одна из последних работ Рембрандта, над которой художник, вероятно, работал в течение двух лет вплоть до своей смерти в 1699 году.
В Эрмитаже представили инсталляцию Сокурова
В Государственном Эрмитаже представили инсталляцию-посвящение картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», созданную российским режиссером Александром Сокуровым. Эта картина, несомненно венчающая позднее творчество Рембрандта, о покаянном возвращении сына, о бескорыстном прощении отца, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования. Тайну отцовской любви, которой преисполнено сердце Бога, весть о всепобеждающей силе прощения, которую преподносит в Евангелии Господь, художнику удалось мастерски выразить средствами живописи в «Возвращении блудного сына». Картина «Возвращение блудного сына» была написана Рембрандтом в год его смерти и стала его последним гениальным произведением. Возвращение блудного сына (Рембрандт) — Рембрандт Возвращение блудного сына, ок. 1666-69 De terugkeer van de verloren zoon холст, масло. 260×203 см Эрмитаж, Санкт-Петербург «Возвращение блудного сына» — знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной.
"Возвращение блудного сына" - картина Рембрандта
«Возвращение блудного сына» Рембрандта. Рембрандт вложил в библейский сюжет тепло, с которым вспоминал скончавшихся близких. одна из последних работ Рембрандта, над которой художник, вероятно, работал в течение двух лет вплоть до своей смерти в 1699 году. Вторая большая картина Рембрандта на сюжет притчи о блудном сыне — это размышления одинокого художника о близящемся финале | VOKRUGSVETA.
Возвращение блудного сына: «Я художник, а не чистильщик сапог!»
Блудный сын, вставший на колени Мне нравится5 Не нравится Сломленный душой и телом из-за своих пороков и последствий ошибок, блудный сын встает на колени перед отцом. Лохмотья, в которые он одет, и сильно изношенная обувь напоминают о том, что пройденный путь был долгим и тернистым. Левая ступня обращена к зрителю голой покрытой шрамами подошвой рядом со скинутой обувью. Единственное напоминание о былом богатстве и знатности — меч на поясе.
Голова мужчины обрита, как и подобает кающемуся. Но также лысыми рождаются дети. Таким образом, символически в прощении милосердного отца, которое превосходит всякую вину, молодой человек возрождается к новой жизни.
С другой стороны, несмотря на изношенную одежду, в своих путешествиях блудный сын сохранил ценный меч, что делает его частью патриархальной власти как сына знатного помещика. Понятно, что он вернулся домой от отчаяния и нищеты. Но желает ли он отказаться от своих привилегий?
Выставка основана на художественной концепции проекта, представленного Россией на 58-й Венецианской биеннале современного искусства в 2019 году. Новая экспозиция стала расширенной версией показанного в Италии проекта. По смыслу инсталляции, вернувшийся к отцу сын — это человек, прошлое которого — война. Может быть, только в этом есть что-то фантастическое, потому что это продолжается, продолжается много-много столетий и никак не может закончиться», — сказал Сокуров. В создании инсталляции приняли участие художник Алексей Перепелкин, режиссер Александр Золотухин, а также молодые скульпторы Владимир Бродарский и Екатерина Пильникова.
Сын Титус пытался поддержать отца, организовав предприятие по продаже картин, включая работы других художников, чтобы Рембрандт мог спокойно работать в своей мастерской. Однако после смерти Титуса Рембрандт оказался в глубокой депрессии. Именно в это время Рембрандт решает написать картину «Возвращение блудного сына», что становится для него своеобразным спасением и оплотом его мечты. Художник вкладывает в картину всю глубину своих чувств и переживаний, передавая через кисть и краски свою отцовскую любовь и тоску по ушедшему сыну.
Интерпретация библейской притчи Картина «Возвращение блудного сына» представляет собой уникальную интерпретацию известной библейской притчи. Отойдя от традиционного изображения сцены, Рембрандт переосмыслил вечный сюжет и передал внутренние переживания героев. Изображение отца на картине Рембрандта отличается от библейского текста. Художник изобразил его слепым, что может символизировать безусловную любовь, проявляемую отцом к сыну. Это также может указывать на то, что отец «видит» сердцем, а не глазами, принимая сына независимо от его прошлых ошибок. На картине также присутствует старший сын, который, в отличие от библейского сюжета, находится рядом в момент встречи.
И в быту, и в жизни начался горький период непрерывных личных утрат. Чёрная полоса. Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы, постепенное обнищание и постыдное забвение. От Рембрандта отворачиваются заказчики, оставляют ученики. Осаждаемого кредиторами, художника признают несостоятельным должником. С молотка продан дом, имущество, коллекция, картины. Умирает отогревшая было его сердце Хендрикьё, бывшая ранее служанкой в доме. Ушёл в могилу сын Титус. Вместе с бедностью и одиночеством подкралась старость. И только доскональное знание ремесла не покинуло вплоть до скорбного часа: как никто умел он передать психологию, характер модели, цветовое богатство, искусство светотени. Глубокая человечность и возвышенность содержания отличают полотна позднего Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Семейный портрет», «Отречение апостола Петра». Всё, что он пережил за непростой свой век, всё мастерство, всю любовь к людям вложил Рембрандт в «Возвращение». Тогда он раскаялся и вернулся домой. Любящий отец, увидев его издали, поспешил навстречу, пал ему на шею и поцеловал», — так заканчивалась притча. С какой страстью и вдохновением писана эта картина! Она движется, живёт, трепещет. Полна чувств, искреннего переживания. Палитра картины — красная, коричневая, иссиня-жёлтая, шафранная, золотистая — словно светится божественным светом. Не видно лица юноши, прильнувшего к отцу. Его жалкое рубище, стоптанная обувь въяве расскажут о прожитом и пережитом прошлом. Скрытое от зрителя лицо — каждому представляется по-своему. Так же как неутешное горе. Насколько нежно, трогательно старик-отец обнял сына и прижал его к себе!
Возвращение блудного сына: картины и иконы
Возвращение блудного сына Рембрандта и другие картины и иконы (фото). Рембрандт приступил к «Возвращению блудного сына» в последние годы своей жизни после страшного несчастья, которое в череде прочих грозило окончательно погубить художника. Картины осужденных по мотивам известного полотна Рембрандта «Возвращение блудного сына» выставили в Государственном Эрмитаже. Но Рембрандт написал «Возвращение блудного сына» драматично, без излишней красоты и помпезности. иллюстрация человеческого пути к самопознанию, самоочищению и духовному росту. На картине Рембрандт изобразил себя в роли блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином.
Рембрандт «Возвращение блудного сына»
Свою картину Возвращение блудного сына Рембрандт писал незадолго до смерти. Написав «Возвращение блудного сына», Рембрандт подтвердил свою верность особой атмосфере, присущей только ему, которая выделяет главное на полотне, не обделяя светом ни единой важной детали. Картина «Возвращение блудного сына» была написана Рембрандтом в год его смерти и стала его последним гениальным произведением. Смерть настигла Рембрандта в состоянии нищеты и одиночества, но, судя по картине "Возвращение блудного сына", он успел найти дорогу домой и вернуться в объятия любящего Отца.
Возвращение блудного сына. Библия Рембрандта
В Евангелие от Луки есть притча, которая повествует об ушедшем из дома юноше. Он взял свою часть наследства и промотал его, живя в праздности и распутстве. В итоге блудный сын оказался в полной нищете и вернулся к отцу, готовый стать его последним рабом. Однако дома бродяга встретил прощение и бесконечную отцовскую любовь. Картину о блудном сыне Рембрант писал трижды. Первый сюжет под названием «Автопортрет с Саскией на коленях» был написан в 1633 году.
Здесь художник изобразил блудного сына, который проматывает отцовское наследство.
В то время Рембрандт счастливый молодожён, весёлый и беззаботный. Он модный портретист, хорошо зарабатывает и при этом женился по любви на девушке из состоятельной семьи… Сцена на картине соответствует периоду беспечного времяпрепровождения блудного сына из притчи. Офорт «Блудный сын» 1636 , в котором основное внимание уделяется уже отцу, торопливо спешащему к сыну, так, что спадает туфля и выпадает из рук трость. Рисунок в коричневых тонах как поиск узловых моментов, написанный в 1642 году экспонат музея Тейлера в Гарлеме. То самое «Возвращение блудного сына» 1666-1669 , написанное не по заказу, а по собственному побуждению, как крик души и итог жизненного пути. Все работы носят следы изменений, авторских исправлений, которые заметны на рентгенограмме и говорят об их подлинности.
Личная трагедия мастера Рембрандт приступил к «Возвращению блудного сына» в последние годы своей жизни после страшного несчастья, которое в череде прочих грозило окончательно погубить художника. К этому времени он был оставлен учениками, осмеян обществом, разорён. Теперь умер его 26-летний сын Титус, матерью которого была первая жена Рембрандта , любимая Саския. До Титуса у пары было ещё трое детей, которые умерли в младенчестве. В 10-месячном возрасте сам Титус потерял мать, и его растил любящий отец. Пережил Рембрандт и Хендрикье, няню сына и служанку, ставшую ему невенчанной женой, а сыну матерью. Вслед за Титусом не стало невестки Рембрандта, которая прожила с мужем только полгода… Титус был заботливым сыном, преданно верившим в гений отца.
Когда кредиторы лишили Рембрандта дома и великолепной коллекции в которой были даже рисунки Леонардо да Винчи , художник перебрался на окраину города. Титус взялся продавать работы отца, но их редко удавалось сбыть выгодно, тогда он брал для реализации картины других художников. С единственной целью — обеспечить отцу спокойную работу в мастерской. Теперь же старый, больной Рембрандт лишился самого родного человека, сына, который умер от чахотки. От безумия живописца могла избавить только работа. Блудный сын — вот тот образ, который спасёт, а Рембрандт в образе нежного отца вновь сможет прикоснуться к сыну и обнять его. Немощный художник тогда уже едва мог держать кисть и привязывал её к руке, чтобы писать.
Плохо видел — смотрел через лупу. Но свой шедевр, непревзойдённый по передаче эмоций отца, всё же главного героя произведения, закончил. Искусствоведы считают, что основные персонажи отец и два сына символизируют самого Рембрандта в разные периоды жизни, полной страстей, исканий и страданий.
Описание На полотне художник изобразил группу людей на небольшой площадке перед входом в дом. Старый, сгорбленный от горя отец обращен к зрителю лицом. В этом лице и боль, и усталые от выплаканных слез глаза, и счастье долгожданной встречи. Сын расположен к зрителю спиной. Он уткнулся по-младенчески в царское одеяние отца. Лица его не видно, но растрескавшиеся пятки достаточно выразительно говорят о его странствиях.
Бритая, будто у каторжника, голова и потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, одна упала, когда сын становился на колени.
Паломничество — это такая форма покаяния, когда человек терпит лишения, трудности в дороге, размышляет о своих грехах, приходит в святое место, там исповедуется, молится и получает прощение. Очень заманчивый вопрос — видел ли Рембрандт, может, в гравюре, может, в какой-нибудь копии «Мадонну из Лорето» Караваджо, где перед Мадонной стоят такие же босоногие паломники, с такими же пятками? А вдруг видел? Вдруг в каком-то офорте, в какой-то репродукционной графике эта картина существовала? Это очень интересно.
Может быть, это и случайное совпадение, но тем не менее я считаю вполне правомерным поставить такой вопрос, он прямо срывается с языка. Это, безусловно, композиционный прием караваджистского толка: коленопреклоненный человек, грязными грубыми ногами обращенный к зрителю. И человек, зритель, следующий в очереди в это самое покаянное паломничество, в этот путь. В картине нет жесткости Караваджо, то, что она не столько о пути сына, сколько о прощении отца, с этими потрясающими руками, мужской и женской. Отец, прощающий сейчас сына, он ему и отец, и мать, как метафора Бога, заново создающего в этом опустившемся человеке личность, своего сына. Тут есть, конечно, еще тонкости караваджистского толка. Вот поистрепавшийся костюм, где воротнике сзади сохранился кусок вышивки с жемчугом. Вот это то, что осталось от богатого, роскошного одеяния, которое сыну дал отец.
Тоже вот такой натурализм. Он, конечно, такой, к которому художник и сам мог прийти, без всякого Караваджо. С другой стороны, мне кажется, что за этим тоже чувствуется какая-то определенная насмотренность. К тому же Рембрандт не молод в этот момент, он пережил страшное потрясение, банкротство, смерть своей любимой женщины и сына. Он остался с дочерью Корнелией. Она подросток, на тот момент ей 15 лет. Наверное, как всякий нормальный человек, он ее любил, но она девочка. А сын продавал картины и многое понимал, и, может быть, у них были какие-то серьезнейшие точки соприкосновения, ведь у Рембрандта есть целый цикл портретов Титуса.
Раз так часто портретировал сына, значит, очень много имел к нему любви, которую вкладывал в эту самую живопись. Духовный путь Рембрандта развивается как-то параллельно с духовным путем Караваджо. Караваджо в конце жизни, когда ему было совсем-совсем плохо и одиноко, пришел к своего рода духовному идеалу, к идеальному образу святого. Такой человек в критический момент своей жизни, в момент расставания с этой жизнью или в момент падения, как отрекшийся Петр, обретает Бога внутри себя и приходит к целостности, внутренней гармоничности всего своего облика. Вот эта одна из последних картин Рембрандта тоже посвящена, во-первых, абсолютной целостности, великой, космической гармоничности облика отца, который здесь творец, создающий гармоничный мир, и этот гармоничный мир он восстанавливает в разрушенной жизни своего сына. Здесь речь идет, может быть, и не о впечатлениях от творчества другого художника, а о каком-то параллелизме пути Рембрандта и Караваджо. Эти два художника никогда не узнали друг друга, да и жили-то они в разных странах. На момент, когда родился Рембрандт, в 1606 году, Караваджо убил человека.
Рембрандт родился, а Караваджо в этот год провалился в такой страшный мрак. И оба в конце жизни пришли к свету, тоже через падения, через кризисы, через прохождение опыта греха. Рембрандт — ведь тоже человек совсем не безукоризненный в нравственном отношении, да и в духовном тоже, у него был очень сложный путь. Но у них точка схода, как в центральной перспективе, оказалась одинаковая: они пришли к идеальному образу человека, обладающего внутренним миром, покоем и гармонией, человека, нашедшего путь к Богу. Поэтому, конечно, в свете караваджистского опыта есть смысл посмотреть на эту знаменитую картину, чтобы оценить, во-первых, самодостаточность, гениальность, самобытность пути Рембрандта, и оценить караваджизм. Ведь караваджизм и творчество самого Караваджо в контексте сравнения с этими великими мастерами оказывается не каким-то странным эксклюзивом своей эпохи.
Рембрандт и его «Возвращение блудного сына», истинный шедевр
Именно это возвращение Блудного сына домой и изображено на картине Рембрандта. «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Рембрандт вложил в библейский сюжет тепло, с которым вспоминал скончавшихся близких. Возвращение блудного сына (Рембрандт) — Рембрандт Возвращение блудного сына, ок. 1666-69 De terugkeer van de verloren zoon холст, масло. 260×203 см Эрмитаж, Санкт-Петербург «Возвращение блудного сына» — знаменитая картина Рембрандта на сюжет новозаветной. Отметим, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которую он создал за несколько месяцев до смерти, является одной из самых известных в творчестве художника. «Возвращение блудного сына» — одно из самых совершенных созданий великого мастера.