Сегодня Маргарите Тереховой 81 год. Маргарита Терехова начала свою актерскую карьеру с театра.
Маргарита Терехова
В 2005 году выступила в качестве режиссера фильма «Чайка», для которого написала сценарий по мотивам пьесы Антона Чехова. Нашли ошибку? Сообщите нам, и мы устраним этот недочет. Сообщить об ошибке.
Но однажды он посмотрел на меня своими зелеными глазами и спокойно сказал: «А по хохотальнику?
Поскольку он взял меня на роль матери, то доверял моей интуиции. И даже изменил финалы в трех сценах после моих «вмешательств», — делилась Терехова. Образ получился настолько убедительным, что даже артисты на площадке увидели в Маргарите Борисовне родительницу маленького Филиппа Янковского, игравшего Алешу. Я действительно верил в то, что она была мне мамой, так точно перевоплотилась.
Желаю ей здоровья, долгих лет жизни и счастья. И хочу сказать «спасибо» за теплый образ моей экранной матери, который она блестяще создала в картине «Зеркало» Андрея Тарковского». Тайна рождения сына Тальков восхищался Тереховой, однако, по словам знакомых, пару связывали лишь творчество и дружба В 1981 году Маргарита Борисовна во второй раз стала матерью, и это дало немало поводов для сплетен. Многие предполагали, что отцом мальчика является вовсе не третий муж актрисы режиссер Георгий Гаврилов.
Говорили, что артистка родила от таджикского предпринимателя Сайфиддина Тураева. При этом мужчина категорически отрицал, что их со звездой кино связывали какие-то отношения, кроме рабочих. По другой версии, отцом Александра был популярный певец Игорь Тальков, с которым Терехова объехала весь СССР: она с отрывками спектаклей и стихами, он — с песнями. На Камчатке, при минус 15 в зале и минус 50 за стенами, когда он выходил, люди все равно улыбались», — рассказывала актриса.
Не пропустите Дочь Маргариты Тереховой: «Я видела, как мама влюблялась, но не складывалось» Впрочем, знакомые поясняли, что артисты просто приятельствовали и восхищались талантами друг друга. Ну а дочь Тереховой спустя годы прояснила ситуацию, подтвердив, что биологический отец Александра — Сайфиддин Тураев. С ребенком мужчина не общался, потому что так решила Маргарита Борисовна. Восточный менталитет, религия диктуют, чтобы сын рос с отцом, а мама, естественно, и мысли не допускала, чтобы отдать ребенка», — говорила Анна.
Болезнь и завершение карьеры На лечение актрисы ежемесячно требуется 150 тысяч рублей В последний раз Терехова вышла на большую сцену в 2012 году, когда в рамках фестиваля отечественного кино «Московская премьера» ей вручили диплом и почетный приз за вклад в кинематограф. Как ни удивительно, награда стала фактически первой на родине после присвоения звания народной артистки. При этом в СМИ неоднократно появлялась информация, что Маргарита Борисовна завершила творческую карьеру из-за прогрессирующей болезни Альцгеймера. Никто из коллег ее особо не поддержал.
После «Чайки» она просто выдохлась, у нее не было сил. Поэтому продолжать творческий путь стало невозможно.
Он служил в разведке, был контужен, потерял память. Информация о его судьбе долгое время отсутствовала; Борис Иванович встретился с дочерью лишь в начале 1960-х гг. С 1946 г. В 1959-1961 гг. Ленина ныне Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека , образование не завершила. В 1964 г. Маргарита Терехова окончила Школу-студию при Государственном академическом театре им.
Работа в театре В 1964-1983 гг.
Это теперь звезды снимаются у начинающих режиссеров, а тогда было иначе. Я был стройный, с волосами еще, а не лысый, как сейчас.
Для нее имело значение, как выглядит режиссер, как он общается. Она всегда тяготела к более молодым. Прошло больше 15 лет, когда она затеяла «Чайку» и взяла именно оператора Григория Яблочникова, который снимал мою курсовую картину, и моих художников по костюмам пригласила.
Она всех их взяла в свой проект, хотя могла себе позволить оператора и художника любого ранга. Просто с людьми, которые младше, ей было легче. Она была азартна, энергична.
Она же еще и влюбчивая. Все, что ей казалось близким по возрасту, она уже списала из своей жизни — ей это было неинтересно. Такой характер.
У нее были большие разочарования в коллегах, сверстниках, и она не хотела с ними контактировать. Я уже позднее это понял. Она сыграла тетю, живущую в деревне, которую навещал главный герой, приехавший из города.
Картина строилась на японской и китайской поэзии. В ней практически не было текста. А Тереховой близка такая стилистика.
Мы снимали один-два кадра в день. Она любила такой подход. Маргарита Борисовна любила студенческую атмосферу, она великолепно читала стихи.
Порывистость и импульсивность ее актерской природы сродни поэзии, которую не объяснишь рационально, можно только почувствовать. Наша картина с сюжетом без особых действий, наполненная визуальным рядом и внутренним психологизмом, была ей близка. Может быть, она напоминала ей собственные приоритеты в кино.
Терехова обожала Тарковского, он был ее кумиром. С одной стороны, он ее сделал, с другой — создал много проблем. Тарковский всегда боролся с системой, коллегами — об этом Терехова много рассказывала.
И сама была категорична. Маргарита Борисовна вспоминала заседание худсовета на «Мосфильме», когда принимали «Зеркало». Ее туда пригласили.
Коллеги Тарковского говорили: «Андрей, мы тебя за философа не держим. Объясни, что за кино ты сделал». И тут поднялся старый режиссер Арнштам и поинтересовался, почему все говорят, что ничего не понимают.
Ему все понятно. Объявили перерыв. Шедшего с палочкой по коридору Арнштама догнал Владимир Наумов, прижал к стене и спросил: «Скажи, вот что ты понял в этом фильме?
Она тоже воспринимала творчество как борьбу. Где не надо было бороться, там все равно боролась. Ее «Чайка» тоже — сплошная борьба.
А потом болезнь наложила сильный отпечаток, усилила ее категоричность. Маргарита Борисовна — человек хлебосольный, очень щедрый. Она приглашала к себе домой, всегда кормила всю группу.
Звездизма в нынешнем понимании у нее не было. Нельзя даже сказать, что я работал с мегазвездой. Потом наше общение прервалось.
Она позвонила в середине 90-х, когда решила делать «Вишневый сад». Первым ее замыслом был «Вишневый сад», не «Чайка». Она хотела пригласить на роль Лопахина Радия Судакова, с которым снималась в моей курсовой.
Он из Нижнего Новгорода, окончил Щукинское театральное училище. А потом ее замысел перерос в «Чайку». Она запускалась с ней очень сложно.
Не знаю, можно ли об этом говорить. С Андреем Соколовым в «Чайке» 2005. Фото: ruskino.
Маргарита Терехова об этом рассказывала еще перед выходом фильма в интервью и на пресс-конференции. Они где-то встретились, и Терехова рассказала, что не может найти финансирования. Матвиенко удивилась, что ее любимая актриса оказалась в такой ситуации.
Деньги для нее нашлись. До того, как Маргарита Борисовна мне позвонила, у нее сменилось два или три продюсера, с которыми она не могла сработаться. Потом она вспомнила про меня, позвонила: «Я тебя просто прошу — возьми мою «Чайку», доведи ее до конца».
Так в 2000-х связь с ней возобновилась. Хотя она изредка звонила и приглашала на спектакль по Лорке.
Маргарита Терехова. Раскрывая тайны звезд
Особую популярность Маргарита Терехова приобрела в конце 1970-х годов, после выхода на экраны костюмированных музыкальных телефильмов «Собака на сене», «Д’Артаньян и три мушкетера» и «Благочестивая Марта». Актриса Анна Терехова поздравила в социальных сетях свою мать Маргариту Терехову с 80-летием. Маргарита Борисовна Те́рехова — советская и российская актриса, режиссёр театра и кино. Народная артистка России (1996), лауреат театральной премии им. К.С. Станиславского (1992). Новый выпуск программы «Они потрясли мир», посвященный Маргарите Тереховой, выйдет в эфире Пятого канала 15 сентября 2023 года. Биография актрисы Маргариты Тереховой: личная жизнь, все фильмы, где сейчас, фото в молодости. Список фильмов с Маргаритой Тереховой состоит из 15 кинокартин.
