Сначала выяснилось, что параллельно с задумкой Гайдая ставить «Двенадцать стульев» уже начал работать над экранизацией другого произведения писателей – «Золотого теленка» – Михаил Швейцер.
Как Марк Захаров снимали свои "12 стульев"
Мне больше нравится ранняя экранизация произведения Двенадцать стульев, 1971 года. История создания романа «12 стульев» обросла всевозможными легендами, байками и небылицами, которые активно поддерживали и распространяли сами авторы. В финале фильма идут кадры с Москвой 1971 года. Сегодня — юбилей у фильма Леонида Гайдая «12 стульев». 50 лет назад состоялась премьера единственной двухсерийной картины главного комедиографа СССР.
Кинопрогулка с Остапом Бендером или где Гайдай снимал "12 стульев"
По пути, на Военно-Грузинской дороге , Бендер и Воробьянинов встречают отца Фёдора, который, потратив все свои сбережения на липовые «воробьяниновские» стулья и ничего там не найдя, сошёл с ума. Концессионеры доходят до города Ялта. Ночью, прокравшись в театр и переждав землетрясение , они добывают 11-й стул, который также оказывается пустым. Вернувшись в Москву, Бендер узнаёт, что последний стул находится в клубе железнодорожников. Обезумевший Воробьянинов из-за боязни, что Остап оставит его ни с чем, убивает спящего компаньона опасной бритвой. Пробравшись в клуб, Воробьянинов узнаёт, что по случайности в стуле были найдены запрятанные буржуями сокровища, и на них был отремонтирован этот клуб.
После неожиданной новости Воробьянинов, вскрыв последний стул, в отчаянии издаёт душераздирающий крик… Фильм заканчивается пролётом камеры над Москвой: над Новым Арбатом , в том числе над зданием СЭВа и Московским домом книги , памятниками Владимиру Маяковскому , Николаю Гоголю и Александру Пушкину и над несуществующим памятником Илье Ильфу и Евгению Петрову. Толпа зрителей, в том числе и актёры, сыгравшие персонажей фильма, идут в кинотеатр « Россия » на премьеру «12 стульев» Леонида Гайдая. Изображённый на плакате Остап Бендер говорит: «Заседание считаю закрытым. Спасибо за внимание!
Гайдай, попавший в неловкую ситуацию с приглашением актёра на роль Кисы, в благодарность предложил ему читать текст от автора [3]. Но последняя на эту роль не подошла, потому что показалась не совсем смешной. Предпочтение собирались отдать Галине Борисовне, но звукооператор Владимир Крачковский из команды Гайдая привёл на съёмочную площадку свою жену, Наталью Крачковскую. Гайдай глянул на неё и сказал: «Вот она, мечта поэта» [5]. Подтверждение от Михаила Пуговкина сыграть роль отца Фёдора Гайдай ждал три недели, пока актёр советовался со своей матерью, Натальей Пуговкиной — глубоко верующим человеком. Ролью вороватого священника сын боялся обидеть её чувства.
Эта картина стала первой советской киноверсией знаменитого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Ещё в начале 30-х годов произведение сатириков экранизировали в Польше — действие фильма происходило в Варшаве, а Остапа Бендера переименовали в Камила Клепку. Следом вышла английская версия под названием «Пожалуйста, сидите», в которой поиски сокровищ были перенесены в Манчестер. Готовились снимать «Двенадцать стульев» и в Голливуде, причём при непосредственном участии авторов романа, которые в середине 30-х годов путешествовали по Америке. Писатели совместно с режиссёром Льюисом Майлстоуном работали над сценарием, действие которого разворачивалось в замке богатого американца, однако осуществлению планов помещала смерть Ильи Ильфа от туберкулёза. Лишь в 1966 году режиссёр Александр Белинский на Ленинградском телевидении поставил чёрно-белый спектакль «Двенадцать стульев» с Игорем Горбачёвым и Николаем Боярским в образах Остапа и Кисы. Леонид Гайдай мечтал первым перенести роман на советский киноэкран, но когда обратился в Госкино, то узнал, что заявку на фильм уже подал Георгий Данелия. Расстроенный режиссёр готовился распрощаться с мечтой, но неожиданно Данелия «перегорел» — и просто подарил фильм конкуренту.
