Как Всеволод Мейерхольд оказался главным призраком русского театра ХХ века. Для Всеволода Мейерхольда театральная постановка была прежде всего ярким зрелищем. 26 мая 1929 года в Твери выступал прославленный режиссер, народный артист России Всеволод Мейерхольд, который сделал доклад на тему «Новые бои на театральном фронте». Легендарный Всеволод Мейерхольд, урождённый Карл Казимир Теодор Мейергольд, самобытный театральный актёр и режиссёр, не избежал внимания со стороны «компетентных органов» царизма. Всеволод Эмильевич Мейерхольд — театральный режиссёр, актёр и педагог. Он был первым советским режиссёром, являлся автором сталинских шоу и рискованных спектаклей.
Всеволод Мейерхольд: авангардистские опыты, биомеханика и след в литературе
Всеволод Эмильевич Мейерхольд – театральный режиссер, однин из первых авангардных режиссеров Советского Союза: экспериментировал с декорациями и актерской техникой, использовал собственные режиссерские приемы и изучал традиции старинных театров. Всеволод Эмильевич Мейерхольд – театральный режиссер, однин из первых авангардных режиссеров Советского Союза: экспериментировал с декорациями и актерской техникой, использовал собственные режиссерские приемы и изучал традиции старинных театров. Советская жизнь Всеволода Эмильевича Мейерхольда Любил музыку, играл на скрипке. Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold, впоследствии Мейерхольд-Райх; 28 января [9 февраля] 1874. Всеволод Мейерхольд был в течение 10 лет творчески связан с Александринским театром, поставил здесь 19 спектаклей, в том числе легендарный "Маскарад". После Октябрьской революции Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра.
В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего»
На горельефе написано: «Здесь жил и работал с 1926 — 1939 годы выдающийся советский режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд». Еще одно обличение: главный режиссер Малого театра Пров Садовский называет театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов». Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда.
Великие зрители на сцене
В 1935 г. Во 2-й половине 1930-х гг. В 1938 г. Бабанова , Э. Гарин , И. Ильинский , Д. Орлов , Л.
Варпаховский , М. Жаров, Е. Самойлов , С. Мартинсон , Н. Охлопков , В. Плучек , И.
Певцов , И. Пырьев , Б. Равенских , З. Свердлин , М. Царёв , М. Штраух , С.
Эксцентрические жесты отсылают сразу к сверхмарионетке Гордона Крэга с ее «благородной искусственнотью» и к поискам актерской пластики с опорой на кукольный театр, которые характерны для спектаклей Мейерхольда в театре Комиссаржевской: руки фигуры во фраке — это руки куклы из театра марионеток, управляемые нитями. Кстати, один из эскизов А. Головина к мейерхольдовской постановке «Маскарада» костюм Голубого Пьеро — см. Режиссер Мейерхольд. Зеркальное отражение Мейерхольда, написанного Б. Григорьевым, Архипов превратил в памятник, в круглую скульптуру. Поступок остроумный, потому что сразу же позволил решить сложнейшую задачу: найти нетривиальные позу и жест. Таким остроумным способом Архипов вывел фигуру из статики, из бессмысленного покоя, сразу найдя выразительную динамику, опирающуюся на наполненный разнообразными смыслами художественный прецедент — портрет работы Григорьева.
Такие поиски сейчас ведутся многими, сидящие или глупо стоящие фигуры давно надоели всем, но не всегда получается найти правильное решение. Очевидная неудача в таких поисках — бессмысленная фигура падающего А. Блока недавний памятник работы Евгения Ротанова , оставляющая глубокое недоумение.
Репетировали до изнеможения. Рождалась единая композиция, которая завораживала зрителя от первого до последнего действия. Всеволод Эмильевич перешёл в статус контрреволюционера не за один день. Во-первых, в 1922 году режиссёр обратился за помощью к Троцкому, чтобы получить военную технику для постановки «Земля дыбом».
Ему он и посвятил свой спектакль. Во-вторых, в 1930-е годы вместе со своим театром Мейерхольд отправился на длительные гастроли за рубеж. Было ещё много мелочей, например, музыка Шостаковича в спектаклях. Но самое главное — как идеолог, к тому же слишком талантливый, он Сталину не подходил. В эпоху социалистического реализма экспериментам режиссёра просто нет места. На него ополчаются коллеги — все, кроме Станиславского. Премьера так и не состоялась; в спектакле ясно ощущалась апология 1920-х годов, революционный подъем, который в 1930-х сменился всеобщим упорным, монотонным трудом ради социалистического счастья.
Особняком стоял и спектакль «Дама с камелиями». Главную роль в этой постановке исполнила супруга Мейерхольда Зинаида Райх. История любви парижской куртизанки, когда советский народ гнёт спины в пятилетке? Арест режиссёра был делом времени. В 1938 году театр Мейерхольда закрыли как чуждый советскому искусству. Всеволода Эмильевича забрали в июне 1939-го. Постановление об его аресте подписал Лаврентий Берия.
Режиссёра арестовали в Ленинграде и спешно перевезли в Москву. Сначала держали на Лубянке, затем отправили в Бутырскую тюрьму. В июле была убита неизвестными Зинаида Райх.
Он все время провоцирует на взаимодействие. Устраивает в зрительском фойе инсталляции, как мы это сегодня называем. Ставит спектакль на тему колхозной деревни - в фойе зрителей ждет выставка достижений народного хозяйства: снопы, какие-то тыквы лежат, фрукты... Для нас сегодня это обычное дело. Но тогда это были абсолютные новости. Чужой среди своих В спектакле "Мейерхольд.
Чужой театр" по казано осу ждение режиссера всей труппой. Тогда, да и позже, газета "Правда" была как главный рупор - я это еще застал в советское время. И появление материала того или иного толка означало важный сигнал либо к закрытию, либо к открытию. Большая статья, большой разворот. Мы достали подлинник той газеты 37-го года и хотим поставить ее в витрине в фойе, чтобы люди посмотрели - это тоже интересный факт. На афише постановки - портрет Мейерхольда кисти Бориса Григ орьева. Это т образ - в основе памят ника во дворе Новой сцены Александринского театра. Фото: Предоставлено Александринским театром Меня мучил вопрос: как это все произошло? Идет блестящая биография, она сталкивается с методом социалистического реализма, который возникает.
Метод - это коридор, в который ты должен войти, обязательно в нем жить и существовать, иначе ты не здесь, ты чужой. Чужой театр, и ты чужой... Мы опирались на стенограмму собрания, но там не только документальная стенограмма, есть еще записи мейерхольдовских репетиций. Выступают актеры, выступают его ученики - те, кто с ним работал с самого начала. То есть это театральная фантазия, конечно, мы не документальную драму делаем, и прежде всего, когда это собрание перемежается воспоминаниями или театральной репетицией, как он репетирует "Ревизора", "Даму с камелиями", как идет его революционный блок 20-х годов и так далее. И когда те же люди, которые выступают, его обвиняют, они как актеры в этом участвуют и абсолютно отдаются этому процессу, потому что это спектакль еще и про то, что есть театр. И в театре актеры его обожают, ему подчиняются, там они все вместе, а потом выходят обратно на собрание - и жизнь заставляет их по-другому себя вести. В 1937 году. На фотографии - Мейерхольд в верхнем правом уг лу с акте рами.
Известно, что после этого собрания буквально через месяц театр закрывается. Дальше Мейерхольда приглашает Станислав ский главны м режиссером к себе в свой музыкальный театр. Там он работает, не успевает поставить спектакль, который готовит при Станиславском, приезжает в Ленинград, в город, который он обожает, договаривается с Вивьеном, тогдашним главным режиссером Александринского театра о постановке двух спектаклей в Александринском театре - тогда в театре Пушкина. Но после этого разговора возвращается на Карповку к себе домой, его арестовывают - Станиславский уже умер к этому времени, не мог заступиться. И в 40-м году Мейерхольда расстреливают. То ес ть по сути дела его последнее посещение - это Ленинград. Его не арестовывают в Москве, он возвращается как бы к себе в любимый город. Тут его ночью арестовывают, сразу этапируют утром, и все на этом заканчивается... Это же была кампания - не только одна статья в "Правде", а высказывания, отзывы, отклики на эту статью Впервые со стенограммой я познакомился благодаря внучке Мейерхольда Марии Алексеевне Вален тей.
В конц е 80-х годов, когда я был назначен председателем комиссии по наследию Мейерхольда, она меня привела, доб илась, чтоб ы мы вместе с ней в ЦГАЛе смотрели архивы Мейерхольда, и я тогда прочитал эт у стенограм му - огромный том. Она меня потрясла тогда - это был взрыв бомбы. Во-первых, открылись новые фамилии, которые были известны и которые себя соответственным образом вели на собрании.
Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон
Э. Мейерхольд и П. В. Цетнерович Время работы 16 сентября 1936 19 ноября 1937 На какой стадии прекращена работа прогон готового спектакля для комисс. Театр будущего», посвящённая 150-летию со Дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Мейерхольд также руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Александра Пушкина на радио (1937). Всеволод Мейерхольд был в течение 10 лет творчески связан с Александринским театром, поставил здесь 19 спектаклей, в том числе легендарный "Маскарад". 9 февраля исполняется 150 лет со дня рождения актера, режиссера, театрального деятеля Всеволода Мейерхольда.
Великие зрители на сцене
Главным врагом «театра Мейерхольда» была, разумеется, советская цензура, и в спектакле вспоминают знаменитого «Самоубийцу» Мейерхольда-Эрдмана. Режиссёр и актёр Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года. Для Всеволода Мейерхольда театральная постановка была прежде всего ярким зрелищем.
Волшебник театра: в Главархиве открылась выставка, посвященная Всеволоду Мейерхольду
Почта, конечно, ни при чем. По-видимому , президиуму важно, чтобы на письме значилось: отправлено 30 августа. Отвечайте скорее, пожалуйста, как будем действовать в отношении срыва исполнительного комитета» Там же.. Из письма Всеволода Мейерхольда Александру Таирову. Петроград, 13 сентября 1917 года Анатолий Луначарский. Наркомпрос разослал несколько сотен приглашений для интеллигенции. Каждому из пришедших новая администрация поручила заниматься каким-то направлением, Мейерхольду — театром. Из письма Мейерхольда Луначарскому: «Вы меня забыли. И я очень огорчен.
Работать можно весело, лишь находясь в постоянном контакте с вожаком. Ваш Вс. Я рад, что уже почти в партии имею кандидатский билет , хоть Вы и не оставили мне обещанной рекомендации». Из письма Всеволода Мейерхольда Анатолию Луначарскому. Петроград, 19 октября 1918 года Мейерхольд был принят кандидатом в члены РКП б в августе 1918 года партийной ячейкой Школы актерского мастерства в Петрограде. В 1936 году осужден по делу «троцкистско-зиновьевского центра» и расстрелян. Из письма Всеволода Мейерхольда Ольге Каменевой. Петроград, 3—4 ноября 1918 года «Новейший стиль» 16 ноября 1918 года Мейерхольд заявил об уходе из Мариинского театра.
Театр, «принимая в уважение заявление Мейерхольда, объясняющее принципиально причину малого его участия в работе театра расхождением его с театром в эстетико-культурных взглядах, СГО принимает его просьбу об отставке, освобождая от неустойки» Цит. От предложения контракта на разовые постановки Мейерхольд отказывается: «Мое пребывание в этой обстановке невозможно. Мой стиль новейший. Летом 1919 года Мейерхольд выезжает в Крым для лечения в санатории. После захвата Ялты белыми ему удалось переправиться в Новороссийск, где в это время жила его семья. Там в конце сентября он был арестован деникинскими следственными органами; после активных хлопот знакомых, в основном Михаила Гнесина, вышел из тюрьмы под надзор до суда, но вскоре Новороссийск был взят Красной армией, и суд отменился. Прошу Вас, дорогой товарищ, дать какую-нибудь работу жене моей, а дочь мою, у которой тяготение к искусствам литература, живопись, музыка , прошу Вас направить в какую-нибудь из художественных школ. Посоветуйте, пожалуйста, куда ей поступить.
Не пишу Вам о себе: если захотите узнать, жена моя расскажет Вам подробно о всех моих мытарствах. Шлю сердечный привет» В. Новороссийск, 22 мая 1920 года Всеволод Мейерхолльд. Заведующий ТЕО В. Мейерхольд» О. Из письма Всеволода Мейерхольда начальнику Главполитвода т. Театру Пролеткульта передано помещение театра «Эрмитаж». Так создается левый фронт в театральном искусстве — для борьбы с традиционным театром.
Луначарский быстро разочаровывается в своем союзнике и отмежевывается от него. В статье «Театр Мейерхольда» Луначарский писал: «Футуризм протянул руку революции. Я очень хорошо и точно помню, как это случилось в свое время, прежде всего в Ленинграде. Революция приняла эту руку. Революция хотела быть культурной. Но как представитель государственной власти я, конечно, не препятствовал ни в чем футуристам. Во-первых, других художников под руками у нас не было, во-вторых, совсем не дело государственной власти искусственно задерживать рост художественных школ, выдвигаемых самой жизнью. Правда, тогда, в 1926 году, он еще выделял Мейерхольда с надеждой, что тот придет к реализму: «Пролетариату в нынешнем его составе свойствен именно реализм.
В философии — материализм, в искусстве — реализм. Эта связано одно с другим. Собрание сочинений. Я их не понимаю. Петр Вильямс. Приношу извинение за беспокойство. От лица всего коллектива приношу Вам глубочайшую благодарность. С коммунистическим приветом, Всеволод Мейерхольд» Цит.
Из письма Всеволода Мейерхольда Льву Троцкому. Творческая зрелость Мейерхольд не был любимцем вождей Советского государства.
Тот советовал не возвращаться в Москву, прямо сказав: «Вас там погубят».
Но режиссер считал свое возвращение делом чести - он не только был неистово предан революции, но и не мог расстаться с обожаемой Зинаидой Райх. Справка: Впервые Мейерхольд женился еще студентом в 1896 году на подруге детства Ольге Мунт. У супругов родились три дочери, младшая из которых - Ирина - впоследствии вышла замуж за известного актёра театра и кино Василия Меркурьева, а их сын Петр Меркурьев стал актером и музыкальным журналистом.
Второй брак с актрисой Зинаидой Райх продлился с 1922 по 1939 гг. Режиссер усыновил ее детей от первого брака с поэтом Сергеем Есениным Татьяну и Константина. Три справки о смерти Дети Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх сиротами стали трижды — когда в 1925 году повесился их настоящий отец Сергей Есенин, когда в 1939-м, через несколько дней после ареста отчима, была жестоко убита их мать, и когда был убит сам Мейерхольд.
Им выдали в НКВД два свидетельства о смерти отчима: в первом было написано, что он умер 2 февраля 1940 года в результате сердечной недостаточности, во втором стояла дата смерти 17 марта 1942 года и прочерк вместо причины. Бывшая семья режиссера получила извещение, что ему дали «10 лет без права переписки». Несколько лет жена и дочери носили в Бутырку передачи с продуктами, пока не узнали от знакомых, что Всеволода Эмильевича расстреляли в подвале Бутырской тюрьмы в феврале 40-го года.
Бутырская тюрьма. Немирович-Данченко и К. Фото: mxat.
Мятежная натура юноши проявилась в студенчестве - он отказался от участия в семейном бизнесе, принял православие, женился вопреки родительской воле, взял новое имя и изменил фамилию в соответствии с нормами русского языка. Так появился Всеволод Мейерхольд — будущий юрист, который бросил Московский университет в тот же день, когда увидел спектакль «Отелло» в постановке Константина Станиславского. Он поступил в театрально-музыкальное училище при Московской филармонии, где его наставником стал театральный режиссер, драматург и критик Владимир Немирович-Данченко.
В 1898 году Мейерхольд вошел в число 14 избранных и стал актером труппы Московского Художественного театра, созданного его педагогами. Мейерхольд стал звездой МХТ, но в результате творческих разногласий разорвал отношения с наставниками, набрал свою труппу «Товарищество новой драмы» и гастролировал с ней по провинции. Через два года он предложил Станиславскому организовать радикально новый театр, но Немирович-Данченко со скандалом потребовал не слушать «бешеного гения, предлагающего какую-то яичницу с луком - дикую смесь Ницше, Метерлинка и радикализма».
Мейерхольд отличался фантастической работоспособностью - за один сезон поставил 13 спектаклей в театре знаменитой русской актрисы Веры Комиссаржевской, а за десять лет работы в Александринском и Мариинском театрах - 21 драму и 10 музыкальных спектаклей, в том числе и легендарный лермонтовский «Маскарад».
Это была сентиментальная, очень буржуазная пьеса, все любовные сцены сдержанны и целомудренны, но у театра дежурила «скорая помощь», потому что знают - дамы будут рыдать так, что кому-нибудь станет плохо. Повод для слез был у каждого - спектакль шел в разгар жестоких сталинских репрессий. В том же году была поставлена «Пиковая дама» Чайковского в Ленинградском Малом оперном театре. Этот спектакль Дмитрий Шостакович считал вершиной не только творчества Мейерхольда, но и замечательным достижением оперной сцены вообще. Следует отметить, что композитора и режиссёра связывали тесные творческие узы. Свою первую оперу «Нос», Шостакович писал на квартире у Мейерхольда и под впечатлением его «Ревизора». В январе 1936 года вышла печально знаменитая статья «Сумбур вместо музыки» объектом критики стала опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» , положившая начало борьбе с формализмом в искусстве, а буквально через два месяца в «Литературной газете» появляется термин «мейерхольдовщина», прозвучавший как приговор.
Мейерхольд берется за постановку советской пьесы «Одна жизнь» - к 20-летию Октября, но сразу же после генеральной репетиции ее запрещают. Ужасы гражданской войны были представлены на сцене с небывалой откровенностью. После этого театр Мейерхольда был закрыт с формулировкой «Ликвидировать как чуждый советскому искусству». Единственным, кто предложил место опальному мастеру, был Станиславский. Его арестовали в Ленинграде. Когда Мейерхольда в 1920 году назначили заведующим Театральным отделом Наркомпроса, то есть фактически комиссаром всех русских театров, он стал носить шинель, серый френч или гимнастёрку, брюки-галифе, солдатские обмотки и тяжёлые американские ботинки; а на голове - военную фуражку с красноармейской звездой. Дата премьеры «Сестры Беатрисы» - важная дата и в биографии Мейерхольда, и в истории современного театра.
Первый уехал, чтобы остаться художником. Второй возвращается, потому что перестал быть поэтом. В наследии Мейерхольда сохранились его слова об отношении художника с властью, которые могли быть сказаны лишь после написания «Вишневого сада» и закрытия ГОСТИМа: Когда вы осенью видите дерево, теряющее листву, оно вам кажется умирающим. Но оно не умирает, а готовится к своему обновлению и будущему расцвету. Не бывает деревьев, цветущих круглый год, и не бывает художников, не испытывающих кризиса, упадка, сомнений. Но что вы скажете про садовников, которые будут осенью рубить опадающие деревья? Неужели нельзя к художникам относиться так же терпеливо и бережно, как мы относимся к деревьям? Главным врагом «театра Мейерхольда» была, разумеется, советская цензура, и в спектакле вспоминают знаменитого «Самоубийцу» Мейерхольда-Эрдмана. Герой запрещенного спектакля Подсекальников звонит Сталину и говорит абсурдные реплики. Пройдет несколько лет, и уже Мейерхольду придется раздумывать, не обратиться ли ему лично к генсеку, а Пастернак будет советовать ему не делать этого, чтобы не оказаться в положении просителя. Но был у Мейерхольда и другой враг — человеческое равнодушие. С огорчением вспоминал драматург Александр Гладков, ставший для великого режиссера тем же, кем Эккерман стал для Гёте: Сейчас мне не верят, когда я рассказываю, что «Великодушный рогоносец» у Мейерхольда почти не делал сборов и всегда шел при полупустом зале. Завершается спектакль чтением писем Мейерхольда — жене и прокурору на самом деле — Вячеславу Молотову. К Зинаиде Райх и у современников, и у потомков отношение обыкновенно критичное. Ей нередко отказывали в актерском таланте, ее нередко порицали за импульсивность, бестактность и отсутствие ума. Но у нее был великий дар — быть на высоте со своей любовью. Вполне вероятно, что знаменитый, но утомленный и немолодой режиссер не создал бы в последние 15 лет творчества ни «Леса», ни «Ревизора», ни «Дамы с камелиями» без этой любви. В последнем же письме, адресованном, по сути, одному из своих палачей, Мейерхольд отказывается от вырванных под пытками признательных показаний. Когда происходила реабилитация режиссера, которая стоила взявшемуся за нее следователю Военной прокуратуры Борису Ряжскому понижения в звании, то вызванный Пастернак характеризовал убитого друга более советским человеком, чем он сам. Почему был уничтожен художник сцены? И спектакль Питера Брука заканчивается гамлетовской тишиной и режиссерским титром на заднике сцены: WHY? Два великих театральных деятеля, соответственно, первой и второй половины ХХ века — Всеволод Мейерхольд и Питер Брук были новаторами, но не ниспровергателями. Мейерхольд и в последние годы с трогательным восхищением говорил не только о Станиславском, но и о Мамонте Дальском, который в 30-е годы казался безнадежно устаревшим артистом.