Маргарита Терехова. Наша миледи.
Выпускница студии Юрия Завадского при театре им. С 1964 года выступала в театре им. Моссовета, где также поставила «Когда пройдет пять лет» Гарсиа Лорки. Первое появление в кино — роль Тани в ленте «Здравствуй, это я!
Однако Маргарита Терехова держится уже почти 15. Проблема дала о себе знать, когда актриса не смогла запомнить текст роли в новом спектакле Театра Моссовета.
Это оказалось первым симптомом деменции. Ее самая распространенная форма и поразила звезду после 60 лет. Дети об этом рассказали лишь в 2018 году. Но реагирует. В целом все печально.
Человек начинает исчезать, — делился в программе «Эксклюзив» на Первом канале Александр Терехов. И мне кажется, это медленно перетекло в болезнь. Последние полтора-два года она совсем перестала двигаться, — добавила Анна Терехова.
Вот прямо с фильма «Здравствуй, это я! Но мне и «сапожок» ее нравился ужасно! На сцене — меньше, хоть она и замечательная театральная актриса. Но она рождена для крупного плана, чтобы можно было видеть, как усмешка тронула углы губ, чтобы можно было видеть, как сверкнули очи не глаза, а именно — очи! На сцене больше слышишь, как глаза сверкнули, чем видишь это. Все мне в ней нравилось всегда. И то, как она танцевала перед молодыми Роланом Быковым и Арменом Джигарханяном, и то, как презрительно кривила красивый рот в «Бегущей по волнам», и то, как курила, растрепанная, сидя на плетне в «Зеркале» на снимке — кадр из фильма. Мне даже стерва Тася в «Монологе» нравилась. Даже Аркадина в «Чайке», хотя, будучи сама постановщиком фильма, Терехова-режиссер с Тереховой-актрисой не справилась, — но все равно… Она во всем и всегда была и остается существом абсолютно неординарным, уникальным, особенным. Роковой женщиной. И случившаяся с ней болезнь — это тоже трагедия и стиль роковой женщины. Ей не пришлось переживать пору своего исчезновения. Пору сожалений. Пору забвения. Она не позволила нам себя забыть — просто сама взяла и забыла нас. Буквально воплотила в реальности слова Коко Шанель: «Мне все равно, что вы думаете обо мне. Я о вас вообще не думаю! Ей сегодня исполняется 80 лет.
В кино актриса дебютировала в 1965 году в фильме «Здравствуй, это я! Всего в фильмографии Терехово й более 5 0 работ. Они прож или вместе с 1964 по 1967 год. После развода, на съемках ленты «Бегущая по волнам», она познакомилась с болгарским актером Савой Хашимовым. Ради нее он ушел от жены и переехал в Москву. В 1967 году пара узаконила отношения, а в 1970 году Терехова родил а дочь А нну. Однако через несколько лет брак распался. Но наша семейная жизнь продолжалась всего полтора года. Мы разошлись, потому что я не мог и не хотел жить в Москве, но и она не хотела уехать со мной в Болгарию. Если бы мы были не актерами, то, наверное, долго прожили бы вместе», — рассказывал Хашимов.
К Году кино. "Маргарита Терехова". Из фондов Читинского телевидения
Биография актрисы Маргариты Тереховой: личная жизнь, все фильмы, где сейчас, фото в молодости. Сегодня Маргарите Тереховой 81 год. Биография Маргариты Тереховой. Маргарита Терехова – актриса театра и кино, олицетворяющая эпоху 70-х годов советского кинематографа, известная по фильмам «Зеркало», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Белорусский вокзал» и многие другим.
Маргарита Терехова 42 года спустя: как сегодня живет звезда картины «Д`Артаньян и три мушкетера»
Маргарита Терехова и Михаил Боярский в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера". Расскажем о творческом пути Маргариты Тереховой, ее личной жизни и что сейчас происходит с легендой советского кино. Маргарита Терехова и тайны фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» 0+.
К Году кино. "Маргарита Терехова". Из фондов Читинского телевидения
Маргарита Терехова работала и дружила с Игорем Тальковым. Однако Маргарита Терехова держится уже почти 15. Маргарита Терехова и Юрий Никулин – легенды советского кино, которые могли достичь еще большего успеха, если бы не отказались от съемок. Об этом в понедельник, 11 декабря, сообщает Царьград.
Что происходит с Маргаритой Тереховой? Все подробности
Тут дело не в красоте — а Терехова красива, как мало кто. Тут дело в победительности. Победительность — главное качество «роковых женщин». Они появляются — подобные шаровой молнии — и рядом с ними меркнет все: чужая красота, чужой ум, чужие достоинства. Как ни хороши рубины, сапфиры и изумруды, как ни прекрасны лилии, орхидеи и тюльпаны, но царят всегда и всюду бриллиант и черная роза — хоть люби их, хоть не люби. Я понимаю, почему Тарковский выбрал ее на роль Матери в «Зеркало». Потому что от нее, просто сидящей с сигаретой на плетне, невозможно оторвать глаз. Потому что она ТАК отшатнется от жлобихи, предлагающей ей зарубить курицу, ТАКИМ жестом откажется от возвращаемых ей сережек, ТАК помчится в типографию исправлять смертоносную опечатку, что любому будет очевидно: это миг роковой, это — черта, проведенная на краю пропасти. Что она делает для этого?
Да ничего не делает. Просто она сама — такая. Женщина — мифологема. Женщина — воспоминание. Женщина — любовь. Сам ее стиль — яркий, броский, без копеечного бытового правдоподобия — оказывался в буквальном смысле камертоном всей ленты, где бы она ни снималась. Прожигающий взгляд ее Фаины из фильма Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь» нам рассказывал о симпатичном добропорядочном комиссаре санитарного поезда больше, чем вся его собственная роль. Какая женщина была любовью всей его жизни!
О-о-о-о, какие черти, оказывается, водятся в этом тихом омуте!
Дальше, словно потянув за ниточку волшебного клубка, мы получили и вовсе неожиданный подарок — неизвестное интервью Маргариты Тереховой. В нашем фильме вы увидите его впервые.
Снимая этот фильм, мы и не догадывались, что произойдет, когда мы лишь соприкоснемся с целой вселенной по имени Маргарита Терехова. Нас предупреждали: Рита — мистическая женщина. Если захочет — откроет все, нет — и близко не подпустит.
Но Рита не просто допустила нас в свой ближний круг, она дала такие подсказки, которые привели к настоящей сенсации. Ни разу ни в одном интервью актриса не признается, что собиралась замуж за Алексея Габриловича — режиссера-документалиста, сына известного драматурга Евгения Габриловича. Идеальный жених из очень известной московской семьи, в которой ждали и нежно любили Риту.
Но случилось непоправимое… Что было дальше, как Рита убежала из дома Габриловичей в ночь одна, где ночевала, рассказывает ее самая близкая подруга Наталья Верова. И это еще одна захватывающая сюжетная линия нашего фильма. Усмешка судьбы — в 1972 году, уже после разрыва с Габриловичем, Маргарита снимется в картине «Монолог», по сценарию его отца.
И блестяще сыграет молодую женщину из породистой московской семьи, с какой однажды сама едва не породнилась. Но узнают и полюбят Риту после самой первой ее роли в фильме 1965-года «Здравствуй, это я! Она так сыграет роль юной девушки Тани, что всем станет ясно: такой актрисы до Тереховой в нашем кинематографе еще не было.
И это уже звезда! В звезду влюбится Ритин сокурсник — Славу Бутенко, закрутится студенческий роман, который, как и полагается, закончится свадьбой. Но уже через полгода станет ясно — это была ошибка молодости, брак распадется.
Потом будут другие знаковые роли и влюбленные в Риту мужчины. В их числе танцор с мировым именем — Марис Лиепа — и это еще одна эксклюзивная информация, о которой в нашем фильме рассказывается впервые. Сыграв главную роль в фильме «Бегущая по волнам», Рита познакомится с молодым болгарским актером Саввой Хашимовым.
И на этот раз все будет серьезно. Они поженятся. У пары родится дочь — Аня, будущая известная актриса.
После рождения дочери Сава Хашимов еще год помыкается в Москве без работы, а потом вернется на родину. Но даже невероятная любовь не заставит Риту изменить профессии, она выберет Москву, а не Софию. А с Саввой — они на всю жизнь так и останутся добрыми друзьями.
Рита — на пике славы. Зрители обожают Терехову, к ее популярности начали привыкать, когда внезапно объявился отец актрисы — Борис Иванович Терехов. Взрослый человек, он так волновался, что даже захватил с собой для поддержки своих младших детей от другого брака — Колю и Юлю.
Что Рита испытала после этой встречи — радость, разочарование, грусть?
Маргарита Терехова не только сыграла там одну из главных ролей, но и сама выступила в качестве режиссёра. Творческий вечер Анны Тереховой, посвящённый юбилею матери, запланирован на 29 августа. Он назвал её актрисой с блистательным и самобытным талантом, которая пользуется искренней любовью зрителей. Маргарита Терехова родилась в Свердловской области в семье актёров, в Театре им. Моссовета она проработала до 1983 года. На его сцене Терехова сыграла роли Клеопатры, Сони Мармеладовой и множество других. Её дебют в кино состоялся в 1965 году в фильме «Здравствуй, это я!
Если б мы были не актерами, то, наверное, долго прожили бы вместе. Расставание было очень тяжелым, хотя мы и остались друзьями». Маргарита Терехова тоже очень тепло отзывалась о бывшем супруге, она называла его лучшим актером Болгарии и говорила, что их дочь Анна Терехова стала хорошей актрисой, потому что пошла в отца. Актриса с дочерью Анной Фото: 2aktera. По словам сестры режиссера, во время съемок между ним и Тереховой пробежала искра, а сам Тарковский признавался: «Хорошо, что я влюбился в Риту в конце съемок. Иначе картины бы не было». Он называл ее «обыкновенной гениальной актрисой». Говорили, что только благодаря своей влюбленности режиссер мог мириться с непокорным характером музы — все актеры благоговели перед гением, а Терехова осмеливалась ему возражать. В одной из сцен она отказалась рубить голову петуху и ушла со съемочной площадки со словами: «Я вообще считаю, что после «Андрея Рублева» можно было ничего не снимать». И Тарковский отказался от этого эпизода! Актриса хранила молчание по поводу влюбленности режиссера, но о его профессиональных качествах всегда говорила охотно и с неизменным восхищением, называя работу с ним подарком судьбы. А все, что оставалось за кадром, было ее тайной. Однако имя его отца она долгое время держала в тайне, не раскрывая ее даже своим близким. Своего отца Александр никогда не видел и узнал его имя только спустя много лет — им оказался владелец трикотажной фабрики Сайфиддин Тураев, с которым Терехова познакомилась в Таджикистане на съемках фильма «Кто поедет в Трускавец». Мужчина был женат, поэтому актриса долгие ходы хранила тайну рождения их сына.
К Году кино. "Маргарита Терехова". Из фондов Читинского телевидения
Моссовета, где работала до 1983 года. Получила жилье в театральном общежитии — восьмиметровая комната в аварийном здании. Но Маргарита, всецело отдавая себя любимой работе, возвращалась туда лишь поспать, поэтому не замечала разруху. Первая роль Маргариты Тереховой в кино «Здравствуй, это я» Через год после ее выпуска из школы-студии, в 1965, на экраны вышла картина «Здравствуй, это я! Кинодебют Тереховой, исполнившей роль девушки Татьяны, олицетворявшей дерзкое, решительное послевоенное поколение. Пронзительная драма с Роланом Быковым , Натальей Фатеевой и Арменом Джигарханяном завоевала любовь зрителей и была номинирована на «Пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Первая же роль Маргариты Тереховой в кино сделала ее союзной знаменитостью. Всесоюзный успех Два года спустя вышла следующая знаковая работа в фильмографии актрисы — мелодрама «Бегущая по волнам», снятая по мотивам романа Александра Грина. Знаковая не только потому, что в этом фильме актриса сыграла сразу две роли — Биче Саниэль, жены капитана Геза, и Фрэзи Грант, девушку из легенды. На съемочной площадке Маргарита воспылала чувствами к ее партнеру, популярному болгарскому актеру Саве Хашимову. Когда работа над «Бегущей» подходила к концу, актриса была на 4 месяце беременности.
Терехова и Хашимов на съемках «Бегущей по волнам» Воистину культовым стал фильм «Белорусский вокзал» 1971 , классика военного советского кинематографа. Она — отдельный театр», — так оценил игру Маргариты Михаил Боярский. Кадр из фильма «Белорусский вокзал» Семидесятые прошли под эгидой Маргариты Тереховой. Юность»; Диану в «Собаке на сене». Роль Хари в итоге получила Наталья Бондарчук , но режиссер, которого Терехова не раз называла величайшим кинодеятелем современности, запомнил Маргариту — в первую очередь благодаря ее густым золотистым волосам. Когда начались пробы к фильму-размышлению о близких «Зеркало», Тарковский вызвал актрису в киностудию. На пробах на главную роль она обошла даже Марину Влади. Кадр из фильма «Зеркало» Помимо «Зеркала», Терехова сотрудничала с Тарковским, когда тот ставил спектакль «Гамлет» на сцене театра Ленком, и это был, пожалуй, самый неоднозначный Гамлет за всю историю отечественного театра — в финале главный герой «воскрешал» всех павших. Режиссер хотел отдать роль Елене Соловей , но актриса отказалась из-за беременности, и он вспомнил о Тереховой. Роковая Миледи Работу над образом вела Маргарита Терехова очень серьезно, полностью окунувшись в историю.
Она сама научилась верховой езде и лихо скакала перед камерами, хотя до этого даже не подходила к лошадям; выяснила, что прототипом ее героини был реальный агент кардинала Ришелье, которая разоблачала политические интриги Анны Австрийской. Терехова создала яркий образ коварной интриганки, которая нашла в кардинале своего защитника-покровителя и под его прикрытием осуществляла свои планы. Маргарита Терехова — Песня Миледи Создавая свой персонаж, Терехова придумала много фраз и реплик, таких как: «Бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам». Эту цитату актриса нашла в томике Лопе де Вега. Во время съемок у актрисы на плече мистическим образом проступило красное пятно в виде лилии. Режиссерская деятельность и работы 90-х В 80-е актриса снималась куда меньше, отметившись в паре запоминающихся картин в первой половине десятилетия «Благочестивая Марта», «Графоман» и др.
Своей сексапильностью и своей витальностью — в первой части картины, своим апломбом и властностью — во второй. Тут дело не в красоте — а Терехова красива, как мало кто.
Тут дело в победительности. Победительность — главное качество «роковых женщин». Они появляются — подобные шаровой молнии — и рядом с ними меркнет все: чужая красота, чужой ум, чужие достоинства. Как ни хороши рубины, сапфиры и изумруды, как ни прекрасны лилии, орхидеи и тюльпаны, но царят всегда и всюду бриллиант и черная роза — хоть люби их, хоть не люби. Я понимаю, почему Тарковский выбрал ее на роль Матери в «Зеркало». Потому что от нее, просто сидящей с сигаретой на плетне, невозможно оторвать глаз. Потому что она ТАК отшатнется от жлобихи, предлагающей ей зарубить курицу, ТАКИМ жестом откажется от возвращаемых ей сережек, ТАК помчится в типографию исправлять смертоносную опечатку, что любому будет очевидно: это миг роковой, это — черта, проведенная на краю пропасти. Что она делает для этого?
Да ничего не делает. Просто она сама — такая. Женщина — мифологема. Женщина — воспоминание. Женщина — любовь. Сам ее стиль — яркий, броский, без копеечного бытового правдоподобия — оказывался в буквальном смысле камертоном всей ленты, где бы она ни снималась. Прожигающий взгляд ее Фаины из фильма Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь» нам рассказывал о симпатичном добропорядочном комиссаре санитарного поезда больше, чем вся его собственная роль. Какая женщина была любовью всей его жизни!
Первое появление в кино — роль Тани в ленте «Здравствуй, это я! В 2005 году выступила в качестве режиссера фильма «Чайка», для которого написала сценарий по мотивам пьесы Антона Чехова. Нашли ошибку?
Сообщите нам, и мы устраним этот недочет.
Так в 2000-х связь с ней возобновилась. Хотя она изредка звонила и приглашала на спектакль по Лорке. А когда работы нет, то чего грузить друг друга?!
Она дала мне кучу кассет: тогда же на кассетах был весь материал. Я всю ночь смотрел и думал: «Ну вот, попал». Но не мог ей отказать, понимал, какие проблемы есть в материале, в том числе связанные с тем, что в главных ролях снимались ее дети. Но когда мы погрузились в «Чайку», я понял, что она делала картину про саму себя, потому что Аркадина — это, конечно, Терехова.
Стало понятно, почему она взяла детей — Сашу и Аню — на главные роли, а все ее за это осуждали. Говорухину, скажем, это не понравилось. Но это была их жизненная ситуация: Ани — как актрисы со всеми вытекающими последствиями, с крестом, который она несет, и Саши — как писателя. То, что с ними происходило, я увидел во время озвучания.
Они все — выписанные Чеховым персонажи. Настолько схожая оказалась ситуация в их семье. Я был поражен такому совпадению с проблемами, поднятыми Чеховым. Терехова это интуитивно понимала.
Она сначала говорила, что сама не хочет играть. Предложила роль Аркадиной Ирине Купченко, которая потом, по ее словам, не смогла сниматься. Позже и я понял, что Терехова сама хотела сыграть, и это все перевесило. Дело не в том, что Купченко по каким-то причинам не смогла участвовать, у Маргариты Борисовны подспудно возникло это желание.
Тогда же начались проблемы со здоровьем. В том, что она делала у Тарковского, чувствовалась воля, хотя там героиня мягче. А в «Собаке на сене» все, что в ней было, получило выход. Она же и в жизни была такой.
Если платье не поглажено костюмером, могла его швырнуть в лицо. И это никому не нравилось, но, по сути, она была права. Платье должно быть поглажено. Все придирки Тереховой были по существу, но форма была очень экспрессивная.
Мы думали, что ее заносит. Она забывала то, что делала вчера, и начинала что-то переделывать. Монтировал картину мой сокурсник Коля Викторов, сын режиссера Ричарда Викторова. Мы смотрели вчерашний материал, и она спросила, куда делся крупный план Ани.
Коля ответил, что вчера она сама его вырезала. Терехова попросила все вернуть. Смотрим дальше. И вдруг она говорит: «Откуда взялся крупный план Анечки?
Ничего я не говорила», — услышали мы в ответ. Что это было? Я никогда не общался с людьми, у которых Альцгеймер. Только после окончания работы мы поняли, что это огромная проблема, когда человек забывает то, что было полчаса назад.
При этом она помнила то, что происходило давно, и ярко описывала. Начались жуткие мучения с «Чайкой». Почему она бесконечно ее перемонтировала, возвращала то, что было вчера? Это был не художественный поиск, а абсолютное забывание.
Но этот нескончаемый процесс продлевал ей жизнь. Мы сделали перезапись «Чайки» на «Мосфильме». Она посмотрела уже готовую картину. Все вышли с облегчением.
Она подошла ко мне. Мы обнялись. Маргарита Борисовна зарыдала. Я спросил: «Почему вы плачете?
Все же нормально. Вы сделали то, что хотели». Потом у нее начался резкий регресс. Как только она лишилась работы, цель в жизни исчезла, а другой не появилось.
Мы ее потеряли. С Михаилом Косыревым-Нестеровым 2013. Переход был незаметный. Я обнаружил цикличность этого заболевания.
Иногда она приглашала в театр, водила меня по пустому театру им. Мы выходили на сцену, где горела дежурная лампочка, и Маргарита там кружилась.