которые с любовью приготовили наши повара.
Детскому счастью не было предела! А блины - просто объедение! Спасибо огромное нашим поварам! А так же всем педагогам, сотрудникам- участникам праздника.
Чтобы встретить весну, в этот день сжигают чучело зимы, облаченное в женский традиционный русский наряд. Обещают и оригинальные варианты: сырные, свекольные, шпинатные, тыквенные, безглютеновые или на альтернативном молоке.
Так как на масленичную неделю выпадает День защитника Отечества, то некоторые акции будут связаны с участниками СВО. Например, на Пушкинской набережной в парке имени Горького в видеостудии любой желающий сможет записать обращение к военным, а на всех площадках «Московской Масленицы» откроют экспресс-курсы по созданию открыток для героев. Также будут собирать подарки для участников СВО. В центре Москвы праздничные мероприятия развернутся традиционно на Тверской площади и площади Революции, фестиваль «Масленица на горе» пройдет в Музее Победы — там организуют перетягивание каната, бег в мешках и другие активные развлечения. Москонцерт на Пушечной 22 февраля приглашает на программу ансамбля Дмитрия Покровского «Масляная счастливая! Какие блины едят депутаты и сенаторы В Петербурге можно сжечь грехи С 20 февраля во дворе Конюшенного корпуса в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове выставят чучело с «черным сердцем» — коробом, куда можно сложить записки и оставить все свои невзгоды, печали и грехи.
А 26 февраля все это сожгут на Масляном лугу. На острове в этот день развернут широкие гуляния, все аллеи заполнят ряженые. На Сытном дворе устроят ярмарки. Можно будет поучаствовать в кулачных боях, ожидается казачья джигитовка. Жители южной части Петербурга могут отправиться в Павловск, который 50-й год подряд будет отмечать Масленицу. Местное чучело здесь всегда наряжают в новое, специально изготовленное платье.
Камыши сотрудники администрации тоже заготавливают лично. В программе развлечений — метание валенков в цель, распил бревен, файер-шоу и выступление дрессированного петуха.
Объект возвели из бруса, бревен, хвороста и сена, а сама церемония будет посвящена памяти недавно ушедшего художника Германа Виноградова. Библейский миф как нельзя лучше описывает то, чего стоит бояться больше всего, — что движимые гордыней люди перестают понимать друг друга. Предавая огню Вавилонскую башню, мы надеемся, что каждый найдет в себе силы обратиться к миру с ближним». Сейчас нет места легкомысленному веселью, объясняют устроители. Поэтому они надеются, что акция не только сплотит, но и поможет пережить это непростое время. Если под Калугой и в Петербурге празднование Масленицы еще только планируется, то в Новосибирске ее уже отметили и сделали это настолько душевно, что было невозможно отвести глаз. Там главными героями праздника стали дрессированные дельфины и моржи из местного океанариума.
Культ Ярилы
- ☀ Масленица в Даровом: кто такие ряженые?
- Развлекательная программа для населения «Ряженые-наряженные» - новости Челябинска
- Шоу ряженых и тысячи блинов. В Суздале проходит Масленица
- Ряженые впервые приняли участие в праздновании Масленицы в Комсомольске (ФОТО; ВИДЕО)
- МАСЛЕНИЦА У ЛЮТЕРАН И КАТОЛИКОВ
Популярное
- Ряженые и кузнецы встречают гостей центральных площадок «Московской Масленицы»
- Новости - КВЕСТ – ИГРА «В ПОИСКАХ ПРОПАВШЕЙ МАСЛЕНИЦЫ»...
- Культ Ярилы
- Актуальное
- Актуальное