Но не исключено, что идея взялась из воздуха, сюжет о дореволюционных сокровищах и кладах в то время был нередким. Существует и другая, более правдоподобная версия. Будучи человеком с юмором, Шор любил весело рассказывать о своих похождениях, про которые Катаев обещал когда-нибудь написать роман. Эту-то идею «Дюма-отец» и поведал соавторам. Они с удовольствием вплели многие байки Шора в текст своей книги. Прочитав первую часть романа, Валентин Катаев остался доволен и пророчил писателям успех, но ставить свою фамилию на обложке отказался. Прочитав первую часть романа, Валентин Катаев остался доволен и пророчил писателям успех, но ставить свою фамилию на обложке отказался, признавая за авторами полную самостоятельность. Однако выдвинул два условия. Первое — роман должен посвящаться ему, второе — с гонорара Ильф и Петров обязаны отблагодарить его за идею и вдохновение золотым портсигаром. Кстати, портсигар Катаеву преподнесли действительно золотой, правда, намного позже и женский. Так соавторы сэкономили на «Дюма-отце». Кадр из фильма «12 стульев» 1971 «Ключ от квартиры, где деньги лежат» Если верить дочери Ильфа Александре Ильиничне, всю жизнь занимавшейся архивами отца и его друга, в прозу превращалось все, что окружало соавторов. Например, Старгород полнился одесскими реалиями, редакция газеты «Станок» обстановкой напоминала родной для Ильфа и Петрова «Гудок», а общежитием имени Бертольда Шварца сделали не что иное, как прилегающую к зданию газеты комнату, в которой поселился Илья Ильф с молодой супругой. Скудная обстановка — матрац на четырех кирпичах, стул, стол и три ширмы вместо стен — нашла отражение в описании «пенала» Коли и Лизы. Прототипами главных и второстепенных героев становились знакомые и друзья. Например, бывший уездный предводитель дворянства Киса Воробьянинов напоминал полтавского дядюшку Петрова Евгения Петровича Ганько. Тот тоже слыл жизнерадостным эпикурейцем, гурманом и носил золотое пенсне. Журналист «Гудка», способный производить по пятьдесят отличных цитат в день, Миша Глушков, автор знаменитой фразы про ключ от квартиры, где деньги лежат, был полностью доволен списанным с него персонажем Авессаломом Владимировичем Изнуренковым. Поговаривают, будто Миша в знак благодарности даже поцеловал Ильфа в плечо. Язык же довел Глушко до лагеря. Александра Ильф вспоминает: «В 1936 году остроумие привело его к аресту и ссылке. Юмора не поняли. Он вернулся из ссылки через двадцать лет и через два года умер». Эллочкой-людоедкой с ее вечными «хо-хо», «хамишь» и «парниша» стала Тамара, младшая сестра первой жены Валентина Катаева. Она была известной среди друзей любительницей мод и шмоток. А вот антагонист Кисы и Бендера отец Федор пародирует не кого-нибудь, а Достоевского, который в то время считался реакционным писателем.
12 стульев - новости к фильму
- В подборках
- 12 стульев 1971 смотреть онлайн
- Интересные факты о фильме "12 стульев" 1971: lemming809 — LiveJournal
- Актёры и съёмочная группа
8 интересных фактов о фильме «Двенадцать стульев»
- Найти Остапа Бендера оказалось непросто
- Художественный фильм «12 стульев». Фильмы и Сериалы. Первый канал
- Кинопрогулка с Остапом Бендером или где Гайдай снимал "12 стульев": dubikvit — LiveJournal
- 19 фактов о фильме «12 стульев», который даже спустя 50 лет остается актуальным
12 стульев — Video
Москва в кино. Х/ф "12 стульев" (Мосфильм, 1971г): progulkino — LiveJournal | Культовый фильм «12 стульев» останется тем самым фильмом, к которому я всегда буду обращаться, если снова захочется перенестись во времена революции и последовавшего за ней периода военного коммунизма. |
Двенадцать стульев (FullHD, комедия, реж. Леонид Гайдай, 1971 г.) | Отец Федор с колбасой в исполнении Михаила Пуговкина в фильме «12 стульев», 1971 год. |
Проблемы со скелетом: в фильме «12 стульев» заметили киноляп
Гайдай сокрушался: «Не пойдёт! Фарта не будет! Следующим кандидатом оказался Владимир Высоцкий, однако прямо перед съёмками он ушёл в запой. В Госкино к грузинскому Остапу отнеслись скептически, однако режиссёр парировал: «Папа у него турецкоподданный, почему маме не быть грузинкой? Кстати, на пробах 45-летний Гомиашвили поступил как истинный Бендер — сказал, что ему 35 лет. Участие актёра в картине оказалось под угрозой — на момент съёмок у него обнаружили опухоль мозга, однако он во что бы то ни стало решил сыграть заветную роль. Работа в «12 стульях» чудесным образом исцелила Филиппова: он сумел восстановиться и прожил ещё двадцать лет. Мордюкова показалась слишком солидной и серьёзной, её появление в кадре не вызывало смеха.
