«Ангара-А5» является первой отечественной ракетой-носителем тяжёлого класса, разработанной после распада СССР. ракета, ракета-носитель Ангара-A5, космодром Восточный.
«Ангара-А5»: Кремль оставит США в космосе с носом
Полные летные испытания ракеты-носителя закончатся в 2024 году. Хруничева, входящего в «Роскосмос». Длина ракеты — 55 метров, диаметр — почти 9 м. Стартовая масса — 773 тонны.
Серьезным ограничением для эксплуатации «Ангары» было то, что запускаться они могли лишь с космодрома в Плесецке, имеющего военное назначение. Однако данная проблема была снята после ввода в строй космодрома Восточный, расположенного в Амурской области. Получается, что данное семейство ракет является нашей большой «белой надеждой», и потому чрезвычайно важно то, что первый полет «Ангары-А5» с Восточного прошел успешно. По факту это был всего лишь четвертый по счету полет новой российской тяжелой ракеты, разработанной с нуля после распада СССР.
Полет испытательный, что подчеркнул глава Роскосмоса Юрий Борисов: Для нас это были тяжелые три дня, потому что это не телевизионное шоу и не запуск праздничного фейерверка. Это рутинная тяжелая работа. Мы приступили к началу летно-конструкторских испытаний, которые предназначены для того, чтобы выявить все недочеты, все нюансы и обеспечить надежность в будущем при серийных пусках «Ангары». То, что старту предшествовали два переноса, потребовавшихся для устранения технических неполадок, является нормальным рабочим моментом. Куда хуже было бы, если бы проблемы возникли уже в полете. Тяжелая «Ангара» начала летать, и ей необходимо налетать как можно больше, чтобы доказать свою надежность.
Наверное, «Ангара» должна уже выводить спутники, а не грузовые макеты. В идеале, должна быть успешная программа пусков — от шести до десяти пусков, друг за другом, и без серьезных замечаний. Но в нынешней практике уже после двух-трех успешных пусков на ракете запускаются боевые спутники — и это нормально. Сколько груза ракета может забросить на геостационарную орбиту?
Но я знаю, что «Ангара» будет дорабатываться для повышения грузоподъемности. Есть много решений, которые улучшат ситуацию с точки зрения уменьшения стоимости пусков, и увеличения массы полезного груза. Будут изменения в самой ракете «Ангара». Было бы правильным построить новую орбитальную станцию вместо «Мира»? Это как раз задача для ракет тяжелого класса — без них ее не решить. В принципе, орбитальные станции надо создавать и развивать, чтобы сама технология не погибла — на всякий случай. На мой взгляд, на станциях нового поколения надо отрабатывать вопросы выживания человека в космосе: это искусственная гравитация, искусственная магнитосфера для защиты от радиации. Что до военной сферы, на данном этапе орбитальная станция под военные цели не нужна. Проблема «Ангары» была в том, что ее разработчики положили в основу КРК модульный принцип. Моду на модульные конструкции ракет ввели американцы, а наши за ними погнались — и, по существу, сели в лужу с этой концепцией.
Читайте также Геннадий Зюганов: Дистант загоняет Россию в цифровой апартеид Кремлю не нужен образованный плебс Существует железный принцип: аппарат, специально созданный для решения какой-то одной задачи, всегда лучше, чем аппарат универсальный. Модульная ракета, я считаю, нам была не нужна изначально.
Однако данная проблема была снята после ввода в строй космодрома Восточный, расположенного в Амурской области.
Получается, что данное семейство ракет является нашей большой «белой надеждой», и потому чрезвычайно важно то, что первый полет «Ангары-А5» с Восточного прошел успешно. По факту это был всего лишь четвертый по счету полет новой российской тяжелой ракеты, разработанной с нуля после распада СССР. Полет испытательный, что подчеркнул глава Роскосмоса Юрий Борисов: Для нас это были тяжелые три дня, потому что это не телевизионное шоу и не запуск праздничного фейерверка.
Это рутинная тяжелая работа. Мы приступили к началу летно-конструкторских испытаний, которые предназначены для того, чтобы выявить все недочеты, все нюансы и обеспечить надежность в будущем при серийных пусках «Ангары». То, что старту предшествовали два переноса, потребовавшихся для устранения технических неполадок, является нормальным рабочим моментом.
Куда хуже было бы, если бы проблемы возникли уже в полете. Тяжелая «Ангара» начала летать, и ей необходимо налетать как можно больше, чтобы доказать свою надежность. Тогда она будет задействована в широком круге важнейших космических программ — от развертывания масштабной спутниковой группировки до вывода модулей национальной орбитальной станции «РОСС» и даже в лунной программе.
Во сколько России обошлась «Ангара-А5» и при чем тут БРИКС и ЕАЭС
Первый раз старт был назначен на вторник, 9 апреля. По словам гендиректора "Роскосмоса" Юрия Борисова вскоре после отмены старта, она произошла из-за сбоя системы контроля запуска двигателя. Тогда же он сообщил, что пуск перенесен на 11 апреля в 12:00 по московскому времени. Для тяжелой ракеты "Ангара-А5" данный пуск стал четвертым в истории. Предыдущие испытательные пуски данной ракеты были выполнены с космодрома Плесецк. Ракета "Протон" эксплуатируется с середины 1960-х годов.
По мнению специалистов, если бы такой уровень удалось сохранить лет пять, а лучше — десять, Россия обзавелась бы полноценной орбитальной группировкой, достроенным космодромом Восточный и активно летающей в космос «Ангарой». Но вышло иначе: Федеральная космическая программа была урезана. Вместо планировавшихся на 10 лет 2,7 трлн рублей осталось только 1,4 трлн рублей.
Еще хуже поступили с Федеральной программой развития космодромов. Первоначально на нее планировалось выделить 750 млрд рублей 50 — на Байконур, 180 — на Плесецк и 530 — на Восточный. Позднее они превратились в 550 млрд, а потом и вовсе в 340 млрд рублей. Это был тяжелейший удар по космической отрасли. Одновременно усилилась конкуренция на рынке коммерческих запусков из-за появления новых игроков, и, как следствие, обмелел приток валютных поступлений. Но вернемся к созданию «Ангары». В книге Нестерова приведены цифры: в 1995—1996 годах деньги дало только Минобороны, в 1997 году — МО и Российское космическое агентство РКА — предшественник Роскосмоса. С 1998 года перебои с финансированием пошли уже с двух сторон: военные вместо 99 млн выделили 6,5 млн рублей, РКА — ни копейки.
В 2000 году военные оказались щедрее 48,3 млн вместо 115 млн , РКА — снова ноль… Всего до 2005 года, когда началось нормальное финансирование, было выделено 4 процента от всех необходимых бюджетных средств. Но чистая арифметика тут не работает: в кризис 2008 года потребовались дополнительные ассигнования на проект — из-за роста цен на энергоносители, материалы и зарплаты, а также из-за уточнения цифр смет после проведенных испытаний и в результате уточнения конструкторской документации. По книге Нестерова можно проследить, как менялось финансирование проекта «Ангара» с годами и как от этого сдвигались графики и планы подготовки узлов, агрегатов. Однако испытания удалось провести только в 2014-м. Казалось бы, вот она, заветная черта — с конца 2014 года «легкая» и «тяжелая» «Ангара» у России формально есть. Почему же эти носители не используют? Тому две основные причины. Хруничева из-за перевода производств из Москвы в Омск, вторая — неготовность космодрома Восточный для старта «Ангары».
Куда уехал цирк Русская пословица гласит, что один переезд равен двум пожарам. То есть на такие риски и затраты, когда речь идет о переводе в другое место налаженного производства, рекомендуется идти в крайнем случае и очень продуманно. Острой же необходимости в быстрой переброске производства «Ангары» из Москвы в Омск специалисты не видят до сих пор. Официальная версия переезда, озвученная несколько лет назад, гласила, что проблема в сварке: на омском «Полете» используется фрикционная сварка, необходимая при создании «Ангары», тогда как на московском заводе, где долгие годы делают «Протон», аргонно-дуговая. Не проще, а главное, не дешевле ли в такой ситуации поменять метод сварки? Такой вопрос, похоже, отраслевое руководство сильно не заботил. Еще одна причина переезда, озвученная официально,— выгодность расположения: Омск ближе к космодромам Плесецк и Восточный. Аргумент так себе: за годы существования отечественной космонавтики изделия успешно возили и в Плесецк, и на Байконур, так что ссылка на расстояние лукава.
Впрочем, в итоге сделали как хотели. А последствия решения о переброске производства за Урал известны, и конструктор Нестеров в своей книге об этом подробно пишет: налаженный производственный цикл на самом мощном в России профильном холдинге был нарушен, из его состава практически выведено три крупных предприятия численностью около 16 тысяч человек «Протон-ПМ» в Перми, КБХА и ВМЗ в Воронеже , проведены массовые сокращения персонала под эгидой оптимизации производства самая существенная потеря — ветераны производства , подорваны, а то и разрушены производственные связи. Опытно-конструкторские работы также пострадали от переезда. Сказались эти перемены и на налаженном за десятилетия цикле по изготовлению и запускам «Протона» в 2007—2013 годах ГКНПЦ им. Хруничева запускал в среднем в год по 10—12 «Протонов», обеспечивая треть мирового космического грузопотока, а в 2016 году было запущено всего три, в 2017 году — два, в 2018-м — четыре. А на омском «Полете» вместо постепенного и поэтапного освоения серийного производства «Ангары» был включен сверхзатратный авральный режим: первый этап модернизации мощностей «Полета» обошелся казне в 7 млрд рублей один только гальванический цех — 250 млн рублей , второй этап — 10 млрд рублей, но процесс так и не завершен. А решение о резком переводе производства на неготовые площади с неподготовленным персоналом не просто обошлось в копеечку, но и ожидаемого эффекта не дали: сроки изготовления новых ракет «Ангара» постоянно откладываются, равно как и запуск ее серийного производства новая дата теперь — 2023 год. Так зачем было идти на риск?
Убедительного официального ответа специалисты не видят, зато прагматичное неофициальное толкование давно гуляет по Сети: филевские территории ГКНПЦ им. Хруничева — настоящий Клондайк с точки зрения их будущей коммерческой застройки… В. История создания».
В скором времени там начнется второй этап комплексных и летных испытаний космического ракетного комплекса «Амур» с «Ангарой-А5». Для этой цели на космодром доставили разгонный блок «Орион» в технологическо-летном исполнении. Как уточнили в Роскосмосе, работы с ним на Восточном будут проводиться впервые. Между тем все предыдущие пуски ракет семейства «Ангара» производились с Плесецка в Архангельской области. Всего с июля 2014 года прошло три пуска ракет легкого класса и три — тяжелого. Последний из них состоялся 15 октября 2022 года, когда двухступенчатая «Ангара-1.
Сборка «Ангару-А5» в Омске собирали несколько лет. Ради всего семейства ракет полностью реконструировали три корпуса завода «Полет». Один лишь проект реконструкции стоил 6 миллиардов рублей. Производство самой ракеты оценивалось в 7 миллиардов, правда, Роскосмос поставил перед собой задачу снизить эту сумму до 4 миллиардов. В конце декабря 2023 года ракета-носитель отправилась из Омска на космодром Восточный.
Провожал ракету и губернатор Омской области Виталий Хоценко, назвавший предстоящий запуск историческим событием. Запуск ракеты, кстати, изначально тоже планировали на конец прошлого года, но перенесли ближе ко Дню космонавтики — на 9 апреля. Однако случился провал: за минуту до старта запуск отменили из-за сбоя системы наддува бака окислителя центрального блока.
Историческое событие: как запускали «Ангару» с Восточного
Ракета-носитель «Ангара-А5» впервые стартовала с космодрома Восточный. Причиной отмены второго пуска ракеты-носителя «Ангара-А5» стал сбой в системе контроля запуска двигателя, сообщил глава «Роскосмоса». Ракета-носитель «Ангара-А5» — экологически чистая, не использует токсичные компоненты топлива, в отличие от ракеты-носителя «Протон-М». Ее «Ангара» полностью заменит в ближайшей перспективе. В СМИ широко растиражирована концепция ракеты-носителя «Ангара-А7». российская ракета-носитель большой грузоподъемности, которая состоит из одной активной зоны URM-1 и четырех ускорителей URM-1, второй ступени URM-2 длиной 3,6 м и разгонного блока, либо Briz-M, либо Blok DM-03, либо KVTK.[2]. «Ангара» — семейство российских ракет-носителей от легкого до тяжелого класса, использующих экологически чистое топливо на основе керосина и жидкого кислорода.
«Более мощный носитель». Астроном — о запуске ракеты «Ангара», ее преимуществах и мощностях
Траектория выведения ракеты штатная с отклонением 51,7, рассказывал ранее Денис Берг, замначальника управления по расчётным работам и полётным заданиям конструкторского бюро «Салют». Ракета выведет имитацию полезной нагрузки на орбиту, близкую к геостационарной. Высота орбиты 450 км, это немного выше стандартной. Такая высота выбрана для того, чтобы увидеть весь полёт ракеты наземными средствами без вывода морских. В планах «Роскосмоса» — завершить лётные испытания «Ангары» к 2025 году. В настоящее время разрабатывается ракета «Ангара-М» модифицированная , она оснащена двигателем РД-191М с увеличенной тягой, фрикционная сварка и облегчённые отсеки.
В отличие от Восточного, Плесецк расположен в стороне от экватора — линии, откуда эффективнее всего запускать ракеты за счет использования вращения Земли. Запуски с Восточного будут и дешевле, и позволят использовать меньше топлива, за счет этого повышая полезную нагрузку. Космический ракетный комплекс КРК для запуска тяжелых ракет строится на Восточном в рамках второй очереди с середины 2019 года. Он изначально заточен под «Ангару» и до недавнего времени носил то же название. Можно было бы предположить, что это сделано во избежание путаницы, но и тут неувязочка. Параллельно сейчас разрабатывается возвращаемая ракета «Амур-СПГ», которая по плану уже в конце десятилетия должна запускаться также с Восточного. Как бы то ни было, в последние полгода на космодроме ведется активная подготовка площадки к первому запуску. По результату была начата подготовка к полноценному запуску, и под конец года туда привезли рабочую «Ангару-А5». Сейчас она уже собрана и на стартовом столе проходит последние этапы подготовки. Как спасать космонавтов Следующим логичным шагом в развитии Восточного и «Ангары» будет перенос пилотируемых полетов. Сейчас все российские запуски космонавтов и астронавтов проводятся ракетами средней тяжести «Союз-2. Технически перенести их на уже работающих стартовый стол Восточного, откуда также запускаются «Союзы», несложно, но дорого. Удивительное вероятное: какие технологические и научные открытия нас ждут в 2024 году Все дело в системе аварийного спасения САС , которая устанавливается на пилотируемые корабли. В случае аварии она выхватывает капсулу с космонавтами и уносит подальше от ракеты, после чего аккуратно приземляет на парашютах. На Байконуре посадка происходит в степи, где провести спасательную операцию можно сравнительно легко и быстро. А вот после запуска с Восточного велика вероятность приводнения в Тихий океан. Значит, для постоянного контроля пилотируемых пусков потребуется поддержание не только летной, но и водной команды. Соответственно, причина переносить пилотируемые запуски на восток России должна быть весомой.
Замена тяжелых РН с токсическим топливом. На сегодняшний день его применяют в РН Протон-М. В ракете-носителе «Ангара» будет применяться экологически чистое топливо, созданное на основе керосина; в качестве окислителя выступает жидкий кислород, поэтому такая РН при использовании более безопасная. В будущем возможно использование для пилотируемых полетов и РН «Анкары». Благодаря модульной концепции построения позволяет разработать целое семейство ракет-носителей: легкого класса на базе первого модуля первой ступени с весом полезной нагрузки на низкой околоземной орбите составляет 1,5 тонн , тяжелого до 35 тонн, состоящего из семи универсальных ракетных модулей, входящих в состав первой ступени. Эти технические показатели «Ангары А5» позволяют вывести полезную нагрузку такого же веса с космодрома Плесецк, как и с космодрома Байконур с помощью РН «Протон-М». Медведева, которая была защищена в 1999 году А. К тому же, были основания полагать, что с течением времени существенная часть нагрузок ракет-носителей «Союз» должны «мигрировать» на более высокий уровень и предполагалось, что они перейдут на РН Ангара-А3. Возникла потребность в разработки РН тяжелого класса, все компоненты которого производились бы из отечественных комплектующих на российской производственной базе, а пуски проходили с космодромов, находящийся на территории России. Академика В. Хруничева, которые представили несколько вариантов РН на рассмотрение специально образованной Межведомственной экспертной комиссии. В результате, эту организацию назначили головным разработчиком. Указом Президента России от 6 января 1995 года «О разработке КРК Ангара» создание ракетного комплекса определены как работы особой важности. В марте вышел приказ Минобороны России по этому комплексу. В конце лета 1995 года вышло новое Постановление Правительства России, определившее этапы создания комплекса «Ангар», был утвержден генеральный план создания комплекса, его финансирование и кооперация соисполнителей. Поступивший на вооружение проект предусматривал разработку двухступенчатой РН пакетной компоновки баков с дальнейшей работой ступеней с применением в качестве окислителя жидкого кислорода, а в роле горючего — на 1-ой ступени керосина, а на 2-ой — жидкого водорода. Баки горючего находились по бокам расположенных по центру баков окислителя. Эта схему начали называть «чебурашкой», так как она расположенные по бокам баки горючего были схожи на уши мультипликационного героя. Выбор двигателя первой ступени позволял применять для запуска стартовые комплексы ракеты-носителя Зенит, а именно дооборудовать соответствующие недостроенные стартовые комплексы на космодроме Плесецк. Макеева — производили работы по топливным бакам, КБ Транспортного машиностроения Москва — по наземному стартовому комплексу. Хруничева предложило полностью пересмотреть принятый вариант РН «Ангара» в 1995 году. Постепенно стала вырисовываться современная схема РН на базе универсальных ракетных модулей и с применение керосина как горючего на всех ступенях. Без проведения Научно-технического совета и нового конкурса, решением руководителя Росавиакосмоса Ю. Зимой 2007 года завершились 3-х месячных испытания РН, которые проходили в подмосковном НИИ химического машиностроения.
Как отметил гендиректор, в рамках защищенного эскизного проекта по созданию "Ангары-А5В" подтверждены все теоретические расчеты. Планируется, что в следующем программном периоде 2026-2035 годы будут продолжены работы по данной тематике В Кремле поздравили причастных к запуску "Ангары" 11 апреля, 13:37 Отвечая на вопрос, насколько экономически более эффективной будет многоразовая версия по сравнению с обычной, Варочко отметил, что планируется обеспечить не менее десяти повторных пусков, которые должны подтвердить экономическую целесообразность данного технического решения. Самая часто летающая из нынешних многоразовых ракет Falcon 9, разработанная компанией Илона Маска SpaceX, способна выводить на низкую орбиту около 22,8 тонны, что соответствует тяжелому классу ракет. Но такой грузоподъемности она достигает в версии для одноразового использования, тогда как многоразовый Falcon 9 может выводить 17,5 тонны.
«Ангару-А5» оснастят многоразовыми ступенями
Разгонный блок «Орион» доставил испытательную полезную нагрузку на орбиту, основная задача первого пуска ракеты-носителя «Ангара-А5» с космодрома Восточный полностью выполнена, сообщили в пресс-службе «Роскосмоса». первая полностью новая ракета-носитель, разработанная после распада Советского Союза. Сравнение ракет-носителей «Ангара А5» и Falcon 9: преимущества и недостатки. Первый пуск ракеты "Ангара-А5" с космодрома Восточный отменили второй раз подряд. Эксперты — о значимости запуска ракеты-носителя «Ангара-А5».
«Ангару-А5» оснастят многоразовыми ступенями
Хруничева Например, из одного модуля получится лёгкая ракета «Ангара-1. Таким образом, семейство ракет «Ангара» имеет несколько конфигураций, что позволяет подобрать подходящую ракету для конкретной миссии, а значит и увеличить гибкость и эффективность космических запусков. К тому же, УРМы могут быть изготовлены отдельно и затем собраны в целую ракету, что заметно упрощает производство. История и проблемы создания ракет «Ангара» А вот история создания «Ангары» довольно печальна: нехватка денег привела к крайне продолжительной разработке, а часть по-настоящему крутых идей так и не была реализована. После развала Советского Союза, космодром «Байконур», с которого осуществлялись пуски тяжёлых ракет «Протон», оказался в другой стране, в Казахстане. Поэтому возникла потребность в создании комплекса ракет-носителей тяжёлого класса, где каждый компонент был бы изготовлен из российских деталей на российских производственных площадках, а пуски осуществлялись бы с российских космодромов. Это решение поставило крест на амбициозном проекте сверхтяжёлой ракеты «Энергия».
На самом деле потребности тогда в нём не было, да и не финансировали его. Поэтому в следующие 10 лет проект, можно сказать, стоял на месте. Вновь финансирование появилось лишь в 2005 году, а в 2014 с «Плесецка» были совершены первые два успешных пуска ракет — «Ангара-1. Затем, производство переехало из Москвы в Омск, страна взяла курс на импортозамещение, вот и затянулось создание новых носителей до наших дней. Собственно, именно во второй половине 2000-х годов и возникла идея модульной ракеты. Двигатель РД-0120 и топливо на водороде остались в прошлом, превратившись в артефакты развитой цивилизации.
Так произошёл полный переход к кислородно-керосиновой технологии. По задумке, модульная ракета должна была заменить все прочие ракеты, которые разрабатывались в СССР, а после его развала оказались разбросанными по разным странам. Более того, в 2019 году глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин и вовсе заявил, что «Ангара-А3» не только никогда не проектировалась, но её даже не планировали когда-либо создавать, поскольку долгое время существовал носитель «Зенит-2», а после российско-украинского кризиса 2014 года было принято решение заменить его «Союзом-5» Позднее был исключен и вариант А7, который предоставлял уникальную возможность для запуска невиданных по тяжести полезных нагрузок. Хруничева Самая младшая одноступенчатая «Ангара-1. По сути своей она состояла из УРМ-1. А под маленьким обтекателем была небольшая корейская твердотопливная ступень.
Место тяжелых одноразовых носителей в Соединенных Штатах уже заняли или займут частично многоразовые носители Falcon 9, Falcon Heavy, New Glenn и Vulcan в перспективе , а также полностью многоразовая транспортная система Starship. Соответствующее технологическое оборудование потребует еще 27,5 миллиарда рублей. Первый пуск «Ангары» с Восточного намечен на 2023 год. Теперь эти деньги иссякли, а дивидендов корпорация получает мало», — признавался менеджер. Информация о чистой прибыли организаций «Роскосмоса» за 2019 год 8 Проблемы Центра Хруничева «Роскосмос» перекладывает на успешные предприятия С 1 января по 14 декабря «Роскосмос» провел 15 пусков ракет космического назначения. После того как Рогозин занял должность руководителя госкорпорации, Центр Хруничева был внедрен в совместные проекты подмосковной Ракетно-космической корпорации РКК «Энергия» и РКЦ «Прогресс» — создаваемый последними сверхтяжелый носитель «Енисей» должен получить КВТК, а их средне-тяжелая ракета «Союз-5» «Иртыш» лишилась пилотируемого космического корабля «Федерация» «Орел» , который теперь планируется запускать на «Ангаре-А5П». В настоящее время на РКЦ «Прогресс» проводятся массовые сокращения , а «Роскосмос» выводит деньги из данного предприятия. В июле 2018 года Рогозин анонсировал объединение в «производственную кооперацию» прибыльного РКЦ «Прогресс» и убыточного Центра Хруничева.
Когда появятся первые образцы нового разгонного блока и носителя, и когда начнутся их летные испытания? Планируемый срок летных испытаний — 2030 год. Кроме этого, Центр Хруничева успешно завершил в текущем программном периоде эскизное проектирование ракеты «Ангара-А5В». Данный проект принят Госкорпорацией «Роскосмос» и Космическими войсками. Продолжение работ запланировано на следующий программный период, начиная с 2026 года. Планируемый срок летных испытаний — 2035 год. Все теоретические расчеты подтверждены в рамках защищенного эскизного проекта по созданию водородной «Ангары-А5В», и мы планируем в следующем программном периоде данные работы продолжить.
Решение о дате очередного запуска этого носителя примет государственный заказчик — Министерство обороны. Мы полагаем, у этой ракеты есть хорошие перспективы, и в будущем также будут заказы на «Ангару-1. Для этой ракеты завершена стадия проектных работ, при этом проведение ее пусков возможно со стартового комплекса как космодрома Восточный, так и космодрома Плесецк. При соответствующем решении государственного заказчика на создание ракеты-носителя «Ангара-А3», Центр Хруничева может оперативно выполнить эту работу. При обеспечении соответствующего финансирования мы полагаем, что заявленная производительность может быть достигнута в 2027—2028 годах. Часть из этих ракет-носителей будет использована для выполнения Федеральной космической программы России, часть ракет-носителей будет использована для выполнения обязательств по коммерческим запускам. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что в связи со сложившейся геополитической обстановкой и отказом некоторых потенциальных заказчиков от дальнейшего использования пусковых услуг на «Протон-М» часть ракет-носителей, планировавшихся для выполнения коммерческих запусков западных аппаратов, осталась.
В этой связи Центр Хруничева совместно с Роскосмосом прорабатывает варианты полезных нагрузок для свободных ракет-носителей, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Их триадой ракет были Vega, «Союз» и Ariane-5. Сегодня ни одна из них не работает. Для тяжелых ракет Ariane-5 затянулся переход на новое поколение Ariane-6, первый запуск которой должен состояться лишь летом текущего года. Поскольку Европа сама разорвала все космические связи с Россией, то и пуск российских ракет среднего класса «Союз» в интересах европейских заказчиков с космодрома Кура невозможен.
C легкой ракетой Vega у ЕС тоже много проблем — высокая аварийность, а также невозможность поставки четвертой ступени украинским «Южмашем». Несмотря на то, что общий космический бюджет ЕС превышает российский в несколько раз, собственного носителя у Европы фактически на данный момент нет. В отличие от России. Брюсселю даже со спутниками Gallileo пришлось идти на поклон к Илону Маску. И среди всех трех классов ракет тяжелые — самые важные.
«Ангара-А-5» не сумела вывести груз на заданную орбиту?
Космические войска ВКС России провели в понедельник, 27 декабря 2021 года, третий испытательный пуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» с габаритно-массовым макетом полезной нагрузки с космодрома Плесецк, сообщили в Минобороны РФ. российская ракета-носитель большой грузоподъемности, которая состоит из одной активной зоны URM-1 и четырех ускорителей URM-1, второй ступени URM-2 длиной 3,6 м и разгонного блока, либо Briz-M, либо Blok DM-03, либо KVTK.[2]. Ангара-А5 — трехступенчатая ракета-носитель тяжелого класса.
«Ангара-А5»: Кремль оставит США в космосе с носом
первая российская ракета в том смысле, что она является не модификацией носителей, разработанных в СССР, а продуктом, который был и начат, и завершен Российской Федерацией. Космический ракетный комплекс «Ангара» в настоящее время включает в свой состав ракеты-носители легкого и тяжелого классов в диапазоне грузоподъемности от 2,2 до 27 тонн на низких орбитах, в перспективе до 38 тонн благодаря разрабатываемой водородной ступени. Высота ракеты-носителя «Ангара-А5» составляет 55,4 м, стартовая масса — примерно 773 тонн (или 815 тонн — при модификации «Ангара-А5В»). ракета, ракета-носитель Ангара-A5, космодром Восточный. Запуск ракеты-носителя «Ангара-А5» должен был стать главным событием этого вторника, 9 апреля. «Ангара» — семейство российских ракет-носителей от легкого до тяжелого класса, использующих экологически чистое топливо на основе керосина и жидкого кислорода.
Ракета-носитель "Ангара-А5" успешно стартовала с космодрома "Восточный"
Однако и этот запуск не состоялся. Причиной отмены второго пуска ракеты-носителя «Ангара-А5» стал сбой в системе контроля запуска двигателя, сообщил глава «Роскосмоса». По его словам, повторный перенос пуска является рядовым явлением. Ракета-носитель должна была вывести на орбиту разгонный блок «Орион» с испытательной полезной нагрузкой.
Отделение испытательной полезной нагрузки от разгонного блока не предусматривалось", - говорится в сообщении. Там отмечается, что основная задача первого пуска в рамках летно-конструкторских испытаний космического ракетного комплекса "Амур" с ракетами-носителями тяжелого класса "Ангара" на Восточном полностью выполнена. Ранее в четверг "Орион" вывел на низкую околоземную орбиту малый космический аппарат "Гагаринец", созданный российской частной компанией Avant Space, сообщали в госкорпорации. Ракета-носитель "Ангара-А5" впервые стартовала с космодрома Восточный в четверг в 12:00 по московскому времени. Она вывела на орбиту разгонный блок "Орион" с испытательной полезной нагрузкой.
Вчера мы были на вводной экскурсии на космодроме, посетили комплекс под «Союз», — рассказывает турист из Калуги Степан Вышинский. На Восточном можно было встретить и ветеранов отрасли. Александр Ильютченко многие годы посвятил космонавтике, едва не был отправлен в Приамурье в 1978 году на службу в ракетные войска. Будучи на пенсии, таки исполнил давние планы. Я видел и «Протон», и «Союзы», и «Сатану» видел. Это всегда очень волнительно, переживательно. И даже на последнем вздохе, как говорится, все уходит. Я с удовольствием и радостью приехал сюда посмотреть. Тем более такое творение на Восточном — это впервые», — делится Александр Ильютченко. Работает на экологически чистом топливе: керосине и жидком кислороде. В ближайшей перспективе полностью заменит «Протон-М», рассчитанный на гептил. Разработчик — космический научно-производственный центр имени Хруничева. Однако в сборке ракеты участвовали ученые из разных городов и регионов нашей страны — Московской области, Москвы, Перми, Омска. Какое чувство? Чувство, когда действительно родился ребенок, сделал первый шаг, которому долго-долго жить на этой земле», — говорит генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра имени М. Хруничева Алексей Варочко. Дебют на Восточном стал четвертым выходом тяжелой «Ангары-А5» в космос.
Тем не менее, с его слов, сейчас ведутся переговоры о возможных заказах на коммерческие запуски аппаратов в космос на ракетах "Ангара" со странами Латинской Америки, Африки и Азии. Игорь Маринин также подчеркнул, что за рубежом тоже хватает проблем со строительством ракет аналогичного класса. У японцев большие проблемы с ракетой H-II, как и "Ангара". То есть у Маска практически нет конкурентов, — говорит эксперт. По его мнению, в ближайшие несколько лет сделать ракеты "Ангара" востребованными на рынке коммерческих запусков будет трудно — предстоит добиться "полной нейтрализации" санкций и получения контрактов.
«Успех по многим направлениям»: эксперты — о значимости запуска ракеты-носителя «Ангара-А5»
«Ангара А-5В», одна из ступеней которой вместо кислорода-керосина работала бы на кислородно-водородной смеси. Первая «Ангара-А5» допущена к пуску! Сегодня на Восточном государственная комиссия разрешила заправку топливом первой ракеты-носителя «Ангара-А5», несущей разгонный блок «Орион» и испытательную полезную нагрузку. Пуск с площадки 1А — 9 апреля в 12:00:00. Причиной отмены второго пуска ракеты-носителя «Ангара-А5» стал сбой в системе контроля запуска двигателя, сообщил глава «Роскосмоса».