Новости реестр операторов обмена цифровых финансовых активов

3 августа публичное акционерное общество «Московская Биржа ММВБ-РТС» (ПАО Московская Биржа) включено в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА). Рынок цифровых финансовых активов (ЦФА) находится на стадии активного развития, и все больше инвесторов интересуются новыми инструментами.

МТС выходит на рынок цифровых финансовых активов

Оператор обмена, в соответствии с ч.3 ст. 10 ФЗ о ЦФА 2021г. включается в специальный реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, который ведется Банком России. Статья Цифровые финансовые активы в России, Законодательство о цифровых финансовых активах в России, Реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, Хроника, На площадке АФТ пилотируется выпуск ЦФА субъектами МСП под залог. Российские юридические лица, включенные Банком России в реестр операторов обмена ЦФА, осуществляющие операции купли-продажи и обмена ЦФА, а также защищающие инвестора.

В России появился первый оператор обмена цифровых финансовых активов

Банк России включил СПБ Биржу в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА), следует из информации на сайте регулятора. Цифровой финансовый актив (цифровые права) следует отличать от цифровой валюты. Банк России внес в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА), еще одного игрока — компанию «Мастерчейн» (ООО «Системы распределенного реестра»). говорится в документе, с которым ознакомился "Интерфакс".

Мишустин призвал внедрять цифровые активы для торговых расчетов

В настоящий момент рынок цифровых финансовых активов стремительно развивается. Так, количество операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА далее — операторов информационных систем , составляет уже 10 организаций, а количество выпущенных ими цифровых финансовых активов превысило сто единиц. При этом гибкое регулирование позволило обеспечить разнообразие выпускаемых ЦФА. Так, выплаты по цифровым финансовым активам могут быть привязаны к ценам на драгоценные металлы или недвижимость.

Отличия от Криптовалюты Цифровые Финансовые Активы не являются криптовалютой и выполняют совершенно другие функции. Владельцы, эмитенты и операторы известны Центральному банку России В отличие от криптовалюты, которая поддерживается множеством пользователей нет ответственного лица или органа , все операторы ЦФА зарегистрированы в Центральном Банке России и несут ответственность.

В сделке была токенизирована коммерческая задолженность эмитента на платформе оператора информационной системы «Лайтхаус», после чего «ВТБ Факторинг» полностью выкупил выпуск ЦФА.

Цифровые финансовые активы — это цифровые права, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения или изменения записей в информационную систему. Закон о ЦФА приняли летом 2020 года. Он вступил в силу с января 2021 года. Согласно ему, компании, которые ЦБ включил в реестр, могут создавать свои платформы по выпуску и обмену ЦФА.

Также Банк России 3 августа 2023 года принял решение о согласовании правил оказания "Национальным расчетным депозитарием", входящим в группу Московской биржи, услуг оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, и включении НРД в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. ЦФА — это инструмент на основе блокчейна, позволяющий осуществлять цифровые права по денежным требованиям, эмиссионным ценным бумагам и участию в капитале непубличного акционерного общества. Все сделки с ЦФА должны совершаться только через операторов обмена цифровых финансовых активов.

Количество операторов систем цифровых финансовых активов выросло до пяти

Заключение сделок с цифровыми финансовыми активами обеспечивают операторы обмена цифровых финансовых активов. Организация лицами, не включенными в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. Появление первого оператора обмена цифровых финансовых активов даст толчок к развитию рынка ЦФА, позволит расширить круг инвесторов и повысит привлекательность ЦФА в качестве объекта инвестирования. Как отмечает деловое издание "Коммерсант", Московская биржа успешно провела первую тестовую сделку с оператором обмена цифровыми финансовыми активами (ЦФА).

Цифровые финансовые активы

Операторы обмена, обеспечивая заключение сделок с ЦФА путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок, могут взаимодействовать с несколькими операторами информационных систем, в которых выпускаются цифровые права. Это повышает инвестиционную привлекательность и ликвидность финансового продукта. Появление первого оператора обмена ЦФА является важным шагом для развития рынка такого рода финансовых инструментов.

Во-первых, оператором обмена может быть только юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией либо организатором торговли; это может быть как коммерческая, так и некоммерческая организация.

Общими требованиями являются: личный закон организации - российское право; размер уставного капитала — не менее 50 млн. Лица, выпускающие ЦФА Учитывая то, что деятельность по выпуску цифровых прав является предпринимательской, осуществлять ее могут только юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке ч. Выпуск цифровых прав не предпринимателями не предусмотрен.

Поэтому, если физическое лицо планирует заниматься выпуском ЦФА, ему прежде всего следует пройти процесс регистрации в качестве ИП. Лица, приобретающие ЦФА Приобрести цифровые финансовые активы могут как физические, так и юридические лица, однако устанавливается ограничение на осуществления сделок ЦФА, отвечающих определенным критериям. Ввиду того, что на данный момент регистрация операторов информационных систем и операторов обмена ЦФА в едином реестре Банка России еще не запущен, пока достаточно сложно установить порядок приобретения security токенов в России.

Что касается вопроса об utility токенах, о которых мы говорили в предыдущей статье, процесс выпуска таких цифровых активов регламентируется Федеральным законом от 02. Утилитарные токены, как правило, используются в процессе первичного предложения токенов ICO и предоставляются группе людей в рамках определенного проекта. Предположим, компания планирует создать новый продукт и запустить его на рынок, но на его разработку и производство необходимы внушительные инвестиции.

Для финансирования своего проекта компания привлекает инвестиции: выпуская утилитарные цифровые права, которые в будущем позволят приобрести продукт компании, предположим за один или два токена. Именно это и представляет собой утилитарные цифровые права.

Вторым пробелом в финтех законодательстве является отсутствие регламентации порядка приобретения иностранных ЦФА на территории России. Исходя из всего вышеперечисленного, очевидным представляется то, что в РФ отсутствует четкая правовая база, способная решить системообразующие вопросы. Поэтому перспективы развития криптоэкономики в РФ туманны. Правовая база, которую мы будем использовать для определения порядка выпуска security токенов и утилизированных цифровых прав российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями: Федеральный закон от 31. Определим, в чем заключается особенность их деятельности и какие к ним предъявляются критерии соответствия.

Выпуск и обращение ЦФА возможно исключительно путем добавления записей в информационную систему, базированную на распределенном реестре. Именно в такой системе и предполагается выпуск цифровых финансовых активов. Для контроля и регулирования процесса выпуска и учета ЦФА вводится такой субъект как оператор информационной системы. Для более четкого понимания напомним, что ранее в Федеральном законе от 27. Рассмотрим, какие требования предъявляются к оператору информационной системы: Общие требования В соответствии с новым законодательством, оператор информационной системы и его деятельность полностью подотчетна Банку России. Прежде, чем начать деятельность по контролю за выпуском ЦФА, оператор должен быть включен в специальный реестр операторов информационной системы, создаваемый и контролируемый Банком России; Операторами информационной системы может быть исключительно юридическое лицо, личным законом которого является российское право. Это может быть кредитная организация, лицо, имеющее право осуществлять депозитарную деятельность, лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли; Оператор информационной системы обязан разработать и согласовать правила функционирования информационной системы, которая будет служить платформой для выпуска ЦФА с Банком России.

RU - Банк России включил "Московскую биржу" в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов ЦФА , говорится в сообщении регулятора. Такую деятельность организации вправе осуществлять, только если они состоят в реестре. Предварительно Банк России согласовывает правила обмена ЦФА и подтверждает наличие технической возможности совершать предусмотренные этими правилами сделки.

«Инвестпалата» опубликовала начальные цены активов, подлежащих обмену

Как мы указывали ранее, см. Судебная защита владельцев цифровых валют В п. Таким образом, Закон устанавливает, что для резидентов РФ права связанные с обладанием цифровой валютой подлежат судебной защите только при условии предоставления информации в налоговую, а для нерезидентов такого ограничения нет. Это, конечно же, неконституционная норма, и она не должна применяться судами на практике. Но, даже и если бы такое ограничение ввели для нерезидентов, это все равно было бы неконституционно, так как ч. Также следует принять во внимание, что ст. Информационная система и оператор информационной системы. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27. Закон устанавливает ряд требований к информационной системе в которой могут осуществляться записи с помощью которых осуществляется учет обращение цифровых финансовых активов.

Требования эти таковы, что технически такая информационная система никоим образом не может быть блокчейном или распределенным реестром в общепринятом понимании этих терминов. Иными словами, если оператор отказывается разместить у себя на сайте такое решение, то выпуск ЦФА по Закону произвести нельзя. Оператор ИС, в которой осуществляется выпуск ИС, обязан обеспечить возможность восстановления доступа обладателя цифровых финансовых активов к записям информационной системы по требованию обладателя цифровых финансовых активов, если такой доступ был им утрачен пп. На практике это означает, что по сделкам с ЦФА приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, переход ЦФА будет осуществляться не иначе как с одобрения оператора ИС. В соответствии с п. Если подойти к данной формулировке чисто формально, то российское право применяется только к тем финансовым активам выпуск, учет и обращение которых происходят именно так как описано в Законе. Если же они происходят не так, то ним вообще не применяется российское право. Даже если все участники сделки резиденты РФ, все сервера в РФ, предмет сделки акции или денежные обязательства российской компании, но ИС работает не так как описано в законе — то она вне действия российского права.

Вывод абсолютно логичный, но странный. Возможно авторы закона хотели сказать что-то другое, но сформулировали так, как сформулировали. Другая возможная трактовка: российское право применяется к любым ЦФА описанным в законе, даже для иностранных лиц. Иными словами, если предмет сделки подпадает под определение ЦФА в законе, даже если стороны сделки иностранные лица, к сделке должно применяться российское право. Иными словами, при этой трактовке российское право распространяется на деятельность всех фондовых бирж в мире торгующих облигациями и другими инструментами подпадающими под определение ЦФА по российскому праву.

Все сделки с цифровыми финансовыми активами должны совершаться только через операторов обмена цифровых финансовых активов. Ими могут быть банки и биржи, а также иные юрлица, если они соответствуют определенным критериям. Такой оператор обеспечивает заключение сделок с цифровыми финансовыми активами путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок либо путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц. Указанные сделки совершаются по определенным законом правилам, утверждаемым оператором обмена цифровых финансовых активов, которые неободимо согласовать с Банком России.

Также законом оговариваются особенности оборота цифровой валюты, которая не может являться средством расчета.

Они смогут стать площадкой для выпуска и вторичного обращения цифровых активов. В реестре операторов обмена нет компаний. В него могут включить «Атомайз», Сбербанк, «Лайтхаус», которые подавали заявки еще год назад с просьбой разрешить им перепродавать ЦФА. Эти сервисы объединяют предложения от различных финорганизаций и обеспечивают их взаимодействие с потребителями финуслуг.

Исключенный из реестра Банка России оператор автоматически лишается права осуществлять расчеты по сделкам, совершаемым с использованием электронной платформы. Банк России может самостоятельно вводить дополнительные требования к порядку расчетов по сделкам на электронной платформе, а также к порядку движения денежных средств между бенефициарами. В настоящее время обсуждается включение в реестр еще двух организаций — Газпромбанка и Альфа-банка. Отметим, что во многом порядок налогообложения ЦФА схож с порядком налогообложения ценных бумаг. Налог на добавленную стоимость Порядок налогообложения при ведении деятельности, связанной с ЦФА, цифровыми правами, включающими одновременно утилитарные цифровые права и ЦФА далее — цифровые права , зависит от совершаемых операций: выпуск цифровых прав, их выкуп, реализация, операции с ЦФА, услуги операторов.

С полученной суммы следует начислить НДС по тем же правилам, что и при получении предоплаты за товары, работы, услуги, имущественные права подп. При отгрузке товаров, работ, услуг, передаче имущественных прав в счет выкупа цифрового права, включающего одновременно ЦФА и УЦП, в большинстве случаев необходимо начислить НДС. Исключением являются товары, работы, услуги, имущественные права, которые не облагаются НДС в связи с тем, что освобождены от НДС или их реализация передача не признается объектом налогообложения. При их отгрузке передаче в счет выкупа цифрового права налог начислять не следует. По общему правилу налог начисляет налогоплательщик — лицо, осуществляющее выкуп цифрового права. Базу он определяет следующим образом новый подп. При этом рыночная стоимость товаров, работ, услуг, имущественных прав определяется в соответствии со ст. Если выкуп цифрового права на территории Российской Федерации производит иностранная организация, указанная в п. В качестве налогового агента выступает оператор информационной системы далее — ИС , в которой выпущены цифровые права. Он обязан исчислить налог, удержать его сумму и перечислить в бюджет.

Такая обязанность возникает у оператора независимо от того, признается ли он плательщиком НДС. Налоговый агент определяет базу как сумму оплаты с учетом НДС , перечисленной им иностранному лицу в связи с выпуском цифровых прав, налог рассчитывается по расчетной ставке новый п. При отгрузке товаров, работ, услуг, передаче имущественных прав в счет выкупа цифрового права налогоплательщик может принять к вычету НДС, который уплатил при его выпуске новые п. Суммы, на которые начислен НДС при выпуске цифрового права, приравнены к предоплате. На этапе выкупа цифрового права НДС принимается к вычету по тем же правилам, что и налог с аванса при обычной отгрузке товаров, работ, услуг передаче имущественных прав. Воспользоваться вычетом можно и в случае, если выкуп цифровых прав производится денежными средствами или посредством передачи освобожденных от НДС товаров, работ, услуг, имущественных прав п. Важны только факт уплаты НДС при выпуске цифрового права и факт выкупа цифрового права п. При их реализации НДС уплачивает налогоплательщик, который передает такое право. Налог необходимо начислить дважды — на этапе получения предоплаты если она вносится и на этапе передачи цифрового права новому обладателю. Причем тот, кто внес предоплату, НДС с аванса к вычету не принимает п.

При передаче, реализации цифрового права, включающего одновременно ЦФА и УЦП, новому обладателю база по НДС будет определяться как разница между ценой реализации такого цифрового актива с учетом суммы налога и ценой его приобретения также с учетом суммы налога. Сделать это необходимо на дату внесения в информационную систему, в которой осуществлен выпуск цифрового права, записи о переходе удостоверяемых им прав новому обладателю п. Если продавец цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП, ранее получал предоплату и уплатил с нее НДС, то при отражении реализации сумму уплаченного налога он может принять к вычету п.

Закон «О цифровых финансовых активах» принят Госдумой

Банк России будет вести “реестр операторов обмена цифровых финансовых активов”, и осуществлять такую деятельность смогут только лица внесенные в реестр. 2. Оператор обмена цифровых финансовых активов для осуществления расчетов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе открыть один или несколько номинальных счетов. Центробанк включил первую организацию в реестр оператора обмена цифровых финансовых активов (ЦФА). Выпустить цифровые финансовые активы с помощью оператора информационной системы, внесенного в реестр ЦБ РФ, могут юрлица и ИП.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий