Известный искусствовед Иосиф Бакштейн в интервью МТРК «Мир» рассказал о том, как меняется современное искусство.
Изменения графика работы музея
- Памяти Иосифа Бакштейна
- Иосиф Бакштейн 1945 – 2024
- О компании
- Фотограф Владимир Кураков. ИОСИФ БАКШТЕЙН. 1999
Скончался основатель Московской биеннале современного искусства Бакштейн
последней, под его руководством. Вообще-то Иосифа Марковича Бакштейна можно смело назвать одним из самых влиятельных и значительных людей в российском современном искусстве, создавшим наше арт-сообщество. «Иосиф Бакштейн был одним из тех, кто превратили первые десять лет XXI века Москвы в фейерверк мирового современного искусства», – подчеркивается в релизе. Светлая память, Иосиф Маркович. «Вообще Бакштейна можно описывать множеством эпитетов, но главный из них очевиден: он — большая любовь». С 1991 года Бакштейн работал директором Института проблем современного искусства и ведущим научным сотрудником Российского института культурологии.
Умер основатель Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн
Вообще Иосифа Марковича Бакштейна можно смело назвать одним из самых влиятельных и значительных людей в российском современном искусстве. Он создал локальное арт-сообщество.
Siden, J. Ноэль Хардинг Канада. ЦДХ, Москва 1995 "Частный взгляд на войну". Музей "Дома на набережной", Москва 1994 "Новое в некрореализме". Евгений Юфит. Профсоюзная, 100, Москва 1994 "20 лет Бульдозерной выставке". Мария Серебрякова и Ида Аппельбрук.
Пересветов пер. Стокгольм, Швеция 1990 Kwon Soo Park.
Он нам до сих пор помогает. Сейчас же самое главное — заставить даже благожелательно настроенного чиновника обратить на тебя внимание, убедить рискнуть и помочь проекту современного искусства. Юлия Музыкантская — девушка из очень хорошей московской семьи.
С биеннале как раз очень показательная история: я попросила папу о помощи. Проходит месяц или даже два, и он меня спрашивает: «А что такое эта биеннале вообще? Ты что там будешь делать? Тебе же было нужно». На Петре: шерстяной костюм, кожаные кеды, все Dior; хлопковая футболка, Raf Simons.
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение.
Поздравить юбиляра в начале этой недели собрались видные деятели искусства, в том числе и те, что приехали в Россию по приглашению Барта де Баре — главного куратора биеннале. День рождения Бакштейна, прошедший при поддержке The Symbol Art, отмечали на фоне его персональной выставки «В поле зрения.
ИСКУССТВО ПОПАДАЕТ В БУДУЩЕЕ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИОСИФЕ БАКШТЕЙНЕ
Иосиф Маркович отвечает, что специальности такой в наших вузах нет, а в Институте проблем современного искусства, где он преподает, программа ориентирована на молодых художников. Не стало Иосифа Марковича Бакштейна (1945-2024), одного из самых известных кураторов, искусствоведов, создателя Московской международной биеннале современного искусства и Института проблем. В 2018 институт был переименован в Институт современного искусства Иосифа Бакштейна и ныне является одной из ведущих институций в этой области. Смотрите видео онлайн «Институт Очень Современного Искусства Фактически Бакштейн» на канале «ХудИнста» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 22 декабря 2023 года в 2:59, длительностью 00:01:47, на видеохостинге RUTUBE.
Скончался известный культуролог Иосиф Бакштейн
«Иосиф Бакштейн был одним из тех, кто превратили первые десять лет XXI века Москвы в фейерверк мирового современного искусства», – подчеркивается в релизе. Подобный вираж в биографии Бакштейна на первый взгляд выглядит странно: на протяжении 90-х Иосиф Маркович заявлял о своем нежелании встраиваться в какие-либо жесткие административные структуры. На 79-м году жизни в Лондоне ушел из жизни основатель Московской биеннале современного искусства искусствовед Иосиф Бакштейн. 12 января 2024 года) скончался на 79 году.
Бакштейн-функция
Известный искусствовед Иосиф Бакштейн в интервью МТРК «Мир» рассказал о том, как меняется современное искусство. Не стало Иосифа Марковича Бакштейна (1945-2024), одного из самых известных кураторов, искусствоведов, создателя Московской международной биеннале современного искусства и Института проблем. Каждое воскресенье «Региональные новости» рассказывают о самых ярких событиях, произошедших за минувшую неделю в Центральном Федеральном округе. «После продолжительной болезни, в Лондоне ушел из жизни основатель Московской биеннале Иосиф Бакштейн», — говорится в сообщении.
