Новости апл комсомолец

О последних минутах "Комсомольца" — в материале РИА Новости. Технический проект подводной лодки «Комсомолец» был разработан с противопожарной системой ЛОХ, имеющей дистанционное управление из центрального поста. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после пожара 7 апреля 1989 года.

День памяти погибших подводников

В 7 отсеке, по неизвестной до сих пор причине, возник пожар. Затем «Комсомолец» на какое-то время потерял управление, но субмарине удалось всплыть. Уже на поверхности Норвежского моря началась эвакуация. Лодка, тем временем, стремительно уходила на дно.

Помощи моряки ждали на спасательных плотах и в ледяной воде. Мы понимали, что, наверное, наша участь и судьба уже решены. Но в этот момент мы запели «Варяга», что дало нам ещё определённый заряд энергии, и мы дождались помощи».

В той катастрофе погибли 42 моряка. Четверо — при пожаре, ещё трое остались на борту. Командир Евгений Ванин мог выбраться, но делать этого не стал.

Остальные умерли от переохлаждения.

Основной задачей учёных является сбор данных о состоянии морской среды для оценки возможных последствий её загрязнения радиоактивными продуктами с борта субмарины, сообщает Русское географическое общество. Рейс пройдёт в рамках одного из направлений государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» — этапа 2021 года «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике». В акватории Норвежского моря в месте гибели подводной лодки «Комсомолец» учёные возьмут пробы воды с различных горизонтов, пробы донных отложений, пробы радиоактивных аэрозолей, проведут предварительное концентрирование водных проб и оперативную оценку уровня загрязнения объектов окружающей среды радиоактивными веществами.

Пробы были взяты из вентиляционного отверстия, которое находится в непосредственной близости от реактора. Российские эксперты-подводники, к которым обратился Daily Storm, высказались весьма скептически об обнародованном уровне загрязнения. Такие цифры всегда смущают. Они вниз спускались, что-то из вентиляционного отверстия брали — для меня это непонятный термин», — заявил Daily Storm командир советской подводной лодки К-219 Игорь Британов. На его подводной лодке в 1986 году произошел взрыв баллистической ракеты, и она затонула в Атлантическом океане. В принципе, она там давно лежит, реактор может потечь, хотя он заглушен полностью, так что не должно быть такой радиации — в тысячи раз.

При этом выяснилось, что тысячеметровая толща воды не позволяет обнаружить подлодку: её не слышали гидроакустики, а другие субмарины не имели возможности найти её и уничтожить. Под этим именем 28 февраля атомоход вышел в своё последнее плавание. Оно не предвещало ничего особенного, поэтому основной экипаж остался на берегу. Сменным экипажем командовал опытный подводник капитан первого ранга Евгений Ванин. Автономное плавание продолжалось больше месяца. В начале апреля «Комсомолец» двинулся из Норвежского моря к родным берегам. Смерть во льдах 7 апреля в 11 часов утра внезапно вспыхнул пожар в седьмом отсеке. Причина его так и осталась невыясненной. Возможно, произошло короткое замыкание. Практически сразу погиб вахтенный матрос. Посланный на место пожара мичман успел сообщить, что седьмой отсек весь заполнен дымом, и тоже погиб. На лодке, которая находилась в 980 километрах от родных берегов и на глубине 350 метров, объявили пожарную тревогу. Команда пыталась справиться с пожаром. Этому мешало то, что моряки не только плохо знали, как действовать в критической ситуации, но и не представляли, где на борту находится инструкция, описывавшая эти действия. Газоанализатор, отвечавший за содержанием кислорода в воздухе, не работал на «Комсомольце» целый год. Скорее всего содержание кислорода было повышенным, что способствовало быстрому разрастанию пожара. Капитан Ванин распорядился включить систему химического пожаротушения, но ответственный за неё офицер по какой-то причине не смог этого сделать. Пожар бушевал уже и в шестом отсеке. Его люки задраили, но огонь продолжал распространяться по трубам и по кабелям. На глубине 50 метров подъем остановился — сработала аварийная защита атомного реактора, и он отключился. Именно поэтому подводного Чернобыля не произошло. На «Комсомольце» имелся аварийный дизель-генератор. По всем инструкциям на его включение отводилось десять минут, но команда провозилась с этим более двух часов. Ванин отдал приказ продуть спеццистерны сжатым воздухом. Лодка всплыла на поверхность, но из-за поврежденных огнем клапанов на воздухопроводах, воздух хлынул в шестой и седьмой отсеки. Пожар запылал с новой силой. Температура внутри горевших отсеков превысила тысячу градусов. Начал плавиться корпус лодки. Ванин приказал связаться с командованием. Удалось это не сразу, так как гидравлика выдвижных антенн плохо работала. Лишь через 20 минут была передана радиограмма о нештатной ситуации, с которой экипаж борется собственными силами. Тем временем огонь продолжал распространяться.

"Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец"

Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка "Комсомолец" До сих пор точные причины возникновения пожара на борту атомной подводной лодки «Комсомолец» так и не выяснены.
Как погибала подлодка Комсомолец. Почему на самом деле затонула подлодка К-278 Комсомолец | Пикабу Приказом Главнокомандующего ВМФ России 7 апреля объявлено в ВМФ Днем памяти подводников экипажа АПЛ «Комсомолец» — Днем памяти погибших подводников.
Последнее погружение. Аварии и катастрофы подводных лодок в СССР и России - ТАСС О последних минутах "Комсомольца" — в материале РИА Новости.

Погибла советская атомная подлодка «Комсомолец»

Пока угрозы нет Полученные предварительные данные не удивили ученых. Только Россия с момента аварии провела семь экспедиций к К-278 «Комсомолец». Последнее российское погружение к субмарине состоялось в марте 2007 года. Тогда же и была подтверждена утечка радиации в районе одной из вентиляционных труб реакторного отсека, ранее фиксируемая в российских и норвежских экспедициях. Поскольку К-278 «Комсомолец» находится на глубине 1680 метров, где практически отсутствуют течения и крайне мало морских животных, вероятность попадания радиоактивных веществ в трофическую цепь человека ученые считают очень низкой. Тем не менее действующие в Норвегии нормы измененные после аварии на Чернобыльской атомной электростанции, ЧАЭС, в апреле 1986 года устанавливают предельную удельную объемную активность в пищевых продуктах в 600 беккерелей на килограмм, что все же ниже, чем наблюдаемый максимальный уровень радиации от АПЛ.

Во всех пробах, взятых не вблизи вентиляционной трубы, загрязнение не обнаружено», — сказала The Barents Observer руководитель экспедиции к К-278 «Комсомолец» Хильде Элисе Хельдал. Специалист подчеркнула важность регулярного мониторинга радиационной обстановки вокруг субмарины, поскольку Норвежское и Баренцево моря выступают одними из основных источников рыбы в Европе и имеют важное экономическое значение для Норвегии и России. Лицо кирпичом Реакция некоторых российских комментаторов на экспедицию норвежцев традиционно оказалась своеобразной. Корпус играет роль саркофага, как в Чернобыле. А норвежцы, получается, проникли внутрь и теперь еще удивляются, что уровень радиации вырос тысячекратно», — заявил « Московскому комсомольцу » редактор журнала «Арсенал отечества» Алексей Леонков.

Отметился и бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов , руководивший операцией по спасению АПЛ К-141 «Курск», утонувшей 12 августа 2000 года со 118 членами экипажа в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров. По его мнению, «океан сам по себе хорошая защита» и «не надо ничего там бередить, ворошить, чтобы не возникло никаких осложнений». Справедливости ради нельзя не отметить, что Попов, сегодня заседающий в Мурманской областной думе, в свое время умолчал об остававшихся в живых после взрыва торпеды 65-76А «Кит» в девятом отсеке К-141 «Курск» 23 подводниках. В отличие от военных комментаторов, российские ученые оказались сдержаннее. Уровень там, как я видел [из сообщений СМИ] — 800 беккерелей.

Обычно в морской воде 2-4 беккереля.

Записывающих станций, установленных аппаратами возле лодки еще в 1995 году, обнаружено не было, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Нашли и забрали в бункер лишь измеритель течения. В это время "Мир-1" А. Сагалевич, Д. Войтов, К. Родионов вышел в район реакторного отсека, где с 1995 года стоял гамма-спектрометр. И здесь от прибора остались только якорь и кусок фала.

Первое впечатление было такое, что приборы сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов, может быть, и необитаемых телеуправляемых роботов. Осмотр герметизирующиx элементов в носовой части лодки, подвергшейся наибольшим разрушениям, показал, что все конструкции, в том числе и титановые заглушки, остались на своих местах. Но морская вода и время не пощадили алюминиевые части конструкций, установленных в месте разлома. В результате электрохимических реакций они были разрушены. Для решения этого вопроса нужен взвешенный подход и тщательные рассчеты специалистов по подъему нестандартных объектов с больших глубин. Стоимость такой операции оценивается сотнями миллионов долларов; 2007 год март Была проведена российская экспедиция по осмотру затонувшей АПЛ; 2019 год июль Ученые из России и Норвегии обнаружили превышение уровня радиации в районе затонувшей АПЛ в сто тысяч раз. Исследовательское судно «G. Sars» отправилось из Тромсё, чтобы выяснить экологическую обстановку и произвести замеры уровней загрязнения.

В экспедиции принимали участие специалисты из ведущих научно-исследовательских учреждений Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета НПО «Тайфун» и Норвежского института морских исследований. Они взяли пробы из вентиляционного отверстия, находящегося в непосредственной близости с реактором. Хелдаль отметила, что данные о превышении уровня радиации в сто тысяч раз предварительные. Ученый подчеркнула, что утечка радиации не представляет угрозу для рыболовства в этом районе. Однако ее уровень оказался выше зафиксированного российскими учеными в ходе предыдущей экспедиции в 2007 году. Исследователи применили спускаемый подводный аппарат AEGIR 6000, который может добраться до обломков лодки и передать изображение на судно. Зеленский Ю. Ванин Е.

Александров Ю. Бережной С. Апальков Ю. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".

Длина прочного корпуса в пределах 7 отсека от главного упорного подшипника до дейдвудного сальника главной линии вала уменьшилась на 69 мм В ходе глубоководных испытаний было выявлено несколько замечаний. Большинство было связано с уменьшением диаметра прочного корпуса из-за сжатия его огромным забортным давлением. Уменьшение диаметра прочного корпуса во всех отсеках, вызывало упругую деформацию конструкций внутреннего набора. На палубах и переборках было срезано несколько титановых болтов диаметром до 15 мм. Как правило, 15-миллиметровый болт ломается со звуком, подобным орудийному выстрелу, при этом болт летит со свистом в произвольном направлении. Иногда болты отваливались залпом. Покрытая линолеумом стальная палуба вспучивалась, дугой выгибались койки в каютах, заклинило дверь в каюту доктора, совмещенную с его боевым постом. Наблюдались неполадки с дейдвудным сальником и нижней крышкой входного люка. В III отсеке пришлось отсоединить вертикальную штангу подъемно-мачтового устройства, прошедшую нижний ограничитель и упершуюся в фундамент. Сорвался со сварки кожух ограждения тросов перископа. Эти недостатки, однако, не помешали погружению лодки на предельную глубину и проведению испытаний. Корабль прекрасно управлялся по курсу и глубине. Все его механизмы, оборудование, радиоэлектронные средства, были проверены в действии и работали безотказно. На рабочей глубине 1000 м лодка практически не обнаруживалась гидроакустическими и другими средствами потенциального противника и являлась неуязвимой для его оружия. Рассказывает полковник медицинской службы Евгений Никитин, автор книги «Холодные глубины»: «Вернувшийся с глубоководных испытаний корабль посетил командующий Северным флотом адмирал Иван Матвеевич Капитанец. Он поздравил всех с успешным проведением главных испытаний, назвал экипаж перед строем «экипажем героев» и приказал представить всех его членов к государственным наградам. Наградные листы на членов экипажа были оформлены и переданы командующему флотом. Однако награждение героев-подводников не состоялось. Возразило политуправление флота, которое не увидело заслуги экипажа в покорении боевой подводной лодкой тысячеметровой глубины». Но награду, орден Красной Звезды, и то с большим опозданием, на первом экипаже получил только один командир капитан 1-го ранга Зеленский. Но это было на степень ниже того, на что представляли. Возможную причину озвучил один из участников похода: «Перед погружением адмирал Чернов сказал: либо всех наградят, либо никого. Так оно и вышло - никого. А дело в том, что мы в Норвежском море получили радио - вернуться в базу и принять на борт московских адмиралов. Чернов возвращаться не захотел, записал в вахтенный журнал: «Управление подводной лодкой беру на себя» - и велел погружаться. С 30 ноября 1986 года по 28 февраля 1987 года выполнила задачи своей первой автономной боевой службы. Экипаж капитана 1 ранга Зеленского. Старший на борту заместитель командира 6-й дивизии А. Богатырёв В июне 1987 года была завершена опытная эксплуатация. АПЛ К-278 стала считаться не опытной, а боевой субмариной. В августе-октябре того же года корабль с первым экипажем на борту, успешно выполнил задачи второй боевой службы. За достижения в боевой подготовке 31 января 1989 года подводная лодка получила название «Комсомолец». Но, к сожалению, переименование « Плавник» в «Комсомолец» оказалось фатальным. Через 67 дней после переименования, при возвращении с третьей боевой службы АПЛ К-278 затонула в Норвежском море, а большая часть ее экипажа трагически погибла К этому времени в СССР уже шла «Перестройка», открывшая стране «Гласность», и, в многочисленных статьях, опубликованных в ряде газет и журналов, началось бурное обсуждение причин гибели советской атомной подводной лодки «Комсомолец Представителями Военно-морского флота высказаны различные предположения о причинах трагедии. Смысл их сводился к множеству технических несовершенств в различных системах подводной лодки. Их наличие полностью относилось на счет недоработок конструкторов, судостроителей, а также недопустимого либерализма при приемке корабля. И делался главный вывод: «Несмотря на самоотверженные и технически грамотные действия личного состава, спасти подводную лодку было невозможно». Смысл их сводится к тому, что основная причина гибели АПЛ К-278 состоит в недостатках организации специальной подготовки и подготовке по борьбе за живучесть второго экипажа подводной лодки. Прежде всего, игнорирование требований руководящих документов по БП и недопустимое снижение требовательности командования соединений к подготовленности экипажа, в условиях, когда выход в море завизирован вышестоящим командованием. Как обычно бывает, истина лежит между этими крайними мнениями заинтересованных лиц, а установить её можно, только скрупулезно исследуя факты, установленной правительственной комиссией по результатам изучения обстоятельств катастрофы. А они таковы: На третью боевую службу АПЛ «Комсомолец» ушла со вторым экипажем, под командованием капитана 1 ранга Ванина. В 1988 году экипаж прошел переподготовку в учебном центре и в сентябре был аттестован с неудовлетворительной оценкой по борьбе за живучесть корабля. Средний балл, полученный экипажем при сдаче задач по борьбе за живучесть, составил всего лишь 2,7 по пятибалльной шкале. К началу похода экипаж состоял из 64 человек: 30 офицеров, 22 мичманов и 12 старшин и матросов срочной службы. При этом восемь офицеров были в звании лейтенантов, т е. Экипаж лодку практически не держал, так как весь срок опытной эксплуатации и две предыдущие боевые службы корабль обслуживался первым экипажем. Для лодки «Комсомолец» не было разработано «Руководство по боевому использованию технических средств» РБИТС , хотя исходные данные для этой цели бюро-проектант выдало еще в 1983 году. РБИТС входит в комплект обязательной документации по живучести подводной лодки, и при отсутствии этого документа, вышестоящее руководство не имело права принимать у экипажа зачет по борьбе за живучесть корабля, а подводную лодку, по окончанию опытной эксплуатации, выпускать в море. В отсутствии РБИТС, экипаж капитана 1-го ранга Ванина не знал всего набора конкретных действий, применяемых в процессе борьбы за живучесть, а мог только, в отсутствие навыков, с той или иной степенью успешности, импровизировать. Комиссией установлено, что АПЛ вышла на боевое дежурство с неисправными газоанализаторами на кислород в 5-м и 7-м отсеках. Функции прибора заключаются в осуществлении постоянного контроля процентного содержания кислорода в атмосфере отсека и управлении автоматическим включением и выключением раздатчика кислорода. В 5-м и 7-м отсеках клапаны автоматической подачи кислорода были постоянно открыты, хотя такой режим подачи кислорода в отсеки не предусмотрен инструкцией по эксплуатации системы электрохимической регенерации воздуха. Неисправность газоанализатора стала первой объективной предпосылкой к созданию пожароопасной обстановки в отсеке. Второй предпосылкой стало размещение в 7-м отсеке, рядом с банками регенерации, запаса хлеба, консервированного спиртом, хотя проектной документацией его хранение здесь не предусмотрено. Как говорит начальник химслужбы капитан-лейтенант В. Лишь по чистой случайности, заспиртованный хлеб ёщё не загрузили в нем не возник пожар. Аварийная ситуация, перешедшая в катастрофу начала развиваться на 37 сутки боевой службы, когда АПЛ К-278 шла под ГТЗА со скоростью 8 узлов на глубине 380 метров, находясь в нейтральных водах, в 180 км к юго-западу от острова Медвежий и в 490 км от норвежского побережья. По свидетельству мичмана Геращенко, выжившего после катастрофы, за 10 минут до 11 часов стал мигать свет. Это могло свидетельствовать о колебании напряжения в общекорабельной сети. Есть предположение, что это были первые проявления начавшегося пожара, произошедшего не позднее 10 часов 55 минут, ещё до того, когда вахтенные отсеков начали докладывать об осмотре. Колебания напряжения, объясняемые, неисправной работой АРН турбогенератора, могли вызвать искрение в станции управления электродвигателем системы гидравлики в 7-м отсеке. Искры, в условиях повышенного содержания кислорода, вызвали возгорание паров спирта, консервирующего хлеб. При высоком содержании кислорода очаг возгорания мог возникнуть из-за любой, самой безобидной, причины нагрев какого-либо оборудования, промасленная ветошь, статическое электричество. В таком случае зафиксированные мигания ламп освещения были вызваны повреждением электрооборудования в ходе пожара. С этого места начинаются несоответствия в показаниях свидетелей выживших после аварии. Лейтенанты Дворов и а Федотко утверждают, что они лично слышали доклад вахтенного об осмотре 7-го отсека Из показаний к 1р Коляда: …«Предположительно, матрос Бухникашвили доложил без одной минуты 11, что 7-й осмотрен, замечаний нет…. А буквально через 3 минуты, из 7-го отсека поступил доклад: «Аварийная тревога, пожар в 7-м отсеке…». Вызывает сомнение, что был доклад об успешном осмотре отсека. Скорей всего вахтенный 7-го отсека, сразу после начала пожара, обнаружил возгорание и начал его тушить, используя систему ВПЛ. Около 11 часов, не имея доклада об осмотре 7-го отсека, командир дивизиона живучести связался с вахтенным отсека и получил сообщение о пожаре. Хотя не исключено, что вахтенный обнаружил разгорающийся пожар после своего доклада, когда выгорели пары спирта, и пошел черный дым от горящего полиэтилена. В центральном посту, узнав о пожаре, отдали команду вахтенному 7-го отсека о включении системы ЛОХ «на себя» и о переходе в 6-й отсек — эта команда зафиксирована в вахтенном журнале в 11 часов 3 минуты.