В знаменитой сцене танго с Мироновым , где актер эффектно ронял свою спутницу, Полищук часто падала мимо заготовленных матрасов. Фильм был полностью снят на студии, включая сцены на открытых пространствах. Режиссер был не очень доволен декорациями и называл их «некачественными и фанерными».
Захаров всегда говорил, что не хотел снимать фильм как чистую экранизацию. Это музыкальная комедия. Но рискованный ход не сразу оправдал себя, и первый показ фильма на ТВ стал почти провальным.
Актер Михаил Козаков сказал тогда Марку Анатольевичу, что картина просто опередила свое время. Так и случилось. Чуть позже она станет не менее почитаемой, чем работа Гайдая.
Самые известные цитаты неподражаемого Остапа Бендера Время, которое у нас есть, — это деньги, которых у нас нет. Вы прямо герой труда. Вам памятник нерукотворный поставить надо!
Вы мне, в конце концов, не мать, не сестра и не любовница. Утрите ваши глазки, гражданка. Каждая ваша слезинка — это молекула в космосе.
Мы чужие на этом празднике жизни. Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
Чтобы не было простоя, Гайдай выпускает комедию «Бриллиантовая рука». По записям Фёдора Раззакова, 7 марта 1969 года сценарно-редакционная коллегия одобрила заявку В. Бахнова на написание сценария «12 стульев», а три дня спустя с автором был заключен договор. Далее, 17 марта было решено прикрепить к работе над сценарием Леонида Гайдая, а также тех людей, с кем ему предстояло экранизировать этот сценарий.
Стоит отметить, что съемочную группу Гайдай набрал из новых людей, в ней практически не осталось никого, кто работал с ним на «Бриллиантовой руке». Однако композитор остался прежний Александр Зацепин. Их маршрут включал в себя Рыбинск, Работки, Тутаев. В ходе этой поездки были выбраны места будущих съемок чуть раньше были утверждена натура в Москве, Пятигорске, Батуми. Пробы актеров начались в январе 1970 года. Съемки в павильоне студии продолжались до 23 мая.
После чего съемочная группа отправилась в экспедицию — в город Рыбинск.
Эта комедия дала путевку на большой экран не только Арчилу Гомиашвили, но и Наталье Крачковской, которая получила свою роль лишь по воле случая. Причем после долгих обсуждений «на самом верху» предпочтение отдавалось Галине Волчек: Мордюкова, по мнению художественного совета, была чересчур серьезной, и ее появление не вызывало приступов гомерического смеха, чего добивался Леонид Гайдай. Короче, роль уже почти была в кармане у Галины Волчек, как вдруг однажды на съемочной площадке появилась прелестная дива, глянув на которую режиссер только и молвил: «Так вот она, мечта поэта! На тот момент Наталья еще училась во ВГИКе, что не помешало ей после прочтения сценария чуть ли не сразу… отказаться от роли. Меня задела характеристика героини: «Мадам Грицацуева — женщина необъятных размеров с арбузными грудями». От обиды меня просто колотило. Но Гайдай меня сразу поставил на место: «Ты себя в зеркале видела? Съемки запомнились Наталье Крачковской как большое испытание.
