В скором времени Bayraktar TB3 совершит свой первый полёт и под конец текущего 2023 года, будет развернут на TCG ANADOLU в количестве от 30 до 40 единиц. Bayraktar TB2 с четырьмя ракетами на подвеске может находиться в воздухе более 12 часов. Производством БПЛА «Байрактар» занимается частная компания Baykar Makina, и официальная Анкара говорит, что это вопрос бизнеса. «Bayraktar — продукт частной компании.
Newsweek: некогда грозные “Байрактары” перестали участвовать в боях
Обзор турецкого БПЛА Bayraktar TB2 история создания, особенности конструкции, технические характеристики, бортовое оборудование и вооружение, боевое применение. Что же произошло и почему украинские БПЛА все глубже проникают в нашу страну, попытался понять журналист Андрей Магас. Что же произошло и почему украинские БПЛА все глубже проникают в нашу страну, попытался понять журналист Андрей Магас. Турецкий ударный беспилотный летательный аппарат Bayraktar TB2 относится к классу тактических средневысотных БЛА с большой продолжительностью полета. На Западе вынуждены признать: ударные беспилотники Bayraktar ТB2, которые Турция передала Украине, оказались уязвимы перед российскими средствами противовоздушной. БПЛА. Bayraktar TB2.
Новая цель взята: российские силы стерли в порошок «хваленый» Bayraktar ВСУ
БПЛА. Bayraktar TB2. Об этом рассказал в интервью телеканалу TV100 глава компании Baykar Сельчук Байрактар. "В 2019 году мы впервые представили БПЛА Bayraktar Akinci. Халук Байрактар заявлял, что запуск производства запланирован на 2025 год, предприятие будет выпускать беспилотники Bayraktar Akinci и Bayraktar TB2.
Newsweek: некогда грозные “Байрактары” перестали участвовать в боях
В рамках фестиваля Teknofest в Стамбуле турецкая компания Baykar (производит, в частности, БПЛА Bayraktar) представила новый барражирующий боеприпас самолетного типа Kemankes. Беспилотный летательный аппарат не пересекал линии столкновения и управляемой бомбой уничтожил одну пушку с расчётом", — говорится в сообщении ВСУ. История одного из самых продаваемых и эффективных беспилотников Мира, рекордсмена Турции по времени летных часов (200 часов), ударно-разведывательный БПЛА. Нет, не для приобретения БПЛА, хотя только один экспортный комплект «Байрактар ТБ2», включающий станцию управления и программу подготовки оператора, обходится в $70,0 млн. Халук Байрактар: в Европе растет интерес к ударным БПЛА Турции В странах Европы растет спрос не только на оперативно-тактические средневысотные Bayraktar TB2.
Производитель Bayraktar рассказал, когда БПЛА начнут выпускать на Украине
Турецкие беспилотники Байрактар сыграли одну из главных ролей в Карабахской войне, а теперь Украина закупает тяжёлые ударные аппараты от той же фирмы для войны на Донбассе. Байрактар (Bayraktar TB2). Халук Байрактар заявлял, что запуск производства запланирован на 2025 год, предприятие будет выпускать беспилотники Bayraktar Akinci и Bayraktar TB2. По словам аналитика Сэмюэля Бендетта, БПЛА могут работать при отсутствии у противника сложной системы противовоздушной обороны и средств радиоэлектронной борьбы.
Оружейный гейм-чейнджер: как беспилотники сделали Турцию «дроновой сверхдержавой»
Например Киевский режим потерял за трое суток у острова Змеиный аж 30 военных беспилотников из них десять ударных Байрактар. Нет, не для приобретения БПЛА, хотя только один экспортный комплект «Байрактар ТБ2», включающий станцию управления и программу подготовки оператора, обходится в $70,0 млн. В Анкаре в рамках авиационно-космического фестиваля TEKNOFEST показали новейшие модели беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Bayraktar. Об этом сообщает ТАСС. Bayraktar Akinci – это высотные БПЛА тяжелого класса, полезная нагрузка которых выросла по сравнению с TB2 в 10 раз – со 150 кг до почти полутора тонн. Подробный обзор многоцелевого беспилотного летательного аппарата из Турции, более известного как "Байрактар". Например Киевский режим потерял за трое суток у острова Змеиный аж 30 военных беспилотников из них десять ударных Байрактар.
Bayraktar TB2 — прошлый век. Сверхзвуковой беспилотник Bayraktar Kizilelma показали живьём
Однако ни сторонняя помощь партнеров, ни попытки укрепить позиции ВСУ не спасают армию Зеленского от провалов. Так, по информации Минобороны, только за последнее время ВСУ лишились огромного технического запаса беспилотников и танков. Всего только на авдеевском направлении противник потерял до 460 военнослужащих, три танка, пять боевых машин пехоты, две боевые бронированные машины и четыре автомобиля.
Так, например, на дистанции в 20 км разрешение камер этого ОЭС позволяет рассмотреть водителя в кабине грузового автомобиля, а интегрированная система лазерного целеуказателя может навести на цель средства управляемого вооружения. По сравнению со своими конкурентами — например, американским «Хищником» или китайским «Птеродактилем», Bayraktar TB2 использует более легкую и более старую версию австрийского бензинового двигателя Rotax 912, использующегося в легкомоторной авиации. При этом, будучи на 400 кг легче, «Байрактар» несет пропорционально больше топлива, что, по заявлениям турецкого производителя, дает возможность чуть дольше оставаться в воздухе — до 27 часов.
Турецкий беспилотник существенно ограничен в объеме полезной нагрузки, зато оказывается гораздо дешевле американских дронов. Каков «Байрактар» в деле? Турецкая частная компания «Байкар» смогла объединить элементы новейших западных технологий в области электроники и двигателестроения в собственном легком планере, получив пусть и менее специализированный, но зато более дешевый аппарат, более приспособленный к задачам непосредственной поддержки в операциях высокой интенсивности. В отличие от американских аналогов, «Байрактар» не предназначен для задач проекции силы и действует в небольшом радиусе вблизи ретранслятора станции управления до 120 км. При этом турки разработали тактику массового использования «Байрактаров», позволяющую в комплексе с другими как более легкими, так и более тяжелыми БПЛА при поддержке наземных средств радиоэлектронной борьбы РЭБ «вскрывать» позиции ПВО и затем подавлять их с помощью артиллерии или средств воздушного нападения.
Стоит отметить, что немногие страны обладают аналогичным опытом применения БПЛА в такой концепции — исключение здесь, за некоторыми оговорками, составляют США и Израиль. Свежий опыт применения ударных БПЛА и Bayraktar TB2 в прошлогоднем конфликте в Нагорном Карабахе произвел особенное впечатление на многих западных и отечественных наблюдателей, вновь поставив вопрос о «революции в военном деле». Однако здесь более внимательные эксперты обращают внимание на преувеличенную роль беспилотников. Значительный поток видеоматериалов, публикуемых азербайджанскими и турецкими СМИ, акцентировал внимание на применении БПЛА, создав тем самым искаженную картину «войны дронов», в то время как более традиционные действия артиллерии и наземных сил освещались минимально.
Он разработан компанией Turkish Aerospace Industries и сейчас проходит испытания. По данным производителей, судно обладает собственной материально-технической поддержкой и может перебросить в потенциально конфликтную зону в бассейнах Эгейского, Черного и Средиземного морей не менее одного батальона личного состава турецких вооруженных сил.
Всего корабль может принять на борт 94 бронированные машины, в том числе 13 танков и 33 бронетранспортеров и боевых машин пехоты. Судно оснащено разработанными Турцией системами управления боем, радиоэлектронной борьбы, навигации, противоторпедной защиты, предупреждения о лазерном облучении. В случае необходимости «Анадолу» можно использовать для ликвидации последствий стихийных бедствий и эвакуации беженцев. На борту судна размещен полноценный госпиталь и две операционные. Его максимальное водоизмещение — 27 000 т. Для сравнения: наибольшее водоизмещение самого крупного в мире американского действующего боевого корабля, авианосца «Нимиц», и его собратьев по классу составляет более 106 000 т, а единственного на вооружении российских ВМС фактического авианосца авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» с 2019 г.
Это глаза современной пехоты на уровне небольших подразделений — взводов, штурмовых групп. Именно такие, не стоящие на вооружении в армии официально практически игрушечные модели отправляют на фронт волонтеры со всех уголков нашей страны. Не секрет, что большинство этих дронов производится в Китае Популярность миниатюрных китайских квадрокоптеров так велика, что название одной из марок дронов Mavic стало нарицательным для всех «карманных» беспилотников, как «ксерокс» для копировальной техники. До недавнего времени их можно приобрести по вполне доступным ценам.
Bayraktar завершает разработку первого в мире БПЛА палубного базирования
Модернизация одной взлётно-посадочной полосы по современным стандартам особенно по стандартам НАТО обойдётся в несколько сотен миллионов долларов. Найдутся ли такие деньги у страны, которая постоянно запрашивает военную помощь, — большой вопрос. Но подавляющее количество взлётно-посадочных полос находится вдали от Донецка и Луганска. Из двух десятков крупных аэродромов в частично пригодном для применения "байрактаров" состоянии сохранилось три: это главная воздушная гавань страны в Борисполе, аэродром Гавришовка в Винницкой области, где размещена 456-я транспортная бригада, и аэродром Краматорска, с которого "байрактары" летают на боевые задания к линии разграничения. Все остальные, включая аэродром Чугуев в Харьковской области, либо разобраны ворами много лет назад, либо находятся вне зоны досягаемости турецких дронов. Проблема заключается в посредственной дальности "байрактаров".
Прямая зона управления составляет 150 километров, а модификаций со спутниковой системой управления, расширяющей зону действия, на Украине нет. Кроме того, как пояснил эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов, есть ряд других условий, мешающих ВСУ использовать "байрактары" по назначению. Аэрофотоснимок аэропорта Борисполь. А в силу финансовых проблем инфраструктура наверняка не поддерживалась должным образом. После начала закупок израильских БПЛА Searcher стало ясно, что беспилотник с трудом выдерживает режим постоянной эксплуатации.
Ранее в 2018-2020 годах Украина приобретала турецкие ударные дроны TB2 Bayraktar. А в конце 2021 года страна начала собственное производство такого БПЛА в рамках соглашения с Турцией.
Халук Байрактар заявлял, что запуск производства запланирован на 2025 год, предприятие будет выпускать беспилотники Bayraktar Akinci и Bayraktar TB2. В Кремле заявили, что Турция нарушила договорённости с Россией, когда приступила к строительству на Украине завода по производству Bayraktar, и этот вопрос будет обсуждаться.
В конце мая издание Business Insider сообщило, что Россия уничтожила практически все имеющиеся у Украины Bayraktar TB2 за первый год спецоперации и тем лишила Киев важного стратегического ударного средства. Российские бойцы позднее рассказали, что украинские военные стали применять вместо турецких аппаратов сельскохозяйственные беспилотники.
Поскольку у нас очень крепкая связь, и Украина подвергается очень несправедливой, агрессивной и необоснованной атаке. И поэтому, ничто не затмит наше сотрудничество с Украиной, независимо от того, какая сумма будет предложена, наша позиция по этому поводу ясна», — сказал Халук Байрактар. Ранее президент Турции Эрдоган на собрании своей партии заявил, что якобы Владимир Путин хочет сотрудничать с Байрактарами. Пресс-служба посоветовала Халуку не использовать фамилию Путина в своем интервью, а лишь сказать «Россия». А Сельчук и вовсе отказался комментировать, ссылаясь на то, что это вопрос государственного уровня.
Однако из слов Халука понятно — сотрудничества братьев Байрактар с Россией не будет, по крайней мере пока идёт полномасштабное вторжение российских войск в Украину. На вопрос, кто всё-таки решает, кому поставлять военные дроны, Халук ответил, что это решение как компании, так и турецкого государства. Однако, похоже, что последнее слово все же за Анкарой, которая принимает во внимание и свои внешнеполитические интересы. Известно, что Москва проявляла интерес к иранским беспилотникам Shahed 129. Сельчук говорит, что не знает технических характеристик иранских дронов. Но добавляет, что «Байрактар» — лучший в своём классе. Baykar Bayraktar TB2 — настоящая медийная звезда на военном рынке средневысотных беспилотных летательных аппаратов с длительной продолжительностью полета medium-altitude long-endurance UAV или просто MALE UAV , хотя на этом рынке есть немало дронов с высокими тактико-техническими характеристиками, считает военный обозреватель BBC Павел Аксенов.
Дело в том, что у него довольно удачно сложилась биография. Этот беспилотник применяли сразу в нескольких конфликтах, где он действовал почти не встречая сопротивления. Еще до Украины «Байрактар» довольно удачно применяла азербайджанская армия в Нагорном Карабахе, Турция - в Сирии во время операции «Весенний щит» в феврале 2020 года, а до этого в Ливии, где эти беспилотники действовали против армии Хафтара. До Украины «Байрактары» действовали не только как разведывательные системы, но и наносили удары по целям почти в «тепличных» условиях — без хорошо построенной системы противовоздушной обороны. Удары беспилотника, который находился на довольно большой высоте, часто были ошеломляющими — на кадрах, снятых его же камерой, было видно, как управляемые бомбы падали на объекты, где находились ничего не подозревающие солдаты противника. Однако эта способность наносить удары по наземным целям перестала быть актуальной, как только «Байрактары» стали применять в условиях активного противодействия ПВО в Украине. После этого дроны стали выполнять более традиционные для своего класса функции — наблюдение, целеуказание, разведка.
Это менее впечатляющая работа, но не менее полезная. Аппараты такого класса не могут использоваться как замена ударной авиации, их нельзя применять, например, как бомбардировщики, штурмовики или вертолеты. Их полезная нагрузка меньше, чем у пилотируемых аппаратов, они более медленные и уязвимые. Это не развитие какого-то авиационного класса, в котором беспилотники просто заменили людей. Появившись в конце 1990-х годов, MALE как бы сами создали новый класс летательных аппаратов, под которые была создана тактика их применения. Их способность подолгу находиться в воздухе и заниматься наблюдением и оперативно-тактической воздушной разведкой вряд ли можно переоценить. Bayraktar TB2 — далеко не единственный дрон в своем классе.
Одним из самых известных дронов такого класса является также израильский IAI Heron, который продали во множество стран, включая ту же Турцию. Наконец, есть американский MQ-9 Reaper, который и сам по себе известен, как одна из наиболее эффективных машин своего класса, и является наследником легендарного MQ-1 Predator, который летает с 1990-х годов.
Какие беспилотники применяются в боевых действиях на Украине. Сравнение
Применит ли Украина боевые дроны в Донбассе — вопрос дискуссионный, однако факт налицо: подготовка операторов в рядах ВСУ ведётся уже третий год. Впрочем, чтобы подрезать турецкие крылья в небе Донбасса, у России есть вся номенклатура средств ПВО и РЭБ, которые она теоретически может поставить в непризнанные республики для борьбы с дронами аналогично тому, как противовоздушные силы ЛДНР в конце августа 2014 года в один момент полностью закрыли небо от боевой авиации Украины. Наземная станция управления Bayraktar TB2. Несмотря на то что противник атакует несерьёзным оружием, он может обеспечить превосходство в воздухе на локальном участке. Грубо говоря, если РЭБ может одновременно посадить пять аппаратов, то противник применит в три раза больше, — говорит собеседник. Оператор — герой-авиатор или геймер-убийца? Ещё одна особенность боевых БПЛА кроется в психологии их применения. Оператор, можно сказать, играет в компьютерную «стрелялку», но с одной лишь существенной разницей — на мониторе в прицеле живые люди. Специалисты опасаются, что пилот, находящийся в полной безопасности за сотни километров от поля боя с чашкой кофе, может потерять связь с реальностью, управляя боевыми ракетами. Потому как рано или поздно человек начинает осознавать, что он убивает настоящих людей: когда оператор узнаёт, что бомбил не боевиков, а женщин и детей, с мозгами начинаются проблемы, и не помогают даже психологи, — замечает военный эксперт Алексей Леонков.
Российские специалисты и разработчики в области беспилотных боевых систем сетуют, что в стране пока нет единого понимания, кто должен управлять БПЛА и нажимать на условную кнопку «огонь». Сотрудник одного из ведущих институтов страны пояснил «Октагону», что вопрос остаётся открытым. Я согласен, если речь об аппарате до 30 килограммов, но управлять более сложной боевой машиной должны военные лётчики. К сожалению, пока понимания в стране по этому вопросу нет, — поясняет собеседник.
Большая часть «Байрактаров» на Украине сбивается комплексами «Тор-М2», которые непосредственно сопровождают войсковые колонны и способны захватывать и поражать цель в движении. Вероятность поражения одной ракетой беспилотных летательных аппаратов комплексом оценивается в 0,85—0,95. По сравнению с предыдущими версиями ЗРК у нового комплекса вдвое увеличен боекомплект до 16 ракет и есть данные что для удешевления средств поражения БПЛА для него разработаны малые зенитные ракеты. Существует по крайней мере одно видео, где украинский Bayraktar TB2 ракетой сбивает как раз этот комплекс. Ну, и не стоит забывать про средства радиоэлектронной борьбы. Так что, судя по всему, Bayraktar TB2 в небе Украины практически одноразовый аппарат.
По мнению эксперта издания Сэмюэля Бендетта такие воздушные аппараты прекрасно зарекомендовали себя в воздушной среде, свободной от пристальной опеки противовоздушной обороны и комплексов радиоэлектронной борьбы потенциального противника. Правда на момент завершения календарного 2022 года все новости о турецком беспилотнике на передовой исчезли из информационного пространства. И как резюмирует эксперт, оставшиеся борта TB2 теперь используются исключительно во вспомогательной роли воздушных наблюдателей, не появляясь в зоне активных сражений.
Если они не работают на высоте 10 тыс. В 2015 году Байрактар наконец представил главный продукт — боевой дрон Bayraktar TB2. На демонстрации беспилотник произвел впечатление на политиков и военных, точно поразив цель на расстоянии 8 км с высоты 4 км. В 2016 году Байрактар сделал еще один карьерный шаг вперед, женившись на младшей дочери президента Турции Реджепа Эрдогана. С тех пор его компания получила статус основного поставщика БПЛА армии, Bayraktar TB2 стали гордостью страны, а сам Сельчук — национальным героем и «крестным отцом» дронов.
Во время операции «Оливковая ветвь» 2018 года в Сирии TB2 зарекомендовали себя как отличное средство тактической поддержки, которое можно использовать как одновременно и разведывательное, и ударное средство. Из-за них курды несли большие потери — за два месяца операции турецкие войска ликвидировали почти 4 тыс. В результате они перестали собираться большими отрядами, потеряв возможность вести наступление. Впоследствии Анкара быстро капитализировала успех на сирийском полигоне, превратив TB2 в инструмент защиты своих интересов за рубежом. В 2019 году дроны спасли от неминуемого поражения дружественное Анкаре ливийское Правительство национального согласия под руководством Фаиза Сараджа. А в феврале 2020 года они разгромили наступающую на Идлиб сирийскую армию, уничтожив 2200 солдат и свыше 100 единиц техники. После успешных операций TB2 приобрели репутацию военного гейм-чейнджера. Обозреватели стали называть Турцию «восходящей дроновой сверхдержавой», отмечая эффективность того, как она конвертирует силовую мощь во влияние за рубежом.
Однако по-настоящему звездный час Bayraktar TB2 настал во время Карабахской войны. В Закавказье турецкие дроны вновь превзошли все ожидания, быстро «завоевав» поле боя для Азербайджана. Они снабжали азербайджанскую армию разведданными и уничтожали армянские позиции самостоятельно, а записи успешных ударов затем расходились по соцсетям и использовались в пропагандистских роликах. Всего дроны уничтожили 559 объектов армянской армии, включая танки, артиллерию, РСЗО и зенитные системы. TB2 оказались полезны и по другой причине: они создали мощный медийный эффект, который отвлек Армению от реальных проблем в армии и заставил ее сконцентрировать все силы на борьбе с назойливыми беспилотниками. Ереван организовал ответную кампанию: привлек диаспоры и попытался пролоббировать на Западе технологическую блокаду Турции. Некоторые страны действительно перестали поставлять ей детали для TB2, но это никак не повлияло на ход боевых действий.
Bayraktar завершает разработку первого в мире БПЛА палубного базирования
Указывается, что беспилотник был обнаружен и сбит в небе над Харьковской областью. Сам «Bayraktar» пытался пролететь на территорию России. От попадания зенитной ракеты и последующего падения беспилотник очень сильно пострадал.
Азербайджанская сторона заявляла о практически полной ликвидации средств ПВО противника. С весны 2021 г. С 26 октября 2021 г. Украинская сторона утверждала об успешном использовании этих БПЛА. В конце марта 2022 г.
По мнению эксперта издания Сэмюэля Бендетта такие воздушные аппараты прекрасно зарекомендовали себя в воздушной среде, свободной от пристальной опеки противовоздушной обороны и комплексов радиоэлектронной борьбы потенциального противника.
Правда на момент завершения календарного 2022 года все новости о турецком беспилотнике на передовой исчезли из информационного пространства. И как резюмирует эксперт, оставшиеся борта TB2 теперь используются исключительно во вспомогательной роли воздушных наблюдателей, не появляясь в зоне активных сражений.
Среди его особенностей эксперты отмечают продолжительность полета и высокую грузоподъемность. Разработка этого летательного аппарата началась еще в 2011 году. Его основные задачи — разведка и патрулирование с возможностью нанесения ракетно-бомбового удара. Попробуем далее в этом разобраться. Параллельно с самим беспилотником началась разработка специальной оптико-электронная станция для него. Среди основных ее функций — обзор пространства в видимом и ИК диапазонах, автоматическое сопровождение обнаруженных целей, в том числе и наземных, а также измерение расстояния до цели. Первый опытный образец был готов уже в 2015 году.
Впоследствии он был заменен на рязанском аэродроме Протасово, но официально испытания начались годом позже. Заявленные характеристики беспилотника действительно впечатляют — он способен находиться в воздухе сутки с грузом 60 кг. Интересная особенность беспилотника — возможность выполнения некоторых задач гражданской авиации.