Значение[править]. религ. в православной и католической традиции — совершать у постели тяжелобольного или умирающего обряд с чтением молитв и помазанием тела елеем Отсутствует пример употребления (см. рекомендации). Что такое соборование: суть священнодействия, история возникновения, в каких случаях обращаться к таинству, принципы обряда.
Православный мир: что такое Соборование в церкви
Что означает соборование?» на канале «Руководство к Творческой Практике» в хорошем качестве, опубликованное 6 сентября 2023 г. 15:36 длительностью PT3M58S на видеохостинге RUTUBE. Таинство Соборования превратилось у протестантов из таинства в обряд в связи с тем, что библейским основанием для данного священнодействия является соборное послание апостола Иакова, брата Господня и первого епископа Иерусалима. Но Соборование не означает полное излечение. Что такое таинство соборования, всем ли верующим надо в нем участвовать и как к нему готовятся, рассказал священник Павел Бибин. Соборование — это одно из таинств православной Церкви, которое проводится для исцеления души и тела.
Что такое Соборование в церкви? И как к нему подготовиться?
В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи. Изначально Соборование — это прошение об исцелении от болезни и о прощении грехов больного Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного. Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика ставшая впоследствии обычаем разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства. В данной статье раскрывается причина того, почему в Церкви на ее историческом пути возникло допущение к Соборованию здоровых людей, когда в отношении них оно стало применяться как минимум в наполовину измененном значении. Кроме того, здесь сопоставляется традиция общего Елеосвящения, возникшая в средние века, и современная практика. Смысл этого исключения — причину, по которой телесно здоровые люди, вопреки прямому предназначению Елеосвящения как таинства для больных, стали принимать в нем участие, — можно найти у святителя Симеона Солунского: «Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений; по повелению их мы приносим Богу святой елей во образ Его милосердия и сострадательности, в которых блистает божественный и тихий свет благодати: ибо и свет мы приносим.
Когда же и молитва приносится, и елей освящается — помазуемые елеем обретают отпущение грехов, как блудница, которая помазала ноги Спасителя и от них прияла помазание на себя». В другом месте блаженный Симеон, рассуждая о том, что приступающим к исповеди прегрешений перед духовными отцами предписывается совершать дела милосердия как, например, выкуп пленных, забота о больных, беспомощных, сиротах , добавляет: «Также весьма необходимо Елеосвящение как священный обряд и притом из семи таинств над больными, по принятому преданию, и над всяким верным, хотящим приступать к Страшным Тайнам, особенно над всяким падшим во грехи и исполнившим правило покаяния, готовящимся к приобщению и получившим прощение от отца. Через этот священный обряд и помазание святым елеем оставляются грехи, как пишет брат Господень; этому содействуют и молитвы иереев». Из этих свидетельств следует, что во времена святого Симеона XV в. Важно отметить, что в объяснение этого обычая святой Симеон ссылается не только на апостола Иакова, но и на пример евангельской блудницы, помазавшей елеем ноги Спасителя и получившей отпущение грехов см. Последний пример никакого отношения к таинству Елеосвящения не имеет, а связан с собственно покаянием и прощением грехов блудницы.
Канонист А. Павлов, рассматривая эти слова святого Симеона, делает вывод, что в греческой Церкви в XV веке существовала «установившаяся и догматически обоснованная практика, в силу которой таинство Елеосвящения как бы отождествлялось с таинством Покаяния» и в этом значении признавалось необходимым для готовящихся к Причащению и в особенности для тяжких грешников, для которых оно было одним из духовных подвигов, назначаемых в качестве епитимии духовником или высшей церковной властью. Номоканон при Большом Требнике, напротив, запрещает использовать Елеосвящение в качестве канонаили епитимии и предписывает совершать это таинство только над больными людьми согласно точному смыслу слов апостола Иакова: «Маслоосвящение не бывает за канон, разве точию за недужных, по апостольскому уставу» 163-е правило. Тем не менее этот обычай в греческих церквях был распространен и локально присутствовал, как уже указывалось, и в Русской Церкви. В истории Елеосвящения его применение как таинства, дополняющего покаяние здоровых, — факультативно Таким образом, в литургической истории Елеосвящения возникло два применения этого таинства: первое — в его основном значении как таинства, предназначенного для больных, и второе — в его факультативном значении как таинства, дополнявшего и оканчивавшего покаяние здоровых людей. Причина появления такого факультативного значения Елеосвящения одна — известные слова апостола Иакова: «и если он соделал грехи, простятся ему» Иак.
Он рассказывает, что греки в оправдание своего обычая допускать на Страстной неделе здоровых к таинству Елеосвящения приводили именно эти слова апостола Иакова, рассуждая, что раз результат этого таинства — отпущение грехов, то тогда возможно преподавать его всем нуждающимся. Красносельцев по этому поводу писал: «Взгляд на таинство Елеосвящения как на одно из средств для получения отпущения грехов есть взгляд весьма древний и был высказываем многими отцами и учителями Церкви». К концу XX века это факультативное значение Соборования, совершавшегося ранее в качестве исключения для здоровых людей на Страстной седмице, было расширено настолько, что стало уже качественно иным, совершенно новым обычаем почти всей Русской Церкви. Общее Елеосвящение стало совершаться в абсолютном большинстве храмов приходскими священниками по тому же точно чину, что и для больных, в течение всего Великого поста, а потом и в другие посты и даже в некоторых храмах в течение всего года. Где-то стало возможным собороваться одному и тому же человеку по нескольку раз в год. В итоге сегодня по весьма распространенной практике участвовать в общем Соборовании может любой человек естественно, крещенный без какой-либо подготовки к таинству: без соблюдения поста, без предварительной исповеди.
Что же произошло? Через факультативное значение общего Соборования как чина, знаменовавшего конец покаянного подвига христианина, доступ к нему получили здоровые люди. Среди них есть те, которые не ведут сознательной духовной жизни, не имеют живой связи с Церковью, не являются постоянными прихожанами. Не понимая значения общего Соборования как таинства, завершающего обязательное покаяние которое могло у них еще даже не начаться , они соборуются, имея в виду по преимуществу его первое, основное значение как таинства для больных, желая укрепления своего здоровья. Однако это значение Елеосвящения к их ситуации если они тяжело больными не являются совершенно не относится.
Так или иначе, но смерть неизбежно приходит к человеку. Всем суждено умереть, даже тем, кому в этой жизни была дарована отсрочка через исцеление. Выздоровление больного не является самоцелью, оно есть лишь знак Божественной милости, дающей человеку время еще «поработать спасению». Не всегда нравственные причины болезни бывают ясны для больного, многие из них сокрыты для него. Святой Иоанн Златоуст, рассуждая о зависимости болезней телесных от грехов, говорит: «некоторые бывают и от беспечности, чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни». Пресыщение и нетрезвость так ощутительно и быстро разрушают здоровье телесное, что сам больной видит вредные последствия невоздержания. Но праздность мать всех пороков для многих кажется невинным бездействием, и бывая тонкой причиной недугов телесных, усыпляет совесть страждущего, который недоумевает, от чего началась болезнь. Известно также, что «унылый дух сушит кости» Притч. Но все ли знают, что уныние есть тяжкий грех, который надлежит очистить покаянием? Не удивительно поэтому, что иной долговременно болящий, хотя и открывает совесть свою на исповеди, но продолжает безмолвствовать о сокровенных и греховных причинах своего недуга, или совсем не зная их, или считая их непредосудительными. Отличие Елеосвящения от Таинства Покаяния Хотя Соборование сходно с исповедью, но существенное действие Елеосвящения состоит в облегчении телесных и духовных скорбей. За изнемогающего больного предстоит пред Господом собор Его служителей, и молитвою веры от лица всей Церкви умоляет Его даровать немощному отпущение прегрешений и очистить совесть от всякой скверны. Соборование не тождественно с покаянием, не повторяет его, не заменяет и не отменяет его.
И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь». Важно отметить: Иаков утверждает, что именно соборная молитва способствует исцелению, но не елей, который с древности являлся символом благословения и благодати Божией. В первые века совершать это Таинство было принято по большей части на дому, над теми, кто был не в силах прийти в храм. Но с IV века Соборование уже совершали и в церквях, с X же века встречаются сведения, что помазывать могли и домочадцев болящего.
Что же бывает с грехами, которые мы скрываем по собственному стыду? Перед началом исповеди священник обычно читает специальные молитвы. Одна из них звучит так: «Братья и сестры, Христос невидимо предстоит, принимая исповедание ваше. Не стесняйтесь и не бойтесь, и не скрывайте ничего на исповеди. Священник — только свидетель, свидетельствующий всё, что вы скажете. Если что скроете, двойной грех остается на вас…. Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Традиционно люди обычно исповедуются, хотя никто не запрещает собороваться не поисповедовавшись накануне. Если вы человек церковный, то вы и так будете регулярно исповедоваться, и у вас это получится само собой. Если же вы еще не совсем воцерковились, то можете исповедоваться перед или сразу после соборования. Приходить надо натощак? Совсем не обязательно. Довольно часто Таинство Елеосвящения совершается вечером. Поэтому смотрите, чтобы вы не упали в обморок от истощения. Натощак принято приступать только к Таинству Причастия. Даже исповедоваться можно, предварительно позавтракав. Только после такой исповеди уже не идите причащаться. Что с собой брать? Брать с собой надо терпение, потому само чинопоследование длится как минимум час, а то и целых два. Можно, например, взять с собой текст чинопоследования и следить, чтобы глубже проникнуться смыслом Таинства. В Интернете есть переводы на русский язык, например, на сайте в разделе Православное Богослужение сможете найти все последование.
Кто же может собороваться?
- БОЛЬНОМУ СОБОРОВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ – СРАЗУ УМРЁТ?
- Как готовиться к Соборованию в церкви в Великий пост
- Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство
- Соборование — таинство исцеления
Как и зачем христиане проводят соборование?
Но Соборование не означает полное излечение. – Несмотря на то, что Соборование является отдельным таинством, всё же рекомендуется предварительно исповедаться, а после Елеосвящения – причаститься Святых Христовых Таинств. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. К Таинству Соборования необходимо приступать с покаянным чувством, совмещенным с твердым намерением исправить свою жизнь и привести ее в соответствие с заповедями Божиими.
Таинство для выздоровления
Через факультативное значение общего Соборования как чина, знаменовавшего конец покаянного подвига христианина, доступ к нему получили здоровые люди. Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно. Попробуем разобраться, что такое Соборование в церкви на основании высказывании священнослужителей. Так соборование проходит легче и дает более значимые результаты. Таинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, установлено Господом нашим Иисусом Христом. Таинство соборования, которое часто проводят в храмах Русской церкви во время Великого поста, может помочь лучше подготовиться к празднику Воскресения Христова, РИА Новости, 09.04.2024.
Кратко о важном. Что такое соборование?
После каждого чтения батюшки помазуют соборующимся лицо, руки и ноги. Похожие вопросы.
В настоящее время в практике Русской православной церкви оно часто преподносится как избавление от забытых грехов, и такое толкование начинает доминировать над остальными [6]. Протоиерей Вадим Леонов так оценил данное понимание елеосвящения: «Если в таинстве Елеосвящения отпущение грехов возможно без сознательных покаянных усилий со стороны человека, но лишь в силу того, что над ним прочитали молитвы и помазали святым маслом, то не только таинство Покаяния, но и в целом принцип покаяния как основа христианской духовной жизни ставится под большое сомнение. Зачем совершать этот тяжёлый внутренний труд, когда можно просто забыть свои грехи, а сделать это очень легко, прийти на Соборование, и тебе всё простится?
Кроме того, указанное понимание Елеосвящения не прошло церковной рецепции» [7]. В Русской православной церкви существует обычай совершения соборования умирающего человека, даже если он находится уже без сознания когда уже невозможно его причастить , но только если он при жизни своей был активным прихожанином и сотрудником храма. После наступления смерти освящённым на этом соборовании елеем священник в конце отпевания крестообразно поливает [8] накрытое саваном тело, незадолго до смерти соборованного почившего[ уточнить ].
Девушкам стоит повязать старенький платок. Его можно испачкать, когда будут помазывать уши. Не стоит приходить в замшевой обуви. На нее тоже может капнуть масло с кисточки. В пузырек после соборования вам нальют освященное масло. В пакет насыплют освященное зерно пшеницу, пшено или рис. Над маслом и зерном во время чина читается специальная молитва. Зерна символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. А масло служит знаком благодати исцеления. Маслом можно дома помазываться. А зерно можно добавить в кашу и употреблять потихоньку во время поста. Как правило, в храмах ставят скамьи, чтобы можно было присесть в определенные моменты соборования. Но на всякий случай можно взять с собой складной стул. Возьмите бумажный листок — вставьте в него свечку, чтобы она не капала и вы не испачкали воском окружающих.
Известно, что с IV века Елеосвящение стали проводить не только в доме у больного, но и в храме. Тяжелобольного человека приносили в храм на носилках. Многие люди получали исцеление, ведь за него молились сразу много людей. Проходить ли Соборование здоровому человеку? Великим постом все верующие стараются собороваться, а потом исповедаться если до этого не исповедались и причаститься. Когда проводится помазание? Рождественским или Великим постом. Соборование — одно из семи Таинств в православии, которое совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Прощаются только забытые грехи, а не специально утаенные. Совершается семикратное помазывание некоторых частей тела верующего освященным елеем. Над верующим читается молитвы Апостола и Евангелия. Безусловно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями надо. Как часто? Бытует мнение, что в течение одного заболевания можно пройти Елеосвящение только 1 раз. Но оно не нашло серьезных оснований. Так могут ли здоровые люди принимать таинство Соборования? Если есть желание, то это не запрещается. Но это не обязательно, тем более несколько раз. Если появился какой-то сильный недуг, то можно несколько раз в течение года. Соборовать детей до 7 лет можно, если они тяжело больны. А вот приводить их на общее Соборование совсем не обязательно. Начинать Соборование лучше всего с покаяния перед Богом в серьезных грехах и причастия, а потом приходить на общее Соборование, так как оно не заменит ни исповедь, при причастие. Важно помнить, что покаяться перед Богом, рассказывая священнику, надо в таких серьезных грехах, как: убийство, в том числе аборты, блуд, прелюбодеяние, сожительство в «гражданском браке», то есть без регистрации, обращение к другим религиозным практикам, гадалкам, магам, вызывание духов и других тяжких грехах. В этом случае обязательно надо исповедоваться и покаяться. Это делается для того, чтобы потом их никогда не совершать. Многие женщины опасаются прийти в церковь, если у них месячные. На этот счет тоже нет однозначного ответа. Если церковь всего одна или для этого обряда отведен только один день, то можно, но «все мысли должны быть обращены только к Богу и Его милосердию». Соборование — это не медицинская процедура Нередко в сознании людей данное таинство превращается в нечто магическое, воспринимающееся как медицинская процедура, о духовном его составляющем мало кто задумывается. Поэтому, не спешите в церковь с кем-то за компанию.