Иосиф Бакштейн
Особенно учитывая основанный им в 1992 году Институт современного искусства — первое образовательное учреждение в России, в котором обучали современному искусству и воспитали несколько поколений современных художников. Вообще Бакштейна можно описывать множеством эпитетов, но главный из них очевиден: он — большая любовь. Для профессионального сообщества Иосиф был хедлайнером, визионером и комиссаром. Он был везде. Его можно было встретить почти на любом арт-событии. Казалось — зачем?
Ответила на этот вопрос для себя я только спустя время: ему было очень важно само искусство. А еще он «видел» людей.
Иосиф Бакштейн — кандидат философских наук, российский искусствовед и художественный критик, который курировал проведение около ста выставок современного искусства в России и за рубежом. Накануне смерти его выписали из больницы, куда он попал с инсультом.
Прощание с артистом пройдёт 15 января в Малом театре.
Это тоже отчасти еврейская модель мира — все в какой-то степени правы». Как и многие советские евреи, Бакштейн вполне мог эмигрировать за границу и уже там пытаться реализовывать свои амбиции. Впрочем, он этого не сделал, хотя его первая жена Екатерина Компанеец уехала с двумя их детьми сначала в Израиль, а затем в Америку.
Термин образован от обозначения территориальных единиц в Древнем Египте, где по преданию были захоронены части тела расчлененного бога плодородия Осириса в годы расцвета по строгости отбора и снобистской недоступности для посторонних были подобны дзэнской секте или масонской ложе. Впрочем, это не коснулось Иосифа. Его можно увидеть почти на всех фотографиях с акций «КД», он знаком и дружен с большинством концептуалистов. Более того, Бакштейн в качестве имени нарицательного попал в канонический текст — «Словарь терминов московской концептуальной школы» Ad Marginem, 1999.
Именно здесь возник термин «Бакштейн-функция»: им описывается универсальный оператор актуальности в кругу московского концептуализма 1990-х годов. Проще говоря, быть «Бакштейном-функцией» значит идти в ногу со временем. Поразительный для нехудожника взлет карьеры внутри узкого и очень строгого круга адептов концептуализма сам наш герой пояснял так: «Я понимал, что я не художник, скорее комментатор или собеседник. Современное искусство требует комментариев, оно элитарно, непонятно, его надо объяснять, поэтому Философ и Художник — каноническая пара эпохи модернизма.
Существовала необходимость интеллектуала, спарринг-партнера, который дополняет художника». И хотя в составленной верховными жрецами «НОМЫ» Андреем Монастырским и Владимиром Сорокиным «Иерархии аэромонаха Сергия» Бакштейну была прилеплена конспиративная кличка Шнырь полностью текст можно прочитать в каталоге выставки «Каталог» 1990 года , его роль в деятельности московской концептуальной школы значительнее, чем даже у некоторых более «высокопоставленных» сектантов-художников. Бакштейну принадлежит большое число статей из томов «Поездок за город», с 1986 года он был автором-составителем тематических сборников Московского архива нового искусства МАНИ. Иосиф Маркович внес большой вклад в популярный у концептуалистов жанр рассуждений, а почти все его ранние кураторские и выставочные проекты были связаны с репрезентацией концептуалистов.
Сергей Мироненко. Холст, масло. Источник: vladey. Впрочем, несмотря на громкое имя — аналог существующей на Западе престижной институции ICA Institute of Contemporary Arts в Лондоне , — институт, который ехидно называли «Бакштейн и девочки», так и не заработал в полную научную силу.
Многие проекты скажем, публикация папок МАНИ так и остались неосуществленными, а обещанные московские выставки Джозефа Кошута и Синди Шерман не открылись. Впрочем, у «Института Бакштейна» были и удачные проекты: выставки «Монументы: трансформация для будущего» 1993 и «Tallinn — Moskva. Но по большей части институт функционировал в режиме привычного Бакштейну с молодости кружка, дискуссионного клуба, места коммуникаций, который к тому же на протяжении нескольких десятилетий располагался в «намоленном» месте — легендарной мастерской Ильи Кабакова, соарендатором которой с 1996 года был Иосиф Маркович ради этого ему пришлось вступить в МОСХ. Единственным по-настоящему успешным стал запущенный в 1999 году образовательный проект для молодых художников и искусствоведов «Новые художественные стратегии».
Из этой школы в современное московское искусство пришли многие молодые художники, практически целое новое поколение среди них Елена Ковылина, Максим Илюхин, Виктор Алимпиев, Паруйр Давтян и другие. Поскольку первые наборы курсов были совместным проектом института и Центра современного искусства Сороса, то в устной народной традиции они были известны под именами «школы Бакштейна» или «школы Сороса». В истории создания самого Центра Сороса в Москве в 1990-е годы Бакштейн тоже играл одну из ведущих закулисных ролей. Формально он не занимал в центре никаких должностей, но все шептались, что именно Иосиф Маркович посадил на должность директора центра Ирину Алпатову и имел большое влияние на ее политику.
С Соросом я был немного знаком. Я отказался возглавить центр, потому что никогда не играл по чужим правилам, а нужно было встроиться в систему, которую изначально нельзя было контролировать.
Входил в топ самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии художественных СМИ. Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus». По теме.
Скончался куратор, президент Института проблем современного искусства Иосиф Бакштейн
Моя гуманитарная составляющая сформировалась довольно поздно. В 16 лет нужно было думать о том, куда поступать. Варианты в те времена должны были быть такими, чтобы было больше гарантий на поступление. Например, на физфак МГУ дело было в 1962 году поступить было трудно, евреев туда старались не брать. Была группа еврейских мальчиков и девочек, среди которых, помимо меня, был, например, Борис Березовский.
Мы поступали с ним вместе, но на разные кафедры. Экзамен содержал так называемые «еврейские» задачи, которые не решаются. Так я понял, что надо поступать куда-то, куда евреев брали. Был выбор: Институт нефти и газа им.
В последний мы с Березовским и поступили. Но впоследствии я больше общался с его дочерью, известной сегодня художницей. После окончания института я познакомился с математиком Владимиром Лефевром. Год спустя мы с ним оказались в Центральном экономико-математическом институте при Академии наук.
Там была социологическая лаборатория, где мы проводили исследования. Так я приблизился к гуманитарной проблематике. Тогда-то в моем окружении начали появляться художники. Одним из тех, кто серьезно повлиял на меня, был Александр Меламид, — с ним мы учились еще в школе.
В ней участвовало несколько наших соотечественников, в том числе Олег Кулик и Александр Бренер. Их проект назывался «Подозреваемые». Семь обычных московских девочек и семь таких же девочек-подростков 15-16 лет, которые кого-то убили. Они были одинаково одеты и визуально ничем не отличались друг от друга.
Разделить с Иосифом Марковичем этот торжественный вечер собрались сокураторы его нового проекта, а также сами герои выставки: Андрей Филиппов, Вадим Захаров, Андрей Бартенев и другие российские художники.
Другая выставка-акция состоялась в Бутырской тюрьме, — понятно, что это потребовало недюжинного организаторского таланта. Выставка «Клуба авангардистов» в Бутырской тюрьме.
И Кошут сказал, что хотел бы видеть куратором Иосифа Бакштейна». С 2007 по 2016-й он был ее комиссаром. Его авторитет позволил привлечь к Московской биеннале лучшие художественные и кураторские силы. При нем биеннале пережила свой взлет, выставки в Москве делали самые звездные мировые кураторы — Жан-Юбер Мартен, Ханс Ульрих Обрист, Петер Вайбель, Барт де Бар и другие — с участием таких же художников-звезд.
Его знали везде — от Стокгольма до Бангкока. Он был куратором российских экспозиций на Manifesta 4 и на 25-й Биеннале в Сан-Паулу.
В основном молодые кураторы приобретают опыт в сотрудничестве с людьми старшего поколения, такими как я. У меня, например, много лет работала Аня Зайцева и она теперь делает неплохие выставки. То же самое касается Юлии Аксеновой и некоторых других». Но Бакштейн не считает, что вкусы публики формируются только кураторами выставок. Большую роль играют и критики, и сами художники, и арт-дилеры, а также работники музеев, аукционные дома и коллекционеры. Именно мнение людей, обладающих влиянием, из числа критиков или кураторов, которые берут на себя риск экспонировать работу художника на территории искусства, в дальнейшем формирует отношение к работе актуального художника как к произведению искусства. Завершается этот процесс актом музеефикации — включением того или иного произведения в музейную коллекцию и вхождением этого произведения в историю искусства.
На вопрос о том, насколько денежный эквивалент отражает художественную ценность произведения, Иосиф Маркович отвечать не спешит. Рынок формировал систему цен на основе ценностей, культурных и художественных. Эти слова ведь однокоренные только в русском языке, как я наблюдаю. Сейчас идет полемика между коммерческим и некоммерческим секторами искусства о том, кому определять систему ценностей, и рынок похоже решил, что он «сам с усам». Кризис обострил все противоречия, цены на многие произведения искусства упали в разы, поскольку были неоправданно раздуты. Словом, та же ситуация, что и на большом финансовом рынке». Я замедляю шаг и делюсь с Иосифом Марковичем личным наблюдением, которое касается еще одного противоречия. Мне кажется, что произведения современных художников могут быть любопытны, зрелищны, иллюстрировать какую-то социальную проблему, загадывать загадки, но почему-то нет работ, которые вызывают возвышенные чувства, восторг, трепет, благоговение, умиление.