Во-первых, ей пришлось немало побегать за «ненаглядным сусликом» по коридорам и лестницам. Во-вторых, прыжок вниз головой пришлось совершить не единожды: оказывается, поначалу камера не сработала. В-третьих, в сцене, когда мадам Грицацуева бьется в дверях, неожиданно лопнули стекла и посыпались прямо актрисе на лицо Наталья Крачковская до сих пор помнит полный ужаса крик Гайдая: «Глаза береги! Да еще в придачу тяжеленную железную конструкцию на меня положили, которая вообще меня чуть не раздавила! Двойной выбор. Красавицу Лизу выбирали из двух актрис, двух прекрасных Наташ — Варлей и Гурзо. Причем поначалу Наталью Варлей приглашали на пробы совсем другой роли: ей предлагалось предстать в образе Эллочки-людоедки. Но во время проб Гайдай увидел Варлей в белом парике и тут же понял: никакая она не Эллочка, а самая что ни на есть Лиза! Впрочем, Наталья Гурзо, вспоминая о своих пробах, честно признается, что не особо боролась за роль.
Поэтому и переживаний от того, что ей предпочли другую актрису, у нее не было. А вот актер Михаил Пуговкин получил свою роль без проб. Однако перед тем как взяться за работу, он очень долго размышлял, не грешно ли это — осмеивать священнослужителя. Сомнения развеяла его мама, которая справедливо отметила: мол, ты же высмеиваешь всего лишь алчного пастыря, а вовсе не веру… Однако во время работы над картиной актеру пришлось несладко. Сначала Михаил Пуговкин промерз буквально до костей, когда снимали эпизод пребывания отца Федора на скале. Причем, как позже выяснилось, все его мучения оказались напрасны: ощущения высоты в кадре не было. Так что сцену переснимали в павильоне. И получилось убедительней! Но по-настоящему рисковал актер, когда пришлось раз за разом переснимать сцену, как отец Федор рубит гарнитур генеральши Поповой на берегу моря.
Погода стояла, мягко говоря, совсем не курортная, а прибавьте сюда еще и порывистый ветер… Словом, именно в тот день актер заработал себе радикулит. Вот какие жертвы приходится порой приносить во имя искусства! Зачем же стулья ломать? Одними из главных действующих персонажей в фильме являются, собственно, сами стулья. Так вот, приступив к работе над лентой, выяснилось, что найти по-настоящему интересный материал ну решительно невозможно!
12 стульев. Фильм 1
Смотрите новые видео в TikTok (тикток) на тему #12стульев. Сегодня — юбилей у фильма Леонида Гайдая «12 стульев». 50 лет назад состоялась премьера единственной двухсерийной картины главного комедиографа СССР. Картина Леонида Гайдая "12 стульев" теперь доступна к просмотру бесплатно и в хорошем качестве. Режиссер «12 стульев» Зеленов признался, что рад увольнению Назарова из проекта.
Фильм «Двенадцать стульев» смотреть онлайн
12 стульев, 1971, фильм, смотреть онлайн, на Смотрим, в хорошем качестве, бесплатно, Арчил Гомиашвили, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская, Нина Гребешкова. 12 стульев (фильм 1971) смотреть онлайн. Во время революции и последовавшего за ней краткого периода военного коммунизма многие прятали свои ценности как можно надежнее. В 1971 году на экраны вышел легендарный фильм «Двенадцать стульев». В обеих экранизациях романа «Двенадцать стульев» (1971 и 1976) отсутствует один важный для восприятия эпохи фрагмент.
12 стульев
Он унижается, совершает нелепейшие поступки, делает всё, что прикажет ему Остап. Бендер с самого начала комедии показан предприимчивым и алчным человеком. Актёрская игра Арчила Гомиашвили, исполнившего роль Остапа, несомненно, на высшем уровне. В фильме также присутствует Георгий Вицин. И хотя он играет второстепенного персонажа, его герой приковывает к себе внимание с первого появления в кадре. Комедия сопровождается музыкой Александра Зацепина, которая придаёт фильму динамичность и шарм. Кинокартина смотрится на одном дыхании и непрерывно вызывает улыбку. История развивается стремительно — в шок приводит надпись «до конца фильма осталось 17 минут», ведь казалось, что он только начался.