И извещали ли о них разработчики лодки? Этот вопрос становится особенно актуальным, учитывая, что произошло дальше. С самого начала правительство решило: «Комсомолец» надо поднимать. Похоронить с честью погибших, изучить характер повреждений. Также тревожило состояние атомного реактора и торпед, начинённых ядерными боеголовками. Правда, оказалось, что «Комсомолец» лежит на глубине 1670 метров, добраться куда не представлялось возможным. Теперь мало кто помнит, что в декабре 1989 года постановлением Совмина СССР ЦКБ морской техники «Рубин» было определено головной организацией по созданию глубоководных судоподъёмных средств широкого профиля. Вместо этого уже менее чем через месяц был заключён контракт с голландским консорциумом. Датой подъёма «Комсомольца» изначально назвали 1992 год, ибо считалось, что уже в 1993-м он начнёт фонить. Но в том же 93-м вдруг обнаружилась новая проблема. Как оказалось, «Комсомолец» поднимать нельзя. Лодка вся в трещинах и при попытке подъёма может просто «рассыпаться на куски». В итоге «Комсомолец» так и остался лежать на дне. А надёжного глубоководного спасательного средства страна так и не получила, что позже больно аукнулось во время катастрофы АПЛ «Курск». И порой хочется задать вопрос: так не смогли создать такое средство или не захотели, чтобы осмотр поднятого корпуса «Комсомольца» не показал возможные ошибки в использовании титана для создания лодки? Первые пять-шесть лет после катастрофы судьба «Комсомольца» ещё продолжала беспокоить мировую общественность. К 1994 году пришли к выводу, что раз поднять лодку нельзя, её надо законсервировать. Сначала предполагалось сооружение внешнего саркофага, но потом эта идея переросла в другую — закачать вовнутрь лодки через все разломы и трещины специальные сорбенты, способные поглощать выделяющийся плутоний. Эта работа была произведена, и с тех пор интерес к «Комсомольцу» пошёл на убыль, а трагедия в августе 2000 года АПЛ «Курск» вообще затмила трагедию «Комсомольца», и о ней практически забыли.

Уроженец Никифоровского района 34 года назад погиб на подлодке «Комсомолец»

К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. Через 20 минут после всплытия экипажу "Комсомольца" удалось отправить сообщение в штаб флота, и практически сразу "в ружьё" поставили все спасательные службы. После единственного сообщения на берег по субмарине пронеслась "волна" коротких замыканий — на корабле пропала вся связь, в том числе и аварийная — последний "мостик" на большую землю был сожжён пожаром. Останки на дне Через несколько часов после всплытия "Комсомолец", и без того набравший лишней воды во время всплытия и получивший крен на левый борт, внезапно начал "заваливаться" назад — в системе сброса давления кормовых балластных цистерн случился сбой, и лодка начала "заглатывать" тонны морской воды. Подводники, до последнего ожидавшие, что к ним на помощь придут спасатели Северного флота, не надевали жилеты и опомнились лишь в тот момент, когда оказались по колено в ледяной воде. Через пятнадцать минут набравшая воды субмарина начала резко крениться и "встала свечкой" — вертикально, как "Титаник" во время крушения.

В таком положении подлодка простояла десять минут, а затем со страшным грохотом пошла ко дну, забирая с собой всех, кто оставался внутри и не успел отплыть на безопасное расстояние. Жертвами трагедии стали 42 подводника. Большинство моряков утонули и замёрзли в ледяной воде Норвежского моря, другие погибли в пожаре, ещё трое скончались уже на борту подоспевших на помощь кораблей. Спасти удалось 27 человек. Атомный наезд.

Субмарина имела титановый корпус и могла погружаться на рекордную глубину — 1027 метров. Давление воды было такой силы, что корпус лодки на полметра уменьшался в диаметре. При этом, даже находясь на предельных глубинах, "Комсомолец" мог наносить торпедные удары. Так, на испытаниях в 1984-м К-278 произвела успешный пуск нескольких торпед с глубины 800 метров. Под водой лодка могла находиться до 90 суток. Ее практически невозможно было засечь имеющимися на тот момент средствами обнаружения.

За баснословную по сравнению с другими субмаринами стоимость разработки К-278 получила прозвище "Золотая рыбка". Почетное название "Комсомолец" ей присвоили за месяц до последнего похода. Лодка вышла на боевую вахту в конце февраля 1989-го. Моряки должны были три месяца дежурить без всплытия — обнаруживать и скрытно следить за кораблями потенциального противника. На борту К-278 находились торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек.

Шли 37-е сутки похода. Подводная лодка двигалась на глубине 380 метров со скоростью восемь узлов. Около 11 утра на борту взревел сигнал аварийной тревоги — в седьмом отсеке по неустановленной причине возник пожар. Вахтенный старший матрос Нодари Бухникашвили, находившийся рядом с очагом, погиб. Командир приказал всплывать, но на глубине 150 метров сработала аварийная защита атомного реактора, из-за чего корабль начал резко терять ход и пошел на дно. Чтобы остановить погружение, Ванин решает продуть цистерны главного балласта.

Лодка всплыла, но, как потом выяснилось, продувка балласта только усугубила положение моряков. Мы не знали, что происходит в корме. В таких условиях очень сложно было принимать решение. Только когда люди вышли из четвертого, пятого отсеков, они рассказали о сложившейся ситуации". Огонь на корабле сначала попытались потушить с помощью системы химического пожаротушения ЛОХ.

Из 69 находившихся на субмарине человек погибли 42.

Титановый корпус подлодки сейчас скрывает на морском дне ядерную силовую установку ЯСУ со 190-мегаваттным реактором ОК-650Б-3 и две ракетоторпеды КС-122 комплекса С-10 «Гранат» с трехкилограммовой плутониевой боевой частью.

В конце декабря того же года она вступила в строй. Субмарина имела два корпуса. Прочный в средней части представлял собой цилиндр диаметром 8 м, в оконечностях - усеченные конусы, заканчивавшиеся сферическими переборками. Для сведения к минимуму отверстий, снижающих прочность, отказались от большого погрузочного люка. Для экстренного всплытия с больших глубин установили систему продувания одной из цистерн средней группы пороховыми газогенераторами. Наружный, также титановый корпус состоял из 10 безкингстонных цистерн главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, ограждения выдвижных устройств.

Ниши торпедных аппаратов, вырезы для носовых горизонтальных рулей и шпигаты оборудовались щитовыми закрытиями. Лодку оборудовали всплывающей спасательной камерой, вмещающей весь экипаж и рассчитанной на подъем с глубин до 1500 м. Во 2-м и 3-м отсеках сформировали так называемую зону спасения, ограниченную поперечными переборками, выдерживающими большое давление. Все семь отсеков имели средства тушения пожаров. Хронология гибели советской атомной подводной лодки «Комсомолец» 11. Командиру самолета майору Г. Петроградскому сообщили, что в районе острова Медвежий возник пожар на подлодке. Она всплыла, экипаж пытается спасти корабль.

Надо выйти в район бедствия, связаться с командиром субмарины и доложить в штаб обстановку и просьбы моряков. Петроградский оторвал тяжелую машину от взлетной полосы. На подготовку к вылету положено 1 ч 20 мин. Летчики уложились в 49 мин - сняли вооружение и взяли аварийно-спасательные средства. Достигнув Медвежьего, что примерно в 980 км от берега, Петроградский связался с подлодкой и транслировал на базу сообщение: «Пожар контролируется экипажем. Просьб нет». Пробив нижнюю кромку облачности, авиаторы увидели «Комсомолец». Лодка стояла с небольшим креном на правый борт, из боевой рубки тянулся белый дым, слева, у 6 - 7-го отсеков морская вода пенилась.

Петроградский передал на берег метеосводку: видимость 5 - 6 км, нижняя кромка облачности в 400 м от моря, волнение 2 - 3 балла, зыбь, временами налетают снежные заряды. В воздухе уже три самолета, их экипажи транслируют переговоры командира «Комсомольца» Е. Ванина со штабом флота, наводят на лодку надводные корабли. Расчетное время их подхода - 18.

Погибла советская атомная подлодка «Комсомолец»

Атомная подлодка была вооружена торпедами и крылатыми ракетами «Гранат». Система вооружения позволяла К-278 в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, оставаясь для них недосягаемой. Несостоявшийся Герой Начиная с 1984 года К-278, включённая в состав Северного флота, эксплуатировалась как опытная подлодка и база для экспериментов в области сверхглубоких погружений. Предполагалось, что эксплуатация К-278 позволит накопить опыт для создания целой серии новейших подводных лодок следующего поколения. При всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками. Эти испытания показали, что Советский Союз получил подводную лодку, не имеющую аналогов в мире. Капитан Зеленский представлялся к званию Героя Советского Союза, однако награждение не было утверждено. В конце 1986 — начале 1987 года К-278 под командованием Юрия Зеленского совершила свой первый автономный боевой поход. Летом 1987 года лодка сменила статус с «опытной» на «боевую». В августе — октябре 1987 года лодка успешно прошла вторую «автономку». Под командованием капитана Зеленского она получила весьма престижное на флоте звание «отличный корабль».

Пожар на глубине В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц К-278 отправилась в своё третье автономное плавание, на этот раз со сменным экипажем, который возглавлял капитан 1-го ранга Евгений Ванин. Поскольку первый поход с новым экипажем — это чрезвычайно ответственное событие, на борту оказались и представители флотского командования в лице заместителя командира дивизии подлодок и начальника политотдела. Автономный поход проходил успешно до самого возвращения домой, когда казалось, что ничего экстраординарного уже произойти не может. Основной версией считается возгорание электрооборудования. Пожар стремительно охватил весь 7-й отсек и унёс жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили. Когда сигнал о пожаре поступил на центральный пульт, была предпринята попытка использовать лодочную объёмную химическую систему пожаротушения ЛОХ , однако это не дало результата. Температура в 7-м отсеке достигала 1000 градусов, огонь проник и в 6-й отсек, где погиб мичман Владимир Колотилин. К этому моменту на лодке была объявлена аварийная тревога, «Комсомолец» начал всплытие. На глубине 150 метров из-за вызванных пожаром повреждений она потеряла ход, и дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта.

В 11:16, спустя 13 минут после начала пожара, лодка достигла поверхности.

Ее обнаружили американцы на глубине более пяти километров и спустя шесть лет провели секретную операцию по ее подъему. Однако корпус лодки развалился, и извлечь со дна моря удалось лишь фрагмент носовой части — ракеты и секретные коды американцам так и не достались. Дальнейшие попытки по подъему были прекращены. Информация о затонувшей К-129, на борту которой находился экипаж в количестве 98 человек, оставалась засекреченной 30 лет. А вообще список потерь атомных подводных лодок открыли США. Погибли 112 военных моряков и 17 гражданских специалистов. Ее испытания проводились в северной Атлантике в 220 милях к востоку от Бостона. Фрагменты корпуса были обнаружены на глубине 2600 метров. Она погибла при невыясненных обстоятельствах 22 мая 1968 года со всем экипажем в составе 99 подводников во время несения боевой службы в районе Азорских островов в центральной Атлантике.

Фрагменты корпуса обнаружены на глубине 3600 метров. Советские АПЛ тонули чаще — в числе безвозвратных потерь четыре подлодки. Погибло 52 подводника.

При его ликвидации погибли 14 моряков — семеро из них были капитанами первого ранга, двое — Героями России… В траурный день, в память обо всех погибших подводниках, в день и час гибели «Комсомольца», в 17 часов 08 минут 7 апреля, все корабли Северного флота приспускают флаги, и все подводные лодки подают звуковой сигнал. Помянем же в этот день и час верных и отважных сынов России, а всем ныне живущим и служащим пожелаем, чтобы число погружений всегда совпадало с числом всплытий. И чтобы отданные морю жизни подводников сберегали жизни нынешних кораблей и их экипажей.

После ее осмотра стало ясно, что устройство с кольцом по-прежнему находится внутри и готово для нового подъема ВСК. В экспедиции были выполнены задачи первых этапов герметизации носового отсека.

Первый этап герметизации заключался в закрытии шести открытых волнорезных щитов торпедных аппаратов и отверстий в носовой части АПЛ. Для этого ЦКБ «Рубин» изготовило 9 титановых заглушек, 6 заглушек меньшего размера и кронштейны-защелки для крепления заглушек, специально сконструированные для этой операции. Подводные аппараты доставили 7 больших заглушек диаметром 2 м, 3 заглушки-крышки и 12 кронштейнов для открытых волнорезных щитов. Эта непростая операция велась в условиях сильного сноса течением, когда аппарат необходимо было удерживать в нескольких сантиметрах от носовой оконечности АПЛ. Затем 6 заглушек установили на кронштейны, 7-я заглушка осталась рядом с лодкой на грунте как запасная. Тремя заглушками-крышками закрыли отверстия в носовой оконечности лодки. Конструкция одной из заглушек торпедных аппаратов предусматривала возможность отбора проб воды из лодки. Начальник Главного управления по проведению работ на морях и водных акваториях Министерства по ЧС контр-адмирал М.

Толоконников заявил по итогам экспедиции: «Специалисты пришли к выводу, что лучше всего не трогать лодку. При подъеме она может разрушиться»; 1995 год лето Шестая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами "Мир-1" и "Мир-2" на борту к месту гибели АПЛ. Продолжение работ по герметизации носового отсека. Наблюдения и съемка носовой части лодки, проведенные в 1994 году при помощи выдвижных устройств аппаратов со светильником и миниатюрной цветной телекамерой, позволили определить характер разрушений внутри прочного корпуса: носовая и кормовая части 1 отсека завалены металлическими конструкциями, переборка отсека разрушена, левый верхний торпедный аппарат также разрушен. Прочный корпус фактически разломлен в районе расположения горизонтальных рулей. Этапу подводных работ предшествовал инженерно-технический, когда были изготовлены специальные ферменные раскрывающиеся диафрагмы, многосекционные складные пластыри из прочного армированного материала, рулонные пластыри, заглушки, эластичные мешки и автономные гидравлические станции для заполнения мешков водой. Доставка всего этого оборудования, размеры которого часто были соизмеримы с размерами самих аппаратов, осуществлялась подводными аппаратами в несколько этапов. После этого начинались сложные «хирургические» операции.

Прежде всего в разлом корпуса установили две ферменные диафрагмы, перед ними раскрыли диафрагму «зонтик». Перекрытый объем носовой части был заполнен 19 эластичными мешками емкостью по 3 м3 каждый. Гидравлические автономные станции, работающие от аккумуляторов и установленные на палубе лодки, закачивали в них воду. Они закрыли отверстия и плотно обтянули борта лодки, так как к их нижним секциям подвесили тяжелые грузы. Люк штокового устройства и решетки вентиляции были заглушены крышками из титана. Внутрь изолированного объема заложили более 100 пакетов с химическим веществом, способным уничтожить микроорганизмы, выносящие из лодки радионуклиды. Для отбора из воды плутония в носовой части разместили молекулярные сита. Понадобилось 19 погружений аппаратов "Мир-1" и "Мир-2" для герметизации носовой части лодки.

Параллельно велись научные наблюдения и измерения.

Память моряков затонувшей АПЛ «Комсомолец» почтили в Мурманской области

Российские подводники усомнились в данных об уровне излучения в районе гибели «Комсомольца» Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море.
Мичман с подлодки "Комсомолец" спустя 30 лет рассказал, как выжил после катастрофы 34 года назад в результате пожара в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец».
Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране.

7 апреля День памяти всех погибших подводников

На днях все мировые информационные агентства разнесли тревожную новость — АПЛ «Комсомолец» начал «фонить» — уровень выше допустимого чуть не в миллион раз! 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Военные, происшествия. Экспедиция к затонувшей в Норвежском море советской атомной подводной лодке (АПЛ) К-278 «Комсомолец» обнаружила локальную утечку радиации. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», возвращаясь с боевой службы, затонула в Норвежском море в районе острова Медвежий. Это гибель 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки ВМФ СССР К-278 «Комсомолец». 7 апреля 1989 года погибла атомная подводная лодка «Комсомолец» – самая быстрая, самая бесшумная, самая глубоководная, самая совершенная из подводных лодок своего времени.

Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец"

спустя 30 лет после того, как она затонула в Норвежском море. Атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец» была спроектирована в ЦКБ‑18 в 1966—1974 годах. 7 апреля в Севастополе прошло памятное мероприятие, посвященное погибшим членам экипажа АПЛ К-278 «Комсомолец». затонула уникальная советская атомная подводная лодка "Комсомолец". затонула уникальная советская атомная подводная лодка "Комсомолец".

Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака

Пожар на «Комсомольце»: тайна гибели лучшей советской АПЛ Дату гибели АПЛ "Комсомолец" объявили Днем памяти погибших подводников.
К-278 "Комсомольц" рекорд погружения — Сообщество «Это интересно знать...» на DRIVE2 Памяти погибших моряков-подводников посвящается 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка "Комсомолец" К-278 «Комсомолец» — АПЛ.
День памяти погибших подводников - Парламентская газета Своё прозвище "Комсомолец" оправдывал с завидной регулярностью — субмарина каждый год срывала учения ВМС США и НАТО в северных широтах.
Триумф и трагедия АПЛ Комсомолец (Юрий Бахарев) / Проза.ру Трагедия, о которой нельзя забывать: в Заозерске почтили память погибших членов экипажа подводной лодки "Комсомолец".
День памяти погибших подводников 7 апреля Более подробно о трагедии АПЛ можно прочитать в книге написанной Дмитрием Романовым «Трагедия подводной лодки Комсомолец».

Погибла советская атомная подлодка «Комсомолец»

Это гибель 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки ВМФ СССР К-278 «Комсомолец». Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" Северного флота затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы. День аварии на «Комсомольце» стал днем памяти всех погибших подводников. Памяти погибших моряков-подводников посвящается 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка "Комсомолец" К-278 «Комсомолец» — АПЛ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий