Новости за что достоевский попал на каторгу

Потом Достоевский говорил, что на каторге он сошелся и братски соединился с народом, но тут же прибавляет, что ему трудно было бы рассказать историю перерождения его убеждений. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. Освободился с каторги Достоевский в январе 1854 года, он был отправлен на службу рядовым солдатом в город Семипалатинск.

Достоевский Фёдор

Дуровым, был доставлен в Омский острог. Время, проведенное на каторге, было для писателя очень тяжелым: кандалы и конвой, адские материально-бытовые условия, постоянное бесправие и унижение. Работал Достоевский на кирпичном заводе, в инженерной мастерской, убирал снег на улицах города. У него усилились эпилептические припадки, ему запрещали писать. Выживать приходилось в атмосфере зла, среди людей, которые глубоко ненавидели лиц дворянского происхождения. Но встречались Федору Михайловичу и добрые люди. Среди них — доктор острога И. Троицкий Достоевский достаточно часто лежал в тюремном госпитале, где ему удалось тайно создать записи — так называемую «Сибирскую тетрадь».

Очень повезло писателю с комендантом крепости А. Наконец прошли долгие четыре года.

Долгое время сибирский период жизни Достоевского был самым туманным. Но Виктор Вайнерман сумел многое прояснить. Для этого пришлось долго работать в архивах, собирая сведения буквально по крупицам. Как известно, судьбоносной для будущего великого писателя стала встреча с Натальей Фонвизиной, женой декабриста Михаила Фонвизина. В январе 1850 года она добилась свидания с находившимися в тобольской пересыльной тюрьме петрашевцами.

Именно она вручила писателю Евангелие, изменившее всю его судьбу. Наталья Фонвизина и дочь тобольского прокурора Мария Францева сумели даже проводить Достоевского и его соратника, поэта Сергея Дурова в Омск. Мария Францева вручила сопровождавшему петрашевцев жандарму письмо, адресованное ее хорошему знакомому — инспектору классов Омского кадетского корпуса Ивану Ждан-Пушкину. Этот благородный человек пытался усовестить непосредственного начальника Мертвого дома — плац-майора Кривцова, переговорил и со старшим доктором военного госпиталя Иваном Троицким. Стоявший особняком в полуверсте от крепости госпиталь стал для Достоевского настоящим спасением. Писатель признавался: «Постоянное душевное беспокойство, нервическое раздражение, спертый воздух казармы могли бы разрушить меня совершенно». На каторге у Достоевского развилась эпилепсия, мучившая его всю жизнь.

Александр Сулоцкий, священник Сибирского кадетского корпуса, в феврале писал в Тобольск: «Достоевский все в лазарете, главный лекарь Троицкий, по просьбе Ивана Викентьевича толковал с ним, предлагал ему лучшую пищу, а иногда и вино, но он отказывается от всего этого, а просит только о том, чтобы принимать почаще в лазарет и помещать в сухой комнате».

Письмо Белинского Гоголю за которое осудили Достоевского. Послание Белинского к Достоевскому. Соня и Раскольников на каторге. Раскольников на каторге. Острог Раскольникова. Соня Мармеладова и Родион Раскольников на каторге. Ссылка Декабристов в Сибирь.

Каторга Декабристов в Сибири. Ссыльные декабристы в Сибири. Декабристы отправляются в ссылку. Каторжные работы Достоевского. Федор Михайлович Достоевский ссылка в Сибирь. Памятник Достоевскому на каторге в Омске. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849. Арест Достоевского в 1849.

Причина ареста Достоевского. Военная служба Достоевского. Достоевский на службе. Достоевский прапорщик. Достоевский в 1860 годах. Достоевский Тобольск ссылка. Достоевский и жены Декабристов. С кем встретился Достоевский в Тобольске.

Ареста ф. Достоевского в 1849 году?. Арест Достоевского. Революционная деятельность. Омская каторга Достоевского. Произведения Достоевского после каторги. Выход с каторги Достоевского. Выход из каторги представлялся как светлое.

Я все приму ссылку каторгу тюрьму. Достоевский в кандалах. Арест и ссылка Достоевского. Сахалин каторга Чехов. Каторга в цветах. Человека ведут на каторгу. Первые произведения Достоевского.

Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а, может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостью, и вслед за тем, убоявшись последствий этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!.. В то время отец Достоевского стал сильно пить и, возможно, на самом деле мог нарваться на конфликт. Младший брат писателя уверен, что мужики, столкнувшись с «временным отделением», где-то нашли большую сумму для взятки, чтобы не быть обвинёнными в убийстве и не пойти на каторгу. Далее он приводит свои «соображения», размышляя, почему же убийство было скрыто, и делает выводы: «…вот соображения, ежели только можно было допускать соображения по этому предмету, по которым убиение отца осталось нераскрытым и виновные в нём не потерпели заслуженной кары. Вероятно, старшие братья узнали истинную причину смерти отца ещё ранее меня, но и они молчали. Я же считался тогда малолетним». Возможно, именно поэтому одним из главных мотивов и идей «Братьев Карамазовых» является мотив отцеубийства. Душевные страдания князя Мышкина и казнь Достоевского — Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. Этот отрывок из романа «Идиот» — часть знаменитого монолога князя Мышкина о смерти. В нём любимый герой Достоевского рассуждает о казни с помощью гильотины, о душевной муке и её силе, об ужасе, который испытывает человек, приговорённый к смерти. А также о том, что об этом ужасе может рассказать лишь тот, кого приговорили, кто уже стоял на эшафоте, но в последний момент был помилован. Таким человеком был сам Фёдор Михайлович. В возрасте 28 лет писатель был приговорён к расстрелу за участие в собраниях кружка вольнодумца Петрашевского, а также за чтение и распространение запрещённого письма Белинского Гоголю. В назначенный день казни, посреди зимы 28-летний Достоевский вместе с другими арестованными были выведены на Семёновский плац. Там их ждал чёрный эшафот и толпы людей, пришедших поглазеть на казнь. Инсценировка казни, рис.

Молодой литератор

  • Почему Достоевский попал на каторгу? [111]
  • Письмо Белинского
  • Федор Достоевский – каторжанин и монархист
  • Содержание

Во всяком несчастном видеть брата

Прежде господином был, народ мучил, а теперь хуже последнего, наш брат стал" — вот тема, которая разыгрывалась 4 года. Именно в Омске у него начались припадки «падучей» эпилепсии , проблемы с желудком. К физической работе Достоевский не привык и с огромным трудом выполнял ежедневный «урок» план. Он часто лежал в госпитале, но этому скорее был рад: болезнь обеспечивала ему отдых и смену обстановки. Кстати, здание госпиталя сохранилось: скорее всего, это деревянный дом на Гусарова, 4. В XIX веке это была улица Скорбященская. Друзья и благодетели Комендант Омска Алексей Граве, судя по всему, помог Достоевскому пережить каторгу Источник: wikimedia. Первым в списке стоит назвать коменданта Омской крепости Алексея Фёдоровича Граве. Достоевский в письме брату и в «Записках из Мёртвого дома» называет его «человеком очень порядочным».

Уточнений в тексте нет, и понятно почему: по уставу, комендант должен был относиться ко всем каторжникам с одинаковой строгостью, но для писателя он, по-видимому, шёл на разные неофициальные послабления. Сообщать об этом даже в личных письмах было рискованно из-за перлюстрации, к тому же в Омске, по словам Достоевского, хватало доносчиков. Однако известно, что в 1852 году Граве направил в столицу запрос, чтобы выяснить, нет ли возможности причислить Достоевского и Дурова к «военно-срочному разряду арестантов». В случае положительного ответа срок каторги сократился бы на шесть месяцев; плюс к этому Граве спросил начальство, нельзя ли освободить обоих петрашевцев от ножных оков. Положительный ответ он так и не получил. В 1859 году, отбыв всё наказание и возвращаясь из Семипалатинска в европейскую часть России, Достоевский проезжал через Омск. Остановился он как раз в доме Граве, и литературоведы считают это стопроцентным доказательством того, что между комендантом и каторжником установились в своё время добрые отношения. Именно в доме Граве был открыт в 1983 году литературный музей имени Достоевского.

Важную роль в судьбе Достоевского сыграла Мария Дмитриевна Францева — дочь тобольского прокурора. Она встретилась с писателем, когда он ехал на каторгу, и передала с сопровождавшим его жандармом письмо своему хорошему знакомому в Омске — подполковнику Ивану Викентьевичу Ждан-Пушкину, инспектору классов Сибирского кадетского корпуса. В этом письме содержалась просьба по возможности оказывать помощь Достоевскому и Дурову. Ждан-Пушкин по словам Достоевского, «человек образованнейший, с благороднейшими понятиями о воспитании» к этой просьбе прислушался. Он «адресовался к разным лицам с расспросами о возможности, о способах облегчить участь гг. Дурова и Достоевского». Одним из этих «лиц» был старший доктор военного госпиталя Иван Иванович Троицкий. Когда Фёдор Михайлович оказался в лазарете, Троицкий «толковал с ним, предлагал ему лучшую пищу, иногда и вино»; тот отказался, но попросил, чтобы его клали на лечение почаще и подбирали ему комнату посуше выше шла речь о грязи и сырости в остроге.

Перед каторжником Достоевским открывались унылые пейзажи Источник: Александр Зубов Эта просьба была исполнена. К тому же Троицкий добился для Достоевского разрешения получать с воли книги и журналы. В августе 1850 года один из друзей писателя сообщил своему знакомому в Тобольске, что тот «почти постоянно в лазарете» и «пользуется столом от лекаря Троицкого». Жена последнего, «прелестнейшая и добрейшая женщина», тоже заботилась о Достоевском. Именно в лазарете писатель смог начать работу над «Сибирской тетрадью», и там же он хранил рукопись в принципе каторжникам запрещалось иметь принадлежности для письма. Там у Достоевского появилось свободное время; известно, что, лёжа на больничной койке, он прочёл романы Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба» и «Дэвид Копперфилд». В «Записках из Мёртвого дома» упоминаются инженеры, «очень симпатизировавшие» главному герою. Имеется в виду, в частности, подпоручик Константин Иванович Иванов — адъютант штаба генерал-инспектора по инженерной части, окончивший Инженерное училище на год позже, чем Достоевский.

В 1847 году писатель начал тесно общаться с Михаилом Васильевичем Петрашевским. Как многим известно из курса истории, кружок "Петрашевцев" — это организация, которая пропагандировала революционные идеи, включая идею свержения самодержавия. Достоевский часто посещал знаменитые "пятницы", на которых высказывал своё мнение по поводу власти и свои взгляды о немедленной отмене крепостного права. Но уже 23 апреля 1849 года многие участники кружка "Петрашевцев", включая Достоевского, оказались в Петропавловской крепости, где им вынесли приговор о смертной казни через расстрел. Но по указу Николая данная мера наказания была заменена на более мягкую, а именно на четырёхлетнюю каторгу. По воле судьбы, Достоевского отправили до Омского острога именно 25 декабря 1849 года, то есть в Рождество. По пути до места каторги писатель встретился с жёнами декабристов, которые подарили ему Евангелию которая являлась единственной разрешённой для прочтения книгой в заключении. Михаилу Фёдоровичу приходилось работать долго и изнурительно в качестве чернорабочего.

В один из вечеров был арестован весь основной состав участников - 123 человека. Приговор Достоевскому гласил: "…отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, — лишить … чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием". Приговоры другим участникам Поручик Николай Григорьев написал сатирический рассказ "Солдатская беседа", разоблачающий высшие административные и военные круги. Он был приговорен к 15 годам каторжных работ и выпущен спустя несколько лет на свободу в состоянии умственного расстройства. Критик Виссарион Белинский, написавший знаменитое письмо Гоголю, к моменту ареста "петрашевцев" успел умереть от туберкулеза и был похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Юристу и общественному деятелю Михаилу Петрашевскому на момент ареста было 27 лет. Смертную казнь ему заменили на бессрочную каторгу, он скончался в Сибири в возрасте 45 лет.

Но тон писем неизменно спокойный и бодрый. Фёдор Михайлович обладал редкой душевной стойкостью, всегда проявлявшейся в самые тяжелые минуты жизни. Этим он был похож на мать. Военный суд шел при закрытых дверях и продолжался 6-ть недель. Первоначально приговор военно-судной комиссии гласил: «... Приговор смертной казни расстрелянием... Почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти. Но, то дело, за которое нас осудили, те мысли, те понятия, которые владели нашим духом, представлялись нам не только не требующими раскаяния, но даже чем-то нас очищающим, мученичеством, за которое многое нам простится! По резолюции Николая I «На 4 года и потом рядовым» казнь была заменена 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. Построенная в начале XVII века для отражения степных кочевников, она вскоре превратилась в военный острог. Первая встреча с главным тюремщиком плац-майором Кривцовым подтвердила его репутацию мелкого варвара и жестокого тирана. Достоевский увидел полупьяного человека с багрово-свирепым лицом под оранжевым околышем засаленной фуражки, в армейском мундире с грязными армейскими эполетами. По своему обычаю, он жестоко обругал прибывшего арестанта и пригрозил ему поркой за малейший проступок. Достоевского отвели в кордегардию, или караульную, где ему немедленно же придали новое обличие арестанта. Ему обрили голову, он был облачён в двухцветную куртку с жёлтым тузом на спине и покрыт мягкой бескозыркой. В таком виде он вступил в каторжный каземат. Это было ветхое деревянное здание, намеченное к слому, с прогнившим полом, протекающей крышей, угарными печами. Голые нары. Общий ушат с сумерек до рассвета, духота нестерпимая. А вокруг несмолкаемый крик, шум, ругань, бряцание цепей. Он увидел здесь в действии и на практике древний грозный устав о наказаниях: клейменые лица «для вечного свидетельства об их отвержении», истерзанные спины наказанных шпицрутенами, распухшие, багрово синего цвета, с застрявшими в них занозами. Омские каторжники были неумолимо окутаны железом. В оковах люди мылись в бане, в кандалах играли комедию, в цепях лежали больными в госпитале. Достоевского поразила ненависть арестантской массы к приговорённым дворянам. Бывшие крепостные выражали свою вражду к недавним помещикам, утратившим безграничную власть над ними. Прежде господином был, народ мучил, а теперь хуже последнего наш брат стал». Но обычно сословная вражда между заключёнными не проявлялась столь бурно. Днём, вечером вечные драки, кражи налёты и обыски со стороны начальства, постоянные побудки ночью. Всё угнетало, всё было направлено на то, чтобы человек забыл что он человек. Особой жестокостью отличался конечно же Кривцов. В его привычке было придираться попусту. Даже если не на том боку спит арестант, и из-за этого одного уже наказание. О своей жизни в остроге он писал брату Андрею: «...

Мировоззрение после каторги

Вот уж скоро три месяца нашего заключения; что-то дальше будет. Я только и желаю, чтобы быть здоровым, а скука дело переходное, да и хорошее расположение духа зависит от меня одного. В человеке бездна тягучести и жизненности, и я, право, не думал, чтобы было столько, а теперь узнал по опыту…». Следующее письмо из крепости написано уже в более минорном тоне, но видно, что Достоевский по-прежнему продолжает бороться и что в самой глубине души его все еще не исчезает надежда на возможность возвращения к жизни, оставленной за стенами крепости. Все та же неизвестность касательно нашего дела. Частная жизнь моя по-прежнему однообразна; но мне опять позволили гулять в саду, в котором 17 деревьев. И это для меня счастье. Кроме того, я могу иметь теперь свечу по вечерам — и вот другое счастье. Хочешь мне прислать исторических сочинений?

Это будет превосходно… Но всего лучше, если бы ты прислал мне Библию… О здоровье моем ничего не могу сказать хорошего. Вот уже целый месяц, как я просто ем касторовое масло и тем только и пробиваюсь на свете. Геморрой мой ожесточился до последней степени, и я чувствую грудную боль, которой прежде не бывало… Но и к тому же, особенно к ночи, усиливается впечатлительность; по ночам длинные, безобразные сны и, сверх того, с недавнего времени мне все кажется, что подо мной колышется пол, и я в моей комнате сижу словно в пароходной каюте»… По окончательному приговору суда Достоевский был отправлен на каторгу, в Омский острог сроком на 4 года. Дорога до Тобольска прошла благополучно, только часто случалось отмораживать себе или пальцы, или нос, или уши. Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого наделили Евангелием — единственная книга, позволенная в остроге». Из Тобольска Достоевского и Дурова отправили в Омск, во «второй разряд каторги». Началась многострадальная жизнь… Но мы не будем много рассказывать о ней нашим читателям, а поговорим лучше, пользуясь случаем, об одном из замечательных произведений Достоевского — его «Записках из Мертвого дома». В них Достоевский сконцентрировал все свои осторожные впечатления, в них он навеки заклеймил то «недавнее давно прошедшее», которое было вместе с другими недугами русской жизни уничтожено великими реформами минувшего царствования.

Все рассказанное в «Записках» было, и ничего такого более нет: нет ни ужасных майоров, именующих себя «майорами Божьей милостью», нет истерзанных и искалеченных под палками людей. Как помнит читатель, рассказ ведется от лица некоего Александра Петровича, дворянина, сосланного во второй разряд каторги за убийство жены. Тяжелее он был не только для дворян, но и для всех арестантов, именно потому, что начальство и устройство этого разряда — все военное, очень похожее на арестантские роты в России. Военное начальство строже, порядки теснее: всегда в цепях, всегда под конвоем, всегда под замком; а этого нет в такой силе в первых двух разрядах». Но благодаря небольшим имевшимся в запасе деньгам это тяжелое положение хоть немного да облегчалось: арестант мог иметь чай со своим особым чайником и кое-какую дополнительную еду, хотя и острожная пища была, по его словам, сносна; хлеб даже славился в городе, зато щи изобиловали тараканами, на что арестанты, впрочем, не обращали ни малейшего внимания. Мне показалось даже, что в остроге гораздо легче жить, чем я воображал дорогой. Самая работа показалась мне вовсе не так тяжелой, каторжной, и только довольно спустя догадался, что тягость и каторжность этой работы не столько в трудности и беспрерывности ее, сколько в том, что она принужденная, обязательная, из-под палки». Работал он, однако, с усердием, «радостно», чтобы укрепить свое здоровье, и особенно любил сгребать снег и толочь алебастр.

Первые три дня после прибытия на каторгу его не «гоняли» на работу, а дали отдохнуть и осмотреться. Но кроме этого никакой льготы не полагалось, и через три дня началась уже настоящая каторжная жизнь. Стоило ему только появиться в острожной казарме, как он немедленно же увидел будущих своих «сотоварищей» и перед ним мелькнули десятки обезображенных, клейменых лиц. Тут были и фальшивомонетчики, и молоденький каторжный с тоненьким личиком, успевший уже зарезать восемь душ, и много мрачных, угрюмых физиономий, обритых на полголовы и обезображенных, с ненавистью смотревших вокруг себя и, между прочим, на него, дворянина-белоручку. Только войдя в свою казарму, арестант очутился впервые «среди дыма и копоти, среди ругательств и невыразимого цинизма, в мефитическом [8] воздухе, при звоне кандалов, среди проклятий и бесстыдного хохота». Весь изломанный и измученный от чудовищных впечатлений дня, он улегся на голых нарах, положив под голову свое платье вместо подушки, которой, кстати сказать, у него не было, накрылся тулупом и постарался заснуть. Но сон не шел. Мрачные мысли копошились в голове, тяжелые, неясные предчувствия давили сердце.

Он думал о будущем, о предстоящих ему четырех годах «такой» жизни, которые разрастались в его воображении в целую вечность, и самым ужасным представлялось ему то, что все это время он «ни разу, ни одной минуты не будет один: на работе всегда под конвоем, дома с 200 товарищей и ни разу, ни разу один». Товарищество поневоле, товарищество из-под палки всегда тяжело, тем более здесь, в остроге, где оно к тому же постоянно. Народ собрался всякий: «иной из кантонистов, другой из черкесов, третий из раскольников, четвертый — православный мужичок, семью, детей, милых оставил на родине, пятый — жид, шестой — цыган, седьмой — неизвестно кто. И все-то они должны ужиться вместе во что бы то ни стало, согласиться друг с другом есть из одной чашки, спать на одних нарах». Были, правда, и интеллигентные товарищи, но с ними, по-видимому, он не мог сойтись очень близко. Ему предстояло одиночество, убийственная по своему однообразию каторжная жизнь, полная материальных неудобств и тяжелых мыслей. Один день был похож на другой как две капли воды, и всю жизнь по необходимости приходилось сконцентрировать внутри себя. Попробуем же восстановить этот один день.

Вставали рано, нехотя, особенно зимой, по барабану, умывались в ведрах, в воде сомнительной чистоты и закусывали черным хлебом, если не было у кого своего чаю. Уже с первой минуты после пробуждения зачастую начиналась ссора и брань. Бранились и ссорились из-за всяких пустяков, бранились подолгу, артистически, с большим вниманием к этому искусству, с стремлением к особо ловким и обидным выражениям, что высоко ценилось в остроге. До драки дело не доходило, но постоянно могло дойти; только «товарищи», понимая, какие неудобства вызовет для всех эта самая драка, останавливали обыкновенно ссорившихся, если замечали, что дело становится серьезным. Потом, съев по ломтю хлеба, каторжные после переклички отправлялись на работу. Шли партиями, обыкновенно молча, угрюмо. Находились, правда, болтуны, старавшиеся забавлять других своим добровольным шутовством, но к ним относились с большим, подавляющим даже, презрением, называя «бесполезными» людьми. Каторжные всеми способами старались поддерживать свое достоинство, понимая его, конечно, по-своему.

Это достоинство заключалось, прежде всего, в сдержанности, в «соблюдении себя», в своего рода угрюмой сосредоточенности. Так что разговаривали по душам мало, изредка переругивались. При встрече с кем-нибудь просили милостыню. Из нашей кучки немедленно отделился арестант, снял шапку, принял подаяние — пять копеек и проворно воротился к своим. Эти пять копеек в то же утро проели на калачах, разделив их на всю нашу партию поровну». Дойдя до места работы, принимались за нее большею частью неохотно: торопиться было некуда. Работа редко бывала со смыслом, обыкновенно выдумывалась просто для того, чтобы занять праздные руки. Заставляли, например, растаскивать старые барки, когда лесу вокруг было множество и он буквально ничего не стоил.

Сами каторжные понимали, что дело их не нужно, и вяло, лениво стучали топорами. Оживление в работе чувствовалось только иногда, когда задавали «урок» и можно было при усердии окончить его скорее, чем значилось по расписанию. Тут уж бросали лень в сторону, появлялось даже соревнование. Арестант-дворянин старался работать, как другие, но сначала это ему не удавалось. Даже самые последние из каторжан, парии острога и те презрительно относились к дворянам-белоручкам. Потом для них нашлась работа более подходящая: их стали посылать толочь алебастр, вертеть точильное колесо или за несколько верст на берег Иртыша, на кирпичный завод. Томительное ощущение вызывала, вероятно, эта близость к природе, вид могучей спокойной реки, широкая, беспредельно тянувшаяся киргизская степь. Сердце просилось туда, в это приволье; но конвойные стояли на своих местах, тяжелые кандалы звякали при всяком движении.

Арестант старался работать как можно усерднее, чтобы укрепить свое здоровье, и с радостью замечал, что это ему удается. После работы возвращались домой, в острог, обедали, потом ходили по двору, огороженному высоким зубчатым забором, и, наконец, после вечерней переклички, всех запирали по казармам. Засыпали, конечно, не сразу. По различным углам шли разговоры, рассказы, там играли в карты или в специальные острожные скверные игры, там ссорились. Поставленная на ночь «парашка» распространяла вокруг себя ужасную вонь, бесчисленные острожные насекомые, особенно почему-то жестокие, не давали непривычному человеку засыпать по целым часам. Так проходили будни. В праздники, когда делать было совсем нечего, было еще тяжелее, томительнее.

Перова "Каторга высасывает жизненный сок из человека, энервирует его душу, ослабляет ее, пугает ее и потом нравственно иссохшую мумию, полусумасшедшего, представляет как образец исправления и раскаяния.

О бытовых условиях на каторге он вспоминал так: "Жили мы в куче, все вместе, в одной казарме. Вообрази себе старое, ветхое, деревянное здание, которое давно уже положено сломать и которое уже не может служить. Летом духота нестерпимая, зимою холод невыносимый. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать.

Но говядину кладут рублёную, и я её никогда не видал.

По праздникам каша почти совсем без масла. В пост капуста с водой и почти ничего больше. Я расстроил желудок нестерпимо и был несколько раз болен». Прожить на «кормовые» деньги каторжники не могли. Судя по документам, в день на человека назначалось 9 коп. Хотя дополнительная работа, и деньги, и всё, что можно было на них купить, запрещалось, в остроге всегда работали, имели деньги, табак и даже вино. Начальство знало об этом, и ночные обыски были здесь обычным делом.

Все запрещённое изымалось, виновный «бывал обыкновенно больно наказан». Единственной возможностью отдохнуть от острожной казармы для Достоевского оказалось пребывание в омском военном госпитале, в арестантскую палату которого он попадал несколько раз. В госпитале было легче, свободнее, нежели в остроге. Отношение части врачебного персонала было гуманное. Госпиталь находился за пределами крепости, в Бутырском форштадте. Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омске стало обдумывание его будущих романов. Разнообразного материала вокруг было бесконечно много.

Быт в Семипалатинске 23 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского.

Казнь была заменена 4-летней ссылкой, которую писатель провел в Омске. Надзор над ним сохранялся до 1875 года. Если раньше писатель был сторонником «западного» пути развития России, т. Особая миссия России видится ему в том, чтобы служить примером идеальных духовных ценностей всему человечеству. Последняя истина, по мнению Достоевского, заключена в Божьем слове, высказать которое Бог доверил православной церкви».

Достоевский на каторге в Сибири

Каторга — это четырехлетний опыт бытия Достоевского в народном теле. В итоге Достоевский оказался преступником и был приговорён к расстрелу, который, правда, заменили каторгой — сначала восьмилетней, а потом, по личному решению царя, четырёхлетней с последующей военной службой. Этих преступлений оказалось довольно для вынесения смертного приговора, пусть и замененного на каторгу, в случае Достоевского — четырехлетнюю.

Спасение каторжанина Достоевского: кому обязан жизнью русский классик

Они находили его слабым и лишенным самолюбия. Они не понимали, как человек, осужденный как политический преступник, приговоренный самим императором к каторжным работам, терпевший ссылку, усталость, холод, лишения — весь невыносимый быт каторжного острога, не ропщет на судьбу, не позволяет себе ни единого слова жалобы на суровость приговора да еще провозглашает мессианскую роль монархии и народа, которые так несправедливо отступились от него. Эта покорность оскорблениям, это смирение, наслаждение этим смирением казались им всего лишь нелепой позой и выводили их из себя. И однако Достоевский был искренен, когда признавался, что не таит зла на тех, кто искалечил его жизнь.

Есть удары такой силы, что любой протест против них — мелок и даже смешон. Есть некие таинственные знаки, которым можно только повиноваться, потому что они низводят вас до ваших подлинных — ничтожных размеров. Вы что-то делаете, пишете, разговариваете, и вдруг могучая длань хватает вас, мощный глас заглушает ваш крик, и вы превращаетесь в ничто и счастливы превратиться в ничто, не принадлежать себе, позволить неведомой силе управлять вами, играть вами, заставляя вас то проигрывать, то выигрывать, и уготовить вам будущее — то ли радостное, то ли горестное.

Что за глупое тщеславие вечно добиваться первой роли! Как опрометчиво вечно пытаться победить судьбу! Да, иногда так ощутима близость Бога, то кроткого, то карающего.

И его незримое присутствие вырывает вас из привычного течения жизни. Это может длиться несколько мгновений, несколько часов, несколько дней… А потом вы чувствуете, что Его всевидящее Око отвратилось от вас — поводок ослабел… Пробил урочный час — теперь предстоит действовать самому, полагаться на самого себя — и держать ответ за содеянное. Вот тогда-то и начинается подлинная трагедия человека.

Эти резкие повороты — от внезапных приступов апатии, овладевающих в разгар событий, к неожиданному пробуждению совести, — пережили все персонажи Достоевского, как пережил их и он сам. Раскольников, убив старуху-процентщицу, чувствует, что его воля парализована, и он принужден сам донести на себя, оправдываться, как если бы кто-то направлял его, несмотря на все его сопротивление, «…как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой… Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать». А когда зубья шестеренки разжимаются, индивидуум может распрямиться, расправить члены и вновь почувствовать себя свободным.

Достоевский выдержал испытание каторгой с триумфом, потому что он с самого начала принял каторгу как должное. Он смог вновь обрести себя потому, что на некоторое время отказался быть самим собой. Он победил потому, что был готов проиграть.

Достоевского определили во второй разряд, то есть назначили отбывать каторгу в крепости, подчиненной военному ведомству. Во второй разряд включали самых опасных преступников. Этот разряд считался более тяжелым, чем первый, отбывавший каторгу в рудниках, и чем третий, отбывавший каторгу на заводах, потому что «устройство этого разряда — все военное, очень похожее на арестантские роты».

Каждый день арестанты ходили на «каторжные работы». Они перевозили кирпич, вертели точильное колесо или обжигали и толкли алебастр. Раз я провел четыре часа на экстренной работе, когда ртуть замерзала и было, может быть, градусов 40 морозу.

Я ознобил себе ногу». Больше всего ему нравилось перетаскивать кирпичи с берега Иртыша к строившейся казарме. Но мне нравилось то, что от работы во мне видимо развивалась сила».

Сначала он мог таскать по шести кирпичей, а в каждом кирпиче было по двенадцати фунтов, потом он дошел до десяти и даже до целой дюжины и очень этим гордился. Перед арестантами катил свои могучие величавые воды Иртыш. За ним расстилались бескрайние вольные степи.

Воздух был свеж и прозрачен. Далекая песня киргиза доносилась с другого берега, где можно было различить обкуренную юрту, дымок над юртой и киргизку, хлопотавшую возле своих баранов. Все здесь напоминало о свободе, бегстве, о дикой, но вольной жизни.

И при виде чахлого цветка, весной вылезшего из расселины между камнями, еще больнее сжималось сердце и нестерпимее становилась тоска об утраченном… Особенно же любил Федор Михайлович разгребать сугробы снега у казенных зданий. Лопата по самую рукоятку погружается в рыхлый снег. Медленный нажим, затем рывок — и подхваченная лопатой белая пирамида отрывается от земли, летит в воздух и разлетается блестящей пылью.

И снова лопата вонзается в сверкающую на солнце снежную массу. И можно ни о чем не думать. Забыть о цепях, сковывающих израненные лодыжки.

И на мгновение поддаться иллюзии, что ты свободен. Но уже выкрикивают команду и нужно строиться и, понурив голову, снова возвращаться в казарму. Нередко какой-нибудь горожанин, разжалобившись, останавливался при виде каторжников под конвоем и совал пару копеек арестанту.

Местные власти, за исключением майора Кривцова, благожелательно относились к Достоевскому. Однажды по причине слабого здоровья, а также, без сомнения, благодаря хлопотам друзей в Петербурге и Тобольске, Федора Михайловича направили в канцелярию инженерного управления переписывать бумаги. Целых три месяца он там отдыхал, испытывая чисто животное удовольствие.

Но полковник Мартенс решил, что политическому преступнику не место в канцелярии, и вскоре Достоевский снова влился в толпу кандальников. Унтер-офицерами на каторге были бывшие моряки Балтийского флота, разжалованные в рядовые и сосланные в Сибирь за участие в бунте в Морском кадетском корпусе. Через год ссылки их произвели в унтер-офицеры и определили нести караульную службу в самом остроге, так что в их подчинении оказались арестанты, назначавшиеся для работ внутри острога.

Нередко эти «морячки», как их ласково называли, сами выбирали арестантов для легких работ в остроге. В их число они как можно чаще включали Достоевского, начальство закрывало глаза на эти невинные поблажки. Но однажды, когда Достоевский под предлогом «работы в кордегардии» остался в казарме, туда неожиданно вошел майор.

Увидев лежавшего на нарах Федора Михайловича, он закричал: — Это что такое? Почему он не на работе? Я знаю, что вы потакаете им!..

Караульные бросились выполнять приказание, а «морячок» побежал предупредить коменданта крепости. Генерал де Граве тотчас приехал, сделал Кривцову публичный выговор и запретил подвергать больных телесным наказаниям. Кривцов выслушал выговор, стоя навытяжку, побагровев и задыхаясь от злобы.

Старший доктор тюремного госпиталя Троицкий также всячески старался облегчить участь Достоевского. Нередко под каким-нибудь предлогом он давал ему на несколько дней приют в госпитальной палате, где можно было отлежаться и передохнуть. Достоевский облачался в грязный колпак, в пропахший запахом гноя и засохшей мокроты больничный халат.

Повсюду на стенах виднелись подозрительные пятна: следы раздавленных клопов, рвоты, припарок. В палате стоял удушливый, зловонный запах. По ночам параша вносилась в палату, хотя сортир находился в двух шагах от двери.

Лампа слабо освещала изувеченные тела каторжников, тщетно искавших забвения в сне. Избитые хныкали как малые дети. Иногда унтер-офицер посылал за кузнецом: расковать мертвого.

Жена Троицкого передавала Федору Михайловичу чай, даже вино, а также французский журнал «Le Nord»[32]. Эти нарушения были раскрыты заботами ординатора госпиталя, помощника Троицкого, пославшего на него донос в Петербург. Для расследования дела из Тобольска в Омск прибыл советник уголовной палаты, который не нашел формальных доказательств вины Троицкого, и дело было прекращено.

На вопрос советника: не писал ли он чего-нибудь в остроге или в госпитале, Достоевский ответил: — Ничего не писал и не пишу, но материалы для будущих писаний собираю. На самом деле они хранились под подушкой у старшего госпитального фельдшера. Как-то группа каторжников работала на берегу Иртыша на разборке старой баржи, и каторжник поляк Рожновский уронил в реку топор.

Конвойный приказал ему спуститься к реке и топор достать. Каторжник с ворчанием разделся, связал кандалы и нырнул в воду. Достоевский и еще один арестант удерживали его за веревку.

Достоевский увидел полупьяного человека с багрово-свирепым лицом под оранжевым околышем засаленной фуражки, в армейском мундире с грязными армейскими эполетами. По своему обычаю, он жестоко обругал прибывшего арестанта и пригрозил ему поркой за малейший проступок. Достоевского отвели в кордегардию, или караульную, где ему немедленно же придали новое обличие арестанта. Ему обрили голову, он был облачён в двухцветную куртку с жёлтым тузом на спине и покрыт мягкой бескозыркой. В таком виде он вступил в каторжный каземат. Это было ветхое деревянное здание, намеченное к слому, с прогнившим полом, протекающей крышей, угарными печами. Голые нары.

Общий ушат с сумерек до рассвета, духота нестерпимая. А вокруг несмолкаемый крик, шум, ругань, бряцание цепей. Он увидел здесь в действии и на практике древний грозный устав о наказаниях: клейменые лица «для вечного свидетельства об их отвержении», истерзанные спины наказанных шпицрутенами, распухшие, багрово синего цвета, с застрявшими в них занозами. Омские каторжники были неумолимо окутаны железом. В оковах люди мылись в бане, в кандалах играли комедию, в цепях лежали больными в госпитале. Достоевского поразила ненависть арестантской массы к приговорённым дворянам. Бывшие крепостные выражали свою вражду к недавним помещикам, утратившим безграничную власть над ними.

Прежде господином был, народ мучил, а теперь хуже последнего наш брат стал». Но обычно сословная вражда между заключёнными не проявлялась столь бурно. Днём, вечером вечные драки, кражи налёты и обыски со стороны начальства, постоянные побудки ночью. Всё угнетало, всё было направлено на то, чтобы человек забыл что он человек. Особой жестокостью отличался конечно же Кривцов. В его привычке было придираться попусту.

Вот его и сослали в Сибирь. Обычное для того времени дело. Достоевский через Плещеева познакомился с Петрашевским и начал посещать его пятницы. Казнь была заменена 4-летней ссылкой, которую писатель провел в Омске. Надзор над ним сохранялся до 1875 года.

А дон Педрами и доньями Кларами ещё и до сих пор брежу. Потом пришёл Шекспир — Верона, Ромео и Джульетта — чёрт знает какое было обаяние. В Италию, в Италию! А вместо Италии попал в Семипалатинск, а прежде того в Мёртвый дом... По этапу Достоевский отправился рождественской ночью 1849 года. В Перми — сорокаградусный мороз. Сибирь и сегодня ассоциируется со снегом и холодами, а тогда и вовсе казалось, что за Уралом начинается царство зимы. Как будто слово "вечность" само складывается из кусочков льда, как в недавно вышедшей сказке про Снежную королеву. В остроге Четыре года пребывания в Омском остроге — с 23 января 1850 до конца февраля 1854 года — запомнились писателю как череда невыносимо тяжёлых дней, когда угнетал не столько физический труд, сколько невозможность нормально отдохнуть в прогнившем щелястом бараке. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать. На стёклах на вершок льду. С потолков капель — все сквозное. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь", — вспоминал Достоевский в письме брату, моля его выхлопотать ссылку на Кавказ взамен Сибири — тоже ведь Россия! Иллюстрация к "Запискам из Мёртвого дома". Художник Николай Каразин. Фото: wikipedia. Но это была возможность увидеть не просто "маленький краешек неба" над земляным валом, а великий простор Иртыша. Единственной книгой, которую дозволялось читать, было Священное Писание. Евангелие, в которое была вклеена десятирублевая ассигнация, подаренное женой декабриста Натальей Фонвизиной в Тобольской пересылке, Достоевский хранил всю жизнь. Эти воспоминания войдут потом в эпилог "Преступления и наказания".

Почему Ф. М. Достоевский был заключён в Омский острог?

Проведенные на каторге и солдатской службе годы, серьезно отразились на мировоззрении Достоевского. Так Достоевский на 8 месяцев попал в одиночную камеру Петропавловской крепости. Смотрите онлайн видео «Почему Достоевский попал на каторгу? Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Достоевский и 4 года каторжных работ.

Достоевский на каторге в Сибири

на каторгу, где встретил свою первую жену. После освобождения Достоевского с каторги супруги возвращались в Петербург. Достоевский на каторге «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей.

Омская каторга Федора Михайловича Достоевского

С этого момента Евангелие — книга, единственная, которую было разрешено иметь каторжанам, была с Достоевским всю его жизнь, до смертного одра. Она прошла с ним всю каторгу, солдатские казармы, была с ним во время возвращения к литературе, была спутником всех его душевных волнений, взлетов и падений. Ежедневно Федор Михайлович читал то самое тобольское Евангелие и делал огромное количество пометок на полях. Сначала он делал их ногтем, ведь на каторге запрещалось иметь при себе писчие предметы, позже на полях книги стали появляться заметки карандашом и пером. Можно сказать, что вся, начиная с пребывания в Тобольске, жизнь, все творчество его отображено в этих коротких записках на полях Библии. Не так давно ученым удалось расшифровать эти записки, и в свет вышло знаменитое издание, которое так и называется — «Евангелие Достоевского». В дальнейшем Достоевский неоднократно писал и говорил, что каторга полностью изменила его. Вот как говорил он: «…и на каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей… Что за чудный народ. Вообще, время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его». Здесь он не просто осознал глубину человеческого, русского характера, но также к нему пришла и действительная вера в Бога и убеждение в том, что за преступлением неизбежно следует Божье наказание.

Конечно же, Евангелие, бывшее с ним ежедневно, сыграло в этом важнейшую роль. Позже, возвращаясь уже из Сибири, Федор Михайлович вновь посетил Тюмень. Теперь он был вольным человеком и мог познакомиться с этим городом лучше, а не через зловонную атмосферу тесноты казармы и лязг кандалов. Несомненно, вместе с ним теперь был и томик тобольского Евангелия.

Корифеями столичной литературной жизни были, наряду с Достоевским, его ровесники Николай Некрасов один из самых первых восторженных почитателей , Дмитрий Григорович, известный сейчас как автор «Гуттаперчевого мальчика» близкий друг со времён совместной учёбы в Инженерном училище , и Иван Тургенев — сначала друг, а после серии ссор полноценный враг и даже, по словам самого Тургенева, объект беспричинной ненависти. Неформальное членство Достоевского в обществе «петрашевцев», где по пятницам велись беседы на тему отмены крепостного права, свободы печати и судебной реформы, довело его до беды. В апреле 1849 года писатель был арестован. Восемь месяцев он провёл в Петропавловской крепости, а потом военный суд приговорил его к смертной казни, причём главной виной объявили «недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Это то самое письмо, которое недавно цитировал юморист Максим Галкин в своём нашумевшем интервью: «Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди довольно она слышала их!

Политике императора Николая I эти слова в корне противоречили. В итоге Достоевский оказался преступником и был приговорён к расстрелу, который, правда, заменили каторгой — сначала восьмилетней, а потом, по личному решению царя, четырёхлетней с последующей военной службой. Отбывать наказание надлежало в Омске. Шесть дней Достоевский пробыл в бывшей столице Сибири Тобольске, а 23 января 1850 года приехал в наш город. Новые места «Омск гадкий городишка. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видел. Городишка грязный, военный и развратный в высшей степени». Это цитата из письма Достоевского брату Михаилу, отправленного вскоре после выхода с каторги.

Понятно, что у писателя были личные причины для негативного отношения к Омску, но город в те времена и правда не казался вершиной благоустройства, особенно для человека, привыкшего к жизни в Петербурге. Центром жизни Омска была земляная крепость с каменным Воскресенским собором, офицерскими домами и казармами, её окружали одноэтажные деревянные дома, в которых жили штатские. Так выглядела вторая Омская крепость. Острог находился в одном из верхних зубцов правом Источник: etomesto. Приехал он с северо-запада по Тюкалинскому тракту, переходившему в городской черте в улицу Тобольскую нынешняя Орджоникидзе. В центре города эта улица упиралась в большую площадь, и слева можно было увидеть городскую рощу на месте нынешней Соборной площади , а справа — крепость. Арестантов везли через Тарские ворота и направляли в острог, находившийся на месте нынешнего драмтеатра. Теперь для Достоевского началась новая, каторжная жизнь. Ему выбрили переднюю половину головы бессрочным каторжникам выбривали левую сторону , выдали «лоскутные платья» — арестантскую одежду со специальными метками зимой чёрная, летом белая , надели ножные кандалы. Это был так называемый «мелкозвон», оковы весом в четыре-пять кило, которые снимались только при освобождении.

Их должно было надевать под панталоны. К серединному кольцу привязывался ремень, который в свою очередь прикреплялся к поясному ремню, надевавшемуся прямо на рубашку». Жили каторжники в здании острога с большим двором шагов 200 на 150 , обнесённым высоким тыном. Содержать их требовалось «в наилучшей чистоте», но это требование не выполнялось. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать.

Стоянки в городах были короткие — писатель рвался домой. Очередной рубеж он прошёл, когда спустя 9 с лишним лет вернулся на то же место, которое пересекал, отправляясь на каторгу: «В один прекрасный вечер, часов в пять пополудни, скитаясь в отрогах Урала, среди лесу, мы набрели, наконец, на границу Европы и Азии.

Мы вышли из тарантаса, и я перекрестился, что привёл, наконец, Господь увидать обетованную землю». Город ему не нравился, он хотел переехать в Москву или Петербург, но ожидал Высочайшего разрешения на поселение. До того — вынужденная остановка в Твери. Фотография Твери второй половины XIX века «Тверское сидение» дало Достоевскому много материала — именно с Твери он списал образ губернского города в романе «Бесы». Взято было многое, от топонимики города Заречье в романе — Заволжье в Твери, фабрика Шпигулина — фабрика Каулина до персонажей прототипами губернатора Лембке и его жены Юлии Михайловны были тверской губернатор П. Варанов и его жена, с которыми Достоевский был знаком. Многие считают, что образ Николая Ставрогина был во многом вдохновлён Михаилом Бакуниным, уроженцем Твери, а образ монаха Тихона — святым Тихоном Задонским, архимандритом Отроч Успенского монастыря в Тверской губернии. Но обстоятельства, героев и многие элементы Достоевский собрал за десять лет до того, проводя время в тверской «ссылке». Наконец, 20 декабря 1859 года Достоевский с женой и пасынком возвращается в Санкт-Петербург.

В рождественскую ночь 1849 года он покидал этот город как ссыльный каторжанин. Каким он возвращался десять лет спустя? И, главное, какое место занял ссыльный этап в его жизни? Быть может, это были потерянные годы, за время которых он лишь подорвал здоровье и мучался, ожидая возвращения в Санкт-Петербург, к писательству? Всё же нет. Сам Фёдор Михайлович нашёл ответ на этот вопрос. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо. И так хорошо, как, может быть, не многие знают его». Мы очень хотим развивать это направление.

Создавать рассказы и очерки о людях и явлениях, вошедших в ДНК русской жизни. Как и любая редакция, наша нуждается в финансировании, чтобы обеспечить работ над текстами, исследования и иллюстрации. Если вы хотите поддержать нас, можете отправить любое посильное пожертвование, перейдя по этой ссылке. Все вырученные деньги пойдут на оплату работы авторов, покупку авторских прав, иллюстрации и вёрстку.

Достоевский не справился бы с такой задачей в одиночку: ему помогала одна из лучших стенографисток столицы Анна Григорьевна Сниткина, ставшая впоследствии супругой писателя.

В 1867 году Достоевский бежал от кредиторов за границу и некоторое время жил в Швейцарии, Италии и Германии. Там он работал над такими романами, как «Идиот» и «Бесы». Вернуться на родину писатель смог только в 1871 году. Не оставлял Достоевский и публицистическую деятельность. В 1870-х гг.

В 1880 году Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине, приуроченную к открытию памятника в Москве. Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов. С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея. До смерти писателя оставалось чуть больше полугода. Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра.

Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию. У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос. Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М. Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими».

В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге. Для тогдашней литературы это был прорыв, всякий роман Достоевского становился эстетическим событием. Не меньшим событием стали и публицистические высказывания Достоевского. Его ежемесячный философско-публицистический журнал «Дневник писателя», издававшийся в течение нескольких лет, оказался первым опытом такого жанра и формата среди общественных высказываний в российской журналистике. Произведения Достоевского, его особая художественная манера, сложный психологизм повлияли на мировую литературную и философскую мысль и продолжают влиять на неё до сих пор: Достоевский неизменно остаётся одним из самых читаемых авторов в России и за рубежом.

Они познакомились в Семипалатинске, где Достоевский служил после отбытия каторжного срока, и обвенчались в 1857 году. В союзе, который не стал счастливым, детей у Достоевского не было, однако он внимательно заботился о пасынке Павле, ребёнке Марии от первого брака. Мария Дмитриевна скончалась в 1864 году. Второй супругой писателя стала Анна Григорьевна Сниткина, помогавшая ему стенографировать рукописи. С ней Достоевский обвенчался в 1867 году.

Почему Ф. М. Достоевский был заключён в Омский острог?

Смотря на прощанье братьев Достоевских, всякий заметил бы, что из них страдает более тот, который остается на свободе в Петербурге, а не тот, кому сейчас предстоит ехать в Сибирь на каторгу. Третьей причиной, по которой Достоевского отправили на каторгу, были его религиозные и философские убеждения. Но именно на каторге Достоевский переосмыслил себя и превратился в убежденного консерватора с христианской подкладкой. 170 лет назад писатель Федор Достоевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость за участие в тайном обществе петрашевцев. Третьей причиной, по которой Достоевского отправили на каторгу, были его религиозные и философские убеждения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий