Он же Владимир Великий, Владимир Святой, Владимир Красно Солнышко.
Откройте свой Мир!
Красное Солнышко не был сыном Святослава, и вообще не родился руссом, христианская церковь и потомки князя на Руси уничтожили, но сохранились мусульманские хроники, в частности, арабские. Почему владимир получил прозвище красное солнышко. Скорее всего, Владимир Великий Красное Солнышко пошел на такой серьезный шаг за внешнеполитических факторов.
КНЯЗЬ ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО - почему его так назвали?
S Инквизиция лютовала в католической европе а в провославной россии таких перегибов небыло потомучто во все времена наша церковь подчинялась госсударству Gileros: брехня.... Вера: А в книге не так!!!!!!!!!!!!!! Сварог: Да , если у нас такие студенты 5 курса , то будущего у страны нет! Такая вот "стадия развития" , понимаешь... Не надо путать "РАзвитие" и стадии захвата власти в разных странах социальными паразитами , к которым в полной мере принадлежит Владимир Кровавый. Эта мерзкая привычка россиянских историков постояно, во главу угла, ставить "просвещённую Европу" обрекая Русь на вторые роли... Студент , зарубите себе на носу - все франки , англы , саксы , нормандцы и проч. Ещё вплоть до 16 века вся Европа говорила по-русски. И кто на какой стадии развития находился и находится - это большой вопрос.
Те же викинги нашу Родину называли Страной Городов - Гардарикой! А викинги , грабившие Рим , чётко представляли себе чем отличается город от деревни... А сколько городов было во Франции в 6-7 веке? Городов , а не жалких галльских деревень , типа Парижа? Велес: Полностью согласен со Сварогом. И вообще,если заметить,по достоверным источникам,история Славян имела своё падение в духовном и в физическом плане,как раз к концу Х началу XI веков,когда братоубийца и тиран крестил Русь. Вячеслав: Испоганили христанутые нашу веру Православную и по сайтам нашим слоняются, покоя им нет, что ли? Народ уходит от них, вот и в печали теперь они...
Зашла почитать: Читаю комментарии и диву даюсь! Пишут все так, как будто в те времена жили! Так утвердительно, прям смешно. Ни одного источника никто не указал, зато с грамматикой и орфографией беда. И, главное, все с негативом таким, как будто это что-то изменит, историю, я имею в виду в первую очередь, а мнения кто хочет пусть меняет. В шоке. Вика: Интересно, во всех источниках говорится, что Владимир много сделал для Руси, из- за этого его и прозвали "Красным солнышком". А тут все комментаторы в один голос кричат, что он был "ублюдком", "продажной тварью", и т.
И кому же верить?! Люди, помогииите! Направьте на путь истинный!!! Мне всего то 13 лет... Потому, что любые источники даже первоисточники писались уже после событiй описывыающихъ ихъ. А потому могутъ быть и изрядно перевранными.
Так изменила благодать Святого Духа некогда жестокого Владимира, которого по причине происшедшей перемены народ стал именовать ласковым князем и Красным Солнышком.
Согласно летописи в Херсонесе в крещальной купели прозревший Владимир воскликнул: «Теперь узнал я истинного Бога! Седов "Обращение Владимира в христианство". Он бескомпромиссно подводил черту под языческим прошлым Руси, и, вернувшись из Херсонеса в Киев, сказал подданным: «Кто не выйдет на Днепр креститься, тот мне - враг». И тысячи людей пришли на реку, чтобы принять веру, к которой отныне принадлежал их князь. Так, Херсонес или Корсунь, как называли этот город славяне и Киев стали для Руси теми святыми городами, с которыми был связан не просто личный выбор самого князя Владимира, но исторический выбор всего русского народа. Нашему современнику, археологу, кандидату исторических наук Сергею Беляеву, удалось определить храм, где крестился 28-летний Владимир. Поиски купели заняли 20 лет.
Русские испокон веков проявляли к Херсонесу большой интерес, поскольку это морской порт, откуда открывался путь во все пределы огромной Византии. К тому же здесь добывали соль, которая очень ценилась она и сейчас добывается в Крыму, в т. В древнем Херсонесе был целый отдельный квартал, где жили русские. Князь Владимир. Встреча Византийской принцессы Анны. Заняв Корсунь, князь Владимир совершил дерзкий поступок: попросил у византийского императора Василия II руки его сестры - принцессы Анны. И греки, беря в расчёт растущую мощь Руси, согласились, поставив условие - князь должен непременно принять христианство.
Крещение князя Владимира с именем Василий в честь святого Василия Великого произошло, когда Анна со свитой прибыла в Херсонес. Там же, в Херсонесе, в кафедральном соборе Анну и Владимира обвенчали». Решение князя креститься не было спонтанным.
Говорят также, что семилетнего Диму в детстве мальчишки дразнили «головастиком ». Многие люди в свои школьные годы не очень любили историю. Поэтому они с удовольствием наверстывают упущенное в более зрелом возрасте. Ведь именно тогда приходит понимание, что наша страна имеет великую историю, которой должен гордиться каждый ее житель. А так как нельзя гордиться тем, чего не знаешь, многие как раз и садятся за учебники, чтобы обогатить свой интеллектуальный багаж. В этой статье мы поможем чуть лучше узнать историю и о Владимире Красное Солнышко.
Почему его так назвали, а также интересные факты из жизни князя читайте ниже. Детство Точная дата рождения Владимира неизвестна. Официально считается, что год его рождения - 960, но это может быть не так. Он мог родиться и в 945 году, просто в 960 году будущий впервые упоминается в летописи. Его отцом был Святослав, а мать - ключница Ольги. С глаз долой ненужного ребенка бабушка отправила в деревню Будутино. Именно там и воспитывался Владимир Красное Солнышко. Почему его так назвали, мы узнаем дальше. Неизвестно, сколько мальчик прожил с матерью, но, по данным летописи, назад в Киев он вернулся в 969 году.
Судьба его родительницы дальше неизвестна. По некоторым данным, она счастливо прожила жизнь в деревне, другие источники говорят, что великодушный сын после вступления на престол забрал мать к себе во дворец. Так или иначе, верить можно в любую версию, ведь достоверных сведений просто нет. Юность Переезд Владимира к бабушке упоминается в летописи в связи с осадой Киева. Оборона города прошла успешно, но будущему правителю было не суждено остаться в южной столице княжества. В конце года Святославу приходит извещение из Новгорода, что правитель скончался и им срочно нужен новый. Выбор князя пал на Владимира Красное Солнышко. Почему его так назвали, мы еще выясним, а пока расскажем о первых самостоятельных шагах юноши. Переезд в Новгород стал первым важным событием в жизни мальчика.
Так как он был слишком юн для того, чтобы стать полноправным правителем, то ему в помощь дали воеводу Добрыню. Он должен был следить за образованием юного князя, а также помогать принимать важные государственные решения. В Новгороде Владимир обзаводится друзьями, в основном это были соседи скандинавы. А также юный правитель построит каплицу Перуна. Благодаря этому поступку, который был, скорее всего, подсказан Добрыней, Владимир смог быстро завоевать расположение жителей Новгорода. Семья и дети Почему называли Красное Солнышко? Кратко об этом можно сказать так: Владимир стал первым святым на Руси и положил начало возникновению христианства на русской земле. А какая же личная жизнь была у князя? Владимир отличался большой любвеобильностью.
Языческая вера это поощряла: «чем больше у правителя будет жен, наложниц и детей, тем крепче будет государство», так гласило предание. Но тот, кто выдвигал эту теорию, сильно ошибся. Мир может быть только в моногамии. К концу своей жизни к этой мысли пришел и Владимир. Но изменить своих поступков он уже не мог. Официально у него было 5 жен. Юлия, жена брата Владимира, была взята в наложницы уже беременной. Анна была первой женой русского князя после крещения, а второй женой его была внучка Оттона I, немецкого правителя. Помимо официальных связей, у Владимира было много любовниц.
Признанных детей у правителя было более 20, 11 из них - мальчики, а значит, наследники престола. Крещение Руси 988 год официально считается годом принятия христианства на Руси. Но, как и про все далекие события, точно нельзя сказать, что это достоверная информация. В 988 году состоялась свадьба Анны и Владимира Красное Солнышко. Почему его так назвали? Именно по той причине, что правитель ввел официальную монотеистическую религию. Как проходило крещение? Конечно, покрестить все государство было невозможно. Люди, которые верили в языческих богов всю свою жизнь, не могли в одночасье переменить свои убеждения.
Язычество жило на Руси еще минимум 50 лет после ее крещения. Но все же принятие христианства было большим шагом к объединению страны и учреждению в ней нового института власти. Некоторые историки считают, что христианскую религию Владимиру могла навязать еще его бабушка - княгиня Ольга. Но эта теория маловероятна, так как общение с этой женщиной у князя было слишком ограничено. Скорее всего, Владимир Великий Красное Солнышко пошел на такой серьезный шаг из-за внешнеполитических факторов. Прозвище Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? Конечно, такое прозвище дал святому не народ. Ведь фигура князя у его современников одобрения не вызывала. Многие подданные не поддерживали перехода к христианству.
Да и распутный образ жизни мало говорит о святости человека.
До крещения в Херсонесе Владимир Святославович отличался бурным нравом, был страстолюбцем и ярым язычником, не гнушавшимся человеческими жертвоприношениями. Но после принятия креста и венчания с византийской принцессой Анной все изменилось. Он стал вести благочестивую жизнь: отказался от гарема, от смертных казней «не казню смертию — греха боюсь» , строил церкви, привечал убогих, вдов и сирот.
Вот из-за этих перемен и стал он ласково именоваться своим народом «Красно Солнышко». В летописных текстах Владимир-язычник и Владимир-христианин — это два разных человека по характеру и образу жизни. Такое противопоставление обоснованно. Монахам-летописцам было важно донести мысль о том, как благостно повлияло принятие Христа на князя как на человека: был убийца и насильник, стал почти святой.
Так православная вера изменила и Русь, ведя ее из тьмы язычества к свету цивилизации. Владимир I Святой сделал для Руси очень многое. Но главное, он осиял светом веры, как светом солнца, души русских людей. Новый, духовный, фундамент укрепил государственность и сделал Русь сильнее, сплоченнее.
Источники литературы: Татищев В.
Владимир Святославич — биография
- Откуда пошли прозвища русских князей? - Proshloe
- Загадка Владимира: почему его прозвали красное солнышко?
- Святой равноапостольный князь Киевский Владимир: 65 фактов из жизни правителя Древней Руси
- Владимир Красное Солнышко. Креститель Руси
почему Владимира прозвали Красным Солнышком?
Прозвище «Владимир красное солнышко» связано с историческими событиями и легендами, связанными с правителем Владимиром Рубцовым. мифологизированный образ великого князя в русских былинах. (Историческим прототипом является князь Владимир Святославович). Подробные ответы на вопрос Владимир красно солнышко почему его так назвали? По ещё одной версии, Владимир получил прозвище из-за того, что во время его правления появилась засечная черта, укрепления от набегов печенегов. Существуют разные версии таких прозвищ великих князей, приведем наиболее соответствующие действительности.
История, легенды и объяснение происхождения прозвища «Красное Солнышко» для Владимира.
Подробные ответы на вопрос Владимир красно солнышко почему его так назвали? Прозвище Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? Конечно, такое прозвище дал святому не народ. Существуют разные версии таких прозвищ великих князей, приведем наиболее соответствующие действительности.
Почему князя Владимира называли Красное Солнышко
Они полагали, что раз две предыдущие миссии не удались, то, значит, не только ислам, но и христианство на Руси отвергнуто, стало быть, остается иудаизм. Выслушав иудеев об их законе и правилах жизни, Владимир спросил: «Скажите мне, где ваша родина? Владимир сделал правильный вывод: «Если так, то как же вы учите других, когда сами отвергнуты Богом? Если бы Богу угоден был закон ваш, то Он бы не рассеял вас по чужим землям.
Или же вы желаете, чтобы и нас постигла такая же участь? История не сохранила его имени, но именно он своей речью о Православии смог произвести на князя Владимира самое сильное впечатление. Философ рассказал князю о Священном Писании Ветхого и Нового Завета, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер.
В заключение показал картину Второго пришествия Христова и Страшного суда. Пораженный этой картиной, великий князь произнес: «Благо тем, которые стоят направо, и горе стоящим налево». Философ же на это ответил: «Если хочешь стать по правую сторону, то крестись».
И хотя окончательного решения князь Владимир не принял, он серьезно задумался. Он знал, что христиан становится всё больше и в дружине, и в городе, помнил бесстрашие святых Феодора и Иоанна, пошедших на смерть с исповеданием Иисуса Христа, помнил и бабушку свою Ольгу, принявшую вопреки всем христианское Крещение. Что-то в душе князя стало клониться в сторону Православия, но Владимир еще не решался что-либо предпринять и собрал на совет бояр и градских старцев.
Они-то и посоветовали князю отправить «добрых и смысленных мужей» в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы. Послы киевского князя были ошеломлены увиденным Посетив религиозные службы мусульман и латинян, послы князя Владимира прибыли в Константинополь, где в соборе Святой Софии присутствовали за богослужением. В буквальном смысле они были очарованы неотмирной красотой тамошнего богослужения.
Православное священнодействие оказало на них незабываемое действие. По возвращении в Киев послы рассказали князю Владимиру: «Мы были в булгарской земле и видели, как магометане молятся в своих храмах, которые они называют мечетями; в храмах их нет ничего для человека радостного, закон их нехорош. Были мы у немцев и видели в их храмах множество различных обрядов, но благолепия не видали.
Наконец были мы и у греков, нас повели в храм, в котором они служат своему Богу. Во время службы мы не понимали, где мы находимся: там ли, на небе, или здесь, на земле. Мы не в силах даже рассказать о святости и торжественности обрядов греческого богослужения; но мы вполне уверены, что в греческих храмах присутствует Сам Бог вместе с молящимися и что греческое богослужение лучше, чем все остальные.
Нам никогда не забыть этого святого торжества, и мы уже не можем более служить нашим богам». На это бояре заметили: «Если бы закон греческий не был лучше всех, то бабка твоя княгиня Ольга, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его». Волею Божией сложились такие обстоятельства, которые повлияли на ход всей истории Руси Для князя Владимира превосходство православной веры над всеми остальными было уже очевидно.
Однако великому князю так просто принять Крещение и крестить целый народ вряд ли было возможно — требовалось от кого-то принять священников, вступить в новые, церковные взаимоотношения с подающей Крещение православной державой, что повлечет изменение общественно-политических и международных отношений. В каком-то смысле могла возникнуть зависимость государства, чего мудрый Владимир допустить не хотел. И вот волею Божией сложились еще некоторые исторические обстоятельства, которые повлияли на ход событий того времени и повернули всё самым благоприятным для князя Владимира и всей Руси образом.
Влиятельный полководец Варда Фока объявил себя императором, увлек за собой многочисленное войско и осадил Константинополь. Ввиду смертельной угрозы император Василий II срочно обратился за помощью к князю Владимиру. Случай выдавался самый подходящий для неожиданного возвышения Руси на международной арене.
Великий князь затребовал в ответ на помощь неслыханное вознаграждение — родственную близость с византийскими императорами, а именно брак с родной сестрой императора Василия царевной Анной. Для тех времен это было уникальным исключением из династических правил Византии. Сам же общественно-политический ход князя Владимира был просто выдающимся шагом его как непревзойденного дипломата того времени.
В Константинополе ради спасения империи вынуждены были согласиться. Однако отдавать сестру за язычника-многоженца Василий II никак не хотел и сам предложил князю креститься и вступить с царевной Анной в законный христианский брак. Владимир, будучи подготовлен всеми предыдущими событиями, согласился.
Помощь Византии быстро оказали, прибывшее от князя Владимира войско помогло разбить несметные силы Варды Фоки, а сам мятежник погиб. Но тут Василий II замедлил с выполнением обещания: слишком уж возвышалась Русь посредством династического брака с византийским императором. И тогда Владимир Великий предпринял поход на Корсунь Херсонес в Крыму для устрашения императора, чтобы тот поторопился с исполнением своих обязательств.
Херсонес являлся оплотом византийского господства на Черном море Важно отметить, что Херсонес являлся оплотом византийского господства на Черном море, одним из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Поэтому удар по городу весьма ощутимо действовал на Византию. Осажден Херсонес был князем Владимиром в 988 году.
При этом город показал незаурядную стойкость в обороне. Например, когда осаждавшие делали насыпь вокруг городских стен, то корсуняне, прокопав тайный подкоп под стеной, выносили землю снизу и тем самым уничтожали насыпь. После девятимесячной осады, отчаявшись в успехе предприятия, Владимир уже думал отступить, но в это время один из горожан, по имени Анастас, пустил в русский стан стрелу с запиской, в которой говорилось: «За стенами с восточной стороны находятся наши колодцы, из которых вода протекает по трубам в город; перекопай их и перейми воду».
Как впоследствии оказалось, Анастас был священником. Что подвигло его оповестить князя Владимира, летописи умалчивают, однако его совет сыграл решающую роль во взятии города. Известно, что после событий, связанных с Херсонесом, Анастас последовал за князем Владимиром, участвовал в Крещении киевлян и занимал одно из первых мест в зарождавшейся Русской Православной Церкви.
Что же касается его записки, то, прочитав ее и взглянув на небо, Владимир сказал: «Если только Господь поможет мне взять этот город, то я крещусь». Колодцы были перекопаны, в городе наступила жажда, и Херсонес сдался Владимиру. Императорам Василию и Константину князь Владимир послал весть, что если они не отдадут ему сестру в жены, то он пойдет на Константинополь.
В то время Византия испытывала разные проблемы и нужды, вести войну с Владимиром у нее не было сил. Василий и Константин дали окончательное согласие на свадьбу и направили Анну в Корсунь, только напомнили, что вступить в брак она должна с христианином, а не язычником. Владимир ответил: «Я давно испытал и полюбил греческую веру».
В Корсунь царевна Анна прибыла в сопровождении священников. Всё шло ко крещению великого князя. Конечно, его ум и военная сила решили достаточно много.
Однако для наглядного, очевидного убеждения в события вмешался непосредственно Сам Бог: князь Владимир разболелся глазами, ослеп. Узнав об этом, царевна Анна послала сказать ему: «Если желаешь выздороветь, то поскорее крестись». Тогда-то Владимир приказал приготовить всё необходимое для святого Крещения.
Князь произнес: «Теперь узрел я истинного Бога». Это действительно было прозрение, не только телесное, но и духовное Сергей Ефошкин. Князь Владимир.
Крещение Таинство Крещения совершил епископ Корсунский с духовенством, и едва Владимир погрузился в купель Крещения, как чудесным образом прозрел. Летопись сохранила слова, которые князь символично произнес после Крещения: «Теперь узрел я истинного Бога». Это действительно было прозрение, не только телесное, но и духовное.
Свершилась личная встреча с Господом в тайниках сердца святого Владимира, которая необъяснима на человеческом языке, но которая являет Небесного Отца и приобщает душу возрожденного человека Его вечному Царству. С этого момента начинается путь князя Владимира как человека святого и всецело преданного Христу. В Крещении Владимир принял имя Василий в честь святителя Василия Великого как своего небесного покровителя.
Но если говорить более точно, то князь Владимир перенял имя правящего византийского императора Василия II. Такова была практика крещения правителей того времени. Это означало, что заочным крестным отцом Владимира признавался император Василий II.
О подобной взаимосвязи с правителем Византийской империи мог мечтать любой вождь или князь народа. Особенно это касалось брака с царевной Анной. Династические и межгосударственные связи между Русью и Византией упрочились.
Во всех событиях того времени отчетливо видно, что Господь посредством святого князя Владимира созидал Святую Русь как преемницу православной Византии. Многие из дружины князя, увидев совершившееся над ним чудо исцеления, приняли святое Крещение здесь же, в Херсонесе. Совершено было и бракосочетание великого князя Владимира с царевной Анной.
Так на бывшего коварного язычника Владимира снизошло обилие благодати, соделав его другом Божиим, чистым и искренним христианином. Город Херсонес князь вернул Византии в качестве дара за царственную невесту, при этом выстроил в городе храм во имя святого Иоанна Крестителя в память о своем крещении. Что же касается остальных жен, приобретенных в язычестве, то их князь освободил от супружеских обязанностей.
Известно, что Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг. Таким образом, после Крещения князь начал новую жизнь в прямом смысле этого слова. В Киев великий князь возвращался с невиданным доселе сопровождением — княгиней Анной, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями.
По прибытии в Киев святой Владимир сразу же крестил своих сыновей. Крестился и весь дом его, и многие бояре. Затем равноапостольный князь приступил к искоренению язычества, велел ниспровергнуть идолов, тех самых, которых сам поставил за несколько лет до этого.
Произошла решительная перемена сердца, ума, всего внутреннего мира князя. К идолам, помрачавшим души людей и принимавшим человеческие жертвы, велено было отнестись самым жестким образом. Одних сожгли, других изрубили мечом, а главного «бога» Перуна привязали к хвосту коня, волокли с горы по улице, побивая дубинами, а потом бросили в воды Днепра.
Вдоль реки стояли дружинники и отталкивали идол от берега: к старой лжи нет возврата. Так Русь распрощалась с языческими богами. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома, наставляли киевлян в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства.
Некоторые принимали Крещение сразу, другие колебались.
Не проявив вовремя нужной решимости, Ярополк выпустил инициативу из рук; кроме того, Владимир смог подкупить его воеводу с красноречивым именем Блуд. Этот-то Блуд и сыграл плачевную роль в судьбе князя: спровоцировал в Киеве мятеж местных жителей. Судя по летописным данным, именно Ярополк предоставил христианам в Киеве много льгот и прав, чем вызывал недовольство большинства населения.
Ярополк потерял поддержку киевлян, и воевода Блуд уговорил князя бежать в маленький городок Родень. Он же убедил Ярополка, что следует идти на переговоры с Владимиром. Как только Ярополк, поверив брату, вступил в покои Владимира, Блуд проворно закрыл за ним двери, а двое варягов подняли Ярополка на мечах «под пазухи». Так Владимир-язычник пошел на откровенное братоубийство, а беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, взял себе в наложницы.
Чтобы понять силу последующей перемены, необходимо знать, каким яростным язычником был Владимир прежде С таких злодейств началось киевское княжение Владимира 978. Действительно, чтобы понять силу последующей перемены, необходимо знать, каким яростным язычником был Владимир в первые годы своего княжения. Он был жесток и злопамятен, летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия христианства. Молодой князь предавался бурной чувственной жизни, и его женолюбие запечатлелось в «Повести временных лет»: «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены… а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое.
И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Скорее всего, количественные характеристики являются преувеличением, но жен у Владимира в ту пору было пять: Рогнеда, которую он прилюдно обесчестил мать Изяслава, Ярослава Мудрого и Всеволода , гречанка — вдова убитого Ярополка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотой от нее родился Святополк Окаянный , некая болгарыня мать святых Бориса и Глеба и две чехини одна — мать первенца Владимира Вышеслава, а другая — мать Святослава и Мстислава. Были сыновья и от других женщин, в частности Станислав, Судислав и Позвизд. Владимир и Рогнеда с сыном Владимир выступил ярым противником христианства и убежденным язычником.
При этом считается, что князь принял меры к реформированию языческого культа. На тот момент князь думал, что консолидировать разрозненное по племенам с отдельными божками Древнерусское государство возможно вокруг единого, общего для всех культа. Он видел неудовлетворительность сложившейся языческой религии, но полагал, что ее авторитет можно повысить путем реформ. Так, по воле Владимира в Киеве языческое капище было вынесено за пределы княжеского двора и богослужение стало публичным государственным мероприятием, а не частным или династическим.
Это были шесть основных богов славянского язычества, им были установлены торжественные жертвоприношения, а главным божеством признавался Перун. Подобные действия предпринимались и в других городах. Так князь полагал, что введение по всей стране единого культа с единым главным богом Перуном олицетворит единство государства, главенство Киева и киевского князя. Капище у озера Сергей Ефошкин.
Первые русские мученики Федор и Иоанн перед гибелью Поскольку прежний князь Ярополк симпатизировал христианству, Владимир начал борьбу с христианской верой. Известно, что древние русы время от времени практиковали человеческие жертвы, для чего убивали захваченных пленных, но мог и бросаться жребий для выбора жертвы. В 983 году, после удачного похода на ятвягов, князь Владимир решил принести на «Перуновом холме» жертву идолам. Жребий пал на двор варяга христианина Феодора, и язычники потребовали отдать им его сына Иоанна для жертвы.
Феодор отказался. Эти два варяга стали первыми на Руси мучениками за веру Христову. И судя по всему, их предсмертные слова, переданные князю Владимиру, их бесстрашие перед лицом смерти с исповеданием истинного Бога произвели на него сильное впечатление. Для родной земли он был рачительным хозяином, который расширял и оборонял ее пределы Но, конечно, черные краски не следовало бы сгущать чрезмерно.
Владимир был, без сомнения, и до Крещения великий князь. Для родной земли он стал рачительным хозяином, который расширял и оборонял ее пределы. Он воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь и смог присоединить к родной земле ряд территорий. Именно Владимир впервые присоединил к Древнерусскому государству территорию вятичей, а также покорил радимичей и балто-литовское племя ятвягов.
Он одержал победу над булгарами и обложил данью Хазарию. Князь «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», — говорится о нем в летописи, а возвращаясь из похода, он устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Но никакие пиры и победы не могли утолить тоску сердца. Душа не имела покоя при внешней славе и достижениях.
Вроде бы было всё, но не хватало чего-то самого главного. А не хватает душе встречи с Богом, благодать Которого насыщает глубины человеческого духа. Призвание человека ко Христу всегда таинственно и для человеческого рассудка непонятно. Это призвание совершается часто вопреки сложившимся обстоятельствам и образу жизни.
Это действие Промысла Божия, при котором сердце человеческое вдруг откликается на призывающую Божию благодать. Выбор князем Владимиром веры Христовой был именно таким откликом на Божий зов, и как некогда гонитель христиан Савл стал первоверховным апостолом Павлом, так и язычник Владимир стал равноапостольным князем, призвавшим к вере сотни тысяч людей. Князь, конечно, шел на немалый риск, отдавая предпочтение вере, которой не придерживалась значительная часть населения. Язычники на такое избрание могли отреагировать весьма жестко, кроваво.
Но князь всё равно шел на это. Язычество не могло дать стержня государственной жизни Этот шаг был обусловлен как личными религиозными исканиями князя, так и рядом политических причин. Примитивное славянское язычество значительно уступало более развитым религиям соседних народов. Русь уже входила во взаимодействие с христианскими державами, и религиозное отставание было налицо.
Кроме того, Русь переставала быть прежней военной федерацией отдельных племен, где каждый молился своим богам, превращалась в единое государство. В отличие от христианства, язычество не могло дать стержня государственной жизни, консолидирующего и объединяющего народ. В интересах Отечества и государства требовалось принять одну веру, такую, которая объединит разрозненные племена в один народ, и это поможет вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников. Умный князь понимал это, но как, еще пребывая язычником, было разобраться, какая вера истинная?
Народы, жившие вокруг Руси, вроде бы исповедовали единобожие, но имели кардинально разные религии, соответственно — и разные обряды и правила жизни. Владимир-язычник Слух о том, что князь недоволен языческой верой и думает о перемене ее, быстро распространился. Соседние страны были заинтересованы, чтобы Русь приняла их веру. Первыми пришли волжские булгары, которые исповедовали ислам.
Расспросив об их законе и услышав об обрезании младенцев, запрете вкушать свинину и употреблять вино, князь отказался от мусульманства. Действительно, еще в 962 году германский император присылал в Киев епископа и священников, но они не были приняты на Руси и «еле спаслись». Выбор Веры князем Владимиром После этого пришли хазарские иудеи. Они полагали, что раз две предыдущие миссии не удались, то, значит, не только ислам, но и христианство на Руси отвергнуто, стало быть, остается иудаизм.
Выслушав иудеев об их законе и правилах жизни, Владимир спросил: «Скажите мне, где ваша родина? Владимир сделал правильный вывод: «Если так, то как же вы учите других, когда сами отвергнуты Богом? Если бы Богу угоден был закон ваш, то Он бы не рассеял вас по чужим землям. Или же вы желаете, чтобы и нас постигла такая же участь?
История не сохранила его имени, но именно он своей речью о Православии смог произвести на князя Владимира самое сильное впечатление. Философ рассказал князю о Священном Писании Ветхого и Нового Завета, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. В заключение показал картину Второго пришествия Христова и Страшного суда. Пораженный этой картиной, великий князь произнес: «Благо тем, которые стоят направо, и горе стоящим налево».
Философ же на это ответил: «Если хочешь стать по правую сторону, то крестись». И хотя окончательного решения князь Владимир не принял, он серьезно задумался. Он знал, что христиан становится всё больше и в дружине, и в городе, помнил бесстрашие святых Феодора и Иоанна, пошедших на смерть с исповеданием Иисуса Христа, помнил и бабушку свою Ольгу, принявшую вопреки всем христианское Крещение. Что-то в душе князя стало клониться в сторону Православия, но Владимир еще не решался что-либо предпринять и собрал на совет бояр и градских старцев.
Они-то и посоветовали князю отправить «добрых и смысленных мужей» в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы. Послы киевского князя были ошеломлены увиденным Посетив религиозные службы мусульман и латинян, послы князя Владимира прибыли в Константинополь, где в соборе Святой Софии присутствовали за богослужением. В буквальном смысле они были очарованы неотмирной красотой тамошнего богослужения. Православное священнодействие оказало на них незабываемое действие.
По возвращении в Киев послы рассказали князю Владимиру: «Мы были в булгарской земле и видели, как магометане молятся в своих храмах, которые они называют мечетями; в храмах их нет ничего для человека радостного, закон их нехорош. Были мы у немцев и видели в их храмах множество различных обрядов, но благолепия не видали. Наконец были мы и у греков, нас повели в храм, в котором они служат своему Богу. Во время службы мы не понимали, где мы находимся: там ли, на небе, или здесь, на земле.
Мы не в силах даже рассказать о святости и торжественности обрядов греческого богослужения; но мы вполне уверены, что в греческих храмах присутствует Сам Бог вместе с молящимися и что греческое богослужение лучше, чем все остальные. Нам никогда не забыть этого святого торжества, и мы уже не можем более служить нашим богам». На это бояре заметили: «Если бы закон греческий не был лучше всех, то бабка твоя княгиня Ольга, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его». Волею Божией сложились такие обстоятельства, которые повлияли на ход всей истории Руси Для князя Владимира превосходство православной веры над всеми остальными было уже очевидно.
Однако великому князю так просто принять Крещение и крестить целый народ вряд ли было возможно — требовалось от кого-то принять священников, вступить в новые, церковные взаимоотношения с подающей Крещение православной державой, что повлечет изменение общественно-политических и международных отношений. В каком-то смысле могла возникнуть зависимость государства, чего мудрый Владимир допустить не хотел. И вот волею Божией сложились еще некоторые исторические обстоятельства, которые повлияли на ход событий того времени и повернули всё самым благоприятным для князя Владимира и всей Руси образом. Влиятельный полководец Варда Фока объявил себя императором, увлек за собой многочисленное войско и осадил Константинополь.
Ввиду смертельной угрозы император Василий II срочно обратился за помощью к князю Владимиру. Случай выдавался самый подходящий для неожиданного возвышения Руси на международной арене. Великий князь затребовал в ответ на помощь неслыханное вознаграждение — родственную близость с византийскими императорами, а именно брак с родной сестрой императора Василия царевной Анной. Для тех времен это было уникальным исключением из династических правил Византии.
Согласно одной из версий, такие прозвища князь Владимир получил за свои полезные дела, которые он совершал для Руси. Народ его очень любил и уважал, выражал это уважение в различных былинах и баснях, называя его Красным солнышком, то есть великим человеком, а церковь причислила Владимира к лику святых. Существует также версия, что после спасения от печенегов князь устроил великий пир, на который в качестве гостей были созваны все, кроме старейшин и бояр.
Князь Мстислав Великий 1125 — 1132 Великий князь Киевский Вступив на киевский престол после смерти отца, князь Мстислав нарушил принятое еще Ярославом Мудрым правило наследования власти старшим в роду. Это вызвало недовольство многих князей, но никто не посмел выступить против Мстислава, пользовавшегося прочной поддержкой киевской верхушки.
В своем стремлении обезопасить границы Русского государства князь Мстислав сыскал славу великого и талантливого полководца. Князь Андрей Боголюбский 1157—1174 Великий князь Владимирский Хотя на счету Андрея Боголюбского и числится строительство церквей в подчиненном ему Владимиро-Суздальском княжестве, вовсе не трепетное отношение к религии послужило причиной появления такого характерного на первый взгляд прозвища. В силу характера не пожелав жить в старинных центрах Владимиро-Суздальского княжества, Андрей Боголюбский выстроил себе новую резиденцию — белокаменный дворец близ села Боголюбово, за что и получил прозвище. Продолжая политику отца, князя Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский не признавал власти киевского великого князя. В 1169 году он предпринял поход на Киев, в результате которого впервые за всю историю своего существования город был взят приступом.
Что наиболее примечательно, успеха в таком предприятии достигли не многочисленные враги Древнерусского государства — половцы, печенеги, поляки, а сами же русские. Имя князя Андрея Боголюбского хорошо известно любителям средневекового оружия, благодаря украшенному причудливым узором боевому топору. Подробнее про него мы рассказывали в статье «Боевые топоры 1 : франки, викинги, русичи». Александр Невский , внук Мстислава Удалого, смелого и решительного полководца, сыскал всемирную известность на поле брани. Прозвище «Невский» он получил в 1240 году в знаменательном сражении со шведскими рыцарями на берегу Невы.
Будучи ещё совсем юным князем, Александр сумел одержать блистательную победу над врагом и отстоять исконно русские земли. Князь Иван Калита 1325 — 1340 великий князь Московский Калита — древнее русское слово, обозначающее небольшой кошель или суму для денег. Есть две версии происхождения прозвища князя Ивана. По одной из них это был щедрый, участливый к жизни и судьбе бедняков человек, который всегда охотно раздавал милостыню страждущим и тем заслужил добрую славу в народе. По другой же князь Иван Калита накопил несметные богатства и охотно скупал и выменивал земли в разных княжествах, в том числе и Новгородских землях, где это было запрещено законами.