Гениальна сатира и игра слов, но другого и не ждёшь, когда смотришь работу Леонида Гайдая. Особенно понравился момент, когда в Пятигорске Остап брал деньги за вход в Провал, как он сказал, для ремонта, чтобы «не слишком проваливался». Каждая шутка уместна, в комедии нет ничего лишнего.
Арчил Гомиашвили, исполнивший главную роль, очень обиделся на режиссера за то, что его героя переозвучили. Роль Кисы Воробьянинова исполнил Сергей Филиппов.
Незадолго до начала работы у актера диагностировали рак мозга. Филиппов страдал дикими головными болями. Известные цитаты Может, тебе дать еще ключ от квартиры? Где деньги лежат? Ну ты, жертва аборта!
Съемки Съемки «Двенадцати стульев» с Арчилом Гомиашвили продолжились 29 апреля. В начале пересняли эпизод знакомства с Кисой Воробьяниновым в дворницкой на павильоне в Мосфильме. Там же сняли интерьеры гостиницы «Сорбонна», а также квартиры Людоедки-Эллочки и мадам Боур, дом отца Федора. Первое появление великого комбинатора в сопровождении беспризорника было снято на бульваре Ушакова, рядом с набережной. Сейчас на этом месте поставили памятник героям фильма: Прием духовых инструментов в утиль происходит на фоне рыбинской каланчи: Эпизод дележки стула Ипполитом Матвеевичем и отцом Федором на фоне реки Черемхи тоже из этих мест. В конце июня съемочная группа отправилась в путешествие по Волге на теплоходе «Чичерин», который на время съемок поменял имя на «Скрябин». На судне сняли эпизод с рисованием плаката и кражей одного из стульев.
В городе Работки сняли сцену преследования концессионеров васюкинскими шахматистами-любителями. Вернувшись в Рыбинск, съемочная группа отсняла еще несколько эпизодов, в том числе знакомство комбинатора с дворником Тихоном. После этого съемки вновь перенеслись в Москву. В начале 2000-х в этом здании размещался бар-ресторан "Нью Васюки". По сюжету после отдыха в общежитии герои посещают музей мебели, зданием которого на время съемок стал дом 12 на улице Воронцово Поле. Он был построен в 1888 году по проекту архитектора Д. Концессионеры узнают, что стулья будут продаваться с аукциона, куда они немедленно и отправляются.
Остап Бендер великий комбинатор и мыслитель всех времён. Ну, по крайней мере, он так всех уверяет. Ну сам себя не похвалишь, то никто и не похвалит. Ипполит и Остап знакомятся случайно, но, вскоре, становится понятно, что эта встреча не случайность для обоих. Они объединяются, чтобы вместе найти сокровища. Им будет противостоять святой отец Фёдор.
Двенадцать стульев (1971)
Малоизвестные факты о фильме "12 стульев" (1971 г.) | Смотрите онлайн 12 стульев 2 ч 32 мин 34 с. Видео от 12 января 2021 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! |
Как снимали фильм "12 стульев" Леонида Гайдая: kak_eto_sdelano — LiveJournal | Картина Леонида Гайдая "12 стульев" теперь доступна к просмотру бесплатно и в хорошем качестве. |
“Двенадцать стульев” (1971) | В СССР роман "12 стульев" экранизировали дважды: в 1971 и в 1976. Режиссёрами выступили Леонид Гайдай и Марк Захаров соответственно (мой отзыв на "12 стульев" от почившего на днях Захарова можно прочитать тут). |
Двенадцать стульев (1971) | Проблемы со скелетом: в фильме «12 стульев» заметили киноляп. |
Как снимали фильм "12 стульев" Леонида Гайдая
В июне 1971 года в советский прокат вышел фильм «12 стульев», снятый великим комедиографом Гайдаем по роману Ильфа и Петрова. В обеих экранизациях романа «Двенадцать стульев» (1971 и 1976) отсутствует один важный для восприятия эпохи фрагмент. остросюжетного рассказа, актуальность которого не угасает спустя не одно десятилетие. Кому интересно смотрите так же мой пост: По местам съемок фильма 12 стульев. В 2021 году исполнилось 50 лет со дня премьеры фильма Леонида Гайдая «12 стульев» — экранизации знаменитого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова.